эмоциональное состояние пациента при сообщении ему плохих новостей определяется тест
Тест с ответами по теме «Деонтологические аспекты формирования пациентоориентированного взаимодействия медицинских работников с особыми группами пациентов. Общая деонтология. Сообщение плохих новостей»
Форма сообщения «плохой новости» является важной, поскольку влияет на эмоциональное состояние пациента при восприятии информации.
1. «Пробный выстрел»
1) вводит пациента в заблуждение;
2) демонстрирует неуверенность врача;
3) используется только при сообщении о наличии неизлечимого заболевания;
4) позволяет пациенту настроиться на восприятие информации.+
2. Если врачу нужно сообщить пациенту «плохую новость», он должен
1) отложить сообщение новости на самый конец консультации;
2) попросить кого-либо из родственников пациента сделать это вместо него;
3) построить разговор так, чтобы помочь пациенту подготовиться к восприятию тяжелой информации;+
4) сообщить эту новость в самом начале разговора с пациентом.
3. К «плохим новостям» относится
1) любая информация, эмоционально тяжелая для пациента и сильно влияющая на его жизнь;+
2) только сообщение о предстоящей операции и последующем длительном периоде снижения качества жизни;
3) только сообщение о смерти;
4) только сообщение о тяжелом диагнозе.
4. К приему, позволяющему не навязывать информацию о диагнозе пациенту, который не хочет её сейчас услышать, относится
1) «пробный выстрел»;+
2) подписание документа о согласии на получение информации;
3) сообщение информации сначала родственникам пациента;
4) сообщение информации только коллегам, непосредственно участвующим в лечении пациента.
5. Паузы, которые делает врач при сообщении «плохих новостей»
1) демонстрируют неуверенность врача;
2) неоправданно увеличивают длительность консультации;
3) повышают тревогу пациента;
4) позволяют пациенту усвоить полученную информацию и отреагировать на нее.+
6. Перед сообщением «плохой новости» врач должен прояснить, что пациенту уже известно, чтобы
1) вовсе отказаться от сообщения «плохой новости», если пациент ни о чем не догадывается;
2) найти возможность оградить его от неприятной информации;
3) планировать дальнейший ход разговора;+
4) по возможности, сообщить ему только часть информации, а не всю.
7. Поддержкой для пациента после сообщения «плохих новостей» будет
1) демонстрация врачом эмпатии;+
2) заверение врача в обязательном благополучном исходе лечения;
3) рассказ врача о более сложных ситуациях, в которых оказались другие пациенты;
4) утверждение врача, что нет повода для серьезного беспокойства.
8. Подробное обсуждение плана лечения сразу после сообщения диагноза
1) должно проводиться в присутствии заведующего отделением;
2) может быть воспринято пациентом как проявление равнодушия к его состоянию;+
3) рекомендовано ВОЗ в качестве меры профилактики суицида;
4) является наилучшей поддержкой пациента.
9. После сообщения «плохой новости» врач должен
1) оставить пациента одного;
2) подробно рассказать о плане лечения;
3) пригласить к пациенту психиатра;
4) следовать за реакцией пациента, выражая эмпатию и отвечая на вопросы пациента.+
10. После сообщения «плохой новости» нужно
1) дать возможность пациенту усвоить полученную информацию и отреагировать на нее;+
2) завершить консультацию, оставить пациента одного;
3) как можно скорее перейти к обсуждению плана дальнейших действий;
4) сказать пациенту что-до ободряющее.
11. Прежде, чем приступить к сообщению плохих новостей, врачу нужно
1) предупредить пациента, что время для этого разговора ограничено;
2) прояснить, что пациент уже знает;+
3) рассказать пациенту о возможностях современной медицины;
4) сказать пациенту, чтобы он не волновался.
12. При сообщении «плохих новостей» важно, чтобы темп подачи информации
1) был как можно выше;
2) был как можно медленнее;
3) был отрегулирован с учетом потребностей конкретного пациента;+
4) не позволял пациенту погрузиться в переживания.
13. Форма сообщения «плохой новости»
1) не поддается контролю со стороны врача;
2) является важной, поскольку влияет на эмоциональное состояние пациента при восприятии информации;+
3) является маловажной, поскольку не влияет на содержание информации;
4) является необъективной.
14. Эмоциональное состояние пациента при сообщении ему «плохих новостей» определяется
1) в первую очередь темпераментом пациента;
2) и содержанием новости, и формой, в которой она была сообщена;+
3) только содержанием новости;
4) только формой сообщения новости.
15. Яркая эмоциональная реакция (слезы, гнев) пациента на «плохую новость»
1) может возникнуть только при некорректном поведении врача;
2) может указывать на проблемы с психическим здоровьем пациента;
3) указывает на невоспитанность пациента;
4) является естественной.+
Если хотите поблагодарить автора за его огромный труд, полученные знания и уникальный ресурс, то можете отправить ДОНАТ (от скромной до щедрой суммы).
Тест с ответами по теме «Деонтологические аспекты формирования пациентоориентированного взаимодействия медицинских работников с особыми группами пациентов. Общая деонтология. Сообщение плохих новостей»
Представляем Вашему вниманию тест портала НМО (непрерывного медицинского образования) по теме «Деонтологические аспекты формирования пациентоориентированного взаимодействия медицинских работников с особыми группами пациентов. Общая деонтология. Сообщение плохих новостей» с ответами по алфавиту. Данный тест с ответами по теме «Деонтологические аспекты формирования пациентоориентированного взаимодействия медицинских работников с особыми группами пациентов. Общая деонтология. Сообщение плохих новостей» позволит Вам успешно подготовиться к итоговой аттестации по направлению «Терапия». Методика «Пробный выстрел» позволяет пациенту настроиться на восприятие информации. Кроме того, методика «пробный выстрел» позволяет не навязывать информацию о диагнозе пациенту, который не хочет её сейчас услышать. К «плохим новостям» относится любая информация, эмоционально тяжелая для пациента и сильно влияющая на его жизнь.
1. «Пробный выстрел»
1) вводит пациента в заблуждение;
2) демонстрирует неуверенность врача;
3) используется только при сообщении о наличии неизлечимого заболевания;
4) позволяет пациенту настроиться на восприятие информации. +
2. Если врачу нужно сообщить пациенту «плохую новость», он должен
1) отложить сообщение новости на самый конец консультации;
2) попросить кого-либо из родственников пациента сделать это вместо него;
3) построить разговор так, чтобы помочь пациенту подготовиться к восприятию тяжелой информации; +
4) сообщить эту новость в самом начале разговора с пациентом.
3. К «плохим новостям» относится
1) любая информация, эмоционально тяжелая для пациента и сильно влияющая на его жизнь; +
2) только сообщение о предстоящей операции и последующем длительном периоде снижения качества жизни;
3) только сообщение о смерти;
4) только сообщение о тяжелом диагнозе.
4. К приему, позволяющему не навязывать информацию о диагнозе пациенту, который не хочет её сейчас услышать, относится
1) «пробный выстрел»; +
2) подписание документа о согласии на получение информации;
3) сообщение информации сначала родственникам пациента;
4) сообщение информации только коллегам, непосредственно участвующим в лечении пациента.
5. Паузы, которые делает врач при сообщении «плохих новостей»
1) демонстрируют неуверенность врача;
2) неоправданно увеличивают длительность консультации;
3) повышают тревогу пациента;
4) позволяют пациенту усвоить полученную информацию и отреагировать на нее. +
6. Перед сообщением «плохой новости» врач должен прояснить, что пациенту уже известно, чтобы
1) вовсе отказаться от сообщения «плохой новости», если пациент ни о чем не догадывается;
2) найти возможность оградить его от неприятной информации;
3) планировать дальнейший ход разговора; +
4) по возможности, сообщить ему только часть информации, а не всю.
7. Поддержкой для пациента после сообщения «плохих новостей» будет
1) демонстрация врачом эмпатии; +
2) заверение врача в обязательном благополучном исходе лечения;
3) рассказ врача о более сложных ситуациях, в которых оказались другие пациенты;
4) утверждение врача, что нет повода для серьезного беспокойства.
8. Подробное обсуждение плана лечения сразу после сообщения диагноза
1) должно проводиться в присутствии заведующего отделением;
2) может быть воспринято пациентом как проявление равнодушия к его состоянию; +
3) рекомендовано ВОЗ в качестве меры профилактики суицида;
4) является наилучшей поддержкой пациента.
9. После сообщения «плохой новости» врач должен
1) оставить пациента одного;
2) подробно рассказать о плане лечения;
3) пригласить к пациенту психиатра;
4) следовать за реакцией пациента, выражая эмпатию и отвечая на вопросы пациента. +
10. После сообщения «плохой новости» нужно
1) дать возможность пациенту усвоить полученную информацию и отреагировать на нее; +
2) завершить консультацию, оставить пациента одного;
3) как можно скорее перейти к обсуждению плана дальнейших действий;
4) сказать пациенту что-до ободряющее.
11. Прежде, чем приступить к сообщению плохих новостей, врачу нужно
1) предупредить пациента, что время для этого разговора ограничено;
2) прояснить, что пациент уже знает; +
3) рассказать пациенту о возможностях современной медицины;
4) сказать пациенту, чтобы он не волновался.
12. При сообщении «плохих новостей» важно, чтобы темп подачи информации
1) был как можно выше;
2) был как можно медленнее;
3) был отрегулирован с учетом потребностей конкретного пациента; +
4) не позволял пациенту погрузиться в переживания.
13. Форма сообщения «плохой новости»
1) не поддается контролю со стороны врача;
2) является важной, поскольку влияет на эмоциональное состояние пациента при восприятии информации; +
3) является маловажной, поскольку не влияет на содержание информации;
4) является необъективной.
14. Эмоциональное состояние пациента при сообщении ему «плохих новостей» определяется
1) в первую очередь темпераментом пациента;
2) и содержанием новости, и формой, в которой она была сообщена; +
3) только содержанием новости;
4) только формой сообщения новости.
15. Яркая эмоциональная реакция (слезы, гнев) пациента на «плохую новость»
1) может возникнуть только при некорректном поведении врача;
2) может указывать на проблемы с психическим здоровьем пациента;
3) указывает на невоспитанность пациента;
4) является естественной. +
Эмоциональное состояние пациента при сообщении ему плохих новостей определяется тест
ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия
Отделение хирургической онкологии клиники Мерси, Балтимор, США
Как сообщать плохие новости максимально эффективно? Протокол SPIKES для сообщения «плохих новостей»
Журнал: Эндоскопическая хирургия. 2018;24(5): 45-50
Котов М. А., Гущин В. В. Как сообщать плохие новости максимально эффективно? Протокол SPIKES для сообщения «плохих новостей». Эндоскопическая хирургия. 2018;24(5):45-50.
Kotov M A, Gushchin V V. How would you deliver bad news most professionally? SPIKES protocol for breaking bad news disclosure. Endoscopic Surgery. 2018;24(5):45-50.
https://doi.org/10.17116/endoskop20182405145
ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия
В этой статье читатель найдет пошаговые рекомендации по сообщению «плохих новостей». Тема профессионального общения представляется относительно новой для российской хирургической аудитории, и перечисленная последовательность шагов в общении с пациентом в первой части статьи может показаться не применимой в повседневной практике, декларативной и назидательной. Поэтому для иллюстрации этих рекомендаций авторы предлагают во второй части игровой пример из «личного опыта тяжелого разговора» после эксплораторной лапаротомии по поводу распространенного неоперабельного опухолевого процесса с признаками карциноматоза брюшины. Стиль этой публикации необычен для статьи в научном журнале. С учетом того, что тяжелые разговоры эмоционально обременительны для хирургов, мы решили сохранить стиль дневника, который лучше передаст происходившее в реальной жизни: семантика научного журнала при изложении могла бы выхолостить знакомые каждому хирургу переживания, не передав сути. Вторая часть подвергнута психологическому разбору и снабжена комментариями автора.
ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия
Отделение хирургической онкологии клиники Мерси, Балтимор, США
Сообщение пациенту нежелательной информации является сложной коммуникативной задачей для врача. В англоязычной медицинской литературе такую нежелательную информацию называют «плохими новостями». В 1984 г. R. Buckman [1] опубликовал в Британском медицинском журнале статью, в которой дал следующее определение понятия «плохие новости» применительно к медицине: «Плохие новости — это любая информация, которая может кардинально изменить взгляд пациента на свое будущее». В свой обзорной статье, посвященной проблеме сообщения пациентам нежелательной информации, J. Ptacek и T. Eberhardt [2] предложили интерпретировать термин «плохие новости» как «информацию, которая приводит к когнитивному, эмоциональному и поведенческому дефициту у человека, которому данная информация адресована».
По данным исследований, процесс сообщения «плохих новостей» является сложным как для пациента, которому адресована информация, так и для врача, который является проводником этой информации. Тем не менее 86,8% пациентов с онкологическим заболеванием желают знать всю информацию о диагнозе, прогнозе и вариантах лечения [3], но врачи сообщают «плохие новости» пациенту в полном объеме только в 43% случаев [4]. Причиной этому, как правило, являются чувство страха и неудачи, недостаток знаний, затруднения при объяснении пациенту научных сведений доступным ему языком, страх перед эмоциями пациента и недостаток времени на беседу с пациентом [5].
Для того чтобы врачам стало легче сообщать пациенту «плохие новости», были разработаны специальные протоколы [1, 2, 6, 7]. Они представляют собой линейный алгоритм, выполнение которого шаг за шагом позволяет врачу выполнить четыре основные задачи при сообщении «плохих новостей». Самым известным является протокол SPIKES, разработанный W. Baile и соавт. [7] в MD Anderson Cancer Center, состоящий из шести последовательных шагов.
Процесс сообщения неблагоприятной медицинской информации онкологическому пациенту можно сравнить с другой медицинской процедурой, которая требует выполнения поэтапного плана. В медицинских протоколах, например сердечно-легочной реанимации или ведения диабетического кетоацидоза, каждый шаг должен быть выполнен, и успех мероприятий зависит от успешного выполнения каждого предыдущего шага [8, 9].
Цель беседы о плохих новостях. Процесс сообщения плохих новостей можно представить как попытку достижения четырех целей.
Первая цель — сбор информации от пациента. Это позволит врачу определить знания пациента, его ожидания и готовность к восприятию плохих новостей.
Вторая цель — дать пациенту информацию в соответствии с его нуждами и переживаниями.
Третья цель — поддержать пациента, используя навыки для снижения эмоционального воздействия и сознания изоляции у получателя плохих новостей.
Четвертая, конечная цель — разработать план лечения при участии пациента.
Достижение этих целей осуществляется последовательным выполнением шести шагов, каждый из которых связан с конкретным навыком. Не всегда при сообщении плохих новостей необходимо выполнение всех шагов, но при их выполнении необходимо строго соблюдать последовательность.
6 шагов протокола SPIKES
Шаг 1: S — SETTING UP the interview (настройте беседу). Ментальная репетиция является полезным способом подготовки к стрессовой ситуации. Это может быть достигнуто путем составления плана будущей беседы с пациентом, а именно вы должны знать, каким образом вы будете реагировать на эмоциональное состояние пациента и его трудные вопросы. Как вестник плохих новостей вы должны подготовиться к негативным эмоциям, отчаянию и ответственности за них. Полезно напомнить, что сообщение плохих новостей может расстроить пациента, но в то же время данная информация будет очень важна для планирования его будущего.
Несколько полезных рекомендаций.
Организуйте общение наедине. Если беседа с пациентом в отдельной комнате невозможна, то можно отгородить постель пациента при помощи шторы (ширмы).
Задействуйте в разговоре значимых для пациента людей. Большинство пациентов желают, чтобы в разговоре участвовал кто-то еще, однако этот выбор должен сделать пациент. Когда членов семьи очень много, попросите пациента оставить одного или двух ближайших родственников.
Присядьте. Тот факт, что вы присели рядом с пациентом, расслабит его, а также будет говорить о том, что вы, разговаривая, не станете спешить. Когда вы сидите, между вами и пациентом не должно быть барьеров (например, стола). Если вы только что обследовали пациента, то перед началом разговора предложите ему одеться.
Наладьте связь с пациентом. Поддержание зрительного контакта может быть некомфортно, однако это важный способ создания взаимопонимания между вами. Прикоснитесь к руке пациента, держите его за руку (если, конечно, ему это комфортно) либо используйте другие методы для достижения взаимопонимания.
Управляйте временем и отвлекающими факторами. Сообщите пациенту о том, что у вас ограничено время и что вас могут отвлечь от разговора. Отключите на время разговора свой мобильный телефон и попросите коллег не беспокоить вас.
Шаг 2: Assessing the Patient’s PERCEPTION (оценка восприятия пациента). Шаги 2 и 3 протокола SPIKES являются важными моментами в беседе, где вы действуете по правилу «прежде чем сказать — спроси». То есть прежде чем обсуждать медицинскую тему, врач при помощи открытых вопросов получает точную картину того, как пациент воспринимает ситуацию — что он понял и насколько важно это для него. Например: «Что Вы расскажете о своей болезни до этого момента?» или: «Как вы думаете, почему мы выполнили Вам МРТ?». Основываясь на полученной информации, вы сможете скорректировать имеющиеся у пациента заблуждения и сообщить плохие новости с учетом того, чего пациент пока не понимает. Это также поможет выполнить важную задачу — определить, есть ли у пациента какая-нибудь форма отрицания болезни: выдавать желаемое за действительное; пропускать существенные, но неприятные детали относительно своей болезни; преувеличивать ожидания от лечения.
Шаг 3: I — Obtaining Patient’s INVITATION (получение приглашения пациента). В то время как большинство пациентов желают получить полную информацию о своем диагнозе, прогнозе и деталях своей болезни, некоторые пациенты не хотят видеть исчерпывающую картину. Когда врач видит, что пациент желает получить полную информацию о своей болезни, это способствует снижению волнения при сообщении плохих новостей. Однако избегание информации является действенным механизмом психологической защиты и проявляется более вероятно при тяжелом течении заболевания. Обсуждая в беседе ту информацию, которую врач сообщил пациенту, врач может одновременно планировать дальнейший ход беседы. Вот примеры вопросов, которые врач может задать пациенту: «Как бы Вы хотели, чтобы я сообщил Вам о результатах исследований?» или: «Вы хотели бы получить полную информацию о результатах исследования, или кратко обозначить результаты и подробно обсудить план лечения?». Если пациент не хочет знать детали, предложите ему задать вам любые интересующие его вопросы, которые у него появятся, или поговорить с родственниками и друзьями.
Шаг 4: K — Giving KNOWLEDGE and Information to the Patient (дайте информацию пациенту)
Предупреждение пациента о том, что вы собираетесь сообщить ему плохие новости, может уменьшить шок от них и способствовать более легкому пониманию предъявленной вами информации. Пример фраз, которые можно использовать для этих целей: «К сожалению, у меня для Вас плохие новости», «Я сожалею о том, что должен Вам сообщить…».
Во-первых, начинайте разговор на уровне понимания и словарного запаса пациента. Во-вторых, используйте общедоступные слова вместо специальных терминов: «распространение» вместо «метастазирование» или «кусок ткани» вместо «биоптат». В-третьих, не используйте чрезмерное упрощение («У вас очень плохой рак, и если вы не получите немедленного лечения, то умрете»), так как это отстранит пациента, он будет зол на вас и будет склонен обвинять вас как посланника плохих новостей. В-четвертых, сообщайте информацию небольшими частями и периодически проверяйте, понимает ли вас пациент. В-пятых, если прогноз у пациента плохой, при общении избегайте таких фраз как «Мы больше ничего не можем сделать для Вас». Такая позиция несовместима с тем, что пациенты часто имеют другие цели лечения, такие как отсутствие боли и других симптомов болезни.
Шаг 5: Addressing the Patient’s EMOTIONS with Empathic Responses (относитесь к эмоциям пациента с сочувствием)
Реагирование на эмоции пациента — одна из наиболее сложных задач при сообщении плохих новостей. Эмоциональные реакции пациента могут быть различны: от молчания до неверия, плача, отрицания или гнева. Когда пациенты узнают плохие новости, их эмоциональные реакции проявляются как шок, сознание своей изоляции, горе. В этой ситуации врач может поддержать пациента, быть солидарным с ним при помощи эмпатии (сочувствия).
Проявляя эмпатию, придерживайтесь четырех правил.
Во-первых, смотрите на любые эмоции со стороны пациента. Это могут быть слезы, печальный взгляд, молчание или шок.
Во-вторых, определите эмоции, которые испытывает пациент. Используйте открытые вопросы для того, чтобы узнать, что пациент думает и чувствует.
В-третьих, определите причину этих эмоций. Обычно они связаны с плохими новостями. Но если вы не уверены в этом, снова спросите об этом пациента.
В-четвертых, после того как вы дали пациенту время для выражения своих эмоций, дайте пациенту понять, что вы связаны с причиной этих эмоций. Например:
Врач: Я сожалею, рентген показал, что химиотерапия больше неэффективна [пауза]. Опухоль увеличилась в размерах.
Пациент: Я боялся этого [плачет].
Врач [передвигает свой стул ближе к пациенту, предлагает ему платок]: Я знаю, что это не то, что вы хотели бы услышать. Я тоже хотел бы, чтобы новости были лучше.
В вышеприведенном диалоге врач наблюдал плач пациента и понял, что плач был вызван плохой новостью. Подошел ближе к пациенту, прикоснулся к его руке и подождал, пока к нему не вернулось самообладание. Он помог пациенту почувствовать, что понимает, почему тот расстроен, и сказал, что он его понимает.
Пока сильны эмоции, трудно перейти к обсуждению других вопросов. Если взволнованность, огорчение или отчаяние пациента не проходят, следует продолжить выражать сочувствие до тех пор, пока он не успокоится. Вы также можете поделиться собственными чувствами («Я бы хотел, чтобы новости были лучше»). Это выразит вашу эмпатию и убедит пациента в вашей искренности.
Вместе с тем, если пациент сдержан и не выражает явно своих эмоций или молчит, врач должен задать уточняющий вопрос, прежде чем сочувственно реагировать. Когда пациент старается скрыть свои эмоции либо проявляет их косвенно или в завуалированной форме, например гнев, разочарование («Я полагаю мне снова придется страдать от химио-терапии»), вы все еще можете реагировать с сочувствием («Я вижу, что эти новости печальны для вас»). Пациенты считают, что их лечащий онколог является важным источником психологической поддержки, и его сочувствие, объяснения и подтверждения сказанного — наиболее сильный стимул доверять врачу. Доверие уменьшает отстраненность пациента, вызывает солидарность и облегчение от того, что с ним разделяют его горе.
Шаг 6: S-STRATEGY and SUMMARY
Пациенты, ясно представляющие свое будущее, меньше подвержены тревоге и чувству неопределенности. До обсуждения плана лечения важно спросить пациента, готов ли он сейчас к этому обсуждению. Рассказ пациенту о вариантах лечения, если это уместно, не только обязателен, но свидетельствует о том, что врач считает мнение и пожелания пациента важными. Кроме того, разделение ответственности с пациентом за принятие решения может также снизить переживание со стороны врача, если лечение окажется неэффективным. Правильное понимание пациентом своего состояния поможет избежать завышенных ожиданий от лечения или недопонимания цели лечения. Врачи часто чувствуют себя некомфортно, когда обсуждают с пациентом прогноз или варианты лечения, если информация неблагоприятная. Дискомфорт создают переживания, которые испытывает врач: неуверенность относительно ожиданий пациента, страх разрушить его надежду, собственное бессилие перед лицом бесконтрольно прогрессирующей болезни, неуверенность в том, что он сможет контролировать эмоции пациента, и иногда смущение за оптимистичный, обнадеживающий прогноз, который он дал пациенту ранее.
Эти непростые беседы можно облегчить, используя некоторые приемы.
Во-первых, многие пациенты имеют представление о серьезности своего заболевания и ограниченных возможностях лечения, но боятся поделиться ими или спросить о последствиях. Исследование знаний пациента, его ожиданий и надежд (Шаг 2 Протокола SPIKES) позволяет врачу, отталкиваясь от них, строить беседу. Когда пациенты имеют нереалистичные ожидания («Мне сказали, что Вы творите чудеса»), то их вопросы об истории болезни обычно выявляют страхи, тревогу, которые лежат за этими ожиданиями. Пациенты могут связывать с излечением разрешение различных проблем, очень значимых для них. Это могут быть потеря работы, неспособность заботиться о семье, боль и страдание, нежелание быть обузой для других, страх перед ограниченной подвижностью. Выражение этих страхов и опасений часто позволяет пациенту признать серьезность своего состояния. Если пациент стал грустным при обсуждении своих опасений, будет уместно применить методики, описанные в Шаге 5 протокола SPIKES. Во-вторых, понимание важных конкретных целей, которые есть у многих пациентов, такие как контроль симптомов, уверенность в том, что они получают лучшее возможное лечение и постоянную заботу, позволяет врачу надеяться на достижение этих целей. Это может очень обнадеживать пациентов.
Пример сообщения пациенту «плохих новостей» в клинической практике.
Операция закончена. Результатом недоволен никто: опухоль сковала поверхность тонкой кишки так, что нельзя было разобрать, где заканчивается одна петля и начинается другая. Компьютерная томограмма живота этой почти 40-летней женщины выглядела гораздо лучше и невиннее, чем живот на операции. Еле ноги унесли, надеюсь, не навредив. За 3 ч операции не смог продвинуться далее 2 см от разреза. Такой пациентке операцией не помочь.
Итак, закончили операцию. Каждый занимается своим делом. Анестезиолог готовится к завершению наркоза, операционная сестра заполняет документацию, ассистенты третий раз проверяют и пересчитывают инструменты, салфетки и иголки. Я прошу, чтобы семью пациентки пригласили в комнату для бесед, чтобы рассказать об операции. «Ни пуха…», — напутствует меня операционная сестра, опустив взгляд. «Не хотела бы я оказаться на твоем месте». — «Все о’кей, — говорю, — я не против. Кроме меня ведь этого никто не сделает, поэтому я даже люблю эти сложные разговоры».
Один за другим на мою сторону перешли все. Удивительно, как быстро рушится самый агрессивный воинственный напор, если не отвечаешь рефлекторно такой же агрессией! Быстро набросали план действий 11 на ближайшие 2—3 дня, кто остается в больнице, кто будет приходить навещать и прочие практические вещи. Самое важное я оставляю на конец. «Мы все понимаем, что находки на операции означают достаточно скорую гибель больной. Не забывайте, что она еще живой человек и нуждается в каждом из вас. Я с вами остаюсь до конца, все равно, каким бы этот конец ни случился!»
Потихоньку поднимаюсь. Все тоже встают. Вместо рукопожатия муж пациентки раскрывает руки для настоящего байкерского медвежьего объятия. Таким же образом я прощаюсь с каждым. Дочка оставляет на моей груди черные кляксы туши для ресниц. Повод для завершающей улыбки: «Хорошо, что не сменил операционный костюм на рубашку, иначе перед женой не оправдаться!». Попытка самой плоской шутки часто воспринимается с благодарностью в такой обстановке. Все смеются. Самое время завершить 12 разговор на этом.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Сведения об авторах
Котов Максим Андреевич — врач-онколог ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова», резидент программы «Высшая школа онкологии»; e-mail: dr.kotovmaxim@gmail.com; https://orcid.org//0000-0002-2586-1240
Гущин Вадим Викторович — директор отделения хирургической онкологии клиники Мерси, Балтимор, США
3 Один их основных навыков общения с пациентом — это активное слушание и выдержка пауз после каждой своей реплики или вопроса. Это позволяет, во-первых, лучше понять информацию, которую вы доносите пациенту, а во-вторых, завоевать доверие пациента.
4 Хирурги часто обращают внимание исключительно на семантическую сторону разговора, т. е. на буквальное значение сказанного. Невербальное общение, однако, по информативности выступает на первое место. Это необходимо помнить как в качестве говорящего, так и в качестве слушателя.
5 Эмпатия — основной прием, который необходим при общении в сложной обстановке. Следует активно выявлять эмоции собеседника и реагировать на них. «Естественное» поведение, которого следует избегать, — реакция на собственные эмоции, что может привести к возникновению конфликта.
6 Для врача «тяжелый разговор» — лишь одно из событий и одна из обязанностей в его профессиональном распорядке. Проблемы, которые занимают врача на момент разговора, отличаются от проблем пациента и семьи. Поэтому одни и те же слова и жесты могут интерпретироваться по-разному. Это обстоятельство создает предпосылки для взаимного недопонимания.
7 Здесь дается описание приема эмпатии. Этот прием может выполняться аналитически без значительной эмоциональной энергии со стороны врача, что является одним из основных практических отличий от симпатии.
8 Похвалить семью пациента — эффективный способ реагирования на эмоциональные высказывания пациентов. В большинстве случаев такая реакция врача позволяет снизить эмоциональную напряженность и повысить уровень доверия к нему.
9 Такие вопросы, прежде всего, имеют эмоциональную окраску и не всегда пациенты или их родственники хотят получить на них исчерпывающие ответы прямо сейчас. При ответе на такие вопросы самым главным является реакция врача на эмоции пациента. Это помогает пациенту успокоиться и повышает уровень доверия к врачу.
10 Советуем особенно обратить внимание на это условие эффективного разговора. Оно перекликается с Шагом 3 протокола SPIKES. Инициатива разговора и изменение характера разговора должны быть предложены пациенту и родственникам, а не жестко контролироваться хирургом. Ощущение контроля в безвыходной ситуации высоко ценится собеседником.
12 Завершение разговора — второй критический момент (начало — это первый), который в большей степени, чем середина, эмоционально окрашивает весь разговор.
13 Хирурги часто испытывают нетерпение при разговоре с пациентом и его родственниками, считая, что такое общение непозволительно для их плотного расписания. Однако пошаговое, систематическое общение с пациентом на практике занимает много меньше времени, чем хирурги представляют.
14 Правильно выполненные приемы общения не гарантируют результата во всех случаях, но увеличивают его вероятность. Это также дает удовлетворение врачу, что он полностью выполнил все известные на сегодняшний день шаги по достижению результата.