что такое рейтинг университета
Международный рейтинг университета: что это такое и зачем он нужен абитуриенту
Факультет политологии Московского государственного университета завёл блог на «Меле». Представители факультета рассказывают, зачем они это сделали и о чём они собираются писать, а в своей первой статье объясняют, что такое международный рейтинг университетов и как он может помочь абитуриенту определиться с выбором вуза.
Во-первых, нам есть что рассказать. Как представители академического университета мы лучше многих знаем о том, что происходит сегодня в российской науке. Кроме того, Московский университет богат традициями, в том числе традициями студенчества. Так что будем ещё вам рассказывать о том, что значит быть студентом и что вообще с этим почётным статусом делать.
Во-вторых, в России сегодня у многих политология ассоциируется только с говорящими головами, выступающими по ТВ. Так вот мы расскажем, почему это не так и почему только политологи (настоящие, а не телевизионные) могут спасти нашу страну. Будем стоять за честь профессии, так сказать.
Ну и, наконец, мы хотим стать лучше. Мы понимаем всю ответственность, которая ложится на нас, когда к нам приходят студенты, и мы хотим давать им максимум. А в этом деле без обратной связи не обойтись.
Что такое рейтинг университета
Недавно МГУ имени М. В. Ломоносова добился лучших за всю историю показателей в международном предметном рейтинге университетов QS. Московский университет попал в список 50 ведущих вузов мира по семи различным предметам. Наивысшую позицию вуз занял в разделе в разделе «лингвистика» и поднялся на четыре строчки по сравнению с прошлым годом. В том же рейтинге QS по направлению подготовки «Политика и международные отношения» мы второй год подряд вошли в мировой топ-100, улучшив показатели прошлого года.
Ну вошли и вошли. А что это значит на деле?
«Попадание» в международный рейтинг даёт вузу ряд преимуществ. Рейтинг пусть и не прямо, но влияет на возможности получения государственного финансирования. Напомним, что участие наших вузов в мировых рейтингах — это целая государственная программа, включающая попадание как минимум пяти отечественных вузов в сотню мировых рейтингов. Программа стартовала в 2013-м и гарантировала вузам приличное финансирование.
Хорошие позиции вуза в независимом авторитетном международном рейтинге имеют значение для международных контактов: в мире не менее 20 тысяч университетов, надо же как-то различать потенциальных партнёров. К тому же подобное признание повышает самооценку и мотивацию преподавателей и студентов университета.
Пара слов о методологии
Большинство рейтингов в методологии подсчёта основываются на таких показателях:
Получается, что «попадание» вуза в рейтинг означает на деле промежуточный результат в серьёзной работе по доведению образовательного и научного процесса до международного стандарта качества. Другими словами — это универсальный инструмент оценки «хорошести» вуза. Абитуриенты хотят выбрать лучший вуз (и их невозможно в этом упрекнуть), зарубежные партнёры хотят сотрудничать с учреждением с высоким рейтингом, а государство такому вузу с радостью выделяет финансирование. Тут есть ради чего стараться.
Так чем всё-таки полезны международные рейтинги абитуриентам?
Если вам вдруг показалось, что мы призываем абитуриентов принимать одно из самых важных решений в жизни исключительно на основании «голых» цифр, то это не совсем так.
Международный рейтинг — это список вузов, чьи достижения признаются мировым академическим сообществом
У вуза из рейтинга есть возможности академического обмена (как внутри страны, так и за рубежом). Работодатели как минимум знают о существовании этого учебного заведения, так что заявленным в дипломе компетенциям будут доверять и на практику охотно примут. Учёба в таком вузе соответствует принятому в профессии минимуму, а значит, и время на обучение будет потрачено нельзя.
Вместе с тем рейтинг должен восприниматься лишь как один из возможных критериев выбора института или университета. Вам должно быть комфортно и приятно учиться (всё-таки четыре года бакалавриата минимум), а об этом ни в одном рейтинге не сказано. Поэтому ходите на мероприятия выбранных вузов и факультетов, посещайте дни открытых дверей и задавайте вопросы студентам и преподавателям. Так вам станет ясно, какие люди будут учиться вместе с вами и какие — вас учить.
