что такое хорошее поведение ребенка
Правила поведение в обществе для детей. Как обучить ребенка этикету
Часть общечеловеческой культуры, которая вырабатывается на протяжении мироздания всеми народами в соответствии с понятиями добра, справедливости, нравственности, красоты есть этикет.
Что такое этикет и зачем он нужен ребенку
Когда живешь в социуме, надо придерживаться общепринятых правил – этикету. Учиться ему надо с раннего детства.
На протяжении веков этикет подвергался множеству метаморфоз, уходя корнями в средневековую Францию ко двору Людовику четырнадцатому. Он упрощался, становился современнее, тем не менее смысл остается неизменным-соответствовать стандарту культурного человека.
Свод этикета состоит из направлений:
Появление в обществе предполагает соблюдение норм (внешность, умение держаться, разговаривать, принимать решение в ситуации). В странах с религиозными убеждениями существует этике посещения богоугодных учреждений.
Как обучать ребенка этикету
Для того чтобы “не краснеть” за своего ребенка в настоящем и будущем, надо усвоить правила и соблюдать их при воспитательном процессе, начиная с самого нежного возраста:
Начинайте с основ
К хорошему результату приведет составленный вместе с ребенком свод личных собственных правил и норм поведения. Придерживаясь их, ребенок в последующем соблюдает их автоматически, вырабатывая свой индивидуальный “кодекс чести”.
Примером может служить памятка:
Памятка должна быть “живая”: пункты добавляются по мере прожитой ситуации, формулироваться на понятном языке, совместно с ребенком.
Правильная речь
Большую часть речевых ошибок дети “набираются” в семье. При условии, что родители кричат, сквернословят, дерзят ребенок на 99 процентов не будет соблюдать этические нормы. Он будет считать, что так и положено.
Дополнительные правила вводите постепенно
Заставить ребенка сразу стать культурным невозможно. Это кропотливый долгий труд ребенка, родителей и учебных заведений. Все ступени должны быть пройдены постепенно, только в этом случае будет результат.
После отработки основных норм могут добавляться:
Хвалите детей за хорошее поведение! Родителям, воспитателям, учителям надо запомнить золотое правило: меньше ругать, чаще хвалить.
Чего делать нельзя
Памятка со временем может быть увеличена за счет следующего:
Полезные привычки
На личном примере родитель может показать многие правила этикета не прибегая к нотациям, например:
Требования должны быть едины у всех, кто участвует в воспитании ребенка.
Другие важные моменты
Помимо основных правил этикета, существуют важные моменты, которым стоит научить своего малыша:
Виды этикета для дошкольника
Поведение на улице
Бывают случаи, когда от этикета на улице зависит жизнь детей. Некоторые запреты диктуются нормами этикета и безопасности.
В гостях
Наступит время, когда малыша обязательно пригласят в гости. Оставшись без контроля родителей, ребенок точно должен знать, как поступать в той или иной ситуации:
Важность формирования навыков этикета у ребенка
Все культурные навыки, приобретенные ребенком в детстве он заберет с собой во взрослую жизнь. От этих личностных качеств в свое время будет зависеть многое: положение в обществе, уважение окружающих, достойная работа, уверенность в себе и своих действиях.
Если ученик неадекватно ведет себя в школе?
Неадекватность школьника всегда выражается в его поведении. Чаще всего это привлечение внимания со стороны учителя, родителей. Такое положение не исправишь памяткой. Надо обращаться в службу психологической помощи, где дадут консультацию не только ученику, но и учителю, родителям. Неадекватность можно победить только будучи” по одну сторону баррикад”.
Также, может провоцировать на поступки переходный возраст. Здесь, главное переждать, не сделать ситуацию хуже.
И последняя причина – диагноз неврология, ЗПР. Требуется помощь специалистов.
Подсказка родителям: как научить ребёнка хорошему поведению
«Только посмотри на это безобразие!», «Какой ты неряха!», «Когда ты уже научишься делать то, что тебе говорят!», «Опять ты делаешь всё не так!», «Сколько раз тебе сказано?»… Знакомы ли вам эти фразы? Ну, некоторые из них? Приходится ли вам использовать их в общении с вашим ребёнком?
