чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться

16 цитат о силе обучения, ставших классикой

Как полагается всем людям, у нас есть несколько природных инстинктов. Всему, что мы делаем, нам пришлось учиться – и ходить пешком, и программировать сложные компьютерные системы. Философы, педагоги и многие другие говорили о природе обучения с первых дней своей деятельности и, возможно, даже раньше. Эти 16 цитат из разных времен, исследуют различные аспекты и связаны с обучением.

чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться. Смотреть фото чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться. Смотреть картинку чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться. Картинка про чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться. Фото чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться

Каждый из нас одарен по-своему, однако, дар обучаться имею все. Очевидно, что уровень этого дара у каждого мужчины и каждой женщины отличается, но он есть всегда. Важно то, что и выделяет Брайан Герберт, что большую часть вашего дара вы должны сформировать самостоятельно, проявляя и развивая свои навыки.

2. «Быть неграмотным не так стыдно, как не желать учиться» Бенджамин Франклин

чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться. Смотреть фото чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться. Смотреть картинку чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться. Картинка про чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться. Фото чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться

Бенджамин Франклин был одним из мудрейших людей не только в истории Америки, но и, пожалуй, в истории всего мира. Отказ от обучения, Франклин считает серьезным позором. Почему вы отказываетесь использовать ваш дар к обучению? Даже не имея таких способностей, как у самого Франклина или Эйнштейна, важно развивать и совершенствовать те, которые у вас есть.

3. «Благороднейшее удовольствие – радость понимания» Леонардо да Винчи

Отличная цитата да Винчи. Обучение способствует пониманию, а понимание чего-то приносит больше удовлетворения и радости, чем почти все остальное, и является очень благородным. Всегда стремитесь больше узнать и понять.

4. «Чем ты умнее, тем больше тебе следует учиться» Дон Херольд

Если вы считаете себя слишком умным, чтобы продолжать учиться, вы в корне не правы! Согласно мнению Херольда, мировым гениям следует узнавать еще больше нового, если они собираются использовать свой потенциал в полном объеме. Вот почему важно никогда не переставать учиться.

5. «Скажи мне и я забуду. Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и я выучу» Бенджамин Франклин

Мы снова обращаемся к мыслям Бенджамина Франклина о том, как важна учеба. Хотя каждый учится по-разному, очень часто взаимодействие является самым лучшим видом обучения. Важно слушать то, что говорят учителя, но и не менее важно узнавать многие вещи самостоятельно, только так можно дойти до истины.

чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться. Смотреть фото чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться. Смотреть картинку чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться. Картинка про чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться. Фото чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться

6. «Учеба ум не утомляет» Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи был великим умом и его вклад в развитие общества был не менее великим. Многие люди могут попытаться уклониться от обучения, потому что ленивы или не желают прилагать усилия. Если вы получаете моральное истощение, то это неправильное обучение. Обучение, на самом деле, стимулирует ваш ум только в том случае, если оно проходит должным образом.

7. «Бывший учитель, у которого оказалась болезнь Альцгеймера, взял на себя задачу научить меня писать. Повторение – было лучшим способом для меня» Рамона Пирсон

чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться. Смотреть фото чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться. Смотреть картинку чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться. Картинка про чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться. Фото чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться

Как же правильно учиться? Используя повторение, как выяснила основательница сообщества Деклара Рамона Пирсон, когда она заново училась ходить и разговаривать после трагической аварии. Повторение одного и того же – это лучший способ что-то выучить, поэтому не бойтесь его при обучении.

8. «Тот, кто учится, но не думает, потерян! Тот, кто думает, но не учится, в большой опасности» Конфуций

Конфуций был очень мудрым и его вклад в науку практически безграничен. Эта вечная цитата помогает понять, что обучение и мышление идут рука об руку и, бросив учебу, вы подвергаете себя опасности.

9. «Образование — то, что остается, когда все выученное в школе забыто» Альберт Эйнштейн

Да, вы многому научились в школе, но что из этого вы знаете по-настоящему хорошо? Сколько вы помните сегодня? То, что сохранилось в вашей памяти до сих пор – это ваше истинное образование и обучение, потому что осталось с вами на протяжении многих лет.

10. «Мудрый человек узнает больше из глупого вопроса, чем дурак — из мудрого ответа» Брюс Ли

Брюс Ли был больше, чем просто опытный мастер боевых искусств, он также был опытным учеником и учителем философии. Абсолютная правда, что задавать вопросы, какими дурацкими они бы ни были, посодействует обучению больше, чем повторение цифр и фактов без остановки, вместо того, чтобы просто подумать о том, что должно быть усвоено.

чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться. Смотреть фото чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться. Смотреть картинку чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться. Картинка про чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться. Фото чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться

11. «Спрашивай обо всем, учись чему-то, никому не отвечай» Еврипид

Еврипид был одним из мудрейших и гуманнейших классиков времен Афин. Наравне с Сократом Еврипид утверждает, что вы должны задавать вопросы и слушать ответы, а не пытаться показать то, что уже знаете.

12. «Я всегда делаю то, что не умею делать. Так я могу научиться этому». Пабло Пикассо

Научившись чему-то, продолжайте делать это, просто бессмысленно повторяя. Продолжайте учиться, открывайте для себя новое, чтобы отыскать или изобрести новые способы делать старые дела.

13. «Я ничему не научился разговаривая, я научился, задавая вопросы» Лу Хольц

Лу Хольц подтверждает сказанное Евпиридом: мы учимся, задавая вопросы и слушая ответы. Конечно, это важно помогать другим узнавать что-то новое, отвечая на их вопросы, но еще важнее продолжать собственное обучение, задавая вопросы и внимательно слушая.

14. «Нельзя научиться, лишь слепо следуя правилам. Учиться нужно на ошибках и неудачах» Ричард Брэнсон

Сколько людей научились ходить по рекомендациям в практическом руководстве? Шансы, конечно, есть, но их немного, потому что это неверный способ обучения. Чтобы научиться что-то делать, необходимо несколько раз упасть. Учатся на ошибках.

15. «Живи так, как будто ты умрёшь завтра. Учись так, как будто ты будешь жить вечно» Махатма Ганди

чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться. Смотреть фото чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться. Смотреть картинку чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться. Картинка про чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться. Фото чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться

Было уже много раз сказано, но повторим еще раз. Никогда не прекращайте учиться. Здесь Ганди говорит о том, что вы должны обучаться так, как если бы от этого зависела ваша жизнь, потратив на это сотни лет, если бы вы собирались жить вечно.

16. «В ту минуту, когда вы поймете, что ничему не учитесь, можете считать себя мертвым» Джек Николсон

В завершение этой статьи обратимся к современному источнику: Джеку Николсону. Он абсолютно прав, говоря, что тот, кто бросил учебу считается мертвым, ведь он остается на прежнем интеллектуальном уровне.

Учитесь всегда и при любой возможности, тренируйте свой интеллект и делитесь результатами с нами в комментариях.

Источник

Чтобы хорошо жить, надо учиться

Одной из причин того, что люди не верят в подобную информацию, является то, что этому не учат в школе, в институтах.

Тогда почему этому не учат в школе и ВУЗах? Для этого необходимы соответствующие постановления высших инстанций.

Почему нет таких постановлений? Чтобы издать их, необходимо, чтобы «наверху» в этом сами разобрались. Однако, чтобы «наверху» это понимали, необходимо сначала их обучить в учебных заведениях. Ну, а для этого нужны соответствующие и постановления. Круг замкнулся.

Есть еще одна причина: власти выгодно, чтобы каждый человек думал, что сам человек – ничто, что его судьба зависит от вышестоящих.

Некоторые согласились бы разбираться в этом самостоятельно, они понимают, что надо учиться жить. Но серьезным препятствием является мнение большинства: «Не будь белой вороной», «Думай и поступай, как большинство».

Дорогие друзья, но ведь все открытия, все новое создается, благодаря людям, которые думают и поступают НЕ ТАК, КАК ВСЕ!

По поводу того, что человек сам может управлять своей жизнью, верующие люди, возможно, возразят фразой: «Все в руках Божьих». Я согласен. Только в этих словах скрыт более глубокий смысл. И какой бы странной, противоречивой и даже абсурдной ни показалась следующая фраза, я лишь могу еще раз повторить, что человек сам творит свою жизнь, потому что «Все в руках Божьих».

