что такое хороший тон
Что такое «хороший тон»
Содержание статьи
Когда-то правилам этикета обучали наравне с иностранными языками и общими предметами школьной программы. Со временем эту роль отвели родителям и воспитателям в детских садах, ведь чем раньше ребенок усвоит нормы и правила поведения, тем лучше для него.
Основные правила хорошего тона
При знакомстве с новыми людьми четко называйте свое имя. Если пожали руку одному человеку, нужно обойти всех остальных.
Первым здоровается тот, кто младше. Если люди разного пола, первым здоровается мужчина. Пол не имеет значения, если человек подходит к группе людей, тогда первым здоровается тот, кто подошел.
Не разговаривайте громко в общественном транспорте и не решайте свои дела по телефону, если это может подождать. Перед тем как войти, пропустите выходящих людей. Уступайте места пожилым людям и беременным женщинам.
Если мужчина идет позади женщины, он должен пропускать ее вперед при входе или выходе из здания, открыв при этом дверь. Однако в лифт мужчина заходит первым сам. Из транспорта также первым выходит мужчина, после чего помогает женщине, протянув руку.
Пригласив женщину в ресторан, следует помочь ей снять верхнюю одежду, проводить к столику, подвинуть стул, и только после этого сесть самому. Если за столом несколько дам, в первую очередь вино наливают самой старшей из них. Если на столе несколько приборов, начинают с тех, которые лежат дальше от тарелки. Нет ничего страшного в том, чтобы попросить помощи у официанта, если вы не знаете назначение какого-то прибора.
В конфликтной ситуации сохраняйте спокойствие. Мысленно сосчитайте до десяти и с доброжелательной улыбкой извинитесь. Если виноват другой человек, постарайтесь объяснить ему это в вежливой форме, не переходя на личности и оскорбления.
Хороший тон при общении с семьей
Воспитанный человек ведет себя вежливо не только в обществе, но и дома. Конечно, дома можно расслабиться и пользоваться одной вилкой вместо трех, но элементарные правила этикета никто не отменял.
Не забывайте каждый раз при необходимости благодарить родных, желать доброго утра и спокойной ночи, интересоваться – не нужна ли им помощь в каких-то делах.
Переодевшись, убирайте одежду на место, а не бросайте куда попало. Домашняя одежда должна выглядеть аккуратно и опрятно.
Ни в коем случае не ругайтесь с мужем или женой в присутствии других людей и на улице. Выразите свое недовольство, когда останетесь наедине. Дети тем более не должны быть свидетелями вашего конфликта.
Имейте в виду, что многие манеры и привычки ребенок перенимает от родителей. Если хотите вырастить из него воспитанного человека, начните с себя.
Важно быть любезным: «Хороший тон. Сборник советов и наставлений» 1889 года
В вопросах воспитания есть вещи преходящие и не устаревающие. Правила хорошего тона – это то, без чего понятие воспитанности невозможно. «Важно быть любезным» – утверждают авторы книги «Хороший тон. Сборник советов и наставлений» 1889 года.
При обилии печатной продукции в нашей жизни стало встречаться много редких книг. Редкость этих книг со всей очевидностью объясняется их невостребованностью. Как один из примеров можно рассмотреть книжку под названием «Хороший тон. Сборник советов и наставлений» 1889 года издания в малотиражном репринтном переиздании 1993 года.
Кажется, родителям было бы небезынтересно узнать, каким внешним правилам поведения в прежние времена в городской семье учили детей, и ответить себе на вопрос, а так ли важно быть любезным? Ответить на этот вопрос для пользы детей современных.
Книжка, конечно, старая. Но замени слово мещанский на слово городской, а слово публика на слово читатели – и многое может показаться не устаревшим. Да и напоминание о прежде высокочастотных словах, например, благовоспитанный, вполне в состоянии обогатить наш современный словарный актив.
Вряд ли мы не станем учитывать правила вроде «утром носите перстень, вечером же заменяйте его кольцом с одним бриллиантом» и переписывать книжку целиком, но то, к чему можно использовать опцию «применить», мы применим.
Любезность не является популярной моделью поведения в современном обществе. Это легко заметить, даже не напоминая о жующих и спящих юнцах на диванах метро и о бабушке, которой в голову не приходит сказать «спасибо», если редкий из них вдруг опомнится и уступит место.
