что такое предварительный рейтинг в колледже
С 14 июля появляются рейтинговые списки абитуриентов, поступающих на очную форму обучения. Как в них разобраться?
Мы приводим ответы на наиболее часто встречаемые вопросы.
— Нас спрашивают: есть проходной балл, значит, я могу примерить его к своим результатам и понять — учусь я уже на бюджете или нет? Однако надо понимать, что на самом деле проходной балл становится известен только после всех зачислений. И балла, который гарантировал бы зачисление на бюджет, как такового нет. Ребята смотрят — у кого-то 4,0 баллов, даже 3,9, и приходят в уныние: «Все, я не поступлю». Но не стоит отчаиваться — довольно часто происходят изменения в списках, так называемые «высокобалльники» возвращаются в школы, уезжают поступать в другие образовательные учреждения. Если посмотреть статистику приёма прошлых лет, то проходной балл устанавливается, в среднем, к 10-15 августа. Ну и, конечно, необходимо помнить о том, что зачислению на бюджет подлежат только те поступающие, кто вовремя сдал оригинал документа об образовании. Даже если у человека 5,0 баллов, но не сдан оригинал документа об образовании — зачислить его мы не сможем.
— Главное, успеть подать оригинал документов до зачисления? Очень важно не пропустить дату окончания приёма оригинала документа об образовании. Иногда звонят и спрашивают: «У вас зачисление 20 августа, можно я подъеду в этот день к 9 часам с оригиналом документа?» Спешить уже нет смысла, это зачисление не для вас. Внимательно читайте информацию на сайте! Последний день подачи оригиналов документов для зачисления — 15 августа. В дни завершения приема оригиналов документов об образовании мы всегда работаем до 17 часов, даже если эти дни выпадают на выходные.
— Когда же абитуриент может выдохнуть, узнать — «пан или пропал»? Узнать свою судьбу абитуриент может 17 августа. В 15 часов пройдет заседание приемной комиссии, длится оно час. Вскоре после этого на сайте колледжа появится информация в виде отметок о зачислении в рейтинговых списках и сканированных проектов приказов. Обычно мы стараемся это сделать до 17 часов дня. Собрания с зачисленными абитуриентами проводятся 20-21 августа. На зачислении обязательное присутствие вместе с родителями или лицами их заменяющими. На зачислении оформляются дополнительные документы, заселяются в общежитие, это этап заключения договоров. Если без уважительной причины абитуриент не явился на зачисление, он выбывает из списка и зачисляется следующий по рейтинговому списку.
— Если абитуриент не нашел свою фамилию в списке зачисленных? Не стоит думать, что все потеряно. Можно попытать счастья на другой специальности. Переложить оригинал документа об образовании нужно лично: не стоит писать на электронную почту, звонить в приемную комиссию. Человек должен нести ответственность за свою судьбу и засвидетельствовать выбор своей подписью. Ну а мечта может осуществиться через переподготовку на старших курсах, но на платной основе. Таким образом, вы можете по окончании колледжа получить два диплома.
В связи с тем, что все образовательные учреждения среднего профессионального образования, согласно закона «Об образовании», заканчивают приём документов одновременно (15 августа) мы выставляем рабочие рейтинги на официальном сайте колледжа заранее, как только набирается более 25 заявлений на специальность. Поэтому наши абитуриенты могут рассчитать свои силы при поступлении на разные специальности и решение приёмной комиссии не будет настолько неожиданным «сюрпризом».
Как устроен рейтинг абитуриентов
И почему вузам выгодно делать непонятные списки
Рейтинг абитуриентов — это список поступающих по результатам ЕГЭ. Рейтинг показывает шансы на поступление. Чем выше фамилия в списке, тем выше шанс учиться в желанном вузе.
Каждый вуз обязан опубликовать рейтинг на своем сайте в открытом доступе. Однако часто в списках сложно разобраться, так как сайт вуза сделан плохо. Хотя рейтинг должен однозначно отвечать на вопрос, поступаете вы или нет.
Что требует Министерство образования
Одна из главных причин, почему рейтинги такие непонятные — отсутствие четких требований Правительства. Основной документ для приемных комиссий вузов это приказ Министерства образования. О рейтинге поступающих там сказано немного и расплывчато.
