что такое топ в музыке
«Попасть в топ»: как составляют музыкальные хит-парады
Большинство радиостанций, особенно в формате CHR (подробнее о форматах мы рассказывали здесь), практикуют создание чартов — топа песен по популярности.
В этом материале расскажем о том, как составляют хит-парады на радиостанциях и по каким критериям песни попадают в топ, а также о том, что думают о нашей музыке за рубежом.
Пионеры хит-парадов
В индустрии музыки есть много видов хит-парадов: чарты синглов, альбомов, хит-парады по жанрам и даже в рамках одного исполнителя. Выделяются наиболее продаваемые, наиболее часто проигрываемые на радиостанциях (или на музыкальном телевидении), чарты по версии музыкальных журналов, самые скачиваемые песни в интернете и даже чарты рингтонов.
Первый хит-парад в 1936 году составил журнал Billboard, а в наши дни на чарты этого издания часто ссылаются некоторые радиостанции и журналы («На первом месте, по версии Billboard. »). Это еженедельное музыкальное издание, одним из самых важных аспектов которого является чарт Billboard Hot 100 — это сто лучших песен, которые комплектуются вне зависимости от жанра. Кроме того, журнал публикует Billboard 200 — это чарт, в который попадают самые продаваемые альбомы. В хит-парад издания в разные годы входили и отечественные исполнители: Борис Гребенщиков, Gorky Park, ППК, t.A.T.u. и другие.
Издание Vice в 2011 году попыталось в шуточной форме объяснить, как составляется топ-50. По их мнению, предугадать, кто войдёт в этот хит-парад довольно просто (информация актуальна на 2011 год, соответственно):
Как составляют чарты на самом деле
Чтобы составить достойный хит-парад, недостаточно просто отслушать песни по принципу «нравится — не нравится», потому что это будет очень субъективно. Для того, чтобы оценить рейтинг той или иной композиции или альбома, используется специальный софт и статистика.
Например, Nielsen SoundScan, которая помогает собирать данные о продажах альбомов. Система отслеживает как магазинные покупки, так и цифровые, собирая данные почти с 40 тысяч торговых точек. Данные собирают с точек в 19 странах: США, Канаде, Европе и Океании.
Broadcast Data Systems отслеживает радиоротацию. Система реагирует на сигнал, который закодирован в самих композициях, и добавляет их в статистику.
Nielsen Audio (или Arbitron) начисляет баллы в зависимости от того, в какое время суток песня вышла в эфир и какое количество аудитории есть у радиостанции.
Конечно, далеко не все радиостанции (особенно отечественные) будут использовать дорогой софт, чтобы составлять свои чарты. В большинстве своём, все хит-парады делают на основе голосования слушателей, тем более, что «горячие ротации» на CHR-станциях довольно легко распределить в топ-20 или топ-40 (в зависимости от эфирного времени, отведённого под хит-парад).
Раньше голосование проводилось посредством отправки SMS-сообщений за ту или иную песню. Теперь почти все радиостанции присутствуют в интернете, и есть голосование на сайтах и в соц. сетях. Некоторые станции и вовсе упрощают себе жизнь, просто ссылаясь на рейтинг Billboard.
Бонус: «Наши» за рубежом
Российская поп-музыка в XXI веке стала популярна на западе, и многие исполнители попали в западные чарты. Так, группа «ВИА Гра» в 2004 году попала на третью строчку в национальном хит-параде Японии с треком «Stop! Stop! Stop!», а также заняла шестое место в Финляндии и двадцатое в Норвегии.
A-Studio в 2006-м заняли шестую позицию в чарте Британии, 17-е в Испании и 33-е в Нидерландах с песней «S.O.S», написанной ещё в 2001 году. Позже, в 2009 диджей Леонид Руденко попал в британский чарт на 27-е место с синглом «Everybody».
Невероятно, но Верка Сердючка (Андрей Данилко) всколыхнула умы финнов: второе место с песней «Dancing Lasha Tumbai».
Победитель «Евровидения» 2008 года Дима Билан — 28-е место чарта Швеции и 52-е в Германии с песней «Believe».
Трек Тимати «Welcome to St. Tropez» в аранжировке DJ Antoine не покорил британцев и американцев, но в Люксембурге, Румынии и Польше взял первое место, а в Швейцарии завоевал вторую строчку.
Группа Serebro, которая участвовала в «Евровидении» с английским вариантом «Мама Люба, давай» ворвалась в чарты Италии (шестое место), Испании (45-е) и Бельгии (48-е). Песня «Mama Lover» была записана на итальянском лейбле Ego. А их сингл «Mi-Mi-Mi» запал в душу слушателям в Нидерландах: 8-е место, а в азиатских странах вообще стал хитом.
7 современных жанров, в которых можно преуспеть, делая музыку в одиночку на домашнем компьютере
Скорее всего, все крупные фестивали и большинство концертов в 2020 году будут отменены. За неимением концертных площадок, музыканты активно уходят за аудиторией в Интернет. И здесь, в отсутствии гримеров, осветителей, звукорежиссеров и подтанцовки, с ними можно поконкурировать на равных.
Сейчас отличное время, чтобы создать свой проект, подготовить материал и триумфально выйти на сцену, когда ее откроют. Тем более, сегодня даже недорогой ПК позволит скачать DAW и написать свой первый трек. Осталось только выбрать, в каком жанре — и в этой статье есть 7 современных стилей на выбор.
Синтвэйв
Тут мог быть витч-хаус, глитч, даунтемпо или любой другой микрожанр электронной музыки. Но именно синтвейв, кажется, выбрался за пределы узкой аудитории интернет-ценителей и распространился по миру. Просачиваться в мировую культуру он стал в десятых годах благодаря саундтрекам к таким фильмам как «Драйв», «Трон Наследие», сериалу «Очень Странные Дела», играм Hotline Miami, Far Cry 3: Blood Dragon, а также общему возрождению жанра сай-фай и интересу к культуре 80-х. Создатели саундтреков к этим и другим произведениям — Kavinsky, Electric Youth, Perturbator — стали лидерами сцены. И вот уже в 2020 сингл канадского певца The Weeknd «Blinding Lights» с большими отсылками к ретровейву и восьмидесятым, набирает 130 млн просмотров и занимает первое место в Billboard Hot 100.
Характерное звучание 80-х с его краут-роковскими басовыми партиями, широкими аналоговыми пэдами и неприлично долгой реверберацией на рабочем барабане создает атмосферу той ностальгической для многих эпохи, которая рисовала человечеству «мрачное будущее» с hi tech и low live. Конечно, идеально было бы собрать старые аналоговые синтезаторы, драм-машины и арпеджиаторы, но вполне сгодятся и VST-плагины, эмулирующие эти приборы. Поэтому кроме компьютера с аудиоинтерфейсом, и, возможно, midi-клавиатуры, ничего больше и не нужно.
Поднимаемые эпохой проблемы вроде восстания машин, человечности ИИ, киберпреступности, новых болезней, технологической сингулярности и радикального изменения структуры социума оказались не до конца понятыми тогда, но они как никогда близки людям сегодня. Поэтому синтвейв еще ожидает развитие и расщепление на новые поджанры, среди которых особенно стоит отметить родной сердцу жителей бывшего СССР sovietwave, включающий в ткань произведений семплы речи советских дикторов и фразы из культовых фильмов.
Шугейз
Тем, кому нравится гитара и педальки, дорога в шугейз. Музыка в этом жанре представляет собой преимущественно сложную гитарную текстуру звука, наполненную всевозможными эффектами. Название жанра — shoegazing («разглядывать ботинки») происходит от того, что при живом исполнении гитаристы смотрят в основном вниз, на свой, внушительных размеров, педалборд, чтобы не промахнуться с переключением реверс-дилея на шиммер ревербератор. А из зала кажется, будто на ботинки.
Создателями жанра считаются ирландцы My Bloody Valentine, а с жанром в разное время работали Cocteau Twins, The Verve и другие инди-группы. Да, чтобы сочинять в этом жанре, конечно, не помешала бы и группа, но в 2020 недостающих участников могут с успехом заменить плагины. К тому же, они откроют дорогу к экспериментам над звуковым полотном и позволят найти свое звучание. Тем более, что законы жанра ничем не ограничиваются: вместо живой ударной установки позволительно использовать хоть Roland tr-808, вместо бас-гитары — синтезатор, а вокал здесь далеко не обязателен.
Марбл (саундклауд) рэп
В начале мая клип репера 6ix9ine набрал 64 млн просмотров за два дня. Ничего экстраординарного, если бы не контекст — всего за пару недель до этого артиста выпустили на свободу после двух лет заключения, полученных за участие в преступной банде (хотя грозило целых 47), и последующей сделки со следствием.
