что такое хорошее устное выступление
Что поможет успешно выступить?
УСТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
Каждому нужно уметь выступать на собрании, а может быть, с лекциями и докладами. Чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям- заставить их почувствовать заинтересованность выступающего.Только тогда будет интересно слушать.
В публицистических выступлениях широко используются разговорная лексика, простые конструкции предложений, неполные вопросительные и восклицательные предложения, обращения, реже употребляются причастные и деепричастные обороты, они заменяются придаточными предложениями, однородными членами. Устная публичная речь богата фразеологизмами, образными средствами, в ней чаще, чем в обычной речи, употребляются эпитеты, сравнения, метафоры.
В устном публицистическом выступлении используется и общеупотребительная лексика, и разговорная, и общественно- политическая. Если выступление на научную или техническую тему, то используются и некоторые широкоупотребительные термины.
Каждому из вас в жизни не раз приходилось или придётся выступать перед слушателями, самим готовить выступление. Это труднее, чем пересказать чью- то статью, речь или книгу.
Что поможет успешно выступить?
1.К устному выступлению необходимо тщательно подготовиться, а это значит, что надо обязательно продумать содержание речи (о чём говорить, какие факты, примеры использовать, на какие источники ссылаться, как и чем аргументировать, продумать выводы и предложения).
2.Важно хорошо знать тему выступления, разбираться в существе вопроса, понимать цели и задачи выступления: чего от слушателей надо добиться, в чём убедить их, к каким подвести выводам, на что настроить, против чего предостеречь.
3.Надо отстаивать своё мнение, свою точку зрения, свой подход, учитывая, однако, и сложившееся общественное мнение. Это вовсе не значит, что думать и говорить надо так, как думают и говорят все.
4.Речь должна звучать плавно и ровно, без скороговорок и постоянного жестикулирования.
5.Выделите наиболее важные слова и словосочетания, обороты речи, продумайте, какие выразительные средства языка можно использовать в своём выступлении (сравнения, эпитеты, метафоры и т. д.).
6.Вся речь, особенно её начало, должна быть построена так, чтобы сразу заинтересовать слушателя развитием своей главной мысли, аргументацией, завладеть его вниманием, а потом всё время держать его в эмоциональном напряжении, сделать своим единомышленником.
7.Чтобы слушатели поверили, «пошли» за вашими мыслями, старайтесь воздействовать не только логикой, рассуждением, но и своей волей, эмоциями, посредством интонации, выразительных пауз в нужном месте, логических ударений, в отдельных случаях- посредством жестов, скупых, но выразительных.
8.Чтобы не потерять нить выступления, имейте перед собою краткий его план, в котором должны быть: начало, первые фразы; Основные положения, краткие тезисы и обороты, с помощью которых вы будете переходить от одной мысли к другой; выводы, заключения.
Итак, публичное выступление требует от оратора живости, эмоциональности, увлечённости тем, о чём говорит, и убеждённости в том, что говорит, умения общаться с публикой.
Словами через рот: как устроено успешное устное выступление
1. Выступление — это путешествие
Хорошее выступление похоже на увлекательное путешествие. Оратору нужно стать для слушателей проводником в сфере своих идей и рассуждений. Задача это непростая: за те несколько минут, которые отводятся на речь, привести их от старта к финишу — к новым эмоциям или знаниям.
Представьте, что вы — опытный гид, который ведет туристов к Ниагарскому водопаду. Начните с отправной точки и расскажите, куда вы отправляетесь. Намекните, что ждет группу в конце пути. Расположите на маршруте «точки питания», поддерживая интерес слушателей и готовя их к невероятному зрелищу в финале. При этом вы должны точно знать, куда идете, и не отклоняться от маршрута. Помните о цели и ведите аудиторию за собой.