Даже если у вас в жизни все идет не так, ПОВЕРЬТЕ: ВЫ МОЖЕТЕ решить свои проблемы, но только при выполнении следующих условий:

— Вы не будете искать виновных,
— Вы не будете обвинять себя,
— Вы будете учиться жить.

Да, вы можете осознать свои ошибки, понимать, что были глупы, молоды и т.д. Обвиняя себя или других людей, Вы создаете очередные и часто весьма серьезные проблемы. Но об этом поговорим позже. Успехов ВАМ!

Источник

Чтобы хорошо жить нужно хорошо учиться

Все хотят хорошо жить. Многие путают это с желанием, чтобы хорошо жилось. Почувствуйте разницу.

Качество жизни зависит от мастерства в «искусстве жизни».

Все знают, что такое мастерство. Многие умеют его ценить в различных областях жизни. Замысловатый девайс, мастерство актера, красивый гол.

Не всякий поймет, если речь пойдет о «мастерстве жизни». Но жизнь бросает людям вызовы не только в виде инноваций конкурирующей фирмы или стойки вражеского вратаря. Эрик Берн говорит о возможности «превращения каждого часа в произведение искусства» и — шире — о том, что «вся жизнь, с ее дружбой и враждой, интимностью и ссорами, комедиями и трагедиями, дает по меньшей мере возможность завершения в охватывающих ее цельности и благородстве».

То, чем мы соприкасаемся с жизнью, преобразуем жизнь, постигаем жизнь, радуемся жизни — это психика.

Мастерство в обхождении с психикой — это психо-техника, от древнегреческого «тэхне» — умение, мастерство, искусство.

Но чтения книжек и мечтания перед сном может оказаться недостаточно. Хорошо жить — занятие не простое, этому нужно учиться.

Многие люди, собираясь чему-нибудь учиться, — например, играть на фортепиано, — с самого начала хотят научиться «хоть как-нибудь», подразумевая, что хорошо у них не получится. То же и про жизнь. Многие живут кое-как, «как придется». «Приходится» жить не очень хорошо, — что естественно при такой установке, поскольку давление жизни велико, и если человек не хочет или не умеет «держать» это давление, жизнь начинает его «мять». И он начинает мечтать, чтобы обстоятельства его жизни сложились иначе, чем они сложились, надеясь, что тогда ему будет житься лучше. Очень трудно уговорить людей подвергнуть сомнению эту мифологическую надежду, которая держит их там, где они есть и где им не нравится быть. Многие, например, уверены, что им жилось бы гораздо лучше, будь у них больше денег, и мало кто способен немного подумать и понять, что реально это не так.

(Для непонятливых: если человеку действительно нужны деньги на что-то конкретное и если он умеет хорошо жить, то и деньги — среди прочего — у него будут. Или потребное «придет» к нему в обход денег. А если человеку нужны деньги, но их у него нет, то либо он «изживает свою дурную карму» — дело благодарное и полезное, либо он не умеет хорошо жить.)

Возможность учиться хорошо жить прежде всего требует, чтобы человек «всей своей массой», как говорил Гурджиев, понял, что это именно он живет, он проживает свою жизнь, а не жизнь «живет» его, «обходясь» с ним так или иначе.

Вот простой пример, который поможет разобраться, в чем тут дело. Некий молодой человек учится в некоем институте. Ему там не нравится, — неинтересно, напряжно, приходится много заниматься тем, чем он вовсе не хочет заниматься. Учится он там потому, что этого хотят его родители. Так что он полагает себя Человеком-Которого-Заставили-Учиться-Там-Где-Ему-Не-Хочется. Занять в жизни активную позицию не значит просто бросить все это, — без предварительной метанойи, «перестройки ума» это может оказаться просто бунтом, который не ведет ни к свободе, ни к мастерству жизни. Свобода и мастерство начинаются с утверждения себя Человеком-Который-Учится-В-Этом-Институте-Потому-Что-У-Него-Есть-Для-Этого-Причины.

Причины могут состоять, например, в том, что он любит своих родителей и не хочет их огорчать. Тогда, поняв, что это его собственный выбор, он может этот выбор либо утвердить, полагая, что для любимых родителей он может сделать такую малость — закончить этот институт, либо честно признать, что «любит» он их не в такой степени, чтобы даром потерять пять лет жизни. Или (более распространенный, к сожалению, случай) молодой человек зависит от своих родителей (как кричала своей дочке одна уважаемая одесская дама: «На кому ты топ ногой, на твой родной мама, который тебя ест и пьет?!») и не может позволить себе с ними ссориться. Если его хватит на то, чтобы это признать, он может осознать себя как Человека-Который-Учится-В-Этом-Институте-Потому-Что-Считает-Необходимым-Выполнять-Волю-Родителей. Это, опять же, его свободный выбор, и если выбор его таков, это нужно честно признать, равно как и то, что, — поскольку это выбор, — есть и альтернативы, только они его устраивают гораздо меньше.

Ситуация при этом меняется коренным образом. Поняв, что он сам делает этот выбор, соотнося, как говорится, цену и качество, молодой человек лишается возможности тратить энергию на нытье и жалость к себе и начинает учиться в своем институте так, как он сам считает нужным. Если родители заинтересованы в его отметках, а он заинтересован в том, чтобы они были им довольны, он начинает учиться хорошо (что нетрудно). Если родителям (и ему самому) все равно, какие отметки он получает, он может попробовать учиться на тройки (что труднее, но при определенных обстоятельствах тоже выполнимо). В любом случае он это делает так или иначе, потому что он сам так решил.

Это пример частный, в общем же речь идет о том, чтобы из Человека-Который-Вынужден-Жить-В-Тех-Обстоятельствах-В-Которые-Загнала-Его-Жизнь, переименовать себя в Человека-Который-Хочет-Учиться-Хорошо-Жить и использует любые обстоятельства, которые предоставила ему жизнь, чтобы это делать. То есть из пассивной, страдательной позиции — «меня загнали», «со мной это делают», переименовать себя в активного человека, который к каждой жизненной ситуации относится как к возможности чему-то научиться, развить какие-то способности, стать еще умнее, еще добрее и т.д.

Основной прием психотехники

От техники как искусства естественно ожидать эффективности. От психотехники часто ожидают, что она сделает лучше жизнь того, кто ею занимается. Мы расширим эту формулировку: задача психотехнической работы состоит в том, чтобы не только нам стало лучше, но и мы сами стали лучше. Можно сказать, что психотехника стремится к формированию хорошего человека, то есть человека, который умеет хорошо жить.

Каждый человек имеет какие-то представления о том, что значить жить хорошо. И для начала (только для начала, конечно — см. Идеалы и допуски) этого достаточно.

Психотехнически вопрос для каждого (каждой) из нас стоит так: с какой полнотой я использую в своей реальной жизни, в своем реальном поведении собственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо? Нетрудно убедиться в том, что почти каждый из нас имеет возможность делать это в значительно большей степени, чем делал доныне.

Если попробовать действительно это делать (а не просто мечтать) (ср. Практика работы над волей), — в чем и состоит основной прием психотехники, — то, скорее всего, начнут происходить две вещи. Во-первых, к этим представлениям придется отнестись с большей серьезностью. Пока они были не очень обязательными к исполнению, с них и спрос был невелик. Они могли быть расплывчатыми, неопределенными, отрывочными, даже сомнительными («Мнение-то у меня есть, но я не знаю, согласен ли я с ним»).

Здесь, — как во многих других случаях, — может помочь хороший совет Гурджиева: начинайте работу с тех представлений, в которых вы вполне уверены. Если, начав с их более настойчивой реализации, вы будете упорно работать, через некоторое время вы обнаружите, что определенных представлений становится все больше, а неуверенности и неопределенности — все меньше.

Во-вторых, задавшись целью хотя бы попробовать жить в (несколько большем) соответствии с собственными представлениями о том, что такое хорошо, каждый сразу увидит, насколько это трудно. Тут, собственно, и появится необходимость в технике, то есть множестве конкретных умений. Когда действительно захочется жить хорошо, тогда будет смысл овладевать искусством управления своей жизнью — психотехникой.

