что подложили на кресло в кабину самолета гагарина чтобы ему было лучше видно землю
Первый в космосе: неизвестные факты о полете Гагарина
55 лет назад первый человек полетел в космос – Юрий Алексеевич Гагарин обессмертил не только свое имя и принес славу родной стране, но и открыл эру освоения космоса человеком. В начале 60-х прошлого века именем Юрий, в честь Гагарина, назвали едва ли не четверть всех мальчиков, родившихся в Советском Союзе – в роддомах после 12 апреля 1961 года проходили стихийные митинги: младенцев называли Юрами.
В честь Гагарина названы город (бывший Гжатск) и район в Смоленской области. Его имя носят предприятия и организации, улицы и проспекты, площади, бульвары, парки. Нынешний хоккейный кубок КХЛ тоже носит имя Гагарина. Впрочем, как и многие другие спортивные турниры и школьные олимпиады.
Кажется, что о Юрии Алексеевиче Гагарине мы знаем абсолютно все – из книг, учебников, фильмов. Ведь Гагарин – это визитная карточка нашей страны, ее гордость и предмет уважения. Его биография расписана едва ли не по минутам – от рождения (9 марта 1934 года) до полета в космос (12 апреля 1961 года) и смерти во время авиакатастрофы (27 марта 1968 года). И вспоминая сегодня Первого космонавта, не будем повторяться, по возможности, об известных фактах его биографии, а акцентируемся на, может, незначительных, но интересных деталях, которые тоже в немалой степени характеризуют Юрия Гагарина. И где-то даже развеивают мифы и легенды о главном космонавте планеты.
Сам факт полета Юрия Гагарина в космос и его первенство в освоении околоземной орбиты долгое время оспаривались американскими специалистами НАСА, которые упустили шанс стать первыми. Доводы строились на нескольких позициях. Первая – до Гагарина в космосе уже побывал другой советский космонавт, судьба которого неизвестна.
«У Юрия Алексеевича действительно был предшественник, который дважды побывал в космосе, – рассказывает историк Дома авиации и космонавтики Антонина Евгеньевна Дементьева. – «Иван», или «Иван Иванович» – макет человека, облаченный в скафандр, оснащенный датчиками и приборами, совершил несколько витков вокруг земли и передал немало ценной информации о воздействии невесомости на человека, перегрузках во время старта и полета.
При втором запуске «Ивана», 25 марта 1961 года, оснастили радиопередатчиком с магнитофонными записями. Чтобы сбить с толку американских конкурентов, которые старались отследить любые детали советских экспериментальных запусков ракет в космос, он передавал на землю не шифрованные донесения, а… кулинарные рецепты. Американцы долго ломали голову над расшифровкой, а потом пришли к выводу, что советский космонавт… сошел с ума, ведь помимо рассказа о том, как приготовить щи или харчо, он еще и исполнял хоровые песни!»
Кто действительно побывал до Гагарина в космосе, так это известные всему миру собаки Белка и Стрелка, которые после трех суток полета на орбите удачно вернулись на Землю. Еще одна легендарная собака, побывавшая на орбите – дворняжка Лайка, погибшая во время экспериментального полета. В ее честь были названы сигареты – короткие, как ее жизнь.
Памятник Лайке находится неподалеку от метро «Динамо» в Москве, возле КПП Института космической медицины Министерства обороны РФ. Всего во время космических испытаний погибло 20 собак – Дезик, Цыган, Лиса… Для длительных полетов отбирали только девочек – в узком контейнере при справлении малой нужды им не нужно было поднимать лапу.
Подвиг собак-космонавтов предопределил и судьбу Юрия Гагарина – опыты с животными позволили спасти жизнь человеку. Члены государственной комиссии, которые выбирали первого космонавта, были в большинстве своем уверены, что выбирают «смертника». Ракета, на которой предстояло лететь Гагарину, была спроектирована для отправки ядерной боеголовки до США. На первый полет в космос претендовало двадцать человек. Отбор проводил сам Генеральный конструктор Сергей Королев.
Важен был рост, вес и здоровье. Отбор прошли шестеро, в том числе Юрий Гагарин и его дублер Герман Титов. Считается, что тогдашний Генсек Никита Хрущев больше симпатизировал открытому и дружелюбному Юрию, что и предопределило окончательный выбор, кому быть первым. Считалось, что Титову помешало нерусское имя – Герман. Но, будем объективны, Титов был подготовлен лучше и его оставили не просто как дублера, а для более сложного и длительного полета, что вскоре и случилось. Хотя сам Герман Степанович всегда переживал, что не ему выпала честь побывать в космосе первым.