Любезность не хозяйка и в православной среде – зачем серьёзному человеку улыбаться? Но ведь мы так хотим избегать конфликтов или даже избавиться от них!
Итак, что же думали прежде о внешних формах поведения?
Держать себя с тактом и изяществом
Составители сборника считали, что основы хорошего воспитания лежат в христианских принципах. Они прямо так и пишут: «…история ясно и неопровержимо свидетельствует, что весь кодекс приличного общежития развился и окреп именно у христианских народов.
Китайцы, например, со всеми своими тридцатью тысячами церемоний и в наши дни остаются теми же варварами, какими они были 2000 лет тому назад (простите, китайцы! – политкорр. прим. ред.) и будут оставаться такими же до тех пор, пока свет христианской веры не озарит их, а слово всепрощения и любви не смягчит сынов Небесной Империи.
Грубо ошибаются те, которые правила светского этикета европейцев отождествляют с китайскими церемониями, подразумевая под светскостью внутреннюю пустоту, прикрытую внешнею церемонностью. Это неверно уже потому, что светский этикет европейских народов основан на благовоспитанности, а благовоспитанность имеет широкое и серьёзное значение.
Никогда не надо забывать, что законы общежития, подобно христианским, из которых они черпают свое начало, свои принципы, требуют «любви, согласия, долготерпения, кротости, доброты, гуманного обращения и уважения к личности».
Когда и как прививаются человеку правила хорошего тона? «Само слово «благовоспитанный» (или хорошо воспитанный) показывает, что «приличные манеры» есть нечто приобретаемое, прививающееся к человеку воспитанием с детских лет…
Из сказанного не следует, однако, чтобы уменье держать себя в обществе могло бы быть приобретаемо исключительно только с детства, путём воспитания; напротив, жизненный опыт показывает, что каждый взрослый человек, хотя бы и выросший на деревенской почве, или где-нибудь за прилавком, может вполне перевоспитать сам себя и стать в полном смысле приличным человеком … и будет держать себя с тактом и изяществом…».
Манеры смягчают отношения
В чем же проявляются хорошие манеры обхождения (при этом кто-то утверждал, что в манерах отражаются добродетели)? «Хорошие манеры далеко не в такой степени суетны и ничтожны, как многие это думают; напротив, они в значительной мере способствуют облегчению житейских дел, а также и смягчают и придают приятность взаимным отношениям людей.
Между тем как грубость и суровость всюду затворяют перед собою двери и отталкивают сердца, приветливость и приличное обхождение, в котором и состоят хорошие манеры, имеют силу таинственных слов: «Сезам, отворись». Перед нами отворяются двери, и они служат проводниками к сердцу каждого человека, молодого и старого.
Манеры указывают на характер человека. Они служат внешней оболочкой его внутренней природы. Они обличают его вкусы, его чувства, его душевное настроение, а также и то общество, в котором он привык вращаться. … Изящество манер внушается любезностью, а любезность представляется условием, почти не менее важным, чем таланты и образование.
Сочувствие есть тот золотой ключик, которым открывается сердце человека. Оно не только научает вежливости, но и увеличивает проницательность и мудрость, а потому на него можно поистине смотреть, как на венец человеческих качеств.
Вежливость по принятому определению, есть искусство выражать внешними знаками то внутреннее уважение, которое мы питаем к тому или другому лицу. Настоящая вежливость основана на искренности. Она должна быть внушаема сердцем, иначе не будет производить прочного впечатления, потому что никакая сумма учтивостей не в состоянии заменить правдивости.
Настоящая вежливость полна добродушия. Она проявляется в готовности способствовать счастью ближнего и в заботливом старании избегать всего того, что могло бы его огорчить.
Не менее доброты свойственна ей и признательность: она охотно признает добрые дела…
Хорошо воспитанные люди приветливы, и иногда даже обеспечивают себе уважение других простым умением терпеливо выслушивать то, что им говорят или рассказывают. Они терпеливы, снисходительны и одарены искусством воздерживаться от резких суждений, резкие же суждения о других почти неизменно вызывают резкие суждения о нас самих…
Разумно вежливый человек не делает вида, будто он лучше, умнее и богаче своего соседа. Он не хвастается ни своим положением, ни своим происхождением, ни даже своей страною; а также и не смотрит свысока на людей, не имеющих одинаковых с ним преимуществ;
он не похваляется своими подвигами или своим призванием, и разговор его не вертится постоянно и единственно на предметах его профессии. Напротив, он будет скромен и естествен во всем, что делает и говорит; настоящий его характер проявляется скорее в исполнении дела, чем в хвастовстве, скорее в поступках, чем в словах.
