чувство юмора у русских самое лучшее
Эти странные русские: Чувство юмора
Русский юмор острый и резкий, часто грубый и неприличный. Шутка, на которую англичанин отзовётся легкой снисходительной улыбкой, русского заставит разразиться хохотом.
По дороге идёт женщина и ведёт корову. Мужчина на грузовике решает их подвезти. Он спрашивает:
— И куда мы эту старую корову повезём?
— Что вы, она не старая, ей всего два года!
— А я не с тобой разговариваю!
Сотни лет притеснений и цензуры в России породили особый народный жанр политического анекдота, который, будучи жанром устным, мог развиваться бесцензурно. Политический анекдот процветал все семьдесят с лишним лет советской власти, хотя, если бы вас поймали за рассказыванием или хотя бы выслушиванием такого анекдота, вы могли бы получить несколько лет лагерей.
По мере того, как жить становилось полегче, политический анекдот претерпел некоторую девальвацию: что могло раньше стоить вам десяти лет, теперь шло за пять. Да и анекдоты становились более добродушными.
Брежнев слышит дверной звонок, подходит к двери, надевает очки, вынимает листок бумаги и старательно читает:
— Кто там?
Его близкий соратник с той стороны двери проделывает то же самое и читает:
— Это я, товарищ Подгорный…
В другом варианте того же анекдота на вопрос Брежнева никто не отвечает. Когда, наконец, после повторного вопроса, он открывает дверь, чтобы посмотреть, кто там, и видит Подгорного:
— Ты почему не отвечал, когда я спрашивал?
— А я бумажку дома забыл…
Подобные анекдоты популярны и сегодня, хотя с приходом более свободных времен острие сатиры заметно притупилось. Когда был поднят железный занавес и народ получил возможность общаться с иностранцами, русские с изумлением увидели, как живут на Западе. Анекдоты стали звучать самоуничижительно:
После краха так называемых реформ, проведенных политиками, которые думали больше о своём собственном, а не народном благополучии, русские освежили старую поговорку насчёт того, что в России две главных беды: дураки и (непроходимые) дороги. Теперь к этим бедам добавили ещё одну: «В России три главных беды: дураки, дороги и дураки, которые указывают нам, какой дорогой идти» …
Русские лучше прочих народов умеют смеяться над самими собой:
«Строгость русских законов умеряется необязательностью их исполнения».
Как и у всякой другой нации, у русских есть свои короли юмора. Почти все они сосредоточивают свои усилия на политических проблемах и экономических трудностях. На спектаклях с их участием громче всех хохочут косноязычные политики, жулики и крупные мошенники.
«Шутящие на злобу дня сильно рискуют». Комик Дмитрий Романов о юморе в современной России
— Дмитрий, после скандала с комиком Идраком Мирзализаде вы почистили свой репертуар, переписали какие-либо шутки?
— Нет, я не чистил свой репертуар и никакие шутки не переписывал. У меня довольно добрый юмор, не направленный на оскорбление. Да, есть комики, которые шутят на острие и видят свою миссию в этом — быть резонаторами. Я не такой. Мне никогда не хотелось шутить на те темы, которые могут кого-то обидеть.
— На ваш взгляд, шутка Идрака действительно была оскорбительной и на грани?
— Я не помню ее полностью. Но, будучи нерусским, в России шутить про русских, что они какие-то не такие, — достаточно смело. За это я Идрака уважаю. Вообще мне эта ситуация, конечно, не нравится. Но лезть на рожон или быть аккуратным — это выбор каждого. Есть еще примечательный момент, что та программа, в которой он шутил, называется «Разгоны», и это не готовый материал. Там комики обсуждают какие-то идеи и на ходу разгоняют. Поэтому это вдвойне странно. Могу сказать, что в нашей тусовке многие любят Идрака.
— Нет ощущения, что сейчас в России опасно и даже бесполезно быть комиком? На мой взгляд, если приходится держать себя в рамках, не получается выдать ту шутку, которую хочешь, то в такой ситуации работа юмориста бессмысленна.
— Нет, такого ощущения у меня нет. Полно тем, на которые можно шутить и за которые никто ничего не предъявит. Да, гайки со всякими свободами сейчас подзакручиваются конкретно. И это плохо. Но и в СССР свободы в этом плане не существовало, но было полно комиков. Весь верх как раз в том, чтобы пошутить так тонко, чтобы было понятно, о чем ты говоришь, но к словам не докопаться — вот это мастерство. А в том, чтобы выйти и напрямую пошутить про то, что может вызвать какой-то сильный резонанс и негатив — в этом мастерства мало.
— Вы говорили, что ваши шутки никого не задевают. Как сейчас можно быть настолько уверенным в этом?
— Любой здравомыслящий человек в состоянии понять, может или нет его юмор кого-то обидеть. Если это шутка про толстых людей, наверняка она может обидеть толстых людей. Шутить или не шутить про толстых — решение самого юмориста. Если он хочет — шутит.
— За все время вашей работы были случаи, когда на ваши шутки жаловались?
— Нет. Таких случаев, слава богу, у меня не было.
— Вы выступаете в разных городах. Какое чувство юмора у русских? Оно вообще есть?
— У русских широкое чувство юмора. Такое простое. Упал мужик — смешно! Это все зависит от уровня интеллекта: где выше интеллект, там более тонкий юмор понимают, где ниже — там юмор попроще. А уровень интеллекта уже зависит от количества прочитанных книг, мне кажется. Вообще за последние годы юмор стал примитивнее, агрессивнее. Но при этом его стало намного больше.
— Как вы считаете, нужна ли вообще цензура юмору и имеет ли государство право на эту цензуру?
— Где, на ваш взгляд, можно шутить свободнее всего?
— Везде можно шутить свободно, если это нигде не публикуется и происходит в заведении, где собрались только зрители. Тогда можете говорить что хотите и вам никто ничего не сделает.
— Есть планы уехать жить и дальше реализовываться уже в другой стране?
— Пока таких планов нет. Я много усилий затратил на то, чтобы чего-то добиться в России, поэтому неразумно было бы ставить крест на них. До тех пор пока я здесь могу реализовываться и зарабатывать — буду в России.
Если пропадет возможность реализовываться, но при этом можно будет зарабатывать — какое-то время тоже еще буду здесь. А вот когда пропадет возможность и зарабатывать — тогда уеду. Может быть, в Украину, не знаю точно. В целом я хочу прийти к тому, чтобы зарабатывать онлайн и жить где хочешь: неделю — в одном месте, неделю — в другом.
— Чего ждать в России в отношении юмора дальше?
— Гайки закручивают. И думаю, что их будут закручивать еще больше. И юмористы, которые будут шутить на злобу дня в лоб — сильно рискуют. К моему большому сожалению.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Политика
The Atlantic (США): суровая правда русского юмора
Еще до того, как над Дональдом Трампом нависла угроза импичмента из-за его отношений с Украиной, его безразличие к судьбе этой страны было главной темой острот в соседней России.
Трамп: «А что такое Украина?».
Путин: «Спасибо, Дональд!».
Этот жанр черного юмора — политический анекдот — является основным элементом русского юмора, по крайней мере, с советских времен, и объектом для насмешек являются все, кто связан с Кремлем. Хотя Трампа высмеивают гораздо реже, чем Путина, он стал предметом многочисленных анекдотов из-за своего странного восхищения своим московским коллегой и почтительного отношения к нему. В одном из популярных сегодня анекдотов Трамп попросил Путина подтвердить, что он никогда Трампу не помогает. А другой анекдот о том, как Трамп уволил все руководство разведслужб. И теперь будет получать всю информацию от своего источника — Путина.
Когда [я] учился в университете в СССР, анекдоты распространялись в основном в устной форме, люди их рассказывали друг другу. Сегодня анекдотов очень много в интернете. (Многие анекдоты в этой статье взяты из интернет-форумов, а остальное я рассказываю по памяти). Они по-прежнему позволяют получить представление о том, как простые россияне воспринимают своих лидеров и отношения своей страны с миром. Безусловно, шутки есть в каждом обществе, но циничный юмор выполняет дополнительную функцию в обществах, в которых СМИ подконтрольны государству, и широко распространена целенаправленная дезинформация.
В такой репрессивной среде, как Советский Союз или, в гораздо меньшей степени, как путинская Россия, анекдоты являются средством, с помощью которого простые люди могут комментировать тот мир, который они видят собственными глазами. Во время холодной войны агенты американских спецслужб собирали анекдоты — отчасти потому, что шутки были смешными, а отчасти потому, что они, как однажды сказал в интервью изданию Quartz бывший сотрудник ЦРУ, «отражали настроение в обществе». В последующие годы их изучали в докторских диссертациях и журнальных статьях как источник фольклора и народной мудрости.
Контекст
В России чего-то ждать — смешно
Когда напасть на Россию?
Россия: среда — «день трезвости»?
Анекдоты — это единственное в советском тоталитарном социализме, чего мне не хватает. Они были хлесткими как пощечина. Они отстаивали достоинство в условиях ежедневных оскорблений и издевательств тех, кто творил беззаконие; они позволяли сохранить правду и здравомыслие в сумасшедшем водовороте пропагандистского абсурда. В анекдотах, которые мне запомнились, против жестокости, лицемерия и нищеты лучше всего действовали сарказм и юмор. Например:
«Откуда мы знаем, что Адам и Ева были советскими гражданами?». Ответ: «У них на двоих было одно яблоко, не было одежды, и они верили, что живут в раю».
«Почему кагэбэшники всегда ходят по трое? Потому, что один умеет читать, другой писать, а третий следит за этими двумя умниками».
Анекдоты советской эпохи не только позволяли бесправным гражданам выплеснуть свои эмоции, по-своему отомстить, они обнажали нутро режима, во всех подробностях описывали, как он менялся, и предсказывали, чем он закончит. В конце 1970-х годов проницательные, ироничные, язвительные анекдоты о лидерах, находившихся почти в коматозном состоянии, таких как Леонид Ильич Брежнев, стали предвестниками радикальных перемен, которые произошли позже с приходом Михаила Горбачева.
Вот один из анекдотов советских времен, который выложен в интернете. Солнечное утро. Брежнев выходит на балкон своей квартиры, смотрит на восток и говорит: «Здравствуй, солнце!». Солнце отвечает: «Доброе утро, дорогой Леонид Ильич, любимый вождь нашей славной социалистической родины, надежда всего прогрессивного человечества, хранитель мира на Земле!». Вечером Брежнев любуется прекрасным закатом и, напрашиваясь на комплимент, говорит: «Еще раз здравствуй, солнышко!». Солнце отвечает: «Да пошел ты. Я сейчас на Западе».
Официальное преклонение перед Путиным все чаще вызывает раздражение сегодня, когда рост российской экономики замедляется до минимума. За последнее десятилетие годовой рост составил в среднем 1%, а после 2013 года лишь 0,5%. По данным Роскомстата, федеральной службы государственной статистики, в 49% российских семей денег хватает только на еду и одежду. Не приносит утешения даже приход к власти американского президента, дружественно настроенного по отношению к Москве. В интернете есть такой анекдот: «Ура! Трамп победил. Мы ведь так этого хотели». — «Так-то оно так, но кто же теперь будет виноват во всех бедах России?»
«А сразу же после коронации!».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Специфика русского юмора
в хорошее расположение духа.
С английского слово «humor» дословно обозначает смех, комизм, причуда, настроение. Впервые данное слово употребил в литературе английский драматург 16 века Бен Джонсон, написав комедии «Всяк со своей причудой» и «Всяк вне своих причуд». Позже, английский романтик 19 века, Самюэль Тейлор Кольридж заметит: «Юмор выделяется среди других видов остроумного, которые безличны, не окрашены индивидуальным пониманием и чувством. По крайней мере, в высоком юморе есть всегда намек на связь с некой идеей, по природе своей не конечной, но конечной по форме. ». Кольридж также считал, что юмор это есть некое «состояние души, ее трудно непреодолимая одаренность, талант, которая придает насмешливую остроту всему, что она в себя впитывает повседневно и ежечасно. » [1].
В философии существует такое понятие как «философия юмора» (или очень часто данное понятие используется как теория юмора). Это раздел философии, изучающий природу юмора, его социальные функции, влияние на развитие личности.
Существуют различные теории юмора, основная задача которых объяснить, понятие юмора, его основное социальное назначение, и что можно вообще считать смешным. Человеку, не обладающему в определенной мере чувством юмора, будет не совсем понятна сама природа юмора, ему это даже может показаться странным, иррациональным.
Аристотель считал, что мы смеемся над «низшими или уродливыми лицами, потому что мы радуемся от превосходства над ними». А Платон замечал, что «невежество сильных опасное и постыдное, невежество же слабых смешное».