Известный факт – в космос Юрий Гагарин улетел в звании старшего лейтенанта, а приземлился уже майором, минуя капитанское звание. Майора ему присвоил министр обороны маршал Родион Малиновский буквально через два часа после приземления возле деревни Смеловка Саратовской области. И когда Гагарина 12 апреля доставили на самолете в Куйбышев (г. Самара), на закрытой даче обкома КПСС он докладывал о завершении задания председателю госкомиссии Константину Рудневу в… спортивном костюме.
Только на следующий день ему пошили парадную форму с майорскими погонами, а работники военторга привезли обувь по размеру и набор форменных носков.
К слову, первое знакомство с кабиной космического корабля Юрий Гагарин осуществил… босиком. За девять месяцев до старта Сергей Королев привез шестерых кандидатов в космонавты в ОКБ-1 на закрытом заводе в подмосковном Калининграде (г. Королев) и предложил ознакомиться с кабиной. Гагарин вызвался первым и прежде, чем сесть в кресло пилота, снял ботинки. Королев это запомнил – как в дом входит.
Полет первого космического корабля «Восток-1» проходил в полностью автоматическом режиме. Никто не мог дать гарантии, что в условиях невесомости космонавт сохранит работоспособность. На самый крайний случай Юрию Гагарину перед самым стартом был передан особый код, который позволял активизировать ручное управление корабля. Но на самом деле это был чисто психологический ход – управление кораблем осуществлялось исключительно с земли.
Была опасность за психическое состояние космонавта, потерю им сознания и, как вероятность, приземление на территории другого государства. На это случай капсула спускаемого аппарата была заминирована – подрыв должен был осуществиться дистанционно, а при потере связи – сработать автоматически через 62 часа после вхождения в плотные слои атмосферы.
Перед запуском космического корабля с человеком на борту было подготовлено три сообщения для информационного агентства ТАСС – на случай возникновения нештатной ситуации на борту или, что не исключалось, приземления вне пределов СССР. Конверт номер один – на случай полного успеха. Номер два – на случай вынужденной посадки на зарубежной территории.
Номер три – на случай катастрофы. И когда Гагарин достиг орбиты и были получены данные о высоте, склонении, периоде орбитального движения, Кремль дал команду в ТАСС: «Вскрыть конверт номер один!». Был и четвертый конверт – на борту спускаемого аппарата, в котором содержался тот самый секретный код, для включения автоматического управления капсулой, но о нем Гагарину сообщили еще перед стартом.
На землю Юрий Гагарин приземлился не в капсуле спускаемого аппарата (его оригинал хранится в музее Дома авиации космонавтики), а на парашюте, катапультировавшись на высоте 6-7 километров. Изначально так и планировалось – Королев сомневался, что человек способен без травм перенести резкое приземление спускаемого аппарата. При этом согласно регламенту, утвержденному особым международным соглашением, чтобы претендовать на высотный рекорд пилоты должны оставаться внутри своего летательного аппарата. Решение оставили на последние минуты приземления и Гагарин был готов оставаться в капсуле до соприкосновения с землей.
«Произошла еще одна нештатная ситуация, которых за весь полет было зафиксировано одиннадцать, – рассказывает Антонина Дементьева. – Уже при вхождении в плотные слои атмосферы не удалось отсоединить от шара спускаемой кабины цилиндр приборно-агрегатного отсека, пиропатроны не смогли отстрелить соединяющие два блока провода. Возникла невероятная болтанка, раскачивание всей конструкции, возросла и скорость. Лишь спустя десять минут провода, скрученные в жгут, перегорели, но колебания не прекратились. И тогда из ЦУП была дана команда на катапультирование Гагарина, что спасло ему жизнь. Очевидцы приземления капсулы свидетельствовали, что шар при соприкосновении с землей три или четыре раза подпрыгнул в воздух. Если бы внутри него находился человек, то шансов уцелеть у него не было практически никаких».
Из-за этого факта американцы пытались оспорить сам факт покорения советским пилотом космоса, но впоследствии все же признали первенство СССР в полете человека на околоземную орбиту.
Популярность Юрия Гагарина во всем мире общеизвестна – везде его встречали как бога, а английская королева Елизавета даже пренебрегла ради советского космонавта правилами этикета за столом и стала использовать из множества столовых приборов лишь ложку – как Гагарин. И однажды, когда Юрий Алексеевич на кинофестивале в Москве удостоился поцелуя популярной киноактрисы Джины Лоллобриджиды, заметив недоуменно поднятые брови своей супруги, Гагарин ей улыбнулся: «Не она, Валюша, мыкалась со мной по Заполярью. Мы уж вместе с тобой до самой последней березоньки на могилке…». И в этой фразе – весь Юрий Гагарин, который, несмотря на мировую славу, так и остался простым и искренним человеком. Таким мы его и запомнили.
«Многих выдающихся людей, стоявших у истоков нашей космической программы, уже нет в живых, но жива память о них и память о ликовании, охватившем весь советский народ в тот день 12 апреля 1961 года, – говорит летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Гречко. – Жива память о подвиге Юрия Гагарина, поскольку первый полет в космос был настолько настоящим, великим подвигом, жива память о чудесной гагаринской улыбке и его легендарном «Поехали!».
Что подложили на кресло в кабину самолета гагарина чтобы ему было лучше видно землю
45 интересных фактов о Юрии Гагарине
1.Перед первым полётом в космос летчики из отряда космонавтов голосовали по выбору самого достойного кандидата. Победителем стал Юрий Гагарин.
2. Первый космонавт по происхождению был из крестьян: его отец, Алексей Иванович Гагарин, работал плотником, мать, Анна Тимофеевна Матвеева — на молочно-товарной ферме.
3. У Гагариных было три сына и дочь. Юрий был третий ребёнком в семье.
4.Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года – это указано в его документах, но существует легенда о том, что Юрий появился на свет в последние часы 8 марта. Но его отец якобы воскликнул, обращаясь к врачам: « Мужчина, а родился в женский день? Не хорошо, записывайте 9 марта».
5. В тяжёлых условиях формировался характер мальчика. Детство Юрия Гагарина было тяжелым – оно пришлось на военные годы.
6.Юра пошёл в школу 1 сентября 1941 года, а уже 12 октября деревню заняли гитлеровские войска. Семью с детьми немцы выгнали на улицу, в их доме устроили мастерскую. Гагариным пришлось выкопать маленькую землянку, накрыть её дёрном и выложить печку.
7.В первый год войны Юра Гагарин нашел в лесу возле родной деревни Клушино раненого красноармейца. Он старший брат Валентин носили солдату еду и перевязывали его раны.
8.Маленький Юра был свидетелем страшных событий: отца оккупанты избивали, заставляя на себя работать, а старшего брата Валентина и сестру Зою угнали в Германию. Юра видел, как матери бежали за машиной, которая увозила их детей, а гитлеровцы отгоняли их прикладами.
9.Юра успел побороться с немцами, как мог: подбросил каустической соды в аккумуляторы, которые заряжал расположившийся у них в избе немецкий автомеханик: «Это я ему устроил, когда он на велосипеде катался», — говорил он. Позже Гагарин не любил вспоминать о военных годах.
10. Юрий принял решение продолжать учебу в Москве, ему удалось поступить в Люберецкое ремесленное училище. Одновременно он поступил и в вечернюю школу рабочей молодёжи, а после и в Саратовский индустриальный техникум на литейное отделение, где помимо учёбы был хорошим физкультурником.
11.25 октября 1954 года Гагарин пришёл в Саратовский аэроклуб и уже через год добился значительных успехов, закончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полётов и налетал 42 часа 23 минуты.
12.27 октября 1955 года Гагарина призвали в Советскую армию и направили в город Чкалов, в 1-е военное авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова. Там Гагарина назначили помощником командира взвода.
13.В учёбе Гагарин по всем дисциплинам имел самые высокие баллы, но никак не мог освоить правильную посадку — самолёт всё время клевал носом. Решили отчислить Гагарина из лётного училища, но приказ не был подписан. Юрий плакал, говорил, что без неба не может жить. В последний момент начальник училища обратил внимание на маленький рост Гагарина, из-за чего меняется угол обзора и снижается чувство земли. Гагарину подложили на кресло толстую подкладку, после этого он справился с заданием. 25 октября 1957 года Гагарин окончил училище с отличием.
14.Любимыми фильмами Юрия были те, в которых персонажи проявляли героизм, а любимое слово, чаще всего им употреблявшееся, было: «работа».
15.Когда решался вопрос о том, кто станет первым космонавтом, у Юрия Гагарина был за плечами немалый опыт полетов в аэроклубе. Но не это стало определяющим фактором. Психологи единогласно настаивали на его кандидатуре, основываясь на таких чертах характера юноши, как: воля к победе, лидерство, упорство.