2. Путеводная нить
Основная мысль выступления — это путеводная нить, так что прежде чем приступать к тексту речи, сформулируйте в 15 словах ее главную идею. Не забывайте о самом важном — о пользе для слушателей. Вот какие вопросы помогут четко и ясно выразить основную мысль:
Основная мысль станет нитью, на которую будут нанизываться элементы структуры выступления. Не отклоняйтесь от сквозной линии, используйте ее как основу и держите перед глазами при подготовке текста. Отфильтруйте все, что не относится к этой линии и уводит внимание слушателей в сторону.
3. Маршрутный лист
«Публичное выступление — это путешествие с определенной целью, и маршрут должен быть нанесен на карту, — писал Дейл Карнеги. — Ни один здравомыслящий человек не начнет строить дом, не имея проекта. Как же он может начать выступление, не имея хотя бы приблизительного плана или тезисов?». Хорошее выступление должно быть спланировано: часть за частью, предложение за предложением. Разработайте структуру, чтобы каждый элемент был связан с основной мыслью. Подход может быть разным — в зависимости от темы и идеи, о которой вы будете говорить.
Вот три примера хорошей структуры для выступлений:
1) Сначала — тезис (основная идея), потом — аргументы в подтверждение тезиса (с живыми примерами и фактами по каждому пункту), в конце — заключение.
2) Сначала — анонс (о чем вы будете говорить), затем — объяснение (почему это важно), потом — основные идеи с примерами-иллюстрациями и заключение.
3) Сначала — постановка проблемы, затем — акцент на важности проблемы для каждого (или многих), потом — варианты решения проблемы с примерами, после — вывод.
4. Понятный язык
Отправляясь в путешествие, мы ожидаем, что будем понимать слова своего гида-проводника — ведь только так мы сможем попасть в нужное место. То же самое справедливо и для оратора. Язык выступления должен быть понятен слушателю, поэтому не стоит использовать слишком сложные термины, профессиональную лексику или сленг. Если без них не обойтись, то подумайте, как объяснить аудитории значение нужных слов. Помните: если вы будете говорить на языке, который понятен только вам, то вас ждет провал.
Чтобы удерживать внимание группы, хороший гид часто рассказывает байки, истории из жизни простых людей или знаменитостей, приводит примеры из литературных произведений, использует метафоры и образы. Тогда все сказанное надолго остается в памяти. Чтобы сделать выступление интересным, стоит взять на вооружение эти приемы. Хорошая шутка тоже способна оживить речь, но нужно учитывать состав аудитории и помнить о темах, на которые шутить нельзя: религия, раса, инвалидность, сексуальная ориентация.
5. Аватар слушателя
Вот что советует писатель Элизабет Гилберт: «Выберите человека — настоящего, живого человека — и готовьте свое выступление так, словно будете выступать только перед ним. Вам не нужно приходить к этому человеку и полгода репетировать выступление. Просто выберите себе идеального слушателя, а потом постарайтесь написать текст, который поразит его в самое сердце, растрогает или увлечет».
Нарисуйте себе мысленно портрет такого человека, а еще лучше — поставьте перед собой его фотографию, пока пишете текст выступления или репетируете речь.
6. Выступление в стиле action
В хорошем путешествии всегда есть элемент динамичной смены событий и действий (то есть action), так и в хорошем выступлении должны быть элементы, которые будут держать слушателей в напряжении. Можно использовать несколько способов эффектно донести свои идеи: например, добавить драму, конфликт, противоречия, интригу. Почему фильм «Челюсти» оказал такое воздействие на зрителей? Потому что его режиссер Стивен Спилберг ни разу не показал акулу в первой половине экранного времени. Попробуйте включить «режим Спилберга» или «режим Кинга» при подготовке своего выступления — и наградой станет восхищение слушателей.
Устное публичное выступление
Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.
Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.
Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.
Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).
Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).
Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к основному тезису выступления:
— фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
— суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
— мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.
Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.
Основная часть выступления предполагаетвсестороннее обоснование главного тезиса. Некоторые варианты (принципы) системного построения аргументации:
2. От общего к частному. Данный принцип предполагает изложение общих теоретических положений, которые затем конкретизируются и разъясняются.
