экзорцисты в россии список лучших
Изгнание бесов из человека — где проходят отчитки и чего ожидать от обряда
Изгнание бесов — довольно популярная тема. Люди, подозревающие не только одержимость, но и порчу, сглаз или страдающие от тяжелого физического недуга, стремятся попасть на отчитку — особый церковный чин для изгнания бесов. Правильно ли это и что представляет собой экзорцизм в православной традиции — читайте в статье.
Изгнание бесов — история обряда экзорцизма
Изгнание бесов или экзорцизм — немаловажная часть богословской науки. В наше время можно отучиться в католическом университете и получить диплом экзорциста. Обряд изгнания бесов из человека очень древний, отсылает интересующегося проблемой к истокам возникновения христианства.
Первым экзорцистом, как указано в Библии, был Иисус Христос. Самое известное библейское сказание из тех, которые касаются темы обряда изгнания бесов, гласит, как Иисус Христос выгнал бесов из человека и вселил их в тела свиней. Одержимые животные бросились в пропасть, что подчеркивает опасность состояния.
Изначально даром изгонять бесов обладал только Иисус Христос. Затем навыки получили апостолы (после того как на учеников Сына Господнего сошел Святой Дух). Последователи апостолов — священнослужители, получившие дар. Во все времена людей, способных изгнать Дьявола, было крайне мало.
Отчитки от бесов были популярны в Средневековье. Известно несколько реальных случаев экзорцизма в прошлом веке, большинство с трагическим финалом — смертью священника или одержимого. На Руси первым письменным источником экзорцизма стали датированные XIV веком наставления об изгнании Дьявола авторства Киевского митрополита Петра Могилы. С течением столетий востребованность экзорцистов не уменьшилась, а проблема вселения нечистой силы в людей существует.
Где изгоняют бесов из человека в России и Украине
Троице-Сергиева лавра в городе Сергиев Посад.
Благословение на проведение отчиток имеют священнослужители из древних монастырей. В России есть одно святое место, где проводятся отчитки — Троице-Сергиева лавра в городе Сергиев Посад. Ранее изгнание бесов проводилось в Оптиной пустыне, но недавно монахи получили запрет на отчитку. На Украине таких монастырей больше: Почаевская лавра, Киево-Печерская лавра и другие.
Отец Герман из Троице-Сергиевой лавры — самый известный экзорцист в России. На данный момент только у него есть разрешение на проведение ритуала изгнания бесов. Отчитки у отца Германа — массовые, из-за чего подвержены жесткой критике со стороны других священников.
Известны случаи исцеления во время службы отца Германа, но скептики утверждают, что роль одержимых сыграли нанятые актеры. Мнение подтверждается тем, что часто требуется несколько сеансов экзорцизма, если бес достаточно силен, а на отчитках священнослужителя излечиваются за один раз даже прикованные к кровати одержимые.
На Украине самым известным экзорцистом был отец Василий Вороновский из церкви Святого Михаила во Львове. К сожалению, служитель умер несколько лет назад. Сейчас сеансы экзорцизма проводятся во многих церквях Украины, в том числе в Киево-Печерской лавре и в соборе Святого Юра во Львове. Большой популярностью пользуется монастырь в селе Колодиевка Тернопольской области. Сельские экзорцисты работают бесплатно, считая изгнание своим долгом, но на вопросы о ритуалах не отвечают из-за запрета.
К отцу-настоятелю Варлааму из церкви Благовещенья Пресвятой Богородицы под Киевом приезжают не только со всех уголков страны, но и из-за границы. Священнослужитель проводит индивидуальные и групповые сеансы на протяжении тридцати лет.
Отец Варлаам утверждает, что отличает одержимость от физических и психических заболеваний. Служитель церкви согласен, что отчитка нужна только одержимым Дьяволом, а не страдающим от порч, проклятий и физических болезней. По словам украинского экзорциста, одержимы бывают даже младенцы, которые расплачиваются за грехи родителей.
Как происходит изгнание бесов из человека в церкви
Обряд экзорцизма или изгнание бесов проводится по образцу обряда, проводимого Иисусом Христом. Ритуал описан в религиозной литературе довольно подробно и никогда не менялся, как и тексты, читающиеся множество столетий назад для изгнания нечистого.
Иисус Христос был не только первым экзорцистом, но и создателем единственно верного обряда изгнания бесов в православии и католицизме.
