чтобы было лучше гражданская оборона
Различные отсылки в творчестве Егора Летова. Часть 1.
Собрал самые заметные отсылки к различной литературе, крылатым выражениям и лозунгам в песнях Егора Летова. Это будет, наверное, первая статья из цикла, посвященного жизни и творчеству лидера «Гражданской Обороны».
Итак, Егор Летов — советский и российский поэт и музыкант. Это для тех, кто живет в каменной башне на крайнем севере. Лично для меня Летов — это олицетворение вечной борьбы. Всю жизнь он боролся. С властями, с собственной нежеланной славой, со всем и всегда.
Творчество Летова — тот случай, когда автор вкладывает в произведение всю свою душу. Это искренность и честность. А также это множество непонятных на первый взгляд выражений, которые при детальном рассмотрении оказываются цитатами и отсылками к различной литературе и жизни тех или иных личностей. Именно это явление мы и рассмотрим подробнее.
«Русское поле экспериментов».
Начнем, пожалуй, с одного из самых масштабных творений Егора. Пройдемся по цитатам.
Центральное «Вечность пахнет нефтью» — это прямая отсылка к труду Бертрана Рассела, который в свою очередь ссылался на психолога и философа Вильяма Джеймса в «Истории Западной Философии». Вильям Джеймс описывал человека в своем произведении «Многообразие религиозного опыта». Этот человек, находясь под действием веселящего газа, утверждал, что знает «тайну Вселенной», но в обычном состоянии не мог вспомнить ее. Когда он попробовал записать ее, была записана фраза «Во всей вселенной пахнет нефтью» (в альтернативном переводе — «Повсюду пахнет нефтью»).
«На первое были плоды просвещения, а на второе — кровавые мальчики». Здесь нет сомнений насчет первоисточника. Когда слышишь эти слова, сразу на ум приходит крылатая фраза «И мальчики кровавые в глазах» из трагедии Пушкина «Борис Годунов». Конкретно:
И всё тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах.
И рад бежать, да некуда. ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста».
К слову, в пушкинской строке прилагательное «кровавый» не значит «окровавленный», а означает «багровый, цвета крови, красный». «Мальчики кровавые в глазах», вместе с тошнотой и головокружением указывают на болезненное физическое и моральное состояние.
«Искусство быть посторонним». Это отсылка к произведению «Посторонний» Альбера Камю. Повесть рассказывает нам о человеке, предпочитающем вести частную жизнь. Этот человек везде будто «посторонний». Летов выделил это явление, назвав его особым умением, «искусством».
Одно из самых известных и мелодичных произведений Летова, спетое а-капелла.
«Ходит дурачок по лесу / Ищет дурачок глупее себя». Истоки центральной фразы песни лежат в древнерусском заклинании «Ходит покойничек по кругу, / Ищет покойничек мертвее себя». Таким образом в песне проявляется некая русская напевность.
«Зубчатые колеса завертелись в башке». Данное выражение нас напрямую отсылает к новелле Рюноскэ Акугатавы «Зубчатые колеса», которая повествует нам о сходящем с ума некоем писателе. Героя произведения часто посещали странные галлюцинации:
«И на все вопросы отвечать: «Всегда живой»» — это своеобразная интерпретация известного любому советскому человеку лозунга «Ленин всегда живой».
«Не бывает атеистов в окопах под огнём» — аллюзия на распространенный афоризм «В окопах не бывает атеистов». Точное происхождение фразы остаётся неизвестным. Различные источники называют капеллана Уильяма Т. Каммингса, подполковника Уильяма Клира и подполковника Уильяма Кесси, афоризм также приписывается журналисту Эрни Пайлу.
«Невыносимая легкость бытия».
