это место казалось ему наилучшим выражением русской природы
Это место казалось ему наилучшим выражением русской природы
Константин Георгиевич Паустовский
Повесть о лесах
Краса полуночной природы,
Любовь очей, моя страна!
Языков
Дом рассохся от старости. А может быть, и от того, что он стоял на поляне в сосновом лесу и от сосен все лето тянуло жаром. Иногда дул ветер, но он не проникал даже в открытые окна мезонина. Он только шумел в вершинах сосен и проносил над ними вереницы кучевых облаков.
Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками. Они в изобилии цвели на поляне перед крыльцом. Растрепанные, высохшие, они даже не были похожи на цветы, а напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам.
Единственное, что раздражало композитора, — это скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.
Если удавалось пройти так, чтобы ни одна из них не скрипнула, Чайковский садился за рояль и усмехался. Неприятное осталось позади, а сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. На любую клавишу отзовутся тончайшим резонансом сухие стропила, двери и старушка люстра, потерявшая половину своих хрусталей, похожих на дубовые листья.
Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом как симфония.
«Прекрасная оркестровка!» — думал Чайковский, восхищаясь певучестью дерева.
С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что дом уже с утра ждет, когда композитор, напившись кофе, сядет за рояль. Дом скучал без звуков.
Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту. Еще это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты. То тут, то там — то на чердаке, то в маленьком зале, то в застекленной прихожей — кто-то трогал струну. Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал ее. Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! Проиграть незамысловатую песню пересохшего дерева, оконных стекол с обвалившейся замазкой, ветра, постучавшего веткой по крыше.
Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а ничего еще толком не сделано. Все написанное — только небогатая дань своему народу, друзьям, любимому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Но еще ни разу ему не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни.
Чем проще было то, что он видел, тем труднее оно ложилось на музыку. Как передать хотя бы вчерашний случай, когда он укрылся от проливного дождя в избе у объездчика Тихона!
В избу вбежала Феня — дочь Тихона, девочка лет пятнадцати. С ее волос стекали капли дождя. Две капли повисли на кончиках маленьких ушей. Когда из-за тучи ударило солнце, капли в ушах у Фени заблестели, как алмазные серьги.
Чайковский любовался девочкой. Но Феня стряхнула капли, все кончилось, и он понял, что никакой музыкой не сможет передать прелесть этих мимолетных капель.
А Фет распевал в своих стихах: «Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук хватает на лету и закрепляет вдруг и темный бред души, и трав неясный запах…»
Нет, очевидно, это ему не дано. Он никогда не ждал вдохновения. Он работал, работал, как поденщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.
Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги — в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, — этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты.
Рудый Яр Чайковского. К.Г.Паустовский.
Здравствуйте, уважаемые посетители!
НА ЭТИХ СТРАНИЦАХ ВЫ НАЙДЕТЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ
Полуготовые сочинения доступны на сервере Plati.ru по чисто символической цене – 30 руб. за одно полуготовое сочинение
Авторские сочинения ЕГЭ и Аргументы к сочинению вы найдете здесь
ТЕКСТ КАК АРГУМЕНТ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ЕГЭ
Чтобы развить навыки аргументирования темы сочинения, СОВЕТУЕМ
Такой интерпретированный Вами текст можно использовать в качестве АРГУМЕНТА для сочинения на ЕГЭ.
РУДЫЙ ЯР ЧАЙКОВСКОГО. ПО К.ПАУСТОВСКОМУ.
Чайковский проснулся рано и несколько минут не двигался, прислушиваясь к перезвону лесных жаворонков. Даже не глядя в окно, он знал, что в лесу лежат росистые тени.
Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в веселую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место – оно называлось Рудым Яром.
Сама дорога к Яру всегда вызывала волнение. Бывало, зимой, в сырой гостинице в Риме, он просыпался среди ночи и начинал шаг за шагом вспоминать эту дорогу: сначала по просеке, где около пней цветет розовый иван-чай, потом березовым грибным мелколесьем, потом через поломанный мост над заросшей речкой и – вверх, в корабельный бор.
Он вспоминал этот путь, и у него тяжело билось сердце. Это место казалось ему наилучшим выражением русской природы. Он знал, что сегодня, побывав там, вернется – и давно живущая где-то внутри любимая тема о лирической стороне этой лесной стороны перельётся через край и хлынет потоками звуков.
проснулся рано перезвону лесных жаворонков росистые тени
дом на пригорке среди зарослей озеро любимое место Рудым Яром дорога вызывала волнение гостинице Риме просыпался вспоминать дорогу по просеке иван-чай березовым мелколесьем мост корабельный бор
тяжело билось сердце место казалось наилучшим выражением русской природы побывав там давно живущая где-то внутри любимая тема о лирической стороне лесной стороны хлынет потоками звуков
Для расширения аргументационного поля в процессе подготовки к ЕГЭ рекомендуем посетить страницы:
Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1».
Подробные инструкции как воспользоваться сборником здесь
Подготовка к новой форме итоговой аттестации в 9-м классе
Тип урока: урок-практикум.
Цель: Оценить уровень лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся.
Задачи:
Оборудование: Персональный компьютер, мультимедийный проектор, запись музыкальных фрагментов П.И. Чайковского.
Ход урока
I. Психологический настрой класса на работу
II. Анализ изложений, написанных на предыдущем уроке
(Учитель зачитывает 2-3 лучшие работы учащихся, сообщаются отметки.)
Чайковский проснулся рано и несколько минут не двигался, прислушиваясь к перезвону лесных жаворонков. Даже не глядя в окно, он знал, что в лесу лежат росистые тени.
На соседней сосне куковала кукушка. Он встал, подошел к окну.
Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в веселую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место — оно называлось Рудым Яром.
Сама дорога к Яру всегда вызывала волнение. Бывало, зимой, в сырой гостинице в Риме, он просыпался среди ночи и начинал шаг за шагом вспоминать эту дорогу: сначала по просеке, где около пней цветет розовый иван-чай, потом березовым грибным мелколесьем, потом через поломанный мост над заросшей речкой и — вверх, в корабельный бор.
Он вспоминал этот путь, и у него тяжело билось сердце. Это место казалось ему наилучшим выражением русской природы. Он знал, что сегодня, побывав там, вернется — и давно живущая где-то внутри любимая тема о лирической силе этой лесной стороны перельется через край и хлынет потоками звуков.
Так и случилось. Он долго простоял на обрыве Рудого Яра. С зарослей липы и бересклета капала роса. Столько сырого блеска было вокруг, что он невольно прищурил глаза.
Но больше всего в этот день Чайковского поразил свет. Он вглядывался в него, видел все новые пласты света, падавшие на знакомые леса. Как только он раньше не замечал этого?
С неба свет лился прямыми потоками, и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми казались вершины леса, видного сверху, с обрыва.
Знакомый край был весь обласкан светом, просвечен им до последней травинки. Разнообразие и сила освещения вызвали у Чайковского то состояние, когда кажется, что вот-вот случится что-то необыкновенное, похожее на чудо. Он испытывал это состояние и раньше. Его нельзя было терять. Надо было тотчас возвращаться домой, садиться за рояль. Чайковский быстро пошел к дому.
Дома он приказал слуге никого к себе не пускать, прошел в маленький зал, запер дребезжащую дверь и сел к роялю.
Он играл. Он добивался ясности мелодии — такой, чтобы она была понятна и мила и Фене, и даже старому Василию, ворчливому леснику из соседней помещичьей усадьбы.
Он играл, не зная, что Феня принесла ему земляники, сидит на крыльце, крепко сжимает загорелыми пальцами концы белого головного платка и, приоткрыв рот, слушает. А потом приплелся Василий, сел рядом с Феней.
— Играет? — спросил Василий. — Прекратить, говоришь, нельзя?
— Никак: — ответил слуга и усмехнулся на необразованность лесника. — Он музыку сочиняет. Это, Василий Ефимович, святое дело.
(К.Г. Паустовский «Скрипучие половицы»)
III. Актуализация субъектного опыта учащихся
В папке текст для анализа и задания к этому тексту
Прочитайте текст и выполните задания 1-12
(1) Дом рассохся от старости (2) А может быть, и оттого, что он стоял на поляне в сосновом лесу, и от сосен все лето тянуло жаром.
(3) Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками. (5) Они в изобилии цвели на поляне перед крыльцом.
(б) Единственное, что раздражало композитора, — это скрипучие половицы. (7) Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. (8) Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.
(9) Если удавалось пройти так, чтобы ни одна из них не скрипнула, Чайковский садился за рояль и усмехался. (10) Неприятное осталось позади, а сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. (11) На любую клавишу отзовутся тончайшим резонансом сухие стропила, двери и старушка люстра, потерявшая половину своих хрусталей, похожих на дубовые листья.
(12) Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом как симфония.
(13) «Прекрасная оркестровка!» — думал Чайковский, восхищаясь певучестью дерева.
(14) С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что дом уже с утра ждет, когда композитор сядет за рояль. (15) Дом скучал без звуков.
(16) Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив ее любимую ноту.
(17) Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а все написанное — только небогатая дань своему народу, друзьям, любимом поэту Александру Сергеевичу Пушкину. (18) Но еще ни разу ему не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни.
(19) Нет, очевидно, это ему не дано. (20) Он никогда не ждал вдохновения. (21) Он работал, работал, как поденщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.
(22) Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги — в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, — этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты.
(23) Он не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии. (24) Он без остатка отдал свое сердце России — ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням.
(К. Г. Паустовский «Скрипучие половицы»)
IV. Анализ проделанной работы.
(На экран проецируются правильные ответы к тестовым заданиям)
V. Приступить к работе над сочинением-рассуждением:
(Релаксация: звучит отрывок из «Времен года» П.И. Чайковского)
Выдели маркером вводные слова, определи их значение. Расставь знаки препинания
Выдели маркером вводные слова, определи их значение. Расставь знаки препинания.
1. Их дружба, казалось, будет вечной. Это место казалось ему наилучшим выражением русской природы. Степень достоверности
2. Она мужественно отнеслась к несчастью, постигшему семью. К несчастью начавшаяся метель задержала вылет самолёта. Дополнение
3. Он шагал по гостиной, изящно встряхивал головой и, очевидно, что-то замышлял. Степень достоверности
4. Нигде, как на этих вечерах, не высказывался так очевидно градус политической температуры. Обстоятельство
5. Вы верно перевели это стихотворение, без ошибок? Обстоятельство
6. Вы, верно, переведены сюда из России?
7. Я сел за стол и, пожалуй, в первый раз за долгое время почувствовал усталость. Степень достоверности
8.Сколько спокойствия может быть в истинной и живой красоте! Сказуемое
9.Словом, успех его для меня совершеннейшая загадка. Способ оформления мысли
10.Тихий ночной час, казалось, придавал беседе особую прелесть. Небо было тёмным и низким, нам оно казалось полотном, сотканным из звёзд. 1) Степень достоверности 2) сказуемое
11.Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была, в сущности, беспощадной схваткой с глупостью и подлостью. Степень достоверности
12.Многие писатели вам ничего не расскажут о сущности творческого процесса, как, очевидно, не сможет рассказать птица, как она поёт. Степень достоверности
13.«Ваше приказание может быть исполнено только утром», —доложили ему. сказуемое
14.В Петербурге он слыл за человека с деньгами, и, может быть, не без причины. Степень достоверности
15.Всё недоброе в сердце человека должно бы исчезнуть в прикосновении с природой — этим непосредственным выражением красоты и добра
16. Сухое дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносится и до самолётов. Степень достоверности
17.Она его просто забыла, а может никогда и не запоминала. сказуемое
18.Смотри, однако Вера будь осторожна.
19.Шаль была отличная и, наверное, стоила немалых денег. Степень достоверности
20.Автобус, очевидно, только что вышел на линию. Степень достоверности
21.Уже совсем стемнело, когда он выбрался наконец из тайги. Обстоятельство
22.Ребёнок к вечеру совсем выбился из сил: во-первых, уроки в школе, во-вторых, кружок по рисованию и, наконец, выполнение домашнего задания. Связь, последовательность мыслей
23.Перед восходом солнца крик журавлей был так гулок, что казалось, будто птицы кружатся над коньком избы. Сказуемое
24.Воздушные течения уносили эти огненные шары к заливу — и весь залив пылал, казалось, до самого дна их отражениями. Степень достоверности
25.Несчастье нисколько его не изменило, а напротив он стал ещё крепче и энергичнее.
26.Он погрузился в размышления, видимо, обдумывая услышанные только что слова. Степень достоверности
27.Всяк сверчок знай свой шесток. Крепче конское бей копыто, отчеканивая шаг.
29.А вы, согласитесь, были неправы. Способ привлечения внимания
30.Про силу и смелость этого богатыря сохранилось много преданий, как видимо, приукрашенных. Связь, последовательность мыслей
31.Он, однако, ничего никогда не забывал. Степень достоверности
1. Найдите предложение, в котором есть вводное слово:
1) Мне кажется, что скоро пойдет снег.
2) Кажется, скоро пойдет снег.
3) Он не такой, каким кажется.
2. Найдите предложение, в котором есть вводное предложение:
3. В каком предложении есть вводные слова (знаки препинания не расставлены)?
1) День подходил к вечеру однако ветер не утихал.
2) Горный воздух без всякого сомнения действует благотворно на здоровье.
3) Мы помимо судовых работ занимались еще погрузкой угля.
4) Несмотря на все трудности работы полученные результаты оказались удачными.
4. Укажите предложение, где на месте пропуска не нужна запятая.
1) Быть может_ это доктор Борменталь свистнул червонцы?
2) Но тут_ вдруг_ та самая утренняя волна ожидания и возбуждения толкнула их.
3) Я_ мол_ решительно не знаю этого человека.
4) Смешно_ кстати_ только то, что остроумно.
5. Укажите предложение, где на месте пропуска не нужна запятая.
1) Я мечтала увидеть во сне своего суженого, мне снились _однако _ обычные сны.
2) По правде сказать _ этот свет сбивал меня с толку.
3) Все в природе успокаивается, затихает и _ как бы _ засыпает.
4) Форточки были плотно закрыты, и _ казалось, что нечем дышать.
6. Укажите предложение с вводным словом.
1) Это случается очень часто.
2) Вряд ли вам это удастся.
3) Он говорят никогда не отличался храбростью.
4) А тогда мне казалось что всё изменится к лучшему.
7. Укажи предложение, в котором нет пунктуационной ошибки.
1) Мне это, казалось, очевидно, потому, что поездка заканчивалась.
2) Значит, белых грибов в эту пору уже не найдёшь.
3) Звук выстрела слился с очередным ударом, и наверное, всё обошлось бы благополучно, если бы не появился подручный.
4) Зима ещё не закончилась, однако, погода уже изменилась.
8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) В сущности, красота – это обещание великой человечности отношения мужчины и женщины.
2) Он знал историю мира, историю собственной жизни.
3) Это место, казалось ему, наилучшим выражением русской природы.
4) Кажется, что тишина, как облако, неподвижна.
9. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1) Мне ничего не было нужно, и казалось, что меня никто не поймет.
2) Вы, верно, переведены сюда из Москвы?
3) Цех возможно реконструировать за короткий срок.
4) Погода может быть испортится уже к вечеру.
10. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1) Книга может быть интересной и скучной.
2) Некоторые магазины залиты светом, и кажется, что люди в них плавают, точно рыбы в воде аквариумов.
3) Цех, возможно, закрыт на реконструкцию.
4) Только к концу жизни, в 80-х годах ХХ века, писатель как известно стал знаменитым.