Здесь очень важно затронуть психологию юмора. У каждого человека есть чувство юмора. Развитие этого чувства происходит у всех по-разному, это зависит от многих причин (воспитание в определенных культурных рамках, социальное воздействие и т.д.).
Многие литературные исследователи считают, что «истоки юмора возводят к архаическому, обрядово-игровому и праздничному смеху» [1], но осознан он был лишь в 18 веке. В русской литературе вершиной сатиры принято считать раннее творчество Н. В. Гоголя. Его юмор близок к народной смеховой культуре. На протяжении всего творчества он сохраняет способность вносить юмор в различных его формах.
Сатирическое мы наблюдаем в творчестве Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Начало 20 века, а именно эстетика Серебряного века и 1920-е годы ознаменовались поднятием и развитием юмора. Это творчество Тэффи, Ильфа и Петрова, А. Т. Аверченко, М. М. Зощенко. Принято считать, что развитие и формирование юмора в России начинается с творчества А. П. Чехова, который в свое время завоевал популярность пародиями и юмористическими рассказами.
Михаил Михайлович Зощенко около сорока лет посвятил себя отечественной литературе. Именно 1920-е годы ознаменовались для писателя-сатирика Зощенко периодом расцвета его творчества. В этот период он обличает общественные пороки, работая в таких журналах, как «Бегемот», «Чудак», «Красный ворон». Если посмотреть на названия его рассказов, то они очень просты, кратки и доступны для понимания. Сам читатель понимал, что в самом рассказе речь идет совсем о противоположном тому, что сказано в заголовке.
Недаром произведения Михаила Зощенко «имели важное значение не только для развития сатирико-юмористической литературы в 20-е годы двадцатого столетия» [2]. Его творчество стало значительным явлением в общественной жизни рождающегося советского государства Михаил Зощенко смог передать своеобразие натуры человека переходного времени [1]. Прокладывая свою тропу, он показывал пример многим молодым писателям, пробующим свои силы в сложном и трудном искусстве обличения смехом [1].
В эпоху советского времени, а именно послевоенные годы и далее, юмор сходит с литературного пьедестала. Это было связано со многими социальными, политическими причинами, в целом острой обстановкой в социалистическом государстве. Нельзя полностью утверждать, что юмора в Советском Союзе не было. Напротив, существовало даже такое понятие как «советский юмор», который освещал многие стороны советской идеологии. Он был представлен в различных советских художественных фильмах, юмористических журналах, наконец, в творчестве Михаила Жванецкого, который начиная с 1970-х годов, читал для советского общества свои монологи.
Ближе к двадцать первому столетию роль юмора сильно увеличилась. Это было связано с переходом страны на новый демократический уровень. Перестройка, политика «гласности» дала о себе знать и уже в середине 1990-х годов эхо «гласности» откликнулось в сатирическом творчестве Задорнова, Жванецкого, Михаила Евдокимова.
Сегодня мы не можем представить себе жизнь без телевизора, а именно тех юмористических передач, которые буквально «расплодились» на российских телевизионных каналах. Юмор во всем его многообразии представлен во всех СМИ (радио, газета, ТВ).
В Древней Руси, смех считался признаком дурного тона. Многие считали это проявлением дьявольщины. Однако в древнерусской культуре мы встречаем балагуров, скоморохов. В этот период литература «пестрит» анекдотами, различного рода прибаутками.
Очень важной особенностью русского смехотворства является воздействие слова и последующая реакция на него. Эффект неожиданности и непредсказуемости вызывает «энергию действия». Надо отметить, что характерной чертой русского смеха является также стремление к модифицированию. Русский смех имеет свойство меняться, приобретая глубокие смыслы и новые формы, что характерно особенно для современного отечественного юмора. Считается также, что юмор в России парадоксален. Его парадокс состоит в рефлексии, а также в свойстве слияния различных значений того или иного юмора, что нередко приводит к эффекту неожиданности.
Приемлемым для отечественного юмора является осознание ошибок различных жизненных реалий (политических, исторических, социальных и пр.), отсюда существует соответственно закономерное подразделение юмора (на примере тех же самых анекдотов).
Многие исследователи также считают, что современную отечественную юмористику составляют представители различных национальных меньшинств.
Ярким представителем отечественного юмора, безусловно, является Михаил Жванецкий.
Валентина Серикова, один из исследователей творчества Жванецкого очень точно подмечает: «В появлении такого писателя как Жванецкий участвовало провидение. На него существовал социальный заказ в обществе» [5].
Творчество Михаила Жванецкого очень обширно.
Начиная с далеких 1970-х годов, его монологи звучали на грампластинках в записи, затем в 1980 годы он выступал на закрытых концертах. После перестройки писатель-сатирик выступает в самых престижных концертных залах нашей страны, пользуясь огромной популярностью.
Востребован юмор Михаила Жванецкого и в наши дни. Это один из тех немногих юмористов, кто умет точно, четко подмечать российскую действительность, отображать ее в своем творчестве и преподать русском обществу.
Недаром его называли «королем юмора», «великим сатириком». Его творчество многие считают неким самосовершенством, талантом. Его цитируют «чаще, чем философов и сатириков от древних греков до новых русских» [5]. Многие его цитаты носят народный характер: их выносят в эпиграфы современных литературных произведений, произносят в ситуации обычного разговора, они встречаются в различных программах сатирического характера. Некоторые его цитаты произносят как крылатые фразы и афоризмы.
Глубинное творчество Михаила Жванецкого помогает любому читателю, зрителю, слушателю понять всю многогранность и многосторонность российской жизни. Он настолько тонко, детально раскрывает нам со сцены ту горькую истину, которая в литературном контексте приобретает совершенно иной смысл, иное значение. Недаром отмечают исследователи его деятельности, что творчество его «феноменально», что он стал своим, «народным писателем» [5].
Михаил Жванецкий смог в самый небольшой промежуток времени стать неимоверно популярным сатириком. Большую роль в становлении и развитии его большого таланта сыграла та советская действительность, в которой рос и воспитывался будущий юморист.
Его чрезвычайно тонкий юмор, психологизм, открытость встречается на протяжении всего его творчества. Это человек, который обладает огромным творческим потенциалом. Многие его поклонники отмечают, что он умеет шутить и импровизировать одновременно.
В центре его творчества, конечно же, находится человек со своими врожденными потребностями. Михаил Жванецкий умеет раскрывать многие жизненные вопросы, вопросы философского содержания и переводить их в юмористический пласт. Монологи Жванецкого раскрывают человека и его место в современном обществе, его занятия и его предназначение. Можно отметить, что его юмор отчасти философичен и тем самым предстает перед аудиторией очень тонко.
Как было сказано ранее, творчества этого сатирика очень обширно. За период своего многолетнего труда Михаил Жванецкий выпустил несколько книг сатирического содержания. Существует очень много книг с афоризмами и цитатами, выдержками из его шедевров.
Следовало бы выделить некоторые особенности, характерные творчеству Михаила Жванецкого:
Как отмечает Валентина Серикова, у Михаила Жванецкого существует целая «галерея персонажей», которая по полноте своей, многокрасочности соотносится с собранием персонажей «Мертвых душ».
В заключение, хотелось бы отметить, что юмор человеку необходим. Это позитивная энергия, которая раскрывает и помогает человеку понять себя, свое внутренне я, а также помогает правильно реагировать на то, как это художественно и сатирично отражается в литературном творчестве любого современника. В любом юморе заложена сущность миропонимания, созидания чего-то сверх нового. Именно в нем заложена определенная степень чувства оптимизма, в котором так нуждается любой человек.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
ВЦИОМ: в стране 97% россиян живут с чувством юмора
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос среди россиян с целью выявить, присуще ли им чувство юмора.
Оказалось, что подавляющее большинство россиян (97%), по их собственным словам, не обделены чувством юмора. Из них 38% считают себя настоящими юмористами. Отмечается, что 25-34-летние мужчины заявляют об этом гораздо чаще.
Практически каждый второй (48%) россиянин полагает, что способен шутить и понимать шутки.
Лишенными чувства юмора себя называют лишь 2% опрошенных.
Каждый второй (54%) признался, что в последний раз шутил буквально на днях. Каждый десятый (10%) не смог вспомнить, когда в последний раз прибегал к юмору.
Россияне любят посмеяться над бытовыми темами. Самыми смешными назвали шутки о политике. А вот над шутками о сексе, тюрьме и исторических событиях в России предпочитают не смеяться (менее 1% опрошенных заявили, что эти темы им смешны).