16.Кроме Гагарина, было ещё 20 претендентов на первый полет в космос. В первом отряде космонавтов выделялись три лидера — Юрий Гагарин, Герман Титов и Григорий Нелюбов. После открытой части заседания комиссия в узком составе утвердила предложение Каманина отправить в первый полёт в космос Юрия Гагарина, а Титова утвердить запасным космонавтом. А вот жизнь Нелюбова позже сложилась трагически: за нарушение дисциплины он был исключён из отряда космонавтов, после чего, спустя несколько лет, погиб в результате несчастного случая.
18.Заранее были заготовлены сообщения о первом полёте человека в космос. Незадолго до этого события было записано три предстартовых обращения «первого космонавта к советскому народу». Первое было записано Юрием Гагариным, а еще два – его дублерами Германом Титовым и Григорием Нелюбовым.
20. Существуют две версии о фразе Гагарина «Поехали!». Одни считают, что эта крылатая фраза Гагарина была произнесена им с иронией: эту реплику сказал попугай в произведении Чарльза Диккенса «Крошка Доррит», когда кошка тянула его из клетки. Другие уверены, что фразу «Поехали!» вместо уставного «Экипаж, взлетаю» ввел в обиход летчик-испытатель Марк Галлай, занимавшийся подготовкой первого отряда космонавтов.
21.Перед полетом Юрий Гагарин написал прощальное письмо жене и детям на случай, если произойдёт катастрофа. Валентине Ивановне это письмо передадут позже, после трагической гибели космонавта.
22.Психологические испытания оказались, пожалуй, тяжелее физических нагрузок, к которым организм первого космонавта был подготовлен. Когда капсула вошла в земную атмосферу, обшивка корабля загорелась, жидкий металл потек по стеклам иллюминаторов, кабина затрещала. Но Юрий Гагарин решил не пугать инструкторов на Земле и рассказал им обо всем позже.
23. Гагарин мог погибнуть в один из завершающих моментов полета. Когда космонавт катапультировался, клапан, через который должен был поступать воздух, не сразу открылся. Юрий мог попросту задохнуться, но все обошлось, клапан все же сработал. К счастью, неполадку удалось быстро устранить.
24.Когда в скафандр начал поступать воздух, у Гагарина возникла новая проблема – он понял, что упадет в холодную Волгу, надо было срочно что-то предпринимать. К счастью, опытному летчику удалось направить парашют в сторону и приземлиться в нескольких километрах от реки.
25.Когда до полета оставалось ещё достаточно времени, генеральный конструктор Сергей Королев решил включить космонавту музыку. Сейчас стало точно известно, что Гагарин перед полётом в космос слушал песни Булата Окуджавы.
26. Юрий Гагарин начал свой исторический полет в звании старшего лейтенанта, а вернулся на Землю уже майором. Мгновенное повышение в звании было инициировано Хрущевым. Как говорил сына генсека, Сергей Никитич, когда стало ясно, что полет удался, Хрущев был очень обеспокоен тем, что у первого космонавта Земли такой маленький чин и велел немедленно исправить положение.
27.На следующий день после полёта была устроена для Гагарина пресс-конференция, на которой задавали вопросы зарубежные журналисты. Первым их вопросом Гагарину был вопрос о том, не является ли он родственником потомков рода князей Гагариных, ныне живущих в США. На что Гагарин ответил: “Среди своих родственников никаких князей и людей знатного рода не знаю и никогда о них не слышал”.
28.Кадры переговоров Юрия Гагарина в кабине корабля и главного конструктора Сергея Королева на командном пункте были сняты в более поздний период, поскольку в момент реального старта им было не до этого.
29. Первый космонавт считал, что необходимо беречь и сохранять родную историю. Гагарин ратовал за восстановление храма с целью воспитания патриотизма у молодежи (это ведь был памятник войне 1812 года, воздвигнутый в честь победы над Наполеоном).
30.Поэтому сегодня ходят противоречивые слухи о том, был ли Юрий Гагарин верующим человеком или атеистом. С одной стороны, в своем отчете он писал о том, что увидел Землю со стороны и никакого Бога в окрестностях не наблюдал. С другой – именно он ходатайствовал перед правительством о восстановлении храма Христа Спасителя, который в наши дни украшает собой Москву.
31.После полета Юрий Гагарин всё время работал. Он продолжил учебу, был депутатом Верховного Совета Союза, объездил весь Советский Союз, Через месяц после полета Юрия отправили в первую зарубежную поездку с так называемой «Миссией мира». Он посетил Чехословакию, Финляндию, Англию, Болгарию и Египет. Всего Юрий Гагарин в рамках зарубежных визитов посетил около 30 стран.