Рейтинги вузов: кто составляет и каким из них стоит доверять
Треть абитуриентов выбирают университет, ориентируясь на отзывы знакомых, ещё треть будущую alma mater выгугливает, а остальные поддаются рекламе. Казалось бы, помочь с выбором должны рейтинги вузов, но на деле ориентироваться на них (и в них) сложно. Юлия Анненкова рассказывает про запутанный мир университетского рейтингования.
На сайте почти каждого вуза есть что-то вроде раздела «Достижения», где перечислены в том числе и места вуза в рейтингах. Некоторые прямо в шапке сайта пишут «Первое место в рейтинге вузов!». И что? Мы приучены, что после фразы «Зубная паста № 1» идёт сноска «*Среди продуктов этой компании». Какие критерии попадания в рейтинг и с кем соревновались вузы, давайте разбираться.
Международные рейтинги — Times Higher Education (THE), QS, Шанхайский рейтинг (ARWU)
«Большая тройка» мировых рейтингов — хрустальная мечта наших вузов. Попадание даже на скамейку запасных — уже большое достижение. Лидирующие позиции занимают преимущественно американские и британские вузы. Эксперты мировых рейтингов оценивают количество нобелевских лауреатов и звёздных профессоров, цитируемость исследователей, академическую репутацию, международную активность и трудоустройство выпускников. В нашей стране только у нескольких университетов достаточно ресурсов, чтобы соревноваться на этом поле. Иногда Россию в топах мировых рейтингов представляет только МГУ.
Вузы, которые играют на этом поле, вы и так знаете. Для университета статусно попасть в международные рейтинги. Изучать их российским абитуриентам, чтобы выбрать вуз для поступления, бесполезно.
Российские рейтинги — Рейтинг лучших вузов России РА «Эксперт» и Национальный рейтинг университетов «Интерфакса»
Первый рейтинг вузов агентство «Эксперт» опубликовало в 2012 году. Это единственный российский рейтинг, прошедший аудит IREG Observatory — международной экспертной группы по рейтингованию. Критерии: условия для получения образования (вес 50%), уровень востребованности выпускников (вес 30%), уровень научно-исследовательской деятельности (вес 20%).
РА «Эксперт» выдаёт по рейтингу в год, но заметить разницу между их топами непросто. Последние три года лидеры не меняются — МГУ, МФТИ, НИЯУ МИФИ. Да и места в первой десятке очень стабильны. Хотя в этом году МГИМО подпрыгнул на две позиции, а Бауманка рухнула на три (ну всё, ждём бегства студентов-инженеров).
Национальный рейтинг университетов «Интерфакса» в 2017 году был составлен в восьмой раз. Оговаривается, что оцениваются 264 ведущих вуза страны по шести параметрам: образование (20%), исследования (20%), социальная среда (15%), международное и межрегиональное сотрудничество (15%), инновации (15%) и бренд университета (15%). Раньше эксперты анализировали вузы по категориям, можно было увидеть, например, лучшие транспортные, юридические, педагогические институты. Теперь — только сводный список. Здесь неизменен и очевиден только национальный лидер (МГУ), уже на вторых-третьих местах идут драматические перестановки: МИФИ, СПбГУ и НГУ меняются местами.
Единственный негосударственный вуз в обоих топ-100 российской высшей лиги — Российский новый университет (РосНОУ), остальные — государственные.
Ключевое качество главных российских рейтингов — стабильность. Если вуз достаточно крупный и обеспечен ресурсами, он будет в первой сотне рейтингов «Эксперта» и/или «Интерфакса». Конкретная позиция мало что означает, сбить с места может, например, объединение с другим вузом или реорганизация.
