эссе учителя истории на конкурс учитель года лучшие
Эссе учителя истории на конкурс «Учитель года»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Сегодня идти в ногу со временем – значит отставать.
Его надо опережать. Увидьте себя в будущем.
А если увидели, то постройте его»
И вот теперь я заново вместе с моими ребятами на каждом уроке переживаю все великие события мира, которые когда-то переживала со своим УЧИТЕЛЕМ… И именно поэтому в своей работе я равняюсь на моих наставников и коллег, тех, с кем свела меня судьба на долгой дороге, дороге познания.
Сегодняшние ученики – это будущее России, поэтому какой наша страна будет завтра, зависит в первую очередь от того, какое образование и воспитание получат дети сегодня. А значит, и от меня. Ведь от того, какие знания я вложу в своихучеников, какие качества разовью в них, что дам им нужного и полезного, зависит в некотором роде их дальнейшая судьба. А вдруг и я стану для кого-то из моих воспитанников той путеводной ниточкой, что откроет им дорогу в большую жизнь.
Однажды я услышала слова Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Чуткие, внимательные, восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы». С той поры они стали девизом моей работы. Я ощущаю себя ответственной за судьбы своих учеников, за решения, которые им предстоит принимать в дальнейшем.
Говорят: «Дети – цветы жизни». Да, это несомненно. Но как сделать их такими, чтобы потом можно было с гордостью сказать: «Я сделала всё возможное и невозможное для этого ребёнка, и поэтому его жизнь удалась!»
Я твёрдо убеждена, что школа, как и обычная большая дружная семья, должна помогать родителям, воспитывать в детях все самое лучшее. Став учителем, я поняла, что особое место в школьной жизни занимает личность педагога. Это верный друг, и соратник для каждого ребёнка, добрый помощник и мудрый советчик. Я знаю, что должна проживать вместе со своими подопечными каждый момент его жизни. Ведь очень важно вовремя заметить пробивающийся росточек интереса к познанию, взлелеять его, не дать погибнуть из-за невнимания и чёрствости окружающих.
Своей непреложной задачей считаю развитие абсолютно в каждом ребёнке тяги к знаниям; необходимо поддерживать в нём искру интереса к предмету, не дать ей погаснуть. Уверена, что каждый ребёнок по-своему талантлив. Именно поэтому, основным качеством настоящего учителя является умение найти общий язык со своими учениками. Ведь мы, учителя, должны не только учить, но и воспитывать. И ещё я убеждена, что мы должны не только учить, но и учиться самим. Учиться у своих воспитанников. Да-да, именно у них… Поверьте, это необыкновенное чувство – научиться чему-то у своих детей!
Я – УЧИТЕЛЬ
Позднякова Наталья Анатольевна
Принято считать, что человек – творец своей судьбы. В 2000 году сразу после школы я осознанно выбрала профессию педагога и после окончания ВУЗа переступила школьный порог в качестве учителя истории и обществознания. Сразу стало понятно, что я не ошиблась в выборе профессии. Ежедневно урок за уроком доказывал мне, что я люблю детей. А раз люблю, значит, научу. Тем более, что эта любовь взаимная. Я долго искала ответ на вопрос о сущности любви учителя к детям и нашла его в работах Л.Н. Толстого. Он говорил: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». И эти слова стали основой моей педагогической деятельности!
В обществе бытует мнение, что в профессии педагога нет ни денег, ни почета, а я продолжаю верить в то, что эта профессия самая лучшая. Все, кто так говорит, не понимают, что для них «учитель» – просто слово, а для меня это целый мир!
Никогда не забуду свой первый рабочий день в школе, первый урок. Страха не было, были сомнения: как начать, что сказать детям? Когда я вошла в класс, и прозвенел звонок, я как будто оказалась на сцене в ярком свете рамп. И именно тогда ушли сомнения, я поняла, что должна сделать что-то интересное, необычное, запоминающееся. Мой разум не сохранил тему того урока, погоду за окном. Он запечатлел только детские глаза: серые, карие, зеленые, оценивающие, выжидающие, внимательные, дерзкие. Я улыбнулась и решила, что ни в коем случае не должна их разочаровать, обмануть, погасить в них свет ни сегодня, ни завтра, никогда. Тогда я еще не знала, что единицей измерения моей жизни станут 45 минут школьного урока. 45 минут для школы – это целая жизнь с радостями и трудностями, в которой ученик и учитель становятся единым слаженным организмом.
Поэтому первый урок в школе был не мой, а для меня. Мне думалось, что я учу детей, а оказалось, что учили они меня. Учили быть умной, учили быть доброй, учили быть вместе с ними, смотреть на мир их глазами. Через слезы, огорчения и радости я пришла к пониманию того, что не нужно учить и воспитывать только словом, а нужно увлечь и зажечь собственным примером. Поэтому мне близки слова А.С. Макаренко о том, что «живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие».
Детская натура тонкая, ранимая, чувствующая любую фальшь, поэтому слукавить не удастся. Только через искреннее отношение, уважение и понимание можно достучаться до детских сердец. Только на личном примере ценностного отношения можно показать ребенку, как необходимо действовать в той или иной ситуации. Нужно быть им не столько воспитателем, сколько другом. Но другом, намного больше знающим, умеющим подсказать, поддержать в трудную минуту. Другом, всегда готовым поделиться своим жизненным опытом и прийти на помощь. Ребенок должен быть уверенным, что здесь его поймут и не осудят. Ведь нет плохих детей, есть плохие поступки, которые можно и нужно исправлять, пополняя «копилку добрых дел», тогда и судьба отнесется к тебе по-доброму.
Мы не плохие и не хорошие, не добрые и не злые, мы ветви одного дерева, растущего и развивающегося вместе в современном мире.
Сегодня мы живем в неоднозначном времени – в эпоху глобализации и глобальных проблем. Во времена изменений и трансформаций общества лишь история может стать проводником в неизвестное завтра. Знание истории необходимо нам для сохранения культурной идентичности и развития России в глобальном мире. Поэтому цель, стоящая перед учителем истории сегодня, учить детей освоению опыта прошлых поколений и умению применять его на практике в действительности.
Для меня важно, чтобы с первых уроков мои ученики поняли, что они живут в новом, постоянно меняющемся постиндустриальном обществе. Активность, умение ориентироваться в потоках окружающей нас информации, критический характер мышления, самостоятельность, коммуникативность, креативность, способность к кооперации и непрерывному самообразованию – вот качества личности нового человека XXI века. Качества, которые я пытаюсь воспитать в каждом из них.
Сейчас в классы приходят дети с разными способностями, разным уровнем развития, различных национальностей и различного вероисповедания. У каждого свой мир, подчас очень разный. И моя задача как учителя, ничего не «сломав», войти в этот мир, «увидеть» каждого ребенка и, главное, помочь ему быть успешным.
Поэтому на уроке я всегда «рядом» с учеником, а не «над» ним. В процессе работы у меня сложился ряд правил, которым я следую непрестанно.
Первое правило: прежде чем объяснять – заинтересовать, прежде чем заставлять действовать – подготовить к действию, прежде чем сообщить что-то новое – вызвать ожидание нового. Поэтому в практике использую проблемный метод обучения. Работаю с приемами и методами таких современных технологий, как информационная, проектная, витагенная, фреймовая, кейс-технология.
Второе правило: в жизни не стоит искать легких путей. Иногда усталость берет надо мной верх, хочется прийти домой, забыться, расслабиться, забросить учебники. Но нет, собираю волю в кулак и обдумываю новую проблему, которую мы обсудим с 8А, и красочную презентацию для 9В, а может, тему нового проекта, который мы реализуем с 10В.
И именно тогда появляется третье правило: оставаться с детьми всегда естественной, искренней, открытой и справедливой. Педагог – это такая профессия, которая находится под сильным контролем, под каким не находится ни один человек в мире. Никто так не уловит все тонкости, как детские глаза. Они так тонко чувствуют фальшь, что любой обман – и ты не заслуживаешь их доверия, любви и внимания.
Последнее правило: учись сам. Еще Ричард Генри Данн, американский политический деятель XIX века, говорил, что «тот, кто обучает, должен всегда продолжать учиться сам». Любознательность моих учеников и их заинтересованность не позволяют мне успокаиваться: надо быть всегда готовой ответить на любой вопрос. Обучая детей, я постоянно учусь сама: посещаю курсы повышения квалификации, семинары; участвую в международных и всероссийских научно-исследовательских конференциях; регулярно публикуюсь и участвую в диссеминации педагогического опыта. Помня о том, что только мастер может научить мастера, и только интересная личность может воспитать интересную личность, стараюсь во многом стать примером для своих учеников.
Сегодня школа для меня – это мир бесконечных вопросов, неторопливых размышлений, мир тревожных исканий и внезапных озарений. Каждый день я вхожу в школу с ее бесконечной суматохой, шумом и гамом. Десятки детских голосов почти одновременно говорят мне: «Здравствуйте, Наталья Анатольевна!». От этого у меня сжимается сердце и перехватывает дыхание, и мне снова и снова хочется идти сюда…
Эссе учителя истории на конкурс «Учитель года»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Республиканский этап Всероссийского конкурса «Учитель года 2015».
Кычкин Андрей Владимирович.
Закреплённые в веках жизнью, силой правды афоризмы и высказывания возводят частное явление в общий принцип, что придаёт им огромную жизненность, практическую и теоретическую ценность.
Афоризмы дают богатую, утончённую духовную пищу для самостоятельного размышления. Они шлифуют, заостряют ум.
В своём эссе я попробую отшлифовать свои мысли через афоризмы известных педагогов, к которым обращаюсь часто.
Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
В наше время ребенок не может знать, кем он станет в будущем.
Но так было не всегда. Раньше, когда в мире преобладали закрытые общества, где судьба большинства только что родившихся людей была предопределена, так как переход из одного социального слоя в другой был практически невозможен. Так было в кастовой и сословной системах. Люди уже с малых лет знали, кем они станут. Но в современном мире в классовой системе переход из одного социального слоя в другой зависит от самого человека и, как я думаю, главным агентом в этом переходе является школа, учитель.
Такие рассуждения приходят ко мне сегодня, потому что осознание важности профессии учитель пришла ко мне не сразу.
Раньше, когда я учился в школе, думал, что у учителя очень сложная и неблагодарная работа. И эта мысль не покидала меня даже, когда учился на первых курсах университета. И я говорил себе, что никогда не стану учителем.
Но мое мнение о профессии учител я стало меняться, когда дал первые пробные уроки во время педагогической практики в школе №2 города Якутска. Изменение произошло, когда я увидел заинтересованные лица учеников моим рассказом об истории древней Греции. Это событие стало началом изменения моего мнения о будущей специальности.
Думаю, что помог один из первых опытов столкновения с реальностью в жизни любого педагога: один из моих учеников, признанный «заядлым хулиганом»,- посетив мои уроки, заинтересовался историей. И мы с ним начали углубленно изучать историю. В итоге после окончания школы он поступил на юридический факультет. И при каждой встрече благодарит меня за своевременное «вмешательство» в его судьбу.
Оказалось, что учитель не только преподает свой предмет, но и имеет возможность помочь детям в выборе будущей профессии.
Сейчас, когда меня спрашивают о том, куда я иду утром, имея в виду мою работу, я всегда отвечаю: «К детям»!
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь. (В. Ключевский)
Как воспитывать детей? Каждую минуту и всей душой желайте им счастья сейчас и в будущем – этого достаточно! И никогда не разъединяйтесь с ними, не оставляйте беззащитными. (Соловейчик С.Л.)
Возрастной период, который охватывает школа, обоснованно рассматривается специалистами как время формирования личности ребёнка.
На протяжении педагогической работы учителя увлекает то одно, то другое, то третье и так без конца…И всё это по доброй воле: просто в нашей профессии очень много интересного, увлекательного, захватывающего.
Меня в первое время в нашей профессии увлекла тема самовоспитания человека, видимо, потому что это была одна из тем моих курсовых в университете. По мере возможностей мы с детьми занялись самовоспитанием: для начала наблюдали за собой со стороны, постарались выявить свои отрицательные черты и начали работу над собой. Наблюдение и работу над собой фиксировали в специальных тетрадях. Работа эта интересная, серьёзная: человек оказывается по отношению к себе как бы наблюдателем со стороны.
Первые результаты работы, думаю, подведём и увидим в выпускном классе.
Нам, учителям, сегодня очень важно воспитать в наших детях духовные ценности человечества, чтобы подрастающее поколение выросло нравственно здоровым: ведь от его сознания, духовно – нравственных качеств будет зависеть в будущем наше благополучие.
Русская и якутская классическая литература, история и обществознание в этом деле нам всегда были и будут верными помощниками: они смогут помочь нам противодействовать растлению человеческой природы, искоренять недостатки, облагораживать нравы и чувства, пробуждать силы духа настолько, насколько это потребуется нашим выпускникам в будущем для служения государству и народу.
Современное образование терпит очень много изменений, и это требование и веяние времени. В основном это внедрение стандартов второго поколения ФГОС.
На собственном опыте хочу сказать, что современный мир уже изменился, и нет дороги назад. Сейчас в ХХ I веке, веке информации и глобализации, качественное образование стало наиболее востребованным, чем в предыдущем веке. Возросла конкуренция в трудовой сфере: везде требуются специалисты, не ограничивающиеся своими сегодняшними знаниями и умениями. Об этом детям рассказывают их родители и учителя, и дети это очень хорошо понимают: в будущем то же самое ожидает от них жизнь.
Как показывает жизнь, роль учителя изменилась: он не единственный источник знаний, как было в ХХ веке.
В образовании одна из главных проблем – конкуренция с теми источниками информации, которые, не являясь официально частью общего среднего образования, тем не менее, содержат сведения, благодаря которым у учащихся складывается мировосприятие. Специальный термин «параллельная школа» отражает растущую остроту проблемы – у образования действительно появился серьезный конкурент в лице новой информационной среды и IT-технологий делают ситуацию информационного взрыва все более острой даже экологически.
Происходящие изменения не могут не затрагивать подрастающее поколение. Идут исследования того, как Интернет влияет на современных детей и подростков, что происходит со взрослыми, которые вынуждены жить в интенсивной информационной среде.. Информационная среда изменяется куда быстрее, нежели средства ее анализа.
Современная педагогика предлагает создавать внутреннее медиапространство образовательного учреждения через систему школьных СМИ (печатное издание; школьные телепередачи) и творческие мультимедийные проекты.
Такая проблема, задача стоит перед каждым учителем.
Этой идеи я придерживаюсь в своих предметах истории и обществознания:
А что такое правильно думать? Это смотреть на вещь или на событие со всех сторон, а не делать преждевременных выводов.
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя (В.И.Ленин).
Любой учитель работает в коллективе, и каждый из нас со своими индивидуальными качествами: характером, чертами, любимыми занятиями, увлечениями.
Нас связывает профессия, которую мы выбрали в жизни и педагогический коллектив, где мы трудимся.
Педагогическая этика регулирует поведение учителя, чтобы укреплялся его авторитет, обеспечивалось единство усилий педагогического коллектива, обшественности и семьи. Педагогическая этика утверждает гуманистические принципы в отношениях с детьми, коллегами, родителями, осуждает бездушие, основывается на уважении к личности воспитанника, коллег и взрослых.
Мы время от времени бываем на семинарах коллег, республиканских курсах, где обмениваемся с коллегами опытом работы, разговариваем по наболевшим вопросам, проблемам и уезжаем с них окрылённые новыми знаниями, мыслями, замыслами и планами. По приезду от них начинаем реализовывать их: пробуем, анализируем, делаем выводы, исправляем ошибки, убираем недочёты…
Наши ученики растут из года в год, заканчивают школу, учатся в высших учебных заведениях, становятся специалистами в какой-то области. Они нас не забывают, держат связь где бы ни были: приезжают на каникулы, общаются по ватсапу, шлют поздравления по праздникам. А когда получается встретиться случайно, радуются встрече, как родные: улыбаются, рассказывают о себе, о своих проблемах, бывает, что обращаются за советом.
И тогда понимаешь, что есть доля моего труда в том, что передо мной стоит взрослый современный специалист, который только с благодарностью смотрит на меня счастливыми глазами…На душе становится тепло от их доброго благодарного отношения, и тогда понимаешь, что не зря потрачены бессонные ночи, часы, дни, годы на детей, ставших тебе родными…
Эссе учителя истории на конкурс учитель года лучшие
Конкурсное задание «Эссе»
Татьяна Алексеевна Тихова
Кто постигает новое, лелея старое,
тот может быть учителем.
Учителем я быть не собиралась, со школьной скамьи мечтала быть юристом, но трезво смотрела на жизнь и понимала, что девчонке из сельской школы поступить в юридический институт нереально. Реально, оказалось, успешно сдать вступительные экзамены в Ярославский педагогический институт имени К.Д.Ушинского на филологический факультет отделение «история и право». Как магнит притягивало и завораживало название «…и право», а что будет на выходе из института, волновало мало. Первая брешь в моём убеждении, что я будущий юрист, но пока учусь в педагогическом, появилась уже на первом курсе, после тестирования, проводимого среди первокурсников. Компьютер выдал мне, что в выборе профессии я не ошиблась, я – учитель! Вторая брешь появилась после первой педагогической практики, на втором курсе, когда я с удовольствием, возилась со своими подопечными семиклассниками. Мы делали стенгазету, готовились к историческому вечеру, ездили «на морковку». Именно она поставила окончательную точку в моём убеждении, что я не хочу ничего менять в своей жизни, мне нравится работать с детьми, общаться с ними.
Да, мое призвание – учитель. Для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не работа. Для меня «учитель» – это моя жизнь. Я не работаю учителем, я живу этим. И сразу мелькнула мысль, а как в Стандарте Педагога отразить это? Как отразить в Стандарте величие Души учителя, его настроенность на жертвенное служение? В Стандарте даны критерии идеального учителя 21 века. В соответствии с ними учитель должен: иметь, уметь, владеть, использовать, включить, демонстрировать, регулировать, управлять, устанавливать, организовывать, оказывать, взаимодействовать и т.д., т.п., но нигде не сказано, ни про душу, ни про жертвенность. Мне импонируют слова министра: «Мы должны превратить профстандарт в мощный ресурс карьерного роста, а это возможно только при условии, что сам учитель будет готов с ним сверяться». Я понимаю, что Стандарт Педагога – это ориентир, по которому следует двигаться дальше в профессии. Я готова следовать, мне хочется следовать.
Жизнь человека, как книга, читаешь страницу, то грустную, то весёлую. Мой друг говорит, что я живу в другом, своём особенном мире, в мире иллюзий, красивых и правильных слов, а реальная жизнь не такая!
А какая она, моя жизнь учителя?
После исчерпывающего ответа по билету, выпускница Нина Гусева, на мой вопрос, куда она собирается поступать, тихонько ответила: «Я буду как Вы, учителем истории». Я, молодая в то время ещё учительница, растерялась. Было очень приятно, захотелось работать дальше с ещё большим энтузиазмом, творить, увлекать. Сейчас Нина Викторовна работает учителем истории в одной из школ области. Это моя жизнь.
Моя отличница, труженица Марина Пятерикова подошла ко мне на перемене и сказала: «Татьяна Алексеевна, посоветуйте, как мне лучше поступить: пойти в 10 класс или в музыкальное училище имени Л.Собинова»? И мы вместе стали представлять, каким будет её будущее, если она пойдёт в 10 класс и какие перспективы откроются перед ней, если она поступит в училище. Чувство радости и гордости я испытывала, когда Марина, с красным дипломом закончив, Ярославское музыкальное училище имени Л.Собинова, стала студенткой Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М.И.Глинки. Мы не прекращаем общаться, она звонит, приезжает ко мне в гости, думаю, ради этого стоит иметь такую жизнь, как моя. За годы педагогической работы многие из моих учеников выбрали Путь Учителя. Я горжусь всеми. Мне приятно осознавать востребованность меня как человека, как учителя. На душу ложатся слова А.Г.Асмолова: «В образование нельзя прийти просто так, а только прийти навсегда, чтобы дышать им и жить».
«…чтобы дышать им и жить», а в Стандарте этого нет! И не будет, потому что невозможно привести к критерию, то, что в душе учителя, то во что он свято верит и следует этой вере всю свою жизнь.
Сколько еще будет звонков и уроков в моей судьбе?
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
Поступив в Кубанский Государственный Университет на специальность учителя истории и права, я окончательно поняла, что сделала правильный выбор.
Я с замиранием сердца слушала лекции преподавателей, чувствуя себя частью истории.
Мне не забыть первый опыт общения с детьми в качестве учителя во время педагогической практики в детском оздоровительном лагере «Детство» поселка Аше, г. Адлер.
Первое время в роли учителя я себя видела как бы со стороны: я оценивала себя, делала себе замечания и вносила коррективы в поурочные планы. Я взрослею вместе с моими учениками. В этом процессе проб и ошибок постепенно и приходят ответы на вопросы: почему, как и зачем.
Уроки уже не похожи друг на друга. Я научилась не просто планировать свои уроки, а моделировать саму систему знаний и умений моих учеников.
Цель своей педагогической деятельности я вижу в том, чтобы создать условия для понимания учащимися себя, своих притязаний и возможностей.
Как поступать, чему учить, чтобы не воспитать в новом поколении инфантильность и бездушие, безразличие ко всему? Что сказать ребятам? Что посоветовать? Как помочь найти ответы на вопросы о том, кто ты есть и для чего ты живёшь? Вечные проблемы и вечный вопрос «Что делать?» Именно делать, а не только спрашивать…
На своих уроках я стараюсь поддерживать интерес учащихся к изучению истории и обществознания. Стараюсь привить интерес к мировой, русской и родной культуре, читая и обсуждая исторические события и явления. Я учу анализировать, сравнить их, найти причины, указать последствия, находить большой смысл. Именно такой подход, на мой взгляд, способствует становлению творческой личности, стремящейся к знаниям.
Не все же становятся гениями педагогического труда. И я себя не отношу к ним, но искренне стремлюсь быть человеком порядочным, честным, в оценке себя принципиальным, но терпимым к недостаткам детей.
Для достижения цели в современном процессе обучения есть все: ИКТ, различные формы проведения уроков, проектная деятельность, творческие мастерские. Главное, чтобы этот процесс был достаточно вариативным, чтобы можно было как можно глубже вовлекать в него детей.
Прокомментируйте!
Выскажите Ваше мнение:
Вакансии для учителей