Отсутствие уважения к чувствам других обыкновенно порождается себялюбием и, постепенно развиваясь, превращается в жестокость и грубость манер. Оно может происходить не столько от злонамеренности, сколько от недостатка сочувствия и деликатности, от недостатка внимательности относительно тех мелочей, которыми в жизни доставляется удовольствие или причиняется огорчение ближнему.
Поистине, можно сказать, что способность к самопожертвованию в обыкновенных мелких столкновениях повседневной жизни служит главным отличием человека хорошо воспитанного от дурно воспитанного.
Не обладая некоторою сдержанностью, человек в обществе может оказаться почти нетерпимым. …
Совершенство в хороших манерах заключается в непринужденности, – такой непринужденности, которая бы не привлекла ничьего внимания, но была бы естественна и проста.
Человек откровенный и приветливый умеет сделать, чтобы всем окружающим его было ловко и уютно. Он согревает и оживляет их своим присутствием и располагает в свою пользу все сердца.
Таким образом, манеры в своих высших проявлениях получают значение настоящей движущей силы.
Воспитанность – проявление любви к ближнему
… Надо заметить, впрочем, что многие невежливы не потому, чтобы они хотели быть такими, а потому что они неуклюжи и не умеют лучше поступать».
Истинная благовоспитанность неразрывно связана с любовью к ближнему и полным отсутствием эгоизма.
Она проявляется в учтивости, вежливости, благопристойности и осуществлении правил ведения разговора.
Основой учтивости является добросердечие. Учтивость проявляется во внимательности и предупредительности ко всем и каждому.
Вот некоторые правила учтивости:
Главнейшие законы приличия состоят в сохранении искренности; снисхождение должно сопровождать правду, но не должно уничтожать её.
Вы нарушите приличие, если окажете человеку больше уважения, чем он достоин – неуместная учтивость всегда считается за оскорбление.
«Хотите иметь в себе неистощимый источник учтивости? Умейте владеть своей душой. Образуйте её так, чтобы она печально сжималась, когда вам придётся огорчить кого бы то ни было. Так тело наше сжимается, когда ему наносят рану.
Такое счастливое образование души будет в вас источником истинной учтивости.
Учтивость не есть добродетель ума. Основание её – в сердце.
Посмотрите, учтивы ли вы? Совесть говорит ли вам, что вы обладаете невозмутимостью характера, склонностью одолжать других (одолжать кого-либо – оказывать услугу, делать угодное, отсюда одолжение – милость, услуга, помощь. Словарь В. Даля. – прим. ред.), и тою ласковостью, без которой нет истинной учтивости».
«Вежливость и учтивость – главнейшие предметы в воспитании. Эта вежливость не должна заключаться в низких поклонах и в натянутых церемониях, но в умении держать себя свободно и в тоже время почтительно».
Благопристойность касается всех действий жизни; она требует, чтобы мы были умеренными в наших удовольствиях, осторожными в наших рассуждениях и вечными врагами всего того, что нарушает наш долг.
Главные правила благопристойности:
Чистоплотность – тоже вежливость
Правила разговора обширны, поэтому мы сейчас не станем воспроизводить их в большей подробности. Вместе с тем в нашем сборнике много иных, теперь почему-то нигде не затрагиваемых моментов, а также тем, представляющих собой исторический интерес – предложение и помолвка, девичник, венчание, рождение, крестины, кончина и погребение, траур, прочее.
Так, в сферу вежливости оказывается включенной… чистоплотность – чистота тела, платья, жилища и окружающей среды. Коль скоро все рассуждения наших авторов сосредоточены на отношениях «мой ближний и я», то и чистоплотность является проявлением нашего уважения к ближнему.
Почему-то стало затруднительным объяснить Коле, по какой причине ему следует приходить в школу в чистой рубашке, а Маше – постричь ногти. Чистоплотность – это вопрос правильного воспитания: «Молодые люди и девицы должны чувствовать, почти инстинктивно, необходимость содержать свои платья постоянно в чистом виде; иначе, что заставят они думать о себе в других отношениях?