Но, так или иначе, учиться хорошо жить — значит обладать способностью что-то делать. У каждого из нас есть возможность когда-то что-то делать, и только постольку, поскольку такая возможность есть, имеют смысл все разговоры о хорошем и плохом. До некоторой степени у нас всегда есть выбор: сделать то или это, или не сделать того или этого. И мы можем жить хорошо в той мере, в какой мы пользуемся этим выбором, делая то, что считаем нужным, и не делая того, что считаем ненужным.

Человек, который живет хорошо, — это, среди прочего, человек, который много чего может. Человек живет тем лучше, чем больше он может (если, конечно, он направляет это к «добру»). А если человек ничего не может, то говорить, что он живет хорошо (или плохо) совершенно бессмысленно; он живет «никак». А как выглядит «снаружи» то, как ему живется — это дело совершенно другое. «У одних жемчуг мелок, у других — суп редок».

Источник

Чтобы плохо жить, надо хорошо учиться?

Студентов много, а толку?

Мировой опыт убедительно свидетельствует о том, что наибольших успехов в общественно-политической, социально-экономической и других сферах добились страны, в которых приоритетом номер один является образование (США, Германия, Япония, Южная Корея). Через систему образования они решают два главных вопроса. Первый: целенаправленно взращивая основное богатство своих стран – интеллектуальный потенциал – и максимально используя его, они обеспечивают инновационное развитие экономики, рост производительности труда и на этой основе повышение жизненного уровня своих граждан. И второй: последовательно развивая основные компоненты гражданского общества, способствуют активному вхождению молодых людей в политическую, культурную, социальную жизнь. В этих странах образование выступает своеобразным локомотивом, обеспечивающим их постоянное развитие и делающим их привлекательными для жизни граждан, пишет ucpb.org.

Нельзя утверждать, что у нас не проявляется забота о росте интеллектуального потенциала нации. Осуществляется всеобщее среднее образование, в условиях кризиса сохранена система профессонально-технического и среднего специального образования. По числу студентов на 10 тысяч населения (454) мы входим в пятерку ведущих по этому показателю стран мира. Однако первоочередным приоритетом образование в нашей стране не стало. Основных причин несколько.

Во-первых, у нас низкий престиж интеллектуального труда в системе экономических взаимоотношений.Высокий уровень жизни человека не становится следствием его компетентности и профессионализма. Близко к истине выражение: “Для того, чтобы плохо жить, надо много и хорошо учиться”. В результате снижаются внешние стимулы для получения знаний, деградирует высшее образование, падает престиж и экономический смысл диплома вуза. Усугубляет положение дел опасный отрыв системы подготовки кадров от реального спроса на рынке труда.

Во-вторых, в стране отсутствует целенаправленная работа по развитию основных институтов гражданского общества. Более того, властями постоянно осуществляются действия по нарушению декларированных в Основном законе страны демократических норм, подавлению личных и гражданских свобод граждан. Активная гражданская позиция, особенно если она не совпадает с официально принятой, чревата различными ограничениями или даже репрессиями.

В-третьих, сохраняется остаточный принцип финансирования отрасли. Забывается при этом, что дешевое образование не может быть качественным. Власти пытаются заделать финансовые бреши, превращая вузы в “фабрики” по зарабатыванию денег. Около 70% студентов – платники. Их численность, как и стоимость обучения, постоянно растет. Выполнение школами планов оказания платных услуг населению является чуть ли не одним из основных показателей их работы. Повсеместно осуществляется добровольно-принудительный сбор денег с родителей дошкольников и учащихся школ на ремонт, укрепление учебно-материальной базы и множество других целей. Для “удешевления” образования повсеместно используются «внутренние резервы»: снижение сроков обучения в общеобразовательной, средней специальной и высшей школе, увеличение учительской ставки в школах с 18 до 20 часов, учебной нагрузки ППС, «оптимизация» сети учебных заведений, объединение учреждений, закрытие профилей обучения и т.д. Однако все это не может существенно улучшить финансовое положение отрасли. В такой ситуации система образования, производящая интеллектуальный продукт, никак не может занять ведущее положение в обществе.

Указанные обстоятельства порождают крайне негативное для страны явление – «утечку мозгов». Многие представители как интеллектуальной элиты, так и рабочие высокой квалификации находят работу за рубежом, где их труд оплачивается достойно. Сотни молодых людей белорусским вузам предпочитают обучение главным образом в учебных заведениях западных стран. Попытки властей решить проблему нехватки трудовых ресурсов не экономическими, а методами принуждения (обязательное распределение выпускников, отработка ими определенного срока, контрактная система, борьба с «тунеядцами» и т.д.) не могут привести к успеху. Велика и внутренняя «утечка мозгов», когда квалифицированные специалисты переходят на работу в отрасли, не требующие специальной подготовки.

Что делать?

Во-первых, следует довести финансирование отрасли из государственного бюджета до уровня развитых стран. А это не менее 10% ВВП (у нас – около 6%). В связи с этим приведу интересный исторический факт. В США, проигравших на начальном этапе космическую гонку, для выяснения причин этого была создана специальная комиссия, которую возглавил первый астронавт США Джон Гленн. Выводы комиссии: основная причина отставания – лучшее состояние образования в СССР, чем в США. Была разработана специальная программа развития и на ее реализацию запрошено у Конгресса 257 млрд долларов. Конгресс не согласился и… выделил на 6 млрд больше. Наши же депутаты, принимая Кодекс об образовании, исключили положения о финансировании системы образования в пределах не менее 10% ВВП и минимальных нормативах оплаты труда педагогов и ППС, которые были зафиксированы в ранее действовавшем Законе об образовании.

Где взять деньги на финансирование образования? Вариантов много. Прежде всего следует изменить принципы формирования государственного бюджета. Сегодня при распределении финансов явное предпочтение отдается силовым структурам. К примеру, в нашей стране на 100 тысяч населения приходится 1442 сотрудника МВД. В Польше – 264, в США – 233, в Швеции – 195. В СССР было 214. Среднемировой показатель – 300. По количеству людей в погонах мы, судя по всему, впереди планеты всей. Их содержание, техническое обеспечение, постоянные крупномасштабные и локальные учения поглощают огромные финансовые и материально-технические ресурсы. Мировая практика убедительно свидетельствует, что независимость и благополучие граждан относительно небольших по территории и численности населения стран определяется не количеством ракет, танков, самолетов, людей в погонах, а уровнем государственного управления, эффективностью использования интеллектуального потенциала нации.

Значительная экономия бюджетных средств и перераспределение их в пользу социальной сферы могут быть осуществлены за счет оптимизации громоздкого аппарата государственного управления, и прежде всего – уменьшения численности работников всевозможных контролирующих, надзорных, идеологических служб.

Высшие должностные лица государства совершенно справедливо призывают граждан “жить по средствам”. Однако сама власть не является примером рачительного отношения к расходованию государственных ресурсов. Строятся помпезные здания, государственные резиденции, проводятся “дожинки”, “базары”, парады, президентские турниры и т.д. Сметы расходов на эти цели общественности недоступны.

Не хочу учиться, а хочу жениться!

Как правило, оценка результатов работы образовательной сферы сводится к одному, хотя и важному, параметру: качество знаний выпускников общеобразовательных учебных заведений и уровень подготовки специалистов высшими и средними специальными учебными заведениями. Однако такая оценка не единственная и далеко не полная. Совет Европы в своих декларациях о целях образования вообще не упомнает этот параметр. Для них важно другое – чтобы выпускник школы ощущал себя полноценным членом гражданского общества. Задача школы триедина: готовить гражданина, семьянина и профессионала. Исходя из этого, и следовало бы оценивать работу образовательной сферы в целом и каждого конкретного учреждения в частности. Специалисты предлагают до 70 параметров мониторинга. Это сложно, это трудно. Но если мы хотим получить объективную картину, это надо делать. Каждый может вспомнить десятки примеров, когда конкретный знакомый, не показывавший в школе высокого уровня знаний, в жизни проявляет активную гражданскую позицию, стал примерным семьянином и отличным специалистом.

Практически все заинтересованные лица, основываясь главным образом на результатах централизованного тестирования и уровне подготовки выпускников вузов, едины в том, что у нас большинство обучающихся не получает полноценного образования. Оно некачественное.

В чем причина безусловно низкого уровня знаний большинства выпускников нашей общеобразовательной школы, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений?

Содержание образования. Наши школьники и студенты изучают множество второстепенного материала, информационной макулатуры, тратя на это огромное количество времени и сил. Среднестатистический ученик (по способностям, прилежанию, состоянию здоровья) не в состоянии на достаточно хорошем уровне освоить такой огромный объем информации. Не зря в шутку про школу говорят так: мол, там детей учат «нужному и ненужному вперемешку, всячески мешая им отличать одно от другого».

Учебники. Знакомый, по образованию математик, то ли в шутку то ли всерьез говорит, что действующие учебники по математике написаны по заданию ЦРУ или Моссада. И не только по математике. Многие учебники написаны излишне научным языком, без учета возрастных особенностей учащихся. Необходима экспертиза учебников, их апробация и только после этого использование в массовой школе.

Организация учебного процесса. На мой взгляд, следует восстановить 12-летнюю общеобразовательную школу и обеспечить полный переход высшей школы на двухуровневую систему обучения. Действующие учебные планы и программы не вмещаются в 11-летний срок обучения. Необходимо значительно увеличить их вариативность. Предусмотреть возможность значительного сокращения количества изучаемых учебных дисциплин, особенно в старших классах (не более 6–10 вместо нынешних 17). Обучение на старшей ступени должно быть профильным. У ученика должна быть возможность выбрать предметы и глубину их изучения. Отсутствие такой возможности является одним из основных недостатков нашей школы. Великий швейцарский педагог Иоган Генрих Песталоцци утверждал, что «надо найти у ребенка талант и развивать его. А когда всех учат всему – это бессмысленное дело». Перегрузка школьников учебными занятиями ведет к психоэмоциональным перегрузкам, конфликтным ситуациям, ухудшению здоровья. В последние 15–20 лет наша школа, экономя финансовые ресурсы, сделала в этом плане значительный шаг назад. Не на словах, а на деле в школе должна быть пятидневка. Ретивые чиновники стремятся в школе сделать субботу рабочей, а в воскресенье ученику надо готовить домашние задания на понедельник. Два выходных должны использоваться для занятий в кружках по интересам, проведения спортивных и семейных праздников, самостоятельной работы и полноценного отдыха детей.

Система управления. Многие недостатки в работе образовательной сферы являются следствием низкого уровня управления. В системе общего среднего образования следует перейти к государственно-общественной системе управления, привлекая к решению многочисленных проблем педагогов, родителей, учащихся, общественность. Хотя такое положение прописано в Кодексе об образовании, на практике в большинстве учреждений этого нет. Более того, все в большей степени проявляется авторитарный стиль управления. Морально-нравственный климат во многих педагогических коллективах оставляет желать лучшего.

Высокие морально-нравственные и профессиональные качества должны быть определяющими критериями при подборе кадров всех звеньев. Известный классик, которого немодно ныне цитировать, в письме к Н.Бухарину и Г.Зиновьеву писал: «Если будете гнать всех не особенно послушных, но умных людей и оставите у себя лишь послушных дураков, то партию загубите наверняка». Не будем ставить под сомнение умственные способности нынешних назначенцев, но то, что послушание и личная преданность кандидатов своему работодателю являются определяющими, очевидно.

Педагогические кадры. Низкий уровень оплаты труда работников образования, выполнение ими несвойственных функций, бумаготворчество закономерно привели к снижению престижа педагогических профессий, ухудшению качественного состава кадров и уровня педагогического труда. Менее 15% работников в образовательной сфере – мужчины. Не срабатывает в должной мере и система морального поощрения педагогических кадров. Указом Президиума ВС БССР от 04.06.1940 было установлено почетное звание «Заслужаны настаўнік Беларускай ССР”. В 1966 году этого звания удостоены 333 педагога, в 1967-м – 216, в 1968-м – 511. В последние 20 лет случаи присвоения аналогичного звания единичны.

Практически разрушена успешно функционирующая ранее система повышения квалификации педагогических кадров через областные институты развития образования. Аккредитация учебных заведений проводится формально. Внутришкольный контроль сведен к минимуму. Все это не могло не сказаться на результатах учебно-воспитательного процесса.

Понимаю, что мои выводы отнюдь не бесспорны. И вышеописанным не исчерпывается перечень проблем нашей образовательной системы. Необходимо широкое обсуждение, системный анализ положения дел и реальные практические шаги по выходу из кризиса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *