что песни их плохи что пение прекрасно чтобы помолчали
Басня Крылова Кукушка и петух
Басня Крылова Кукушка и Петух с юмором описывает сценку общения двух бездарных «певцов» Кукушки и Петуха, наперебой расхваливающих друг друга без всякой на то причины.
Кукушка и петух слушать
Басня Кукушка и петух читать
«Как, милый Петушок, поешь, ты громко, важно!» —
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —
«Тебя, мой куманек, век слушать я готова». —
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова…
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок.
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни, что твой соловей!» —
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички,
На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, —
Все ваша музыка плоха. »
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
Мораль басни Кукушка и петух
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
Мораль басни Кукушка и Петух по традиции указана Крыловым в самом конце произведения. Пролетавший мимо Воробей и тот понимает, что от хвальбы таланта не появится, говоря льстецам: «хоть вы охрипните, хваля друг дружку, все ваша музыка плоха!».
Басня Кукушка и Петух была издана в 1841 году, хотя написана немногим ранее. Свидетельства многих авторов и критиков однозначно приписывают главные роли в этой басне Булгарину и Гречу – писателям, хвалившим друг друга по поводу и без повода. Говорят, они восхваляли друг друга больше некуда.
Крылов на их примере очень юмористично показал, что, сколько бы люди ни хвалили один другого без особой на то причины, это не изменит отношение других к их работе. В басне Крылова Кукушка и Петух, две птицы наперебой расхваливают пение друг дружки. Петух сравнивает пение Кукушки с соловьем, а та в свою очередь считает пение Петуха лучшим, чем у райской птички. Только простой Воробей говорит им начистоту, что они могут хоть охрипнуть от своих хвалебных речей, но при этом останутся каждый с тем голосом, который у них есть.
Басня Крылова Осёл и соловей
Осёл оценивает Соловьиную песню в басне Крылова. Забавная, красивая и очень тонкая история.
Осёл и соловей слушать
Басня Осёл и соловей читать
Осёл увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осёл, уставясь в землю лбом:
«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.
Избави, бог, и нас от этаких судей.
Мораль басни Осёл и соловей
Осёл же, напротив, совершенно не разбирается в пении, но оценивать Соловья считает возможным. За неимением слуха и понимания прекрасного, посчитал, что даже петух спел бы лучше. Крылов здесь передает абсурдность сложившейся ситуации и моралью в последней строчке басни подводит итог: браться судить о том, о чем даже не имеешь представления – глупо. Осел, сравнивая Соловья с Петухом, сопоставляет две совершенные противоположности, показывая нам отсутствие какого-либо вкуса.
Моя любовь сильна, хоть внешне ослабшей выглядит она,
И я люблю никак не меньше, но взгляд не выдаст мой меня.
Ведь грош цена любви приличной, когда о ней язык твердит,
Владелец слов когда публично на всех углах о ней кричит.
Когда любовь была нам новой и новой нам была весна,
Тогда с привычностью задорной я воспевал её всегда.
Так соловей в начале лета одними песнями живёт,
Но зреют дни, и тише флейта без прежней звонкости поёт.
Не потому, что лето стало не так прекрасно, чем когда,
Печальным нотам тем внимая, впадала в сон ночная мгла.
Но тяжелеет ветвь от песен, былой ажурности уж нет,
И оттого так скучен, пресен, обычный стал и мой привет.
Вот потому и я смыкаю уста свои. как соловей,
Чтоб не наскучить, обрывает рулады музыки своей.
Тебя встречал я песней, как приветом,
Когда любовь нова была для нас.
Так соловей гремит в полночный час
Весной, но флейту забывает летом.
Ночь не лишится прелести своей,
Когда его умолкнут излиянья.
Но музыка, звуча со всех ветвей,
Обычной став, теряет обаянье.
И я умолк подобно соловью:
Свое пропел и больше не пою.
Сильней моя любовь, но неприлично
Мне щеголять влияньем скрытых чар,
Как будто выставить готов публично
Я на продажу редкостный товар.
Когда любовь моя была нова,
Звучал во мне безудержный мотив,
Как Филомела щелкает сперва,
Свою цевницу позже затаив.
Не то чтобы весна была милей,
Чем поздним летом щедрые сады;
Ветвям от песен диких тяжелей,
Но быстро приедаются плоды.
К любовным песням слишком ты привык.
Не лучше ли мне придержать язык?
О, наша страсть была еще в своей весне,
Когда я стал ее приветствовать стихами!
Так соловей поет пред летними ночами
И, выждав их приход, смолкает в тишине.
Не то чтоб летом мне жилося поскучней,
Чем в дни, когда любовь звучит в тиши ночей;
Но музыка теперь едва ль не в ветке каждой
Звучит, и грудь ее уж пьет не с прежней жаждой.
И я, не надоесть чтоб песнею моей
Твоим ушам, порой молчу, подобно ей.
Люблю сильней, чем раньше, но немею;
Смотрю с любовью, но скрываю взгляд:
Товаром станут чувства тем быстрее,
Чем громче их прославить поспешат.
Весной любви, ее зарей согрета,
Моих тебя будила песен трель.
Так соловей поет в начале лета,
А к середине где его свирель?
Чтоб не наскучить песнею своей,
Я тоже помолчу, как соловей.
И я, как он, смолкаю то и дело,
Чтоб песнь моя тебе не надоела.
Мою любовь считаю я секретом,
Душа ее в безмолвии таит,
Святынями торгует, кто об этом
Налево и направо говорит.
Весной ко мне приходит вдохновенье,
Не сплю,- любовью, рифмами томим,
И соловья чарующее пенье
Вторит сонетам и стихам моим.
Но пропадает обаянье это,
И умолкает звонкий соловей,
А песня, став обычной трелью летом,
Уж не слышна в ночи среди ветвей,
А утомит поэзия моя,
Последую примеру соловья.
Любовь моя сильна не напоказ,
Не напоказ вдвойне она нежнее.
Словесных ей не надобно прикрас,
Ведь не торгую я на рынке ею.
Когда любовь пришла к тебе и мне,
Я пел ее младенческие лета,
Как соловей, что звонок по весне,
Но замолкает к середине лета.
Не то чтоб лето хуже, чем весна,
Когда свистал певец в ночном дозоре,
Но летом с каждой ветки песнь слышна,
А соловей не свищет в общем хоре.
Надоедать из хора не хочу
И потому, как соловей, молчу.
Моя любовь застенчиво немеет,
Теряя связи слов и робких фраз,
Таясь в тени не хочет и не смеет
Являть себя прилюдно напоказ.
Строчить тебе эклоги, мадригалы
Мне нравилось в глухой полночный час;
Им вторили небесные хоралы
Весенних гроз,
но к лету пыл угас.
На звонкие коленца и рулады
Ночь разменяла таинства свои.
К рассвету надоели соловьи,
Нет в трелях ни надежды, ни услады.
Чтоб повтореньем слух не огорчать,
Пора и мне навеки замолчать.
Песни и их роль в главе «Пир на весь мир»
Важную роль в понимании нравственных исканий героев поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в осмыслении ими прошлого и поиске правды играют песни: «Барщинная», «Голодная», «Соленая», «Солдатская». Они не только рассказывают о трагических страницах народной жизни при крепостном праве. Можно сказать, что у поэта есть своего рода концепция народных песен: это и зеркала народной души и источник формирования народной души. Песни рождает сама жизнь, в них отражаются те настроения и чувства, которые подсказаны трагической реальностью. Но песни обладают и способностью сами воздействовать на жизнь и души крестьян. В первой части поэмы, в главе «Пьяная ночь» автор рассказал, как взбунтовалась молодая крестьянка, услышав песню «про удаль молодецкую, про девичью красу», как внимали этой песне, что прошла «огнем-тоской» «по сердцу по крестьянскому», все крестьяне. Не случайно, когда Гриша Добросклонов слышит, как мужики, приунывшие после истории о крестьянском грехе, запели «Голодную», он ругает земляков: «Закаркали «Голодную», / Накликать горе хочется?»
Некрасов обращает внимание не только на содержание песен, но и на отношение к ним. «Веселых и ясных» песен не создал народ: вахлацкие песни – «протяжные, печальные». Одна из них – «Барщинная» – о голодном Калинушке, «верченом, крученом, сеченом, мученом», что «горе потопит в вине». Спев эту песню-плач, вахлаки, однако, не вздыхают, не молчат горестно, они – начинают «бахвалиться» пережитыми страданиями, своим терпением: «Мы барщинные! С наше-то / Попробуй, потерпи!» А в ответ и гости из соседней волости начинают хвалиться собственными бедами, «чудачеством» бывшей барыни и полученными от нее наказаниями. И сила, и слабость народная сказались в этой похвальбе: поистине «вынес достаточно русский народ», доказав свое терпение, свою выносливость. Однако за долгие века рабства сформировалась не только привычка терпеть причуды и издевательства, но и привычка гордиться своим терпением. Терпение стало восприниматься как достоинство, как проявление силы.