Обряд изгнания бесов в православии называется отчиткой. В процессе обряда происходит осенение человека или группы людей крестным знамением с помощью распятия, прикладывание его к телу, окуривание ладаном, кропление святой водой, чтение специальной молитвы. Экзорцист — особый чин, на проведение которого священник должен получать разрешение, что удается крайне редко.
Молитва, с целью отчитки от бесов, — самая длинная в каноне православной церкви. Прочтение текста обычно занимает около двадцати минут. Слова не менялись на протяжении нескольких веков.
Невозможно прийти в церковь и сразу отправиться на сеанс изгнания бесов. Священник, согласный взяться за сложное и опасное дело, должен получить разрешение от епископа на проведение чина. Если согласия нет, можно только прочесть молитву за здравие больного человека. В некоторых случаях это помогает.
Священник должен убедиться, что дело в происках Сатаны, а не в психическом заболевании. Некоторые духовники умеют чувствовать присутствие нечисти, другие делают тесты с помощью святой воды и распятия, которых боятся демоны. Этот страх и отвращение заметны окружающим всегда. Индивидуальная беседа священника с подозреваемым в одержимости — обязательная часть выявления нечисти.
После изгнания беса (может потребоваться не один сеанс) следует держать пост, молиться как больному, так и его родственникам, заказывать сорокоусты и молебны. Если человек, из которого изгнали демона, не изменит образ жизни в соответствии с христианской моралью, бес может вернуться.
Изгнание бесов из человека — двоякое мнение священников
Мнение представителей духовенства по поводу церковных отчиток разделилось. Одни священнослужители убеждены, что делают полезное дело, изгоняя нечистую силу из людей во время богослужений. Духовники видят в своих действиях пользу, ведь практически на каждом сеансе находятся одержимые, выдающие себя громкими криками, конвульсиями и прочими признаками одержимости бесом.
Большинство священнослужителей считает, что значение экзорцизма преувеличено. Служители церкви убеждены, что отчитки — дань оккультной моде на боязнь порчи и сглаза. На сеансах, по их словам, редко присутствуют настоящие одержимые. Ходят слухи, что бесноватые в церквях — нанятые актеры, но очевидцы их появления на публике это отрицают.
Проведение массовых отчиток — грубое нарушение церковного чина. Экзорцизм проводится только для одного человека священником с разрешением. Присутствие на сеансе в качестве свидетеля требует благословения духовного лица: нельзя зайти в храм и увидеть процесс изгнания Дьявола. Не каждый может быть наблюдателем экзорцизма — требуется крепкая нервная система, хорошее физическое и психическое здоровье, отсутствие тяжких грехов и принадлежность к близким родственникам бесноватого.
Массовые отчитки, по мнению противников среди представителей духовенства, вредны. Каждый человек в какой-то степени одержим бесами, но отчитка нужна только людям, физическим телом которых завладела нечистая сила (на крайней стадии одержимости). Многие пытаются вылечиться от болезней, сглаза и порчи с помощью церковного чина, что неправильно. На сеансах можно не только не избавиться от собственного негатива, но и «подцепить» чужой.
Существует несколько церквей на территории России и Украины, где проводятся сеансы изгнания бесов из людей. Большинство священников уверены, что обряды необходимы только людям, страдающим от одержимости, а не от негативных магических программ и физических заболеваний. Существуют каноны, по которым должен проводиться церковный ритуал.
Почему свердловские VIP едут к отцу Сергию изгонять бесов
В Екатеринбурге в скандальном баре «Бесы» выступил историк, исследователь феномена «отчиток» — так называют экзотический для РПЦ процесс изгнания бесов — Антон Кочнев. Ученый рассказал про эти обряды, которые практикуются в Среднеуральском женском монастыре, который по-прежнему находится под властью отлученного от церкви схимонаха Сергия (Романова). Почему его «отчитки» так популярны у его VIP-прихожан, чем они опасны и кто развязал ему руки — в интервью ученого для URA.RU.
— Антон, почему вдруг вы решили рассказать екатеринбуржцам про обряды изгнания бесов в исполнении отца Сергия?
— Я занимаюсь социальной антропологией — наукой, которая изучает подобные феномены. Для нашего времени они являются анахронизмами (пережитками старины), но прижились в современном обществе. Сейчас я готовлю к публикации статью про отчитки: весной представлял ее в Москве, а в декабре она должна выйти в журнале. Мне эти обряды интересны с точки зрения науки: что это за явление, какое место оно занимает в мире и в чем его опасность для людей. Я сам ездил к отцу Сергию на отчитки, а также в другие монастыри (как ученый, инкогнито). И теперь готов рассказать, что там происходит и какие аналоги этого явления есть в других культурах.
— Отчитки выполняют какую-то важную социальную функцию или это рудимент (остаточный орган), который можно смело отрезать?
— Сложно это назвать рудиментом, раз это присутствует в нашей жизни. Для определенных социальных групп это важный механизм взаимодействия с миром и мира — с ними. Я говорю о социальной группе, которая собирается в монастыре: для них это не анахронизм, а обыденная жизнь.
— У отца Сергия много VIP-прихожан. Самые известные из них — участник шоу «Уральские пельмени» Дмитрий Соколов, хоккеист Павел Дацюк, когда-то раньше — экс-прокурор Крыма, депутат Госдумы Наталья Поклонская. Также среди его приверженцев есть чиновники, врачи, адвокаты. Все они бывают на службах отца Сергия, когда он изгоняет бесов, а, по рассказам, некоторые VIP и сами проходили через эти обряды. Зачем им это?
— Думаю, причина та же самая, что и у обычных людей: они достигли в жизни каких-то целей, и настало время для поиска чего-то духовного. А Сергий Романов отвечает на этот поиск, но не так, как официальная церковь — через какое-то более глубокое понимание веры, через архаику. Но когда VIP своим примером показывают, что можно поехать туда, в монастырь, еще и защищают отца Сергия — это еще хуже. Для меня это — нонсенс. А для них показать, что они симпатизируют опальному священнику — возможность еще больше выделиться, подчеркнуть свою духовность.
— Откуда отец Сергий позаимствовал проводимые им обряды изгнания бесов? Может быть, он что-то делает неправильно?
— Есть определенные источники, которые устоялись в отчитках — например, требник Петра Могилы. Но вообще в русском православии нет четкого чина, регламентирующего обряд отчиток, как, например, чин экзорцизма в католической церкви.
Всегда было своеволие: священники часто начинают пороть отсебятину, действуют по наитию. Так что руки у Сергия развязаны, он может делать все, что угодно.
И он позволил себе много лишнего, стал продвигать свой личный конспирологический бренд, прикрываясь отчитками. Возмутились не только атеисты, но и православная церковь, потому некоторые вещи, которые он говорит, не вполне вменяемые. В этом есть особые риски.
— В чем опасность?
— К нему на отчитки привозят много детей, а для их психики это очень серьезная угроза. Дистанционно, конечно, диагнозы не ставят, но видно, что у многих из них — явные проблемы со здоровьем. Многие такие дети — с инвалидностью. Конечно, стоило бы продиагностировать этих людей с точки зрения психиатрии, но они не идут на контакт: паства очень замкнута, подвержена влиянию лидера и доверяет ему беспрекословно.
— Люди, едущие или везущие своих близких на отчитки, сами уверены, что в них бесы, или это он (отец Сергий) убеждает их в этом?
— Людям, у которых возникает вопрос в религиозной одержимости, требуется подтверждение этого. И отец Сергий такое подтверждение дает — за этим они и едут. Он «диагностирует» у них бесов, и они через это получают то самое одобрение. Потому что чаще всего это люди с какими-то серьезными проблемами.
— Методы изгнания бесов универсальны? Или для каждого беса — свой «инструмент»?
— Метод зависит не от беса, а от конкретного прихода и человека, совершающего обряд.В рамках «частных» экзорцизмов, когда люди, начитавшись или наслушавшись таких деятелей, решают сами, вне церкви, провести такой «обряд», встречаются и ножи, и палки, и камни.
В отчитках Сергия Романова такого нет, но там есть охрана, которая силой заламывает одержимых, кладет их на пол.
Особенно опасна ситуация, когда к Сергию привозят на отчитку детей с психическими или физическими заболеваниями, и к ним применяют силовые методы воздействия. Я видел жесткое обращение с детьми, которые приехали в монастырь с родителями — думаю, отношение к детям, живущим в монастыре без родителей, гораздо жестче.
— Можете привести самый вопиющий пример?
— Был случай с маленьким ребенком. Я не врач, но у него было явное какое-то двигательное расстройство ДЦП. Он не вел себя агрессивно, но когда его схватили, естественным образом стал вырываться. Это убеждало окружающих, что он одержим бесами. А ребенок чувствует, что родители чего-то от него хотят, и начинает отыгрывать эту роль одержимого, чтобы заслужить их поощрение.
Родителям тоже достается: во время отчитки Романов обвиняет их в том, что это именно они довели своего ребенка до такого состояния. Говорит, что они его бросили — отдали интернету, оправдывая тем самым жесткое обращение с детьми: скручивание, укладывание их лицом в пол, стуканье по ним книгой. И якобы только Сергий способен спасти их ребенка.
— Сколько обычно стоит отчитка, и сколько — у отца Сергия?
— У Сергия Романова денег, я думаю, достаточно, поэтому у него этот обряд бесплатный. Но я бывал на отчитках в других монастырях. Например, в Стерлитамаке мне предлагали купить пояс из ситцевой ленточки, чтобы нечистая сила в тебя не вошла, когда ее будут изгонять. Он стоил 300 рублей — своеобразная «плата за вход».
Как выглядит экзорцизм в XXI веке? Истории трех петербурженок, которые годами борются с бесами
В 2019 году россияне продолжают верить в бесов: они ездят на отчитки в церковь и ходят на индивидуальные сеансы экзорцизма. Иногда борьба с подселенцами длится годами и даже десятилетиями. При этом среди медицинских специалистов есть те, кто не исключает, что люди могут быть одержимыми, а некоторые священники борются с духами в паре с психиатрами.
«Бумага» побывала на сеансе изгнания злых духов и поговорила со священнослужителями-экзорцистами и их подопечными. В нашем подробном материале читайте, почему петербуржцы верят в бесов, как избавляются от демонов и чего им это стоит.
Основные тезисы текста
1. Процедура изгнания бесов может проходить в церкви и быть направлена сразу на несколько десятков человек. Но бывают и индивидуальные сеансы экзорцизма.
2. Некоторые священники-экзорцисты сперва отправляют одержимых к медицинским специалистам. Есть врачи, которые верят в бесов, и есть те, кто считает экзорцизм плацебо и оккультистской практикой.
3. Петербурженка Ева сменила имя, потому что в ней жила душа другой женщины. Теперь ей легче и она отправляет на отчитки своих родных и друзей.
4. Бесы могут вернуться — так случилось с петербурженкой Анастасией. На борьбу с подселенцами могут уйти годы и тысячи рублей — некоторые экзорцисты работают за деньги.
5. У некоторых одержимых так и не получается избавиться от бесов. Например, петербурженка Елена борется со своим демоном уже 40 лет.
6. Экзорцисты могут работать в паре с психиатрами. У священников есть техники, помогающие отличить болезнь от одержимости. Кто-то считает, что через бесов можно прийти к богу
Как выглядит изгнание бесов в церкви
Храм святых апостолов Петра и Павла по пятницам одно из самых популярных мест в Сергиевом Посаде. В полдень здесь начинается отчитка — из людей изгоняют злых духов и бесов. В массовой культуре обряд изгнания называют экзорцизмом, но священнослужители это слово не используют. В православном сообществе этот процесс называют отчиткой, чином изгнания злых духов или молебном о недужных.
Отчитка в Сергиевом Посаде проходит три раза в неделю: по пятницам, субботам и воскресеньям. В пятницу, 5 июля, за полчаса до начала в храме уже полно людей. Пожилые женщины и дети устроились на лавках в центре одного из помещений, остальные стоят вдоль стен. Публика очень разная: молодые семьи с детьми, парни в свитшотах, ухоженные женщины за 40. Есть и пенсионеры, но их не так много.
Молодой батюшка читает псалмы, через 20 минут к собравшимся выходит архимандрит Герман Чесноков. Долгое время Герман был единственным священником в России, которому РПЦ официально разрешила проводить отчитки. Чин изгнания начинается с проповеди, в которой Чесноков поясняет, откуда в людях вообще берутся демоны и бесы:
— Все мы хотим видеть солнце, море и горы, но для того чтобы видеть, нужно жить по Закону Божьему. А Закон Божий не все знают, и у нас Закону Божьему государство сейчас не учит. Иисус посылает демонов как бич, чтобы наказывать им грешников. Они овладевают теми, кто блудит, курит и пьет.
Демонизм всегда влияет на здоровье человека, утверждает архимандрит: у одержимого поднимается давление, возникают проблемы с сердцем, астма, закупориваются поры — особенно у женщин.
Спасение от демонов и нечистых сил — праведный образ жизни и молитвы, заключает священник. Поэтому, говорит он, сейчас собравшиеся будут 40 минут молиться.
Отец Герман рассказывал, что людей на отчитку иногда привозят в цепях, одержимые рычат, каркают, бьются в судорогах и плачах. Однако этот чин проходит разочаровывающе спокойно. Некоторые даже мирно дремали на лавках. Только девочка лет семи вскрикнула в начале молебна и прикусила себе запястье, миниатюрная женщина в белом платке все два часа вздрагивала от подавляемых рыданий и рослый мужчина в обтягивающей черной футболке будто бы впал в транс и начал раскачиваться, а еще резко вздрагивал каждый раз, когда архимандрит поднимал в воздух серебряный крест.
В последние полчаса посетители отчитки утомились, начали переговариваться, и в помещении повис гул. Сквозь толпу протискивались священнослужители — мазали собравшихся елеем.
После молитвы посетители храма деловито выстроились в очереди: кто-то — переговорить с архимандритом, кто-то за освященным подсолнечным маслом. Некоторые помогали расставлять скамьи после молебна.
Бесов изгоняют не только в Сергиевом Посаде. В 2016-м издание «Такие дела» писало об иеромонахе и бывшем рок-музыканте Владимире Гусеве. Он основал благотворительный фонд социального служения «Покров», при котором действует одноименный паломнический центр. Гусев регулярно проводит отчитки в поселке Михайловское Орловской области. В отличие от бесплатного чина изгнания в Сергиевом Посаде, услуги Гусева платные. Паломническая поездка в составе группы стоит 6500 рублей. Есть и индивидуальные четырехдневные встречи в Москве, в 2016 году они стоили 8 тысяч рублей.
В группе «Покрова» благодарные паломники рассказывают, как регулярные отчитки помогли им излечиться от болезней, вернуть смысл жизни и внутреннее спокойствие. Свои недуги они связывают именно с присутствием в теле злых духов. «Такие дела» опубликовали запись скрытой камерой обряда изгнания, проводимого Гусевым. На протяжении трех с половиной минут люди на записи рычат и истошно кричат «Подохни!»
«Больной заменяет лекарства молитвами». Что об экзорцизме думают психиатры и религиоведы
Иеромонах Парфений, помощник игумена Валаамского монастыря, рассказал «Бумаге», что бурная реакция — совсем не обязательно показатель одержимости. Сам иеромонах отчиток не проводил, но несколько раз помогал на индивидуальном чине изгнания:
— Кликушество — это заболевание психики, а не одержимость. Люди начинают кричать, чтобы привлечь внимание к себе, их сразу хватают, кропят водичкой родственники, родители, муж. Я на таких даже не обращаю внимание. Это пациенты психоневрологического диспансера.
По мнению иеромонаха, близкой к реальной отчитка показана в фильме «Обряд» с Энтони Хопкинсом.
Священнослужитель объясняет: одержимость — это вселение в человека разумной сущности, которая начинает им овладевать. Человек не может поступать осознанно и в моменты обострения способен сотворить что угодно. А когда придет в себя, даже не будет помнить, что сделал.
— Сущность [проявляется], когда дети, например, говорят взрослыми голосами или женщины начинают говорить басом мужским. [Одержимый] может общаться на языке, которого не знает, может видеть близлежащее будущее.
Чин отчитки, отмечает иеромонах, — индивидуальный. Священник должен проводить его один на один с обратившимся, а не перед толпой, как это происходит в Сергиевом Посаде и в центре «Покров». Иеромонах считает это неправильным и отмечает, что сама православная отчитка — не совсем норма:
— У нас есть такие таинства, как исповедь, причастие, соборование, — нужно прибегать к ним. Если человек воцерковленный и знает, во что верит и почему верит, такие люди больше находятся под божьей защитой.
Причиной появления духов может быть нарушение духовных законов самим человеком, либо грехи родителей, перечисляет иеромонах Парфений. Для примера он рассказывает о случае из собственной практики: в мальчика вселился дух, когда его отец стал экстрасенсом. И чем большего успеха достигал отец, тем хуже становилось сыну: он не мог зайти в церковь, проявлял агрессию, вел разгульный образ жизни.
Священнослужитель подчеркивает: обратившемуся с жалобой на одержимость сперва нужно посетить врачей. Медики должны убедиться, что его состояние и поведение не обусловлено психическими расстройствами. Но сам Парфений отправляет к врачам не всех:
— Во-первых, у меня уже есть опыт. Во-вторых, я учусь на психолога. И есть церковные тесты на предмет того, одержим человек или нет. Святая вода и святые мощи — вот духовные тесты. Одержимые на эти тесты реагируют агрессивно.
В 2017 году патриарх Кирилл говорил, что изгнание бесов помогает людям с психическими заболеваниями. По его словам, «специалисты в области психиатрии сталкиваются порой с такими психическими явлениями, которые нельзя объяснить болезнью». Мнения специалистов, которых СМИ просили прокомментировать слова патриарха, разделились: кто-то счел отчитку средневековой практикой, а кто-то признал, что в некоторых случаях она нужна.
Так, главный психиатр Петербурга Александр Сафронов говорил, что в научном центре института психиатрии РАН есть лаборатория, которая занимается исключительно вопросами взаимодействия официальной психиатрии и РПЦ, «поскольку очень много пересечений, что совершенно очевидно».
Профессор психиатрии Александр Коцюбинский рассказал, что одержимость — это часть невротических расстройств, истерии и нарциссизма, а также эпилепсии, биполярного расстройства и шизофрении. Он назвал высказывание патриарха «негативным для психпрофилактики». Коцюбинский сравнил эффективность экзорцизма с плацебо и заявил, что обряд может нанести вред:
— Человек, полагающий, что он одержим бесами, полностью снимает с себя ответственность за свое лечение, в то время как лечение психически больного — это всегда совместный труд врача и пациента. Помимо этого, экзорцизм препятствует своевременному началу лечения, поскольку создает у больных неверное представление о природе расстройства. В итоге больной не принимает необходимые лекарства, заменяя их молитвами или сеансами экзорцизма, оказывается во власти несведущих в области медицины и попросту мракобесных во взглядах на медикаментозное лечение и на психиатрию в целом попов.
Иеромонах Парфений согласен, что отчитка не панацея и иногда может навредить.
А религиовед Борис Кнорре считает, что чин изгнания близок к магическим практикам, с которыми борется церковь: «Сам по себе механизм обнаружения „порчи“ в православных центрах имеет сходства с оккультно-магическими традициями, предлагающими услуги по снятию сглаза. В какой-то степени экзорцизм выступает как механизм монополизации и имплантации магических методов „снятия сглаза“ в церковное пространство».
«Я тогда и я сейчас — это два разных человека». Как изгнание сущности изменило жизнь петербурженки
Когда Ольге Чадаевой было 14 лет, она решила сменить имя. Девушка хотела этого с детства: говорит, что когда слыша свое имя, она испытывала сильную боль в груди. Родители Ольги считали это желание блажью, но согласие на смену имени дали. А вот в Загсе в родном городе Сарапул ей тогда отказали.
Несколько лет назад, уже в Петербурге, Чадаева всё же сменила имя, теперь ее зовут Ева. Сейчас ей 43 года, но выглядит она моложе. Постоянно улыбается, охотно говорит о себе и резво на высоких каблуках перемещается по своему косметологическому кабинету. На стене висят дипломы: часть из них вручали еще Ольге, остальные Евангелинне. Полную версию нового имени она выбрала вместе с астрологом-нумерологом, который посоветовал ей добавить еще одну «н» — чтобы добиться необходимого количества букв.
Три года назад женщина говорит, что узнала, почему собственное имя вызывало у нее отторжение. В ней с рождения сидел дух женщины Ольги — коллеги отца, тайно в него влюбленной. Ева узнала об этом во время «чистки» у пастора пресвитерианской церкви «Ковчег» в Кронштадте Анатолия Чепурного. Петербурженка до сих пор обращается к нему, чтобы изгнать духов:
— На третьем сеансе он [пастор] сказал: «Поднимись». И спросил, кто поднялся: дух или человек. Человек. «Как зовут?» Ольга. Он задает следующий вопрос: «Сколько тебе лет». 62. Но я же знаю, что мне не 62! «По какому праву ты находишься в теле Евы?» Она, душа, начинает рассказывать, и я всё понимаю. Мой папа был начальником цеха на заводе, у него работали две молоденькие практикантки: Света и Оля. Мою сестру звали Светой, а меня папа подсознательно назвал в честь той женщины.
Ева рассказывает, что во время сеанса ее «подключили к потоку»: она будто стояла в центре трубы, а сверху был направлен луч света. Говорила она не своим голосом. Душа Ольги рассказала, что влюбилась в отца Евы, но после рождения второй дочки потеряла надежду и возненавидела ребенка. Во время чистки, говорит Ева, она падала в обмороки, плакала, ее тошнило, а когда душа Ольги вышла из нее, тело ломило, Еве было больно.
Женщина полагает, что именно из-за души молодой практикантки у нее не складывались отношения с мужчинами. Но сейчас, считает Ева, ситуация меняется.
Анатолий Чепурной, отчитывавший Еву, рассказал «Бумаге», что проводит подобные сеансы (в пресвитерианской церкви их называют служением освобождению — прим. «Бумаги») сутки через трое. Он приходит в церковь рано утром и может закончить работу около двух ночи — слишком много желающих избавиться от духов:
— Демоны — высшая стадия, бесы — низшая стадия духовных существ. Они ненавидят людей, их задача просто убивать человека, разрушать семьи, доводить до самоубийства.
Чепурной рассказывает, что приходившие к нему люди исцелялись от тяжелых болезней, воссоединялись с родственниками, чувствовали себя счастливыми.
— Я тогда и я сейчас — это два разных человека, — рассуждает Ева о сеансах у пастора. — Сейчас я желаю людям только хорошего, мои мысли в основном чистые. Это заслуга чистки и убирания всех сущностей, которые на меня влияли и [всё еще] иногда влияют.
Пастор помог Еве избавиться от духа неуверенности в себе. Женщина признается, что психологи не смогли помочь ей справиться с комплексами, и она даже консультировалась с пластическими хирургами — хотела увеличить грудь. Но после обряда полностью приняла себя и свое тело.
— Служа людям много лет, я заметил, что для господа есть важный грех — нелюбовь человека к себе. Например, когда человек называет себя дурой или дураком, это тоже бес. Он поселяется в копчик и вызывает болезнь, разрушение тазобедренных суставов и рак костного мозга, — поясняет Чепурной.
Бесы и входят в человека в том числе из-за родового проклятия, говорит Чепурной, — и неважно, как давно кто-то из предков совершил грех. Так, пастору удалось изгнать из Евы «духа ревности», который поселился в ее роду, по словам Чепурного, в восьмом поколении: тогда одна из родственниц Евы изменила мужу. По словам Евы, когда она рассказала пастору о трудностях с ипотекой, ее материальное положение улучшилось:
— Я каждый день пыталась подсчитать доходы и расходы и поняла, что это что-то сверхъестественное: я не знаю, откуда эти деньги. Было ощущение, что они [деньги] просто размножаются.
Работа с пастором также помогла излечить родных, уверена Ева. Несколько лет назад у ее матери диагностировали поликистоз, но после молитв Чепурного и чисток мать пошла на поправку, убеждена девушка, а в этом году врачи и вовсе сняли диагноз. То же случилось и с отцом Евы: через некоторое время после обнаружения врачами у него исчезли полипы.
Сейчас Ева не приезжает в Кронштадт. Но к пастору Анатолию ходят ее сестра с мужем. Женщина познакомила с ним своих друзей, коллег, знакомых. Всего, по подсчетам Евы, к священнослужителю с ее подачи обратились 100 человек. Она подчеркивает: пастор не берет плату за чистки и даже обижается, когда ему предлагают деньги. Но в церкви есть ящик для пожертвований.
Чепурной считает, что демоны, бесы и духи есть в каждом: «Как правило, 300–400 бесов за каждой душой стоит». Более того, изгнать их полностью невозможно.
— Чем больше человек идет за богом, тем меньше в нем становится бесов. Когда бесы уходят, в человеке образуются пустоты, и их надо обязательно заполнять чтением Слова Божьего, молитвы. И тогда дух наш преображенный растет, заполняя тело, и потихоньку происходит [полное] преображение.