что плохого в пронзительном взгляде а все плохо средство выразительности
Подготовка к ЕГЭ. Задание 26
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Задание 26.docx
Тренировочные задания по теме «ИВС»
Назовите художественные средства выразительности в нижеприведённых предложениях:
1 Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела. (А. Пушкин)
2. В саду горит костер рябины красной. (С. Есенин)
3 Весна бродила вместе с лёгким сквозным ветром по коридорам, дышала в лицо девичьим своим дыханием. (К. Паустовский)
4. Я три тарелки съел. ( И.Крылов)
5. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов)
6. Люди в белых халатах нашу жизнь охраняют от бед.
7. В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский)
8. Мальчик с пальчик.
9. За всё, за всё тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За всё, чем я обманут в жизни был.
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я ещё благодарил. ( М. Лермонтов)
10. Да, это была непогода! Какая там гроза! Вихрь, ураган, циклон, смерч, Тайфун обрушился на нас!
11. Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле.
13. И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. (А. Пушкин)
14. По имени европейского первопечатника всю совокупность изготовленных типографским способом книг называют иногда «галактикой Гутенберга». Ориентироваться в этой галактике несведущему наблюдателю совсем не просто: здесь есть бесчисленные созвездия, состоящие из звёзд разной величины, и давно погасшие светила, сияние которых ещё доходит до нас. (С. Бэлза)
15. Что плохого в пронзительном взгляде? А всё плохо! Я не хочу попадать под рентген недобрых, въедливых глаз. (В. Харченко)
16. Как только не определяли идею «Медного всадника»?! Какие только толкования не предлагали разные эпохи и разные учёные?! И все толкования были правильны. Интересны. Глубоки. Аргументированны. И разные. (Д. Гранин)
17. В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. (Н. Гоголь)
18. Однажды в газете поместили фотографию мальчика, который выиграл велосипед. До сих пор помню этого счастливца.
19. Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи! (А. Чехов)
21. Видя всю золотой одуванчиковую поляну, невозможно освободиться от впечатления, что художник-гигант окунул свою кисть прямо в солнце и разбрызгал его по зелёной земле. (В. Солоухин)
22. А вид у него, как у Бармалея: борода клином, нос крючком, очки чёрные и чуб седой свисает прямо на глаза. (Г. Колесников)
23. Душный жар внезапно сменился влажным холодом. (И. Тургенев)
24. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? (А. Пушкин)
25. Он, видимо, чувствовал, что имеет дело с людьми сведущими, и поэтому, как говорится, просто лез из кожи. (И. Тургенев)
26. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище. но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! (И. Тургенев)
27. Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые
28. А Тимофей точил косы, и вот уже на другой стороне реки, будто первые петухи, загомонили молотки и наковаленки — славили зарю. (Е. Носов)
29. В октябре, когда под Москвой природа уже нахмурилась, то дождь пойдёт, а то и снежок — в эту унылую пору я вышел из вагона на маленькой станции приморского посёлка. (Г. Скребицкий)
30. Лавки ещё спали за решётками, дома освещены были только сверху, но нельзя было представить себе, что это закат, а не раннее утро. (В. Набоков)
Средства выразительности речи
Языковые средства выразительности традиционно принято называть риторическими фигурами.
Художественная речь не является набором каких-то особых поэтических слов и оборотов. Источником оборотов принято считать язык народа, поэтому для создания «живых картин» и образов писатель прибегает к использованию всевозможных богатств народного языка, к тончайшим оттенкам родного слова.
Всякое слово кроме основного, прямого значения, обозначающего главный признак какого-либо предмета, явления, действия (буря, быстрая езда, горячий снег), обладает и рядом других значений, то есть оно многозначно. Художественная литература, в частности лирические произведения – это образец использования средств выразительности, важнейший источник выразительности речи
На уроках русского языка и литературы школьники учатся находить в произведениях образные средства языка – метафоры, эпитеты, сравнения и другие. Они придают наглядность изображению тех или иных предметов и явлений, но именно такие средства вызывают затруднение и в доскональном понимании произведения, и в обучении в целом. Поэтому углубленное изучение средств является неотъемлемой частью учебного процесса.
Рассмотрим каждый троп подробнее.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЯЗЫКА
1. Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению
Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи, служит средством антитезы.: он был слаб телом, но силен духом. Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте:
2. Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления:
3. Литота – худ-е преуменьшение :
Использование литературных образов помогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ:
4. Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения:
Употребл. Синонимов позволяет полнее выразить мысль, использ. Для усиления признака. Контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте:
5. Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак. В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора. В метафоре автор создает образ – художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова:
Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры.
6. Метонимия – перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса: а) с человека на его какие-либо внешние признаки:
б) с учреждения на его обитателей:
в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру):
7. Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко – борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению, либо придает ироническую окраску:
8. Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку:
9. Оценочная лексика – прямая авторская оценка событий, явлений, предметов:
10. Перифраз(а) – использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, замещающее слово. Используется для украшения речи, замены повтора:
11. Пословицы и поговорки, используемые автором, делают речь образной, меткой, выразительной.
12. Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами:
но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета:
Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже:
Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов:
13. Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности, использ. Для того, чтобы показать отношение автора к событиям, к человеку и т.д.:
Фразеологизмы сильнее воздействуют на читателя.
14. Цитаты из других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональной, выразительной:
но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении:
16. Градация – стилистическая фигура, заключающая в следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи:
Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая ( ослабление признака).
17. Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.
18. Тавтология – повторение (более лучшее, авторские слова – это слова автора) Разговорная лексика придает дополнит. Экспрессивно-эмоц. Окраску(положит, отрицат, уменьшит), может придавать шутливое, ироническое, фамильярное отношение к предмету.
19. Историзмы-слова, которые вышли из употребления вместе с понятиями, которые они обозначали
20. Архаизмы— слова, которые в соврем. Рус. Языке заменены другими понятиями.
В произведениях худож. Лит. Помогают воссоздать колорит эпохи, являются средствами речевой характеристики, либо могут использоваться как средство комического
СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1. Восклицательные частицы – способ выражения эмоционального настроя автора, прием создания эмоционального пафоса текста:
Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношения автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение):
Восклицательные предложения выражают также побуждение к действию:
2. Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом:
А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи:
3. Многосоюзие – риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий, подчеркивается роль каждого.:
4. Парцелляция – прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения:
5. Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.:
6. Риторические вопросы и риторические восклицания – особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.
7. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремиться выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое. Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.
Односоставные, неполные предложения делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста:
8. Анафора, или единоначатие – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления:
9. Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.:
10. Водные слова используются для того, чтобы выразить
11.Обращения— используется для того, чтобы назвать того, к кому обращаются с речью, привлечь внимание собеседника, а также выразить отношение говорящего к собеседнику
12. Однородные члены предложения – их использование помогает охарактеризовать предмет(по цвету, форме, качеству…), акцентировать внимание на каком-то моменте
14. Обособление – используется для того, чтобы выделить или уточнить часть высказывания:
Словарь литературоведческих и лингвистических терминов +тест по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Словарь литературоведческих и лингвистических терминов
Изобразительно-выразительные средства языка условно можно разделить на две большие группы: лексические средства и синтаксические средства.
Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.
АРХАИЗМЫ – устарелые для определённой эпохи, вышедшие из употребления слова, выражения, заменённые другими.
Архаизмы используются 1) для воссоздания исторического колорита эпохи;
2) для придания речи оттенка торжественности;
3) для создания комического эффекта, иронии, сатиры;
4) для речевой характеристики персонажа ( например, лица духовного звания)
В сто сорок солнц закат пылал.
Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.
Боярин, пристав, опричник, урядник, арбалет.
росток сомнения: догорает заря, закат пылает; люди переступают через совесть; льется речь;.нос корабля, ножка стола
Особый интерес представляет МЕТАФОРА ЛЕКСИЧЕСКАЯ (мёртвая, окаменевшая, стёртая). Это слова, в которых первоначальный метафорический перенос уже не воспринимается.
Стальное перо, стрелка часов, дверная ручка, лист бумаги.
2) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство А. С. Пушкина.
3) между содержимым и содержащим; Ну. скушай ещё тарелочку, мой милый!
4) с имени автора на его произведение ( книгу, картину, музыку, скульптуру): Читая Пушкине, всегда восхищаешься его мастерством.
Зеленокудрые (Н.В.Гоголь). москводуите (В.Г.Белинский), громадье (В.В.Маяковский)
ОКСЮМОРОН-сочетание двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга. Чаще всего оксюморон передаёт отношение автора к предмету или явлению.
Грустное веселье, горькая радость, убогая роскошь.
«Живой труп» Л. Толстой, «Горячий снег» Ю. Бондарев
Весна бродила вместе с легким сквозным ветерком.
Дождь зашлёпал босыми ножками по дорожкам сада.
Брак (супружество) – брак (испорченная вещь)
Печь пироги- топить печь
Город на Неве приютил Гоголя (вместо «Петербург приютил Гоголя»).
Царь зверей находится на грани исчезновения (вместо «Лев находится на грани. »)
ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, используемые автором, делают речь образной, выразительной, меткой.
Неприятный, противный, отвратительный, мерзостный. Омерзительный.