32. Рассказывают, что после полета Хрущев спросил Гагарина, не видел ли тот в космосе бога. «Видел», — пошутил космонавт. «Тогда никому об этом не рассказывай», — наказал ему генеральный секретарь. История повторилась на приеме у Папы Римского, но в этот раз Гагарин ответил, что не видел бога. «Никому об этом не говори», — якобы ответил понтифик.
33.В июле 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин получил приглашение на обед от королевы Великобритании. За обедом космонавт, посмотрев на блестящие веера ложек, вилок, щипчиков и ножей, в строгом порядке расположенных вокруг его тарелки и блюд, смутился, но, поскольку был человеком военным и прямодушным, не стал краснеть и ерзать на стуле, а прямо обратился к Елизавете: «Ваше Величество! Я — человек простой, вырос в глухой русской деревне, где для любой еды инструмент один — ложка. Поэтому я не знаю, как пользоваться всеми этими штуками». Королева ответила: «Вы напрасно смущаетесь. Я выросла в Букингемском дворце, но до сих пор тоже плохо разбираюсь в назначении этих приборов». И она взяла простую ложку и вместе с космонавтом Гагариным стала кушать омаровый паштет.
34. Всем запомнилась, что после полета Гагарина во время прохождения его по ковровой дорожке с докладом Никите Хрущёву в кадр попали развязавшиеся шнурки на ботинке первого космонавта. Позже стало известно, что подвела героя космоса подтяжка для носков: раньше носки делали без резинок, и поэтому носили подтяжки, чтобы носки не сползали. Одна из таких резинок и отцепилась у космонавта.
35.Юрий Гагарин, став всемирно известной личностью и узнаваемым героем, оставался простым в общении, добрым и справедливым человеком. Ни малейших признаков «звездной болезни» окружающие не наблюдали.
36.Когда Юрий Гагарин приехал в свою родную деревню, местные бабушки попросили космонавта снять фуражку – женщины хотели проверить байку о том, что после полета он облысел и вынужден носить парик. Слухи оказались простой выдумкой.
37.Первый приезд Юрия Гагарина в Рязань случился осенью. Чтобы не привлекать к себе внимания, он надел штатский костюм, а на глаза низко надвинул шляпу с широкими полями. В таком виде они с братом Валентином и гуляли по городу. Тогда и произошла курьезная история, о которой потом они всегда вспоминали с улыбкой. Им навстречу шла группа молодых людей, и вдруг один парень поспешил к лотку с литературой и купил первую попавшуюся брошюру. Потом он подбежал к Гагарину и попросил у него автограф. Космонавт отказать не мог, коль его узнали. Взял книжицу и расписался на титульном листе. Едва сдержал смех, взглянув на название: «Посадка картофеля квадратно-гнездовым способом».
38. Гагарин был увлеченным театралом и часто ходил на спектакли. Во время представлений зрители всегда аплодировали дважды – сначала артистам, а затем первому космонавту Земли.
39.Гагарин добился восстановления квалификации летчика-истребителя, которую потерял за годы активной общественной деятельности, восстановил прекрасную спортивную форму и вновь приступил к полетам. Душа его рвалась в небо. И небо же его погубило.
40.27 марта 1968 года во время испытательного полета на самолете МиГ-15 во Владимирской области Гагарин и его напарник Серегин не смогли справиться с резко возникшей нештатной ситуацией и оба погибли. До сих пор никто точно не знает, что же произошло. Первый космонавт Земли погиб в полном расцвете сил – ему было 34 года.
41. Более 50 лет был засекречен отчёт (из 29 томов) о расследовании причин гибели космонавта. В 2013 году Алексей Леонов (советский космонавт № 11, первый человек, вышедший в открытый космос) сообщил, что в зоне тренировочных полётов космонавтов несанкционированно оказался самолёт Су-15, который на форсаже ушёл на свой эшелон. Пройдя в облаках на расстоянии 10—15 метров от самолёта Гагарина и Серёгина, истребитель, шедший на скорости сверхзвука, возмущённым потоком вогнал их самолёт в спираль, выйти из которой лётчики не успели.
42.Когда Гагарин погиб в 1968 году, его супруге Валентине не было еще и 33 лет, однако она больше не вышла замуж.
43.старшая дочь Гагарина, Елена, возглавляет музейный комплекс Московского Кремля.
44. Его младшая дочь, Галина, преподает в академии имени Плеханова. Своего сына она назвала Юрием.
45.«Он никогда ни кому не бросался в глаза, но не заметить его было нельзя». Алексей Леонов о Ю. Гагарине.
Юрий Гагарин. Гибель Легенды. Как это было
Глава 5.