3. Принцип историзма. Обычно данный принцип изложения материала используется при анализе истории излагаемой проблемы.
К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.
План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.
В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения. Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите.
Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.
В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения («закон края»), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, «чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего» (А.Ф. Кони).
В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность. Вот некоторые обороты, способствующие повышению интереса:
— «Благодаря этому вы получите…»
— «Это позволит избежать…»
— «Это дает Вам дополнительно…»
— «За счет этого вы можете…»
После подготовки текста / плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:
— Вызывает ли мое выступление интерес?
— Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?
— Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
— Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.
Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.
Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.
Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).
Особое место в презентации проекта занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.
Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.
После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.
Хорошее публичное выступление: 11 простых советов
Дисклеймер
Это список не конечен и не претендует на истину в последней инстанции — я структурировал свой опыт публичных выступлений и выбрал самые универсальные советы, выполнение которых позволит почти гарантированно сделать выступление как минимум неплохим.
1. Структура доклада
Парадоксально, но многие докладчики даже на крутых конференциях зачастую не делят своё выступление на три основные части – формулировка проблемы, предпринятые шаги, выводы. Структура может быть сложнее, но базовая она почти всегда такая, даже если вывод – «у нас ничего не получилось».
Ключевая проблема для слушателя – отсутствие вводной части. Выводы он может сделать и сам, а вот стартовать с опозданием сложно и неприятно. Он ещё не понял, что вы будете про пищеварение, а уже нужно вникать в строение эпителия тонкого кишечника. Результат – ваш доклад попадает в слушателя не на все 100%, а имеет шансы и вовсе пролететь мимо.
2. Тайминг
Увы, далеко не все репетируют, чтобы понять, сколько времени понадобится на рассказ. По длине презентации и даже напечатанного доклада определить время выступления крайне сложно, если не попробовать его рассказать зеркалу/жене/спящему ребёнку/содокладчику.
Не попадать в тайминг неприятно – чувствуешь себя неудобно, не уважая право других выступить (а иногда и успеть захватить пирожки с мясом!), начинаешь торопиться и просто портишь своё выступление
В порядке самобичевания – я это тоже совершенно не умею. Все мои доклады пробивают любые временные ограничения. Потому я всегда стараюсь выступать последним, если это возможно))
3. С кем он говорит?
Докладчики обожают разговаривать с аудиторией задницей и затылком, в лучшем случае бедренной костью и виском.
Существует только одно правильное расположение докладчика – лицом к аудитории. Чтобы понять, что происходит на экране, или подать сигнал переключить слайд (если вдруг кликера нет), достаточно бросить туда один взгляд и один кивок головы.
Есть проблема – а куда смотреть? Там люди, а смотреть им в глаза психологически тяжело и для докладчика, и для жертвы. Лайфхак – выберите одного человека по центру в заднем ряду и смотрите ему в лоб. Почему в заднем – так он не поймёт, что вы смотрите именно на него, то же положение глаз будет для всего центра задней части аудитории. Почему в лоб – контакта глаз не будет, и вы никого не смутите, и при этом для всей аудитории вы будете смотреть в зал, а не на стену/потолок.
Да, да, из этого вытекает следующий пункт…
4. Не читать с экрана
Помимо упомянутого минуса с неправильным расположением докладчика, чтение с экрана тащит за собой два неприятных следствия.
Первое – докладчик теряет контакт с аудиторией. Если вы рассказываете людям без деменции, они про себя читают быстрее, чем вы вслух, и они вас не ждут. Вы читаете второй пункт из пяти и пытаетесь его комментировать, а они читают четвёртый и вас не слушают – просто не могут делать два дела одновременно. Выход – замените текст образами, они воспринимаются быстро, и слушатель весь ваш. «Я нарисовал тут бобра, потому что наш новый компонент точит также быстро».