Все прописано в V главе документа. Объясняем простыми словами, что требуется от вуза:
Вуз не должен требовать от абитуриента оригинал аттестата. Каждый вуз решает самостоятельно, разделять ли в разные рейтинги абитуриентов с копиями и оригиналами документов.
Что в реальности
Главный недостаток. Рейтинг абитуриентов учитывает всех поступающих: и с оригиналом аттестата, и с копией. По правилам абитуриент может отнести копии документов в 5 вузов на 3 специальности в каждом — максимум на 15 факультетов. В итоге рейтинг «раздувается» от копий и не дает реальной картины.
Рекомендованные списки. Если вы не принесете в вуз на какую-то специальность оригинал, то вы не сможете быть зачисленным. Если у вуза нет хорошего рейтинга, который отвечает на вопрос поступаете вы или нет, он будет выпускать списки «рекомендованных к зачислению». Такая бумага ничего вам не гарантирует.
Чтобы привлечь больше абитуриентов с оригиналами, вуз включает в список больше людей, чем реальных мест на факультете. Такая бумага выпускается 1-2 раза за всю приемную кампанию, хотя должна обновляться ежедневно.
Лучший вариант. Удобнее всего, если на сайте есть отдельный список поступающих с оригиналами или есть сортировка по типу поданных документов. Если такой рейтинг обновляют раз в день, то вы сможете знать, поступаете или нет.
Если вы еще не принесли оригинал в вуз, то посчитайте людей с оригиналами и сравните с количеством бюджетных мест по факультету. Так шанс на поступление будет понятен.
Когда рейтинг врет. Но способ подсчета выше не всегда работает. Например, когда вуз автоматически учитывает приоритеты студентов на специальности. Разбираемся на примере.
Абитуриент Петров принес документы на 3 специальности и указал их в порядке приоритетов: физика, астрономия, машиностроение. Вместе с заявлением он оставляет оригинал аттестата. Ему не хватает баллов, чтобы поступить на физику. Выше Петрова в рейтинге люди с более высокими баллами, но с копиями аттестата. Технически его определяют в соответствии с его вторым приоритетом — астрономией. В реальности: если Петров ничего не поменяет, а люди с копиями так и не принесут оригинал, он поступит на физику.
Рейтинг в этом случае не отображает реальной картины. Петров будет в рейтинге по своему второму приоритету, но поступит на первый. Все потому, что рейтинг учитывает одновременно абитуриентов с копиями аттестата, и с оригиналами.
К счастью, не каждый рейтинг работает, как описано выше. У каждого вуза свои информационная система и свои тонкости. Поэтому обязательно уточняйте, как работает рейтинг в приемной комиссии вуза.
Почему так сложно? Ведь вузы должны стараться сделать сайт максимально удобным для поступающих. И да, и нет.
Почему нет: из-за демографической ямы многие вузы не добирают студентов. А те, что набирают, хотят учить самых умных ребят. Непрозрачные рейтинги позволяют факультетам манипулировать поступающими и заставлять оставлять оригиналы. Запомните, слова людей из приемной комиссии — не гарантия поступления.
Иногда плохие списки — вина разработчиков, которые делают свою работу недобросовестно.
Почему да: бесконечно общаться со всеми абитуриентами и родителями физически невозможно. Вуз вывешивает рейтинг, думает, что он хороший. Но в итоге из-за недопонимания абитуриент забирает документы и несет их в слабый вуз, куда он точно поступит.
Каждый вуз выбирает свои методы борьбы за абитуриентов. Кто-то агитирует сильными преподавателями, хорошей репутацией и трудоустройством выпускников. Кто-то манипулирует рейтингами. Есть и такие, которые используют обе тактики.
С чем еще вы можете столкнуться. Информационные системы у каждого вуза свои, потому и рейтинги будут отличаться. Бывает, что вуз вообще не заморачивается и выкладывает вордовский файл. Разобраться в таком еще сложнее.
Что делать
Не забывайте, что оригинал вам обязаны выдать сразу по вашей просьбе. Требуйте его и не верьте в отговорки.
Хотите получать новые статьи во «Вконтакте»?
👉🏻 Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Что такое образовательные рейтинги: кто их составляет и какая от них польза
Образовательные рейтинги — что это и зачем они нужны
Образовательные рейтинги по университетам помогают будущему студенту разобраться, какой вуз выбрать. Кроме этого, от позиции конкретного вуза в рейтингах сильно зависит его благосостояние, популярность и репутация.
