что надо сделать чтобы хорошо учиться

Как «научиться учиться» — советы, рекомендации и научные исследования

Часть 1. «Очевидные» советы


Большинство рекомендаций для желающих учиться лучше выглядит довольно банально: помимо посещения лекций и выполнения домашних заданий важно правильно питаться, вести здоровый образ жизни, высыпаться, и следить за режимом дня.

Все это, безусловно, хорошо, но чем конкретно эти прописные истины могут помочь студенту? Как организовать режим дня так, чтобы больше успевать и лучше запоминать материал? Есть ли реальная связь между чувством жажды и когнитивными способностями? Правда ли, что спорт помогает в учебе (и речь не только о дополнительных баллах к ЕГЭ за значок ГТО)?

Попробуем разобраться со всем ниже.

что надо сделать чтобы хорошо учиться. Смотреть фото что надо сделать чтобы хорошо учиться. Смотреть картинку что надо сделать чтобы хорошо учиться. Картинка про что надо сделать чтобы хорошо учиться. Фото что надо сделать чтобы хорошо учиться

Тайминг: как грамотно распорядиться временем

В течение дня


В своей новой книге When: The Scientific Secrets of Perfect Timing писатель Дэниел Пинк (Daniel Pink) приводит множество советов по управлению временем с точки зрения биологии, психологии и даже экономики. Среди них есть несколько вполне конкретных рекомендаций, которые могут помочь в учебе. В частности, Пинк советует при планировании нагрузки учитывать циркадные ритмы.

Циркадные ритмы влияют не только на наш сон, но и на настроение и концентрацию, которые циклически изменяются в течение дня. В среднем, через семь часов после пробуждения концентрация и настроение достигают низшей отметки, после чего снова начинают возрастать (поэтому многие лайф-коучи советуют не откладывать выполнение важных дел и приступать к ним в первые часы после пробуждения). Именно с нашими циркадными ритмами, в частности, связывают тот факт, что вероятность возникновения ошибок на работе (например, в медицинских учреждениях) повышается в период с 14 до 16 часов.

Конечно, студентам необязательно каждый день вставать рано, причем в одно и то же время, однако понимание своего хронотипа и циркадных ритмов можно использовать на благо учебе. Например, наиболее сложные задачи (вроде подготовки к экзаменам или к семинару) планировать на первые два-три часа после пробуждения — понимая, что в последующие часы концентрация будет неизбежно снижаться (о том, чем занять это «малопродуктивное» время, расскажем чуть ниже).

Перед дедлайном


Разумеется, наиболее остро нехватка времени ощущается накануне экзаменов. Кстати, «тянуть до последнего» — это не просто привычка нерадивых студентов, на самом деле такое поведение характерно для большинства из нас. Один из примеров, которые Пинк приводит в своей книге — исследование ученых из Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе, которые показали, что большинство из групп испытуемых во время экспериментов не делают ничего (или практически ничего) минимум первую половину времени до дедлайна, и только потом приступают к работе.

Чтобы избежать эффекта «горящего поезда», ученые советуют ставить промежуточные цели и использовать технику «движения по цепи»: каждый день, в течение которого вы тратили время на подготовку к экзамену (выполнение лабораторной, написание курсовой), отмечайте каким-нибудь символом. Цепочка таких символов в календаре станет дополнительным мотиватором к тому, чтобы не бросать начатое и дойти до дедлайна без «пробелов» и авральной работы. Конечно же, календарь не усадит вас за конспекты и не отключит соцсети, но послужит «раздражителем» и напоминанием — иногда и это может оказаться весьма кстати.

Нужно больше воды

Еще один довольно распространенный совет заключается в том, чтобы не злоупотреблять кофеином, но при этом пить достаточно воды. У этой рекомендации есть вполне обоснованное научное подтверждение — исследования в этой области проводятся довольно давно. Так, например, в ходе одного из экспериментов (научная публикация по его результатам вышла еще в 1988 году) было показано, что даже незначительное обезвоживание (в 1-2%) может вызвать падение когнитивных способностей. В исследовании, в частности, отмечено ухудшение краткосрочной памяти и способности решать арифметические задачи.

А авторы более поздней публикации в журнале European Journal of Clinical Nutrition заявляют, что «обезвоживание является предпосылкой ослабления когнитивных способностей». Поэтому, чтобы не терять фокус во время учебы, следите за своим самочувствием и не терпите жажду — особенно, если помимо занятий вы активно тренируетесь.

