Машина фиска или фишка
Неповторимо и непопулярно. 10 автомобильных фишек, которые облегчают нам жизнь, но так и не получили широкого распространения
Фото automobilrevue, Volvo, autowp.ru
Видео carotogr, Jay Hocking
Фото automobilrevue, Volvo, autowp.ru
Видео carotogr, Jay Hocking
Мы сетуем, что все автомобили похожи, но порой автопроизводители радуют необычными решениями, позволяющими повысить наш комфорт и безопасность. Взять хотя бы систему Procon-ten от Audi. А сегодня приведем другие примеры.
Ничего лишнего ночью
Марка Saab прочно ассоциируется с авиацией – что ж, в некоторых автомобилях действительно применялись технологии из этой сферы. Так, в 1993 году была представлена функция Saab Black Panel (впоследствии название было заменено на Night Panel).
Идея заключалась в том, чтобы при движении в темное время суток отключать подсветку комбинации приборов и вообще передней панели, оставляя подсвеченным лишь спидометр, что позволяло снизить нагрузку на глаза водителя и не отвлекать его от ночной дороги. Сначала Night Panel появилась на 900-й модели, а впоследствии была доступна на Saab 9-3 и Saab 9-5.
Он же бампер, он же крышка
Сразу на нескольких моделях с кузовом универсал (Tempra S.W., Marea Weekend) Fiat реализовал интересное техническое решение: задний бампер можно было откинуть вниз, как нижнюю половинку крышки багажника. Во-первых, это позволяло убрать характерный порог и заметно снизить погрузочную высоту. Во-вторых, при перевозке длинномерных грузов можно было закрывать крышку багажника и использовать получившийся «лючок».
Правда, из-за его небольшой высоты перевозить так можно было разве что доски, листы фанеры или что-то в этом роде. Даже странно, что подобное решение осталось локальной «фишкой» (не говорим, что именно итальянских машин, но в нашем регионе известны именно они) и не получило массового использования у автопроизводителей.
Хочешь – напитки в лед, хочешь – собаку под душ
В новом компактном кроссовере Ford Puma реализована довольно интересная идея: нижняя часть багажного отделения выполнена в виде герметичного пластикового «поддона», который снизу оснащен сливным отверстием. Это позволяет использовать 80-литровый MegaBox для самых различных целей, особо не заботясь о его чистоте, потому что отмывается он очень легко.
Судя по выложенным в Интернете фото и видео, варианты использования такого багажника могут быть самыми разными. Например, можно засыпать весь отсек льдом и закинуть охлаждаться бутылки с напитками. Можно перевезти рассаду на дачу, а можно даже помыть собаку после прогулки. В общем, вариантов множество!
Встроенная безопасность
В 1990 году компания Volvo представила интегрированный бустер для безопасной перевозки детей. Его получила новейшая модель 850, а в дальнейшем подобная технология использовалась и на других автомобилях шведской марки.
Сама по себе идея хороша: предложить штатное устройство для перевозки детей без необходимости покупать «сторонний» девайс. Жаль лишь, что подходит он только для определенной категории маленьких пассажиров, в то время как для более младших групп все равно необходимо использовать детские кресла, соответствующие росту и весу ребенка.
Неподвижная ступица
Ее на модели С4 2004 модельного года предложил Citroёn. Благодаря хитроумной конструкции ступица руля при его вращении остается неподвижной. Зачем? Во-первых, это красиво. Во-вторых (и что гораздо важнее), это гарантирует оптимальное развертывание подушки безопасности в случае срабатывания при аварии.
Впрочем, повсеместного применения эта идея не получила, даже в рамках модельного ряда Citroёn. О других марках и говорить не приходится. Так что в этой части С4 первого поколения остается большим оригиналом.
Сам себе «парфюмер»
Кстати, тот же С4 отметился и встроенным ароматизатором. Благодаря сменным флаконам-картриджам салон «француза» мог наполняться самыми разными ароматами. Опять же, красивая идея! Но и она не получила массового продолжения.