Почему даже опытные лётчики-инструкторы, едва узнав, что в кабине у Серёгина не было ручки управления, тут же падают со стульев?
Да-а-а. Вопрос, конечно, интересный! Но. как мы покажем ниже, и этот вопрос тоже был до банальности прост, как, впрочем, и всё остальное в этой невообразимой и невероятной трагедии.
Посмотрим вместе, почему же все, без исключения авиационные «знатоки», прямо как подкошенные снопы, валом падают со стульев, едва услышав эту «новость».
Предварительный ответ очень простой. Валятся они потому, что никто не хотел вникать в эти вопросы. Это звенья одной цепи: потому же, почему НИКТО даже и не попытался задать себе вопрос, а почему же висели подвесные топливные баки, почему самописец не был заряжен бумагой, куда, согласно плановой таблице, должен был лететь Юрий Гагарин и т.д. и т.п. Никто не хотел думать.
А если даже самый чуток задуматься, то выявляется вот какая неоднозначная картина происходящего. Полёт без ручки управления в кабине инструктора можно представить и рассматривать в двух вариантах.
Первый вариант, к которому склоняется подавляющее большинство «знатоков», заключается в том, что если инструктор летит с лётчиком, значит, инструктор лётчика обучает, значит, лётчик ещё НЕ ГОТОВ лететь самостоятельно. И вот в этой ситуации инструктор садится в кабину, чтобы обучать лётчика, а у него нет ручки управления. Конечно же, этого не может быть! Потому что этого не может быть НИКОГДА!
Вот именно так думают и рассуждают подавляющее большинство авиационных «знатоков» и «аналитиков». Именно на основании таких рассуждений и появляются в Интернете подобные удивлённые восклицания, типа этого:
«Не так давно появилась парадоксальная или скандальная — как хотите, версия лётчиков генерала Ю.Куликова и полковника Н.Сергеева о том, что на самолете УТИ МИГ-15 борт. №18 в кабине инструктора вообще отсутствовала ручка управления. По их мнению, якобы подтверждаемому свидетелями, самолёт был приспособлен для показательных занятий по катапультированию. Чтобы ручка управления, которая в задней кабине торчит между ногами, не мешала катапультированию, её демонтировали. »
Вот так вот: «ПАРАДОКСАЛЬНАЯ или СКАНДАЛЬНАЯ».
А как же на самом деле? В чём же тут «парадоксальность» и в чём «скандальность».
Обратимся ко второму варианту данной ситуации.
Если вначале мы говорили, что инструктор сидит в кабине, чтобы ОБУЧАТЬ лётчика и не иметь ручку управления в кабине это не иначе как парадокс, то в данной ситуации всё было с точностью «до наоборот».
С другой стороны, Гагарин мог посадить в заднюю кабину АБСОЛЮТНО любого пассажира и прокатить его по кругу в простых метеоусловиях или под облаками… Он имел на это соответствующий допуск.
B данном случае за «пассажира» в заднюю кабину сел Серёгин, чтобы ещё раз, как ему и приказали, посмотреть технику пилотирования Юрия Гагарина.
Ещё раз повторюсь, что об этом НИКТО не хотел даже на мгновенье задуматься.
Ниже, в этой главе я покажу, как выпускники лётных училищ, вчерашние курсанты вылетали в строевых частях на совершенно новых для них типах самолётов, и там не было ни ручек управления в передней кабине, ни опытных инструкторов, сидящих впереди и способных что-то подсказать.
Лётчик ВПЕРВЫЕ садился на этот новый для него тип самолёта. B переднюю кабину садился его штатный штурман и. полетели.
Коротко приведу только один пример из своей личной лётной практики. Кстати говоря, в те далёкие дни 1971-го я едва не разделил участь Юрия Алексеевича Гагарина. Но. всё по порядку.
Ознакомившись с особенностями самолёта Як-27, особенно на посадке, мы с ужасом обратились к командиру эскадрильи: «Товарищ командир! Ну как же мы полетим на этом СОВЕРШЕННО новом для нас самолёте, если мы НИ ЕДИНОГО контрольного полёта не можем на нём сделать?!»
На что командир нам ответил: «Да вы не волнуйтесь. Мы вам такого опытного штурмана звена в переднюю кабину посадим, что вы только слушайте, что он вам подсказывает на посадке, и вы с его подсказками в любом случае сядете.»
На том и порешили. Делать было нечего. Так тому и быть!