Второе – доклад становится безликим. Нечего запомнить, не за что зацепиться глазом. «Помнишь доклад про лёгочный тромб?» — «А, это который с картинками из «Доктора Хауса»?» — «Ага!». Вот это работает! «Тот, который с синими буквами на сером фоне?». Камооон…
5. Подсказки
Говорить 20 минут на заданную тему, ориентируясь только на картинки на слайдах, сложно. У меня опыт нескольких сотен выступлений, и я каждый раз забываю какую-то из хороших мыслей, записанных заранее в заметках к слайду. Но я забываю одну из двадцати, и потому желание жестикулировать и вообще иметь свободные руки побеждают. Вполне верю, что неопытный докладчик может забыть половину, а это значит, что без подсказок никак.
Если чтение с экрана – харам, то тогда что? От худшего к лучшему:
6. Качество картинок на слайдах
Сделали слайд – отошли на четыре метра от экрана ноутбука и на восемь от монитора. Если не видно деталей – со слайдом что-то пошло не так.
7. Демонстрация вживую и вообще про «я сам всё сделаю»
Докладчик + оператор демонстрации софта вживую = дохлый номер. «Тааааак, щас мы нажмём сюда…» — плохо. Запрашивайте помощь друга, едва ли ваша команда откажется помочь.
Использование видеороликов вместо живой демонстрации – неплохой вариант, но и для него нужен отдельный оператор, ведь как минимум на этапе вопросов может понадобиться перемотка. Докладчик вообще не должен пользоваться ничем, кроме кликера для переключения слайдов.
8. Качество речи
Плавная, связная, красивая речь – одна из главных целей публичных выступлений (наряду с покрасоваться). У всех разный стартовый скилл, но он быстро прокачивается на первых порах, так что мучения стоят того.
Если вы не уверены, что сможете обойтись без «ээээ», «нууу» и пауз по 16 секунд для подбора слова – идите дальше. Если нет – напишите доклад на бумажке. У всех письменная речь лучше, чем устная, ведь написанное можно перечитать и поправить, а слово не воробей.
Что дальше – решать каждому, но в идеале порепетировать перед взрослым человеком (зеркало и спящий ребёнок не подойдут, нужен фидбек) и решить, чего вам хватит – скиллов и опыта жечь с листа, карточек с ключевыми словами или всё же нужно в дополнение к подсказкам раз 10-15 прочитать доклад, чтобы его основа улеглась в голове.
9. Кто моя аудитория?
Докладчик должен задавать себе этот вопрос и оценивать, попадает ли его рассказ в аудиторию.
Точно нужно тут копать очень глубоко до уровня кода или стоит просто рассказать про профиты (чтоб аналитики и менеджеры поняли, зачем оно) и пригласить заинтересованных программистов во время кофе-брейка перетереть о деталях? Зависит от того, на какой вы конференции.
Стоит ли в докладе об основах инвестирования для неподготовленной аудитории использовать слова «эмитент», «зашортить» и рассказывать про позиции кандидатов в президенты США в отношении нефтедобычи? Нет это выглядит самопиаром, а пользы несёт ноль.
10. Контакт с аудиторией
Возможно, в эту сторону стоит ползти не сразу, но доклады уровня «выше среднего» должны сопровождаться диалогом с аудиторией. Провоцируйте смешки и вздохи, задавайте риторические и вполне конкретные вопросы, не бойтесь в ответ получить тишину – недоумение тоже реакция. Так ваш доклад лучше уляжется в головах, а вы получите гораздо больше кайфа. Диалог всегда приятней монолога, а получить подпитку невербального одобрения от десятков глаз в середине рассказа – бесценно, это впрыск дофамина напрямую в иссыхающий мозг.
11. Авторский стиль
Если вы чувствуете, что ваши скиллы находятся на добротном среднем уровне, или вам просто этого хочется – вырабатывайте свои правила оформления презентации и доклада.
Это касается всего – как вставлять картинки и ровнять элементы на слайдах, каким шрифтом/цветом делать заголовки, как оформлять изменение контента на страницах и тому подобное. Совет – не увлекайтесь сильно гифками, они излишне отвлекают от ваших слов, особенно если они правда смешные. Одна-две на доклад, и желательно либо на заставку (пока вы не говорите что-то важное), или там, где они действительно очень хорошо иллюстрируют мысль.
И, конечно, это касается речи (хотя тут сильно сложнее) – как вы будете шутить, как вы будете коверкать язык в своих целях, какие обороты речи и мемасики станут вашим фирменным знаком и вообще кого вы будете играть (ведь это сцена, и потому немного актёрство).
Секреты успешного публичного выступления
Эффектное устное выступление — это важная часть учебно-исследовательской деятельности, которая, к сожалению, часто недооценивается. Люди с природным талантом оратора встречаются редко. Но с помощью труда и практического опыта можно добиться очень хорошего уровня презентации. Учитывая, что стандарты устных выступлений в научной практике довольно низкие, хорошее выступление часто становится запоминающимся событием.
К выступлению на учебном семинаре (практическом занятии) нужно относится со всей ответственностью, чтобы исключить элемент расхлябанности, который сейчас, к сожалению, очень сильно распространён среди студенчества.
Семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития культуры научного мышления, углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания.
На самом деле, для того чтобы успешно выступить на семинаре важно следовать определенным этапам эффективной предварительной подготовки. Подготовка – это почти 100% вашего успеха на выступлении. Вдумайтесь, что такое выступление на семинаре? Это своего рода итог, экзамен, смотрины. Здесь вы выдаёте людям продукт своего кропотливого домашнего труда. Будет весьма обидным провалиться в самый ответственный момент и, значит, не рассказать слушателям о своей деятельности.
Если вам предстоит выступать перед публикой в обязательном порядке (есть доклад, который следует защитить на семинаре), то это один разговор. Если же вам выпала часть выступать в качестве представителя от вашей группы или целого факультета на вузовской или межвузовской конференции, то тогда на вас возлагается повышенная ответственность, т.к. по вам будут судить о всех представителях группы, которую вы представляете (факультет, университет).
На этом этапе Вы должны приспособить доклад к конкретной ситуации. Для этого хорошо бы выяснить, кто будет присутствовать на вашем выступлении. Если это конференция — полезно ознакомиться со списком ее участников, выяснить их интересы, оценить состав слушателей — узкие или общие специалисты, сколько их будет, дружелюбные или нет. Выясните количество времени, выделенное для доклада. При длинном докладе Вы можете подробно обсуждать вопрос, короткий доклад требует сразу переходить к делу. Уточните, включены ли в отведенное время и вопросы. Желательно все это сделать как можно раньше.
Лучше построить выступление вокруг одной идеи (проблемного вопроса), используя все, что может лучше раскрыть ее и выбрасывая все, что несущественно или может отвлечь внимание. Детальное обсуждение материала или слишком расширенный обзор не запомнятся, скорее усыпят аудиторию. После того как Вы определили, о чем будете говорить, Вы должны решить, как это сказать. В отличие от беседы или письменного документа, доклад — это что-то вроде одного залпа! Поэтому Ваш доклад должен быть хорошо сконструирован и представлен аудитории ясно и в логичной последовательности. Чем раньше Вы начнете готовить визуальные элементы (рисунки, диаграммы), тем они будут лучше, но не утоните в бесконечном улучшении. Таблицы лучше не использовать. Компьютерные программы для презентаций (PowerPoint, Persuasion и др.) — отличный способ сэкономить время. Даже если Вы еще не знакомы с ними, время, затраченное на их освоение, окупиться скоростью, с которой Вы можете готовить презентацию. Если Вы используете мультимедийные технологии, убедитесь, что они поддерживаются аппаратурой, имеющейся в зале или аудитории где будет проходить выше выступление.
Все приходит с тренировками
Надо тренироваться — это самый важный фактор для хорошей презентации. Не готовьте доклад наспех — его нужно успеть «обкатать». Тот, кто считает, что может выступить с ходу, делает одно из двух — либо беспорядочный либо шероховатый и скучный доклад.
Сначала репетируйте в приватной обстановке. Затем хорошо бы заснять себя на видеокамеру и критически посмотреть, что получилось. Чтобы не улучшать плохой доклад, после нескольких прогонов сделайте пробное выступление перед друзьями или коллегами и попросите высказать их свое мнение. Лучше тренироваться на людях, плохо знакомых с Вашей темой, чем на узких специалистах, которые будут придираться к деталям.
По мере репетиций попробуйте пересмотреть структуру доклада, связи между идеями. Убирайте несущественные элементы. Помните, чем короче выступление, тем сложнее охватить материал ясно и полно. Будьте строгими к тому, что может быть важным для доклада, убирайте несущественные подробности. Тренируйтесь со всеми частями. Если Вы всегда будете начинать сначала — у Вас будет прекрасное начало выступления, но бледный конец. Начинайте иногда с середины или с конца.
Старайтесь не подглядывать в бумажку, когда Вам это не нужно. Не старайтесь выучить текст наизусть, при тренировках старайтесь говорить разными словами, придерживаясь основного направления. Думайте об идеях доклада — и Ваши слова будут течь естественно. Используйте короткие предложения с простой конструкцией. Не используйте жаргон.
Длительность: не превышайте отведенного времени! Никогда! Укорачивайте Ваш доклад, выбрасывая детали, концепции и информацию, но не сокращая слова в предложениях. Если детали совершенно необходимы, сделайте их в виде приложения и раздайте перед докладом зрителям. Часто чтобы сократить время доклада, говорят быстрее. Вы уложитесь во времени, но не добьетесь главной цели. Оптимальная скорость — около 100 слов/мин. Всегда оставляйте время на несколько вопросов в конце доклада. Чувство времени приходит с практикой, но имейте в виду, что на докладе из-за различных факторов может уйти до 20% больше времени, чем на репетиции.
Повторяйте решающую информацию. Говорите не спеша, делайте иногда паузы, дайте время аудитории обдумать то, что Вы говорите. После того, как Вы показали новый слайд, сделайте небольшую паузу, чтобы зрители успели посмотреть на рисунок. Постарайтесь быть готовыми к неожиданностям (например, к перегоранию лампочки проектора). Подумайте, что Вы можете предпринять в этом случае.
Накануне выступления вам следует попрактиковаться используя зеркало – прочитайте доклад вслух. Такая репетиция покажет, сколько времени займет ваше выступление, и придаст Вам уверенности. Читайте доклад медленно, в том темпе, в каком вы планируете его читать завтра перед аудиторией. Если ваш доклад слишком длинен или чрезмерно краток, вы сможете внести необходимые изменения. Как правило, доклады чересчур затянуты.
Привлеките своего товарища для того, чтобы он вас послушал, засек время и проанализировал ваши дикцию, интонацию, жесты, а также непосредственно содержание доклада.
Как преодолеть волнение
Возбужденное состояние накануне выступления – вполне нормальное явление, оно даже будет стимулировать вас. Чрезмерный страх, однако, вредит, особенно если дело доходит до того, что на время ваше сознание отключается и вы не можете вспомнить то, что знаете. Полезно научиться расслабляться, эта способность пригодится вам не только перед докладом, но и накануне экзаменов, при встречах с будущим работодателем и в стрессовых ситуациях. С помощью такой методики вы сможете преодолеть бессонницу. Существует много методик релаксации, и, может быть, вы уже избрали какую-нибудь. Если вы этого не сделали, мы ознакомим вас с некоторыми из них. Примечание: никогда не прибегайте к учащенному глубокому дыханию: это чревато перенасыщением кровеносной системы кислородом.
Выбор релаксационной методики
Испытайте каждую из описываемых ЗДЕСЬ методик в течение дня и сделайте свой выбор. Начните с измерения пульса. Затем в течение получаса поработайте по какой-нибудь методике и вновь измерьте пульс. Сравните показания в начале и в конце занятий для того, чтобы установить, насколько упражнение по избранной методике способствовало уменьшению частоты сердцебиения. Проводя такие испытания в течение нескольких дней, в конце вы сможете сравнить все показания и избрать наиболее эффективную методику. Продолжайте занятия в течение нескольких недель, и результат повысится. Следует заметить, что релаксация в полном объеме занимает около часа, но даже занятия в течение нескольких минут приносят пользу.
На ироническое отношение, которое на первых порах будут вызывать у вас занятия, не нужно обращать внимания. Это всего лишь проявление естественного механизма психологической самозащиты: таким образом ваше подсознание заявляет об испытываемом где-то глубоко в его недрах чувстве беспокойства по поводу нового в вашей жизни опыта и стремится отторгнуть его. Как только из подсознания поступит сигнал о благотворном для организма воздействии упражнений, скептическое желание посмеиваться над самим собой исчезнет.
Некоторые советы по структуре доклада
Не полагайте, что аудитория хорошо знакома с основными концепциями и понятиями, лежащими в основе Вашего доклада. Очертите эти концепции кратко, но ясно в начале доклада.
Восприятие информации аудиторией снижается по ходу доклада. Поэтому если Вы представляете ряд положений, организуйте их от более к менее важным. А лучше менее важные положения вообще выбросить.
Попробуйте определить проблемы и вопросы, которые волнуют аудиторию и обратитесь к ним во время доклада, до того как аудитория подумает об этом сама. Помните, что нет смысла делать доклад для аудитории, которая не слушает. Вы должны помочь ей заинтересоваться в том, что Вы говорите.
Определите цель доклада в его начале и вернитесь к ней в конце. Между этими моментами обсуждайте, как Ваш материал соотносится с целью.
Вступление должно сразу вызвать интерес и приковать внимание аудитории, поэтому избегайте банальных начальных фраз («Спасибо оргкомитету за. ») и технического жаргона.
Не используйте списки («во-первых. », «во-вторых. »). Вы можете спутать систему списка («во-первых. », «затем. », «на пятом этапе»), или позже в докладе выяснится, что Вы пропустили какой-то пункт и придется возвращаться назад.
Переходы: к ним надо относиться внимательно, должны быть плавными и логичными, понятными аудитории.
В заключение обобщите основные концепции (идеи), которые Вы обсуждали, и как Ваша работа относится к вопросам, которые Вы подняли. Постарайтесь помочь аудитории сохранить в памяти эту последнюю информацию. Отметьте начало заключения («В заключение. »).
Не забудьте отдать должное другим, где это надо. Если Вы используете чужие рисунки или данные, обязательно упоминайте об этом. Один из путей поддержания интереса — организация доклада в виде рассказа. Используя нестандартный порядок изложения материала, можно удержать интерес аудитории. Может это и ересь, но вместо планирования Вашего доклада в формате научной статьи (введение/методы/результаты/обсуждение) или в некоей хронологии попробуйте использовать формат, обычно присущий таинственным историям. Рассказ, сочетающий предсказания и взгляды в прошлое и заканчивающийся проницательными умозаключениями — хороший рецепт для изложения Вашей истории. Только не позволяйте Вашему энтузиазму скрыть за историей материал, который лежит в основе Вашей презентации.
Как создать о себе выгодное впечатление, выступая с докладом
Не отвлекайтесь на опоздавших. Как правило, несколько человек все же опоздает. Не обращайте на них внимания, если они извинятся, улыбнитесь, кивните, но не отвечайте им. Не следует прерывать доклад, чтобы раздать опоздавшим материалы (они есть у других присутствующих), или повторять для них то, что они прослушали. Не нарушайте течения выступления, вы можете навлечь на себя раздражение людей, пришедших вовремя.