К сожалению, стоит некоторое время понаблюдать за родителями и ребёнком в каком-нибудь многолюдном месте, и можно услышите фразы, подобные этим. Такие комментарии и замечания только ухудшают самооценку ребёнка, не учат его правильному поведению, а только сообщают, что он что-то сделал плохо.
Как же тогда учить наших детей желаемому поведению? Без нотаций, крика, бесконечных замечаний? Как помочь ребёнку понять, какое именно поведение вы ожидаете от него? Как научить его такому поведению? Один из самых эффективных путей, по которому вы можете пойти — это позитивное подкрепление.
Позитивное подкрепление — это обучение ребёнка желаемому поведению не через критику плохого поведения, а через поощрение хорошего. Как это сделать? Родителям следует делать акцент на том, что у ребёнка получается правильно, верно, хорошо, и говорить ему об этом, поощрять его, вместо того, чтобы делать акцент на плохом поведении, постоянно критикуя его. Часто бывает так, что на хорошее поведение родители внимания не обращают, воспринимая его как «само-собой-разумеющееся», а замечают именно плохое поведение, и всегда говорят о нём ребёнку. Подкрепление хорошего поведения в этом случае не происходит, а происходит противоположное: постоянное фокусирование на плохом поведении. Старайтесь поступать по-другому — отмечайте ребёнка за хорошее поведение!
Правила и ограничения. Родителям следует чётко и ясно заранее предупреждать ребёнка о том поведении, которое они ожидают от него и рассказывать ему о последствии непослушания. Значит ли это, что не нужно наказывать ребёнка? Нет, не значит. Наказание в виде прекращения игры с ребёнком, временного ограничения каких-то удовольствий, и «time out» (об этом речь пойдёт в следующий раз) — это естественные последствия непослушания, о которых ребёнок должен знать. Но вы, как родитель, отвечаете за то, чтобы чётко и ясно объяснять ребёнку заранее, возможно по несколько раз, какое поведение вы ожидаете от него, что правильно делать, и что — нет. Будьте уверены, что ребёнок вас услышал и понял, а так же знает о действиях, которые вы предпримите в случае непослушания.
Давайте разберём ситуацию, где маленький Максим приглашён на День Рождения к Ване. Мама Максима знает, что он очень активный мальчик. Когда они подходят к квартире Вани, мама Максима говорит ему: «Пожалуйста, веди себя в гостях хорошо». Максим получил очень туманное, «общее» предупреждение. Так как он находится в предвкушении праздника, скорее всего, он не «проникается» маминым обращением.
В квартире Вани Максим в восторге от шариков, подарков, тортов и большого количества детей. Он бегает по комнатам, шумит, ссорится с другим мальчиком из-за игрушки, обзывает его, кричит, проливает сок на рубашку, ноет, что ему мало положили мороженого, не слушает Ванину маму и роняет кусок торта на ковёр в гостиной. Мама Максима в ужасе, кричит на него, ругает его, в итоге они одеваются и уезжают раньше времени. Ей очень стыдно за сына, и всю дорогу она говорит ему об этом, не заботясь особенно о том, что это слышат посторонние люди. Максим всё это время тихо плачет.
Не знакома ли вам такая ситуация? Если нет — то замечательно! И всё же, давайте посмотрим, как мама Максима могла бы поступить иначе:
«Максим, я знаю, что ты очень ждёшь Ваниного Дня Рождения. Перед тем, как мы поедем к нему, я хочу, чтобы мы сели вместе и поговорили о том, как правильно вести себя в гостях». Максим и мама садятся на диван и некоторое время спокойно разговаривают: «Максим, в гостях будет весело и интересно. Будет очень много детей, и я хочу, чтобы ты понял некоторые правила о том, как нужно себя вести, хорошо?» (Максим кивает). «Когда мы будем в гостях, я хочу, чтобы ты слушал свой внутренний голос, даже если ты будешь очень сильно радоваться, хорошо? (Максим кивает). Я хочу, чтобы ты слушался Ванину маму и делал то, что она будет тебе говорить, хорошо? (Хорошо, — говорит Максим). «Ещё несколько вещей. Пожалуйста, ходи спокойно, когда ты будешь в квартире, и будь осторожен с мебелью, хорошо? (Максим кивает). Я хочу, чтобы ты говорил «Спасибо» и «Пожалуйста», и говорил только хорошие слова. Если ты не сможешь выполнять всё, что я тебе рассказала, мы должны будет уехать из гостей, понимаешь?»