Само название песни уже отсылает нас к одноименному роману Милана Кундеры. Согласно Кундере, бытие полно невыносимой лёгкости, потому что каждый из нас живёт всего один раз. Значит, каждая жизнь несёт в себе таинственную случайность, каждое наше действие не может полностью предопределить наше будущее. Любой выбор не отягощён последствиями, а потому не важен. В то же время наши действия становятся невыносимыми, если задумываться об их последствиях постоянно, потому жизнь можно охарактеризовать как «Невыносимую лёгкость бытия».
Вся песня наполнена множеством аллюзий на различные устоявшиеся выражения и литературу. Разные люди находят разное количество отсылок в тексте, но здесь они настолько мелкие, что рассматривать их подробно не имеет смысла.
«Я для чего пою? Чтобы меня жрали?» Почему в 1990 году Егор Летов распустил «Гражданскую оборону»
Прошло уже почти тридцать лет с тех пор, как Егор Летов расформировал ставшую к тому времени сверхпопулярной «Гражданскую оборону». О том, что привело к этому, высказываются разные мнения. Как, впрочем, и о многих других событиях, ключевых для сибирского панка, которому посвящена книга «Следы на снегу», только что вышедшая в издательстве Common place и составленная Иваном Смехом и Владимиром Козловым. Это первая в своем роде попытка реконструировать историю «сибирской волны» на основании рассказов и воспоминаний непосредственных участников и наблюдателей. Публикуем фрагмент, повествующий о том, как на концертах «Гр.Об.» начали летать вырванные из полов ДК стулья — и летали, пока группа не прекратила существование на три года. Заказать книгу с доставкой можно тут.
Иван Смех: В ходе интервью для «Следов на снегу» Владимир Козлов часто задавал один и тот же вопрос разным собеседникам, чтобы сопоставить их версии и взгляды на важные события, к которым относится и роспуск «Гражданской обороны», состоявшийся после «Последнего концерта в Таллине» (14 апреля 1990 года). Это выступление принято связывать с лавинообразным ростом внимания к группе, сказавшимся в том числе и на специфическом поведении публики во время концертов.
Рассказывают:
Олег «Берт» Тарасов — в 1980-х распространитель записей сибирских панк-групп.
Игорь «Джефф» Жевтун — музыкант, в 1980-х участник групп «Инструкция по выживанию», «Выжившие по Инструкции», «Гражданская оборона», «Великие Октябри».
Константин «Кузя УО» Рябинов — музыкант, основатель группы «Христосы на паперти», сооснователь «Гражданской обороны».
Сергей Фирсов — в 1980-х распространитель записей сибирских панк-групп, директор группы «Гражданская оборона».
Олег «Манагер» Судаков — музыкант, в 1980-х лидер групп «Армия Власова» и «Цыганята и Я и Ильича», участник «Гражданской обороны» и проекта «Коммунизм».
Александр Чиркин — лидер группы «ПУТТИ».
Владимир Богомяков — поэт, писатель, наблюдатель панк-сцены 1980-х.
Сергей Летов — музыкант, джазовый саксофонист, старший брат Егора Летова, участник группы «ДК».
Владимир Козлов: Вот то, что Летов в 90-м году практически на три года прекратил деятельность. Почему, как вы считаете, это произошло?
Олег Тарасов: В какой-то момент получилось, что уже нездоровая популярность, то, что называется говнари — совершенно какие-то безмозглые подростки, воспринявшие брутальную внешнюю атрибутику, а в резонансе — «жри говно, я говно», и никакого интеллектуального дальнейшего развития. Егора стало это напрягать, он решил, что лучше сменить историю, даже меня просил: «Говори, что я умер, если что, пускай слух, я не хочу общаться ни с кем». Это как раз период был его поездок на Урал, когда энцефалитный клещ, который как раз и дал результатом появление величайшего альбома «Прыг-скок». «Ходит дурачок», всё это понятно.
…Людей, детей, дураков, мудаков — как угодно назови, достаточно неприятно, когда безмозглый фанатизм и деструкция.
Владимир Козлов: На московских концертах это бывало?