Логический переход от одной части к другой. Хорошо, если вы продумали систему сигналов-ориентиров для слушателей, позволяющих им четко представлять, когда вы закончили одну часть и переходите к другой. С этой целью можно использовать нумерацию, например «вторая причина», «третья причина» и т. д., или же можно условно назвать данный пункт плана, например: «Обращаясь к результатам, которые имело данное действие. » Имеет смысл обозначать небольшой паузой логический переход. В этот момент можно оторваться от листа бумаги и взглянуть на аудиторию: очень помогает.
Читайте медленно. Большинство людей, волнуясь, во время публичного выступления торопятся, читая доклад. Проанализируйте, в каком темпе вы говорите, и постарайтесь говорить спокойнее. Не забывайте, что выступление перед аудиторией требует намного более медленного темпа, чем темп нашей повседневной речи.
Превышение лимита времени. Если вы превысили отведенное для выступления время, преподаватель может прервать вас и предложить закончить доклад. Если подобное случилось с вами, улыбнитесь и вежливо попросите еще «две минутки». Чтобы действительно уложиться в две минуты, можно просто зачитать оставшиеся неосвещенными пункты вашего плана и заметить, что вы с удовольствием ответите на вопросы, касающиеся этого материала (это хитрый и действенный прием, позволяющий втиснуть несказанное!), затем переходите непосредственно к заключению, которое следует зачитать полностью.
Потенциал языка жестов. Если вы не владеете языком жестов, вы не заработаете высокой оценки, так как не произведете впечатления на преподавателя.Так, волнуясь, например, люди часто позволяют себе следующие непривлекательные жесты:
• крутят пальцы и заламывают руки;
• теребят свой пиджак или платье;
• крутят или дергают себя за волосы;
• теребят пуговицы, галстуки или юбки;
• теребят себя за уши, усы, ресницы;
Проконтролируйте себя сами или попросите понаблюдать за вами своего хорошего друга. Если какая-нибудь из отмеченных привычек присуща вам, упорно боритесь с ней. Подобные движения отвлекают внимание слушателей и снижают действенную силу вашего выступления. Усвойте правило: руки не должны приближаться к лицу и к голове. Да, и помотрите это видео:
Использование своих голосовых вохможностей. Слушайте, как звучит ваш голос во время чтения вслух. Изгоняйте из речи сленговые или просторечивые выражения, бранные слова. Если у вас высокий или пронзительный голос, следует:
Старайтесь модулировать свой голос путем:
Как отвечать на вопросы. Часто ответы на вопросы оставляют большее впечатление, чем сам доклад. Если вы не знаете ответа на вопрос, лучше всего честно сказать об этом. После этого постарайтесь подыскать аналогию или сделать уместное замечание, например: «Однако основные положения теории З. Фрейда позволяют думать, что. » Можно также просто признать свою недостаточную компетентность в вопросе и поинтересоваться, какой еще вопрос хотели задать присутствующие. Не извиняйтесь. Можно предложить человеку, задавшему вопрос, источник, где он может найти ответ, либо попросить аудиторию о предложениях.
Старайтесь повторять вопрос, чтобы всем было ясно, о чем Вас спросили.
Если вопрос задан во время доклада, и он проясняет неопределенность— отвечайте сразу. Избегайте затяжных дискуссий с одним человеком и пространных ответов.
Вопросы для обсуждения
РЕЗЮМЕ
• Проведите генеральную репетицию будущего выступления в узком кругу.
• Регулярно выполняйте комплекс упражнений психотренинга.
• Установите зрительный контакт с аудиторией.
• Контролируйте темп речи, не глотайте слова.
• Не ерзайте, избавляйтесь от других нервных привычек.
• Слушайте себя и используйте свой голос для создания благоприятного эффекта.