эксперт или профессионал кто лучше
Эксперт, специалист, исполнитель (или как выделить профи)
В таких случаях, на помощь руководителю приходит служба персонала, которая может привлечь эксперта в данной области, для проведения оценки уровня квалификации и профессионализма кандидатов на вакантную должность, либо пригласить консалтинговую компанию, которая может, к примеру, провести профессиональное тестирование.
Все мы знаем, что при встречи с претендентами прежде всего нам необходимо будет сформировать свое мнение:
а) с кандидатами на руководящую должность – об их квалификационном уровне (образованности, опыте работы), личностных качествах, мотивации и поведенческих компетенциях (шаблонов поведения в различных рабочих ситуациях), развитости навыков руководства подчиненными (каков он как руководитель, каковы навыки построения эффективного взаимодействия с подчиненными и умение организовать их работу)
б) с кандидатами на должность специалиста – все вышесказанное, соответственно кроме навыков руководства.
В данной посте я остановлюсь на том, как оценить квалификационный уровень кандидат и научить отличать экспертов от добросовестных исполнителей. Для этого нам необходимо ответить фактически на три поставленных вопроса:
1. каков данный кандидат в роли непосредственного исполнителя специализированных работ (например, в качестве бухгалтера, мерчендайзера, логистика и т.д.)
2. каков данный кандидат в роли специалиста
3. каков данный кандидат в роли эксперта.
Кратко опишем отличия и особенности каждой из представленных ролей:
б) специалист – это профессионал, который фактически владеет различными способами выполнения рабочих задач. Он обладает как опытом решения аналогичных задач (т.е. знает возможные готовые решения), так и может выработать потенциальные решения поставленной ему задачи, разработать средства и методы выполнения. Также он может определить способ выполнения работы в новых, нестандартных условиях, которые, как правило трудно формализовать. Квалификационный уровень определяется вариативностью возможных решений задач. Чтобы продемонстрировать данный уровень кандидату необходимо ответить на ваши поставленные вопросы – «как бы вы достигли…», «какие варианты решения…» и т.п.
в) эксперт – это сотрудник, который умеет решать проблемы, другими словами, в проблемной ситуации, он самостоятельно анализирует условия и факторы, влияющие на ситуацию, далее вырабатывает цель и задачи, которые необходимо достичь для решения проблемы. Он фактически определяет направление, в котором необходимо двигаться и вырабатывает лучший вариант их всех возможных в данной проблемной ситуации решений. Квалификационный уровень определяется фактически числом проблем, которые знает эксперт или может описать при заданных условиях. То есть для того, чтобы оценить его уровень нужно описать ситуацию, а потом уточнить у него какие проблемы необходимо будет решить в такой ситуации. Например, вы описываете состояние проекта, а потом интересуетесь у кандидата какие проблемы могут возникнуть на пути реализации проекта, что необходимо изменить, дабы не столкнуться с данными проблемами, какой возможный лучший выход из ситуации и почему и т.д.
Как вы можете построить саму встречу с потенциальными кандидатами:
1. вначале опишите саму ситуацию, в которой окажется данный кандидат, и постарайтесь четко сформулировать, чего вы ждете от него
2. постарайтесь выяснить у него «как» (оценка роли «специалист») он будет решать поставленные ему задачи в случае его выхода на работу
3. далее, «каким образом» может быть реализовано то, что он назвал из п.2. (оценка роли «исполнитель» – имеет четкое представление о процессе)
4. предложите ему назвать потенциальные проблемы, с которыми он может столкнутся при выполнении своих обязанностей (оценка роли «эксперт»), если он не может назвать, то назовите ему пару проблем из числа тех, которые называли предыдущие кандидаты и переходите к следующему пункту
5. уточните у него возможные сценарии развития ситуации и что определяет их (факторы, влияющие на рабочую ситуацию) (оценка роли «эксперт»), какие задачи необходимо будет решить, чтобы предотвратить возникновение названных им проблем
6. запросите у него возможные варианты решений названных им задач (оценка уровня «специалист»)
В процессе разговора вы можете постоянно опускаться как бы «сверху вниз» – от проблем и формализации задач к потенциальных решениям и конкретным способам реализации данных решений и выполнению процедур и операций, и наоборот. Строя разговор подобным образом, вы сможете получить полное представление о широте и глубине знаний и опыта данного кандидата.
Данную технологию оценки уровня квалификации, вы можете использовать и для оценки уровня развития навыков руководства и оценки поведенческих компетенций потенциальных претендентов на вакантную должность в вашем подразделении, компании. Также данную технологию вы можете использовать при оценке подчиненных, проводя с ними периодические беседы, по результатам которых вы сможете четко представлять – кому необходимо точные указания и распоряжения, кому достаточно поставить четкую задачу, а кому просто предоставить возможность самому оценить ситуацию и принять решения, что предпринять.
И последний совет, всегда помните, что лучший способ убедиться в компетентности кандидата – это испытательный срок, когда вы сможете сопоставлять «слова» и «дела» кандидата, и принять окончательное решение
Для начала прочтите притчу 🙂
Дилетант — человек, занимающийся какой-либо деятельностью без должных знаний и профессиональной подготовки (см. дилетантизм)
Специалист — работник, выполнение обязанностей которого предусматривает наличие начального, среднего уровня знаний, навыков
Профессиона́л — человек в совершенстве владеющий своим ремеслом
Мастер — суперпрофессионал(эксперт), человек в совершенстве владеющий своим ремеслом, знающий все секретиы и тонкости профессии, сделавший определённый вклад в свою профессию
Рекомендую к просмотру документальный фильм «Мечты Дзиро о суши», которое многое скажет, что такое мастерство.
Еще один наглядный пример, как мастерство в любом деле может быть доведено до совершенства
Равновесие, доведённое до крайности от японки Мийоко Шида, актриса показывает уровень мастерства, которого можно достичь шлифуя простые действия.
На данный момент не существует оценочного стандарта, шкалы градаций по профпригодности, но они есть 🙂
Уровни мастерства, которым я пользуюсь :
Дилетант
Специалист
Профессионал
Мастер(эксперт, гуру)
Удел мастера работать на уровне 5+ или выше, «или выше» означает, что качество мастерство настолько филигранно сделано, что обыватель не может ее оценить. Обыватель может оценить качество только до уровня 4+, выше этого не обладает «инструментами измерения», не хватает измерительной шкалы. Обыватель не может правильно оценивать, т.к. не имеет ПРАКТИКИ, он не видел много и разных работ, тем более разных и ХОРОШИХ работ. Обывателю сравнивать особо нечего. Понятия «обыватель» и «дилетант», в нашем случае это оно и то же.
Качество Мастера может оценить только Мастер и Профессионал, даже Специалист не в состоянии дать оценку уровня мастерства Мастера.
Есть еще одна интересная особенность.
Специалист не может прыгнуть выше уровня 3+. Хуже может делать, лучше нет.
Профессионал может делать на 4+ или 5, но хуже делать не может в отличие от специалиста, но выше уровня 5 тоже не может, т.к. это шкала, которою он может разобрать, дальше идет «неопознанная область», это уже не его уровень.
Мастер может сделать работу любого качества, от 2 до 5+ или выше, как захочет 🙂
Возникает вопрос, допустим это так, ну и что 🙂 для чего все это нужно знать, в чем зерно этой сортировки, спросит другой читатель?
Этой градации есть вполне практичное применение, хотя оно НЕочевидное, но тем не менее, имеющий практическую пользу.
Ситуация№2. Данная ситуация по содержанию схожа с предыдущей, по содержанию, но отличается по форме. Вам требуется выполнить какую-то работу в компании, не важно что, установить кафель в ванной или дизайн новой упаковки. Вы нашли подходящего исполнителя, посмотрели отзывы/рекомендации, вроде то что надо. Тут исполнитель спрашивает нас: «Хозяин, а сколько вы платите за работу?». Вот тут нам нужно сообщить оплату исполнителю за предстоящую работу, а не знаем какую сумму назвать. Особенно такая проблема возникает при выполнении творческих, разовых заказов. Придерживаясь выше изложенной градации разделения уровней мастерства можно назвать сумму. Данный критерий оценки облегчает нам решение данной проблемы.
Уровни мастерства, которые сейчас употребляются при оценке компетенций( в частности в интернете), расширенная версия:
Профессиональный эксперт: как разобраться с «синдромом самозванца» и найти свое «я»
Половина наших регалий и подписей в социальных сетях и медиа — самозванные. «Эксперт в отношениях», «эксперт в продвижении в Instagram», «эксперт по слияниям и поглощениям». Кто проверит, что вы именно «эксперт», а не человек, который «немного в теме»? В какой момент мы становимся экспертами — спустя полгода, год или 10 лет? Как быть с профессиями и областями практики, которые сами по себе возникли год-два назад — могут ли там быть эксперты? Очевидно, что мы переживаем сегодня перестройку фундаментальных понятий «эксперт», «профессия», «профессионал». Постоянное дробление новых занятий, отсутствие утвержденных названий для некоторых них, растущий по всему миру рынок фриланса, желание отличаться и иметь личный бренд — все это заставляет людей быть изобретательными в описании себя. В условиях, когда ты не можешь апеллировать к своей должности, формулировка «эксперт в…» стала новой формой визитки.
Мы все больше имеем дело не с подтвержденной извне экспертностью, а с самоидентификацией человека. Она может меняться, колебаться или мигрировать: сегодня эксперт в отношениях, завтра — в соцсетях. Наша самоидентификация также может быть заложницей нашего самопродвижения. Так, едва освоив новое занятие, мы стремимся быстрее заявить миру об этом, чтобы быстрее освободиться от старого и начать новое. Наша идентичность и уверенность в себе в этом случае догоняет наше самопродвижение. Наконец, есть много примеров, когда люди приписывают себе несуществующие достижения. «Собственник успешного бизнеса», «СЕО» нигде не зарегистрированной компании, «нейрофизиолог», прошедший лишь курс НЛП, «ректор» виртуального вуза с единственным преподавателем.
Наконец, наш мир стал очень прозрачным и многоканальным. Мы гораздо чаще видим то, что делают другие — благодаря социальным сетям, группам в мессенджерах, сториз, зум-конференциям, онлайн-трансляциям. Все это незаметно вторгается в нашу жизнь, даже когда мы не ищем этого. Мы больше, чаще и предметнее сравниваем свою работу, образование, опыт, проекты, клиентов с тем, что видим у других. Часто это сравнение не в нашу пользу. И это еще один хороший повод чувствовать самозванство.
Синдром как мем
Как мы видим, «синдром самозванца» — сложнее и больше, чем проблема самооценки или ограничивающего мышления, в рамках которых его предпочитают обсуждать психотерапевты и коучи.
Стать мастером
Преднамеренная практика. Как становятся мастерами своего дела? На этот вопрос отвечают исследования подготовки высококлассных экспертов в спорте, науке, музыке, бизнесе. Один из ответов — каждодневная преднамеренная практика (deliberate practice). Она включает в себя фокус, точечную отработку отдельных элементов игры, встречу со своими слабыми сторонами, стремление выйти на уровень выше, работу с хорошим наставником, открытость обратной связи и многие-многие часы налета.
Боль и сомнение — часть игры. Высший профессионализм и мастерство неотделимы от усилия, напряжения, неудобства, аскезы, боли. Одно из ложных обещаний, созданных культом self-help (помощи самому себе): обещание счастья в деятельности без напряжения и усилия. Но совершенствование навыка с возрастанием уровня исполнения предполагает не сокращение, а возрастание усилия, что говорят исследователи в спорте. Даже состояние потока, описанное на днях ушедшим от нас американским психологом Михаем Чиксентмихайи, это не расслабленное гедонистическое времяпрепровождение, но деятельность, требующая напряжения сил.
Неуспокоенность. Что отличает чемпионов-олимпийцев, которые восхищают нас своим мастерством? Их толерантность к неудобству во время тренировок и выступлений. Их постоянное повышение планки чуть выше своих актуальных способностей. Это же отличает успешных людей в мире бизнеса. Мы написали об этом книгу «Руководители-чемпионы», посвященную успешным СЕО последнего десятилетия. Для них тоже характерна эта «неуспокоенность», желание пройти «экстра-милю», желание обучаться. Часть наших героев в зрелом возрасте приходили в совершенно новую для себя область бизнеса — банковское дело (как Герман Греф) или авиацию (как Виталий Савельев). К ним относились как к варягам, чужакам, они многое объективно не понимали. Но вместо озабоченности своим субъективным состоянием (некомпетентности, самозванства) — они устроили для себя и своей команды интенсивное обучение и довольно быстро стали признанными лидерами в своих индустриях.
Ловушка категоричности. Проблема возникает тогда, когда мы категорично оцениваем себя в черно-белых тонах: «я некомпетентен», «я самозванец», «я лучший», «я профи». И то, и другое является нарциссической ловушкой. Качелями, в которые нас часто заносит — самообесценивание или триумф. Как у Высоцкого: «Я на коне, толкани — я с коня». Лекарство от этого — менталитет роста или «подвижный» образ мышления, описанный замечательным психологом Кэрол Двек.
Полезнее мыслить о себе не как о данности и застывшей сущности, но как о эволюционирующей, развивающейся системе. Полезно думать не о своей личности вообще, а о конкретных способностях. Тогда вы выходите из нарциссической дилеммы «я фальшивка / я трушный» и начинаете описывать свои способности по более дробной многоцветной шкале. В конечном счете, быть чувствительным к тому, когда фальшивишь — значит сохранять рефлексивность и критичность ума. Это отличный барометр для измерения своего поступательного развития и аутентичности.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
Инфо-МАСТЕР
пятница, 30 августа 2013 г.
7 уровней мастерства
Чайник даже никогда не слышал о том, как работать лопатой (хотя о самой лопате, возможно, слышал). Он не имеет ни малейшего понятия о том, что это такое и зачем это надо. Тем не менее, он может себе позволить давать оценки работе людей, которые находятся на уровнях 2. 7. Ну так на то он и “чайник”. Что с него возьмёшь…
Начинающий когда-то где-то услышал о лопате, и она его заинтересовала. Он уже примерно знает, зачем она нужна и что с ней можно делать. Знает в самых общих чертах, но всё-же… Ему пока всё очень любопытно. Он живо интересуется функционалом, возможностями и т.п. И даже иногда пытается использовать лопату на практике. Но пока не очень успешно. Начинающего лучше не оставлять один на один с лопатой. Сам покалечится, или других покалечит…
Этот знает о лопате абсолютно всё (точнее, думает, что знает). Он готов часами рассказывать об устройстве лопаты, об её предназначении, о приёмах работы с лопатой. Проблема только одна: если попросить его выкопать яму, он сделать этого не сможет.
Особенно любит практик выискивать недостатки в фабричных изделиях. Это позволяет ему повысить самооценку: вот мол, инженеры с высшим образованием, а я в их работе недостатки нашёл. Значит я умнее их!
Практик может выкопать лопатой яму, но не будет думать при этом, не проходит ли в этом месте электрический кабель…
Специалист неплохо знает теорию и может работать руками. Он может выкопать лопатой яму и не повредит при этом никакие коммуникации. Он уже с большим уважением относится к работе других специалистов, но иногда может себе позволить критику в их адрес. Всё-таки гордыня в специалисте ещё не унялась. Он по прежнему считает себя лучшим “спецом” в округе.
“Дьявол кроется в мелочах”. Именно мелочами профессионал отличается от специалиста. Точнее, отношением к мелочам.
Слышал байку, что в США оценку квалификации автомеханика при приёме на работу дают по его инструменту. Если у него дорогой и хороший инструмент, значит, автомеханик классный. Потому что плохой автомеханик на хороший инструмент не заработает. Может это и байка, но суть совершенно правильная.
Разумеется, профессионал очень хорошо знает теорию. А также содержание всех ГОСТов, СНиПов, РД и прочих регламентирующих документов, имеющих отношение к его профессии. И только на основе теории и строго в соответствии с регламентирующими документами он выполняет свою работу.
Профессионал уважает работу другого профессионала. Подробнее моё видение профессионализма см. здесь: Группа ПРОФЕССИОНАЛ.
В былые времена каждый (ну или почти каждый) человек хотел стать МАСТЕРОМ. Сегодня люди хотят много денег, мало работать, вкусно есть и сладко спать. Увы, это ещё одна болезнь 21-го века.
Специалист же может себе позволить снизить качество работы, сославшись на плохой инструмент (а также на погоду, на низкую зарплату, на яйца, которые мешают плохому танцору…).
Про уровни 1. 4 говорить нечего. О каком-либо качестве работ здесь можно забыть.
В общем, желаю вам стать мастером своего дела, или хотя бы профессионалом.
Этимологический иллюстрированный интерактивный Словарь
научно-популярная монография о развитии русского, украинского, английского, французского, итальянского, испанского, немецкого языков, эсперанто, хинди, латыни и древнегреческого на основе более чем 600 праиндоевропейских корней
научно-популярная монография о развитии русского, украинского, английского, французского, итальянского, испанского, немецкого языков, эсперанто, хинди, латыни и древнегреческого на основе более чем 600 праиндоевропейских корней
Эксперт vs Мастер своего дела.
Сейчас, куда ни глянь, советуют: “Стать известным? Повысь экспертность!” Статьи, вебинары, курсы, тренинги и коучинги раскручивают вас как эксперта. “Чем выше экспертность, тем больше денег“. А денег хочется… А вот экспертить – как-то не очень. Так может, заставить себя? Или есть другой путь?
Я задумался о разнице между экспертом и мастером своего дела. Чем они сходны? Есть ли вообще отличия, или это тупо синонимы? Приглашаю изучить вопрос вместе. Начнём с этимологии и Этимологического Словаря.
Происхождение слова ЭКСПЕРТ.
Эксперт – от лат. expertus “проверенный, доказанный, опытный”. От ex- “из-, вы-” и peritus “бью, повреждаю, изведываю на опыте”.
Эксперт – тот самый битый, за которого двух небитых дают.
Второй вариант происхождения слова эксперт – peritus “ходивший”. Получается, эксперт – тот, кто выходил, выбродил. Тот, кто бывал там, где другие не ходят. И тот, кто может рассказать, как ходить – и вернуться. Возможно, даже, провести.
Эксперт везде побывал, всё видел, многое заметил. Он расскажет вам, чем питаются людоеды Суматры – если он эксперт в этом деле. Он посоветует, как лучше приготовить ваши сапоги, если он – эксперт в выживании. Он объяснит, чем шотландская поэзия 12 века отличалась от нормандской поэзии 11 века – если он в этом эксперт.
Этимология слова МАСТЕР.
Мастер – от слова магистр. На латыни magister – превосходная степень слова magnus “большой”. Магистр – самый большой. Старший. Начальник и хозяин. Учитель.
Помните обращение “Мистер”? Раньше так говорили холопы своим господам: “Хозяин”. Потом различия забылись, и мы вежливо называем собеседника “мистер”, и уже забыли, что это. Примерно как у нас используют “господин” или “пан”.
Определение слов МАСТЕР и эксперт.
Определения из английского викисловаря:
Эксперт – чрезвычайно способный и знающий.
Мастер – тот, кто управляет кем-то или чем-то. Владелец животного или раба. Работодатель. Капитан или глава. Хозяин.
Наши толковые словари заявляют:
Эксперт – сведущее лицо, специалист, привлекаемый для того, чтобы высказать свое мнение, дать заключение по поводу какого-нибудь дела, вопроса.
Мастер – специалист, достигший высокого умения, мастерства, искусства в какой-либо области.
Мастер – ловкий, искусный в каком-либо деле человек.
Мастеров как начальников не рассматриваем пока, нам интересен именно мастер своего дела. Но держим в уме – вдруг, пригодится?
Мастер связан с управлением. Причём исторически он управлял людьми и имуществом, а потом уже, в средние века – своим делом. Значит, в основе мастерства лежит хорошее, уверенное управление.
Эксперт, будь то битый или ходивший – его привлекают ради редких и специфических знаний и умений.
И мастер, и эксперт – специалисты. А в чём отличия? Интересно, что значений у слова эксперт на порядок меньше, чем у слова мастер.
Дело мастера боится. Выходит, эксперта – нет?
Знания за плечами не носить. Так мне говорили в школе… И растили кого? Мастера или эксперта?
Главное отличие мастера своего дела от эксперта:
1. Эксперт высказывает мнение – чтобы ему поверили.
2. Мастер своего дела изменяет что-то так, чтобы что-то заработало.
То есть, у них разные задачи. К ним обращаются по разным вопросам – если понимают разницу. А когда не понимают – начинаются проблемы. Но о проблемах – ближе к концу. Сейчас пройдёмся по отличиям более подробно.
Что будет, если эксперту и мастеру задать вопрос “Как это работает?”?
Мастер – он может и не объяснить. Показать – возможно, если захочет. А вот объяснить – не обязательно. У меня есть знакомый мастер-плиточник. Он горд собой, и если дать ему повод – он не остановится, пока подробно не объяснит, как он круто делал крутую кучу крутых ремонтов для крутых хозяев и круто выбивал из них круто денег.
А вот спроси его: “А как плитку укладывать в ванной?”, и он: “Ты чего, Ютубом пользоваться не умеешь?”
Он же: “Ко мне просятся в ученики… А я не беру. Не хочу обучать”.
Мастер – он опасается, что его технологию украдут. Он заставляет вещи работать – и это его хлеб. Если кто-то подключится, такой же мастеровитый, в такой же области – он останется без половины заказчиков.
Спроси эксперта “Как это работает”, и если это его тема – то берегись! Он и покажет, и нарисует, и объяснит…
Один мой знакомый – эксперт по самоварам. Настоящий самовар на угле он не то что никогда не топил, но и не видел вживую. А кто видел? Да никто 🙂
Но вот если он (не самовар, эксперт) выпьет – вы попали! Вы уже сами – эксперт по работе самоваров. А он всё не успокоится 🙂
Эксперт – он не боится, что его знания украдут. Он их добыл. Он был там, где никто не был – и никто не побывает. А если побывает – он не будет знания красть. Эксперту не жалко, он исследует ещё и ещё.
Эксперт – он высказывает мнение. Его мнение не совпадает с мнением другого эксперта. Поэтому какая разница, сколько экспертов в этой нише? Свои люди, которым нравится именно этот стиль подачи, именно этот способ выражения именно этого мнения – они никуда не уйдут. А если уйдут – вернутся. А не вернутся – придут новые.
Эксперт разбрасывает знания. Чем больше людей знают его как эксперта – тем больше его статус эксперта.
Мастер собирает людей. Чем больше у него лично людей, чем больше штук он заставил работать – тем больше он ценится, как мастер.
Кто склонен балагурить – мастер или эксперт?
Эксперт – это статус. Эксперт серьёзен. Если эксперту хиханьки-хаханьки – это шут гороховый, а не эксперт. Если эксперт мнётся, хихикает, заикается – он не уверен. А значит – он не эксперт. Почему-то в нашем обществе ожидается: раз эксперт – значит, говорит бодро, уверенно, неспеша, с царственной спиной и строгим взглядом прямо в глаза.
За эксперта говорит он сам. Знания без его уверенности – просто слова.
За мастера говорит его дело. Мастер может угрюмо молчать, высокомерно зыркать, балагурить и зашучивать. Может горбится, смотреть в сторону, вонять перегаром или непристойно шутить. Вне зависимости от обрамления, дело будет сделано. Ведь его главная цель – чтобы вещи заработали.
К эксперту по воспитанию детей приводят “сложного” подростка. А эксперт такой “хахаха, шо это за барана вы привели? Ваша проблема в том, что он – лох и вы лохи. Советую вам трижды в неделю общаться со своим ребнком по 10 минут – а не со своим телефоном. За два года в таком режиме вы найдёте точки пересечения. Но должен предупредить: если бы вы привели ребёнка раньше…”.
Вы так смотрите на него и говорите: “Чи не эксперт… Пойду другого найду… А ещё всем расскажу, что он с придурью”.
И бах – статус эксперта зашатался.
К мастеру по воспитанию детей приводят “сложного” подростка. Мастер такой: “Хахаха! Шо это за бугай? Ему не к психологу надо, а в бордель! Заходи, крендель, сейчас посмотрим, что тут можно сделать”. Через полчаса объявляет: “Случай запущенный, но справиться можно. Потребуется 1, 2, 3, 4 и 5 от него. От вас – 6, 7, 8, 9 и 10”. Вы, такие: “А точно можно справиться?” Мастер: “Да я впятеро сложнее исправлял! Вот фотки на телефоне”.
Мастеру мы простим многое – если дело сделано.
Эксперт нас не убедит, если он не серьёзен.
Эксперт ссылается на авторитеты. Он заставляет экспертов более высокого уровня работать на свой статус.
Мастер ссылается на свои достижения – что он заставил работать. Его достижения усиливают его.
Вспомните мастера-плиточника. У него полный телефон, как он плитку клал. Вспомните мастера-сантехника: полный телефон, как он трубы паял и фильтры ставил.
Вспомните эксперта-плиточника. У него одна-две фотки его ремонта, и тысячи картинок, как делают другие эксперты. У эксперта-водопроводчика – та же история. Он был в сложных местах, он там выжил – и может дать экспертный совет, что делать, если зимой замёрзла и канализация, и водопровод, и отопление в доме. Но это было один раз. И повторения он – не хочет.
Сравнительная таблица мастера и эксперта:
Эксперт – больше по теории.
Эксперт советует методики.
Ссылается на авторитеты
Цель эксперта – чтобы поверили в его знания и умения.
Стремится разбросать знания как можно большему количеству людей – рост статуса эксперта.
Мастер – больше по практике.
Мастер использует рецепты.
Ссылается на свои работы
Цель мастера – заставить что-то работать.
Стремится ограничить знания и охватить на себя как можно больше людей – рост признания как мастера.
У мастера и эксперта взаимная ненависть.
А ведь работает. Например, был я как-то на тренинге по энергетике и управлению телом. Дядька-ведущий заявляет: “Существуют древние славянские руны. Например, в О – крест, получаем вокрест. Или в О – круг, получаем вокруг. Руна в О – кал, получаем – вокал”.
Смешно? Странно? А потом он ведёт занятие, управляет, ставит движения, получается сделать натяжку, тело бодреет, силы прибывают…
Он заставил нас работать и получать результат.
Примечательно, что после тренинга мне не удалось достичь даже десятой доли такого подъёма настроения и состояния тела. Имеем дело с мастером 🙂
Белое пальто vs Грязный халат
На ком мы ожидаем увидеть белое пальто – на мастере или на эксперте? А на ком – грязный халат, в смазке и подпалинах?
Одно из отличий – мастер погружён, он внутри, в работе. Помните Фиксиков? “Проблема понятна изнутри”. Похоже, Фиксики – мастера своего дела, а не эксперты. И поэтому у них грязный халат.
Но когда мастер внутри – мы не видим общей картины, а за деревьями – леса.
Когда эксперт снаружи – прекрасно даются советы со стороны. Идеальные советы. Но вот вблизи… Зато пальто белое 🙂
Как будто разделились функции людей – работать руками и осматривать со стороны.
В идеале, эксперт должен регулярно путешествовать по своим областям, и пачкать белое пальто.
Мастеру неплохо было бы отстраняться периодически от катавасии, делать выдох – и снова за работу. Грязный халат, кстати, снимать не обязательно.
Если учесть, что новые открытия делаются на стыке дисциплин – умение отойти и посмотреть со стороны – золото, а не умение. Брулиант 🙂
Проблемы с мастерством и экспертностью.
Проблема начинается тогда, когда эксперт начинает нарабатывать мастерство. Его статус уменьшается – чисто механически, он меньше времени уделяет выражению экспертного мнения, он меньше общается с широкой публикой, он делает ставку на себя, а не на чужую экспертность. У эксперта начались тернии: он познал, что теория, когда становится практикой, изменяется и мутирует, не работает и сбоит.
Легко сказать: “Если ваш сын не даёт маме спокойно поработать, то он просто не понимает, что маме тоже нужна свобода. Сядьте и поговорите с сыном, убедите, что вы – такой же человек, как и он, и что вам, как и ему, нужны моменты выдоха”.
Теория прекрасна! А на практике мы видим: “Мама! Ты меня не любишь! А если любишь – то давай сюда, дорогой!”
Эксперт хмурится – теория должна была сработать. Эксперт трепещет – его экспертность дала трещину. Он даёт новый совет: “Маме не хватает ресурса. Просто выделяйте в день несколько часов, чтобы наполниться новыми силами”.
Мама смотрит на эксперта, крутит мысленно пальцем у виска (часы? На себя? Ну и ну…”) и уходит разносить анти-пиар. Эксперт вздыхает и думает: “Действительно ли я хочу становится мастером?”.
Проблема начинается тогда, когда мастер начинает нарабатывать экспертность. Тут вообще страх и ужас: вместо чтобы заставить что-то работать, он даёт советы. Но он часто даже близко не представляет, почему это работает и каковы теоретические основы!
Мастер: “Смотрите, уважаемая. Когда у вас ребёнок встаёт? В 7.20? Вы ставите будильник на 7.20 утра. Вы просыпаетесь вместе с ним. Вы вместе с ним чистите зубы, готовите завтрак. Вы спрашиваете его 1) как прошёл его день в школе – 5 минут, 2) как он собирается провести сегодняшний день – 6,5 минут, 3) рассказываете, что планируете вы – 3 минуты. Затем вы подтверждаете его слова и желаете счастливого дня”.
Вы так, недоумённо: “Почему 5 минут? Почему 6,5? Почему именно эти вопросы? Что такое подтверждение? Обязательно ли желать счастливого дня?”
Мастер: “Ну как вы не понимаете! В 7 утра активируется мередиан общительности, и именно в это время…”
Да, этот мастер именно так оценивает, что делать и когда – чтобы заработало. У него работает. Значит, и у вас должно. Вы не можете так сделать? Вы идиот! Дайте, я сам сделаю. Видите? Меня ребёнок любит, общается, делится. И вы так делайте. Не можете? Блин, ну ёлки палки. У меня же работает! Вокруг меня одни дибилы.
Ещё и потому, что математическим добавлением недостающего делу не поможешь.
Родится недоэксперт-недомастер.
Как выйти из положения? И существуют ли они вообще, мастера-эксперты?
Вероятно, это как-то связано с изменением состояний… С переменой ролей… Или эксперту нужно найти своего мастера, а мастеру – свою маргариту, и всё будет пучком?
Эксперт – уверенность. Мастер – работа.
Для себя на данный момент решил: хочу уверенности в знаниях – иду к эксперту. Хочу сделанную работу – иду к мастеру.
Читал книгу “Помощь” Эдгара Шейна. Существует несколько ролей помогания. Среди них – две, которые нам могут помочь разобраться:
И таки правда – если путаются роли помощника, начинаются беды. Мы хотим, чтобы нам унитаз починили – а тут советчики роем советуют. “Повбивав би!”
Нужен совет, чтобы развить свой навык работы с Эксель – а он мышку вырывает и норовит сам всё сделать. Да пошёл он, такой помощничек!
Буду копать в этом направлении.
А пока сижу и думаю: “Мне к умным или к красивым?” “Эксперт я или мастер своего дела?” или “рыбу заворачивали” 🙂
А вы что думаете про отличия мастеров и экспертов?