В этом вся суть марбл, или, как его иногда называют, саундклауд рэпа — характерная внешность с крашеными дредами и наколками на лике, скандальные выходки, несложная музыка с еще менее сложной лирикой и миллионы просмотров. Даже далеким от хип-хопа людям могут показаться знакомыми имена XXXTentacion, Lil Pump, Post Malone и уж точно российского артиста Face.
Крайне низкий порог входа в жанр позволяет освоить его каждому, кто способен установить на ПК Frooty Loops. Незатейливые биты с преобладанием баса и далекое от идеального качество записи — стандарт стиля. Упор на звучание текста вместо всех этих разночтений и слоев смыслов приводит к богатому использованию «адлибов» вроде «скррр», «эщкере» и подобных. Что и говорить — один из лидеров сцены Lil Pump прорвался в чарты с мощнейшим для стиля хитом Gucci Gang, на 90% состоящим из фразы «Gucci Gang». Бывают, конечно, и исключения, а отдельный поджанр эмо-рэп сосредоточен на мрачных темах эмоциональных расстройств.
Стиль неразрывно связан с музыкальной соцсетью Soundcloud. Там можно бесплатно размещать свои треки и получать комментарии прямо на временной шкале песни. Эта платформа заменила для артистов музыкальные лейблы.
Чтобы делать хип-хоп, к набору из ПК и звуковой карты прибавляется микрофон, а также понадобится некая харизма и артистизм, потому что этот жанр все-таки про подачу и уникальное исполнение. Уникальность здесь вообще стоит во главе угла, именно стремлению к ней нужно сказать спасибо за крайне неординарный внешний вид артистов. Так что, либо придется смириться с канонами и идти отращивать розовые дреды, либо искать свой жанр дальше.
Эмбиент
Большое преимущество эмбиента над всеми остальными жанрами музыки в этом списке в том, что он не требует вообще никакой музыкальной подготовки и отвергает любые условности вроде музыкальной теории, размеров, интервалов и т.п. Здесь аудиополотно рисуется крупными мазками звуков, а не нот. Соответственно, начать работать в этом жанре может попробовать абсолютно любой. Сочинять его можно почти на чем угодно — от гитары и синтезаторов до акустических инструментов и собственноручно записанных библиотек звуков.
Музыка довольно неспешная, но может быть очень объемной и комплексной, со сложным развитием и интересными приемами. Огромные творческие возможности обусловили многообразие поджанров — от смешения с этникой и псай-трансом (псайбиент, например, Carbon Based Lifeforms) до мрачных космических симфоний (спэйс-эмбиент, Klaus Schulze) и темных месс (дарк эмбиент, Raison d’être).
Периодически элементы эмбиента проникают в массовую культуру (саундтреки к сериалу «Чернобыль» и фильму «Прибытие», а также различным фильмам ужасов и играм), что позволяет ему иметь большое ядро фанатов по всему миру.
Джент
Возник джент в 90-х благодаря шведам Meshuggah, но популярность приобрел в конце 2010-х, не в последнюю очередь благодаря интернет-сообществу «диванных гитаристов» — тех, кто предпочитают уют игры на диване репетициям и выступлениям с группой.
Развитие гитарных процессоров и реалистичных VST-драммашин позволило не нуждаться ни в остальных участниках, ни в студиях звукозаписи. Для многих из них он указал направление работы, и даже вывел из четырех стен на концертные площадки. Так, одни из лидеров сцены Periphery изначально были диванным проектом гитариста Миши Мансура.
Упор на технику, нестандартные композиции и в целом непростая для неподготовленного слушателя музыка подарили дженту особый статус среди ценителей тяжелой музыки. Сегодня жанр активно скрещивают с другими направлениями, особенно с деткором (After the Burial), мат-металом (Animals as Leaders), а иногда и с хип-хопом (Hacktivist).
Саундтреки
Каждому фильму, сериалу и компьютерной игре нужен саундтрек. Не то чтобы это был какой-то определенный жанр музыки — здесь в одном ряду и симфонические оркестры, и минималистичный эмбиент. Общим местом, однако, является структура композиций и их эмоциональная палитра. Создание саундтреков требует многоплановости и умения подчеркнуть атмосферу грустных, веселых, динамичных, задумчивых и других моментов.
Композиторы саундтреков иногда становятся заметными звездами на музыкальной сцене. Концерты Ханса Циммера, композитора целой пачки голливудских блокбастеров, собирают полные залы. Саундтрекам к играм сегодня также уделяется должное внимание, включая награды и живые выступления.
