эссе религия не делает нас лучше но она мешает нам стать гораздо хуже
Луи де Бональд в своём высказывании рассматривает проблему религии в жизни общества и её значение. Он пытается донести, что религия является одним из факторов, который помогает человеку не пойти по неправильному пути и не сбиться с верной дороги. Однако при всём этом религия не возвышает верующего человека над другими.
Очень трудно однозначно оценить данное высказывание, ведь не всегда с ним можно согласиться. Есть случаи, в которых религия действительно не даёт человеку стать хуже, например с помощью определенного ряда правил, которые нельзя нарушать. Религия – это группа, общество, союз или организация множества людей, связанных единой верой и взаимными обязательствами. В каждой религии это что-то своё.
Например, в некоторых религиях есть обязательное дело – благотворительность. Она априори не позволяет человеку быть хуже, наоборот, она учит помогать другим, совершать добрые поступки не во благо себе, а во благо другим.
Но есть и такие случаи, когда религия действительно доходит до фанатизма и люди прикрывают ею свои ужасные поступки, которые они объясняют «якобы прописанными правилами». Такой фанатизм часто приводит к тому, что люди не слушают никого, кроме самих себя. Это может доводить до массовых самоубийств, некоторые из которых были зафиксированы в истории человечества, такие люди были старообрядцами и служили старым традициям, подвергая не только себя, но и окружающих опасности. Приводя конкретный исторический пример религиозного фанатизма можно сказать про крестовые походы, в которые он вылился. В средневековой Европе началась «охота на ведьм». Так называли тех людей, которые не соответствовали каким-то стандартам, рамкам и якобы не попадали под определение истинно верующих.
Так же Варфоломеевская ночь – еще один пример страшного влияния фанатизма. В эту ночь были убиты тысячи невинных людей, которых просто клеймили словом «еретик», после тут же истребляя.
Именно из-за этого нельзя назвать высказывание Луи де Бональда совершенно верным, ведь в некоторых случаях и религия делает человека хуже, помешаннее, делает его более жестоким и яростным. Нельзя сказать, что в этом полностью виновна религия, но так же и нельзя утверждать, что это может произойти только из-за самого человека, ведь именно она была толчком к развитию данной позиции.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Эссе «Религия не делает нас лучше, но она мешает нам стать гораздо хуже.» (Луи де Рональд) (ЕГЭ обществознание)
Луи де Рональд рассматривает проблему значения религии в жизни общества, предназначения ее. Этот вопрос очень актуален в условиях, когда люди стали забывать о религии и проявляются тенденции секуляризации.
Мыслитель говорит о том, что не все люди понимают истинное назначение религии и из-за своей однобокости считают религию бесполезной. А на самом деле именно религия позволяет не упасть духовно человеку.
Трудно найти опровержения мнения великого человека. Путь становления лучше связан не только с религией, но и с самим индивидом, так что многое зависит от целей самого человека. Религия дает шанс оставаться собой.
Религия – вера в сверхъестественные силы, которые оказывают влияние на существование человека. Религия имеет разнообразные аспекты, которые раскрывают смысл и назначение этой духовной сферы в жизни общества.
Нужно уникальное сочинение?
Напишем в течение 3 часов.
Наши эксперты проверят Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
Человечество постоянно развивается, НТР позволила людям узнать много нового о человеке и о мире в целом, но ответ на вечные вопросы так, и не найден.
Несмотря на тенденции секуляризации, то есть ослабление влияния религии на общество, возвышение роли науки, религия будет существовать вечно. Так, в современном обществе происходит исламизация, которая в скором времени может стать основой для важнейших политических преобразований. Верующий человек сильнее атеиста, потому что религия самодисциплинирует индивида.
Мировые религии отражают важнейшие принципы гуманизма, тем самым стирают различия между различными этносами и нациями, эгалитарность, что способствует гармоничному развитию общества. В священных книгах прописаны принципы, в соответствии с которыми человек должен жить, чтобы оставаться человеком, так, например, Библия, заповеди которой позволяют человеку оставаться гуманным.
Итак, мы можем сказать, что религия будет всегда, просто в разных обличиях. Ни одна наука не даст ответ на вопросы о смысле жизни, которые и составляют основу религии. Только вера сможет спасти общество от нравственного падения и сохранить в них человечность.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду
/id19201
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
«Религия не делает нас лучше, но она мешает нам стать гораздо хуже.»
Проблема, поднятая автором; её актуальность.
Смысл высказывания. (понимание цитаты, ее перефразирование своими словами)
Религия-это вера в сверхестественные силы. С одной стороны,религия может полностью завладеть разумом человека и подстроить его жизнь на основании профессиональных догм,но с другой стороны-она может построить устойчивые моральные принципы для человека
Поможем написать работу на аналогичную тему
Последние опубликованные вопросы
Индивидуальные работы по различным предметам
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Религия
Точность | Выборочно проверено |
Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт и связана с отношением к непознаваемым и нематериальным сущностям. Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д. Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению сторонников религии, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п. Большинство религий поддерживается священнослужителями.
Содержание
Цитаты [ править ]
А [ править ]
Сущность религии заключается в наборе идей, называемых священными, заветными и тому подобное. При этом имеют в виду следующее: «Вот идея или мнение, и про них нельзя говорить ничего плохого — нельзя, и точка». — «Почему нельзя?» — «Потому что!» Если кто-то голосует за партию, с платформой которой вы не согласны, вы можете спорить об этом сколько душе угодно; каждый из вас будет отстаивать свою точку зрения, но никто при этом не обидится. Если кто-то считает, что нужно увеличить или уменьшить налоги, это можно сделать предметом дискуссии. С другой стороны, когда кто-то заявляет: «Мне нельзя по субботам нажимать на выключатель», мы говорим: «Конечно-конечно, я понимаю».
Почему мы имеем полное право поддерживать лейбористов или консерваторов, республиканцев или демократов, ту или иную экономическую модель, «Macintosh» или «Windows» — но иметь собственное мнение о возникновении Вселенной, о том, кто её создал… нельзя, это священно. У нас уже вошло в привычку не бросать вызов религиозным идеям, но смотрите, какой поднялся переполох, когда Ричард это сделал! Все просто разъярились, потому что такие вещи говорить не положено. Но, глядя на вещи трезво, нет иных причин не делать этого, кроме устоявшейся привычки не обсуждать эти идеи так же открыто, как и все остальные. — перевод: Н. Смелкова, 2008 [1]
В религии всё истинно, кроме проповедей, и все исполнено добра, кроме священников. [2]
Наша религия — религия неравенства. [3]
Б [ править ]
Религия, скроенная по мерке нашего ума, не была бы религией по мерке наших потребностей. [2]
Организованная религия — это паутина из тысячи доктрин, ритуалов и навязанных верований, в центре которой находится Бог — Великий Паук. В этой паутине люди гибнут.
Organized religion is God-in-a-web, the Great Spider at the center of a thousand doctrines and rituals and mandatory believing. People die in that web.
Для религии нет ничего губительнее безразличия. [2]
Одна религия так же правдива, как любая другая. [3]
Религия — Дочь Надежды и Страха, объясняющая Невежде природу Непознаваемого.
Religion, n. A daughter of Hope and Fear, explaining to Ignorance the nature of the Unknowable.
Религия, не покровительствуемая правительством, обыкновенно проявляет большую живучесть, чем покровительствуемая. [2]
Религия не делает нас лучше, но она мешает нам стать гораздо хуже. [2]
Нужно быть очень религиозным человеком, чтобы переменить религию. [2]
— Я против всякой религии! — бодро отвечает кандидатка.
— Гм… ну, это хорошо. А вот с детьми если придёт…
— Религия — дурман для народа! — уверенно отвечает учительница.
— Ну да. Но если с детьми придётся…
— Да, церковь отделена от государства!
Поверхностная философия склоняет человеческий ум к атеизму, глубина — к религии.
It is true, that a little Philosophy inclineth Mans Minde to Atheisme; But depth in Philosophy, bringeth Mens Mindes about to Religion.
В [ править ]
Религия оскорбляет человеческое достоинство. С ней или без неё хорошие люди будут вершить добро, а плохие делать зло. Но, чтобы хорошие люди делали зло — тут нужна религия.