Олег Тарасов: Я же сам сказал, что восемь лампочек разбил! Я тоже говнарём был, а может быть, и сейчас остался. До того чукча. Говном стал, а впрочем, говном и был. До сих пор думаешь — да. Я человек сильно пьющий, например. Такое натворишь…
Владимир Козлов: А вообще, вспоминая сейчас то время, что больше запомнилось: студийная работа или концерты, или просто общение?
Игорь Жевтун: Наверное, всё-таки студийная работа, потому что больше отдачи какой-то, наверное, требовала, точности, концентрации, да и интереса просто больше вызывала. Да, больше всего студийная, но, естественно, и в жизни всякие случаи и истории были, моменты запоминающиеся. Концерты как-то так, интересно, но не самое, наверное, всё-таки важное.
Владимир Козлов: Часто случалось, чтобы стулья ломали в зале, прочее?
Игорь Жевтун: Нет, не часто. Но практически, наверное, всё же на каждом какие-то инциденты возникали с имуществом. Даже есть такой концерт — «Свет и стулья». Вот, наверное, потому что у нас впервые так сломали, поступила толпа с мебелью местной. А так — я не знаю, мне лично известно два или три случая, может, было больше, может, кто-то знает больше, со стороны зрителей, кто на концертах находился. Лично мне известно два-три случая, по-моему. Почему известно — потому что потом предъявлялись претензии со стороны администрации, недовольство. Тогда еще были и билетерши, и технички, как тогда называлось, уборщицы, я не знаю, бабушки-тетушки со швабрами, с ведрами ходили. Ворчали, недовольство выражали, но насчет денежных штрафов — я не помню такого. Может, устроителям что-то было, а чтобы меня касалось — я не помню. Материальный ущерб — да, какой-то бывал, но чтобы группа несла материальный ущерб — по-моему, не было такого.
Владимир Козлов: Вот вы упомянули, что были какие-то жизненные ситуации, что-то еще, а можете такое вспомнить того периода, конца 80-х? Или какой-то концерт, который, может быть, всё-таки запомнился, что-то такое, что больше впечатлений оставило?
Игорь Жевтун: Не знаю даже. Ну если только «Свет и стулья», запись концерта, когда поломали стулья в очень приличном месте, ДК «Звездный», что ли, был, или гостиница «Звездный». В общем, какой-то хороший концертный зал был, по тем временам дорого, по последнему, а может, и не по последнему, слову техники был оформлен. Дорогостоящая вся эта мебель, там чуть ли не в креслах были наушники, такое что-то. Всех поразило, опять же повторюсь, администрацию, что толпа зрителей так плохо поступила, я не знаю, чем думали руководители, или, может, администрация не знала, какую музыку играет группа. В общем, так оно получилось. А так, жизненное… Сами встречи несли в себе определенный интерес, господи, как сказать. Наверное, так это у многих в определенном возрасте, в молодом возрасте сама по себе жизнь кажется очень запоминающейся, очень много событий, казалось бы, незначительных, но для того возраста и времени имело какое-то очень большое значение. А так, чтобы исторических или эпохальных событий, — не знаю, сейчас, честно говоря, в голову не приходит такое. Жили вместе, веселились, выпивали, безобразничали, не безобразничали, не знаю, как-то так. Не знаю, Владимир, как вам ответить.
Владимир Козлов: Вы сказали, что уже была большая популярность у «Гражданской обороны». Это примерно 89-й год?
Константин Рябинов: Да, начиная с 89-го, совсем было… 90-е — это было уже… Если в 90-м Летов решил совсем, последний концерт в Таллине — это, наверное, он чего-то там переелся, уже избыток был. Наверное, он думал, что так уже нельзя, потому что стали происходить какие-то истерики просто. В Москве и вообще.
Владимир Козлов: В смысле — на концертах?
Константин Рябинов: Ну да. Всё же громили. Это понятно, это всегда так бывает.
Владимир Козлов: А можно чуть поподробней про это? Потому что те люди, которые сейчас, — им это вообще не понятно.
