что плохого в татарах
15 глупых вопросов о татарах
Татары пьют чай с молоком, носят тюбетейки и еще о них много пословиц и поговорок — об этом знают даже те, кто ни разу не делал селфи на фоне Казанского Кремля. Но верны ли стереотипы на самом деле и откуда они взялись — мало кто догадывается, кроме ученых.
Enter задал кандидату исторических наук Айрату Файзрахманову и этнографу Елене Гущиной 15 очевидных вопросов о татарах, на которые вряд ли ответят даже сами представители этой национальности.
Откуда пошло само понятие «татары»?
Есть несколько версий этимологии этого слова. Согласно первой, происхождение названия — китайское: термин присутствует в их источниках с середины первого тысячелетия нашей эры. Второй вариант: использовать такое обозначение сам этнос начал 1 500 лет назад — найдены афонские записи на камне, датированные VIII веком, в которых упоминается племя отыз-татар в контексте событий VI века. Получается, названию народа больше тысячелетия. Существует и третья теория: европейцы переиначили слово «тартар», связанное с исчадиями ада. Эта версия возникла позже остальных, на Западе, но оказалась ошибочной. Дело в том, что татары с их отличной от европейцев культурой не были понятны западному миру, потому их и демонизировали.
Почему татары такие гостеприимные?
У татар было много связей с разными народами, чьи традиции они перенимали. Даже в исламе много говорится о том, как вести себя с гостями: нужно отдать чуть ли не последнее гостю, чтобы он быть сыт. Здесь сказывается и связь с другими регионами — с Кавказом, например, а о гостеприимстве кавказцев знают все. Кроме этого, татары в XIX веке активно начали заниматься торговлей: приезжая в иноземные страны, они, как гости, хотели определенного к себе отношения, и транслировали его в том числе и на свой дом.
Все татары любят чай с молоком. Это так?
Традиция добавлять в чай молоко и молочные продукты характерна для многих народов Востока, особенно кочевников. Эти ингредиенты в жизни татарского крестьянина занимали значительное место, причем свежее молоко практически не употребляли, используя его только в переработанном виде: сливки, каймак, катык. Путешественники и исследователи отмечают, что татары пили чай часто и много, гораздо больше других народов Поволжья. Заваривали его очень горячим и крепким, а подавали с медом или сахаром, маслом или топлеными сливками — молоко же при этом зачастую было подогретым или топленым.
Почему татары любят жирное и мучное?
Важно понимать, что считается традиционным. Треугольник, например, пришел из Средней Азии во второй половине XIX века. То, что мы сегодня представляем древним (от еды до одежды), во многом появилось только два века назад и характерно для разных народов. Такие пищевые привычки татарского этноса не связаны с кочевым образом жизни, скорее — с развитием сельского хозяйства два века назад. Результат: увеличение мучных изделий в рационе многих народов России, включая самих русских.
О татарах много плохих пословиц и поговорок. Откуда они?
Негативные пословицы и поговорки есть про все народы и связаны в основном со стереотипами — с их помощью картина мира упрощалась, становилась более понятной. Противоречивые отношения между этносами всегда влекут за собой попытки опять-таки демонизировать народ: как пример можно вспомнить сложные отношения Руси и Золотой Орды. Существует присказка «чур меня». Чур — телохранитель татарских феодалов, который собирал налог, и, естественно, это мало кому нравилось, даже несмотря на то, что сам чур был важен в иерархии Орды.
Пословица «незваный гость хуже татарина», к примеру, тоже о воине, собиравшем дань. Для понимания: сейчас татарами считаются все, кто себя к ним относит и говорит на татарском. Раньше же так в основном называли только воинов и элиту: только у них было татарское самосознание.
Почему татаро-монгольское иго называется именно так? Ведь татары тоже были одним из порабощенных народов.
В научной терминологии понятие «иго» уже не актуально: российские ученые отказались от него, а в школьных учебниках термин отсутствует около пяти лет. Это понятие больше литературное и появилось в начале XIX века благодаря людям, которые описывали национальную историю. Последние не были настоящими учеными в этой области: например, термин однажды применил Карамзин (к слову, тоже не профессиональный историк) — так понятие попало в советские учебники.
Татары, проживающие в РТ — одна из самых больших групп потомков средневековых татар, а казанские имеют историческую взаимосвязь с булгарами. Те в свою очередь пострадали от завоевания хана Батыя: его полководцы захватили Булгар и окрестности — это были смерти, порабощение, лишение булгаров своей государственности. Для казанских татар, их предков, произошедшее тоже трагическая страница истории.
Какое-то время Булгар был ставкой Золотой Орды, и государство татаризировалось в течение 70-80 лет: они не только стали называться татарами, но и начали говорить на их языке.
Действительно ли настоящие татары смуглые и темноволосые?
Есть расхожие стереотипы: одни считают, что татары маленькие, «черненькие», с узкими глазами, а их типаж близок к монгольскому, другие же описывают их светловолосыми. На самом деле татары — многокомпонентный народ, который вобрал в себя различные этнические группы Поволжья. В них есть и большой финно-угорский элемент, и кровь булгар, половцев, ногайцев.
Смуглость некоторых татар обуславливают местами расселения — большая часть их предков жила в предгорье Кавказа. Также это связывают с близким проживанием к Черному морю из-за торговой деятельности — татары обменивались товарами почти со всем европейским миром.
Почему татары носят тюбетейки?
«Тюбетейка украшает всех: и седины мудреца, и косы невесты», — есть такая восточная поговорка. Это самый распространенный головной убор у всех тюркских народов. У казанских татар она была домашним аксессуаром — поверх нее надевали различные войлочные и меховые шапки и шляпы. Существуют два вида татарской тюбетейки: такыя и каляпуш. Такыя считается более древней — это небольшая шапочка из ткани (шелк, парча, хлопок, бархат), остов которой скроен из четырех клиньев. Она украшалась вышивкой, канителью, пайетками, позументом и другими способами. Каляпуш же представлял собой низкий усеченный цилиндр с плоским верхом. Первоначально он получил распространение у городских казанских татар, потом стал популярным и в селах.
Тюльпан — символ татарского народа. Почему?
Это степной цветок, к тому же тюльпан часто используется в исламе — его можно увидеть в оформлении мечетей разных стран. Его называют цветком ислама и Всевышнего, потому что у него пять лепестков — столько же и букв в слове «Аллах». Кроме того, мусульманская религия ограничивает в изображении некоторых символов: например, нельзя рисовать людей и животных, а что-то растительное — разрешается.
Как татары приняли ислам?
Считается, что из Багдада приехал посол ибн Фадлан, при участии которого в 922 году ислам признали официальной религией в городе Булгар. Однако, согласно историческим записям, предки булгар исповедовали ислам еще до этой даты. Вероятно, они были знакомы с религией мусульман с VII-VIII веков, потому что на тот момент жили в предгорье Кавказа на территории хазарского каганата. Так, через город Дербент они могли знать об исламе с начала его возникновения.
Эта религия в течение двух веков стала для жителей Булгар основной: сначала проникла в среду элит, а за ней потянулся простой народ. Здесь есть еще и политический подтекст: хазарский каганат принял иудаизм, а булгарам, которые находились под его влиянием, надо было что-то противопоставить. Также выбор в пользу ислама во многом зависел и от географического положения татарского народа.
Кряшены, мишари и крымские татары — это одно и то же?
Каждый народ в своей материальной и духовной культуре имеет общие базовые черты, но много региональных отличий. На территории России и стран зарубежья существуют исторически сложившиеся группы татар, различные по происхождению и этнокультурным особенностям. Они имеют локальные самоназвания: например, астраханские, крымские, литовские татары. Среди татар Волго-Уралья выделяются казанские, крещеные и татары-мишари. И внутри этих групп также есть этнотерриториальные различия — среди одних только казанских выделяют шесть таковых: северо-западная, елабужская, пермская, приуральская, юго-восточная и чепецкая группы. Отличия проявляются в диалекте, обрядовой культуре, традиционном костюме, особенностях приготовления пищи.
Почему мишари считаются вредными?
Мишари — это субэтническая группа татар, обособленно проживающий на своей территории. Здесь можно привести пример с казанцами: по факту они являются жителями России, но при этом имеют отдельное прошлое.