Religion is an insult to human dignity. With or without it you would have good people doing good things and evil people doing evil things. But for good people to do evil things, that takes religion. [5]
Пока есть мошенники и дураки, будут и религии. ant qu’il y aura des fripons et des imbéciles, il y aura des religions. [6] С религией получается то же, что с азартной игрой: начавши дураком, кончишь плутом. [3] Г [ править ]Религия, не идущая на компромиссы, не может быть всеобщей. Религия, идущая на компромиссы, не может быть священной. [2] Как в промышленности, так и в религиях вредна система монополии; свободная конкуренция сохраняет их силу. [2] Странное дело! Во все времена негодяи старались маскировать свои гнусные поступки преданностью интересам религии, нравственности и любви к отечеству. [3] Единственная истинная религия — это нравственность, основанная на истинных принципах. [7] :71 Мучеников, истреблённых религий не канонизируют. [2] Религия есть соперничество взрослого и живущего в нём ребёнка. Религия — это инкапсулированные прошлые верования: мифология, которая построена на иносказаниях, скрытых допущениях веры во вселенную, те верования, которые возвещали попытки человека найти в себе силу, всё это смешивалось с мизерным просвещением. И всегда окончательной невысказанной заповедью является: „Ты не станешь вопрошать!“ Все религии основывали нравственность на покорности, то есть на добровольном рабстве. [3] Все разнообразные культы, преобладавшие в римском мире, народ считал одинаково истинными, философы — одинаково ложными, а чиновники — одинаково полезными. Излюбленным приёмом защитников религии являются ссылки на взгляды великих людей. Авторитет некоторых из них несомненен, но в данном случае спекуляции на их мнении в большинстве случаев совершенно несостоятельны: раньше всего нужно учитывать время, о котором идёт речь. В прошлом, скажем, в средние века, религиозная идеология была преобладающей, а современная наука только зарождалась. Каким же аргументом в пользу существования Бога может в начале XXI века служить, например, мнение замечательного учёного Паскаля, скончавшегося в 1662 г.? [8] Несомненно, Библия остается и навсегда останется важным историческим и художественным произведением. Но с развитием науки Библия, Коран и вся сопутствующая им литература полностью потеряли роль каких-то «священных сочинений». Тот факт, что многие миллионы людей все ещё остаются религиозными, является результатом необразованности широких масс. Достаточно сказать, что сегодня на земном шаре около миллиарда человек, то есть примерно шестая часть всего населения, не умеют читать и писать. А среди тех, кто это умеет, подавляющее большинство не знакомы с азами современных физики и биологии. Их вера в Бога вполне аналогична вере в гороскопы. [8] Если Бог существует, то атеизм должен казаться ему меньшим оскорблением, чем религия. Поль Анри Гольбах [ править ]В вопросах религии людей можно назвать взрослыми детьми. [3] Все религии, какие мы только видим на земле, дают нам лишь клубок вымыслов и бредней, возмущающих ум. [3] Всякая религия по сущности своей нетерпима как в силу своих принципов, так и в силу своих интересов. [3] Всякий, кто серьезно задумается над религией и её сверхъестественной моралью, кто трезво взвесит все её преимущества и недостатки, сможет убедиться, что религия и её мораль вредны человечеству и, во всяком случае, противоречат природе человека. [3] Выбор религии народом всегда определяется его правителями. Истинной религией всегда оказывается та, которую исповедует государь; истинный бог — тот бог, поклоняться которому приказывает государь; таким образом, воля духовенства, которое руководит государями, всегда оказывается и волей самого бога. [3] Говорить, что религия недоступна разуму, значит допускать, что она не создана для разумных существ; значит согласиться с тем, что сами доктора богословия ничего не смыслят в тайнах, которые они каждодневно проповедуют. [3] Догмы всякой религии оказываются нелепостью с точки зрения другой религии, проповедующей иные, столь же бессмысленные доктрины. [3] Долой разум! — вот основа религии. [3] Можно подумать, что религиозная мораль только для того и придумана, чтобы разрушить общество, превратить людей в первобытных дикарей. [3] Мораль не имеет ничего общего с религией… религия не только не служит основой морали, но скорее враждебна ей. Истинная мораль должна быть основана на природе человека; мораль религиозная всегда будет зиждиться только на химерах и на произволе тех людей, которые наделяют бога языком, часто в корне противоречащим и природе, и разуму человека. [3] Некий шутник правильно заметил, что «истинная религия всегда та, на чьей стороне государь и палач». [2] Религия есть не что иное, как искусство занимать ограниченный ум человека предметом, которого он не в состоянии понять. [3] Религия представляет собой узду для людей, неуравновешенных по характеру или пришибленных обстоятельствами жизни. Страх перед богом удерживает от греха только тех, кто не способен сильно желать или уже не в состоянии грешить. [3] Религия утешает лишь тех, кто не способен охватить её в целом; туманные обещания наград могут соблазнить только тех людей, которые не в состоянии задуматься над отвратительным, лживым и жестоким характером, приписываемым религией богу. [3] Самое недостоверное во всякой религии — это её основа. [3] Уживчивость, терпимость, человечность — эти основные добродетели всякой моральной системы совершенно несовместимы с религиозными предрассудками. [3] Человеческий род во всех странах стал жертвой священнослужителей; они назвали религией системы, изобретенные ими для покорения человека, воображение которого они пленили, рассудок которого они затмили, разум которого они стараются уничтожить. [3] Чем больше мы размышляем о догмах и принципах религии, тем более мы убеждаемся, что их единственная цель состоит в защите интересов тиранов и духовенства в ущерб интересам общества. [3] Чем внимательнее мы будем изучать религию, тем больше будем убеждаться, что её единственная цель — благополучие духовенства. [3] Д [ править ]Тот, кто остается верен своей религии только потому, что он был в ней воспитан, имеет столько же оснований гордиться своим христианством или мусульманством, сколько тем, что не родился слепым или хромым. Это — счастье, а не заслуга. [2] Историческое развитие религии состоит в её постепенном исчезновении. [3] Когда один человек одержим иллюзиями — это называют умопомешательством. Когда много людей одержимо иллюзиями — это называют Религией. — Приписывается Докинзом Роберту Пирсигу, но до 2006 г. использование фразы не найдено, вероятно, это парафраз мысли Фридриха Ницше из «По ту сторону добра и зла»: «Безумие единиц — исключение, а безумие целых групп, партий, народов, времён — правило.» When one person suffers from a delusion it is called insanity. When many people suffer from a delusion it is called Religion. З [ править ]Единственная разница между религией и сектой заключается в количестве недвижимости, которой они обладают. [2] И [ править ]Религия — индивидуальное искусство, которым каждый занимается за счет своих собственных ресурсов и на свой собственный лад, а для нерелигиозных людей имеется суррогат в виде уже готовых религий. [2] Человеку бывает сущим облегчением отдать свою «свободу» и приобрести чувство «верной» «спасённости». Из этого явления массовой психологии умные и властолюбивые люди давно уже сделали вывод: «религиозная автономия вообще людям не по силам; они лишены духовного зрения и призваны к церковной покорности». …отказ от религиозной самодеятельности есть отказ от духа религии. Однако настоящая религиозная вера — духовна и покоится на свободном и целостном приятии веруемого содержания Ни один человек с чувством юмора не был основателем религии. [9] К [ править ]Наше сочувствие религиозной старине не нравственное, а только художественное: мы только любуемся её чувствами, не разделяя их, как сладострастные старики любуются молоденькими девицами, не будучи в состоянии любить их. [2] Среднему статистическому пошлому человеку не нужна, даже тяжела религия. Она нужна только очень маленьким и очень большим людям: первых она поднимает, а вторых поддерживает на высоте. Средние пошлые люди не нуждаются ни в подъёме, потому что им лень подниматься, ни в опоре, потому что им некуда падать. [2] Бог — для мужчин, религия — для женщин. [2] Люди будут спорить из-за религии, писать о ней книги, сражаться и умирать за неё, — но только не жить по ней. [2] Men will wrangle for religion, write for it, fight for it, die for it; anything but live for it. По-моему, религия ― это такая народная, домашняя, родная, задушевная вещь, что не может быть международной. Л [ править ]Все религии духовного характера придуманы человеком. Ничем иным, как своим плотским мозгом, он сотворил целую систему богов. У человека есть эго, его скрытое «я» и, лишь потому, что не в силах смириться с ним, он вынужден обособлять его вне себя в некоем великом спиритуальном создании, именуемым «богом». ALL religions of a spiritual nature are inventions of man. He has created an entire system of gods with nothing more than his carnal brain. Just because he has an ego, and cannot accept it, he has to externalize it into some great spiritual device which he calls «God». Аргументы в пользу метафизики зачастую опираются на её мнимую необходимость для объяснения различных несовершенств, несчастий, страданий, не имеющих вознаграждения в этом мире. Круг подобной «метафизической солидарности» исключает все существа, кроме человека (в христианстве и близких к нему религиях). Для биолога, отчетливо представляющего бездонность океана страданий, каковым является история жизни на Земле, подобная позиция столь же смешна, сколь ужасна. Ведь за пределы нашего уважения к чужим правам, этой нашей мифотворческой лояльности, выбрасывается вся миллиардолетняя история видов, а наша лояльность охватывает только её микроскопическую частицу, лишь несколько тысячелетий существования на Земле одной из ветвей приматов — и то только потому, что мы принадлежим к этой ветви. . любая религия стремится к тому, чтобы занять исключительное место. Можно выдумать религию по заказу, но нельзя в неё по заказу уверовать. [2] Ни одна религия не может ничего сделать для человечества, потому что она не является опытным знанием. Конечно, она уменьшает «боль бытия» для индивидуумов, — а мимоходом увеличивает сумму несчастий, мучающих всех, именно вследствие своей беспомощности и бездеятельности по отношению к массовым проблемам. Так что её нельзя защищать даже с прагматической точки зрения как полезное орудие, потому что это орудие плохое, беспомощное перед лицом главных проблем человечества. Убеждение мыслителей, будто отдельным людям достаточно жить, следуя прекраснейшим этическим нормам, которые вытекают из самой гармоничной религии, и тогда автоматически возникнет идеальная гармония в масштабе всего общества, — это утверждение столь же ложно, сколь и соблазнительно. Ведь общество надлежит рассматривать не только как человеческий коллектив, но и как материальную, физическую систему. Тот, кто расценивает его лишь как собрание личностей, заблуждается не меньше того, кто захотел бы поступать с ним, как с системой молекул. Для отдельного человека может быть хорошо одно, а для общества как целого — другое, и тут необходимо компромиссное решение, основанное на всестороннем знании. В противном случае, даже если каждый будет поступать так, как велит ему дух божий, общество, которое из этого само собой возникает, может оказаться чем-то ужасающим. В одних религиях почитают мучеников, в других — палачей. [2] М [ править ]Господствующая религия никогда не бывает аскетичной. [2] Без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого, и наоборот. [2] Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого. …Религия есть самосознание и самочувствование человека, который или ещё не обрел себя, или уже снова себя потерял. Религии отличаются друг от друга только декорациями. [3] Религия — это ни что иное, как цепи, выдуманные для того, чтобы закрепить узы политического гнёта. [3] Религия — это слабость, которая чаще всего присоединяется к другим человеческим слабостям. [3] Мы должны уважать религию наших ближних, но лишь в том смысле и в той мере, в какой мы уважаем их убеждение, что их жены — красавицы, а их дети — вундеркинды. [2] Религии, наиболее близкие друг к другу, в то же время и наиболее враждебны одна другой. [2] В фашистском государстве религия рассматривается, как одно из наиболее глубоких проявлений духа, поэтому она не только почитается, но пользуется защитой и покровительством. Н [ править ]Религия — важный предмет в женских школах. Она, как бы на неё ни смотреть, есть надежнёйшая гарантия для матерей и мужей. Школа должна научить девушку верить, а не думать. [9] I do not see in religion the mystery of the incarnation so much as the mystery of the social order. It introduces into the thought of heaven an idea of equalization, which saves the rich from being massacred by the poor. В каждой религии религиозный человек есть исключение. [2] также Среди приверженцев каждой религии религиозные люди составляют исключение. [9] Среди приверженцев каждой религии религиозные люди составляют исключение. [9] Ещё никакая религия, ни прямо, ни косвенно, ни как догма, ни как аллегория, не содержала в себе истины. Ведь все они порождены страхом и нуждою, все они прокрались в существование кривыми дорогами разума. [12] Noch nie hat eine Religion, weder mittelbar, noch unmittelbar, weder als Dogma, noch als Gleichniss, eine Wahrheit enthalten. Denn aus der Angst und dem Bedürfniss ist eine jede geboren, auf Irrgängen der Vernunft hat sie sich in’s Dasein geschlichen. П [ править ]Религия — это убеждение, что всё происходящее с нами необычайно важно. И именно поэтому она будет существовать всегда. [2] Религия везде, для всех народов, была только уздою. [3] Религия не выдумана человеком. Человек выдуман религией. — далее поясняется, что мифы постепенно заполняют коллективное сознание человечества, формируя его Religion isn’t invented by man. Men are invented by religion. Религия ― это безумная попытка найти в космосе ответ своим человеческим чувствам. Р [ править ]Что сивуха для брюха, то религия для духа. [15] С [ править ]Похоже, что религия с возрастом впала в детство, и теперь, как и в детстве, её необходимо подкармливать чудесами. [3] Религия — болезнь души. [3] Все споры о религии напоминают ссору двух мужчин из-за женщины, которую ни один из них не любит. [3] Т [ править ]Когда у какой-либо одной религии возникает претензия заставить всё человечество принять её доктрину, она становится тиранией. [3] Если вы хотите основать новую религию, дайте себя распять и на третий день воскресните. [9] Религия больше и нечестивых сама и преступных деяний рождала… Никогда воображение человека не могло замкнуться в ограниченных рамках его шестидесятилетней жизни, никогда его душе не могло хватить несовершенных радостей этого мира. Среди всех живых существ только человек испытывает естественное отвращение к жизни и в то же время страстно хочет жить, он и презирает жизнь, и страшится небытия. Под влиянием этих различных чувств его душа стремится к созерцанию другого мира, и путь в этот мир ему указывает религия. Таким образом, религия представляет собой особую форму надежды, она так же присуща человеку, как и обычная надежда. И если люди и отдаляются от веры, то лишь в силу заблуждений ума и вследствие нравственного насилия над своей природой. Их склонность к религии непреодолима. Неверие — это исключение из правила, естественным состоянием человечества является вера. Истинная религия не есть религия разума, но она не может быть противна разуму. [2] У [ править ]В храме все должны быть серьёзны, кроме того, кто является предметом культа. [2] Религия — распространенный суррогат веры. [2] Религия умирает в тот момент, когда доказана её непогрешимость. [2] Мифология — это то, во что верят взрослые, фольклор — то, что рассказывают детям, а религия — то и другое. [2] Ф [ править ]Невозможно надеяться на рай одной религии, не рискуя попасть в ад всех других. [2] Религия противоречит нравственности тем самым, что она противоречит разуму. [3] Если люди настолько плохи, обладая религией, кем бы они были без неё? [2] Если религия не может продемонстрировать ничего лучшего в своих усилиях дать человечеству счастье, культурно объединить его и нравственно обуздать, то неизбежно встает вопрос, не переоцениваем ли мы её необходимость для человечества и мудро ли мы поступаем, основываясь на ней в своих культурных запросах. Когда дело идёт о вопросах религии, люди берут на себя грех изворотливой неискренности и интеллектуальной некорректности. Религия — общечеловеческий навязчивый невроз. Нет такого человека, у которого не было бы религиозной потребности — потребности в системе ориентации и объекте для служения; но это ничего не говорит нам о специфическом контексте ее проявления. Человек может поклоняться животным, деревьям, золотым или каменным идолам, невидимому богу, святому человеку или вождям с дьявольским обличьем; он может поклоняться предкам, нации, классу или партии, деньгам или успеху; его религия может способствовать развитию разрушительного начала или любви, угнетению или братству людей; она может содействовать его разуму или приводить разум в состояние паралича; человек может считать свою систему религиозной, отличающейся от систем светского характера, но может также думать, что у него нет религии, и интерпретировать свое служение определенным, предположительно светским, целям — таким, как власть, деньги или успех, — лишь как заботу о практическом и полезном. Вопрос не в том, религия или ее отсутствие, но в том, какого рода религия: или это религия, способствующая человеческому развитию, раскрытию собственно человеческих сил, или религия, которая эти силы парализует. — «Психоанализ и религия» (1950) Х [ править ]Наука охватывает факты и оспаривает мнения, религия охватывает мнения и оспаривает факты. Science embraces facts and debates opinion; religion embraces opinion and debates the facts. Ч [ править ]Кощунство умирает вместе с религией; если вы сомневаетесь в этом, попробуйте кощунствовать против Одина. [2] Только та религия хороша, над которой можно подшучивать. [2] Ш [ править ]Все религии чужды природе и страшны для здравого смысла; сколько-нибудь сильный разум смеётся над ними и испытывает к ним отвращение. [3] Религия ― это то утешение бедняков, которого мы не смеем, не должны отнимать, ― это всё, что осталось неприкосновенного у бедных людей. Если меня спросят, почему в моем сердце нет никакой религии, то я отвечу, что я утратил её по вине самой же религии. Все религиозные организации существуют тем, что продают себя богачам. [16] Если вы предоставите ваши законы судьям, а вашу религию священникам, то вскоре обнаружится, что у вас нет ни законов, ни религии. [16] [2] Мужество — это уже религия; без религии все мы трусы. [16] Религия только одна, но в сотне обличий. [16] [2] Человеком можно завладеть только с помощью его религии, а не вашей. [16] Что это за религия, которая осуждает ненависть, но ещё больше — любовь? Cóż to za religia, która potępia nienawiść, ale jeszcze mocniej miłość? Э [ править ]Я не верю в Бога, который награждает и карает, в Бога, цели которого слеплены с наших человеческих целей. Я не верю в бессмертие души, хотя слабые умы, одержимые страхом или нелепым эгоизмом, находят себе пристанище в такой вере. [18] То, что вы читали о моих религиозных убеждениях — разумеется, ложь. Ложь, которую систематически повторяют. Я не верю в Бога как в личность и никогда не скрывал этого, а выражал очень ясно. Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это, несомненно, беспредельное восхищение строением вселенной в той мере, в какой наука раскрывает его. Идея персонифицированного божества никогда не была мне близка и кажется довольно наивной. [19] На ранних этапах духовной эволюции человечества человеческая фантазия создала по образу и подобию человека богов, которые, действуя по своей воле, должны были определять мир явлений [phenomenal world] или, во всяком случае, повлиять на него. Люди считали, что можно изменить предначертания богов в свою пользу посредством магии или молитвы. Идея Бога, как её подаёт религия, в настоящее время является сублимацией этой старой концепции богов. Её антропоморфный характер вытекает, например, из того факта, что человек обращается к божеству в молитве и просит его о выполнении своих желаний. В своей борьбе за этическое добро, учителя от религии должны иметь мужество отказаться от доктрины Бога как личности, то есть отказаться от этого источника страха и надежды, который в прошлом дал такую всеобъемлющую власть в руки служителей церкви. В своих работах они должны будут посвятить себя тем силам, которые способны культивировать Божественность, Истину и Красоту в самом человечестве. [20] Слово «Бог» для меня всего лишь проявление и продукт человеческих слабостей, а Библия — свод почтенных, но всё же примитивных легенд, которые, тем не менее, являются довольно ребяческими. Никакая, даже самая изощрённая, интерпретация не сможет это (для меня) изменить. [21] Этическое поведение человека должно основываться на сочувствии, образовании, и общественных связях. Никакой религиозной основы для этого не требуется. — «Религия и наука», New York Times, 9 ноября 1930 A man’s ethical behavior should be based effectually on sympathy, education, and social ties and needs; no religious basis is necessary. Наука может быть создана только теми, кто насквозь пропитан стремлением к истине и пониманию. Но источник этого чувства берёт начало из области религии. Оттуда же — вера в возможность того, что правила этого мира рациональны, то есть постижимы для разума. Я не могу представить настоящего учёного без крепкой веры в это. Образно ситуацию можно описать так: наука без религии — хрома, а религия без науки — слепа. [22] — Часто цитируется лишь последняя часть, лишённая контекста: «Наука без религии — хрома, а религия без науки — слепа». Хорошо воспитанные люди не беседуют в обществе о погоде и о религии. [2] Опиум народа [ править ]В этом разделе цитаты идут по порядку дат. Ваша так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силы. Ihre sogenannte Religion wirkt bloß wie ein Opiat: reizend, betäubend, Schmerzen aus Schwäche stillend. [23] Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа. Das religiöse Elend ist in einem der Ausdruck des wirklichen Elendes und in einem die Protestation gegen das wirkliche Elend. Die Religion ist der Seufzer der bedrängten Kreatur, das Gemüth einer herzlosen Welt, wie sie der Geist geistloser Zustände ist. Sie ist das Opium des Volks. Без источников [ править ]В мире людей сосуществуют самые разнообразные религии, но на свете не может быть столько «богов», сколько здесь существует религий. Пора понять, что Бог у всех людей один, как бы они его по-разному ни называли. Сила религии являет собой самую могучую силу, ибо она желает властвовать над духом. Миновало то время, когда человечество в своей глупости нуждалось в религиозном поводыре. Ныне требуется просвещенный духовник, ибо человек всё ещё не умеет идти сам, полагаясь на свой разум. Поэтому сегодня продвигать жизнь вперед лучше всех потенциально мог бы бывший атеист, которого атеизм научил верить лишь в собственную силу. В делах религии энтузиазм всегда начинает постройку, но ловкость всегда завершает её. С того момента, как религия стала домогаться помощи философии, её гибель неотвратима. Из всех войн, которые народы вели между собою огнём и мечом, религиозные были самыми кровопролитными. Все без исключения религии были проникнуты фанатизмом и удовлетворяли его потоками человеческой крови. Между религией и добродетелью нет ничего общего. У кого есть наука, тот не нуждается в религии. Религия расценивается обычными людьми как правда, умными — как ложь, а правителями — как полезность. Религия — это искусство одурманивать людей с целью отвлечь их мысли от того зла, которое причиняют им в этом мире власть имущие… Каких великолепных глупцов делает из людей религия! Религия и законы — пара костылей, которую не следует отнимать у людей, слабых на ноги. Религия мешает людям видеть, потому что она под страхом вечных наказаний запрещает им смотреть. Религия никогда не сможет реформировать человечество, потому что религия — это рабство. Каждый шаг прогресса в науке заставляет отступать религию. Официальная религия неизменно превращается в организацию, преследующую своекорыстные интересы, и, таким образом, неизбежно становится реакционной силой, противостоящей изменениям и прогрессу. Между религией и настоящей наукой нет ни родства, ни дружбы, ни вражды: они на разных планетах. Есть слабые люди, для которых религия имеет силу. Одна и та же религия существенно изменяет своё содержание соответственно степени экономического развития исповедующих её народов. Религия — не то, что религиозные мнения. Религия — одна, как солнце одно для всего земного шара; религиозные же мнения многочисленны, подобно лучам солнца. Я желала бы принадлежать к религии, которая не давала бы людям ненавидеть и бояться друг друга, равно вредить друг другу. «Прочь разум» — в этом и состоит истинная религия. Все религии основаны на страхе многих и ловкости нескольких. Ересь — жизнь религии. Еретиков создаёт вера. Если религия мертва, ереси исчезают. Все религии издают библии против сатаны и говорят о нём самые страшные вещи, но его оправданий нам никогда не удавалось послушать. Для религии только святое — истина, для философии только истина свята. Религия — сон человеческого духа. Но и во сне человек находится на земле, а не на небе. Что касается религии, то заботу о ней предоставьте самому верховному Существу. Тут мы в потёмках и подвержены всяческим заблуждениям. Кто из нас настолько высокомерен, чтобы утверждать, что его путь самый верный? Если меня спросят, почему в моём сердце нет никакой религии, то я отвечу, что я утратил её по вине самой же религии. Какую религию я исповедую? Ни одной из всех тех, которые ты мне называешь. Почему же ни одной? Из чувства одной вечной религии души. Религии подобны светлячкам: для того чтобы светить, им нужна темнота. Одно из величайших утешений религии состоит в том, что иногда вы в состоянии заполучить Бога и задать ему хорошую порку. Люди смеются над глупостью дикарей, избивающих своих богов, когда их молитвы не находят ответа; но насмешники сами при этом оказываются в дураках и являются дикарями. Существует лишь два типа людей, которым светит надежда: человек, почувствовавший прикосновение Бога и тянущийся к нему, а также скептик или самоуверенный атеист. Но что касается описателей религий и подражателей свободной мысли, то это мертвые души, которые следуют за смертью, называя её жизнью. Религия, Искусство и Наука — это ветви одного и того же дерева. Религия есть акт самоопустошения человека. Компромисс между наукой с религией: Бог создал обезьяну. Отец Фёдор построил храм в ипотеку и потерял веру.
|