1) творительным падежом: Снежная пыль стоит столбом « воздухе. (Стоит как столб)
2) оборотами со сравнительными союзами: Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. Кусты шевелятся и шелестят, точно тихо разговаривают.
3) формой сравнительной степени прилагательного или наречий: Ты всех милее, всех дороже, русская земля.
4) с помощью слов ПОХОЖ, ПОДОБЕН, НАПОМИНАЕТ: Кленовый лист напоминает нам янтарь.
Зарыть талант в землю, бить баклуши, плыть по течению, тоска берёт, иметь значение.
ЦИТАТЫ из других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональной, выразительной.
ЭПИТЕТ-образное определение, выраженное именем прилагательным в переносном значении.
Седой туман, бездонное небо, ядовитое воспоминание, влюблённые взоры
Анафора зв у кова я . Повторение одних и тех же сочетаний звуков.
Грозой снесённые мосты, Гроба с размытого кладбища.
Анафора морфемная. Повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов.
Черноглазую девицу. Черногривого коим!
Анафора лексическая. Повторение одних и тех же слов.
Брожу ли я вдоль улиц шумных. Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных. Я предаюсь своим мечтам.
Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
БЕССОЮЗИЕ. Бессоюзная связь однородных членов членов простого предложения или простых предложений в составе сложного: нередко используется как стилистический приём.
Швед, русский колет, рубит, режет. Люди знали: где-то. очень далеко от них. идёт война.
МНОГОСОЮЗИЕ- синтаксическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий.
И гром грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя! Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.
Пришёл, увидел, победил. Неприятный, противный, отвратительный, мерзостный, омерзительный.
Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь. (Прямой порядок слов: охота опасна,
Вышел месяц ночью тёмной. (Прямой порядок слов: месяц вышел тёмной ночью).
Рассказ он написал замечательный. (Прямой порядок: замечательны ii рассказ он написал). Яркое вырвалось из печи пламя. (Прямой порядок слов: яркое пламя вырвалось из печи).
Всё. сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила.
1) Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы.
1)С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего.
2) У Елены тут беда стряслась. Большая.
. 3) Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился.
Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС- это вопросительное только по форме, но повествовательное по смыслу предложение. Риторический вопрос легко трансформируется в повествовательное предложение.
Мечты, мечты! Где ваша сладость?
ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ создаёт некое подобие диалога: автор ставит перед читателями вопрос, на который тут же отвечает.
Что плохого в пронзительном взгляде? А всё плохо. Я не хочу попадать под рентген недобрых глаз.
Часто весь текст является ответом на поставленный в начале текста вопрос. Поэтому, если текст начинается с вопроса Что такое красота (любовь, счастье и т. п.)? и далее автор начинает размышлять над этой проблемой, то перед нами вопросно-ответная форма изложени я.
Но c лушай: если я должна тебе. кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена.
ОДНОСОСТАВНЫЕ. НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной.
Шёпот. Робкое дыханье. Трели соловья.
Я всю жизнь шёл к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.
Работа над изобразительными средствами языка на уроках русского языка при подготовки к огэ
Презентация к урокам русского языка «Работа над изобразительными средствами языка при подготовке к ОГЭ на уроках русского языка»
Содержимое разработки
Работа над изобразительными средствами языка при подготовке к ГИА по русскому языку.
Знать: изобразительные средства языка, их виды.
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.
Средства художественной выразительности:
Тропы (лексические средства)
Фигуры речи (синтаксические средства)
Троп (от греч. слова, обозначающего поворот оборот, образ) – это употребление слов, фраз в переносном смысле.
Фигура (от лат. слова оборот речи, внешний вид, очертание). Такие синтаксические построения используются для выразительности текста.
Языковые средства выразительности. Задание 26
Конспект для работы с заданием 26 ЕГЭ по русскому языку с примерами.
Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).
ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…
Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.
Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)
ВВОДНЫЕ СЛОВА/СЛОВОСОЧЕТАНИЯ — слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми.
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.
Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)
НЕОЛОГИЗМ — новое, не так давно вошедшее в язык слово или словосочетание. Неологизмы появляются в языке в двух случаях: 1) возникают для обозначения новых, ранее не существовавших предметов, явлений, понятий; 2) вводятся писателями.
Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»
Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)
Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)
Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:
1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
2. И звезда с звездою говорит.
3. Глухие тайны мне поручены…
4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…
5. Мы читали Пушкина.
6. В крови горит огонь желаний.
7. Люди в белых халатах помогли ему.
8. Он мой заклятый друг.
9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.
10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.
11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…
12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.
13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…
14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…
15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.
16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…
17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.
18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.
19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!
21. И какой же русский не любит быстрой езды?