Высокорейтинговые учебные заведения привлекают не только инвесторов, но и выдающихся молодых людей, которые впоследствии могут отличиться в учебной деятельности и поднять вузу рейтинг еще больше.
Поэтому образовательные рейтинги представляют ценность не только для вчерашних школьников, но и для самих учебных заведений.
Существует разделение образовательных рейтингов на международные и российские.
Если последние анализируют только государственные вузы в пределах страны, то международные ориентируются в принципе на все.
Международные образовательные рейтинги также имеют большое значение, поскольку высокая позиция отечественного вуза в таком списке значительно повышает репутацию не только конкретного учебного заведения, но и самой страны в глобальных масштабах. Это влияет на приток интернациональных студентов и, опять же, репутацию.
Как составляются образовательные рейтинги
На позицию конкретного образовательного учреждения влияет гораздо больше факторов, чем может показаться на первый взгляд. В первую очередь, — это результативность деятельности учащихся в определенных (научной, творческой) сферах.
Но, поскольку составители разных образовательных рейтингов чаще всего преследуют разные цели, обычно на конечный результат оказывают влияние и другие преимущества вузов.
Количество иностранных студентов и преподавателей
Как уже было сказано выше, этот показатель играет важную роль в большинстве международных рейтингов. Привлекательность отечественных вузов в глазах иностранных студентов влияет на имидж страны и способствует глобализации.
Количество статей, опубликованных преподавателями и учениками данного университета в научных изданиях
Этот критерий, как правило, присутствует почти в каждом ранжировании вузов и колледжей и является одним из самых значимых, поскольку от количества опубликованных статей обычно напрямую зависит уровень преподавателей, а, следовательно, и преподавания в университете.
Однако в отличие, например, от количества иностранных студентов, точное число для этого показателя получить довольно трудно. Особенно это касается различных международных рейтингов, которые обычно имеют разные базы данных, отличающиеся друг от друга, и иногда могут быть не обновленными.
Наличие (и число) преподавателей вуза, имеющих различные научные премии
В рейтингах престижных вузов этот показатель имеет большое значение. Так, например, в рейтинге, составленном Шанхайской образовательной организацией (ARWU), учитывается количество профессоров, имеющих
Нобелевскую и Филдсовскую премии.
Количество цитируемых статей, написанных преподавателями и учениками конкретного вуза
Как и в случае с количеством публикаций, с точным подсчетом цитируемых статей могут возникнуть сложности. Также в России не настолько щепетильно относятся к подобным вещам, что не исключает возможности самоцитирования.
Соотношение студентов и преподавателей
Чем больше отношение числа профессоров на число студентов, тем более качественными считаются условия обучения.
Индекс Хирша
Изначально индекс Хирша был создан для оценки продуктивности ученых-физиков в научной сфере, но сегодня им определяется общий вклад в науку. На индекс Хирша (он же h-индекс) влияет не только количество цитируемых опубликованных научных работ человека, но ещё и их так называемый удельный вес — научная значимость.
Влиятельность учебного заведения
Под влиятельностью вуза чаще всего подразумевается сразу несколько критериев.
Во-первых, вклад конкретного университета в науку.
Во-вторых, способен ли данный университет способен выпустить так называемую «элиту» студентов, которые в процессе деятельности добиваются выдающегося успеха или, опять же, вносят значительный вклад в науку.
Авторитет среди абитуриентов
Этот показатель совмещает зависимость от того, сколько олимпиадников поступают в конкретный университет, какой минимальный балл Единого государственного экзамена нужен для поступления, а также цену обучения на целевой или платной основе.
Можно ли доверять образовательным рейтингам
Образовательные рейтинги принято считать достоверными и правдивыми, однако не стоит забывать, что зачастую составители рейтингов тоже могут преследовать свои цели и, например, выполнять коммерческий заказ. Но, конечно, существуют и более независимые организации, которые заслужили свою репутацию и честно анализируют вузы, предоставляя более достоверную информацию.
Однако есть еще одна достаточно серьёзная проблема — разные аналитики опираются на разные базы данных, которые могут не соответствовать друг другу. По этой причине в разных рейтингах позиция одного и того же университета может отличаться — иногда даже очень значительно.