Отдельной строкой: Московский международный рейтинг «Три миссии университета»
В последние годы много говорят о том, что в критерии международных рейтингов российским вузам вписаться нереально. Поэтому президент поручил составить свой рейтинг, который назвали «Три миссии университета». В конце 2016 года было объявлено, что в рейтинге будет три сектора, российский, региональный и международный, и три блока критериев — «качество образования», «наука», «влияние университета на общество». Первые результаты обещают осенью 2017 года, но один из составителей, ректор МГУ В. А. Садовничий, уже проспойлерил первые 20 вузов. Правда, без мест. Интрига.
Вывод пока делать рано, но будет интересно проследить, чем «Три миссии» будут отличаться от остальных.
Несерьёзные рейтинги: вредные, бесполезные и условно полезные
Сомнительных онлайн-списков море: ощущение, что каждый сайт с каталогом вузов стремится выдать себя за рейтинг. Тут очень важно понять, кому принадлежит сайт (а сайты-каталоги и сайты отзывов часто аффилированы с каким-нибудь вузом, который — вот это поворот! — находится в топе «рейтинга»). Есть сайты, где висят десятки рейтингов вузов по оснащению, качеству преподавания, востребованности — но даже слова нет о том, кто, что и как оценивал. Поэтому обязательно поищите методику исследования или хотя бы какое-то описание метода анализа. Если такой информации нет, скорее всего, вас дезинформируют.
Так же принесут скорее вред, чем пользу, онлайн-рейтинги, составленные на основе отзывов или оценок пользователей, — это псевдо-соцопросы с огромным простором для накруток в обе стороны.
В условно полезных рейтингах критерии рейтингования чётко прописаны, но для абитуриента ранжирование по этим критериям почти ничего не даст. Зато по ним интересно вузы изучать.
«Рейтинг вузов от поиска Яндекса» выстраивает ведущие университеты из списка «Интерфакса» по популярности, измеряемой количеством запросов в поисковике. Лидирует, как заведено, МГУ (1,6 миллиона запросов в год), но в топе — не только вузы-мастодонты, но и вузы-скандалисты: университет из третьей сотни Нацрейтинга может оказаться в топ-20 и наоборот.
«Рейтинг московских вузов по доступности информации о стоимости обучения» ранжирует университеты по количеству кликов с главной страницы до страницы со стоимостью обучения — от одного до бесконечности (и наконец-то МГУ не первый). Фактически это рейтинг университетских сайтов по юзабилити и вниманию к абитуриентам: вузы по закону обязаны цены вывешивать, но легко ли их будет найти, каждый университет решает сам. Например, на сайте одного национального исследовательского университета стоимость обучения размещена в разделе «Расписание». Для самих же поступающих рейтинг полезен скорее как коллекция прямых ссылок на актуальную стоимость обучения 2017 года.
Ещё одним условно полезным можно считать рейтинг зарплат выпускников технических, юридических и экономических вузов, который составляет портал SuperJob. Там, к сожалению, всего 20 мест, зато среди них много региональных университетов. Это пригодится, если вы выбираете немосковский вуз.
Обращать внимание стоит на рейтинги, у которых понятны критерии и сложно накрутить показатели. И не забывайте, позиции в рейтингах — это только один из множества факторов, которые вам нужно учесть, чтобы составить свой личный топ-5 для подачи документов.
Зачем нужны рейтинги университетов
В последние годы рейтинги стали важным атрибутом глобального рынка образовательных услуг. И хотя ни один из них не может предложить объективной картины, нельзя не согласиться с тем, что этот инструмент сегодня формирует социальную реальность.
Основным фактором конкурентного успеха университета является его репутация на национальном и международном образовательных рынках. В этом процессе рейтинги играют ключевую роль: попадая в мировой или национальный рейтинг на ведущие места, университет резко повышает свою привлекательность не только для абитуриентов, но также для работодателей, инвесторов и государства, которое может обеспечить его дополнительными субсидиями.
Высокие позиции вуза на глобальном уровне представляют собой серьезный вклад в формирование имиджа страны, а по мере глобализации рынка образовательных услуг обеспечивают рост уровня человеческого капитала в регионе, привлечение инвестиций, а также увеличивают долю образовательных услуг в структуре экспорта страны. Оснований для этого достаточно: по данным экспертов Всемирного доклада по мониторингу образования и Международного института планирования образования при ЮНЕСКО, в настоящее время более чем из 200 млн студентов мира по зарубежным университетам активно перемещается около 4 млн человек. При этом на долю России пока приходится лишь 5% от общего количества иностранных студентов, в то время как США и Великобритания привлекают около 40% иностранных студентов, а Германия и Франция – до 9%.
Основными показателями эффективности и качества университета в большинстве рейтингов является результативность его деятельности по таким направлениям, как образование, наука, интернационализация и коммерциализация. Однако, несмотря на видимую схожесть, рейтинги довольно сильно различаются – набором, числом оцениваемых индикаторов, а также системой весовых коэффициентов и т. д. Серьезные расхождения можно увидеть на примере глобальных и национальных рейтингов. К примеру, индекс цитирования (научных статей) в одном из самых авторитетных рейтингов мира, QS WUR, весит 30%, а в конкурирующем рейтинге THE WUR на тот же самый индекс приходится всего 20%. Если национальный рейтинг РА «Эксперт», являясь одним из рекордсменов по количеству показателей качества научных исследований, оперирует 16 критериями, то мировой рейтинг ARWU использует для этого всего три параметра (справедливости ради нужно сказать, что российские рейтинги подходят к ранжированию намного более детально, чем их западные коллеги, которые ориентируются на создание более простого и понятного для пользователя продукта).
История рейтингов
Рейтингам университетов мира более 30 лет: в 1983 г. журнал US News and World Report начал публиковать ежегодные рейтинги «Лучшие колледжи Америки». Первые международные рейтинги университетов появились в 2003 г., став объектом пристального внимания не только вузов, но также правительств и общественности разных стран. Сегодня существует несколько сотен национальных рейтингов, зарегистрированных IREG-обсерваторией по академическому ранжированию и превосходству, а также не менее 10 престижных мировых рейтингов (их количество увеличивается с каждым годом). В число наиболее популярных и признанных мировым сообществом глобальных рейтингов входят академический рейтинг университетов мира (The Academic Ranking of World Universities – ARWU), QS World University Rankings, рейтинг британского еженедельника The Times Higher Education (ТНЕ WUR), набирающий вес Шанхайский рейтинг и т. д. Присоединение в 2003 г. России к Болонскому процессу (и последовавшая за этим реформа системы высшего образования с учетом мировых стандартов) положило начало выходу российских вузов на мировой рынок образовательных услуг, где им предстояло соперничать с зарубежными университетами. Практически в это же время в России появились свои, национальные, рейтинги. С 2005 по 2007 г. официальный рейтинг среди университетов России проводило Министерство образования. В 2008 г. взамен «официального документа» появился национальный рейтинг, осуществляемый независимым рейтинговым агентством «РейтОР», с 2009 г. – рейтинг ИА «Интерфакс», а в 2012 г. началась публикация рейтинга вузов «Эксперт РА».
Все это приводит к серьезной разнице позиций университетов от рейтинга к рейтингу, при том что ни один из них не является совершенным измерительным инструментом. Достаточно посмотреть на оценку качества образования, которое обычно измеряется с помощью простой операции – соотношения количества преподавателей вузов и общего числа студентов. Именно этот критерий в последние годы помог российским вузам существенно улучшить свои позиции. В чем причина? Дело в том, что в отечественных вузах традиционно велика аудиторная нагрузка, лекции остаются основой учебного процесса, влияя на количество людей в штате. Долгое время на одного преподавателя российского вуза приходилось не больше восьми студентов, в то время как на Западе отношение 1 к 15–17. Такая разница объяснялась традициями, а также различными подходами в построении образовательного процесса. Если в России преподаватель – прежде всего лектор, то на Западе он, скорее, супервайзер, который подключается к обучению студента (основной упор – на самостоятельном образовании) по мере необходимости. Между тем составители рейтингов придают этому показателю большое значение. Считается, чем больше преподавателей, тем выше качество обучения. Но ведь это всего лишь допущение; прямой зависимости здесь быть не может.