Главная проблема при работе в этом жанре — нужно с чего-то начинать. Запись саундтрека к несуществующей игре или фильму — не совсем то, что подарит настоящий опыт. Уж лучше взять готовый фильм\игру и написать новый OST по-своему. Когда же наберется достаточное количество опыта, лучше всего будет найти начинающего гейм-дизайнера или режиссера и предложить свои услуги за символическую плату.
Саундтреки бывают разные, поэтому набор инструментов для их воплощения свой у каждого композитора. Кто-то любит делать масштабные симфонические полотна, кому-то достаточно vst-плагинов, а некоторые придумывают собственную коробку жутких звуков для фильмов ужасов. Но так или иначе, все это (даже оркестр!) можно делать сидя дома в собственной уютной студии.
Аудиостоки
Стоки — это сайты-посредники между авторами (музыкантами) и покупателями. Они берут свой процент за услуги и продают не трек, а лицензию, разрешение на использование. Хотя часто практикуется передача всех прав на произведение.
Музыка для стоков — это саундтреки наоборот. Вместо того, чтобы нанимать композитора для создания музыки под выбранные сцены с неизвестным результатом, создатели всевозможных тизеров, трейлеров и рекламных материалов заходят на стоки и выбирают трек, который подходит лучше всего. Соответственно, здесь не обязательно быть разноплановым музыкантом с кучей идей для каждой ситуации. Можно выбрать свое направление и творить треки с той атмосферой, которая ближе.
Написание музыки для стоков не сделает популярным артистом с развешанными по всему городу афишами, зато может стать той самой работой, которая всегда приносит удовольствие, и, в конечном счете, позволит зарабатывать своей музыкой. Разница с шоу-бизнесом, на самом деле не очень большая. На стоках тоже можно создать хит, который будут покупать снова и снова. Можно стать местной знаменитостью. И, как и с обычной музыкой, здесь также придется добиваться успеха, методично сочиняя музыку в выбранных направлениях и укрепляя свои позиции.
Как формируется главный музыкальный чарт мира
“Billboard Hot 100” — главный американский музыкальный чарт, еженедельно составляемый экспертами издания “Billboard”. Попасть в “горячую сотню” мечтают артисты по всему миру, а их фанаты регулярно следят за его обновлениями, позициями и рекордами. Однако, лишь немногие задумываются на основе каких данных составляется чарт, и как специалисты рассчитывают позиции песен. В статье кратко изложена технология составления “горячей сотни”(по состоянию на март 2020 года)
В основе чарта лежат три элемента — чистые продажи песни (в подавляющем большинстве цифровые через iTunes), стримминговые прослушивания (через аудио-сервисы Apple Music, Spotify, Tidal, Amazon и др., а также YouTube; для современных поп-песен доля Spotify в общем объеме стримминга наиболее убедительна, составляя более 50%) и совокупные прослушивания на радиостанциях. Важно учесть, что все эти показатели отражают лишь предпочтения американских слушателей, учитывая покупки и прослушивания только с территории США. Все эти данные “Billboard” получает напрямую от сервисов, или от крупной исследовательской компании “Nielsen”. Такая система обеспечивает относительную прозрачность и достоверность данных.
Если чистые продажи и радио-аудитория являются цельными характеристиками, то стримминг представляется более сложным показателем. “Billboard” выделяет следующие виды прослушиваний с разным соотношением:
Наиболее важным является общий подсчет. Все показатели за одну расчетную неделю (начинается по традиции в пятницу) анализируются, суммируются и переводятся в баллы (points). Именно сумма баллов, присваиваемая каждому треку определяет его место в чарте. Подсчет баллов в каждой категории осуществляется путем деления полученных данных на определенные изданием коэффициенты:
Важно обратить внимание на подсчет просмотров YouTube. C января 2020 года “Billboard” учитывает просмотры всех видео, размещенных на портале, где продолжительность песни в видео составляет не менее 30 секунд, и именно на ней сделан основной фокус в видео
Где брать данные? Для каждой категории существуют свои порталы отслеживания и подсчета:
Чистые продажи: hitdailydouble.com/song_revenue_chart (еженедельные публикации HDD), kworb.net/cc/ (еженедельные оценки продаж от Kworb, а также позиции песен в iTunes в реальном времени)
Просмотры YouTube: kworb.net/youtube/insights/us_daily.html (ежедневно, а также в режиме реального времени с небольшими задержками)
Пассивный стримминг: www.nextbigsound.com/ (требуется регистрация)
Заканчивается подсчет и анализ всех показателей в четверг, формируя полную неделю (пятница-четверг). Итоговый чарт публикуется на официальном сайте “Billboard” в следующую среду, а в социальных сетях информация доступна уже в понедельник
Слишком много цифр? Пробуем на примере: Billboard Hot 100 11/09/19, Selena Gomez — «Lose You To Love Me»
1. Чистые продажи = 39,264 копии
2. Платный и бесплатный стримминг = 26,669,675 прослушиваний
3. YouTube = 10,800,000 просмотров (+300,000 от дополнительного контента, который как уже было сказано стал рассчитываться иначе с января)
4. Радио-аудитория = 24,200,000
39,264/6 + 26,669,675/1,600 + 11,100,000/2,250 + 1,000,000/3,000 + 24,200/7,000 = 31,936 (издание обычно округляет до 312 баллов, наивысшее значение за неделю, первое место Billboard Hot 100)
Из чего состоит хит: разбираем популярные песни последних лет
Триоли, минималистичные аранжировки, контраст между частями и другие нестандартные элементы недавних чарт-топперов.