Все это сильно затрудняет процесс выбора будущего вуза. Важно помнить, что при принятии такого важного решения нужно самостоятельно анализировать информацию и опираться сразу на несколько факторов, а не доверять одним лишь рейтингам.
Какие бывают образовательные рейтинги
Каждый рейтинг высчитывает оценку вузов по определенному уникальному алгоритму и по собственному набору критериев.
Большой популярностью пользуются не только международные (рейтинг университетов мира), национальные (рейтинг вузов России) и региональные рейтинги, но еще и профильные. Профильный рейтинг показывает отсортированный список заведений, относящихся к конкретной отрасли — например, рейтинг дизайнерских университетов.
Чаще всего при выборе места для последующей учебы молодые люди доверяют следующим источникам:
Рейтинги лучших университетов созданы, в первую очередь, для того, чтобы помочь молодым людям сформировать адекватные представления о будущем месте учебы. Опираться на них при принятии решения точно не будет лишним, однако лучше всего полагаться еще и на свои личные ощущения.
Например, посетить университеты лично или расспросить студентов нескольких вузов о тех вещах, которые интересуют именно вас. Может быть, вам не слишком важно соотношение учеников и преподавателей, но важно наличие скидки на обучение или хорошее общежитие.
Власти предложили прекратить прием в колледжи по 43 специальностям
Министерство просвещения предложило прекратить прием в учреждения среднего профессионального образования (колледжи и техникумы) по 43 специальностям. Документ ведомства опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.
В числе профессий, указанных министерством, — проходчик, изготовитель железобетонных изделий, рекламный агент, электромонтажник авиационной техники, контролер банка, младшая медсестра по уходу за больными, младший ветеринарный фельдшер, судовой повар, судовой бортпроводник, парикмахер, скорняк, вышивальщица, сборщик обуви, слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования, водитель городского электротранспорта и другие.
Согласно документу, прием на обучение этим специальностям прекратится с 31 декабря.
В пояснительной записке говорится, что принять эти меры предлагается «в целях приведения структуры подготовки кадров со средним профессиональным образованием в соответствие с актуальными потребностями на рынке труда, а также укрупнения профессий и специальностей по принципу расширения квалификаций».
В начале октября замдиректора департамента госполитики в сфере среднего профобразования министерства Маргарита Скворцова сообщила, что ведомство намерено разработать для колледжей цифровую платформу, в которой они смогут создать индивидуальные образовательные программы для студентов. Платформу планируют запустить в рамках программы «Профессионалитет», которая предполагает сокращение сроков обучения в колледжах.
Программа «Профессионалитет» будет запущена с 1 сентября 2022 года, она вошла в число 42 стратегических инициатив социально-экономического развития до 2030 года. Их утвердил премьер-министр Михаил Мишустин. Вице-премьер Татьяна Голикова говорила, что на реализацию проекта планируется выделить около 30 млрд руб.
Словарь абитуриента
Говорите на одном языке с приемной комиссией
При поступлении абитуриентам придется столкнуться с десятками малопонятных формулировок. Объясняем, что все они значат. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Конкурс
Конкурс в вузе – это отбор на имеющиеся у учебного заведения места абитуриентов, подавших заявления для поступления на определенную специальность или направление. Средний конкурс по вузу – это среднее арифметическое конкурсов на каждой специальности/направлении/программе – в зависимости от того, как вуз ведет прием. На одной программе конкурс может быть 2 человека на место, на другой – 20, среднее арифметическое для вуза в целом – 11 человек на место. Поэтому для абитуриентов более показателен конкурс на место на отдельной специальности или форме обучения (бюджетной, платной, очной, заочной).
Конкурс на место – в цифровом выражении это количество поданных заявлений на специальность/направление, деленное на количество имеющихся на специальности мест.
Поскольку у абитуриентов есть право подавать заявления в 5 вузов и сразу на несколько специальностей, реальный конкурс на место всегда ниже формального. Многие поступающие просто не отзывают свои документы и остаются в конкурсных списках, даже если передумали поступать или прошли в другой вуз.
Общий конкурс – он проводится для абитуриентов, поступающих без каких-либо особых прав: возможности зачисления без экзаменов или по целевым и особым квотам. Официально он называется конкурсом на основные места в рамках контрольных цифр приема.
Однопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов в целом на специальность или направление. Еще один вариант: в целом на несколько однопрофильных (смежных, похожих) программ в рамках одной специальности.
Многопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов сразу на укрупненную группу направлений, в которой может быть 2–4 и больше специальностей. Распределение студентов по конкретным направлениям/специальностям группы проходит после первого курса или в середине второго. Например, если проводится многопрофильный конкурс на группу «Науки о Земле», то кем в конце концов станет студент: геологом, географом, картографом, экологом или гидрометеорологом – он узнает, только проучившись год-полтора в университете.
Вне конкурса (БВИ, без экзаменов) – это все одно и то же. БВИ означает «без вступительных испытаний». Главным вступительным испытанием при поступлении в российские вузы считается ЕГЭ. Поступить в университет/институт/академию вне конкурса – значит быть зачисленным на учебу по результатам олимпиад. Других оснований для поступления без экзаменов нет.
Ранжированный конкурсный список – это рейтинг абитуриентов в соответствии с набранными баллами. Он формируется по убыванию суммы баллов за экзамены и личные достижения. Верхние строчки занимают наиболее вероятные кандидаты на зачисление. Если на направлении 15 бюджетных мест, а позиция абитуриента – 75, шансы поступить стремятся к нулю. Может, конечно, случиться так, что предшествующие 60 человек не принесут оригиналы документов и согласия на зачисление. Тогда он поступит на бюджет.
Зачисление
Контрольные цифры приема (КЦП) – это количество бюджетных мест в вузе.
Обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета – бесплатная учеба, то есть на бюджетных местах.
Целевая квота – часть бюджетных мест, которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) поступающих по целевым направлениям от предприятий, организаций, имеющих в уставном капитале долю государства. Среди целевиков проводится отдельный конкурс на выделенные для них (квотированные) места. Их количество не лимитируется. На некоторых специальностях (оборонная промышленность, медицина и др.) они могут составлять 100 % всех бюджетных мест.
Особая квота – часть бюджетных мест (не меньше 10 %), которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) абитуриентов, имеющих особые права (социальные льготы). Для этой категории поступающих проводится отдельный от основного конкурс. Если все места на специальности отданы под целевую квоту, то для особой места выделяют из целевой квоты.
Основные места в рамках контрольных цифр – это бюджетные места, которые остаются на программе/специальности/направлении после вычета из общего количества мест, отданных абитуриентам, поступающим по целевой и особой квотам.
Если оказывается так, что на квоты выделяются все бюджетные места, то на основные места вузы зачисляют, только если будет недобор на квотированные места.
Обучение по договору об образовании (об оказании платных образовательных услуг) – платная учеба за свой счет или за средства любого физического/юридического лица, готового финансировать получение образования. Еще одно название – внебюджет.
Особые права при поступлении – это льготы, которые получают некоторые категории абитуриентов:
Приоритет при зачислении – это право на первоочередное зачисление в случае равенства конкурсных баллов и других условий. Например, два целевика набрали 240 баллов за ЕГЭ и индивидуальные достижения, а место для приема только одно. По конкурсу на него пройдет тот, у кого есть право на приоритетное зачисление.
Приоритетность вступительных испытаний – это ранжирование по степени важности для поступления на определенную специальность предметов ЕГЭ или дисциплин, которые абитуриенты сдают на внутренних экзаменах в вузе. Например, для зачисления на «программную инженерию» нужно сдать математику, информатику и физику. Вуз считает, что самый важный для этой специальности предмет – информатика, за ним следует математика и только потом физика. При равенстве суммы баллов за три ЕГЭ и дефиците мест зачислят абитуриента, у которого оценка за информатику выше. В творческих вузах приоритетность (первое место по степени важности) может быть отдана не предметам ЕГЭ, а результатам дополнительных вступительных испытаний – прослушивания, конкурса художественных работ и т. д.
Этап приоритетного зачисления – начинается сразу после опубликования конкурсных списков. На этом этапе вузы зачисляют поступающих на бюджет без экзаменов и по квотам. 28–30 июля.
Основной этап зачисления – следует сразу за приоритетным, в эти дни абитуриентов зачисляют на оставшиеся бюджетные места. 3–5 августа.
Согласие на зачисление – письменное подтверждение намерения учиться на конкретной и единственной программе/специальности, на которую абитуриент прошел по конкурсу, и согласие со всеми условиями будущего обучения – очно или заочно, платно или на бюджете, в головном вузе или в филиале. Без согласия на зачисление поступающего не зачислят в вуз, даже если он принес оригиналы документов о предыдущем образовании.
Направления, специальности, укрупненные группы
Направление подготовки (специальность) – это общая профессиональная сфера, в рамках которой вузы готовят бакалавров, специалистов, магистров. Направление может включать сразу несколько специальностей, предполагающих наличие разных компетенций: например, в «Педагогическое образование» входят самые разные специальности – педагоги начальной и средней школы, дополнительного образования, учителя математики, химии, английского языка и т. д.
В бакалавриате студенты получают общую профессиональную подготовку, поэтому на этом уровне образования вузы набирают на направления. В специалитете студентов готовят к конкретной профессиональной деятельности, поэтому их принимают на учебу по специальностям.
Направления и специальности собраны в укрупненные группы. Например, в «Языкознание и литературоведение» (код 45.00.00) на уровне бакалавриата входят 4 направления (по сути, это специальности, как и в специалитете, и обычно их так и называют):
Для каждого направления и специальности разработан ФГОС – федеральный образовательный стандарт, им присвоены коды (приказ Минобрнауки № 1061).
Укрупненные группы объединены в области образования.
Код специальности – это шифр из последовательных двузначных кодов, указывающий на классификацию направления или специальности в ОКСО – Общероссийском классификаторе специальностей по образованию. Первые две цифры – это код укрупненной группы (всего их 57), вторые две – код уровня образования, последние две – код специальности, направления подготовки, а для СПО – профессии.
Например: 01.03.01 Математика. В этом шифре:
Коды уровней высшего образования:
Направленность (профиль) образовательной программы – это узкая специализация в рамках общего направления. Какой именно она будет, зависит от содержания программы, которую разработает вуз. Например, у направления «Прикладная математика и информатика» 01.03.02 может быть несколько десятков профилей (направленностей): прикладная информатика в экономике, химии, биологии; программное обеспечение транспортных систем и т. д. Поэтому при поступлении надо внимательно изучать профили направлений, на который идет набор в вуз.
Экзамены
Вступительные испытания (ВИ) – это экзамены для поступления в вуз. По умолчанию это несколько предметов ЕГЭ, обычно три, реже четыре. Вместо «единого» вузы могут принимать внутренние экзамены по предметам ЕГЭ, но только у отдельных категорий поступающих – выпускников колледжей, техникумов, вузов, специнтернатов и зарубежных образовательных организаций; абитуриентов с ОВЗ.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) – это экзамены, которые вузы проводят в дополнение к основным – ЕГЭ или заменяющим их внутренним по предметам ЕГЭ. ДВИ могут быть творческой или профессиональной направленности: будущие актеры читают басни, вокалисты поют, художники рисуют, журналисты пишут эссе, военные сдают физкультурные нормативы, медики проходят психологическое тестирование. ДВИ, дублирующие предметы ЕГЭ, может проводить ограниченное число высших учебных заведений: МГУ, СПбГУ, военные вузы и университеты силовых структур.
Вступительное испытание профильной направленности – это экзамен по предметам ЕГЭ. Еще одно официальное название этого вида экзамена – общеобразовательное вступительное испытание.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) творческой и (или) профессиональной направленности – это экзамены по тем предметам и дисциплинам, которые не сдаются на ЕГЭ. Обычно именно эти ДВИ имеются в виду, когда вуз сообщает, что при поступлении проводит дополнительные вступительные испытания. Какие именно, надо уточнять в правилах приема каждого учебного заведения.
Общеобразовательное вступительное испытание – это предмет ЕГЭ, соответственно, результат общеобразовательного вступительного испытания – это баллы ЕГЭ за определенный предмет. ДВИ профильной направленности, которые могут проводить некоторые вузы, – это и есть общеобразовательное вступительное испытание, то есть экзамен по предмету ЕГЭ.
Индивидуальные достижения (ИД) – это «особые заслуги» абитуриента: победы в предметных или спортивных олимпиадах, волонтерство, аттестат или диплом СПО с отличием, значок ГТО и другие имеющие значение для вуза личные академические или общественные успехи абитуриента. Каждое ИД оценивается в баллах – от одного до десяти. В сумме за все достижения можно набрать не больше десяти. Эти баллы прибавляются к оценкам за ЕГЭ.