Что касается дальнейшего развития событий, в ближайшем будущем это соотношение в отечественных вузах изменится до 1/12. По этому показателю российские университеты резко сдадут свои позиции. А значит, такие потери необходимо компенсировать с помощью других критериев – прежде всего, качества научных исследований.
Этот показатель тесно связан с количеством публикаций и цитированием статей. Однако поиск этой информации не входит в «обязанности» составителей рейтингов: она накапливается в базах данных (также конкурирующих между собой), которые тоже заметно отличаются друг от друга критериями, по которым туда попадают публикации. Если западные базы данных довольно щепетильно подходят к подбору журналов и статей, российские зачастую используют публикации не только из авторитетных источников. Это позволяет вузам использовать практику самоцитирования, что приводит к различным казусам. К примеру, два года назад таким образом несколько вузов неожиданно для всех сделали большой рывок – сразу на несколько сотен пунктов. К этому можно добавить еще одну проблему, которая распространяется уже на весь мир: вузы изучают методологию составления рейтингов и подгоняют под них свои параметры. Именно поэтому, для того чтобы увеличить вероятность объективности и избежать различных перекосов, рейтинговые компании часто меняют механику составления рейтингов.
Нужно также помнить о том, что рейтинги – это бизнес-проекты, каждый из которых преследует определенные цели: от возможности повысить трафик посещения сайтов до продажи консалтинговых услуг университетам, желающим подняться в рейтинге. Кроме того, ни один рейтинг, как бизнес-продукт, не заинтересован в статичности: всегда должно оставаться место для интриги, которая позволит поддерживать интерес публики.
16 российских вузов — в топ-100 предметного рейтинга QS. Это прорыв?
Рекордное число российских университетов вошло в международный предметный рейтинг QS. Разбираемся, насколько это значимый результат.
Начнём с главных российских достижений в рейтинге QS, а потом рассмотрим их под лупой.
Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.
Во-первых: что это за рейтинг?
Британская компания Quacquarelli Symonds (QS) работает в области международного образования с 1990 года. В 2004 году она начала выпускать международный рейтинг университетов совместно с журналом Times Higher Education (THE). В 2009 году партнёры перестали сотрудничать и с тех пор ведут рейтинги под своими брендами раздельно.
Вместе с Академическим рейтингом университетов ARWU, более известным как Шанхайский рейтинг, мировые рейтинги THE и QS составляют тройку самых авторитетных ранжированных списков университетов. Неслучайно в первую сотню именно этих трёх рейтингов стремились войти российские университеты при поддержке государственного проекта повышения конкурентоспособности вузов «5-100».
Когда общий рейтинг THE и компании QS разделился на два самостоятельных, журнал стал использовать новую методологию оценки университетов, а QS сохранила прежний подход. Традиционная составляющая рейтинга QS — показатели академической репутации вуза и репутации среди работодателей.
Как QS оценивает вузы
Общий балл, который определяет место вуза в мировом рейтинге, — это сумма оценок по следующим критериям:
1. Репутация университета (вклад в общий балл — 50%). Ежегодно QS опрашивает около 100 тысяч учёных и 50 тысяч работодателей о том, в каких университетах, относящихся к их области знаний, проводят самые значимые исследования, обеспечивают высокое качество образования, и о том, чьи выпускники лучше подготовлены к работе. Вес результата опроса учёных в общем балле университета — 40%, опроса работодателей — 10%. То есть в совокупности они определяют место в рейтинге наполовину.
Такой вес субъективных репутационных показателей — отличительная черта QS, за которую рейтинг давно критикуют. Другие рейтинги больше полагаются на объективные данные, а опросы используют не так активно: например, в THE их результаты весят не более чем 18% оценки по отдельным направлениям работы вуза.