Когда они подъезжают к дому Вани, мама говорит Максиму: «Давай ещё раз повторим, как правильно себя вести на Дне Рождения, хорошо?» Нам нужно слушать свой внутренний голос, внимательно слушать взрослых, да? Нам нужно ходить, а не бегать в квартире, говорить «Спасибо» и «Пожалуйста» и не говорить плохие слова. Ты сможешь это делать, чтобы мы не уходили раньше времени?» Максим с готовностью кивает головой. Он понимает все мамины слова. Он теперь знает, чего от него ждут. Конечно, он будет очень возбуждён, и, возможно, прольёт сок на рубашку (а может быть и нет, если не будет бегать). Если он начнёт ссориться с другими ребятами, мама может тихо ему напомнить: «Помнишь, мы говорили с тобой, что надо быть вежливым и говорить только хорошие слова. Это значит, что нужно уступать другими детям. Давай не будем говорить плохие слова, я не хочу сейчас уходить, а ты?» Когда Ванина мама скажет, что пирожные можно кушать только на кухне, Максим, скорее всего, послушается её. Если так, то по дороге домой Максима нужно похвалить за это, и сказать, что он старался хорошо вести себя в гостях. Можно даже и не упоминать о соке (потому что это было случайно).
Если Максим не слушается, и всё-таки ведёт себя плохо, нужно уехать из гостей, как и обещала мама. Он будет плакать, но мама может сказать спокойно, но твёрдо: «Если дети говорят плохие слова и ссорятся, им приходится рано уезжать из гостей». Позже, когда Максим успокоится, мама может ещё раз поговорить с ним о том, как важно слушаться и о том, что происходит, когда он не слушается.
Наши дети нуждаются в чётких правилах и объяснениях и им необходимо знать, что последует, если они не будут слушаться. Важно говорить об этом спокойным тоном, используя позитивные слова, а не те, которые подрывают веру ребёнка в себя, его самооценку. Важно так же последовательно выполнять то, что вы пообещали ребёнку в случае непослушания. Всё очень просто. Уважение, чёткость, и ясность объяснений, поощрение хорошего поведения, последовательные действия в случае плохого поведения, и ещё раз уважение.
Критика. Даже когда критика необходима, важно «оформить» её в позитивные, конструктивные слова. Это значит, что следует говорить ребёнку о том, какое поведение вы ожидали от него, чем ругать его за то, как он вёл себя на самом деле. В первом случае, ребёнок поймёт, как ему нужно было вести себя. Во втором случае ребёнок услышит лишь то, что он сделала что-то не так. Например: «Не рисуй на полу!» можно заменить на: «Пожалуйста, рисуй только на бумаге. Сейчас нужно вытереть краску с пола». Ещё очень важно не путать поведение ребёнка с его личностью. Согласитесь, есть большое различие между: «Ты не убрал свои носки на место» и «Ты — неряха», между: «Ты сказал мне неправду» и «Ты — обманщик», между: «Ты не убрала игрушки» и «Ты — лентяйка». А лучше всего, конечно, сказать: «Нужно убрать свои носки на место», «Нужно говорить только правду», «Нужно убрать игрушки». Приучайте себя к этому, и ваш труд обязательно принесёт свои плоды!
Случайности. Важно помнить, что случайности происходят, особенно, когда деткам 1-5 лет. Не нужно ругать ребёнка за то, что он что-то столкнул, разбил, сломал, испортил случайно. Это большая ошибка ругать его за случайные, непреднамеренные действия! Ведь и вы можете что-то уронить или разбить, и вас никто не посмеет за это отругать. Постарайтесь просто объяснить, что именно случилось, и почему. И не «застревайте» на этом дольше, чем нужно: «Ой! Стакан опрокинулся — ничего страшного. Это случилось потому что он был слишком близко к краю стола. Давай его поставим сюда, ближе к середине, чтобы он не мешал своим локтям, когда ты кушаешь, хорошо?»
В завершение, ещё раз повторим основные мысли:
1. Спокойно и чётко объясняя ребёнку заранее правила и ограничения, вы помогаете ему понять желательное поведением ПЕРЕД тем, как возникнут проблемы.
2. Отмечая ребёнка за хорошее поведение, а не критикуя за плохое, вы помогаете ему быстрее учиться.
3. Если всё-таки критика необходима, критикуйте только поведение, а не личность ребёнка.
4. Критикуя, говорите о том, какое поведение вы ожидали от ребёнка, а не о том, что у него что-то не получилось.
5. Если ребёнок делает что-то случайно, просто объясните ему, что к чему, не ругая.
Если вы хотите наладить отношения с вашим ребёнком и воспитывать его без криков и наказаний, приглашаю вас на мой бесплатный онлайн-марафон, который состоится уже совсем скоро. Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.
Хорошие манеры для детей и правила хорошего тона
Воспитание хороших манер и правильного поведения у детей
Хорошие манеры у детей — это показатель того, что они хорошо воспитаны. Но привить детям правила хорошего поведения может оказаться непростой задачей. Самый простой способ научить этому детей — быть для них примером для подражания и подавать пример хорошего тона в отношениях с другими.
Дети учатся у взрослых, поэтому важно, чтобы родители, учителя и взрослые люди демонстрировали свои лучшие манеры перед детьми. Так они смогут смотреть и учиться.
Рассмотрим список хороших манер, которым нужно научить своего ребенка.
Что такое хорошие манеры
Это нормы и правила поведения, которыми человек выделяется среди других людей и которые свидетельствуют о его хорошем или плохом воспитании.
Почему детей нужно учить хорошим манерам
Основные правила хорошего поведения, которым нужно научить детей
Правила этикета и хороших манер для детей и подростков
Правила этикета в общественных местах
Как научить ребенка хорошим манерам
Воспитание хороших манер у детей начинается дома. Вот несколько советов:
Начинайте с раннего детства личным примером
Закладывайте основы хороших манер и правильного поведения с раннего возраста. Если у ребенка в детстве сформируются плохие привычки, их очень трудно будет искоренить во взрослой жизни. К примеру, если родители дома ведут себя по-хамски, тогда не стоит ждать того, что дети будут поступать иначе.
А если относиться к неуместным или грубым выходкам своих детей, всего лишь как к смешным шалостям, тогда не получится научить их хорошему поведению с другими людьми. Поэтому старайтесь служить для детей образцом хороших манер, уже с раннего их возраста.
(Советуем прочитать несколько советов о том, как правильно воспитывать своих детей ).
Начинайте с основ
Самый эффективный способ научить хорошим манерам — установить простой набор правил для детей. А затем показать, как применять эти правила в повседневной жизни. Так они станут с детства дома следовать этим правилам, развивая хорошие привычки.
Пример основных правил:
Правильная речь
Это следующая область, в которой нужно правильно смоделировать детское поведение и манеры. Чтобы дети не разговаривали с другими пренебрежительно, дерзко и не сквернословили, родителям и взрослым нужно самим образцово общаться и разговаривать с другими людьми, особенно в семье. Если в общении с другими людьми родители грубы и высокомерны, тогда и дети будут поступать также.
Дополнительные правила вводите постепенно
Правила нужно вводить только тогда, когда ребенок готов к ним. При этом важно хвалить детей и говорить, что гордитесь тем, что они ведут себя, как хорошо воспитанные дети. Тогда новые правила будут восприниматься ими более положительно.
Список дополнительных правил:
Хвалите детей за хорошее поведение
Дети любят похвалу, особенно от тех, кого они любят и уважают. Очень часто родители замечают только нежелательное поведение своих деток, игнорируя их усилия по соблюдению хорошего поведения. Это может иметь обратный результат.
К примеру, дети в любом случае хотят внимания, и они его получат, даже если для этого придется делать плохие вещи. Поэтому каждый день похвалой поощряйте их соблюдать вежливость и хорошие манеры.
Используйте увиденное детьми по телевизору, как наглядное пособие. Например, видя, как персонаж ведет себя плохо, поразмышляйте с ними, как было бы правильно поступить в данном случае этому персонажу? Объясняйте им, в чем заключаются примеры невоспитанности.
Примеры плохих манер:
Исправляйте на месте
Маленькие дети зачастую не понимают, что делают. Например, ребенок может думать, что это нормальная вещь прерывать родителей и чего-то, требовать от них, когда те разговаривают с кем-то из взрослых.
Нужны ли детям хорошие манеры в современном обществе
Рассмотренные причины показывают, что хорошие манеры не только нужны, но и важны в современном обществе. Сегодня они относятся к тем вещам, которые украшают и улучшают качество нашей жизни. Поэтому в реалиях современности они просто необходимы и нужны детям и подросткам.
Заключительные выводы
Посмотрите также 25 правил, которые нужно знать каждому воспитанному человеку.
Хорошее поведение – это не чудо, а навык
Три главных навыка, необходимых каждому ребенку для действительно хорошего поведения
Если у вас есть ребенок, который устраивает истерики, проявляет неуважение или ведет себя деструктивным образом, так и хочется сравнить его с так называемыми «хорошими детьми», которые, кажется, никогда не попадают в неприятности и не приносят родителям каких-либо огорчений. Между тем многие родители чувствуют полную безнадежность своих попыток «волшебным образом» научить ребенка быть воспитанным членом семьи – таким, каким он был еще до своего рождения в их прекрасных мечтах.
Правда заключается в том, что хорошее поведение – это не волшебство: ваш ребенок не превратится в такого, каким вы хотите видеть его по одному лишь мановению волшебной палочки. Хорошее поведение – это навык, которому можно научиться, как столярному делу, профессии учителя или медсестры.
Три наиболее важных навыка для детей, которые служат основой их хорошего поведения это: умение правильно трактовать различные жизненные ситуации, умение управлять своими эмоциями и решать проблемы надлежащим образом. Если ваш ребенок освоит их (с вашей помощью, конечно), он будет более успешным, когда станет взрослым.
Навык 1: правильное прочтение, трактовка социальных ситуаций
Умение правильно интерпретировать социальные ситуации очень важно, потому что оно помогает ребенку избегать неприятностей и учит его ладить с другими людьми. Если он может входить в класс, столовую, на детскую площадку или на дискотеку и грамотно оценивать то, что там происходит, а затем решать, как взаимодействовать соответствующим образом с людьми в этой среде, он уже на полпути к успеху. Поэтому, если ваш ребенок видит компанию детей, которые дразнят и запугивают других, навык прочтения социальных ситуаций поможет ему держаться от них в стороне.
Родители могут помочь своим детям развить этот навык, побуждая их к чтению выражения лиц людей, например, в торговом центре или на улице. Если ваш ребенок научится видеть, кто из них выглядит злым, рассерженным, расстроенным или скучающим, произойдет следующее: во-первых, он будет понимать, что, оказывается, в состоянии определить чувства других людей. Во-вторых, он узнает, что должен пытаться определять их на регулярной основе. Со временем это научит его правильно трактовать социальные ситуации.
Навык 2: управление эмоциями
По мере взросления ребенку очень важно научиться управлять своими эмоциями надлежащим образом. Управление эмоциями означает твердое понимание того, что пробивать дыру в стене из-за того что ты разозлился – это ненормально; ненормально также ругать и проклинать своего отца за то, что он забрал у тебя планшет. Дети должны знать, что если они рассержены или чувствуют себя плохо, это не дает им право причинять боль другим людям.
Задавайте правильные вопросы
Если ваш ребенок дразнит свою младшую сестру неприятным прозвищем, в первую очередь вы должны сесть и спросить у него: «Что, по твоему мнению, произошло такого, из-за чего ты решил так поступить?». Не «Что ты чувствовал?», а «Что произошло?». Вы увидите, что зачастую такое поведение служит проявлением эгоцентризма ребенка. Возможно, его маленькая сестра получает больше внимания, чем он, или она смотрит мультфильм, а он хочет смотреть другую передачу, или она играет в видеоигры, а он тоже хочет поиграть в них. Когда ваш ребенок не знает, как справиться с ситуацией, и становится злобным или оскорбляет, это свидетельствует о том, что пришло время вмешаться и положить этому конец. Вы должны очень четко заявить: «То, что ты рассердился, не дает тебе права обзывать сестру плохими словами». Это очень важный и прямой путь обучения навыку управления эмоциями.
Что достигается или не достигается с помощью последствий плохого поведения
Специалисты считают, что последствия – это часть ответственности. Другими словами, ваш ребенок должен знать, что, если его неадекватное поведение повторится, его привлекут к ответственности. Но не следует думать, что люди легко меняются, если их постоянно наказывают или «подвергают» закономерным последствиям их собственного поведения. Хотя родители часто сосредотачиваются на этом, одних последствий недостаточно.
Вот вам правда: вы можете сколько угодно наказывать детей, но это не изменит их поведение кардинально. Потому что на самом деле проблема не в поведении, проблема в мышлении детей. Их ошибочный, искаженный ход мыслей и обусловливает в итоге то, как дети себя ведут и проявляют. Если вы наказываете детей за поведение и не желаете изменять их понимание проблемы, выслушать их мнение о том, как эффективно решить ее в будущем, тогда что же вы в таком случае делаете? Вы наказываете ребенка, но не учите его ничему. Следовательно, когда вы не будете за ним наблюдать, он, вероятнее всего, поведет себя по-прежнему неправильно.
«Что ты сделаешь иначе в следующий раз?»
Очень важно обсуждать с ребенком различные варианты поведения, к которым он может прибегнуть в состоянии гнева или разочарования. Это важный способ сфокусировать его внимание на изменении своего поведения. Такой воспитательный прием поощряет ребенка придумывать различные способы более эффективного выражения себя и своего состояния. Кстати, когда вы с ребенком обсуждаете эту тему, разговор должен иметь довольно деловой характер – он не должен превращаться в забавную или трогательную беседу, а также не должен быть оскорбительным или негативным. Придерживайтесь фактов и спрашивайте: «Что ты сделаешь иначе в следующий раз?».
Навык 3: учите ребенка навыкам решения проблем
Не существует таких понятий, как «хорошие» или «плохие дети»!
Дети, которых называют хорошими, знают, как решать свои проблемы, управлять собственным поведением и своей микросоциальной жизнью, а дети, которых называют плохими, попросту не знают, как делать все это. Малыша часто называют плохим ребенком, если он предпринимает неэффективные действия, чтобы решать проблемы, в то время как другие дети решают те же проблемы надлежащим образом. Поэтому такой ребенок может проявлять крайне негативные реакции – неуважительные, разрушительные или оскорбительные. Специалисты считают, что не существует понятий «хороший» и «плохой ребенок», просто есть дети, которые владеют эффективными способами решения жизненных проблем, и дети, которые ими не владеют.
По мере развития детям необходимо постоянно корректировать свои навыки решения проблем и учиться новым. Например, для трехлетнего ребенка слово «нет» – самая большая проблема в жизни. Он топает ногами и устраивает истерику. В итоге ему приходится научиться справляться с этой проблемой и управлять эмоциями, связанными с ней. У шестилетних детей основная проблема – это поход в школу, у девятилетних – переодевание на физкультуру и т. п. У тринадцати- и четырнадцатилетних детей основной проблемой становится переход в старшие классы, где окружающая обстановка намного более суматошна, чем та, к которой они привыкли.
По мнению специалистов, ключевой элемент помощи родителей в изменении поведения детей – это знание воспитательных методов и приемов, с помощью которых можно помочь детям определить суть проблемы, с которой они столкнулись. Вместе вы должны искать способ решить ее и придумывать другие, альтернативные решения. Поэтому говорите с ребенком о насущных проблемах и о том, как их решать, а не только о его эмоциях.
В конце концов, не существует волшебного метода, с помощью которого можно привить ребенку правила хорошего поведения. Секрет заключается в обучении детей способам решения проблем; а хорошее поведение – это просто один из плодов на этом дереве. Ваша цель как родителя предоставить ребенку все необходимые инструменты для обучения хорошему поведению. Сделать это никогда не поздно, но нужно помнить о том, что, если ваш ребенок не умеет грамотно интерпретировать ситуацию сейчас; не знает, как правильно реагировать, и при этом реагирует агрессивно, а затем попадает в неприятности, то, вероятно, ему будет крайне тяжело справляться с проблемами во взрослом возрасте, когда его начальник скажет ему что-то, что он не захочет слышать или выполнять. Вот почему родителям важно не просто хотеть, чтобы плохое поведение прекратилось, а начать учить ребенка тем навыкам, благодаря которым поведение изменится навсегда.