чуйский тракт топ 10 national geographic
Чуйский тракт вошел в ТОП-10 самых красивых автодорог мира
Федеральная автотрасса М-52 «Чуйский тракт» вошла в топ-10 самых интересных дорог мира с точки зрения проезжих туристических маршрутов, составленный журналом National Geographic.
Издание составило список наиболее подходящих для туристических путешествий на авто и мотоциклах дорог, изучив маршруты на четырех континентах. Россию в этом топе представил только Алтай. Чуйский тракт расположился на пятом месте между Трансфэгэрашским шоссе в Румынии и Атлантической дорогой Норвегии.
«Эта старинная дорога — первая ниточка, соединившая Россию и Китай много столетий назад. Проехать по Чуйскому тракту — все равно что пересечь всю Россию», — пишет издание.
Туристам советуют выделить на знакомство с алтайской дорогой не меньше недели, поскольку каждый поворот Чуйского тракта станет «поводом для отдельного путешествия».
Также в топ по версии National Geographic вошли Памирский тракт в Киргизии, Далтон-Хайвей и Большой круг в США, Дорога больших ворот в Китае, Трасса 40 в Аргентине, Великая океанская дорога в Аргентине и ущелье Вердон во Франции.
Федеральная дорога М-52 проложена по территориям Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай, где сменяются равнинный, предгорный и горный рельефы. Особо живописный участок протяжённостью 626 км — от Бийска до границы с Монголией. Этот же участок имел историческое название «Чуйский тракт», в последствии перешедшее и на построенную федеральную автотрассу.
Автор
В 2016 году российское издание National Geographic составила свой рейтинг 10 самых красивых автодорог мира. И 5-е место в этом ТОП-10 занял Чуйский тракт. Сегодня нам предстоит путешествие по самой красивой дороге России.
Включение Чуйского тракта в ТОП-10 самых красивых дорог мира редакция National Geographic сопроводила таким комментарием:
«Эта старинная дорога – первая ниточка, соединившая Россию и Китай много столетий назад. Проехать по Чуйскому тракту – все равно, что пересечь всю Россию. Путь начинается в Бийске, с березовых рощ и деревенек, в одной из которых родился писатель Василий Шукшин. А уже через сотню километров, стоит миновать Горно-Алтайск, кажется, будто попадаешь во времена освоения Сибири: бурные воды Катуни, скалистые ущелья и зеленые долины. Начинается горная тайга. Повернешь налево – попадешь к Телецкому озеру, направо – к подножию Белухи, где Рерих искал Шамбалу на пути в Гималаи. А если ехать все время прямо – взгляду откроется Курайская степь у подножия Северо-Чуйского хребта. При желании можно подъехать на несколько километров и пешком подняться к вечным снегам. В Курайской степи встречаются последние островки тайги, а уже за перевалом начинается настоящая степь, где стоят юрты кочевников и бродят караваны верблюдов. Такую поездку не стоит планировать на неделю, ведь каждый поворот – повод к отдельному небольшому путешествию.
Упоминания о нынешнем Чуйском тракте, раньше называвшемся Мунгальским, можно найти еще в китайских источниках тысячелетней давности. С тех пор и до начала XX века это была просто горная тропа, которой пользовались купцы и паломники, шедшие к священному дереву в верховье реки Катунь. Колесную дорогу от Онгудая до Кош-Агача (255 км) обустроили только к 1903 году. Сегодня Чуйский тракт – одна из немногих дорог в мире, удостоенная собственного музея. Он располагается в здании Бийского краеведческого музея – здесь можно увидеть архивные документы и фотографии, объемный макет дороги, картины и диорамы».
Понятно, что приехав на Алтай, мы не могли не прокатиться по легендарному Чуйскому тракту. И так получилось, что мы его проехали весь. Ведь Федеральная автомобильная дорога Р256 «Чуйский тракт» (до 2018 года трасса М52) начинается не в Бийске, как пишет National Geographic, а в Новосибирске, куда мы прилетели и откуда на машине отправились в Горно-Алтайск. А заканчивается Чуйский тракт в селе Ташанта на границе с Монголией. Хотя нет, заканчивается именно автодорога Р256, но продолжается трансазиатская магистраль AH4 Новосибирск – Карачи (Пакистан), одним и отрезков которой и является Чуйский тракт.
Длина Федеральной автомобильной дороги Р256 «Чуйский тракт» 968 км. Она пересекает Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. Сразу скажу: к Чуйской долине дорога не имеет никакого отношения. Свое название Чуйский тракт получил в честь притока Катуни реки Чуя, пролегающей в южной части Республики Алтай.
Самый интересный для туристов участок трассы – от Бийска до Кош-Агача протяженность 630 км. Это собственно и есть исторический Чуйский тракт. Его условно разделить на две части. Среднегорная часть – от Бийска до Акташа – это туристический центр Алтая с хорошей инфраструктурой, большим количеством сел, туристических баз и достопримечательностей. Высокогорный отрезок от Акташа до границы с Монголией практически необитаемый до самого Кош-Агача.
Уже сама поездка по Чуйскому тракту – незабываемое приключение. Виды по дороге открываются просто умопомрачительные, особенно на высокогорных участках. А еще по пути есть несколько удивительных мест, на которые мы заглянули. Итак, вот то, что нам удалось увидеть.
Семинский перевал(582-й км Чуйского тракта). Первая остановка на нашем пути – Семинский перевал. Высота перевала 1717 м. Подъем на него довольно затяжной и не очень заметный. Сразу и не поймешь, что ты поднимаешься вверх. Видно только, как меняется растительность и постепенно появляется лежащий вдоль дороги снег. Ну и уши закладывает.
Свое название перевал получил от Семинского хребта, который пересекает дорога. На вершине перевала стоит стела в честь 200-летия добровольного вхождения алтайского народа в состав Российской империи.
Есть также небольшой рынок, кафе, туалет.
В одном из кафе мы попили чай на алтайский травах и попробовали местный вкусняшку чох-чох, которую. местные называют «алтайской рафаэлкой».
Памятник суслику-кормильцу. В Каракольской долине недалеко от села Бичикту-Боом в Онгудайском районе стоит необычный монумент – памятник суслику-кормильцу.
Скульптура представляет собой образ босоногого мальчика, полуодетого в алтайскую шубу, в руках он бережно держит маленького суслика. Это животное в голодные военные и послевоенные годы в буквальном смысле спасало многих алтайцев от голода.
С сопки, на которой стоит памятник, открывается красивый вид на Каракольскую долину.
На вершине перевала есть смотровая площадка, а также кафе, сувенирные лавки и прочая сопутствующая инфраструктура.
До начала XX века дорога через перевал проходила в другом месте. И со смотровой площадки ее можно увидеть.
С 1996 года перевал относится к особо охраняемым природным объектам, является памятником природы республиканского значения.
Больше четырех тысячелетий назад древние народы, кочевавшие по просторам Алтая, установили эти стелы, как ритуальный комплекс. Возможно, стелы устанавливались в культовых местах или в родовых святилищах. Позже стелы были использованы другими народами для создания оленных камней.
На двух больших стелах выдолбили горизонтальные линии, которые схематически разделяют камень на голову и пояс. На поясе самой большой стелы можно увидеть выдолбленное изображение кинжала. Все стелы обращены символическими лицами на север.
Возможно, каменные стелы использовались в качестве ограждения древнетюркского поминального комплекса. В нескольких метрах от стел находится курган. Примечательно то, что вокруг огромное поле, на котором нет никаких камней, из которых мог бы быть возведен этот курган.
Место слияния Чуи и Катуни (712-й км Чуйского тракта). Чуя и Катунь – две главные реки, две святыни Горного Алтая. Место слияния этих рек с древних времен является святым и почитаемым на Алтае.
Это место даже получило имя — «Чуй-Оозы», что в переводе с алтайского «устье реки Чуя». Сюда еще с древних времен тянуло людей, величественные реки вдохновляли и очаровывали. И в наше время о остается одной из популярнейших достопримечательностей на Чуйском тракте.
Смотровая площадка находится недалеко от дороги. С вершины холма можно увидеть как сливаются воды реки Чуя и Катунь.
При слиянии Чуи и Катуни происходит смешение двух крупных потоков разного цвета, но не сразу. Какое-то время уже единое течение имеет четкую границу между мутной водой Чуи и бирюзовой Катуни. Завораживающее зрелище.
Кроме того, со смотровой площадки над слиянием открывается потрясающая панорама долины рек.
Тут же стоит беседка, вокруг которой на деревьях повязаны ритуальные белые ленты — дьаламы, и рядом выложены камни в небольшие горки — обоо таш. Все говорит о том, что и сейчас это место особенно почитаемо среди коренных жителей.
До начала XX века памятник оставался незамеченным, так как старая дорога проходила выше современной части Чуйского тракта. Памятник был открыт лишь в 1912 году художниками Д. И. Кузнецовым и Г. И. Гуркиным, которые частично описали его и сделали первые зарисовки петроглифов, что положило начало изучению древних изобразительных памятников Алтая. Серьезное же научное описание петроглифов урочища началось только в 80-х гг. XX века.
Здесь же, на территории памятника, находятся 30 строк уникальных рунических надписей — и это самое большое скопление рунического текста в России. Их относят к IX-X вв.
Калбак-Таш был священным местом для народов, проживающих здесь в разное время. Солярные символы, распознаваемые в петроглифах, наводят на мысль, что это место использовалось и как обсерватория, и как некий храм.
Памятник шоферу Кольке Снегиреву (744-й км Чуйского тракта). В этом месте мы не останавивались, а лишь притормозили сделать фото. В этом памятнике увековечен герой старой песни «Есть по Чуйскому тракту дорога». Она посвящена простому шоферу Кольке Снегиреву, который водил по Чуйскому тракту грузовик «АМО». На основе этой песни 30-х годов даже сняли кинокартину «Ехали два шофёра».
Гейзеровое озеро (797-й км Чуйского тракта). Для меня это одно из самых удивительных мест на Алтае. Гейзеровое озеро находится в 6 км от села Акташ Улаганского района, у подножия высокой сопки на южном склоне Курайского хребта.
Проход к озеру платный через базу отдыха.
От трассы до озера примерно полкилометра. Путь проходит через болотистую местность, но оборудован деревянными настилами.
Озеро сравнительно небольшое – в диаметре не больше 30 метров, глубиной не более 2 метров.
Раньше, до туристского бума озеро называлось Голубым. Свое название оно получило благодаря необычным разводам, образующимся на поверхности воды из-за процессов, происходящих на дне. Если кратко: со дна озера, из глубин, периодически выходит смесь песка с голубой глиной, которые и формируют круглые и овальные разводы. Сама же вода в озере чистая и имеет бирюзовый оттенок.
Вода в озере не замерзает даже зимой. Причина — шесть родников, из которых один весьма крупный. Они и приводят в движение смесь на дне озера. Также в озеро впадает ручей.
На сегодняшний день происхождение Гейзерового озера и его возраст не установлены. Не известна и история происхождения названия озера. Однако оно точно не соответствует значению слова. Назвать озеро гейзером нельзя. Это не горячий источник, он не выбрасывает горячую воду и пар. Но название прижилось и притягивает сюда многочисленных туристов.
Подобные водоемы встречаются в Йеллоустонском парке в США, но там их наличие обусловлено вулканической активностью. Здесь же, на Курайском хребте Алтая, вулканов нет.
Пейзажи Кызыл-Чина, или Алтайский Марс (865-й км Чуйского тракта). В Чуйской степи, в окрестностях села Чаган-Узун, есть необычные разноцветные горы, напоминающие марсианский ландшафт. Но туда мы заглянем только через два дня.
Уже затемно мы приехали в Кош-Агач, в контору Сайлюгемского национального парка. Несмотря на поздний час, радушные сотрудники парка устроили нам шикарный прием в национальном стиле и накормили ужином.
При конторе нацпарка есть и небольшая, но очень комфортабельная гостиница, где мы и расположились на ночлег. Утром нас ждет поездка в Сайлюгемский парк.
Чуйский тракт попал в топ-10 красивейших дорог мира от National Geographic
Эта старинная дорога — первая ниточка, соединившая Россию и Китай много столетий назад. Проехать по Чуйскому тракту — все равно что пересечь всю Россию. Путь начинается в Бийске, с березовых рощ и деревенек, в одной из которых родился писатель Василий Шукшин. А уже через сотню километров, стоит миновать Горно-Алтайск, кажется, будто попадаешь во времена освоения Сибири: бурные воды Катуни, скалистые ущелья и зеленые долины. Начинается горная тайга. Повернешь налево — попадешь к Телецкому озеру, направо — к подножию Белухи, где Рерих искал Шамбалу на пути в Гималаи. А если ехать все время прямо — взгляду откроется Курайская степь у подножия Северо-Чуйского хребта. При желании можно подъехать на несколько километров и пешком подняться к вечным снегам. В Курайской степи встречаются последние островки тайги, а уже за перевалом начинается настоящая степь, где стоят юрты кочевников и бродят караваны верблюдов. Такую поездку не стоит планировать на неделю, ведь каждый поворот — повод к отдельному небольшому путешествию. Упоминания о нынешнем Чуйском тракте, раньше называвшемся Мунгальским, можно найти еще в китайских источниках тысячелетней давности. С тех пор и до начала XX века это была просто горная тропа, которой пользовались купцы и паломники, шедшие к священному дереву в верховье реки Катунь. Колесную дорогу от Онгудая до Кош-Агача (255 км) обустроили только к 1903 году. Сегодня Чуйский тракт — одна из немногих дорог в мире, удостоенная собственного музея. Он располагается в здании Бийского краеведческого музея — здесь можно увидеть архивные документы и фотографии, объемный макет дороги, картины и диорамы.
[Как добраться?] Ближайший аэропорт — в Новосибирске. До него из Москвы летают «Трансаэро», «Уральские авиалинии» и S7 (от 10 000 руб.). Выезжать из Новосибирска надо строго на юг через Бердск на Искитим, Новоалтайск и Бийск, от которого через Горно-Алтайск и идет Чуйский тракт, забирая на юго-восток (после Шебалино на двух больших перекрестках надо держаться левее) к границе с Монголией в селе Ташанта.
Чуйский тракт вошел в десятку красивейших дорог мира по версии National Geographic
Известный научно-популярный географический журнал National Geographic подготовил список десяти красивейших автодорог мира, в который вошел и Чуйский тракт, проходящий по Горному Алтаю. Как пишет издание, «проехать по Чуйскому тракту – все равно что пересечь всю Россию».
«Самостоятельные авто- и мотопутешествия становятся все более популярным видом отдыха. Мы выбрали для вас десять самых интересных дорог на четырех континентах, которые могут стать хорошим поводом для путешествий, — говорится в публикации. — Чуйский тракт — старинная дорога, первая ниточка, соединившая Россию и Китай много столетий назад».
«Путь начинается в Бийске, с березовых рощ и деревенек, в одной из которых родился писатель Василий Шукшин. А уже через сотню километров, стоит миновать Горно-Алтайск, кажется, будто попадаешь во времена освоения Сибири: бурные воды Катуни, скалистые ущелья и зеленые долины. Начинается горная тайга. Повернешь налево – попадешь к Телецкому озеру, направо – к подножию Белухи, где Рерих искал Шамбалу на пути в Гималаи.
А если ехать все время прямо – взгляду откроется Курайская степь у подножия Северо-Чуйского хребта. При желании можно подъехать на несколько километров и пешком подняться к вечным снегам. В Курайской степи встречаются последние островки тайги, а уже за перевалом начинается настоящая степь, где стоят юрты кочевников и бродят караваны верблюдов», — рассказывает журнал.
Такую поездку, предупреждают эксперты, не стоит планировать на неделю, ведь «каждый поворот – повод к отдельному небольшому путешествию».
Упоминания о нынешнем Чуйском тракте, раньше называвшемся Мунгальским, можно найти еще в китайских источниках тысячелетней̆ давности. С тех пор и до начала XX века это была просто горная тропа, которой пользовались купцы и паломники, шедшие к священному дереву в верховье реки Катунь. Колесную дорогу от Онгудая до Кош-Агача (255 км) обустроили только к 1903 году. Сегодня Чуйский̆ тракт – одна из немногих дорог в мире, удостоенная собственного музея. Он располагается в здании Бийского краеведческого музея – здесь можно увидеть архивные документы и фотографии, объемный̆ макет дороги, картины и диорамы.
Кроме Чуйского тракта, который занял в списке пятое место, в список красивейших дорог вошли: ущелье Вердон (Франция), Памирский тракт (Киргизия, Таджикистан), Далтон-Хайвей (США), Трансфэгэрашское шоссе (Румыния), Атлантическая дорога (Норвегия), Дорога больших ворот (Китай), Трасса 40 (Аргентина), Большой круг (США) и Великая океанская дорога (Австралия).