Рецепта хита не существует. Никто и никогда не сможет рассказать вам из чего состоит хит, будет ли песня популярна и что именно сделает её такой. Так как вкусы слушателей очень изменчивы и непостоянны, а интерес к музыке — случаен и непредсказуем, составляющие успеха не дано знать никому.
Несмотря на это, у музыкантов, продюсеров и композиторов существует возможность улучшить свои композиции путем анализа уже существующих хитов. Выделив в этих треках главное, мы можем найти слабые места своих песен, повысить их музыкальное качество и увеличить шансы стать популярными.
Редакция SAMESOUND.RU рассказывает о пяти недавних международных хитах и том, что отличает их от сотен других песен, вышедших в то же время.
Больше об аранжировке
1. Imagine Dragons — Believer
Композиция Imagine Dragons «Believer» не покидала эфиры радиостанций весь 2017 год. Этот трек вывел коллектив на новую высоту, хотя никто не ожидал, что вслед за этим группа перейдёт к абсолютно коммерческой, стерильной и выверенной работе, боясь экспериментов.
Триоли
Первое, что выделяет «Believer» — ее ритмическая составляющая, которая передает постоянного движения вперёд. Многие элементы аранжировки постоянно пульсируют и как будто подгоняют музыку — это особенно заметно в прехорусах, когда Дэн Рейнолдс поёт триолями.
Из-за триолей кажется, что размер песни не 4/4, а 12/8. На самом деле весь трек сыгран в стандартном размере, но именно триоли и естественный свинг делают «Believer» такой яркой и запоминающийся песней.
Кстати, в истории поп-музыки можно вспомнить ещё несколько хитов, написанных в псевдо-12/8. Так, подобный триольный подход использовался в треке Гвен Стефани «The Sweet Escape» и песне Джастина Бибера «U Smile».
Голосоведение
Песня написана в Си-бемоль миноре. Последовательность аккордов состоит из Си-бемоль минора, Соль-бемоль мажора и Фа мажора с Ля в басу. Фа мажор в этом ряду явно выделяется на общем фоне, так как в используемой тональности должен использоваться Фа минор. Из-за того, что в Ля-бемоль из Фа минора заменена на обычную Ля, аккорд превратился в Фа мажор.
Самое необычное в этом ходе то, что Ля находится всего в полутоне от основной ноты тональности. Именно движение от Ля к Си-бемоль придает песне её мрачное, несколько диссонансное звучание и делает мелодию интереснее. Такой прием, когда мелодия образуется за счет смены нот в соседних аккордах, называется голосоведением.
Контраст куплета и припева
Некоторые музыканты считают, что припев песни должен обладать мощным и взрывным звуком. Чтобы припев выглядел ещё более мощно, нужно сыграть на контрасте с куплетом, сделав последний спокойнее. Именно так и поступили Imagine Dragons при написании «Believer».
Куплеты в треке очень скромные по своему содержанию, построенные в основном на перкуссии, которая дополняется редким басом и гитарным перебором. На этом фоне припев выглядит особенно громко: бас играет в полную силу, ударные становятся значительно мощнее, что придаёт части больше веса и глубины. Вокал не отстаёт от остальных участников микса: по ходу аранжировки голос обрастает все новыми и новыми слоями, превращаясь в припеве во что-то гимноподобное. Вишенкой на торте служит райзер, заполняющий короткие паузы перед припевом и в нем самом — каждый дроп создаёт ощущение масштабности.
Почему 2020 год — лучший в истории поп-музыки последних лет (+ топ-20 альбомов)
Несмотря на пандемию и кризис, 2020-й год в поп-музыке был, возможно, лучшим за долгое время. Антон Вагин («Всякая годная попса») специально для «Афиши Daily» объясняет, как так получилось, и рассказывает о главных чертах попсы последних 12 месяцев: от диско-ностальгии до тикток-хитов. В качестве бонуса — 20 лучших поп-альбомов 2020-го.
2020-й год стал временем нехилых испытаний для индустрии развлечений. Переносились сроки выхода игр. Фильмы ушли в интернет. Кинотеатры и иные офлайн-заведения по большей части закрылись — на время или навсегда. Пандемия коснулась и музыки. Сроки релизов полетели к черту, концерты переносились или отменялись полностью.
Сильнее всего вся эта ситуация отразилась на поп-музыке, наиболее коммерческой сфере аудиоискусства. Она целиком и полностью заточена под постоянные циклы гастролей в честь новых альбомов, юбилеев или очередных «самых последних» окончаний карьеры.
Казалось бы, при таком раскладе поп-вселенная должна была погрузиться во мрак. 2020 год должен был стать одним из самых скучных в плане новой музыки. На деле ситуация прямо противоположная. За 12 месяцев мы услышали столько интересных альбомов и песен, сколько не было за последнюю пару-тройку лет, а в эволюции поп-музыки произошло несколько новых занятных витков.
Диско-эскапизм
Дуа Липа, автор одного из самых обсуждаемых поп-альбомов года, «Future Nostalgia», реанимировала классический диско-звук «Студии 54». Рошин Мерфи устроила экспериментальную «Дискотеку 80-х» с техно-уклоном на пластинке «Róisín Machine». Кайли Миноуг возвратилась к корням своей карьеры на альбоме с говорящим названием «DISCO». Майли Сайрус тоже обратилась к истокам, взяла в руки гитару и ушла в батя-рок американского разлива на своей работе «Plastic Hearts», прихватив на дуэты ветеранов эстрады 1980-х — Билли Айдола, Стиви Никс и Джоан Джетт, — а также спев пару каверов на нетленки прошлого.
Но, повторимся, это не ново. Свежим в этой ностальгической лихорадке выглядит лишь возвращение в наш мир классического диско с Дуа Липой в качестве его пророка. Интересным оно выглядит в свете того, что изначально диско появилось в конце 1970-х, в не самую светлую эпоху истории Запада, став своего рода музыкой эскапизма для угнетенных слоев населения.
И если в диско люди находили временный уход от окружающей их несправедливости, то в 2020-м мы точно так же смогли найти в этой ультрапраздничной музыке способ забыть на часок-другой все плохие новости, бесконечно сваливавшиеся на нас в течение года.
Ностальгия по 2000-м
Однако вся эта ностальгия по рубежу 1970–1980-х несколько обманчива, ведь тоскуем мы сегодня вовсе не по временам сорокалетней давности. В начале 2000-х, во времена терактов 11 сентября и войны в Ираке, западная музыка точно так же обратилась к диско-эстетике, когда вышли, например, альбомы «Fever» Кайли Миноуг, «Discovery» Daft Punk и «Confessions on a Dance Floor» Мадонны, сработав как антидепрессант для массового слушателя.
Леди Гага, обращаясь к типичному восьмидесятническому звуку на своем альбоме «Chromatica», не забывает добавить туда не менее типичные аранжировки 1990-х. Джесси Уэр игриво называет свою пластинку «What’s Your Pleasure?», прекрасно зная, что наше удовольствие кроется в клубной музыке времен второго срока Бориса Ельцина. То же самое проделывает и ветеран тех лет, экс-участница Spice Girls Мелани Си, на своей пластинке с лаконичным названием «Melanie C». Ярче же всех энергию 2000-х смогла передать на своем альбоме «Sawayama» Рина Саваяма, сделав из него концентрат всего того, из чего состояла поп-культура тех лет: хиты Бритни Спирс, саундтреки гонок на Playstation 2 и заставки аниме-сериалов.
В это же время наши артисты, пока их западные коллеги переосмысляют начало 2000-х скромно и аккуратно, берут быка за рога и за шкирку кидают нас в ту эпоху. Целая армия молодых артистов во главе с Niletto вдохновляется наследием группы «Руки вверх!». Мэвл перепевает «Попытку № 5» «ВИА Гры»; Артур Бабич вместе с Бьянкой делают ремейк ее же хита «Были танцы»; Миа Бойка возрождает моду на фолк-поп а-ля «Золотое кольцо»; группа «Дайкири» восстает из пепла и записывает новые песни; Клава Кока каверит группу «Тату». Тем временем в чартах тиктока верхние позиции весь год занимали классические песни МакSим, Татьяны Булановой, Алены Апиной и «Унесенных ветром», под которые снимали видео все главные звезды платформы.
Альбомы против синглов, онлайн против офлайна
Характерно, что разговор об отечественном мейнстриме идет только в контексте синглов. Из западных мы вспоминаем прежде всего альбомы. Действительно, выпуск отдельных треков остается для большинства поп-артистов основным способом производства музыки, причем как для ветеранов эстрады, так и для совсем юных дарований. Отдельные попытки Филиппа Киркорова, Димы Билана, Алсу и других выступить в крупной форме выглядели весьма жалко.
Поэтому 2020-й останется в памяти как год, когда лучшие альбомы выпускал не мейнстрим, а поп-андеграунд, где точно так же процветает ностальгия самых разных сортов. Например, Анна Ворфоломеева, «Со мною вот что», Муся Тотибадзе и Монеточка переосмысляют 1970-е, Стереополина, theabc и Неатида — 1980-е, а «Боди» и Эмси Нэнси — 1990-е.
Оно и понятно: лейблы во время всеобщего карантина не хотят рисковать и показывать новых артистов без возможности устроить полноценное промо с концертами и прочей офлайн-активностью. Если именитые исполнители могут позволить себе выпускать альбомы и не ехать после этого в тур, зарабатывая исключительно на стримингах и продаже мерча, то с никому неизвестными товарищами такая схема куда более опасна и непредсказуема.
Таким образом западная поп-индустрия, которая годами работала по отлаженному циклу альбом — тур — альбом — тур, оказалась в западне, а ее преимущество в виде сверхприбыльных концертов стало ее недостатком.
Да, отдельные артисты смогли адаптироваться под новую реальность, научились делать онлайн-концерты и записывать альбомы дома, однако куда больше исполнителей все еще не поняли, как действовать в сложившихся условиях и, кажется, продолжают жить надеждой на скорый конец карантина.
Окончательный триумф кей-попа
И пока западный рынок пребывает в некотором оцепенении, его активно покоряют те, для кого онлайн — не что‑то второстепенное, а родная среда. 2020-й — год триумфа двух главных корейских поп-групп, BLACKPINK и BTS, на западном рынке. Еще пару лет назад слушать кей-поп было некоторой экзотикой. Сегодня это уже привычная обыденность. Корейские клипы занимают верхние позиции в списке самых просматриваемых видео на ютьюбе, корейские артисты записывают фиты с главными американскими звездами, корейские альбомы и синглы возглавляют чарты по всему миру, а в книжных магазинах половину музыкальной полки занимает литература про тех же BLACKPINK и BTS.
Причин такой популярности множество, однако одна из них — изначально гигантский акцент на интернет-активности в маркетинговой стратегии корейских групп, существовавший за много лет до пандемии. Благодаря ему вокруг айдолов из Кореи по всему миру возникают сплоченные сообщества фанатов, которые готовы сами бесконечно производить контент про своих кумиров, тем самым бесплатно рекламируя их среди своего окружения. Схема стара как мир, но именно в Корее овладели ей в совершенстве. Западным коллегам до него еще далеко.
Кей-поп в 2020 году был интересен не только экспансией на Запад. Жанр продолжает развиваться, причем с заметным влиянием того, что уже было упомянуто выше. В прошлом году до поп-музыки Южной Кореи наконец-то дошел тренд на ностальгию, и в песни местных айдолов начали попадать мотивы 1980-х.
Ровно та же ситуация и у нас: хотя коллективы вроде «ВИА Гры» продолжают существовать, делают они это скорее по инерции, а новых заметных групп не появляется вовсе. Что и говорить, если даже «Руки вверх!» давно превратились в сольный проект Сергея Жукова, а уже упомянутые «Дайкири» оставили в составе лишь одну вокалистку.