Нечистоплотная женщина вполне справедливо считается причиною всех беспорядков в доме». И это верно: разве не начинает со временем раздражать мужа его жена, постоянно мелькающая в исподнем или в нестиранном без пуговиц халате?
«Одеваться или раздеваться в присутствии кого-либо, коль скоро этого можно избегнуть, считается признаком дурного воспитания».
Светское приличие, «как бы в противоречие опрятности, отвергает массу самых естественных действий. Так, чесать в голове, запускать пальцы в волосы, в нос, в ухо, грызть ногти, плевать на пол, в огонь, в окно, тушить свечу перед носом присутствующих, – все эти действия считаются в обществе неприличными.
Кроме того, очень неприлично за столом сморкаться, чихать, чистить в зубах, нюхать табак, отирать пот с лица и т.п. Когда является крайняя необходимость плюнуть, то следует плюнуть в свой носовой платок, по крайней мере, тогда, когда вы не находитесь на улице. Надо остерегаться, чтоб не вошло в привычку плевать каждую минуту…»
Платье – снову, а честь – смолоду
Кроме того, чтобы «беречь платье снову», оказывается безусловным правилом «беречь честь смолоду». Главы об обязанностях человека – его нравственном долге, долге относительно родителей и родных, подчинённых и иных ближних, обязанностей относительно отечества, не исключая и обязанностей по отношению к самому себе, – излагают правила чести благовоспитанного человека.
Соотнесёмся в кратком изложении с обязанностями по отношению к самому себе, с тем, что мы обязательно и неукоснительно должны исполнить в отношении себя:
Вот так выглядит светский человек, что и вполне не стыдно перед лицом современного церковного мира. Тут мы улыбаемся, но не свысока, а простосердечно и с надеждой на понимание нашим ближним всех современных нюансов значения слова «светский», а также проблем поведения, бытующих и в церковной и в нецерковной среде. Улыбнется ли кто нам в ответ? Кивнет ли?…
И немного о доступном чтении на тему нашего рассуждения. Родители, прочтите детям рассказ В. Осеевой «Волшебное слово», а сами себе – статью православного философа Ивана Ильина, которая так и называется: «О любезности».
Хороший тон
Смотреть что такое «Хороший тон» в других словарях:
хороший тон — (иноск.) вкус, манеры лучшего общества Ср. Я с генерал губернатором. за одним столом сидел, и потому знаю, что такое приличие и хороший тон. П.П. Гнедич. Импрессионист. 11. Ср. Знайте, люди хорошего тона, Что я сам обожаю балет. Пораженным… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
тон — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? тона, чему? тону, (вижу) что? тон, чем? тоном, о чём? о тоне; мн. что? тона и тоны, (нет) чего? тонов и тонов, чему? тонам и тонам, (вижу) что? тона и тоны, чем? тонами и тонами, о чём? о тонах и о… … Толковый словарь Дмитриева
ТОН — ТОН, тона, мн. тоны тона, тонов, муж. (греч. tonos). 1. Звук, порождаемый периодичным колебанием воздуха, музыкальный звук, в отличие от шума (физ., муз.). «Аккордом называется одновременное сочетание трех, четырех или пяти различных тонов,… … Толковый словарь Ушакова
Тон — (греч. tonos – напряжение, ударение) – 1. измерение зрительного ощущения, соответствующее, в основном, длине световой волны и, кроме того, её амплитуде; 2. любой звук, производимый регулярно или периодически вибрирующим источником (простой или… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
тон — (в речевом коммуникативном смысле) обращение человека с людьми, приемы обращения. Противопоставляют хороший тон (благовоспитанность, в том числе в отношении речевого поведения) и дурной тон (незнание приличий общения). Ср. выражение Вы… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
ТОН — (лат., от греч. teino растягивать, усиливаться). 1) производимый человеческим голосом или инструментом музыкальный звук определенной высоты. 2) звучность инструментов, 3) в живописи: цвет красок. 4) в общежитии: обращение человека с людьми, его… … Словарь иностранных слов русского языка
ТОН — муж., франц., муз. всякий звук, звон, гул, голос; а всякое изменение звука есть повышение или понижение тона. Попасть в тон, взять заданную ноту. | муз. качество звука или зык. Хороший и плохой тон скрипки. У этого рояля тон полный, густой и… … Толковый словарь Даля
