что такое хороший слог

5 правил хорошего литературного слога

Хотите научиться писать так, чтобы ваш текст цеплял читателя с первой фразы?

У меня для вас две новости: одна плохая, а другая хорошая.

Плохая новость: волшебный литературный слог вырабатывается годами — неустанной практикой и бесконечным редактированием.

Хорошая новость: существуют несколько правил, которые помогут сразу улучшить ваши тексты — здесь и сейчас. Ошибки у всех новичков более или менее одинаковые, и если их исправить, ваши книги и статьи сразу перейдут в другую весовую категорию.

что такое хороший слог. Смотреть фото что такое хороший слог. Смотреть картинку что такое хороший слог. Картинка про что такое хороший слог. Фото что такое хороший слог

1. Разбивайте длинные предложения на короткие или средние

В школах нас учат писать длинными заковыристыми фразами — чтобы мы разобрались со сложносочиненными предложениями, причастиями и деепричастиями.

В результате многие начинающие авторы выдают фразы вроде этой:

Маша весь вечер крутилась у буфета, заглядывая внутрь, раскладывая мысленно посуду по полочками, которых было очень много, волнительно вздыхая, пересчитывая множество ящиков и отделений, куда можно было бы поставить и тарелки, и сахарницы, и соусники, и чашки, и блюдца, и даже огромного размера супницу, которую ей подарила мама на прошлый день рождения.

Ну как? Легко читается?

Наш мозг воспринимает информацию небольшими блоками, которые удобны для понимания и запоминания, и если этого не учитывать, рождаются вот такие предложения-монстры.

Что делать?

Разбивайте сложное предложение на несколько простых. Если фраза изобилует лишними кренделями, задумайтесь: оно вам надо?

Маша весь вечер крутилась у буфета. Она мысленно раскладывала посуду по многочисленным полочками и в волнении просчитывала, куда можно поставить чашки, а куда — огромную супницу, подаренную мамой на прошлый день рождения.

Читать стало гораздо легче, правда? В тексте появился “воздух”, а отсутствие лишних деталей никак не повлияло на саму картинку.

2. Разбивайте абзацы-кирпичи

Вы, наверное, много раз встречали статьи, которые отпугивают один своим видом. Громоздкий монолит, тянущийся на всю страницу, – это зрелище не для слабонервных.

Причина, по которой мы заранее, не вчитываясь, отвергаем подобные тексты, кроется в следующем: наше подсознание не хочет иметь дело с неудобоваримой информацией.

В каких случаях надо нажимать кнопку “Enter”? А вот в каких:

Иван открыл сейф и принялся перекладывать деньги в сумку.

Анна молча смотрела на него и думала о том, что между ними все кончено: сейчас ее муж уйдет навсегда.

Видите? “Камера” как бы переместилась от Ивана к Анне, – и поэтому тут нужен новый абзац.

3. Вы точно знаете, что хотите сказать читателю?

Прочитайте эту фразу:

В искусстве все на нервах, на эмоциях, на таланте, да и не только, но, ведь бывает же и так, что результаты радуют, ласкают душу, ублажают, и в эти моменты, затраты и потери, конечно же, кажутся какими-то странными недоразумениями, вовсе, может быть, не обязательными.

Вопрос: Что хотел сказать автор?

Зачастую корявый слог — это отсутствие идеи как таковой. Автор что-то чувствует, ему хочется передать эти ощущения читателям, но он не продумал, что именно ему надо донести до окружающих.

В этом примере даже поправить ничего нельзя, потому что не ясно, а зачем эта фраза была написана.

4. Убирайте абстракции!

Если за фразой не стоит конкретного образа, у читателя не включается воображение, и ему заранее становится скучно.

Доклад на конференции по безопасности информационного обеспечения вызвал ощущение недоверия.

С интересом читаются только те тексты, которые можно смотреть как “внутреннее кино”, или которые вызывают четко определенные эмоции.

5. В вашем тексте не должно быть фраз “ни о чем”

Экономьте время читателя (и свое тоже)! Если предложение ничего не добавляет тексту, его надо удалять хирургическим путем.

Девушка была прекрасна. В ней все было красиво — и глаза, и волосы, и фигура. Всем своим видом барышня напоминала чудесный цветок.

Угу, девушка у нас — цветок, а автор — фонтан, который льет “воду” на головы бедных читателей. Они не дураки: они с первого раза все поняли про девушку — зачем повторять одно и то же?

Верные кандидаты на вылет:

Кстати, знаете, откуда берется привычка лить “воду”? В студенческие годы мы старались нарастить объём докладов и курсовых по нелюбимым предметам: накрутишь, навертишь “умных слов” — глядишь, профессор “зачет” поставит.

Диплом получен, предмет благополучно забыт, но мерзкая привычка осталась… Наверное, это месть богини познания, которая так и не простила студентов-халтурщиков.

Ну, ничего — мы с ней как-нибудь договоримся насчет познания чего-нибудь другого — более полезного для писателей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *