чтобы лучше было звонок в скорую
Как правильно вызывать скорую, чтобы не умереть. Ликбез от сотрудника СМП
О том, что важно помнить в экстренной ситуации, какие «волшебные» слова нужно сказать диспетчеру и чем неотложная помощь отличается от скорой, ЕАН рассказала Татьяна Ауст, сотрудник экспертно-аналитического отдела горздрава Екатеринбурга (ликвидирован 01.01.2021).
Не нужно вызвать скорую с причиной «мне плохо»
Вызовы скорой помощи делятся не только на экстренные и неотложные. Срочность вызова также имеет свои категории. Самая «спокойная» из них для СМП (аббревиатура названия службы — скорая медицинская помощь) категория – это транспортировка пациента в стабильном состоянии из одного стационара в другой. В данном случае он находится под наблюдением медиков, угрозы жизни нет.
Самые срочные вызовы – на ЧС и ДТП, в общественные места или если для жизни человека есть реальная угроза.
Комментируя для СМИ время доезда на вызовы, администрация СМП обычно цитирует пункт 11 Порядка оказания скорой, в том числе специализированной, помощи.
В документе вызовы подразделяются на экстренные, когда есть прямая угроза жизни пациента, и на неотложные, когда угрозы жизни нет. На экстренный вызов бригада скорой помощи должна приехать за 20 минут, в этом случае у нее есть шанс спасти пациента.
Время обслуживания неотложных вызовов не ограничено, и это установлено на федеральном уровне.
Поэтому, если ваш вызов не попал в экстренные и случилось непоправимое, то потом, скорее всего, не будет никакого смысла предъявлять претензии скорой помощи.
В этом пункте Порядка оказания скорой помощи идет перечисление поводов для экстренных вызовов: угрожающие жизни нарушения сознания, дыхания, кровообращения, болевой синдром, травмы и ожоги, кровотечения, а также роды и опасные для больного и окружающих его людей психические расстройства. Роды и психические расстройства вынесем за скобки – в первом случае все очевидно (хотя и неоднозначно, потому что многие предпочитают добираться до роддома самостоятельно, и чаще всего это не противоречит интересам женщины и ребенка), а с психическими заболеваниями, наоборот, все слишком сложно и неоднозначно, поэтому требует отдельного разговора.
Наша тема – как вызвать скорую, если у пациента есть угроза жизни в связи с его заболеванием. Например, у него развивается инфаркт.
Все зависит от диспетчера
Сами сотрудники скорой помощи признают: несмотря на то, что категорию срочности вызова присваивает информационная система, от человеческого фактора по-прежнему зависит очень многое. Более того, часть врачей считают, что фельдшер по приему вызовов – это один из главных факторов временных задержек. Что нужно для того, чтобы исправить ситуацию? Нужны квалифицированные фельдшеры, у которых будет опыт и которые станут регулярно проходить обучение. В Екатеринбурге с кадрами на скорой помощи в целом лучше, чем в области, но и здесь при приеме вызовов бывают ошибки.
Диспетчер (фельдшер по приему вызовов) или старший врач при получении дополнительной информации о больном могут изменить срочность вызова, но сначала ее определяет компьютер. А изменить они ее могут только на основании информации от того, кто звонит.
Жалобы на симптомы, которые вызывают сердечно-сосудистые заболевания, занимают важное место среди обращений в СМП. К тому же смертность от этих заболеваний прочно соседствует с другими причинами. При этом далеко не каждый вызов к пациенту с острым коронарным синдромом попадает в экстренные. Поэтому на «кардиологии» нужно остановиться максимально подробно.
Этот случай мы очень долго обсуждали с работниками станции: слушали запись вызова, спорили. При вызове никто не сказал о том, что есть угроза жизни, а в данном случае такими признаками могла быть резкая слабость и бледность. Вызов был зафиксирован как неотложный. Формально приехать на него могли еще позже. Мог ли диспетчер задать несколько вопросов о состоянии пациента? Мог. Могла ли жена не обобщать свои впечатления о происходящем, а описать состояние больного более подробно? Возможно, но нужно учесть растерянность человека в экстренной ситуации.
Пример второй. Более позитивный. Незадолго до своего ухода из горздрава я глубокой ночью читала один из городских форумов. Тема в разделе «Здоровье» звучала так: ждем скорую помощь четыре часа. Я открыла, прочитала: «Скорую вызвали папе, ему 76 лет, острая боль в желудке отдает за грудину, дома есть трамадол, мы не знаем, желудок это или сердце». В личных сообщениях я спросила автора про артериальное давление у отца, оно не было низким, и я посоветовала дать ему до приезда скорой таблетку нитроглицерина. Но нитроглицерина дома не оказалось, аптека рядом была закрыта. Я задала еще пару вопросов о характере боли и анамнезе (оказалось, что у пациента ранее уже была операция на коронарных сосудах). Позвонила на станцию скорой помощи старшему врачу, извинилась, представилась и попросила по возможности этот вызов ускорить. Я врач, и опыт с интуицией подсказывали, что это очень похоже на развитие острого коронарного синдрома.
Скорая приехала в течение получаса, еще 45 минут была у пациента, в результате мои опасения подтвердились. Мужчина был доставлен в палату интенсивной терапии, потом лечился в кардиоцентре. Искренне надеюсь, что он жив до сих пор. С утра начальство диспетчерской высказало мне претензию, что я «командую тут у них по ночам».
Что не так с этим вызовом? Я не слушала запись переговоров, но дочь пациента мне сказала, что она говорила диспетчеру про шунтирование. Однако есть причины считать, что угрожающие жизни признаки названы не были (или их не было на самом деле), а характер боли у пожилого пациента с соответствующим анамнезом опасений диспетчеру не внушил.
Жизнь зависит от нас самих
Каждой семье нужно иметь дома тонометр и научиться считать пульс. Если у вас есть подозрения, что «плохо с сердцем», то артериальное давление и пульс нужно измерить ДО вызова скорой помощи и передать диспетчеру результаты.
Если у человека на фоне болей в грудной клетке появляется слабость «в желудке», за грудиной, давление измерить жизненно необходимо. Эти цифры, возможно, помогут ускорить приезд бригады.
Перечислим симптомы, которые могут указать диспетчеру СМП на острый коронарный синдром, когда сердечная мышца испытывает кислородное голодание, у больного может развиться инфаркт и есть реальная угроза жизни:
Важно:
Иными словами, до звонка в диспетчерскую пациент или его родственники сами должны минимально проанализировать ситуацию и продумать, что они скажут диспетчеру.
У детей тревожными признаками на фоне повышения температуры может быть заторможенность, судороги, появление сыпи (особенно темная геморрагическая сыпь со склонностью к слиянию отдельных элементов, которая бывает при менингококковой инфекции), одышка или, наоборот, затруднение дыхания.
Важно понять, что скорая помощь экстренно выезжает не на диагноз, а на жизнеугрожающее состояние, которое нужно грамотно описать. В общественное место, на ДТП, ЧС, на обширные травмы и поводы «повесился», «упал с высоты» она, скорее всего, приедет быстро. А вот то, что касается ожогов (даже у детей) и кровотечений, – тут тоже все зависит от того, что мы сообщим диспетчеру. Если ожог небольшой и ребенок «терпит», то и вызов тоже, скорее всего, примут как неотложный.
Вместо резюме
Татьяна Ауст специально для ЕАН
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
Вызвать скорую (инструкция как правильно и что говорить)
Что говорить?
Преуменьшать и замалчивать обстоятельства тоже не стоит. Досконально опишите, что и где болит, характер боли (ноющая, стреляющая, колющая, режущая, тянущая, тупая), сопутствующие симптомы (испарина, учащенное дыхание, сердцебиение, бледность и так далее).
Помните, что диспетчер заполняет анкету и задает вопросы в определенном порядке — будьте готовы отвечать последовательно (пол, возраст, что случилось, адрес). После подробного изложения спросите у диспетчера, что делать до приезда врача. Ведь состояние, пока скорая стоит в пробке, может ухудшиться. Вы можете попросить назвать номер наряда — в случае, если при общении с врачами возникнут проблемы, эта информация будет полезной.
И еще. Если вместо диспетчера вам отвечает вежливый автоответчик, ни в коем случае не бросайте трубку. Звонки автоматически ставятся в очередь, и перезванивая, вы оказываетесь в ее конце.
Куда звонить, если в помощи отказали?
В полицию. Отказ медицинских сотрудников направить к вам бригаду прописан в Уголовном Кодексе РФ: статья 124 — «Неоказание помощи больному» или статья 125 — «Оставление в опасности». Угроза уголовного наказания обычно дисциплинирует медработников.
Если диспетчер не отказывается, но и не торопится направлять к вам бригаду, напомните все о тех же 124 и 125 статьях. Разговоры на подстанциях обычно записываются, и при наличии инцидента ответственность может лечь и на диспетчера, и на врача.
Скорая или неотложка?
Вы наверняка, слышали, что скорая помощь не так давно поделилась на «экстренную» и «неотложную».
Отделения неотложной помощи были созданы при поликлиниках для того, чтобы разгрузить скорую. Вызываются они по одному и тому же номеру — 103.
Скорая ездит по экстренным вызовам (ДТП, несчастные случаи, травмы, потери сознания, ухудшение психического состояния). К беременным и рожающим в общественных местах тоже выезжает она.
Неотложная помощь приезжает домой, если нет угрозы жизни, пациента не надо везти в больницу. Задача — помочь при обострении хронических заболеваний, гриппе и ОРВИ, головокружении, невралгии, затрудненном дыхании (кроме астмы) и так далее.
«Экстренная» помощь приезжает максимум в течение 20 минут. «Неотложная» — в течение двух часов. Решение, какую бригаду к вам направить, принимает диспетчер.
Приехав на место, врач может обнаружить, что ситуация более тяжелая, чем считалось ранее. В этом случае он должен вызывает экстренную бригаду, которая госпитализирует пациента.
А полис нужен?
Скорая медицинская помощь оказывается всем: вне зависимости от регистрации, гражданства, возраста, сексуальной и политической ориентации и тем более наличия или отсутствия страхового полиса. Конечно, лучше иметь при себе хотя бы какие-то документы (врач бригады обязан записать ваши данные), однако их отсутствие не может служить основанием для отказа.
На сайте службы скорой и неотложной медицинской помощи в Москве так и сказано: «Отсутствие паспорта или страхового полиса ОМС не повлияет на выбор тактики, объем и качество оказания медицинской помощи».
Особенности национального общения
А теперь давайте рассмотрим самую неприятную ситуацию, когда в госпитализации отказывают. Например, очень зрелому родственнику. Врач может называть самые правдоподобные причины, но вы оба знаете, никто с пожилыми возиться не любит.
Еще в дверях вежливо, доброжелательно, но крайне настойчиво поинтересуйтесь фамилиями врачей, номером наряда, подстанции и в идеале, документами. С шутками, прибаутками можете сообщить, что, да, «в голове живут тараканы, но по телевизору сейчас такое показывают. » и так далее и тому подобное. Если в последствии разговор зайдет в тупик, а эмоциональный градус зашкалит, вряд ли с вами поделятся такими сведениями. А найти координаты уже уехавшей бригады куда сложнее.
Отказ от госпитализации требуйте только в письменной форме, с датой, расшифровкой подписи и основанием. Как правило, бумаги, в которых описывается, что меры были приняты, а больному стало лучше, пишутся уже в машине. И по этим документам врач будет прав, а отказ в госпитализации — вполне обоснованным. Вы же всегда сможете проконтролировать написанное.
Любые «вещественные доказательства» (например, ЭКГ) требуйте оставить у себя или снимайте копию (сфотографируйте на телефон). Результаты все равно пригодятся при дальнейшем лечении, кроме того, врач вряд ли захочет, чтобы на руках у вас остались доказательства неправомерного отказа.
Спрашивайте и записывайте названия препаратов и дозы, которые применялись. Эта информация пригодится второй бригаде (если первая все же откажется госпитализировать), а также в приемном покое. Вообще записывать лучше все действия и манипуляции. И неважно, насколько параноидально это будет выглядеть со стороны. Когда речь идет о здоровье и жизни, о скромности и стеснительности можно забыть.
Куда жаловаться
Если разногласия не удалось решить мирно, звоните на горячую линию Департамента здравоохранения:
8 (499) 251-83-00 (круглосуточно).
Кроме того, можно обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения или в Министерство здравоохранения по телефону горячей линии 8-800-200-03- 89.
Правда жизни
Да, врачи не снимают обувь. С этим надо смириться, заранее подготовить бахилы и убрать дорогие ковры. Расшнуровать ботинки, расстегнуть обувь, а потом застегнуть и зашнуроваться обратно — это драгоценные минуты. Помножьте на количество вызовов и посчитайте, сколько времени может быть потеряно. А ведь где-то такой же пациент, как и вы, ждет помощи.
И еще один важный момент, связанный с транспортировкой лежачих больных. Чтобы донести человека до машины, требуется 4 человека. В бригаде такого количества людей часто нет. Водитель не в счет — он не имеет права покидать машину, так как отвечает за оборудование. Поэтому поиском добровольцев стоит озаботиться заранее. Позвоните родственникам, привлеките соседей — вряд ли вам откажут, ведь в такой ситуации может оказаться каждый.
Когда скорая не поможет
Нужно понимать, что в обязанности врачей скорой помощи не входит плановое лечение (например, поставить капельницу или сделать укол). Они не оказывают стоматологическую помощь, не дают справочную информацию, не выписывают справки и больничные.
Это основные рекомендации, которые помогут сохранить нервы и здоровье. Надеемся, эта информация поможет вам сориентироваться в сложной ситуации, не стать жертвой врачебной ошибки или вообще не пригодится.
Звонок в скорую
Operator: 911, what’s your emergency?
Man: A guy just got hit by a car, I need an ambulance.
Operator: What’s your location?
Man: I’m on Eucalyptus street.
Operator: Can you spell that for me?
Man: (long awkward pause)
Operator: Sir, Are you there?
Man: I’m just gonna drag him over to Pine street and call right back
Оператор: 911, что у вас случилось?
Мужчина: Парня только что сбила машина, нужна скорая помощь.
Оператор: Где вы находитесь?
Мужчина: Я на Юкелиптес-стрит.
Оператор: Вы можете произнести это по буквам?
Мужчина: (долгая неловкая пауза).
Оператор: Сэр, вы там?
Мужчина: Я сейчас перетащу его на Пайн-стрит и перезвоню.
Юмор со всего света
1.1K постов 2.7K подписчика
Это бородатейший анекдот.. причем отечественного производства, токо про заику.
Звонит заика в скорую помощь:
— Алло, т-тут авария, один погиб-бший
— Сейчас приедем, диктуйте адрес
— Успокойтесь и перезвоните
Через 10 минут звонок в ту же диспечерскую
— Ал-ло, тут ДТП, один п-погибший
Два гаишника на месте аварии:
— Пиши: Ноги лежат в канаве.
— Голова на шос. А как пишется «шоссе»?
Первый гаишник ненадолго задумывается, после чего пинает голову:
Мой уровень английского:
—911 какая у тебя опасность?
—гей бьётся об мою машину, мне нужна скорая помощь.
—на улице, сижу на эвкалипте
—можешь что-нить кастануть на меня?
—я должен накурить его до улицы ананасов, и перезвоню тебе.
Зачем снизу дублировали на английском? Я сначала подумал что это перевод и уже расстроился что перевод я не понял(
Прикол-то в чем? почему нельзя произнести?
Откуда известно, что пауза была неловкая?
Поэтому в Америке улицы номерные, а не с названиями как у нас
— На Эвкалиптовой улице
Может улица Эвкалиптовая,
Дроны над Мехико в день мёртвых
По моему, подходит для нашего сообщества;))
Ответ на пост «Смотрите пацаны»
Борьба предстоит тяжёлая
Разочарование
Совет старого актёра
Встреча
Один банит за упоминание черных в негативном ключе, у другого кота звали Ниггермен
Только бы не он
Уаз шмуаз
Евгений
Раненые в Абхазии туристы обратились к Путину
«Кажется, нашу историю со стрельбой в пансионате пытаются замять»
Минувшим летом широкий резонанс получила история в Абхазии, когда местный житель расстрелял двух российских туристов. Парни получили тяжелые ранения ног. Спустя почти пять месяцев, дело, похоже, пытаются спустить на тормозах.
Пострадавших за это время так ни разу не допросили, материалы уголовного дела они не видели. Следователи Абхазии ссылаются, что с ними должны работать российские правоохранители. Последние отправляют молодых людей разбираться в Абхазию. А на нет и суда нет.
Один из пострадавших, Тимур Салимгариев, рассказал, с чем ему пришлось столкнуться после того, как шумиха утихла.
— С момента инцидента прошло более четырех месяцев. До сих пор нас не ознакомили с материалами дела и не допросили, — рассказывает Тимур Салимгариев. — Мы отправили запросы президенту Путину, в Прокуратуру РФ и Абхазии, председателю СК Бастрыкину, в МИД и посольство Абхазии в России.
— Из прокуратуры Абхазии поучили ответ, что документы по нашему делу, якобы, еще в июле отправили в Россию. Сообщили, что нас должны допросить по месту жительства, то есть в России. Но никто здесь на нас не выходил. Когда мы обратились в прокуратуру РФ, нам заявили, что все вопросы нам придется решать с прокуратурой Абхазии. Получается, замкнутый круг.
— Вы сами пробовали звонить лично следователям, которые занимаются делом?
— Я звонил следователям в Абхазии. Вернее, мы переписывались по Ватсапу, по телефону они почему-то не разговаривают. Для начала просили вернуть наши вещи. Нам пояснили, что отдадут только после того, как осудят обвиняемого. Затем мы поинтересовались, почему же нас не допрашивают. И услышали: мы не имеем права вас допрашивать, потому что вы находитесь на территории РФ, вот пусть там вас и допрашивают. А здесь мы тоже оказались никому не нужны, потому что инцидент произошел на территории другой республики. Я сам в шоке от ситуации.
— Сразу после происшествия к вам в больницу не приходили следователи из Абхазии?
— Когда я лежал в больнице Сочи, ко мне пришел какой-то следователь. Сказал, что ему нужно провести стандартный опрос по факту поступления нас в госпиталь с огнестрельными ранениями. Наши показания к материалам дела не приобщались. Считайте, формальная отписка была.
— Что известно о судьбе обвиняемого, он вообще еще в СИЗО?
— Понятия не имею. Мне два человека написали, что его видели, якобы, на территории Грузии. Я тут же отправили запрос по этому поводу в прокуратуру Абхазии. На Ватсап пришло сообщение от сотрудников ведомства, что обвиняемый в СИЗО. А они ждут, когда нас допросят на территории РФ.
— Складывается впечатление, что дело пытаются замять.
— У нас тоже складывается такое впечатление. Вот недавно к нам приезжали телевизионщики, снимали сюжет о нашей ситуации. Мы все честно рассказали. А репортаж в эфир не выпустили, сюжет завернули.
— Кто же нам станет объяснять? Может, посчитали, что слишком много жаловались. Говорили, что никто не работает и нам не помогает. Зачем такое показывать?
— Насколько я помню, после случившегося власти Абхазии публично обещали оказать вам помощь.
— Как обещали, так и забыли. Никто нам не оказал помощь. Никакую. Мой друг Александр получил тяжелые ранения ног. Мы сами кое-как по знакомству договорились с больницей об его операции. 9 ноября его должны положить.
— Много денег на лечение потратили?
— Больше миллиона на двоих. Перед тем, как лечь в больницу, Саше еще бесплатное обследование назначили. В разгар пандемии ему надо было на каждый анализ отдельно записываться, приезжать самому. А он на костылях ходит. В итоге, плюнул, пошел в платную клинику, отдал за анализы больше 20 тысяч рублей.
— На ноге стоит аппарат фиксации, который снять до сих пор не могут. Ему нужно снимать аппарат, ставить пластину на ногу и восстанавливать нерв – чувствительность к левой ноге не вернулась.
— С вашими ногами что?
— Через полгода мне предстоит очередная операция на правую ногу. Придется протезировать коленный сустав, нога не сгибается. Затем нам обоим предстоит длительная реабилитация, которая немалых денег стоит.
— По сути, вы оказались никому не нужны?
— Выходит так. Сейчас я пытаюсь оформить инвалидность, но и здесь столкнулся с бюрократической машиной. Инвалидность мне оформлять не хотят. Говорят, что 8 месяцев будут держать меня на больничном. Но чтобы продлевать больничный, я должен раз в 10 дней приезжать в поликлинику и стоять в очереди. Если хоть один прием пропущу, слечу с больничного. На оформление бумажек, прием врача уходит часа два.
— Санаторий «Самшитовая Роща», на чьей территории произошла стрельба, оштрафовали?
— Нет. Все у них хорошо, продолжают работать. Выпустили кучу рекламных роликов, как у них все безопасно. В одном ролике снялся местный парень, который являлся свидетелем той стрельбы. На видео он сидел на скамейке и говорил, как все прекрасно и безопасно в отеле.
— Таких историй со стрельбой в Абхазии было много до и после вашего случая? Вы не пытались найти других пострадавших?
— Я пытался найти информацию, но бесполезно. Мне часто присылают сообщения с таким текстом: «Я молодой житель Абхазии, веду популярный паблик в республике, у меня подписчиков 70 тысяч, хотел бы вам помочь». Я просил разместить информацию, что власти Абхазии нас кинули. Человек соглашался, а потом сливался. Один из врачей в Москве, который родом из Абхазии, тоже обещал помочь, а потом неожиданно пропал. Замминистра по туризму Абхазии обещал оказать содействие, обратиться к президенту республики. Сейчас от него ни слуху ни духу, к телефону не подходит. Сливаются абсолютно все. Складывается ощущение, что инцидент со стрельбой заминают и «гасят» на всех направлениях. Будто это какой-то принципиальный вопрос для Абхазии. Честно говорят, мы не поймем, с чем связано.