И никакого сквозняка
Одной из особенностей Citroёn XM было нечетное количество стекол. «Непарное» – это перегородка сразу за вторым рядом сидений. Она изолировала пассажирский салон от внешней среды при открытой двери багажника, нейтрализуя тем самым известный недостаток хэтчбеков и универсалов. Оригинально и эффективно! Даже странно, что подобное решение не получило массового распространения.
Спасительная асимметрия
Hyundai Veloster первого поколения попытался быть оригиналом: с пассажирской стороны он получил две боковых двери, а с водительской – только одну. Идея в том, чтобы «не пустить» пассажиров на проезжую часть при выходе из автомобиля и тем самым снизить риск наезда проезжающим мимо автомобилем. Чем не «фишка»? Впрочем, оценили ее не многие: уровень продаж у оригинальной модели оказался достаточно скромным.
Защита наготове
Сразу несколько производителей предлагают интересную опцию, которая должна подстраховать от случайных повреждений кузова при «плотной» парковке. При открывании дверей автоматически выдвигаются пластиковые планки, служащие буфером между вашей дверью и чужим автомобилем.
Подобные устройства можно встретить, например, на Ford Focus III и Skoda Kodiaq. Чехи вообще обожают подобные устройства, облегчающие жизнь, и продвигают их под общей философией Simply Clever.
Снять двери? Легко!
Новый пикап Jeep Gladiator позволяет снять двери или заменить их на облегченные трубчатые конструкции. А еще откинуть вперед ветровое стекло.
На самом деле идея не нова – первые внедорожники имели подобный функционал еще в середине прошлого века, а из современных моделей подобное позволяет родственный Jeep Wrangler. В общем, это как раз тот случай, когда хорошая идея продолжает жить, пусть и не принимается на вооружение всеми подряд.
А какие интересные автомобильные «фишки», повышающие комфорт, удобство пользования или безопасность, знаете вы? Пишите в комментариях!
9 скрытых возможностей автомобиля, о которых непросто догадаться
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Почему автопроизводители внедряют скрытые функции
Автомобиль уже давно перестал быть просто транспортным средством. Сегодня это многофункциональное устройство, ряд особенностей которого производитель решил скрыть от широкого круга потребителей.
С некоторыми функциями водители успели познакомиться в процессе эксплуатации, например:
Однако многое остаётся покрытым тайной. Почему же производители намеренно скрывают такие важные автомобильные функции, которые могут обеспечить повышенный уровень комфорта и даже спасти чью-то жизнь?
На самом деле, наличие скрытых возможностей – не секрет для тех, кто интересуется новинками отечественного и зарубежного автопрома, когда автомобили буквально раскрываются изнутри на официальных обзорах и представлениях, а изучение технической документации обычно раскрывает оставшуюся часть автомобильных секретов.
А теперь ловите ещё 9 полезных функций, которые сделают ваши поездки удобнее и безопаснее.
1. Защита от срабатывания подушки безопасности переднего пассажира
Казалось бы, совершенно ненужная и идущая вразрез со здравым смыслом функция на самом деле выполняет важнейшую роль сохранения жизни пассажира, которому ещё нет 12 лет. Взрывная сила «аирбагов» способна серьёзно покалечить как ребёнка, так и беременную женщину, поэтому перед установкой на переднее сиденье детского кресла позаботьтесь о включении безопасного режима на боковой стороне торпеды.
2. Регулировка высоты ремней безопасности
Функция предназначена для водителей разного роста. Низкие люди, пользующиеся крайним верхним положением, при резком натяжении ремня рискуют получить серьёзные травмы шеи, плеча и ключицы. Теперь, зная о новой возможности вашего автомобиля, перед предстоящей поездкой отрегулируйте ремень безопасности в соответствии с вашим ростом. В случае столкновения это позволит сохранить вашу жизнь с минимальными последствиями для здоровья.
3. Блокировка дверей в автоматическом режиме
Полезная функция, особенно для жителей больших городов, когда несанкционированный доступ в автомобиль может быть произведён едва ли не на ходу.
Удерживайте клавишу постановки на охрану до тех пор, пока не раздастся знакомый сигнал. Теперь перед тем, как тронуться с места, автомобиль первым делом закроет все двери автоматически, и вы больше не будете беспокоиться о том, что на одном из перекрёстков злоумышленник попытается незаконно пробраться в ваш автомобиль.
4. Блокировка открытия задних дверей
Бывалые водители наверняка знают об этой полезной функции, которая позволяет избежать открытия дверей детьми во время движения. Но начинающего автолюбителя может смутить наличие дополнительных приспособлений рядом с местом расположения замкового механизма. Перевозя маленьких детей на заднем сиденье автомобиля, сдвиньте язычок или проверните винтовой тумблер в положение «Lock», и тогда дверь можно будет открыть только снаружи.
5. Экстренное торможение электронным ручником
Никто не застрахован от внезапной потери связи педали тормоза с тормозной системой автомобиля. Это может произойти по разным причинам, но если у вас стоит ручник с электронным управлением, знайте, что быстро остановить мчащуюся машину можно, удерживая кнопку стояночного тормоза в течение длительного времени. Электронное торможение задействует стоп-сигналы автомобиля, что позволит избежать аварийных ситуаций.
6. Ночной режим зеркала заднего вида
Более опытные водители пользуются этой удобной функцией уже очень давно, но для новичков такое «нововведение» может стать настоящим открытием. Теперь, отщёлкнув язычок с задней стороны зеркала, вы сможете затемнить его поверхность так, что идущие позади вас автомобили не смогут ослепить ваши глаза, даже если это будет дальний свет.
7. Блокировка работы задних электростеклоподъёмников
И снова дело касается детской безопасности, ведь когда мы покупаем семейный автомобиль, то в первую очередь думаем о своих детях.
Автоматический режим работы стеклоподъёмников уже стал причиной многочисленных травм по причине зажатия пальцев между стеклом и автомобильной дверью. Чтобы такого не произошло с вашим ребёнком, отыщите рядом с панелью управления стеклоподъёмником на обшивке двери маленькую кнопку. Её нажатие не позволит детям самостоятельно опустить и поднять стекло.
8. Стояночные огни
Парковка в плохо освещённом дворе у обочины может доставить немало хлопот водителю, ведь проезжающие мимо автомобили ненароком могут зацепить бок вашего авто и скрыться в неизвестном направлении.
Исключить риск «слепого столкновения» помогут стояночные огни. Их преимущество в том, что включение происходит лишь с одной стороны, при этом тусклым светом горят только две лампы, что позволяет обозначить авто на целую ночь без риска посадить аккумулятор. Для включения стояночных огней переместите рычаг поворота в нужную сторону и поставьте машину на охрану.
9. Режим «сервиса» щёток стеклоочистителя
Работает на автомобилях, где «дворники» скрыты глубоко под плоскостью капота. Для очистки стекла от наледи выключите зажигание и переведите ручку стеклоочистителя в нижнее положение. Предварительно следует убрать крупный лёд и освободить щётки от стекла. Переход в сервисный режим выдвинет механизм стеклоочистителей наружу, и их можно будет поднять, как на любом другом автомобиле.
Большинство функций в машине направлено на безопасность пассажиров. А отчего автомобиль может загореться и как этого не допустить?
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Три самых полезных «фишки»
Почему именно три? Ну, как говорится, меньше не имело смысла. А если значительно увеличить данное число, то можно дойти и до перечисления таких безусловно полезных вещей как руль и педаль газа (ну или тормоза, кому что ближе). А три — вот тут действительно приходится продумать.
Ну ладно, покончим с введением. Перейдем сразу к тому, ради чего, собственно, и затевалась эта заметка.
Третье место. Подогрев руля
Хотя реализация этого самого подогрева в CTS оставляет желать лучшего — руль становится лишь едва теплым да и деревянная вставка совсем не греется, — все равно, стоит потрогать руками обычный не подогреваемый руль, как сразу все становится на свои места. Начинаешь удивляться, как вообще раньше ездил без подогрева?
Хотя понятно как — в перчатках.
Второе место. Автоматическое закрытие дверей
Для начала замечу, что «комфортный доступ» в CTS довольно необычный. По крайней мере он требует некоторого привыкания.
Во всех остальных известных мне автомобилях «комфортный доступ» предполагает наличие на дверной ручке кнопки, нажав на которую можно, собственно, открыть дверь. В CTS же роль кнопок выполняют сами дверные ручки — механической связи с замками у них нет вообще.
Тут-то проблем нет. Однако если обычная кнопка на ручке позволяет не только открыть, но и закрыть автомобиль, то в случае с CTS вам придется или закрывать машину с «пульта», или же воспользоваться такой замечательной возможностью, как автоматическое закрытие, о которой здесь и идет речь.
Так вот — благодаря этой «фишке» у меня больше не болит голова на тему, а закрыл ли я автомобиль. А разве это не замечательно, когда машина позволяет избавиться от лишних беспокойств?
Первое место. Датчик света
Еще несколько месяцев назад я даже представить себе не мог, что буду когда-нибудь считать датчик света одной из самых полезных опций в моем авто.
Хотя не совсем так. Я по-прежнему им не пользуюсь. Я по-прежнему считаю, что, если всегда включаешь ближний, датчик света теряет свой смысл чуть более, чем полностью. Но в случае с CTS тут есть одна особенность.
Доводилось ли вам когда-нибудь ездить с выключенными фарами ночью? Причем быстро?
Мне — доводилось. Едешь и поражаешься — ну народ и озверел! Каждый второй норовит перестроиться прям в меня! Они что, месячную норму по ДТП стремятся выполнить? Или хотят свести счеты с жизнью с моей помощью?
И только доехав до самого дома и, благополучно убедившись в том, что охранник у шлагбаума так же умудряются полностью игнорировать твое присутствие, в голове начинает потихоньку проясняться.
Так вот — в CTS такого, к счастью, не получится. Вы, конечно, можете принудительно выключить свет — но это уже будет осмысленное действие, для которого надо использовать не только спинной мозг, но и головной (чего при езде ночью без фар обычно не происходит).
В CTS «по умолчанию» переключатель режимы работы фар стоит в положении auto. Он просто не фиксируется на положении «выключено». А соответственно, ночью у вас будет гореть ближний свет.
Как говорится, аллилуйя. Да будет свет!
Велика вероятность, что эта замечательная особенность когда-нибудь спасет меня от серьезной аварии. В общем — все правильно. Хороший автомобиль должен немножко думать за хозяина, особенно если хозяин думать не в состоянии.
Ну вот и все. А какие самые полезные «фишки» в вашем авто?
Что такое голубые фишки
И почему они популярны среди инвесторов
Если вы только пришли на фондовый рынок и не знаете, с чего начать, то хорошим вариантом инвестиций могут стать голубые фишки.
На рынке ценных бумаг так называют акции известных компаний с давней историей, которые стабильно растут и зачастую платят щедрые дивиденды. Название «голубые фишки» пришло из покера — их используют для самых крупных ставок.
Еще голубые фишки обладают высокой ликвидностью — по ним проходит большой внутридневной объем торгов, то есть акции можно быстро продать. Но расскажу обо всем по порядку: рассмотрим критерии отбора голубых фишек и то, какой интерес они представляют для инвесторов.
Отличие голубых фишек от других акций
Чаще всего инвестор может отличить голубую фишку по трем характеристикам.
Капитализация российских голубых фишек варьируется от 500 млрд до нескольких триллионов рублей. Для сравнения: капитализация компаний второго эшелона в среднем составляет 100—200 млрд рублей. Так, капитализация «Русгидро» оценивается рынком в 326 млрд рублей, а недавно вышедшего на биржу «Совкомфлота» — в 221 млрд.
На американском рынке голубыми фишками исторически считаются компании, чья капитализация превышает 10 млрд долларов. Но и компании меньшего размера, если они флагманы своей отрасли, также могут быть причислены к этому званию. Например, у компании Alcoa капитализация около 5 млрд долларов, но она часто упоминается среди голубых фишек, потому что является лидером в секторе добычи и производства бокситов, глинозема и алюминия.
Ликвидность. Голубые фишки — это также наиболее ликвидные бумаги. Иными словами, они вызывают огромный интерес у трейдеров и инвесторов, в том числе крупных фондов. Поэтому по таким бумагам проходит большой объем торгов.
На Московской бирже представлен специальный индекс голубых фишек, который составляется на основе критерия ликвидности. В него входят 15 наиболее торгуемых эмитентов российского рынка.
Состав индекса голубых фишек на январь 2021 года
Компания | Тикер | Капитализация, млрд Р |
---|---|---|
Сбербанк | SBER | 5853 |
«Газпром» | GAZP | 5072 |
«Роснефть» | ROSN | 4665 |
«Новатэк» | NVTK | 3761 |
«Норильский никель» | GMKN | 3730 |
«Лукойл» | LKOH | 3567 |
«Полюс» | PLZL | 2080 |
«Яндекс» | YNDX | 1647 |
«Сургутнефтегаз» | SNGS | 1258 |
«Татнефть» | TATN | 1113 |
«Полиметалл» | POLY | 797 |
X5 Retail Group | FIVE | 747 |
МТС | MTSS | 656 |
«Магнит» | MGNT | 553 |
Mail.ru | 419 |
Стабильные дивиденды. Так как голубые фишки — это зачастую старые, устоявшиеся в своем сегменте компании, они уже прошли фазу роста и активной экспансии рынка. Поэтому такие компании, как правило, щедро делятся выручкой с акционерами. Таким образом, это часто дивидендные акции, а не акции роста. Поэтому о голубых фишках нередко говорят в разрезе их стабильной дивидендной политики. Например, все компании из индекса дивидендных аристократов можно автоматически считать голубыми фишками.
Дивидендные аристократы
Это компании, которые исправно платят и увеличивают дивиденды на протяжении более 25 лет.
Есть еще три дополнительных критерия, которым обязаны соответствовать такие компании:
Как найти голубые фишки
Дополнительно можно задать критерий по дивидендной доходности — выше нуля, а также по дате IPO, то есть дате выхода на биржу, — свыше 20 лет. В результате мы получим выборку самых крупных и старейших компаний, которые платят дивиденды.
Что касается российского рынка, то можно обратиться к одноименному индексу на сайте Московской биржи. Замечу, что индекс формируется из расчета ликвидности и не берет в расчет коэффициент стабильности выплат дивидендов, а также капитализацию компании. Например, компании «ММК» и «НЛМК», чей размер превышает 500 млрд рублей, не попадают в этот индекс.
Преимущества и недостатки
Рассмотрим плюсы и минусы добавления голубых фишек в портфель с точки зрения долгосрочного инвестора. Начнем с преимуществ.
Надежность. Риск банкротства эмитента очень мал. Ведь это компании на ходу, с устоявшейся бизнес-моделью и высоким кредитным рейтингом, что позволяет им легко рефинансировать долги.
Кроме того, такие компании, как Сбербанк и «Газпром», — системообразующие для государства. Налоговые отчисления, поступающие в бюджет от крупнейших отечественных компаний, имеют огромное значение для федерального бюджета и ВВП страны. Общая доля доходов, поступающих от экспортеров углеводородов, формирует более трети российского бюджета.
В частности, «Газпром» приносит федеральному бюджету 1,5 трлн рублей, а налоговые отчисления «Алросы» составляют 37,6% бюджета Якутии. Поэтому, если у таких компаний возникают трудности, то государство всеми силами их выручает.
Годовой отчет «Газпрома» за 2019 год, стр. 136PDF, 12,4 МБ
Инвестиции — это не сложно
Стабильность дивидендов. Как уже отмечено, большинство голубых фишек приносят стабильные дивиденды. Их дивидендная доходность может быть не заоблачной, но акционерам больше важен не размер выплат, а их стабильность. Благодаря этому крупные фонды могут планировать денежный поток и выстраивать долгосрочную стратегию.
На американском рынке дивидендных плательщиков объединяют в специальные индексы:
Итого получается порядка 260 зарубежных компаний, которые можно считать голубыми фишками и надежными дивидендными плательщиками.
Недостатки частично вытекают из преимуществ.
Низкий потенциал роста. Цена акции вряд ли вырастет в разы. Эти компании и так велики, а их продукция уже заняла свою нишу. Такая компания если и растет, то линейно. Среди голубых фишек есть и исключения — это акции роста из технологических секторов, такие как Facebook или «Яндекс».
Величина дивидендов зачастую ниже, чем в акциях второго эшелона. Некоторые голубые фишки — это акции роста, они не платят дивиденды. Так, 7 из 20 крупнейших компаний США не платят дивиденды.
Но для российского рынка этот пункт неактуален. В индексе голубых фишек значится 15 компаний, и почти все они платят дивиденды — в среднем около 7% годовых, — кроме «Яндекса» и Mail.ru. Такое положение дел связано с тем, что в структуре российского рынка доля технологического сектора крайне мала — фактически он представлен только двумя упомянутыми эмитентами.
Российский рынок считается развивающимся и имеет сильный перекос в сторону добычи сырья — этим занимаются девять компаний из индекса голубых фишек. Это также влечет внешнеэкономический риск, например при санкциях и геополитических потрясениях, которые сопровождаются падением цены на нефть. Добывающие компании при такой конъюнктуре страдают в первую очередь.
Основные свойства голубых фишек
Объемы ежедневных торгов голубыми фишками самые большие на рынке: например, по акциям «Газпрома» ежедневно проходят сделки на 30—100 млрд рублей.
Узкий спред. Спредом называют разницу между ценой покупки и ценой продажи актива. Спред — это мера спроса и предложения на актив.
Узкий спред — это также следствие высокой ликвидности. Продавцов и покупателей очень много — акция востребована: ее у вас готовы купить с минимальной разницей в цене. Также у трейдеров есть стратегии, основанные на торговле спредом, — узкий спред заставляет их совершать больше сделок именно с этими бумагами.
Популярность. Голубые фишки входят в составы многих биржевых индексов. Последние позволяют крупным инвестиционным фондам формировать для своих клиентов портфели с различным наполнением, профилями доходности и риска.
Крупные фонды покупают акции большими объемами и производят периодическую ребалансировку своих портфелей. Это приводит к движению больших потоков капитала в голубых фишках.
Доходность голубых фишек
Голубые фишки считаются самыми надежными среди всех категорий акций, при этом их дивидендный уровень выше доходности облигаций и ставок по банковским депозитам.
Индекс стабильности дивидендов
Индекс DSI показывает, насколько регулярно компания выплачивает дивиденды и повышает их размер. Индикатор является историческим, то есть не включает риски будущего изменения дивидендной политики.
Чем ближе DSI к единице, тем лучше: это говорит о том, что дивиденды исправно выплачивались и повышались семь лет подряд. Значит, высока вероятность, что эта тенденция продолжится. Если же значение DSI от 0,3 до 0,6, то компания выплачивает дивиденды нерегулярно.
Например, «Новатэк» и «Лукойл» — одни из самых стабильных плательщиков: значения DSI для них составляют 1 и 0,93 соответственно.
Этот индекс может использоваться инвесторами как один из критериев при отборе бумаг в дивидендный портфель.