ТОН — ТОН, а, мн. а, ов и ы, ов, муж. 1. Звук определённой высоты; музыкальный звук в отличие от шума. Низкий т. Мягкий т. скрипки. Нежный т. Тоном ниже (также перен.: поспокойнее, не так горячо, не так громко; разг.). Попасть в т. (также перен.:… … Толковый словарь Ожегова
ХОРОШИЙ — ХОРОШИЙ, ая, ое; ош, оша; в знач. сравн. и превосх. употр. лучше, лучший. 1. Вполне положительный по своим качествам, такой, как следует. Х. работник. Х. голос. Х. характер. Хорошо (нареч.) поёт. В лесу хорошо (в знач. сказ). Мне хорошо (в знач.… … Толковый словарь Ожегова
тон — 1. Характер звучания, эмоциональный оттенок голоса, речи. О тоне, выражающем чувства, настроение, черты, характера человека, его отношение к собеседнику. Авторитетный, агрессивный, апатичный, барский, барственный, безапелляционный, беззаботный,… … Словарь эпитетов
Хороший тон. О манере держать себя
Мы начинаем знакомить читателей с главами из книги «Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной» 1881 года издания.
Сумма качеств, которых выдают благовоспитанного человека, обозначаются выражением: «хорошо держать себя». «Она хорошо или дурно себя держит» — есть выражение, соответствующее мнению, что она — благовоспитанная, образованная личность, достойный член хорошего общества, знакомство с которым нравится и которого ищут, или наоборот. Понятно, само собою, что нравственные качества человека имеют большое влияние на манеру, привычку держать себя. Особа, склонная к дурным нравам, или даже к пороку, редко будет уметь хорошо держать себя, и неприятные положения и погрешности против хорошего тона неизбежны. Умственное развитие в этом случае мало, или даже ничего не значит.
Хорошая манера держать себя есть большею частью последствие наблюдений и подражание, привычка самообладания и сдержанности. Хотя воспитание и должно стремиться к тому, чтобы все формы хорошего тона прививались так, чтобы, действуя одна на другую, они производили бы то, что мы назвали гармоническим впечатлением, но оно не в состоянии одно, без помощи общества, дать безупречную манеру держать себя. Она приобретается уже в обществе, путем практики, но дается легче тем, которые с детства приучены действовать всегда согласно с хорошим тоном. Манера хорошо держать себя придает миловидность, приобретает расположение и отличие. Путь к этому вовсе не труден, следует только наблюдать за собою и за другими. Сравнение скоро покажет, чего недостает, что нужно изменить, что улучшить, и строгая последовательность, строгое приведение в исполнение этих наблюдений и стремления к лучшему скоро сделают хорошую манеру держать себя второю натурою.
Нельзя иметь свободы в движениях, согласной с хорошим тоном, если в домашнем быту позволяют себе держать себя невежливо, нелюбезно и несдержанно. Хорошие манеры должны войти в плоть и кровь, и тогда они значительно способствуют увеличению комфорта и счастья в доме и избавляют от застенчивости и неловкости в обществе. Чем чаще посещаем хорошее общество, чем чаще в нем бываем, тем скорее удается достигнуть желаемой цели. Женщина всегда более способна и доступна внешней полировке, нежели мужчина, и легко подражает тону и манерам людей, с которыми сходится.
Сказать, в чем собственно заключается хорошая манера держать себя, почти невозможно, гораздо легче перечислить, хотя не все, но некоторые мелочи, которые, положительно, должны быть изгнаны из хорошего общества.
Дамы и молодые девушки должны наблюдать, чтобы сидя, туловище их имело прямое, свободное положение. Они не могут позволить себе откидываться или облокачиваться на спинку стула, поза, дозволенная только личностям преклонных лет, когда человек требует известной опоры. Также, сидя на стуле, качать его, перекладывать ногу на ногу, к сожалению, довольно распространенная привычка, ее не смеет позволить себе ни одна молодая особа. Это не только не красиво, не только дает корпусу кривое направление, но дама, сама того не замечая, может иметь позу, вовсе несовместную с понятием о приличии. Кроме того, подобная поза препятствует свободному движению проходящих. Даже в самом интимном кружке молодые особы должны стараться держаться прямо и избегать резких движений. Никогда не годится болтать ногами, барабанить по столу, шептаться, взглядывая по временам на кого-либо из присутствующих, что легко может внушить подозрение, что говорит что-нибудь нехорошее, не могущее быть сказано во всеуслышание.