Тикток-поп и смена поколений
Но не только корейским исполнителям удалось обуздать интернет-стихию и выйти из всех бед 2020-го победителями. Тикток окончательно покорил мир и породил множество звезд, изначально построивших свою карьеру в онлайне и не особо нуждающихся в чем‑то за пределами своего дома. Особенно ярко это было заметно в России. Тут благодаря тиктоку появилось целое новое поколение артистов, ставших самым ярким явлением в русской поп-музыке 2020-го.
На Западе тикток просто еще одна блог-платформа, где вирусятся треки и рождаются новые звезды, но которая не создала нового поджанра. Тикток-поп — уникальное российское явление, аналогов которому сегодня нет.
Все они делают максимально яркую, позитивную и танцевальную поп-музыку, где хронометраж песен редко превышает две минуты, а мемоемкие припевы идеально заточены под съемку коротких видео. Они возвращают в музыку радость, безбашенность и самоиронию — то есть все то, что потеряла русская попса за последние пятнадцать лет, превратившись в брюзжащую старуху, плюющуюся однотипными балладами.
Но героями тиктока дело не ограничивается. Можно вспомнить и Клаву Коку (мы подробно писали о ней летом), наверное, самую яркую и успешную русскую поп-звезду 2020-го, которая превратилась из малоизвестного актива лейбла Black Star в большую артистку, не покидающую чарты. В основе ее творчества также лежит та самая легкость и шутливость, свойственная нашей поп-сцене двадцатилетней давности. Не отстает от нее и Миа Бойка, которая построила свое творчество на внедрении народных мотивов в танцевальную попсу, чего мы также не слышали со времен расцвета русского этно-попа вроде «Золотого кольца» Надежды Кадышевой и группы «Балаган Лимитед».
Эксперименты и новая искренность
Пока наша поп-молодежь во время карантина выжимала все возможное из тиктока, зарубежные коллеги тоже пытались приспособиться к новым условиям. Для многих выходом из сложившейся ситуации стала запись домашних альбомов — практики не уникальной, но только в 2020-м ставшей обычным делом для первых лиц западного попа.
Чарли XCX, Кайли Миноуг, Пол Маккартни — все они в этом году выпустили пластинки, записанные в их домашних студиях. Но больше всего в этом деле преуспела Тейлор Свифт, выпустившая аж два внезапных карантинных альбома — «folklore» и «evermore».
Выход альбомов стал для Тейлор не только желанием выпустить новый материал, но и способом хотя бы частично вернуть доходы, потерянные из‑за отмененного тура в поддержку альбома «Lover». С помощью кучи версий винила, сувенирки и одежды с символикой новых релизов Свифт смогла выжать максимум из текущего момента и обеспечить зарплатами свою немалую команду, сидящую фактически без работы.
Альбомы Тейлор Свифт еще и наметили отход от главенствующей в поп-мейнстриме парадигмы. В 2010-е поп-артисты начали строить свои карьеры на основе концепции новой искренности. В отличие от прошлых десятилетий они перестали выглядеть как игрушки в руках продюсеров, песни стали повествовать об их настоящих переживаниях. Артисты теперь поют и выглядят как живые люди со всеми их плюсами и минусами.
Тренд на новую искренность продолжается по сей день, 2020-й не стал исключением. «Brightest Blue» Элли Голдинг, «Contre soirée» Билала Ассани, «Positions» Арианы Гранде, та же «Chromatica» Леди Гаги — части этого тренда. Похожий сдвиг парадигмы происходит и у нас. Из свежих примеров — «V.» Веры Брежневой, «Он мое все» Альбины Джанабаевой и «Габион» Саши Спилберг.
Ровно тем же самым всю свою жизнь занималась и Тейлор Свифт, сочиняя треки про реальные события из своей жизни, способствуя спекуляции таблоидов на ее отношениях с мужчинами. На «folklore» и «evermore» она впервые заметно отходит от автобиографичных песен в сторону вымышленных историй о вымышленных персонажах. Личные мотивы теперь, если и есть, то не вынесены на первый план. Подобный тип повествования может стать основой поп-мейнстрима 2020-х, а Тейлор — стать его провозвестницей.
2020-й, несмотря на все тяготы и утраты, оказался крайне позитивным для поп-музыки. Вместо ожидаемого застоя — прогресс в самых разных направлениях. И за этим было очень интересно наблюдать. Общественные кризисы и вправду могут стать толчком для культуры. Музыкальная индустрия в целом переживает не лучшие времена из‑за почти полного отсутствия концертов, однако, как показала практика, даже в такой тяжелой ситуации она способна приспосабливаться к изменениям, удивлять и экспериментировать.