что надо сделать чтобы хорошо учиться. Смотреть фото что надо сделать чтобы хорошо учиться. Смотреть картинку что надо сделать чтобы хорошо учиться. Картинка про что надо сделать чтобы хорошо учиться. Фото что надо сделать чтобы хорошо учиться
Фото Университета ИТМО

Учимся во сне

Еще один совет из области очевидного— о том, что здоровый и продолжительный сон положительно влияет на наше умственные способности — известен всем. Американские исследователи пошли дальше — и в ходе экспериментов выявили еще одну важную особенность, связанную с тем, как работает мозг во время сна.

Они показали, что испытуемые лучше запоминают пары несвязанных между собой слов, если заучивали их не утром, а перед сном. В этой связи ученые делают вывод о том, что сон стабилизирует наши воспоминания и позволяет закрепить их — еще один довод против бессонной ночи перед экзаменом.

Упражнения для мозга

На первый взгляд связь спорта и хорошей успеваемости неочевидна — в современной культуре «типичный отличник» и физическая активность — это скорее антонимы (вспомните как Шелдон играл в баскетбол). На самом деле физические упражнения — один из факторов, улучшающих когнитивные способности, что также подтверждено рядом научных работ.

Так, например, одно из исследований, посвященных этому вопросу, подтверждает связь между физическими упражнениями и улучшением памяти. Исследователи анализировали показатели 120 человек и отметили связь между регулярными аэробными тренировками, увеличением размеров гиппокампа и (как следствие) улучшением пространственной памяти испытуемых.

Еще одно полезное свойство упражнений — помощь в борьбе со стрессом. В Американской психологической ассоциации, например, отмечают, что один из плюсов регулярных упражнений — усиление взаимосвязей между физиологическими системами (мышечной, сердечно-сосудистой, нервной системой), которые возбуждаются в чрезвычайной ситуации. При тренировках организм «отрабатывает» стандартную реакцию на стресс, в итоге «в боевых условиях» мы оказываемся способны лучше владеть собой, так как за время тренировок организм уже «научился» работать с подобными состояниями.

В 2012 году в журнале Brain Research был опубликован мета-анализ материалов, посвященных связи между физическими упражнениями и работой мозга. Результат, правда, оказался не особенно впечатляющим — по итогам анализа 79 научных материалов ученые отметили, что связь между двумя явлениями (физической нагрузкой и улучшением когнитивных способностей) действительно существует, но является достаточно слабой. Правда, ученые не отрицают, что более значительный эффект возможен и зависит от того, в какие именно результаты когнитивной деятельности фиксирует исследователь в ходе эксперимента.

Тяжелая атлетика или кроссфит, возможно, не лучшие варианты для того, чтобы начать знакомство с миром спорта: если ваша цель — укрепить здоровье и улучшить работу мозга, подойдет даже умеренная физическая активность. Например Всемирная организация здравоохранения советует уделять умеренно-интенсивным физическим нагрузкам порядка 150 минут в неделю — вполне достаточно для того, чтобы помочь мозгу, начать укреплять здоровье и при этом не забросить учебу.

Источник

Как заставить себя учиться

Что делать, если нет вдохновения

что надо сделать чтобы хорошо учиться. Смотреть фото что надо сделать чтобы хорошо учиться. Смотреть картинку что надо сделать чтобы хорошо учиться. Картинка про что надо сделать чтобы хорошо учиться. Фото что надо сделать чтобы хорошо учиться

что надо сделать чтобы хорошо учиться. Смотреть фото что надо сделать чтобы хорошо учиться. Смотреть картинку что надо сделать чтобы хорошо учиться. Картинка про что надо сделать чтобы хорошо учиться. Фото что надо сделать чтобы хорошо учиться

Когда учебный предмет в меру сложен и интересен, учиться легко. Когда слишком трудно, нужна помощь преподавателя. Если же задания посильны, но выполнять их не хочется, приходится заставлять себя. Рассказываем о способах побудить себя сделать скучную работу.

Оценить упущенную выгоду

К большой цели трудно подступиться из-за страха провала. Воображение рисует высоты, к которым нужно стремиться, и школьнику становится страшно не достичь их. Если готовиться к ОГЭ, то сдать на «отлично», пробовать силы в олимпиаде — чтобы непременно стать призёром или победителем. Чтобы начать подготовку и не откладывать всё на последний момент, полезно реально оценивать, что вы теряете.