Перечень всех этих мелочей можно бы было довести до бесконечности, но мы тут остановимся и напоминаем, какую важную роль в этом случае играет воспитание; но и отказаться от дурных привычек не трудно, если внимательно присматриваться к обществу и подмечать все те обычаи и формы внешней вежливости и приличия, которыми обусловливаются взаимные отношения. Бесцеремонного отношения должно вообще избегать, потому что оно всегда ведет к нарушению хорошего тона.
Дамам не следует забывать, что их манера держать себя имеет большое влия ние на мужчин, и если эти последние позволяют себе в их присутствии лишнее слово, или неуместное движение, то большею частью в этом виноваты они сами. Они не сумели вовремя, с верным тактом удалить самый легкий намек и в самом начале с кор нем вырвать неприличную выходку, — им нечего тогда удивляться, если в их присутствии, как бы и м это не было неприятно, будет господствовать свободный тон. Мужчина очень и очень склонен сбрасывать с себя все стесняющие его оковы, и, как вообще все дурное, он скоро усваивает себе и вольные манеры, и свободный тон. В подобные минуты всякая истинная женщина чувствует себя неловко, и поэтому было бы желательно, чтобы каждая мать, сестра, вообще старшая родственница всегда останавливали молодых людей и в интимном кружке от слишком свободных жестов и разговоров. И хотя сначала оно поведет к некоторым недоразумениям, даже маленьким неприятностям, но они могут быть уверены, что, впоследствии, их советы будут оценены. Как часто карьера молодого человека бы вает испорчена из-за лишнего, необдуманного слова вследствие неуместного разговора или движения! В манерах молодого человека всегда сказывается обстановка, в которой он вырос, и дело женщины — не дозволять ему принимать привычек окружающей его среды, а незаметно заставить его держать себя в ее присутствии так, как того требуют светские приличия, нравственность и хороший тон.
Всякая женщина должна в отдельности стараться выказывать свое благотворное влияние на мужчину. Человек, не поддающийся ему и переступающий поставленные границы, встречается очень редко, большею же частью известная сдержанность не позволяет ему заходить за пределы, поставленные приличиями и хорошим тоном.
Сдержанность в разговоре всегда хорошо действует на мужчин, и она не только их не оскорбляет или не обижает, напротив того, уважение к подобной женщине все будет расти и увеличиваться, а от уважения к поклонению — один шаг.
Ничто так благотворно не действует на развитие юноши, ничто не дает ему той необходимой оконченности, как знакомство с добродетельными и высоконравственными женщинами. Мысль эта в высшей степени справедлива, верна, и действительно молодой человек не может иметь для себя лучшего примера для хороших манер, как хорошие манеры благовоспитанной, образованной женщины, влияние которой блестя щим образом дает себя чувствовать в том случае, если молодому человеку недостает уверенности и привычки вращаться в хорошем обществе.
Но было бы большой ошибкой думать, что соблюдение хороших манер требуется только в обществе, а в интимном же кружке можно ими пренебрегать. Это вовсе не так. И между мужем и женой, братом и сестрой, дядей и племянницей и при других родственных степенях всегда следует наблюдать за пределами близких отношений, за границами которых ставить обоюдное уважение.
Скромность и сдержанность с одной стороны, вежливость и почтительная внимательность — с другой, должны господствовать тут так же, как и в отношениях с чужими.
Также не следует забывать, что между мужчиной и женщиной, в каких бы близ ких родственных отношениях они ни находились, не может существовать дружбы, т. е. дружбы такой, какая бывает у мужчины с мужчиной, или у женщины с женщиной, которая может многое позволить себе, вовсе не нарушая приличий и хорошего тона. Но и между друзьями не следует упускать из виду приличий, надо обращать внимание как на их, так и на свою манеру держать себя. Если же мы приходим к убеждению, что знакомые наши иначе себя держат и ведут, чем бы следовало, то лучше прекратить с подобными личностями всякое знакомство, чем подвергать себя могущим быть неприятностям.