В XVII-XIX веках мишари начали активно заниматься торговлей, что понравилось не всем, и, возможно, вызвало зависть у других групп. Есть даже татарская поговорка о том, что они ради торговой прибыли готовы на все. Также мишарей называют элитой татарского народа, потому что они хорошо знают свою историю, у них сильно развито субэтническое самосознание, а казанским татарам остается только над этим посмеиваться. А когда твой сосед старается все уметь, при этом еще и активно торгует, возникает некий внутриэтнический дружеский троллинг — отсюда и сложившееся негативное отношение к мишарям.
Татары хоронят покойников в простыне. С чем это связано?
Хоронить в простыне — мусульманская традиция: ткань белая, потому что так проще и удобнее, а также этот цвет любил пророк Мухаммед. Существующие традиции характерны для всех мусульман — они древние и установлены при пророке. Как хоронили еще 1 500 лет назад арабы-мусульмане, так обряды проводят и сейчас. Вероятнее всего, гроб не используется исключительно удобства ради: кочевым народам было сложно носить с собой подобные деревянные изделия или быстро изготовлять их, когда надо. Также в этом есть и практическое значение: без гроба тело разлагается быстрее.
Как выглядят татарские ад и рай?
Важно не путать этническую и религиозную принадлежность. Традиционно, конечно, принято отождествлять представителей определенной национальности с какой-то религией, но это не совсем верно. Среди татар есть и мусульмане, и христиане, и буддисты, и атеисты и многие другие — соответственно, рай и ад (если в религиозных убеждениях любого человека, в том числе и татарина, такие понятия существуют) будут разными.
С переходом к исламу татары восприняли и мусульманскую концепцию загробной жизни. По представлениям, последователи религии пророка Мухаммеда не попадают ни в ад, ни в рай, а в загробную жизнь, в которой отвечают за свои деяния. В зависимости от того, насколько праведными были поступки человека, он чувствует себя либо комфортно, либо нет. В последнем случае его допрашивают и подвергают мучениям. А уже в Судный день все будут распределены в ад и рай. При этом сказать наверняка сказать, как татары представляли загробную жизнь века назад, — сложно, ведь не все из них были исламизированы.
Почему татар считают хитрыми и еще 6 популярных стереотипов
Этот стереотип, скорее всего, связан с историческим фактом. По результатам переписи 1897 года, татары оказались одним из самых грамотных народов Российской империи. Население умело читать на родном языке и нередко на арабском или турецком языках. Из татар получались самые грамотные шпионы. Если человек знал татарский язык, он мог говорить на казахском, турецком, узбекском — на всех языках этой языковой группы.
Татары расчетливые и экономные — «Вам, татарам, лишь бы даром»
Татары по роду деятельности в основном были купцами. Так как любой торговец ищет выгодные условия, где купить подешевле и где продать подороже, то многих татар и по сей день отличает экономность и расчетливость.
Татарам не рады в гостях — «Незваный гость хуже татарина»
Выражение возникло во времена нашествия монголов, когда Русь находилась под татаро-монгольским игом. Естественно, что захватчиков не любили, поэтому всякого татарина, пришедшего в дом, всегда считали незваным и нежданным гостем. Изменились времена и обстоятельства, но это выражение осталось жить.
Этот стереотип, по мнению представителей татарской национальности, отражает действительность. Татары, и правда, очень трудолюбивы и усердны в работе.
Татарки хорошо готовят и очень чистоплотные
Испокон веков многие молодые люди, приезжая из Ирана и разных концов Азии, брали в жены татарок. Потому что татарские женщины всегда отличались чистоплотностью и грамотностью. Еще до Золотой Орды среди татар было заведено учиться в медресе, и мальчики, и девочки оканчивали положенные четыре класса. После этого мальчики обучались дальше, а девочки готовились к семейной жизни. Учились прясть, вышивать, шить, готовить еду. Свое приданное начинали готовить себе уже в пять лет.
В Татарстане не говорят на других языках, кроме татарского
Стереотип связан с реальным фактом — татары уважают свой родной язык и хорошо им владеют. Молодежь в Татарстане считает своим долгом выучить родной язык. Но вместе с тем большая часть населения Татарстана в совершенстве владеет русским и знает иностранные языки.
«Т атар ашар да качар» — татарин поест, да убежит
Татары никогда не были неблагодарными, и это выражение не имеет под собой правдивого основания.
Выражение «сирота казанская»
Не стереотип, но это выражение часто применяют в речи. Оно берет свое начало со времен завоевания Иваном Грозным Казани. Царь хотел расположить к себе местную знать и раздавал подарки как возмещение понесенных потерь. Некоторые татары делали вид, что сильно пострадали от военных действий. Отсюда и пошло такое выражение.
Выражаем благодарность за помощь в создании материала Равилю Валееву, Низамутдиновой Земфире Махмедовне и всем участникам татаро-башкирского культурного центра «Таң».
«Все трезвы и корыстолюбивы. Женщины весьма строгой нравственности»: отзывы о татарах в XIX веке
Из книги востоковеда-татарофила о влиянии татар на жизнь русского народа. Часть 29
Известный российский востоковед-тюрколог, доктор исторических наук, профессор РАН Илья Зайцев пять лет назад подготовил к изданию книгу Сергея Аверкиева (1886—1963) «Влияние татар на жизнь русского народа», которая была выпущена в Казани тиражом всего 100 экземпляров. Автор книги, историк-энтузиаст и «татарофил», до начала Первой мировой войны работал в Палестине (сначала в Дамаске учителем русской школы, позже в Назарете помощником инспектора начальных школ Императорского Православного Палестинского общества). Затем он был интернирован в Россию, где в итоге осел в Нижнем Новгороде. Аверкиев считал, что многие русские государственные институты, явления и понятия по происхождению татарские — в его книге можно найти множество соответствующих примеров. В 50-е годы историк-любитель отправлял свою рукопись в московский Институт истории, но там ее, конечно же, немедленно «сослали» в архив, где она пролежала до середины 10-х годов XXI века. С разрешения Ильи Зайцева «Реальное время» публикует фрагменты этой монографии.
VIII. Характеристика татар
2. Отзывы о татарах русских людей в XIX веке
В XIX столетии в русских источниках можно найти довольно много сведений о татарах — жителях России или высказанных случайно, по какому-нибудь поводу, или в специальных посвященных им статьях и отзывах. Приводим здесь то, что нам удалось найти, нисколько не претендуя на исчерпывающую полноту.
В 1809 году для осмотра оренбургских училищ были командированы сотрудники Казанского университета — адъютант Запольский и магистр Козырев. В татарской слободе Каргали, или Сеитово, находящейся в 18 верстах от Оренбурга, они осматривали татарские училища.
«Поразило визитаторов при осмотре этих училищ, — пишет проф. Булич, — и хорошее устройство их, и множество учащихся (во всех училищах было их более 500), понравились и учителя, разные почтенные ахуны и муллы, учившиеся по большей части в средоточии тогдашней мусульманской науки — в Бухаре, а один был даже из Багдада. Это цветущее состояние Каргалинских училищ особенно бросалось в глаза при сравнении с тем, что визитаторы только что оставили в Оренбурге. Там в главном народном училище, в 4-м, т.е. в высшем классе, совсем не было учеников, а в 3-м классе было всего шесть».
Низкий уровень школьного дела в русских училищах во всем огромном Оренбургском крае, в состав которого в то время входили губернии Оренбургская, Уфимская и Самарская, засвидетельствованный этими визиторами, показывает, насколько в то время у татар начальное школьное дело стояло выше, чем у русского населения.
Николай Александрович. Фото С.Л. Левицкого, 1862. Фото wikipedia.org
В 1861 г. писатель П.И. Мельников (А. Печерский) сопровождал в путешествии по России наследника цесаревича Николая Александровича. При посещении Казани, для того, чтобы посмотреть на бедных татар города, «наследник поехал в новую татарскую слободу, где осматривал два дома: один ветхий, деревянный, другой — маленькую лачугу, обмазанную глиной, с прогнившей крышей. Бедность бросалась в глаза, хотя и в том и в другом доме грелись самовары для чаю. Особенное впечатление на наследника произвела чистота татарских жилищ и опрятность, соблюдаемая даже бедняками».
В 1874 г. в семейном журнале «Нива» в №22 и 23 были помещены две популярные статьи о татарах Поволжья и Закавказья. Приводим из них наиболее характерные выписки, не опуская и теневых сторон характера татар:
«Татары, поселившиеся в России, собственно все земледельцы, живут тихо, не отличаясь ни особенною деятельностью, ни зажиточностью; многие из них часто занимаются конокрадством; характер их угрюмый и скрытный; они горды и злы от природы, но умеют владеть собою и чрезвычайно боязливы. Которые побогаче — имеют более двух жен; все трезвы и корыстолюбивы. Нравственности женщины весьма строгой; с русскими не сходятся, хотя часто живут в одной и той же деревне, рядом дом с домом».
«Татары держат свои дома много опрятнее русских. нет ни одной татарской деревни, в которой не было бы мечети, при которой не было бы школы, где и обучаются мальчики от 8 до 14 лет, под руководством мулл. Жены же мулл и ахундов обучают грамоте девочек. От этого нет ни одного татарина, который бы не знал более или менее грамоте, и все имеют понятие о своем законе. Татары все ревностные мусульмане и если когда-нибудь принимают христианскую религию, то это только в крайности. Переменив религию, татарин никогда не остается в своей деревне, а удаляется куда-нибудь подальше. Татары охотно занимаются торговлею, особенно мелкою, тяжелого земледельческого труда они не любят».
«Резкую разницу с татарами, населяющими Россию, представляют те, которые водворились в Закавказье». «Их клуб, и ежедневный, — это базар. Татары, как и турки, не запрашивают на товар излишней цены и не торгуются. Цена всегда назначена одна; хочешь бери, хочешь нет. На просьбу уступить купец флегматически отвечает: «олмаз» — нельзя, и ничего более. Вешают и меряют с чрезвычайной точностью. Недомера, недовеса не бывает никогда. Мало этого, отвешивая или отмеривая покупателю чего-либо, купец прибавляет на пешкеш — подарок. Честность торговцев так велика, что жители посылают покупать детей, вполне убежденные, что обману быть не может».
Фото: Андрей Карелин (конец XIX века)/liveinternet.ru
О быте и культуре татар Поволжья этнограф И.Н. Сырнев пишет в 1901 г. следующее:
«Татарское жилище у зажиточных содержится весьма опрятно. Простонародье же в общем живет довольно грязно. Чесотка, лишаи, парши на голове от грязных тюбетеек, не пропускающих головных испарений и пр. указывают на присутствие в татарине-простолюдине какой-то особенной нечистоплотности, несмотря на частые религиозные омовения».
«Питаются татары лучше не только остальных поволжских инородцев, но и русских. Татарин — большой любитель поесть и на пищу тратит большую часть своего бюджета, чем его соседи других национальностей; мясом он лакомится чаще своих соседей».
Татары плохие земледельцы, плохие и плательщики податей. Зато «в чужом хозяйстве являются очень хорошими работниками. Вообще татары способны ко всякому труду. Поступая в услужение в виде кучеров, дворников, сторожей, скоро приобретают полное доверие своей честностью, исправностью, услужливостью и готовностью на всякое дело. В физическом труде отличаются большой силой и необыкновенной выносливостью; на волжских пристанях считаются лучшими крючниками и грузчиками».
Татары любят торговлю. «Торгуют татары решительно всем, чем только можно, и с большим уменьем и выгодой для себя. Многие из них скоро обогащаются; в Казани есть татары-миллионеры. Некоторые отрасли торговли в крае монополизированы татарами, как, напр., торговля фруктами, скупка по деревням яиц, скупка по деревням старья («шурум-бурум»). Не ограничиваясь торговлей на месте, татары отправляются даже в отхожие промыслы по торговой части: всем известны столичные скупщики старья («халат-халат») и ресторанные лакеи».
Благодаря деятельности мусульманского духовенства «среди татар грамотность распространена больше, чем среди русских».
Нижегородским татарам-мишарям посвятил небольшую статью местный священник-краевед П.А. Альбицкий. Описывая расположенную недалеко от г. Сергача татарскую деревню Кочко-Пожарки, он говорит про ее жителей: «В деревне живет 1132 души. Много народу уходит на заработки в Москву, Петербург, Варшаву и Астрахань. Население преимущественно «народ промысловый». Местные мишари, проживая в больших городах, торгуют шалями, содержат в Москве постоялые дворы, служат в конторах, в Варшаве торгуют «красным товаром», а в Астрахани служат водовозами и живут там с семействами. Среди мишарей много портных. Кроме того, на базаре в Пожарках двое торгуют «красным товаром», несколько человек промышляют ценным товаром, ездят по базарам, занимаясь продажей холодной и теплой (валяной) обуви. К чести мишарей, уходящих на промыслы, нужно сказать, что они присылают своим родственникам больше денег, чем русские, окончательно развращающиеся «на стороне» и привыкающие там ко всему непотребству, на которые и уходят трудовые деньги. Замечательно и то обстоятельство, что татары благодаря своей трезвости и относительной честности больше ценятся «на местах», чем русские».
Фото tatar-kieme.livejournal.com
О нижегородских татарах упоминает и П.И. Мельников в своем романе «На горах» в специальном примечании: «На ярмарке обыкновенно в караульщики нанимают сергачских и васильских татар. Этот народ честный и трезвый. Чернорабочие, крючники, перевозчики — тоже больше из татар».
В 1860 г. историк М.П. Погодин во время своего путешествия по Крыму наблюдал переселение крымских татар в Турцию. В связи с этим он дает крымским татарам такую характеристику:
«Татары — племя для нас чуждое, по религии враждебное, это правда; но они трудолюбивы, способны, честны, послушны, смирны. О честности их помещики крымские приводили мне столько доказательств разительных, что я пожелал подобной и для многих моих соотечественников. Касательно их способностей — ходить за виноградом и вообще заниматься садоводством, они мастера отличные. Многие страны в степном Крыму такого рода, что никто не может заселять их, кроме татар, довольных малым, могущих жить почти без хлеба и без воды.
Особенно жалеют о ногайцах, примечательных своим трудолюбием, оседлостью, зажиточностью, способных к развитию. Некоторые переняли у немецких колонистов и подверглись их влиянию к большой для себя пользе. Ногайцы унесли много денег с собою».
Профессор Петербургской духовной академии Д.И. Ростиславов в своих «Записках» подробно говорит о касимовских татарах, об их взаимоотношениях с русским населением. Сравнивает русских с татарами и отмечает положительные стороны характера последних. Говоря об их миролюбии и честности, Ростиславов писал: «Русский же, идя по их (татар, — С.А.) улицам, мог быть уверен, что его никто не обидит, если он сам не затронет кого-нибудь. Потом татары едва ли не были честнее русских; по крайней мере многие из последних за лучшее считали в Касимове покупать разные товары у татарских, а не у русских купцов; этого правила и теперь держится моя сестра Мария». «Касимовского исправника, родом татарина, местные жители находят гораздо честнее многих русских чиновников». «Татары живут в большем довольстве, чем русские, и среди них редко встречаются нищие. Русская прислуга в их домах никаким оскорблениям и насмешкам со стороны татар не подвергалась, более того, если у хозяев обед или ужин состоял из одного конского мяса, то для русского работника или работницы приготовляли особое кушанье.
Татары, по свидетельству Ростиславова, в умственном отношении ушли далее, чем тогдашние мещане или крестьяне: у них были училища не только в Касимове, но и по деревням, и совершенно безграмотных мужчин среди татар было очень мало. В Петербурге касимовских татар ради их трезвости любили нанимать в дворники или кучера, а владельцы кондитерских в официанты.
Касимовские татарки. Фото tatarica.org
А.П. Чехов в письме своей сестре М.П Чеховой из Томска, от 16 мая 1890 года, так отозвался о сибирских татарах:
«Быть может и про татар написать Вам? Извольте. Их здесь (в Сибири, — С.А.) немного. Люди хорошие. В Казанской губернии о них хорошо говорят даже священники, а в Сибири они «лучше русских» — так сказал мне заседатель при русских, которые подтвердили это молчанием».
Справка
ВЛИЯНИЕ ТАТАР НА ЖИЗНЬ РУССКОГО НАРОДА
СЕРИЯ «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ»
Составитель — доктор исторических наук И.В. Зайцев
Ответственный редактор — кандидат исторических наук И.М. Миргалеев
© Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015
© Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова, 2015
© Институт российской истории РАН, 2015
© Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино, 2015