чтоб ребенок хорошо ходил в туалет
Проблемы со стулом у детей
Какие проблемы могут быть со стулом?
Основные это учащение (или понос) и затруднение (запор). Среди детей до года от запоров страдает каждый пятый; среди детей постарше запоры отмечаются у каждого шестого.
95% всех запоров у детей являются функциональными, остальные 5% — врожденные особенности строения кишечника. У большинства малышей (из 95%) запоры связаны с внешними проблемами.
При функциональном запоре причин может быть много
Что делать при запоре?
Рекомендуется при появлении симптомов запора обратиться к врачу, так как самостоятельно определить причину бывает трудно. При необходимости врач может назначить обследования для уточнения диагноза и назначения лечения.
До посещения врача каждому родителю рекомендуется:
Какое слабительное средство лучше выбрать?
На сегодня существует большой выбор: свечи, сиропы, обычные клизмы, микроклизмы. Но из слабительных средств, доступных без рецепта врача с раннего возраста, разрешены два лекарственных препарата: сироп лактулозы и свечи с глицерином. Другие методы лечения может назначать только врач.
Свечи с облепиховым маслом предпочтительнее применять, если причиной запора является трещины в области ануса и геморрой.
Проблемы со стулом очень часто связаны с нашим образом жизни и питанием, а у детей — с контролем родителей за их питанием.
Слабительное средство для ребенка — сироп лактулозы и свечи с глицерином, которыми можно воспользоваться дома, а после проконсультироваться с педиатром или гастроэнтерологом.
Как лечить хронический запор у ребёнка?
Проблема затрудненной дефекации или, попросту говоря, запора — одна из наиболее часто встречающихся проблем пищеварения и у взрослых, и у детей.
Что такое запор
Обычно запором называют отсутствие дефекации в течение определенного периода, но у детей в возрасте до 6 месяцев запором считается и появление твердого кала.
Что считается запором у детей 1
Для определения «нормы» следует учитывать не только частоту стула, но и его форму, консистенцию.
Что такое хронический запор
Наличие как минимум двух из нижеперечисленных симптомов является признаком наличия запора у ребенка 2 :
Периодичность проявления данных симптомов:
Запоры у детей бывают разных видов. Тактика их лечения определяется врачом на основе течения, длительности, механизма развития запора и степени его выраженности. При этом следует понимать, что наиболее часто причиной запоров у детей являются не воспаления или патологии в кишечнике, а нарушение моторики толстой кишки.
Чем опасен хронический запор
При запоре происходит отравление организма токсинами, что крайне опасно для детского организма. Кроме того, есть угроза превращения каловых масс в твердую субстанцию, что ведет к образованию трещин в заднем проходе и, как следствие, острой боли при попытке дефекации.
Как решить проблему хронического запора у детей
Мягкое слабительное Дюфалак ®
Дюфалак ® можно принимать при функциональных запорах разного происхождения. Препарат лечит запор, не вызывая раздражения.
Дюфалак ® выпускается в виде сиропа, вкус которого нравится малышам. При этом препарат можно разводить водой или соком.
Перед приемом препарата обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Материал разработан при поддержке компании Эбботт в целях повышения осведомленности пациентов о состоянии здоровья. Информация в материале не заменят консультации специалиста здравоохранения. Обратитесь к лечащему врачу.
Ребенок боится ходить в туалет: Как справиться с детским психологическим запором
Многие родители сталкиваются с намеренной задержкой стула у детей из-за неприятных, болезненный ощущений во время хождения на горшок.
Ситуация обретает формат замкнутого круга. Ребенок не ходит в туалет долго — в результате ему больно. Запоминает боль — снова долго не ходит в туалет (уже терпит намеренно). В итоге ребенок боится ходить в туалет «по-большому». Так повседневный естественный процесс провоцирует целый комплекс неприятностей, сложностей и превращается в серьезную нервотрепку для детей и родителей.
Из-за стресса у ребенка вся семья может переселиться к туалету и забыть все другие темы разговоров.
Термин «психологический запор» в официальной медицине не встречается. Эта проблема входит в симптомокомплекс, который называется соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы (СДВНС). В МКБ-10 заболевание включено в группу невротических расстройств. Да-да, проблемы с горшком в данном случае относятся не к расстройствам ЖКТ, а к неврозу, вызванному неправильной работой вегетативной нервной системы и замедленному созреванию органов пищеварения. Это функциональное, а не органическое нарушение. Однако надо помнить, что диагноз выставляется после исключения органической патологии.
У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая — отсюда и болевой синдром.
Так называемый «психологический запор» представляет собой расстройство по типу ферментативной недостаточности. У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая — отсюда и болевой синдром. Страх боли формирует у ребенка желание отсрочить хождение в туалет. Боль часто ассоциируется с положением сидя, поэтому ребенок может ходить в туалет в положении стоя (в памперс или штаны).
Диагноз СДВНС не грозит ничем страшным. Расстройство не представляет опасности для жизни и не влечет за собой ухудшения физического здоровья, однако доставляет существенные неудобства и может портить качество жизни.
Нарушения обычно возникают или усугубляются под влиянием острых стрессов и хронических психотравмирующих ситуаций, могут быть стойкими, постоянными или проявляться периодически.
На что обратить внимание, если у ребенка страх ходить в туалет
Другие симптомы невроза. Родители могут не обратить внимание, но если ребенок плохо ходит в туалет из-за невротического состояния, у него будут и другие проявления: повышенная тревожность, эмоциональная лабильность, неустойчивость сна, сниженная стрессоустойчивость, капризность, плаксивость (при этом плач часто переходит в истерики), низкая самостоятельность, склонность к протестам. Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни. Также могут наблюдаться другие соматические жалобы.
Связь со стрессом и переменами в жизни. Подумайте, после каких событий могла возникнуть эта проблема? Ребенок впервые пошел в садик или в школу? Какие-то изменения в домашней жизни? С какими стрессами ребенок сталкивался перед тем, как болезнь манифестировала? Какие стрессовые факторы продолжают действовать?
Проблема со стулом может оказаться соматизированным проявлением депрессии или субдепрессии, может быть связана со сложностью адаптации и волнением. Иногда усиление симптомов можно наблюдать осенью и весной — классическое время для обострения всех психосоматических расстройств, когда дискоординация вегетативных центров особенно выражена.
Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни.
Ребенок отказывается от определенных продуктов. Такие дети часто очень избирательны в своем рационе. Они имеют устойчивую тягу к определенным продуктам и настойчивое отвержение к другим — тем, которые сложнее переваривать. Они инстинктивно отказываются от продуктов, которые могут вызвать у них неприятные ощущение в ЖКТ. Это также показатель незрелости системы.
Наследственность. Имеет значение наследственный фактор. Если у кого-то из родителей или близких родственников наблюдались похожие или другие психосоматические симптомы, если у кого-то из них реактивная нервная система, пониженная стрессоустойчивость, нервозность — это может частично объяснять и симптоматику ребенка.
Как помочь ребенку решить деликатную проблему
Если ребенок не ходит в туалет по-большому по психологической причине, вам предстоит комплексная работа с участием гастроэнтеролога, психолога, налаживание режима питания и умеренные физические нагрузки.
Развивать у ребенка самостоятельность. Как мы уже говорили, для детей с повышенной невротизацией характерна повышенная зависимость от близких людей, манипулятивное взаимодействие. Вам предстоит работать над развитием навыков самостоятельности. С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.
С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.
Повышение уровня самостоятельности активизирует вегетативные центры. Так ребенок научиться брать ответственность на себя, сталкиваясь с какими-то событиями, станет увереннее в себе и спокойнее.
Заняться умеренной физической активностью. Физическая активность полезна не только для хорошей перистальтики, но и для правильной реакции организма на выброс адреналина. Спортивные кружки и секции, зарядки по утрам, во-первых, стабилизируют гормональный фон, а во-вторых, учат наш организм справляться с повышением уровня гормонов. Адреналин выделяется при спортивных нагрузках, организм постепенно учится реагировать на него без бурных невротических реакций.
Поработать над рационом питания. Набор продуктов и блюд для ребенка нужно подбирать вместе с гастроэнтерологом. Фастфуд и продукты, которые могут вызывать аллергию, могут спровоцировать проблемы с ЖКТ. Повышенная нагрузка на пищеварительную систему вызывает соматический симптом — далее рефлексы запускают психологическую составляющую.
Спокойно реагировать на проблему. Если родственники реагируют на ситуацию слишком ярко, постоянно спрашивают, почему ребенок терпит по-большому, это может усилить невротизацию.
Что делать, если лучше не становится
Если коррекция психолога, гастроэнтеролога и перечисленные выше изменения режима существенно не улучшают ситуацию в течение 2–4 недель, стоит обратиться к неврологу и психотерапевту.
Для снятия проблемной симптоматики и купирования невротических состояний специалисты могут назначить ребенку лекарственные препараты и лечение по методикам рефлекторной саморегуляции: работа с дыханием, гимнастика, вегетостабилизирующие комплексы упражнений. В школьном возрасте популярны нейрофизиологические тренинги, которые повышают стрессоустойчивость.
Помните, отсутствие помощи может перерасти в соматическую патологию более сильного характера или в патологию других органов.
Глицелакс для детей – жизнь без запоров
Поделиться:
Запоры – это одно из самых распространенных заболеваний пищеварительного тракта у детей и взрослых. Существует множество причин, провоцирующих нарушение передвижения кала. Это может быть какое-то препятствие в просвете кишечника, эндокринологические или неврологические расстройства, инфекционные заболевания и т.д. В зависимости от причины возникновения запора подбирается лечение для борьбы с ним.
Ответ на этот вопрос, кажется, очевиден. Запор – это редкая дефекация. Однако современная медицина под запором понимает не только урежение частоты стула, но и неблагоприятные изменения его характера. Слишком плотный, сухой стул и/или болезненная дефекация также расцениваются как запор, даже если ребенок ежедневно ходит по-большому.
Требуется обратиться к врачу, если отмечается у ребенка:
При появлении подобных симптомов обязательно надо обратиться к врачу – педиатру или детскому гастроэнтерологу. Только специалист, осмотрев ребенка и при необходимости назначив дополнительные анализы и обследования, сможет найти причину нарушения стула и посоветовать лечение.
Основное лечение подберет доктор. А до визита к нему можно сделать следующее.
1. Проконтролировать питьевой режим ребенка.
Одна из частых причин запоров – недостаток жидкости. Чтобы обеспечить необходимое количество воды, нужно исключить чаи, сладкие напитки, газировку и как можно чаще предлагать в качестве питья обычную воду. Если малыш наотрез отказывается ее пить, ему можно давать по 1–2 ложечки воды каждые 30–60 минут. Две ложечки выпить несложно, а за сутки необходимое количество жидкости такими темпами наберется.
2. Проанализировать питание ребенка, увеличить количество продуктов, богатых пищевыми волокнами.
Дефицит пищевых волокон в питании вызывает запоры и у детей, и у взрослых. Специалисты рекомендуют дошкольникам и школьникам ежедневно съедать до 300 г овощей (без учета картофеля!) и около 200 г фруктов. Это могут быть салаты, овощные гарниры (в т. ч. и из замороженных овощей!), фруктовые десерты и даже выпечка с добавлением не только фруктов или ягод, но и, например, натертой моркови, тыквы или свеклы.
У маленьких детей, кроме наличия овощей и фруктов в питании, надо еще проверить консистенцию пищи. Еда излишне измельченная, в виде пюре также провоцирует запоры. С 8–12 месяцев дети могут и должны есть блюда с крупами, небольшими мягкими кусочками овощей, мяса и т.д.
3. Использовать детские слабительные средства, чтобы восстановить регулярный стул и исключить развитие болезненных дефекаций, которые только усугубляют проблему.
Если ребенок испытывает неприятные ощущения, жалуется на боли в животе, усиленно тужится или, наоборот, подавляет позыв к дефекации, опасаясь того, что она будет болезненна, малышу надо дать слабительное. Чтобы не травмировать нежную слизистую кишечника, избегать клизм или раздражения ануса посторонними предметами (кусочек мыла, ватная палочка с вазелином и т. д.). Правильнее будет использовать такое проверенное средство, как свечи с глицерином.
Глицерин размягчает каловые массы, усиливает поступательные движения кишечника и ускоряет прохождение кала, смазывает слизистую прямой кишки. Более того, существует специальная детская форма таких свечей – Глицелакс для детей.
Глицелакс для детей:
Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом.
Товар по теме:[product](Глицелакс 0,75 N10 СУПП РЕКТ Д/ДЕТ)
3 основные психологические причины энуреза у детей (недержания)
Как атмосфера в семье приводит к тому, что ребенок не успевает добежать до туалета, — рассказывает детский психолог Виктория Мелихова.