Мы, лейтенанты, вчерашние курсанты, приступили к полётам в строевом полку. Лётная смена начиналась с 9 утра. Выполнили пару ФОРМАЛЬНЫХ контрольных полётов на учебном самолёте Як-28 и. надо садиться в самолёт Як-27 и. лететь самостоятельно. Ситуация посложнее, чем у Юрия Гагарина. Он-то хоть когда-то, да всё-таки летал на МИГ-17 и был уже состоявшимся лётчиком, а мы. НИКОГДАШЕНЬКИ не летали на Як-27, да к тому же были вчерашними курсантами, ещё не «оперившимися» птенцами, которым от роду было по 21-му году.
На следующие полёты нам тоже запланировали по два полёта по кругу, 30 минут с проходом и 10 минут без прохода. Но запланировали уже без контрольных полётов и. в составе своего штатного экипажа, т.е. с таким же штурманом-выпускником училища в передней кабине, какими были и мы сами.
Погода была нормальная, облака с нижним краем 700-750 метров. По кругу на 500 метров лететь было можно. Я взлетел, лечу по кругу. Смотрю, вроде где-то облака и ниже высоты моего полёта попадаются. Но моё дело маленькое, в воздухе и командиры летают, а я только лейтенант, мне слово по доразведке погоды ещё не дано. Пролетел я по кругу, вышел на посадочный курс на удалении 15 километров. Посадочную полосу вижу, но её уже начинают закрывать отдельные маленькие облачка с нижним краем около 300 метров.
Я доложил руководителю полётов, что я, 635-й на посадочном курсе, удаление 15 и. вот тут руководитель полётами сделал непростительную ошибку. Вместо того, чтобы мне немедленно дать команду выпускать шасси и выполнять посадку, т.к. погода усложнялась, вместо этого он даёт мне ПРОХОД по кругу, как это и было запланировано в плановой таблице. Пока я выполнял проход над полосой, кто-то из доразведчиков погоды доложил, что низкая облачность выходит на посадочный курс и уже начинает закрывать полосу.
О том, что погода ухудшается, а в воздухе находится молодой лейтенант, тут же доложили командиру полка. Командир полка, полковник Гуржий, фронтовик, тут же прибежал на вышку руководства полётами и начал отслеживать дальнейшее развитие ситуации с погодой и с действиями лейтенанта, который был в воздухе.
Я пролетел по кругу, вышел на посадочный курс, полоса ещё вдалеке просматривалась. Я установил вертикальную скорость снижения 5 метров в секунду, начал снижаться на посадочном курсе и на удалении 11 километров воткнулся в облака с нижним краем 300 метров.
А самолёт тем временем продолжал снижаться с вертикальной скоростью 5-7 метров в секунду. К моему величайшему счастью, на удалении 4 километра самолёт вывалился под облака на высоте 300 метром. Это было как раз над дальним приводом. Для того, чтобы выполнять посадку, это была ОЧЕНЬ большая высота (надо было 200 метров).
Видя такое положение самолёта, что самолёт уже близко от полосы, но высота очень большая, руководитель полётами даёт мне команду: «635-й, на второй круг.» Я ещё ничего не успел ответить, как услышал голос командира полка: «635-й, садись! Садись!! Садись!!».
Руководитель полётов и тут едва не совершил летальную ошибку, отправляя меня на второй круг. Хорошо, что командир выхватил у него трубку радио и дал команду на посадку.
Я тут же убрал обороты, бросил самолёт к земле, приземлился на повышенной скорости где-то на середине полосы, и выпустил тормозной парашют. Парашют, к счастью, не оборвался. Я начал тормозить и остановился, выкатившись с полосы всего на 15-20 метров. Командир полка даёт команду: «635-й выключай двигатели». Я выключил. Смотрю, подъезжает командирский «газик», выходит командир, открывает кабину самолёта, обнимает меня и говорит: «Молодец, Николай! Молодец!!»
Полёт был закончен. А я оказался ещё и молодец.
Вот так бы, видимо, и Юрий Алексеевич рассказывал бы свои мысли, действия и сомнения, победив они в этой непростой катастрофической ситуации, но. Об этом они уже никогда не расскажут.
Вот и всё. Вот так примерно было в обыденной учебно-полковой повседневной жизни. И меня просто удивляет, что все «авиа знатоки» будто бы с луны свалились и ничего и никогда не слышали об этом.
Юрий Гагарин на самолёте УТИ МИГ-15 мог с закрытыми глазами взлететь, полететь и прилететь. Вот как о его подготовке отзывался командир эскадрильи, который и давал ему допуск к самостоятельным полётам.
«В июле 1988 года Устенко писал:
Хотя Ю.А. Гагарин был уже известным человеком во всем мире, чувство скромности никогда его не покидало. Он не требовал к себе особого отношения, был таким, как многие его товарищи, хотя по внутренней собранности, аккуратности и настойчивости чувствовалась великая сила в этом человеке. Он имел манеру негромко разговаривать, часто и умело пользовался юмором, что соответственно всех уравнивало, а его делало еще более земным и привлекательным. Внутренняя дисциплинированность, аккуратность отложили, естественно, отпечаток на всю его профессиональную подготовку.
Ю.А. Гагарин все указания на полёты записывал подробно. Вёл, как и все лётчики, тетрадь подготовки к полётам. Схемы полёта и действия на каждом этапе им описывались грамотно и досконально всегда были изучены. Особые случаи в полёте он знал очень хорошо и практически все действия отработал на тренажах в кабине самолёта. В полёт брал накопленный планшет, где были нанесены схемы заходов на запасные аэродромы и порядок связи при выходе на них.
Ю.А. Гагарин в кабине самолёта чувствовал себя уверенно. Готовился к полётам он основательно, не отступая от норм и правил. Вслепую знал расположение кранов, тумблеров. В технике пилотирования не допускал резких движений. На замечания в воздухе реагировал своевременно.
При наличии перерывов в полётах технику пилотирования восстанавливал быстро. Техника пилотирования Ю.А.Гагарина отличалась чистотой выполнения элементов. Количество контрольных полётов, выполненных им в марте месяце (18), было обусловлено облачной погодой, ввиду чего приходилось планировать и производить полёты по специальным вариантам, чтобы искусственно не создавать перерывов в полётах.
Выполненный Ю.А.Гагариным контрольный полёт по кругу и в зону 22 марта 1968 года понравился мне своей плавностью, энергичностью, качеством выполнения элементов. Для такого лётчика в объеме выполняемого задания инструктор был уже не нужен. Ю.А.Гагарин был очень порядочный человек. Он хотел летать не просто на словах, а на деле и поэтому ко всем вопросам лётной подготовки относился очень серьёзно. По-другому относиться он не мог.»
Бывший командир истребительной авиационной эскадрильи
полковник запаса Устенко А.М.
Июль 1988 года.»
Да, инструктор ему был не нужен, но. Не нужен был только И ТОЛЬКО в тех условиях, в которых Гагарин был подготовлен, т.е. в простых метеоусловиях, без облаков! И если бы они полетели не в облаках, а под облаками ПО КРУГУ, то никакой трагедии бы не произошло. И вот тут ошибку сделал Серёгин, разрешив Юрию Гагарину лететь в зону в облаках, вместо того, чтобы выполнить два полёта по кругу под облаками.
В зону они полетели потому, что Серёгину дали указание ещё раз проверить Гагарина перед самостоятельным вылетом. А проверка перед самостоятельным вылетом предполагает именно полёт в зону по упражнению номер два и полёт по кругу по упражнению номер три. Вот они автоматически и полетели в зону, не задумываясь над деталями этого ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО проверочного полёта.
А почему полетели в облаках.
И вот тут, забегая вперёд, скажу, что выявляется ещё одна просто АРХИВАЖНЕЙШАЯ деталь, на которую, опять же, как всегда, НИКТОШЕНЬКИ из «авиа-знатоков» даже и не попытался обратить внимания.
Гагарин с Серёгиным прилетели в зону, и должны были выполнять задание в зоне в течение ДВАДЦАТИ минут. Но они попилотировали в зоне ТОЛЬКО ЧЕТЫРЕ минуты и Гагарин доложил, что задание в зоне закончил.
Почему. Что их напугало? Чего они испугались?
Оказывается, на соседнем аэродроме Киржач заходящий на посадку военно-транспортный самолёт доложил погоду: «Приближается фронт. Мокрый снег. Облачность 300 метров. Видимость 3.»
Ровно через десять секунд ПОСЛЕ этого сообщения, Гагарин и доложил по радио, что задание в зоне закончил и запросил разворот и снижение на привод. Что это? Совпадение? Или Серёгин понял, что в этих условиях Гагарин не сможет зайти на посадку, а он ему НИЧЕМ не сможет помочь.
В своих догадках и предположениях мы иногда заходим в такие НЕПРОХОДИМЫЕ дебри, что порой кажется, что они полетели в какую-то самую отдалённую и самую опасную Галактику нашей Вселенной. А не на ПРОСТЕЙШЕМ самолёте, в ПРОСТЕЙШИХ условиях, по ПРОСТЕЙШЕМУ заданию.