Константин Рябинов: Я недавно где-то в интернете читал — Олег Тарасов, Берт который, у него есть запись, он ее назвал «Свет и стулья». Это в ДК МЭИ, это было в 90-м. Или в 89-м? Нет? По-моему, в 89-м. Как раз там играл и Ник Рок-н-ролл. Трех первых рядов не было даже в помине, стульев, они их разнесли в какие-то щепки или в пыль, их не было вообще. Там была дикость какая-то. Это нормально, когда это всё начинается, — так и должно быть. Сейчас этого, конечно, нет.
Владимир Козлов: А почему люди громили? Почему музыка у них вызывала такие эмоции? Почему подталкивала? Вы как-то можете это объяснить?
Константин Рябинов: Ну вот смотрите, я вам сейчас расскажу. Когда мы учились в школе, когда я еще не был, разумеется, знаком с Летовым, учился в восьмом классе. Нас было трое, у нас не было, конечно, инструментов, но когда подходил к концу урок, звенел звонок, представляете, прибегали старшеклассники, Сашу, меня и Вову брали на руки, волокли на заднее крыльцо школы. Мы делали вид, что мы чего-то там исполняем, стояли и что-то орали просто. А вокруг бушевала какая-то толпа просто, они даже не слышали ничего, им просто нужно было поорать. Им казалось, что они действительно на концерте, наверное, я не знаю.
Владимир Козлов: Мне Кузя сегодня рассказывал про концерт. Говорит, даже не один такой концерт был, когда ломали стулья.
Сергей Фирсов: Практически всегда ломали стулья. Потому что происходило это либо в домах культуры, либо в кинотеатрах, где были такие деревянные откидывающиеся стулья, которые, если на них встать, ломались на раз. В городе Симферополе в ДК МВД разломали просто всё в щепки, конечно. Это было часто, нормальное явление было. Не то, что бы их специально как-то там ломали, они просто ломались сами. Потому что на них вставали.
[Цит. по: Янка. Сборник материалов. СПб.: ЛНПП «Облик», 2001 г.]:
Сергей Фирсов: У меня, как у директора группы, была довольно жесткая финансовая политика. Деньги всегда должны быть уплачены до начала концерта. Типа утром деньги, вечером стулья. Тогда ведь нормальной практикой было всех динамить, и гонорары почти никогда не платились. А я стоял насмерть: пока деньги не уплачены — группа на сцену не выходит.
И тут какой-то человек решил сделать «обороне» два концерта в Симферополе. Зал был не очень большой, человек на четыреста. Разумеется, набилось битком. Все орут: «„Оборону“ давай!» Я говорю:
И нам заплатили за два концерта сразу. А больше половины концерта мы никогда и не играли. А уж чтобы два концерта подряд — такого вообще ни разу не было. Очень выгодно: получаешь деньги за два концерта, а играешь половину одного — и сматываешься!
Естественно, зрители за полчаса разгромили зал в клочья. Ни одного целого кресла не осталось! Там были такие деревянные шлепающие кресла — ломаются они на раз. Замечательно! Они за полчаса всё разгромили, и мы сразу же закончили.
Владимир Козлов: Что подтолкнуло Егора Летова прекратить тогда свою деятельность?
Олег Судаков: Вообще вопросы о Летове — это как младший брат. На самом деле, есть такой факт жизни, он у меня на руке зафиксирован в виде шрама. Мы когда ехали на похороны Янки, когда ее нашли, мы забратались втроем: я, Летов и Олег Лищенко, такая традиция есть — разрезать руку и кровью соединить дружбу. Два названных брата уже мертвы… Ну как?! Все знают ответ на этот вопрос. Вообще, я так позволю себе тридцать секунд сказать, что многие вопросы не требуют вообще ответа. Типа того, что спросить: «А почему в России так плохо?» — «Ну, потому что воруют», — хочется сказать, но это же знают все, а каждый раз спрашивают того-другого: «А как вы считаете?»
Поэтому я… Мне как бы внутри хохотливо. Это же понятно, когда люди, допустим, девятьсот или тысяча человек стоят на головах, рвут стулья на клочья, на железки и деревяшки — то это что? Надо либо быть сугубо нарциссом, чтобы это любить, потому что это происходит на тебе, либо, наоборот, отвратиться, потому что, в общем-то, ты поешь песни, и никогда не отличалась та же «ГО» желанием, чтобы люди получали просто голую энергетику. Ну, пожалуйста, иди напейся водки, полюби красивую женщину, разгонись на машине и стукнись в стену — ты получишь драйв соизмеримый с этим. Это то, что называется фанатизмом. Насколько я знаю, отношение было именно такое. И концерт в Таллине — это было какой-то финальной точкой, хотя сам по себе он не значил такого отвращения, но вот серия концертов до него… Просто мы с Летовым говорили, и он мне сказал: «Я просто не хочу. Я для чего пою? Чтобы меня жрали? Мною закусывали? Меня в виде флажка использовали? Это противно, мерзко и отвратительно. Я пою, в общем-то, для души, для того чтобы человек высвободился от этой фигни, за которую он зацепился на концертах „ГО“». Поэтому он отказался играть. Там масса была предложений достаточно выгодных с точки зрения денег, и до 93-го года была такая пауза. Даже вот появилась группа «Егор и Опизденевшие».
Владимир Козлов: А вообще бывали концерты, на которых ломали стулья?
Александр Чиркин: Обязательно, ты чего. Если такого не было — значит, концерт не удался. Постоянно. Меня раньше вообще удивляло: я помню концерт в ДК Чкалова. Мы туда приходим часа в три-четыре на саундчек, на настройку, да еще и не терпится играть, пораньше хочется. Ну и волнуемся: «Билеты купили? Билеты купили?» Отправляешь шпионов в кассу. Он приходит, говорит — ни одного билета уже нет, а время часа три. А сейчас на концерты народ уже… Столько много, может, информации, другие проблемы, то есть… Хотя раньше это, может, как волна какая-то была. Когда наши российские пацаны начали играть на уровне фирмачей. И интернета, блин, не было.
Владимир Козлов: Это было решение Летова — прекратить концертную деятельность?
Константин Рябинов: Да, конечно.
Владимир Козлов: А вы с этим были согласны?
Константин Рябинов: Да. Ну а как, я что, без него, что ли?
Владимир Козлов: «Гражданская оборона» была распущена в 90-м году. С чем это было связано?
Сергей Фирсов: Я этого до сих пор не могу понять, считаю, что это было неправильно, потому что это был как раз подъем общий. Подъем интереса, подъем концертов, всего, выпуск пластинок. Все в это время стали известными, культовыми, вышли на большие стадионы. А Егор забился там себе в Омске и сидел. Я до сих пор этого не понимаю, зачем это было нужно. На этом он очень много потерял. Не только денег, но и просто популярности, и авторитета, и всего. Я как директор, как человек, который поднимал его, раскручивал, развивал, был просто уничтожен, убит, потому что я до сих пор не понимаю, зачем это было нужно.
Владимир Козлов: А потом уже, совсем в скором времени, Егор объявил, что прекращает деятельность группы. Он как-то заранее с вами, со всеми музыкантами, это обсуждал?
Игорь Жевтун: Да, помню такой момент. Как-то в одной из бесед возник вопрос, что, может, как-то… И усталость, и как-то, не знаю, подумать, передохнуть, да. Требовался какой-то период передышки. Когда был последний концерт в Таллине? В 90-м, да? Да, в 90-м. Только я не помню, по-моему, в конце 90-го уже. И решено было на какое-то время — тогда казалось, что навсегда, ну не навсегда, не по себе было. Да, то есть согласовано было всё это дело.
Владимир Козлов: А вы сами как это восприняли? Перед этим была достаточно интенсивная работа, концерты, записи, и вдруг — всё.
Игорь Жевтун: Да, неприятно, конечно, чувствовал как-то себя, непонятно, что теперь. Были такие моменты. Неизвестность. Потом прошло, постепенно всё выровнялось.
Владимир Козлов: В 90-м году Летов на три года прекратил музыкальную деятельность. Считаете ли вы, что это было правильно в том контексте?
Владимир Богомяков: Потому что у человека разные в жизни бывают периоды. Как я могу сказать, правильно он сделал или нет? Ну, видимо, этому были причины какие-то. Бывает, просто человек думает, что надо замолчать, что мне трудно всегда сделать.
Владимир Козлов: Хочу еще спросить. В 1990 году ваш брат вообще на три года прекратил всякую деятельность. Его не устраивала ситуация с концертами, как я понимаю, эти люди, которые приходили. Вы вообще в курсе мотивов его решения?
Сергей Летов: Я не могу сказать, что я хорошо понимал, что он делает. Я сейчас понимаю, что это связано как раз с теми трансформациями в русском роке, когда он начал превращаться в поп-музыку. Поп-музыка — это, наверное, для моего брата было наиболее тяжким оскорблением, и, наверное, этим заниматься он ни в коем случае не хотел. Всей этой коммерциализацией русского рока. В общем, я думаю, что эти кризисные моменты были связаны с переосмыслением позиции рок-музыканта, ведь рок-музыкант в представлении моего брата — это прежде всего бунтарь, революционер, это властитель дум, а не работник шоу-бизнеса и не официант. А в это время рок превратился, с моей точки зрения, именно в определенной степени в развлекуху, в развлекалово своего рода, а для него это прежде всего была идеологическая вещь. Вот именно поэтому он и прекратил.
Смысл песни «Все как у людей» от Гражданской Обороны
Давайте поговорим про смысл песни «Всё как у людей» от группы Гражданская оборона. Немало песен, написанных «Гражданской обороной», повествуют о злободневных проблемах, знакомых многим в нашей стране. Таковыми «всадниками Апокалипсиса» в России и других странах являются бедность, нищета и беспросветное будущее. Именно эти социальные проблемы легли в основу обозреваемого нами сегодня произведения легендарного отечественного коллектива «Гражданская оборона». Кстати, текст песни Всё как у людей от Егора Летова, Вы всегда можете найти на сайте румедиа.су.
Смысл песни «Все как у людей» от Гражданской Обороны
В припеве песни словосочетание «Все как у людей» используется с ироничным посылом. Эту фразу часто используют, чтобы обозначить более-менее сносный уровень жизни, финансового благосостояния. Когда говорят: «Хочу, чтобы у нас было все как у людей» — обычно имеется в виду наличие жилья, автомобиля, или определенного уровня успеха в каком-либо собственном понимании.
Однако с первых строк лирический герой Егора Летова рассказывает о том, что ситуация не так уж благополучна, как этого хотелось. Все, что было, оказалось утраченным. В принципе, ничего-то особого у рассказчика (или тех, о ком он поет), и не было. Но даже последнее теперь потеряно безвозвратно. Все, что когда-то было сказано, исчезло.
Затем, в следующем куплете, о бедности и нищете говорится уже прямым текстом. Ботинки рассказчика стоптаны; жизнь не останавливается, его годы идут. Но ничего хорошего или радостного ему узнать не довелось. Ведь в «стираных карманах» (намек на старые застиранные брюки, которые тоже лучше бы обновить) — всего лишь документы и пальцы. А что значит наличие этих «паспортов и пальцев»? Речь идет, в первую очередь, об отсутствии денег. У рассказчика нет ничего своего. За всю жизнь он ничего не нажил, отчего и горюет теперь. И здесь есть из-за чего печалиться.
Интересно то, что и в будущем рассказчик не видит ничего хорошего. И в этом — далеко не его вина. Очевидно, что песня повествует о проблеме нищеты и бесперспективности на постсоветском пространстве. Многие люди на самом деле едва сводят концы с концами. И с годами это не меняется. Нищета была в прошлом, есть сейчас и вряд ли она исчезнет в будущем. «Новые декреты», «здорово и вечно» — вот как об этом говорится в песне. Возможно, именно ее злободневность и послужила основанием для востребованности среди слушателей. Ведь многие не видят выхода из сложившейся финансовой ситуации, когда бедность передается из поколения в поколение, словно горестное наследство.
Чтобы было лучше гражданская оборона
Вы там как, готовы к осенним распродажам? Чтобы не пропустить самые интересные и выгодные предложения, подпишитесь на полезный телеграм-канал Пикабу со скидками. Да, Пикабу не только для отдыха и мемов, но и для экономных покупок!
В «Пикабу Скидки» вы найдете актуальные предложения:
• доставки еды (KFC, Delivery Club, «Папа Джонс»);
• книги («Читай-город», «Литрес», Storytel);
• услуги и сервисы («Делимобиль», Boxberry, «Достависта»);
• маркетплейсы и гипермаркеты (Ozon, «Ашан», «Яндекс.Маркет»);
• одежда и обувь (Adidas, ASOS, Tom Tailor)
• бытовая техника и электроника («М.Видео», «Связной», re:Store);
• товары для дома (IKEA, «Леруа Мерлен», Askona);
• косметика и парфюмерия («Л’Этуаль», «Иль де Ботэ», Krasotka Pro);
• товары для детей («Детский мир», MyToys, Mothercare);
• образование («Нетология», GeekBrains, SkillFactory);
• и еще куча-куча всего.
Крупатин: Гражданская оборона- Всё идёт по плану
Джаред Летов
Ирина Салтыкова отдыхает на сочинском пляже.
Сергей Бодров на съёмках фильма Алексея Балабанова «Брат 2». Москва, 1999 год.
Парни развлекаются в игровом клубе.
Девушка позирует на фоне ковра, 1999 год.
Владислав Листьев в Сочи на «Кинотавре», за полгода до убийства.
Женщина выбирает себе на рынке шубу. Россия, 1990-е годы.
Лика Стар и Алёна Свиридова на одной из вечеринок, 1990-е годы.
Малиновый пиджак, спортивное трико и шестисотый мерседес, 1990-е годы.
(Кадр из оперативной съёмки).
Бездомные с картонными президентами, Москва, 1990-е.
Девочка впервые попробовала кока колу, 1990-е годы.
«Выражение лица говорит само за себя»
Группа Иванушки Интернешнл во время съёмок клипа «Снегири», 1999 год.
Песня «Снегири» стала одной из самых популярных в репертуаре «Иванушек» времён второго состава Олег-Андрей-Кирилл. Во многом она запомнилась благодаря фразе «Снегири не гири», вследствие чего на нее одно время пошло огромное количество пародий типа «Снегири не гири, барсуки не суки». Мало кто вспомнит, что на эту песню был снят клип. Его эксклюзивная премьера состоялась на российском МТВ, после чего его подхватили другие каналы. В эфире он не задержался, так как его выход совпал с началом второй чеченской кампании, а «Иванушек» в роли солдат сочли насмешкой над российской армией в такой непростой период. Главную роль в клипе сыграл Олег, хотя в армии он не был ни разу как и Андрей. Единственным из всей троицы кто прошел армию был Кирилл.
Молодые люди довольные покупкой музыкального центра «Panasonic». Россия, 1990-е годы.
Представители субкультуры 90-х.
Парнишка в центре фанат Егора Летова и группы «Гражданская оборона», 1998 год.
Проверка документов у торговцев на рынке в рамках масштабной милицейской операции после взрывов в жилых домах в Москве, 14 сентября 1999 года.
Отработка ударов в подъезде, под довольные взгляды соседок, Москва. 1992 год.
Андрей Губин с сотрудницами бильярдной. Россия, 1990 е годы.