Для этого нужно сразу ставить чёткую цель, например, «прочитаю один учебник, чтобы написать тест по географии на четвёрку» или «прорешаю десять вариантов задания № 13 профильного ЕГЭ по математике, чтобы на экзамене справиться с такими уравнениями». Важно понять, что ученик теряет, откладывая занятия на потом. Что будет, если вообще не приступить к учёбе? — Тройка по предмету. А что будет, если отложить ещё на месяц или не начать сегодня же? — Либо тройка, либо четвёрка, но ценой бессонных ночей и сильного стресса. Когда ясно, чем плоха отсрочка, легче начать работу не ради выдающихся результатов, а чтобы решить свою конкретную задачу.

Усилить самоконтроль

«Прокачать» внимание

Чтобы не отвлекаться и начать решать варианты экзамена или читать учебник, нужно направить на это занятие своё внимание. Внимание бывает неустойчивым от природы или по физиологическим причинам. С природными данными — особенностями нервных процессов — ничего не поделаешь, но стимулировать внимание можно.

Исследования показывают, что сразу после физической нагрузки концентрация внимания повышается. Чтобы существенно повысить внимательность, тренироваться нужно каждый день. Ученику легче сосредоточиться на задании сразу после прогулки или гимнастики.

Избавиться от информационного шума

Соцсети, уведомления о новых публикациях, сообщения в мессенджерах приходят постоянно. Рука непроизвольно тянется к телефону, и минута за минутой несколько часов в день тратится на развлечения в интернете. На время работы телефон нужно поставить на беззвучный режим, а ещё лучше использовать на всех устройствах блокировщик сайтов и приложений. Пусть программа не даёт отвлекаться на общение и юмор в течение хотя бы нескольких минут, отведённых на работу.

Интернет не единственный источник развлекательного контента. Когда занятие скучное, приятно отвлечься на собственные мысли и фантазии. В голову блокировщик не поставишь, так что придётся осознанно возвращать себя к работе.

Не ждать вдохновения

Часто не хочется браться за неинтересное дело без вдохновения, но нужно честно ответить на вопрос «А придёт ли вообще вдохновение разгрести ящик со старыми тетрадками, черновиками и непонятными блокнотами или решить КИМ ЕГЭ по русскому?». Нет. Вдохновение сделать скучное или нужное дело не придёт никогда. Есть только один способ покончить с подобной задачей: начать и довести до конца. Необязательно делать всё сразу, но в один день нужно начать.

Следовать плану

Следовать намеченному плану проще, чем решиться на неинтересное дело внезапно. Стоит заранее решить, в какой день выполнять свою часть домашних обязанностей, а когда учить неправильные глаголы по английскому. Полезно вести ежедневник, чтобы с вечера просматривать список дел на завтра и быть морально готовым.

Когда «завтра» наступает, проще взяться за работу, насчёт которой всё уже решено и определено. Остаётся только начать делать.

Дать себе 2 минуты

Мы уже писали о философии кайдзен, согласно которой сегодня достаточно делать чуть больше, чем вчера. Если в понедельник школьник вообще не брался за сочинение, то открыть и пролистать темы во вторник — уже шаг вперёд.

Договоритесь с собой начать неприятное дело и выполнять его хотя бы 2 минуты. Важно пообещать себе прекратить работу по истечении этого времени, если будет совсем невыносимо. Скорее всего, вы успеете втянуться и не захотите бросить начатое.

Что запомнить

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Как учиться меньше, но лучше

Чтобы получать отличные отметки, необязательно целыми днями сидеть за уроками. Достаточно изменить подход к обучению — в этом вам помогут наши советы о том, как учиться лучше.

что надо сделать чтобы хорошо учиться. Смотреть фото что надо сделать чтобы хорошо учиться. Смотреть картинку что надо сделать чтобы хорошо учиться. Картинка про что надо сделать чтобы хорошо учиться. Фото что надо сделать чтобы хорошо учиться

Чередуйте предметы и темы, чтобы учиться было легче

Нет ничего хуже монотонности. Мозг «закипает», когда часами решаешь один и тот же тип задачек по математике или зубришь даты по истории. Не надо так.

Эффективнее работать блоками. Например, полчаса графики по алгебре, полчаса уравнения, а следующий час — таблица по обществознанию. Именно такого подхода придерживается ученица «Экстерната и домашней школы Фоксфорда» Зина Кузнецова. Она считает, что если весь день делать один предмет, быстро переутомишься, нужно переключаться, чтобы учиться лучше.

Сосредотачивайтесь на одной задаче

что надо сделать чтобы хорошо учиться. Смотреть фото что надо сделать чтобы хорошо учиться. Смотреть картинку что надо сделать чтобы хорошо учиться. Картинка про что надо сделать чтобы хорошо учиться. Фото что надо сделать чтобы хорошо учиться

Как бы ни был велик соблазн выполнять домашнее задание, параллельно просматривая запись урока, так делать не стоит.

Подобная многозадачность снижает продуктивность. Хотя переключение внимания и занимает доли секунды, мозг от этого быстро устаёт.

Взявшись за какое-то дело, уделяйте ему максимум внимания. Отключите уведомления в мессенджерах и социальных сетях, закройте лишние вкладки в браузере и уберите подальше телефон, чтобы было быстрее и легче учиться.

Тренируйте концентрацию внимания с помощью метода «Помидора». Экстерн «Фоксфорда» Алина Ахаева на себе проверила его эффективность. Она установила интервалы, в которых учёба чередуется с отдыхом: 25 минут активной работы и 15 минут отдыха. В среднем получается по шесть «помидорок» в день.

Прокачайте навыки самообразования

Что быстрее — идти пешком или ехать на велосипеде? Ответ очевиден. Так же с учёбой — процесс пойдёт гораздо лучше, если научиться учиться. Вот наши советы:

Список не исчерпывающий. Работайте над собой, и тогда учёба будет в радость.

Используйте интервальное повторение, чтобы лучше учиться

что надо сделать чтобы хорошо учиться. Смотреть фото что надо сделать чтобы хорошо учиться. Смотреть картинку что надо сделать чтобы хорошо учиться. Картинка про что надо сделать чтобы хорошо учиться. Фото что надо сделать чтобы хорошо учиться

Мало выучить — надо удержать материал в памяти.

В 1932 году британский психолог Алекс Мейс написал книгу «Психология обучения». Профессор предположил, что гораздо продуктивнее не зубрить, а повторять материал через определённые промежутки времени. В 1939 году этот метод опробовали на 3 600 студентах и доказали его эффективность.

Существует формула интервального повторения: Y = 2X + 1.

Y — это день, когда информация начнёт забываться; X — день последнего касания с информацией. Нетрудно посчитать, что урок, состоявшийся в понедельник, к четвергу надо повторить. Психологи рекомендуют следующую схему:

Интервальное повторение действительно помогает лучше учиться и здорово работает с системой карточек.

Следите за самочувствием

Когда организм не в порядке, обучение не приносит плодов. Необходимо соблюдать баланс учёбы и отдыха. Наши советы, чтобы было легче учиться:

Чтобы лучше учиться, нужно обязательно находить время на отдых, считает ученица «Домашней школы Фоксфорда» Яна Негина. Иногда необходимо сосредоточиться на учёбе, а иногда бывает важнее не сидеть на уроке, а сходить погулять или порисовать. Онлайн-школа даёт возможность прислушиваться к себе, так почему бы этого не делать?

Источник

Что надо сделать чтобы хорошо учиться

Суперстудент — это не тот, кто зубрит учебники, а тот, кто получает высокие баллы при минимальных затратах и сохраняет полученные знания на всю жизнь. Авторы книги «Суперстудент» пишут о том, что мотивация и техника обучения влияют на успеваемость гораздо сильнее, чем уровень интеллекта. В книге они рассказывают, как учиться эффективно, быстро и с удовольствием. Делимся советами, которые сделают процесс обучения комфортнее и продуктивнее.

Знакомимся с тайм-менеджментом

Большинству учащихся никогда не хватает времени. Раз времени мало, тратить его надо с умом. Для этого существует тайм-менеджмент — приемы и стратегии экономии времени.

Сколько времени у вас есть?

Очень важно реалистично оценивать количество времени, которое у вас есть и понимать, сколько времени вам необходимо для учебы. В неделе семь дней, в сутках 24 часа, значит, в неделе 168 часов. Сколько времени вы тратите на сон, еду, развлечения и т. д.? Спите по восемь часов в сутки? В неделю это составит 56 часов. На еду уходит два часа в день? В неделю это будет 14 часов и т. д. Сколько же времени остается на учебу?

что надо сделать чтобы хорошо учиться. Смотреть фото что надо сделать чтобы хорошо учиться. Смотреть картинку что надо сделать чтобы хорошо учиться. Картинка про что надо сделать чтобы хорошо учиться. Фото что надо сделать чтобы хорошо учиться
Суперстудент

что надо сделать чтобы хорошо учиться. Смотреть фото что надо сделать чтобы хорошо учиться. Смотреть картинку что надо сделать чтобы хорошо учиться. Картинка про что надо сделать чтобы хорошо учиться. Фото что надо сделать чтобы хорошо учиться

Как показано на таблице выше, без учета выходных остается 20 часов в неделю, или четыре часа в день. Изучаете четыре предмета? Значит, у вас пять часов в неделю на каждый предмет. Это совсем не много, поэтому время придется экономить. Разумеется, можно выделить еще несколько часов за счет других дел. Долго собираетесь по утрам на занятия? Любите смотреть телевизор? Зависаете в сети? Значит, есть резервы для экономии.

Планы и реальность

Подсчитайте, сколько времени уходит на изучение конкретного предмета. Засеките время и прочтите четыре страницы учебника. Разделите количество затраченного времени на четыре и умножьте на количество страниц, которые предстоит прочесть. Например, если чтение страницы занимает четыре минуты, а за неделю надо прочесть 60 страниц, на чтение уйдет четыре часа. Точно так же можно рассчитать, сколько времени потребуется для конспектирования и выполнения заданий. Допустим, на конспектирование будет потрачено два часа, а на выполнение заданий — три. Кроме того, понадобится час на просмотр конспектов. Итого получается 10 часов (4 + 2 + 3 + 1). Но на каждый предмет можно потратить не более пяти часов в неделю. Все ясно: план невыполним. От многого придется отказаться, оставив только самое необходимое.

Не теряйте ни минуты!

В течение дня бывают периоды, когда время тратится впустую. Мы ждем автобус, едем в транспорте, идем на занятия, сидим в приемной зубного врача, стоим в очереди, устраиваем передышку в занятиях и т. д. За это время вряд ли удастся решить задачу и подготовиться к экзамену или контрольной, но вполне можно сделать некоторые простые дела, например позвонить по телефону или пролистать конспекты. Неважно, как именно используется время вынужденных простоев. Важно, чтобы оно использовалось.

Планы на день

Специалисты по персональной производительности рекомендуют ежедневно тратить 10 минут на составление плана на день. Какие важные дела предстоит сделать? А второстепенные? Концентрируйтесь на главном, а некоторые дела делайте параллельно с другими, экономя время. Что? Нет времени на планирование? Неправда! На самом деле времени слишком мало, чтобы позволить себе обходиться без плана.

Никакого беспорядка

Приступая к занятиям, не тратьте время на поиск ручек и тетрадей. Купите все необходимое, разложите по местам и не разбрасывайте по дому. Пускай вы потратите на поиски тетрадей всего несколько минут, но эти минуты уйдут впустую. К тому же хронический беспорядок раздражает и отбивает желание заниматься.

Не тратьте время на запоминание ненужного

Ведение календаря в телефоне или ежедневника помогает не тратить времени на запоминание длинного списка дел и встреч и экономить его для более важных занятий. Дэвид Аллен, известный специалист по личной эффективности, считает, что использование ежедневника помогает сэкономить много времени. По его мнению, время и силы, которые мы тратим на запоминание распорядка дня, расходуются впустую. Ученый рекомендует заносить все предстоящие дела и встречи в календарь в телефоне и каждое утро просматривать записи.

Не забывайте об отдыхе

Время от времени делайте перерыв в занятиях, иначе они приведут к переутомлению и выгоранию. Чтобы хорошо учиться, надо иногда давать себе передышку. Одним требуется меньше времени для отдыха, другим — больше, но отдых нужен всем. Количество времени, которое тратится на изучение того или иного предмета, зависит от сложности материала, ваших способностей и намерений. Хотите учиться лучше всех? Придется жертвовать свободным временем чаще, чем если бы вы были готовы оставаться середнячком.

Многие с трудом переключаются с учебы на отдых и наоборот. На каникулах они думают об учебе и изводят себя, вспоминая о предстоящих занятиях. А на уроках и лекциях, наоборот, мечтают о разных приятных вещах или развлекаются, просматривая ленту в соцсетях. В итоге успеваемость снижается. Разорвать этот порочный круг поможет самодисциплина. Во время занятий лучше думать о занятиях, а во время отдыха — не думать о них.

Не забывайте о спорте

Хотите хорошо учиться? Занимайтесь спортом! Физические нагрузки делают нас сильнее и энергичнее. Это подтверждается результатами исследования того, как спорт влияет на успеваемость. В статье «Бег делает нас умнее» (Start running and watch your brain grow, say scientists) в газете The Guardian представлены данные, которые показывают, что бег и занятия аэробикой способствуют росту новых клеток мозга и улучшению памяти. Физические упражнения полезны не только для здоровья, но и для зачеток и дипломов. Значит, каждую неделю надо выкраивать время для фитнеса. Когда мы в хорошей форме, учеба дается легче.

Вы один из тех, кто вечно собирается начать делать зарядку, но никогда не начинает? Не стоит ждать понедельника, просто добавьте событие «фитнес» в календарь. Занимайтесь самостоятельно или с друзьями. Попробуйте групповые занятия. Считайте эту запись в календаре такой же важной, как все другие.

Не забывайте о сне

Недосыпание отрицательно сказывается на самочувствии и настроении. Результаты исследований говорят о том, что оно снижает творческий потенциал, ослабляет иммунную систему, мешает концентрации внимания. Многие студенты поздно ложатся и с трудом встают по утрам. Они не успевают отдохнуть и на следующий день не могут сосредоточиться на лекциях. Вечером бедняги пытаются наверстать упущенное и опять поздно ложатся. Порочный круг мешает хорошо учиться.

А как быть тем, у кого нет сильной воли? Им труднее выработать режим, но тем важнее он для них. В конце концов, каждый может избавиться от вредных привычек и выработать полезные, если, конечно, захочет.

Зачем нужны высокие оценки?

Выбрали несколько тезисов из книги, которые расскажут о том, зачем получать высокие оценки.

что надо сделать чтобы хорошо учиться. Смотреть фото что надо сделать чтобы хорошо учиться. Смотреть картинку что надо сделать чтобы хорошо учиться. Картинка про что надо сделать чтобы хорошо учиться. Фото что надо сделать чтобы хорошо учиться
Источник

Источник

Как заинтересовать ребёнка учёбой в школе: советы родителям

Узнайте, как увлечь подростка образовательным процессом, какие виды мотивации существуют и что думают об этом психологи. В статье приводим действенные советы, как заинтересовать ребёнка учёбой.

что надо сделать чтобы хорошо учиться. Смотреть фото что надо сделать чтобы хорошо учиться. Смотреть картинку что надо сделать чтобы хорошо учиться. Картинка про что надо сделать чтобы хорошо учиться. Фото что надо сделать чтобы хорошо учиться

Почему важно увлечь ребёнка занятиями

Как заинтересовать ребёнка учёбой — вопрос, который наверняка задавал себе каждый родитель. Прокрастинировать и лениться время от времени свойственно всем, и нестрашно, если это единичные случаи. Но что делать, если ребёнок совсем безразличен к школьной программе, не хочет учиться и старается ускользнуть от «домашки» под любым предлогом? Как заинтересовать детей занятиями?

Жёсткий контроль и «зубрёжка» из-под палки — не выход. Рано или поздно ребёнок начнёт списывать, а отношения в семье могут испортиться. Никто не любит, когда его постоянно заставляют. Более того, такой подход может навсегда вызвать отвращение к образованию. Этого нельзя допустить, ведь мир в XXI веке стремительно меняется, и чтобы угнаться за ним, необходимо постоянно развиваться.

Надёжный способ заинтересовать ребёнка учиться — создать мотивацию. Она может быть внешней и внутренней, а также положительной и отрицательной. Рассмотрим эти виды подробнее.

Типы учебной мотивации

Внешняя мотивация связана с какими-либо обстоятельствами извне, например, наградой или, наоборот, наказанием. Внешняя мотивация, в свою очередь, может быть положительной — когда ребёнок за хорошие оценки по итогам четверти получает новый телефон — и отрицательной — если заканчивает год с «тройкой» и поэтому не едет в лагерь.

Внутренняя мотивация связана с самой деятельностью и её значением для человека.

Положительная внутренняя мотивация — это когда ребёнок старается получать «пятёрки», чтобы хорошо сдать экзамены, поступить в вуз на специальность своей мечты и работать тем, кем хочет. Отрицательная — когда понимает, что если не будет хорошо учиться, не сможет поступить на бюджет.