Стоило пойти в детский сад, как ребенок снова начал мочить постель по ночам. Или перестал проситься в туалет, стал терпеть до последнего, после чего не может сдержаться.
Часто с этой проблемой сталкиваются дошкольники и младшие школьники, тихие и спокойные отличники. Почему именно они — станет понятно дальше.
Уговоры, расспросы, наказания в этой ситуации не работают. В чем же причина энуреза у детей, и как помочь ребенку и его родителям?
Органические причины недержания мочи у детей должны быть исключены у педиатра или невролога
Энурез может иметь органическую природу, то есть может быть связан с болезнью внутренних органов.
Каждого ребенка с энурезом рекомендуется показать педиатру или неврологу. Почки должны быть здоровы, в мочевом пузыре не должно быть воспаления. Если ребенок физически здоров, тогда можно переходить к работе с психологическими причинами.
Каждого ребенка с энурезом рекомендуется показать педиатру или неврологу.
Психологические причины возникновения энуреза
Энурез, связанный с психологическими причинами, относится к психосоматике. Через недержание тело пытается справиться с психологической травмой, напряжением и болью, от которых невозможно избавиться другим путем.
«Недержание мочи». Ребенок не может удержать что-то в своем теле, не может что-то контролировать. Чаще всего недержание проявляется ночью, когда ребенок спит, сознание отключается, наконец-то получается хоть немного расслабиться. И расслабляется малыш до такой степени, что перестает контролировать свое тело.
Если ребенок не может удерживать мочу, у него не хватает на это сил. Значит, эти силы уходят на что-то другое. Что-то более тяжелое и значимое.
Если ребенок не может удерживать мочу, у него не хватает на это сил. Значит, эти силы уходят на что-то другое.
1 Ребенок сдерживает слишком сильную эмоцию
Ребенок может сдерживать слишком сильную эмоцию — гнев, грусть, печаль, обиду. Это сложные эмоции даже для взрослых.
В семьях часто не принято говорить вслух о своих чувствах. Все они остаются внутри, лежат на душе нелегким грузом. В атмосфере дома словно витает напряжение. Однако никто так и не решается сказать о нем ни слова. Родители такого ребенка часто выглядят очень спокойными, интеллигентными. Только им известно, что у них на душе, и как они с этим справляются.
Ребенок живет с мамой, бабушкой и младшей сестрой. Об отце в семье не вспоминают, как будто его и не было. Ребенок помнит отца и скучает по нему. Однако говорить о нем в этом доме нельзя. Ребенок злится на маму, ведь это она не пускает к нему отца (по мнению ребенка), но открыто выражать злость тоже нельзя. В доме одни женщины. Если ребенок будет злиться, то и его могут выгнать и даже не говорить о нем, как это сейчас происходит с отцом. Тут сразу три сильные эмоции, которые приходится сдерживать малышу: грусть об отце, злость на мать, страх быть изгнанным. А ребенку всего-то пять лет. Справиться самостоятельно с такими сильными эмоциями психика ребенка не в силах. Вся его энергия уходит на то, чтобы случайно не проговориться, не продемонстрировать что-то, что может выдать его тайну. Чтобы быть образцовым сыном, братом и внуком.
Почему важно не «пропить лекарство», а справиться с психологической причиной? Симптом уйдет, а причина детского энуреза останется. Ребенок может начать выливать все накопившиеся эмоции, которые неприемлемы в его семье. А выдержат ли родители? Что будет с мамой, которая сама не справляется с обидой, злостью на отца ребенка и грустью по нему, но из последних сил сдерживается? Что будет с бабушкой, которая не переносит любое выражение злости со стороны людей, в то время как сама удерживает немало этих сложных эмоций? Где гарантия, что семья и ребенок останутся психически здоровы?
Вся его энергия уходит на то, чтобы случайно не проговориться, не продемонстрировать что-то, что может выдать его тайну. Чтобы быть образцовым сыном, братом и внуком.
Что делать. Хорошо начать с психотерапии для мамы, ведь ей приходится справляться с возом непрожитых эмоций. Важно найти приемлемый способ выражения чувств для ребенка. Обсудить, что отец очень важен для ребенка и ребенок грустит по нему. Можно вместе с семьей решить, в какой форме разрешить выражать грусть по отцу: с помощью разговоров, просмотров фотографий или встреч по выходным. Важно, чтобы эмоция нашла свой выход.
Конечно, семье будет непросто принять новые правила. Поэтому здесь большая поддержка понадобится не только ребенку, но и его близким. Если работать только с ребенком, пока дома все остается прежним, то либо вернется энурез, либо ребенок будет регулярно устраивать эмоциональные бури для всей семьи.
2 Протестует против чрезмерного контроля
Следующая причина энуреза у ребенка, с которой ребенок может пытаться справиться, — это чрезмерный контроль со стороны родителей. В литературе встречается название данного симптома как «симптома строгой мамы».
Ребенку семь лет. Пошел в первый класс. Старается учиться хорошо, ведь за каждое замечание учителя ему приходится выслушивать долгие лекции от мамы. В комнате у ребенка должен быть идеальный порядок. Мама имеет доступ к комнате и к портфелю ребенка двадцать четыре часа в сутки. Все игрушки, одежда, продукты тщательно выбираются мамой. У ребенка есть список детей, с которыми ему можно общаться, другие почему-то ему не подходят. Так решила мама. Ребенок уже ходит в школу, однако не имеет ни миллиметра личной территории, не может принять ни одного самостоятельного решения.
Недержание может быть единственным способом контролировать хоть что-то. «Ну уж со своим телом я разберусь сам», — бессознательно решает ребенок. И тело его начинает ходить в туалет тогда, когда решит оно само. Назло маме, в знак протеста, с целью отстоять единственное свое решение, да и просто «пометить территорию», которой у него никогда не было.
Что делать. Важно разобраться, почему в семье не позволено иметь личное пространство и право выбора. За чрезмерным контролем может скрываться высокая тревожность мамы, с которой нужно работать. Начиная с раннего возраста мама может давать ребенку определенную свободу, постепенно увеличивать его права и самостоятельность. Например, позволить выбрать цвет одежды или место для прогулки. У ребенка должно быть личное пространство — комната, шкаф или просто угол, где все будет только его и так, как решил он. Куда не будет вмешиваться никто.
Назло маме, в знак протеста, с целью отстоять единственное свое решение, да и просто «пометить территорию», которой у него никогда не было.
Если мама устанавливает запреты и ограничения, важно, чтобы они были понятны для ребенка: «Я не хочу, чтобы ты общался с Петей, потому что он часто дерется, и я боюсь, что он может сделать больно и тебе. Я люблю тебя и не хочу, чтобы тебе было больно и плохо».
3 Страдает без тесного контакта с мамой
Также причиной недержания мочи у детей может являться желание ребенка удерживать маму возле себя. Когда он был маленький, стоило ему сходить на горшок, сколько внимания сразу обрушивалось на него! Похвала, восхищение. Мама несколько раз в день обязательно была рядом, обнимала, целовала и ласкала — когда меняла мокрые пеленки.
Малыш вырос, мама перестала быть такой близкой. Теперь у нее есть свои дела, возможно, появилась сестричка или братик. Мама не принадлежит ребенку на все сто. А потребность осталась. Вот ребенок и вспоминает младенческие способы вернуть маму, регрессирует. Тогда это работало, сработает и сейчас.
И действительно, стоит ребенку обмочить кроватку, как приходит мама, меняет белье, берет на руки. Начинает водить его по специалистам. Уделяет ему внимание. И вот он снова номер один для мамы. Часто мамы берут ребенка себе в постель во избежание подобных случаев. Цель достигнута, ребенок снова неразлучен с мамой. Симптом уходит. Но стоит только отложить его в свою кроватку, как все возвращается с новой силой.
Начинает водить его по специалистам. Уделяет ему внимание. И вот он снова номер один для мамы.
Что делать. Важно проследить, почему у ребенка такая сильная потребность в матери, где в его анамнезе что-то пошло не так, и он не получил столько любви и заботы, сколько ему было нужно. А может мама сама не может отпустить ребенка? Также в ходе беседы с родителями можно подумать, каким образом ребенок будет получать внимание без помощи данного симптома.
Как видим, в детском энурезе очень много психологического, связанного с отношениями ребенка с близкими. Поэтому очень важно, чтобы специалист поддерживал и ребенка, и его родителей.