Другая песня – «Веселая» – не создана народом, «вахлак ее не пел». После отмены крепостного права привез ее к вахлакам Гриша Добросклонов, и сразу она полюбилась попам и дворовым, а вахлак, слушая ее, «притоптывал, / Присвистывал; «веселою» / Не в шутку называл». Каждый куплет этой «веселой» песни – рассказ о том, как грабили, унижали крестьян – земский суд, помещик, царь. Горькой иронией звучит припев песни: «Славно жить народу / На Руси святой!» Почему же ее вахлаки называют «не в шутку» веселой? Не потому ли, что страшное прошлое уже кажется далеким, а плясовой ритм заглушает горечь слов и зовет «присвистывать» и «притоптывать»? Но если и забываются барские издевательства, то память о пережитом голоде – вечном спутнике крестьянской жизни, осталась навсегда. И потому «нутром» поют вахлаки другую песню – «Голодную» – о муках голодного мужика. Из души каждого вышла эта песня, каждый, кто поет ее, поет не о голодном Панкратушке, а о своих недавних и будущих муках. И не пляшут вахлаки, а страдают, мучаются, когда поют «Голодную»:
Иной во время пения
Стал на ноги, показывал,
Как шел мужик расслабленный,
Как сон долил голодного,
Как ветер колыхал,
И были строги, медленны
Движенья. Спев «Голодную»,
Шатаясь, как разбитые,
Гуськом пошли к ведерочку
И выпили певцы.
Сочувствием встречают мужики и песню «Солдатскую». Хотя солдатская доля и миновала их, но припев этой песни: «Тошен свет, / Правды нет, / Жизнь тошна, / Боль сильна» – передает горький опыт и их крестьянской жизни. Еще одну страшную страницу народной жизни, еще одну боль народной души открывает песня «Соленая». Сочинила ее Домна – мать Гриши Добросклонова, но приняли в свою душу все женщины-крестьянки. Поется в ней о горе матери, кормящей сына хлебом, политой солеными слезами. Она тоже родилась из глубины страдающей души. Каждая строчка – крик отчаяния, пережитого горя.
Ни одной подлинно веселой песни не поют вахлаки во время пира: горькая была жизнь – горькие были песни. Но Некрасов знает и о том, что песня не только отзвук пережитого, она обладает способностью влиять на душу, а значит – влиять на саму жизнь. Так, песня Домны не только напоминала Грише Добросклонову о матери и детстве, она вызвала любовь к страдающему человеку, «любовь ко всей вахлачине». Песня сформировала душу героя, «и лет пятнадцати / Григорий твердо знал уже, / Что будет жить для счастия / Убогого и темного / Родного уголка». Народная душа не случайно Некрасовым уподобляется почве. Но автор уточняет – не «старозапашные поля», а только новая земля может дать добрые всходы, когда придет сеятель, что возвестит народу новые истины, новые пути. И автор, и его герой – Гриша Добросклонов понимают,что крестьянскому сердцу нужна «животворящая» песенка:
Как с игры да беганья щеки разгораются,
Так с хорошей песенки духом поднимаются
Бедные, забитые.
Но что такое «хорошая песенка»? Это – та песня, где не только отразятся горькие стороны народной жизни, но где скажется и «лицевая сторона», где будут воспеты таящиеся в глубине народной души могущественные силы.
В главе есть три песни Гриши Добросклонова. Каждая из них – о народе. Но только одна из них – особенно «удалась», только одну он хочет «спеть завтра вахлачкам», чтобы «поднялись» они «духом», – песню «Русь». Само название позволяет ее воспринимать как итоговую в осмыслении русской жизни. В ней поется о «загадочной» Руси, полной противоречий, – «убогой и обильной», «могучей и бессильной». Но пафос ее – не в том, чтобы утвердить мысль о сложности, о тайне русской души и земли, а в том, чтобы воспеть пробуждение Руси. «Искра», возродившая Русь, была сокрыта в народной душе, в «золотом сердце» народа, спасенном в рабстве, в «совести спокойной, правде живучей». В песне Гриши народ уподобляется войску – «рати». Это определение подчеркивает и единство народа, и его героический дух. Ощущение общности еще более усиливается из-за отсутствия подлежащего. В строфе доминируют глаголы, которые и передают единство действий. Но при этом дело, которому служит «рать», – мирное, оно уподобляется сбору зерна:
Встали – небужены,
Вышли – непрошены,
Жита по зернышку
Горы наношены!