2. Образовательная деятельность (вклад в общий балл — 20%). Для оценки качества преподавания QS использует косвенный признак — соотношение студентов и преподавателей в университете. Ведь чем меньше студентов в группе, тем больше внимания достаётся каждому.
3. Исследовательская деятельность (вклад в общий балл — 20%). В мировом рейтинге QS её оценивают по одному показателю — общее число цитирований научных публикаций университета, поделённое на число сотрудников. Считается, что чем чаще другие учёные ссылаются на научную работу в своих статьях и книгах, тем она значимее.
4. Международная деятельность (вклад в общий балл — 10%). По 5% в общей оценке университета весят доля иностранных обучающихся и доля иностранных учёных. Они показывают способность вуза привлекать студентов и сотрудников со всего мира.
Какие рейтинги есть у QS
Компания QS ежегодно выпускает не один рейтинг, а целую линейку.
Главный продукт — QS World University Rankings, мировой рейтинг университетов. Его, как и аналогичные продукты THE и ARWU, ещё называют институциональным, поскольку университет оценивается в этом рейтинге как единое целое — по сумме показателей по всем направлениям деятельности.
Помимо него, есть ещё ряд рейтингов со своими особенностями. Например, если в общемировом рейтинге при оценке исследовательских успехов университетов индекс Хирша не учитывается, то в некоторых других рейтингах он принимается во внимание. Вот перечень рейтингов QS:
Кто обычно лидирует
На данный момент тройка лидеров в институциональном рейтинге полностью состоит из университетов США: первый — Массачусетский технологический институт, далее — Стэнфордский и Гарвардский университеты. Их позиции не менялись с 2017 года.
Единственный вуз не из США или Великобритании в первой десятке — Швейцарская высшая техническая школа Цюриха. С 11-го места в рейтинге появляется Сингапур.
Из российских вузов в первой сотне мирового рейтинга — только Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. Он на 74-м месте.
В отраслевых рейтингах в топ-3 тоже везде университеты США и Великобритании, в топ-10 добавляются европейские страны, Сингапур и Китай.
В предметные рейтинги этого года вошли 1 452 университета из 85 стран мира. Самые выдающиеся результаты, тем не менее, у ведущих американских вузов. Например, Гарвардский университет и Массачусетский технологический институт заняли по 12 первых мест в рейтингах по отдельным дисциплинам. Больше лидирующих позиций, чем они, не собрал ни один университет в мире.
Во-вторых: каковы результаты российских вузов в рейтингах этого года?
Посмотрим, каких результатов удалось добиться университетам из России. Про мировой рейтинг мы уже сказали: в его первую сотню попал только МГУ. В предметных и отраслевых рейтингах у российских вузов мест в первой десятке нет. Наивысшим стало 12-е место Санкт-Петербургского горного университета в рейтинге «Инженерное дело — добыча полезных ископаемых и горная промышленность».
В отдельные предметные рейтинги входит разное число вузов. Как видно из таблицы 1, таблицы 2 и таблицы 3, по многим дисциплинам части рейтинга после 50-й, 100-й или 150-й позиций — неранжируемые. Это значит, что всем вузам в этой части присвоена одинаковая позиция — не конкретное место, а диапазон на рейтинговой шкале. Например, МГУ им. Ломоносова и ВШЭ разделяют позицию «51–100» по истории ещё с несколькими десятками вузов. Неранжируемая часть выделяется в рейтинге в том случае, если университеты в ней имеют одинаковые баллы.
Всего российские университеты заняли в рейтингах по различным дисциплинам и отраслям 278 позиций — больше, чем в прошлом году (тогда было 250). Как и год назад, наши вузы представлены во всех пяти отраслевых рейтингах и в 39 предметных рейтингов из 51.
Больше всего российских вузов представлено в отраслевом рейтинге по естественным наукам — 15. Меньше всего — в рейтинге по наукам о жизни и медицине, туда вошли всего два вуза: МГУ и СПбГУ. В предметных рейтингах больше всего российских вузов отметилось в физике и астрономии, математике, компьютерных науках и информационных технологиях.
Российские университеты пока не представлены в 12 дисциплинах:
Всего в предметные и отраслевые рейтинги QS в этом году попали 40 российских вузов — для сравнения, год назад их было 36. По словам регионального директора QS Сергея Христолюбова, Россия вошла в топ-10 стран по числу университетов, включённых в рейтинги.
Среди этих сорока университетов можно выделить десятку лидеров, включённых в наибольшее число рейтингов. Большинство в этой группе — классические университеты с широким набором образовательных программ.
Новичками предметных рейтингов в этом году стали Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина, Сколковский институт науки и технологий, Московский авиационный институт и Южно-Уральский государственный университет.
В-третьих: ну и что всё это значит?
Университеты из России вошли уже в первые предметные и отраслевые рейтинги QS в 2011 году, но их позиции росли медленно. Например, в 2013 году в топ-100 по отдельным дисциплинам входил только МГУ. Сейчас в первую сотню предметных рейтингов прошли 16 вузов. Это действительно рекорд, и важную роль в таком результате сыграл проект повышения конкурентоспособности российских университетов «5-100», который совсем недавно попал под лавину критики.
Как заявил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов на брифинге по результатам предметного рейтинга QS, можно считать, что проект выполнил поставленную правительством задачу.
Но изначально вхождение в предметные рейтинги не было целью
Проекта 5-100. В президентском указе 2012 года говорилось, что к 2020 году не менее пяти российских университетов должны войти в первую сотню ведущих мировых университетов. В первую сотню вообще, то есть в институциональных рейтингах.
Этой цели не добился ни один из 21 вуза-участника Проекта 5-100. В первые сотни мировых рейтингов QS и ARWU вошёл только МГУ, который не получал поддержки по этой госпрограмме.
Стоит ли результат усилий
Предметные рейтинги, конечно, выглядят помельче, чем институциональные, но тоже важны. В своих дисциплинах они играют роль рекламной витрины для абитуриентов и учёных, которых хотели бы привлечь вузы. По идее, участие в рейтингах помогает университетам продвинуться в тех самых направлениях, по которым их и оценивают, — то есть привлечь зарубежных студентов и талантливых сотрудников, повысить качество образования и исследований.
Недавняя проверка Счётной палаты показала, что как минимум часть из этих эффектов российские университеты от своего активного участия в мировых рейтингах получили. Участники Проекта 5-100 стали публиковать больше научных статей в престижных международных журналах, активнее позиционировать себя за рубежом, привлекать лучших абитуриентов и иностранных учёных.
Эта международная активность и повлияла на продвижение в рейтингах по отдельным дисциплинам.
Каких результатов российских вузов в рейтингах ждать дальше
Общие затраты бюджета на Проект 5-100 составили порядка 80 млрд рублей. И похоже, власти невысоко оценивают эффективность вложений в международное продвижение вузов.
В новой российской программе академического превосходства «Приоритет 2030», как рассказал министр науки и высшего образования Валерий Фальков, роль рейтингов будет пересмотрена. Вузы обяжут работать больше над внутренними изменениями, чем над продвижением в мировые топ-100. Утвердить новую программу должны в ближайшее время.
Есть вероятность, что в эпоху «Приоритета 2030» российские вузы станут уделять меньше внимания международным рейтингам, сосредоточившись на другом, и высокие позиции этого года будут потеряны. К такому развитию событий может привести и принятие законопроекта о просветительской деятельности, если он обяжет вузы получать специальное разрешение Минобрнауки для международного сотрудничества.
Ректор МИФИ Михаил Стриханов на брифинге по результатам предметного рейтинга QS предложил коллегам оценить результаты Проекта 5-100 ещё раз через два-три года. Тогда, по его мнению, будет понятно, удалось создать самоподдерживающуюся систему продвижения российских вузов в рейтингах или достигнут лишь временный эффект.