что надо сделать чтобы хорошо учиться. Смотреть фото что надо сделать чтобы хорошо учиться. Смотреть картинку что надо сделать чтобы хорошо учиться. Картинка про что надо сделать чтобы хорошо учиться. Фото что надо сделать чтобы хорошо учиться

Самая продуктивная мотивация — внутренняя положительная. Именно она источник всех выдающихся поступков, реализованных проектов и свершений. Люди, которые многого добились в жизни и в своём деле, — это, прежде всего, люди с высокой внутренней мотивацией. А вот внешняя, по мнению психологов, совсем не поможет заинтересовать ребёнка учёбой в школе. Так, Альфи Кон, автор популярной книги «Наказание наградой» утверждает, что при попытках замотивировать «пряником», то есть внешним поощрением, ребёнок ищет не творческий способ выполнения задания, а самый простой и безопасный. Отсюда возникают списывания, решебники, выполнения домашних работ методом «гугления». Какая разница, как добиться результата, если главное — не знание, а новый телефон?

Так что лучший совет, как заинтересовать ребёнка учёбой, — сделать так, чтобы он сам искренне полюбил образовательный процесс. Это не всегда бывает просто, особенно если в школе авторитарные преподаватели, испорчена атмосфера в классе или есть конфликты.

Как заинтересовать ребёнка учёбой: советы психологов

Совет 1. Создавайте настрой на учёбу

Если у вас есть какое-то хобби — допустим, игра на фортепиано, — вы вряд ли садитесь за него, когда голодны, устали, пребываете в плохом настроении или когда болит голова. Так же и с учёбой.

Ребёнок должен садиться за уроки спокойным, отдохнувшим и сытым. Вы можете привлечь его к занятиям, помочь ему настроиться на учёбу, сделав вместе с ним идеальное рабочее место: с органайзером, стикерами, с удобным стулом и подходящим освещением. Помогает настроиться и просматривание конспектов по предыдущим занятиям перед подготовкой домашних заданий.

Совет 2. Поддерживайте увлечения ребёнка

Поощряйте всё положительное, что попадает в радар интересов подростка. Если ему нравятся астрономия и звёзды, сводите его на лекцию в планетарий, купите карту звёздного неба и красочную энциклопедию. Есть интерес к чтению — посетите литературные места, например, Пушкинские горы и Ясную поляну, побывайте на открытых поэтических вечерах. Старайтесь участвовать во всех активностях по интересующей ребёнка теме, а после обязательно делитесь впечатлениями друг с другом.

Совет 3. Вдохновляйтесь примерами великих людей

Как уже было сказано выше, люди, которые добились успеха в жизни, — это ходячие вулканы внутренней мотивации. Поколение центениалов любит истории успеха бизнесменов, предпринимателей, технологических инноваторов. Почитайте вместе с ребёнком биографии Джека Ма, Илона Маска, Сергея Брина. Каждый из них — пример постоянного самообучения. Джек с детства проводил много часов, общаясь с иностранными туристами, чтобы выучить английский, Илон с нуля штудировал пособия по космонавтике, физике, ракетостроению и стал большим профессионалом. Их истории успеха наверняка помогут заинтересовать детей учиться.

что надо сделать чтобы хорошо учиться. Смотреть фото что надо сделать чтобы хорошо учиться. Смотреть картинку что надо сделать чтобы хорошо учиться. Картинка про что надо сделать чтобы хорошо учиться. Фото что надо сделать чтобы хорошо учиться

Совет 4. Отвечайте на все вопросы

Не отмахивайтесь, какими бы наивными или бесполезными вам ни казались вопросы ребёнка. Рассказывая всё развёрнуто и с удовольствием, вы сформируете у него привычку быть любознательным, анализировать происходящее вокруг, мыслить критически, задавать вопросы себе и другим. И тогда не придётся заставлять ребенка учиться, он сам будет это делать с большим удовольствием.

Совет 5. Формируйте правильное окружение

Зачастую именно отсутствие интереса к обучению у сверстников отбивает у подростка желание учиться. Привить любовь к образованию может помочь правильное окружение. Друзья по секциям и кружкам, одноклассники и наставники, старшие братья и сёстры, приятели с олимпиад и конкурсов — любой человек, которого уважает подросток, может преподать ему пример и заинтересовать в учёбе.

Совет 6. Учитесь вместе с ребёнком

Покажите, что вам тоже интересно узнавать новое. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», например, вы можете смотреть вебинары вместе с ребёнком, когда у вас есть свободная минутка. Подойдут также образовательные ролики и документальные фильмы на YouTube.

Ещё один хороший способ совместного обучения — игры.

Совет 7. Хвалите и правильно критикуйте

Грамотная обратная связь — один из действенных инструментов мотивации. Хвалите ребёнка за проявленный интерес к обучению, творческие решения и дисциплинарные успехи. Критика тоже нужна, но не в виде оценочных суждений («Ты подготовился плохо!») или эмоций («Я так и знала, что ты опять подведёшь меня»). Сядьте вместе с ребёнком и проанализируйте, что получилось, а что можно улучшить в следующий раз.

что надо сделать чтобы хорошо учиться. Смотреть фото что надо сделать чтобы хорошо учиться. Смотреть картинку что надо сделать чтобы хорошо учиться. Картинка про что надо сделать чтобы хорошо учиться. Фото что надо сделать чтобы хорошо учиться

«Не оценивайте ребёнка: “Ты очень умный”, “Молодец, ты справился лучше всех”. Так он будет постоянно ждать оценки своих поступков, станет зависим от вашего мнения о нём. Лучше говорите, что чувствуете из-за его действий. Это оценит сам поступок, покажет, что вам не всё равно, вы искренне переживаете, и научит ребёнка проговаривать свои эмоции. Например, если он верно выполнил задание, скажите “Я очень рада, что ты отлично усвоил эту тему”. А ещё лучше спросите, как чувствует себя ребёнок, преодолев трудности».
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

Совет 8. Освободите ребёнка от лишнего

Знать всё и обо всём невозможно. Если подростку совсем неинтересна, допустим, химия, не стоит заставлять ребенка учиться, достигая идеальных результатов, — достаточно знать аттестационный минимум. Он окончит школу и забудет про валентность и химические формулы, а углублённый курс по любимому предмету может сыграть решающую роль при поступлении. Пусть лучше направит силы на те дисциплины, которые его действительно увлекают. В «Домашней школе Фоксфорда» существуют индивидуальные образовательные маршруты, в которых большее количество часов уделено нужным ученику дисциплинам.

Чего не стоит делать, чтобы заставить ребёнка учиться

Сравнивать с «сыном подруги»

Конкуренция, конечно, способна стать источником мотивации, но уже во взрослом возрасте и далеко не для всех. А если постоянно сравнивать ребёнка с другими детьми, это, наоборот, демотивирует и не поможет заинтересовать ребенка учёбой.

Переходить на личность

Как бы ни расстроил вас ребёнок своим очередным проявлением разгильдяйства, не оскорбляйте его. Слова ранят сильно, помните о том, что одна фраза может запомниться навсегда и стать установкой, которая негативно отразится на всей жизни человека.

«Если ребёнку постоянно повторять, что он глупый, разгильдяй, неряха и другие неприятные вещи, у него даже не появится желание стараться это исправить. Зачем что-то делать, когда взрослые уже навесили на тебя «ярлык»? Лучше оцените старания ребёнка или результат его работы. Например, скажите «Я видел(а), как долго ты готовился к этой контрольной. Я горжусь тобой!».
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

Перегружать учёбой

В 1965 году американский педагог начальной школы Барбара Шил провела интересный эксперимент со своим классом из 36 трудных подростков. Она объявила, что каждый в течение дня сможет заниматься тем, чем захочет. Назавтра всё повторилось, но теперь Барбара помогала школьникам составлять план на день. Затем объяснила, что есть определённая учебная программа на неделю, которую нужно пройти. Результатом эксперимента стало то, что у всех ребят запустилась внутренняя мотивация, и они стали гораздо успешнее заниматься.

Не ставьте образование во главу угла, поощряйте хобби, занятия спортом, музыкой, творчеством. Оставляйте время на увлечения и общение с друзьями. Даже когда учёба станет любимым делом, нужны перерывы на другие занятия.

Продолжать ходить в обычную школу

Если вы чувствуете, что традиционная школьная система снижает внутреннюю мотивацию и природную любознательность ребёнка, подумайте о смене формата обучения. И тогда не придётся думать, как заинтересовать ребёнка учёбой, он сам будет учиться с удовольствием. С каждым годом всё больше мам и пап выбирают семейное обучение, где можно индивидуализировать учебный процесс и найти поддержку профессионалов. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», к примеру, обучение проходит онлайн, но записи доступны в любое время: ребёнок сам выстраивает свой график дня, просматривает уроки, выделяет время на домашнюю работу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *