эпоксидная смола как выбрать лучшую
Какая эпоксидная смола отлично подойдет для творчества, особенности выбора
Эпоксидные смолы, использующиеся в качестве основного материала в искусстве, называются компаундами. Они нашли свое применение при изготовлении сувенирных поделок, бижутерии, ювелирных изделий, в заливке столешниц и даже рисовании картин. Специальные заливочные компаунды востребованы даже на производстве. Умение работать с эпоксидной смолой можно положить в основу достаточно прибыльного бизнеса. Но даже если рассматривать работу с эпоксидкой как хобби, необходимо обладать некоторыми теоретическими знаниями. В частности, речь идет о свойствах материала, способах его обработки и эксплуатации.
Эпоксидная смола для творческих работ обладает определенными особенностями. Тем не менее, ни один производитель не позиционирует подобным образом свой продукт. Проблема выбора подходящего материала полностью ложится на плечи мастера. Вот почему необходимо знать популярные марки смолы и ориентироваться в технических параметрах новых, ранее неизвестных материалов. И начать необходимо с самого понятия эпоксидной смолы, так как в понимании большинства потребителей слово «смола» ассоциируется с натуральным природным материалом, в то время как это исключительно результат сложных химических и физических процессов.
Определение
Термин «эпоксидка» или «эпоксидная смола» не является специфическим или редким. В понимании большинства это клеевой состав, достаточно прочный, который применяется в строительстве. Но обо всей сфере применения смолы знает далеко не каждый.
Смола изготавливается на основе олигомеров и является синтетическим материалом. Производство эпоксидки основано на том, что олигомеры при смешивании с отвердителями способны превращаться в связанные полимеры.
При этом необходимо строго соблюдать пропорции основного состава и отвердителя. Основной состав получается путем поликонденсации эпихлоргидрина с фенолами. В качестве отвердителя используются амины или кислоты. В любом случае, эпоксидная смола представляет собой двухкомпонентный состав.
По отдельности эти компоненты не имеют практической значимости. Лишь при их взаимодействии образуется уникальный по физическим свойствам материал. Различные разновидности смол получают, благодаря вариативности компонентов и возможности изменять их пропорции.
Свойства материала
Именно уникальные свойства застывшей эпоксидной смолы позволяют использовать ее в качестве строительного или декоративного материала. Естественно, главным из этих свойств является сохранение формы и объема после кристаллизации. Помимо этого, эпоксидка выгодно отличается целым рядом показателей.
В перечень достоинств не включен еще тот факт, что эпоксидка – доступный материал. Несмотря на то, что не так много магазинов занимается продажей аксессуаров для работы со смолой, а в некоторых городах таких торговых точек просто нет, сетевой бизнес позволил обеспечить потребителя всем необходимым. В любом интернет-магазине строительной направленности можно без проблем заказать различные марки смол, в том числе и те, которые используются в работах декоративного характера.
Применение
Под художественным творчеством понимается ремесло или вид деятельности, в результате которого появляется произведение или изделие, отличающееся своей уникальностью и оригинальностью. Смола отлично подходит для изготовления различных изделий декоративного и прикладного характера, но в силу их большой численности удобнее представить сферу применения эпоксидки для творчества в виде нескольких категорий.
Какие марки нужно выбирать
Еще раз напомним о том, что производители, как правило, не вводят специальной маркировки для ювелирных смол. В описании они, естественно, указывают применимость той или иной марки в творчестве. Производство эпоксидных смол подлежит стандартизации, поэтому определены наименования марок, по которым можно судить о технических характеристиках эпоксидки. Всего насчитывается более десятка видов смол, которые отличаются таким параметрами, как консистенция, вязкость, цвет, плотность. Из этих видов лишь определенная часть подходит для творчества.
Если нет особых приоритетов, а небольшой опыт или его полное отсутствие не позволяет запросить у продавца конкретную марку смолы, рекомендуется обратить внимание на популярную универсальную смолу ЭД-20. Благодаря доступности и свойствам, она считается самой востребованной.
Различают два сорта материала: первый и высший.
Из отечественных производителей богатейшим опытом обладает СПбГТИ(ТУ) (Санкт-Петербург). Его собственной разработкой являются модификации смолы ПЭО. Всего насчитывается 7 марок прозрачной смолы для творчества:
Модификации перечислены в хронологическом порядке, согласно их выпуску. Одна марка сменяла другую, но до сих пор их можно встретить в продаже.
Первым делом любой мастер составляет проект своей работы. В нем определен чертеж формы для будущей заготовки, расчет материалов и подбор нужной марки эпоксидки. Помимо того, что необходимо выбрать специальную смолу для изготовления украшений, следует определиться с цветом. Благодаря наличию красителей, можно получить весь спектр оттенков, согласно художественному замыслу. В данном отношении смола бывает прозрачной и цветной.
В прозрачной смоле нет никаких красящих веществ. Ее естественные оптические свойства очень близки к стеклу. Прозрачные компаунды применяются при создании трехмерных картин, столешниц, панелей. В качестве декора на основе размещают цветы или лепестки растений. После заливки смола образует линзу, внутри которой застывшие природные материалы смотрятся изящно и стильно. При заливке столешниц используется технология многослойной заливки. Элементы декора размещаются в разных слоях, что полнее подчеркивает объемность картины.
Практически стопроцентная светопроницаемость материала играет на руку изготовителям рекламных панелей, скульптур и просто изделий с декоративными элементами. Из такого полимера после обработки получают шарики для бус, четки, браслеты. Под прозрачной поверхностью располагают картины или семейные фото.
Кстати, слой прозрачной смолы – неплохой вариант сохранить ценную фотографию.
Смола Resin Art обладает высокой вязкостью. Она используется при рисовании картин, создании арт-объектов и объемных изображений. Бренд Magic Crystal-3D известен мастерам, занимающимся производством подсвечников, вазочек, магнитиков и даже корпусов часов. Epoxy CR 100 и ЭД-20 оптимально подходят для заливочных работ.
Цветная смола принципиально отличается от прозрачной лишь наличием красителя. Необходимо отметить, что в большинстве наборов красители продаются отдельно от основного компонента, и покупатель имеет возможность самостоятельно регулировать глубину цвета, изменяя количество колера. Но ряд производителей предлагает уже растворенные в основном составе краски. Мастеру остается лишь только смешать цветную смолу с отвердителем. Цвета могут быть совершенно любыми, причем встречаются достаточно редкие оттенки: рубиновый, янтарный, нефритовый, топазовый. Все они служат для имитации драгоценных камней.
Помимо колера в основной состав могут добавляться люминесцентные добавки или пигментирующие порошки. Люминофор вызывает свечение полимера после воздействия на него солнечного цвета. Пигмент дает перламутровые оттенки, а диффузант – специальное вещество, превращающее прозрачную смолу в непрозрачный кристалл молочного цвета.
Можно подкрашивать смолу и подручными средствами (чернилами, красками), однако велика вероятность образования хлопьев в процессе застывания. Специальные краски и порошки необходимо вносить в основной состав строго по инструкции от производителя.
Химический состав компонентов
При всем разнообразии некоторых свойств эпоксидной смолы каждый из ее видов имеет один и тот же состав компонентов. Основными элементами являются эпихлоргидрин, дифенилолпропан и едкий натр. Различные марки компаунда отличаются пропорциями, в которых взяты перечисленные составляющие.
Зная технологию, изготовить эпоксидную смолу в домашних условиях вполне возможно. Но для этого необходимо иметь специальное оборудование. Кроме того, без сложных сопутствующих процедур смола может получиться желтой и чрезмерно вязкой. На производстве эпоксидку доводят от нужного состояния при помощи специальных добавок и присадок. Путем многократного смешивания с водой из компаунда удаляется поваренная соль. Затем происходит процедура выпаривания влаги, после чего компоненты становятся прозрачными. Делается это все в специальном устройстве – реакторе.
Отвердители
Без отвердителя основной компонент эпоксидной смолы практического интереса не представляет. Смола приобретает свои свойства только после отверждения. Двухкомпонентный состав зачастую продается в комплекте, но если компаунд приобретался отдельно, то отвердитель необходимо подбирать по соответствующим характеристикам.
Наиболее распространенный компонент «В» для эпоксидной смолы – ПЭПА. Он популярен, благодаря низкой стоимости и универсальности. Для начала реакции не требуется повышения температуры. Отверждение смолы начнется уже при 23-25°C градусах. Полное застывание происходит через сутки после заливки. ПЭПА имеет слабо выраженный запах аммиака и требует наличия перчаток при работе.
При случайном попадании на кожу необходимо компонент смыть мыльной водой.
Реакция отверждения происходит с выделением тепла, поэтому не рекомендуется использовать этот отвердитель для заливки объемных слоев, чтобы не произошло вскипания смолы.
Более совершенным аналогом отвердителя ПЭПА является компонент марки Telalit 0210 или CHS-Hardener P-11. Он не имеет взвесей, поэтому смола получается прозрачной. Применяется преимущественно для изготовления украшений, так как не рекомендуется для заливочных работ.
Менее вязкий отвердитель — Epilox H 10-34 подходит практически к любой смоле и позволяет проводить заливку поверхностей. Его текучесть способствует снижению критерия температуры до 15°C градусов. Но самым «современным» компонентом считается отвердитель Telalit-590, который характерен предельной прозрачностью, экологической безопасностью и низкой вязкостью. Используется для изготовления декоративных поделок, а также заливки полов и прочих поверхностей.
Пластификаторы
Корректировать некоторые показатели эпоксидки можно при помощи специальных добавок, которые называются пластификаторами. Компонент S-7106 способен повысить пластичность полимера, при этом увеличив его гидрофобность и термостойкость. Он абсолютно прозрачен, поэтому никак не повлияет на внешний вид изделия. В качестве добавки могут использоваться е только специальные вещества, но и другие марки смол.
Например, добавление смолы ДЭГ-1 приведет к повышению эластичности компаунда. Однако необходимо помнить, что при этом смола начнет принимать коричневый оттенок. Примером универсального пластификатора является компонент ДБФ. Он отлично подходит не только для разжижения эпоксидки, но и используется в качестве добавки к «холодному фарфору».
Сколько стоит
Как мы уже отмечали, сейчас смолу для творчества найти и купить достаточно просто. Ее стоимость несколько выше чем у материалов для заливочных работ, однако и расход смолы несоизмеримо меньше. Указать стоимость для всех марок не представляется возможным. Даже средняя стоимость не определяется, так как существует весомый разброс цен.
Например, эпоксидная смола ЭД-20 от отечественного производителя стоит около 500 рублей за 1 кг. Такая же масса смолы Epoxy L + EPN 500 обойдется в 600 рублей, Crystal 9 – 3500 рублей, Poly Glass – 2400 рублей. Не всегда более дорогие марки увеличивают себестоимость изделия. Дорогие смолы предъявляют меньше требований к уровню мастерства, поэтому меньше возникает ошибок и, как следствие, меньшее количество материала идет в отходы.
Эпоксидная смола для заливки столешницы: какую выбрать?
Эпоксидная смола уникальный и простой в использовании материал для творчества. Смолу применяют не только в качестве клеевого состава. На ее основе создается мебель, украшения, предметы интерьера и дизайна. Но не все так просто. Чтобы создать, что-то уникальное необходимо не только знать все тонкости работы с эпоксидной смолой, но и правильно выбирать материал для творчества.
Преимущества и недостатки эпоксидной смолы
Любой строительный материал имеет, как свои плюсы, так и минусы. Зная положительные и отрицательные стороны материала намного легче работать с ним. Так же эти знания помогают определиться с конструктивными особенностями будущей модели. При создании столешницы из эпоксидной смолы нужно учитывать вес готовой столешницы и какая на нее будет воздействовать нагрузка.
Преимущества эпоксидной смолы для создания столешницы:
Недостатки эпоксидных смол:
Эпоксидная смола капризный материал для новичков, но если соблюдать пропорции при смешивании, правила безопасности и температурный режим в помещении можно быстро научится применять смолу в творчестве.
Марки эпоксидных смол
Эпоксидные смолы в основном различаются по густоте состава при стандартной консистенции смешиваемых составных веществ. Если раньше смолы выпускались только для промышленного использования и были очень токсичными по составу, то сегодня некоторые компании выпускают экологически чистые смолы для домашнего использования.
QTP-1130
Низковязкая смола не содержащая растворитель. Хорошо подходит для новичков создающих небольшие конструкции. Обладает высокой прозрачностью. Часто используется при заливке столешниц из слэба, камня или различного декора. Не желтеет. Ровно заполняет форму для заливки и не усаживается.
Смола QTP-1130 не токсична после высыхания. Не имеет неприятного химического запаха в жидком виде. Рекомендуется к использованию при температуре до + 40 градусов.
Арт-Эко
Двухкомпонентная, низковязкая смола. Для уменьшения вязкости, комплектуется растворителем. Максимальная толщина для заливки 7 мм. Хорошо подходит для смешивания с колером. Одним из недостатков является необходимость строгого соблюдения пропорций, смешиваемых элементов. Подходит для заливки монолитных конструкций и покрытий, для изготовления столешниц и бижутерии.
Арт-эко устойчива к воздействию света, тепла до +70 градусов и к механическим повреждениям. Очень прозрачна, но со временем желтеет. Использование с применением колера обязательно. Смола не имеет резких химических запахов, как в жидком, так и в твердом виде.
Смола для универсального применения. Изготовляется по ГОСТу, поэтому во многом не подпадает под современные характеристики. Является высоковязкой, что во многом усложняет работу с ней. Часто возникают воздушные пузырьки. Новичкам крайне сложно работать с этой смолой. Со временем немного желтеет, использование колера обязательно. Главным достоинством состава является высокая прочность, стойкость к механическим воздействиям.
У данной эпоксидной смолы много поклонников и противников. Главным образом негативные отзывы возникают по причине неопытности при работе с ЭД-20.
CHS Epoxy 520
Эпоксидная смола от Чешских производителей. Является самой прозрачной по консистенции из всех марок, представленных на рынке. Лучший выбор при создании изделий с большим количеством сложного декора. При декорировании возможно использование сухих и свежих цветков и листьев, металл, дерево, камни. При смешивании с отвердителем марки 921 ОП становится высоко пластичным. Пластичность готовой столешницы очень важна, так как нагрузка может быть неравномерной. CHS Epoxy 520 является аналогом отечественных смол марок ЭД20 и ЭД 22. Но отличается простотой применения. После нанесения не возникает пузырьков воздуха и со временем состав не желтеет.
Эта марка смолы подойдет, как новичкам, так и профессионалам. Очень хорошо подходит для создания больших по объему столешниц. Глубина заливки 1.5 – 2 сантиметра для первого слоя.
Crystal Glass
Смола от отечественного производителя. Подходит для заливки мелких конструкций и бижутерии, а также столешниц большого объема. Работать с этой маркой очень легко, так как ее текучесть зависит от количества отвердителя. Особенностью CrystalGlass является необходимость настаивания перед заливкой. Во время настаивания состав густеет, что позволяет найти необходимый уровень загустения. Смола очень хорошо растекается и заполняет весь рельеф заготовки и элементов декора. Не образует пузырей и мутных хлопьев. Затвердевшая столешница обладает прочностью, антикоррозийной устойчивостью и не желтеет со временем. В состав CrystalGlass можно добавлять колер.
CrystalGlass одна из марок эпоксидных смол, подходящих для начинающих изготовителей столешниц. При работе с ней нужно только подобрать правильную консистенцию тягучести состава.
ПЭО-610КЭ
Еще одна марка смолы изготовленная согласно ГОСТу. Буква «Э» указывает на высокую степень эластичности затвердевшего состава. Это позволяет изготавливать крупные столешницы, с большим запасом прочности. Глубина заливки одного слоя составляет 0.7см. при этом состав полностью затвердевает через 54 часа. Компаунд ПЭО-610КЭ позволяет заливать сложные декоративные элементы без возникновения неровностей, пузырьков и пустот. Готовая столешница обладает запасом прочности на разрыв до 75МРа и на изгиб до 90 МПа. Не желтеет, не имеет неприятного химического запаха. Обладает высокой влагоотталкивающей способностью. В комплекте с основным компонентом отвердителя нет. Его нужно приобретать отдельно. Смола проста в применении и позволяет с легкостью работать даже новичкам.
EpoxAcast 690
Также отечественная эпоксидная смола. Обладает высокой прозрачностью и жесткостью в твердом состоянии. Не пластична. При работе с ней можно заливать до 5 см первого слоя. Подвержена усадке по мере застывания. Больше подходит для изготовления бижутерии. При создании монолитных конструкций больших объемов требуется определенный опыт. Прочность на изгиб до 140 МПа, прочность разрыва 120МРа. При своей повышенной тягучести и низкой эластичности EpoxAcast 690 можно заливать средние по сложности элементы декора. Материал не желтеет, но можно добавлять в состав колер. Не имеет неприятного запаха.
MG EPOX STRONG
Сверх прозрачная смола из Германии. Самый популярный заливочный состав у профессионалов. Обладает высокой прозрачностью, не желтеет и не усаживается. Позволяет работать со сложно декорируемыми конструкциями больших объемов. Не пропитывает слои песка и не отделяет песчинки. Отлично подходит для заливки фотографий, цветов и листьев сохраняя яркие цвета. Застывает в течение 3 суток. За это время приобретает прочность до 90 МПа и эластичность на изгиб до 85МРа. Многие мастера рекомендуют изготавливать столешницы и конструкции с повышенными требованиями прочности именно этой маркой смолы.
Epoxy CR 100
Самая безвредная по химическому составу смола. Рекомендуется, как универсальная смола для работы, как с мелкими моделями и бижутерией, так и для изготовления столешниц. Подходит для заливки слэба, сложных декоративных элементов и фотографий. Обладает высокой прочностью в твердом состоянии и большом коэффициентом прозрачности. Не желтеет и позволяет добавлять в состав колер. Застывает в течение 50 часов. Не подвержена коррозии, ультрафиолетовому излучению и влагонакоплению. Подходит для работы новичка, из-за простоты использования и жидкой консистенции без появления микротрещин и пузырьков.
При выборе эпоксидной смолы важно знать все нюансы ее состояния в жидком и твердом состоянии. Перед началом основной работы требуется попрактиковаться в смешивании и достижении правильной консистенции.
Важно очень внимательно ознакомиться с сопроводительной инструкцией.
Какую эпоксидную смолу лучше использовать для изготовления бижутерии
Первые эпоксидные смолы, появившиеся лет 60 назад, имели сугубо производственно-прикладное использование, ими заливали полы, создавали стеклоткань и первые композитные материалы в судостроении. Но уже тогда ювелиры, у которых очень ценился янтарь с попавшими в него миллионы лет назад насекомыми, задумали использовать эпоксидки для создания подобных поделок, только с уже заранее заданными свойствами. Далее появилось естественное желание «остановить мгновение» не только для забавных насекомых, но и для ракушек, цветов, срезов шишек, всевозможных хрупких поделок.
Но появилось естественное препятствие в виде несовершенства технологий: отливки из смолы мутнели, желтели вплоть до появления со временем желто-коричневого оттенка, поверхность стиралась и делалась матовой.
Ювелирный вариант
Химики пошли навстречу пожеланиям потребителей, хотя специально, конечно, никто именно для ювелирки эпоксидных составов не разрабатывал. Просто получилось так, что новые составы были:
Благодаря всем этим качествам выпуск бижутерии нового поколения значительно расширился в ассортименте, потребитель получил возможность заказывать украшения с заранее заданными свойствами, а мастера – эти заказы выполнять.
Более того, человек с фантазией, даже не будучи профессиональным ювелиром, мог, приложив некоторые усилия и потратив некоторое количество времени и некоторое количество денежных средств, изготовить такие поделки сам.
Импортное или отечественное
Строго говоря, такое деление не имеет смысла, потому что с импортозамещением в этой области в России дела обстоят не лучшим образом. На 90% производство эпоксидных ювелирных компаундов у нас базируется на импортных составляющих, то есть в страну завозится сырье, из которого на отечественных заводах выпускают ювелирную смолу, по качеству ничем не отличающуюся от ее аналогов производства Тайваня, Чехии, Австрии, Италии, Германии и других стран.
Поэтому, увидев надпись «Сделано в России», внимательно вчитайтесь в текст и обнаружите, что это или совместное производство, или изготовлено из импортных составляющих. Что не является чем-то ужасным, как об этом могут подумать некоторые граждане, глобализация экономики диктует свои правила. Ведь никого не шокируют многие детали «Лады», сделанные по лицензиям фирм «Рено» или «Пежо». Также как весь мир не испытывает комплекса неполноценности оттого, что чисто российское изобретение – терминалы по оплате мобильных телефонов, появились впервые в России еще 20 лет назад, а потом с триумфом распространились по всей планете.
Что на 100% делается в России и из российских компонентов, так это отвердители. Их ассортимент очень широк, и можно подобрать отверждающий состав под любую модель застывания, варьируя скорость полимеризации, совместимость смолы и отвердителя и возможность введения в составы всевозможных добавок в виде пластификаторов и пигментов.
Информация о совместимости того или иного компаунда с конкретным видом отвердителя или наоборот, всегда размещается в аннотации к товару или в инструкции по пользованию.
Критерии выбора
Наряду с такими качествами, как скорость застывания и экологичность, многие мастера на первое место помещают оптические свойства смол, применяемых для отливок. Что при этом имеется в виду? Ведь «прозрачность» материала не является аналогом термина «бесцветность». Например, чайная заварка прозрачна, но не бесцветна. Молоко бесцветно, если считать белый цвет бесцветным, но не прозрачно.
Поэтому если свет свободно проходит сквозь состав, но при этом меняет свой спектральный состав, то говорить о бесцветности нельзя.
Данным свойством «грешат» старые, еще советские разработки, ведь в экономике того времени при планировании не рассчитывали выпускать эпоксидные смолы с таким характеристиками, как бесцветность, сочетаемую с прозрачностью. Это не говорит о том, что химической промышленности советского периода таких смол разработать не могла, школа советской химии была на уровне лучших мировых стандартов. Дело было просто в некоторой неразворотливости плановой экономики, как таковой.
Выбор сделан, смола приобретена, но что можно наблюдать в реальности? Смотря для какой цели она куплена, какой тип изделий будет из нее изготавливаться. Если толщина покрытия или отливки не будет превышать 4-5 мм, то допускается легкий лимонно- желтый или охристо-желтый оттенок ее в массе, то есть при отливке таким слоем застывшая смола при чисто визуальной оценке будет восприниматься как совершенно прозрачная или бесцветная.
Заметить желтоватый оттенок в ней можно будет, если только превысит толщину в 10 мм и более. Но такие смолы обладают еще одним неприемлемым качеством: если слой заливки превысит некую, часто небольшую, величину, произойдет ее сильный саморазогрев. В аннотациях в таких случаях всегда есть предупреждение о цветности прозрачного слоя, и о предельной толщине его заливки, выше которой возможны термические явления.
Для заливок толщиной до 50 мм применяются смолы или абсолютно прозрачные, или, что чаще всего, с некоторой голубизной или фиолетовостью, которая заметна тем сильнее, чем толще слой заливки. Это связано с особенностями психологического восприятия цветов человеческим глазом, когда понятие «кристально-чистый» ассоциируется с легкой голубизной или сиренево-голубым оттенком. Для объемных изделий с толщиной свыше 500 мм характерно еще и применение смолы или специальных отвердителей, которые не подвержены сильному саморазогреву состава, который вызывает закипание смеси компаунда и отвердителя, или, как минимум, образования в ней пузырьков, которые тем больше по размеру, чем сильнее разогрев смеси.
Прием с голубизной, легкой лиловостью или синевой часто используют такие производители за рубежом, как Crystal resin и ICE resin. Компаунды с такими холодными оттенками называются отбеленными. В российских разработках эпоксидные смолы с таким свойствами выпускаются под индексом ПЭО-510КЭФ-20/0, а чисто прозрачный, без каких бы то ни было оттенков, маркируется как ПЭО-510КЭ-20/0. Хотя с последним можно поэкспериментировать, окрасив его в легкий заданный оттенок, оставив при этом прозрачным, добавляя в компаунд вещество Эпоксион 400 (110А).
Приемы смешивания и разведения с добавками могут зависеть, как от объемов компонентов готовых смесей, так от их веса. Дело в том, что при составлении ювелирных композиций чаще всего количество компонентов А и Б берут не в объемах, как то принято у эпоксидных смол производственного назначения, а по весу, в граммах или даже в миллиграммах.
Погрешность при этом должна быть не более чем в 5%, а чтобы не выйти за ее пределы, лучше начать взвешивание с компонента Б, то есть отвердителя. Посмотрим, что получится, на примере с частями А и Б эпоксидной смолы для ювелирный работ ПЭО.
Для этих компонентов должно быть соотношение А к Б как 100:25, или 4 к 1 по массе, и 100 к 30, или 3,3 к 1 по объему. При «промахе» взвешивания или отмеривания с отвердителем, если вместо единицы отмерили 1,1, то и компонента А, соответственно, должно тогда быть порядка 1,1г*4 =4,4г или 1,1мл*3,3 = 3,63мл.
Проще всего для таких смешиваний пользоваться следующей таблицей:
Как называется смола | ПЭО 10К 20/0 | ПЭО610КЭ20/0 | ПЭО510КЭ20/0 | ПЭО10КЭ20/0 | ПЭО201КЭ20/0 | Crystal resin | EpoxAcast 690 | KER 828/921 ОП | |||
Страна или фирма-изготовитель | Санкт-Петербург ГТИ (ТУ) Россия | PEBEO S/A, Франция | Smoos, on Ink, США | СП Юж. Корея — Россия | |||||||
Тара | 150, 30, 600, 1200 мл, а также любая в пределах от 10 до 200 кг (канистра – бочка) | 150, 300, 650 мл | 1,18, 4,72 кг | ——- | |||||||
Пропорции компонентов А и Б 100 : 30 | 100 : 50 | 100 : 30 | 100 : 50 100 : 50 | ||||||||
Вязкость мПа/с при t 25°C | 900 | 780 | 640 | 480 | 240 | 430 | 200 | 1470 | |||
Время до желатинизации в час при 25°C | 2-3 | 3-4 | 5-6 | 8-10 | 12-15 | 2 | 5 | ||||
Время отверждения при 25°C | 42-54 | 54-66 | 66-84 | 24 | 24-48 | 6(20-25) | |||||
Срок хранения мес. При t °C | 6(20-25) или 12 (3-8) | 6(12-25) беречь от холода | Срок ограничен 23* | 6(20-25) | |||||||
После полной полимеризации | |||||||||||
Как выглядит | Бесцветный, с небольшим отбеливающим эффектом или совсем без него | Бесцветный с отбеливающим эффектом | Бесцвет-ный | ||||||||
Стойкость к свету и УФ по 5-бальной шкале | 4 | 3 | 4 | 2 | |||||||
t °C max при эксплуатации | 80 | 75 | 70 | 50 | 46 | 60 | |||||
Твердость по Шору | 80 | 75-78 | 65-70 | 50-60 | 80 | 80 | 80 |
Разница в отмеривании по объему и по весу вызвана тем, что плотности эпоксидного компаунда и отвердителя сильно отличаются. Поэтому попытка как-то «усреднить» пропорции может привести к плохому результату.
Для образования однородной полимерной сетки в застывшей смоле нужно, чтобы при составлении смесей А и Б сохранялось так называемое стехиометрическое соотношение этих частей, когда вся протополимерная цепочка части А прореагирует с отвердителем. В случае с «ювелирными» смолами не сработает прием, часто применяемый в дешевых образцах этой продукции, используемой для обширных заливок полов, столешниц, когда небольшой избыток отвердителя только ускорит время реакции полимеризации.
Здесь же, в случае с ювелиркой, лишние молекулы отвердителя просто не встроятся в полимерную сетку, что снизит не только физико-механические характеристик полученных отливок, но и не даст их в дальнейшем отполировать. Ведь отвердитель будет иметь липкую консистенцию, и будет раз за разом будет выступать из мельчайших пор нарушенной полимерной сетки.
Если вы хотите иметь монолитную структуру ювелирного изделия, отлитого из эпоксидных смол, лучше обеспечьте к гарантированному сроку отверждения дополнительное время еще в трое-четверо суток, тогда на изделиях не будет оставляться отпечатков пальцев, как это часто бывает при нагреве украшений от тепла тела.
Работа с пористым поверхностями
При работе ювелирным смолами, если поверхности, которые будут заливаться, пористые, нужно или:
Хорошо, когда в работе со смолой есть опыт. В противном случае старайтесь ориентироваться на мнения:
Настоящие профи не замыкаются в себе, трясясь над секретам мастерства. Они щедро делятся ими показывая свой уровень экспертности, и в надежде, что вы когда-нибудь поступите так же.