Рать подымается
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Каждое предложение в песне – звучит как лозунг, как утверждение. И смысл лозунгов один: великая вера в будущее народа. Особую роль в понимании смысла «хорошей песенки» обретает кольцевая композиция. Однако начальная и финальная строфы, рисующие противоречивую Русь, имеют и одно принципиальное отличие. В первой строфе смысловое ударение падает на определение – «бессильная», в последней – на антонимичное ему слово – «всесильная». Этот эпитет не только противостоит предшествующему слову – «забитая», но и подытоживает все определения «загадочной Руси». Называя Русь «всесильной», автор утверждает способность народа победить все препятствия, устроить счастливо свою судьбу: «Ты и забитая, / Ты и всесильная, / Матушка Русь!» «Божественно», – говорит об этой песне брат Гриши Саввушка. «Божественно» – эпитет, который имеет несколько значений: это и признание художественных достоинств песни, и истинности, «божественности» ее содержания.
► Другие статьи, посвященные анализу поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:
► Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века
Урок и презентация по чтению на тему «И.А.Крылов «Кукушка и Петух»
Читать текст басни онлайн
«Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!» — «А ты, Кукушечка, мой свет, Как тянешь плавно и протяжно: Во всем лесу у нас такой певицы нет!» — «Тебя, мой куманек, век слушать я готова». — «А ты, красавица, божусь, Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь, Чтоб начала ты снова… Отколь такой берется голосок? И чист, и нежен, и высок. Да вы уж родом так: собою невелички, А песни — что твой соловей!» — «Спасибо, кум; зато, по совести моей, Поешь ты лучше райской птички. На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, — Все ваша музыка плоха. »
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.
Басня «Кукушка и Петух»
“Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!” – “А ты, Кукушечка, мой свет, Как тянешь плавно и протяжно: Во всем лесу у нас такой певицы нет!” – “Тебя, мой куманек, век слушать я готова”. – “А ты, красавица, божусь, Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь, Чтоб начала ты снова… Отколь такой берется голосок? И чист, и нежен, и высок. Да вы уж родом так: собою невелички, А песни – что твой соловей!” – “Спасибо, кум; зато, по совести моей, Поешь ты лучше райской птички. На всех ссылаюсь в этом я”.
Тут Воробей, случась, примолвил им: “Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, – Все ваша музыка плоха. ”
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.
Анализ басни Кукушка и петух, герои басни
Сама повесть написана раньше, чем выпущена в 1841 году. Большинство писателей и критиков считают, что важная роль здесь отводится Булгарину и Гречу. Эти деятели льстили между собой без единой на то причины. Они делали это так часто, что данная басня именно о них.
В данной повести можно увидеть, что не важно, как часто и сильно хвалишь другого, это не повлияет на его мнение к работе. Разные птицы Кукушка и Петух льстят одна другой за то, что как они считают пение одной из них лучше, чем пение другой. Петух хочет показать, что пение Кукушки похоже на пение соловья, а та считает, что Петух поет даже лучше, чем сама райская птичка. Правду они могут узнать только со стороны от кого-то. И этот кто-то является воробей, который говорит, что как бы они не старались петь красиво все равно у каждой, будет тот голосок, который есть.
Получается, что Кукушка льстит Петуху потому, что он хвалит Кукушку. Воробей, который пролетает рядом знает, что как бы ты не хвалил, петь лучше не станешь. Крылов в данной басне показал мораль именно в конце. Часто если у человека высокая самооценка и он очень любит себя самого, ему нравится, когда его хвалят, то ради этого он готов льстить другим. Можно сказать, что басня является поучительной и в наше время. Чтобы иметь высокую самооценку, где-то утвердиться, то можно найти себе таких друзей где все будут хвалить друг друга и при этом не важно истина это или нет. Чтобы добиться своих целей, то корыстные и хитрые люди как раз, так и делают. Ведь если вспомнить фильм про Буратино, то в нем лиса Алиса и кот Базилио пели песню о том, что если человеку немного спеть, то потом можно с ним делать все что хочешь.
В этой басне Крылов очень аккуратно показал на те недостатки, которые могут быть у человека. Он сделал это со стороны человека, с его складом ума. Басни Крылова похожи на русские народные сказки. Героями этих басен есть лисы, волки, петухи, птицы. Читатель воспринимает их как реальный образ. Можно встретить в басне пословицы и поговорки, которые часто используются сегодня в наше время. Бывает, что эти пословицы являются названием самой басни. В басне «Кукушка и Петух» зверям свойственны те качества, которые можно наблюдать в наше время у людей. Можно считать, что басни очень поучительны, поэтому стоит после их чтения обязательно размышлять и делать выводы. Ведь те характеры, которые присущи зверям в басне часто присущи людям.
Анализ басни «Кукушка и Петух»
Свою басню «Кукушка и Петух» Крылов посвятил двум известным в начале XIX века журналистам: Грече и Булгарину. Именно они предстают перед читателями в образах Петуха и Кукушки, яро нахваливающих друг друга без каких-либо оснований.
Как утверждают современники Ивана Андреевича, такими Греча и Булгарин и были: они слепо, бездумно и беспрекословно подчинялись властям, но при этом мнили себя великими журналистами и беззастенчиво постоянно расхваливали друг друга. Но народ и, конечно же, прогрессивные литераторы, прекрасно понимали, чего на самом деле стоят эти люди.
Точно так же и в басне. Не имея музыкального слуха и вообще какого-либо таланта в пении, Кукушка и Петух хвалили друг друга для того, чтобы услышать похвалу в ответ и потешить этим свое самолюбие. Однако окружающих не обмануть и пролетающий мимо воробей, сказал им об этом. Но прислушаются ли себялюбивые птицы к его словам?!…
Басня «Кукушка и Петух», что написать в читательском дневнике?
Название: «Кукушка и Петух»;
Краткое содержание басни Крылова «Кукушка и Петух» для читательского дневника:
Главные герои басни «Кукушка и Петух»: Кукушка и Петух, которые хвалили друг друга и Воробей, который говорил начистоту.
Мораль басни «Кукушка и петух» скрыта в строчках:
Главная мысль басни в том, что как не расхваливай друг друга, талант не появится. Так же басня дает нам понять как глупо выглядят льстецы со стороны.
Анализ басни «Кукушка и Петух»:
Басня была издана в 1841 году. На примере двух не очень сладкоголосых птиц автор саркастически показывает, что как бы люди не хвалили друг друга, от этого их работа не станет лучше. В басне Крылова двое героев наперебой расхвалили голос друг друга. Петух сравнивает пение Кукушки с соловьем, а она в ответ говорит, что его пение лучше райских птиц. Но воробей говорит им правду, что сколько бы они не хвалили друг друга, их голос от этого лучше не станет.
Отзыв к басне Крылова «Кукушка и Петух»:
Басня мне очень понравилась. Она короткая, но отлично передает главную мысль, которую выражает автор. Сколько бы люди без таланта не хвалили друг друга от этого он не появиться. Произведение показывает нам как глупо выглядят льстецы.
Жанр: басня Главные герои басни «Кукушка и петух» и их характеристика
План пересказа басни «Кукушка и петух»
Мораль басни «Кукушка и петух» Хвалить друг друга приятно, но правды в том не будет. За что же не боясь греха Кукушка хвалит петуха? За то, что хвалит он кукушку. Отзыв на басню «Кукушка и петух» Это очень правильная басня, в которой говорится о том, что люди часто хвалят других, в расчете, что те похвалят их в ответ. Не то, чтобы это большой грех, но такие похвалы немногого стоят.
Пословицы к басне «Кукушка и петух» Хвалился, хвалился, да от вранья и повалился. Всякий барин свою милость хвалит. Из похвал шубы не сошьешь. Хвалу, честь и славу и дурак любит. Похвали дурака, а он и рад Читать краткое содержание, краткий пересказ басни «Кукушка и петух» Кукушка начала хвалить, как громко поет петух. Петух в ответ сказал, что лучше певицы, чем кукушка, в лесу нет. Кукушка отвечает, что готова слушать петуха хоть целый век. Петух твердит, что ждет не дождется, когда снова запоет кукушка. Ведь хоть она и родом невеличка, но поет лучше соловья. Кукушка отвечает, что петух поет лучше райской птицы, и она об этом всем говорит. Тут воробей вмешался и сказал, что музыка и кукушки, и петуха плохая, как бы они друг друга не хвалили. Рисунки и иллюстрации к басне «Кукушка и петух»
Портрет И. А. Крылова. Художник И. Е. Эггинк
Басня «Кукушка и Петух» была написана Крыловым в конце 1833 г. и в течение 1834 г. и опубликована во втором томе сборника «Сто русских литераторов» в 1841 г. В этой статье представлены материалы о морали басни «Кукушка и Петух» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д. Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Мораль басни «Кукушка и Петух» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Кукушка и Петух» заключается в том, что бездарные, ограниченные люди нередко хвалят друг друга, потому что обоим это приятно и, возможно, даже выгодно. При этом очевидно, что оба героя не обладают теми достоинствами и талантами, о которых идет речь. Кроме того, Кукушка и Петух хвалят друг друга, потому что их объединяют некоторые личные связи — кумовство. И Кукушке, и Петуху выгодно хвалить друг друга, чтобы создать нужное впечатление в обществе и, возможно, даже извлечь выгоду. Суть и смысл басни «Кукушка и Петух» также отражены в русских народных пословицах: «От кого чает, того величает.» «Кабы я ведал, где ты ноне обедал, знал бы я, чью ты песню поешь.» «Не люби потаковщика, люби встречника.»По мнению авторов книги «Пятьдесят басен И. А. Крылова», мораль басни заключается в следуюшем: «Крылов, собственно, написал эту прекрасную басню, чтобы посмеяться над двумя плохими писателями своего времени, которые незаслуженно хвалили один другого в своих сочинениях и вообще слыли людьми неправдивыми, продажными. Но и помимо этих писателей сплошь да рядом ценят люди друг друга только «по кумовству»! По кумовству люди не только хвалят один другого, не только потворствуют один другому на словах — нередко «рука руку моет» и в делах.» (автор статьи неизвестен, книга «Пятьдесят басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., Санкт-Петербург, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.) Педагог Д. И. Тихомиров поясняет мораль, суть и смысл басни так: «Человек склонен считать себя лучше, умнее и дельнее других и старается нередко возвысить себя во мнении других, за неимением лучшего, — самовосхищением. Не слыша от других похвал, ничтожность с глупостью вступают в договор и восхваляют друг друга («Кукушка и Петух»); но людей не обманешь… Ничтожность ищет похвал, забывая, что лишняя хвала порождает глупое самомнение, смешное чванство и еще более принижает человека…» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа» под редакцией Д. И. Тихомирова, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.) Прототипы героев басни «Кукушка и Петух» Крылов направил эту басню против реакционных писателей Ф. В. Булгарина и Н. И. Греча. Об этом говорит в своих воспоминаниях Н. М. Калмыков: «Лица сии в журналах тридцатых годов восхваляли друг друга до забвения или, как говорят, до бесчувствия. Объяснение это я слышал от самого И. А. Крылова» (Русский архив, 1865 г., вып. 8, стб. 1011).По данным исследователей, в автографе басни Крылов от руки набросал портреты трех лиц: Ф. В. Булгарина, Н. И. Греча и А. В. Никитенко. Вероятно, все трое и являются прототипами героев басни. Это были материалы о морали басни «Кукушка и Петух» Крылова: анализ, суть, смысл произведения т.д. Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Басня Кукушка и петух — анализ
Басня Кукушка и Петух была издана в 1841 году, хотя написана немногим ранее. Свидетельства многих авторов и критиков однозначно приписывают главные роли в этой басне Булгарину и Гречу – писателям, хвалившим друг друга по поводу и без повода. Говорят, они восхваляли друг друга больше некуда.
Крылов на их примере очень юмористично показал, что, сколько бы люди ни хвалили один другого без особой на то причины, это не изменит отношение других к их работе. В басне Крылова Кукушка и Петух, две птицы наперебой расхваливают пение друг дружки. Петух сравнивает пение Кукушки с соловьем, а та в свою очередь считает пение Петуха лучшим, чем у райской птички. Только простой Воробей говорит им начистоту, что они могут хоть охрипнуть от своих хвалебных речей, но при этом останутся каждый с тем голосом, который у них есть.
Кукушка и Петух
«Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» — «А ты, Кукушечка, мой свет, Как тянешь плавно и протяжно: Во всем лесу у нас такой певицы нет!» — «Тебя, мой куманёк, век слушать я готова». — «А ты, красавица, божусь, Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь, Чтоб начала ты снова. Отколь такой берётся голосок? И чист, и нежен, и высок. Да вы уж родом так: собою невелички, А песни — что твой соловей!» — «Спасибо, кум; зато, по совести моей, Поёшь ты лучше райской птички. На всех ссылаюсь в этом я». Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, — Все ваша музыка плоха. »
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.
Цветная илл. Ивана Семёнова из книжки 1978 года: