Машина формула 1 с 6 колесами

Автомобили со вкладышей — Tyrrell P34 или когда 4х колес недостаточно…

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Среди любопытнейших экземпляров движимости, представленных на вкладышах «Турбо», мне попадался один, который я, по неопытности своей, будучи еще совсем юнцом, тогда счел выдумкой или концептом. Интернета тогда не было, глянцевых журналов об автоспорте тоже.
Это был болид Tyrrell P34.

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Шутка ли, 6-колесный автомобиль формулы-1! В 1990е это уже было невозможно. Но так было отнюдь не всегда.
В «Золотой век» формулы (1970е-начало 1980х гг) свобода конструкторов и дизайнеров была не столь ограничена действующим регламентом. То было время бесстрашных плейбоев, вроде Джеймса Ханта и расчетливых профессионалов, типа Ники Лауды или чуть позже Алена Проста, время, когда с одной победой можно было стать чемпионом мира (как в 1982м году приключилось с Кейо Росбергом — отцом Нико), время, когда пилоты могли погибнуть в любой гонке и отдавали себе отчет в этом (как в 1982м с Жилем Вильневым — отцом Жака и любимцем самого Коммендаторе Энцо Феррари, в 1973м с Франсуа Севером, в 1978м с Ронни Петерсоном и многими другими). Было время, когда международные корпорации еще не обратили взор на Формулу-1 и она не стала еще тем коммерческим продуктом, которым мы ее знаем сейчас. Это был расцвет смелых частных команд, таких как Lotus и Tyrrel, конструкторы которых привнесли множество инноваций в Формулу: начиная от граунд-эффекта и полного привода до 6-ти колесных автомобилей. О них и поговорим.

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Кен Тиррелл, управляющий одноименной команды формулы-1 и его главный проектировщик Дерек Гарднер в 1976 году обсуждали построение нового автомобиля Формулы 1. Дерек искал возможность уменьшить лобовое сопротивление, при этом не теряя в прижимной силе. Гарднер понял, что такой эффект он может получить, уменьшив диаметр передних колес, и вместе с поставщиком шин Goodyear разрабатывал для машины уникальный 10-дюймовый вариант переднего колеса. Но просто уменьшить радиус было недостаточно. Необходимо было сохранить пятно контакта с дорогой. Основная особенность задумки была снабдить новый гоночный автомобиль четырьмя передними колесами, чтобы компенсировать потерю сцепления. Потенциально эта задумка сулила серьезные успехи, хоть с точки зрения рациональности выглядело безумием, и Кен согласился.

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Благодаря особой системе тяг повороты руля передавались на четыре маленьких 10-дюймовых колеса, полностью скрытых спереди массивным обтекателем. Разработка шла в строжайшей тайне. Команда впервые привезла необычную новинку на Гран При Испании 1976 года. Представляю, какой фурор произвела данная машина в паддоке! Такое нычне просто невозможно представить.

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Инновационный шестиколесный проект Tyrrell P34 ошеломил даже самых посвященных лиц автоспорта и, что удивительно, все это еще и работало.
Машину доверили Патрику Депайе – француз был от нее просто в восторге, в то время как Джоди Шектер высказывался поначалу весьма осторожно.

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

P34 оснащался двигателем Ford Cosworth DFV 90º V8 объемом 2992 куб.см (485 л.с. при 10600 об/мин) с алюминиевой головкой блока. Масса мотора — 168 кг. Установлен мотор на алюминиевом шасси типа монокок.

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Подвеска на сдвоенных рычагах и пружинах, рулевое управление реечного типа. Привод — задний. Масса — 595 кг с пилотом. Тормоза — дисковые вентилируемые. КПП — Hewland FG 400 5-ступеней. Естественно, МКПП.

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

За моделью закрепилось прозвище «Паровоз», из-за сдвоенных колес.
И хотя первый блин вышел комом — Депайе сошел с трассы, но P34 выиграла уже в четвертой своей гонке — Гран При Швеции 1976 года! Более того, команда при этом одержала исторический дубль — Шектер выиграл Гран При, Депайе стал вторым. Это был триумф.

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Казалось, над перспективной конструкцией безоблачное небо и счастливая звезда, но это был последний подобный успех «паровоза». С десяток подиумов, 3е и 4е места в чемпионате 1976-го года и еще пара подиумов год спустя (с Ронни Петерсоном вместо Шектера) — вот венец творчества Гарднера. Как бы то ни было, результаты на первых порах превзошли ожидания, и команды Williams, March и даже Ferrari начали в спешке разрабатывать свои решения о шести колесах. Можно вспомнить Williams FW08B или March 2-4-0, Ferrari 321T6.

Источник

Автомобили со вкладышей — Tyrrell P34 или когда 4х колес недостаточно…

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Среди любопытнейших экземпляров движимости, представленных на вкладышах «Турбо», мне попадался один, который я, по неопытности своей, будучи еще совсем юнцом, тогда счел выдумкой или концептом. Интернета тогда не было, глянцевых журналов об автоспорте тоже.
Это был болид Tyrrell P34.

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Шутка ли, 6-колесный автомобиль формулы-1! В 1990е это уже было невозможно. Но так было отнюдь не всегда.
В «Золотой век» формулы (1970е-начало 1980х гг) свобода конструкторов и дизайнеров была не столь ограничена действующим регламентом. То было время бесстрашных плейбоев, вроде Джеймса Ханта и расчетливых профессионалов, типа Ники Лауды или чуть позже Алена Проста, время, когда с одной победой можно было стать чемпионом мира (как в 1982м году приключилось с Кейо Росбергом — отцом Нико), время, когда пилоты могли погибнуть в любой гонке и отдавали себе отчет в этом (как в 1982м с Жилем Вильневым — отцом Жака и любимцем самого Коммендаторе Энцо Феррари, в 1973м с Франсуа Севером, в 1978м с Ронни Петерсоном и многими другими). Было время, когда международные корпорации еще не обратили взор на Формулу-1 и она не стала еще тем коммерческим продуктом, которым мы ее знаем сейчас. Это был расцвет смелых частных команд, таких как Lotus и Tyrrel, конструкторы которых привнесли множество инноваций в Формулу: начиная от граунд-эффекта и полного привода до 6-ти колесных автомобилей. О них и поговорим.

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Кен Тиррелл, управляющий одноименной команды формулы-1 и его главный проектировщик Дерек Гарднер в 1976 году обсуждали построение нового автомобиля Формулы 1. Дерек искал возможность уменьшить лобовое сопротивление, при этом не теряя в прижимной силе. Гарднер понял, что такой эффект он может получить, уменьшив диаметр передних колес, и вместе с поставщиком шин Goodyear разрабатывал для машины уникальный 10-дюймовый вариант переднего колеса. Но просто уменьшить радиус было недостаточно. Необходимо было сохранить пятно контакта с дорогой. Основная особенность задумки была снабдить новый гоночный автомобиль четырьмя передними колесами, чтобы компенсировать потерю сцепления. Потенциально эта задумка сулила серьезные успехи, хоть с точки зрения рациональности выглядело безумием, и Кен согласился.

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Благодаря особой системе тяг повороты руля передавались на четыре маленьких 10-дюймовых колеса, полностью скрытых спереди массивным обтекателем. Разработка шла в строжайшей тайне. Команда впервые привезла необычную новинку на Гран При Испании 1976 года. Представляю, какой фурор произвела данная машина в паддоке! Такое нычне просто невозможно представить.

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Инновационный шестиколесный проект Tyrrell P34 ошеломил даже самых посвященных лиц автоспорта и, что удивительно, все это еще и работало.
Машину доверили Патрику Депайе – француз был от нее просто в восторге, в то время как Джоди Шектер высказывался поначалу весьма осторожно.

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

P34 оснащался двигателем Ford Cosworth DFV 90º V8 объемом 2992 куб.см (485 л.с. при 10600 об/мин) с алюминиевой головкой блока. Масса мотора — 168 кг. Установлен мотор на алюминиевом шасси типа монокок.

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Подвеска на сдвоенных рычагах и пружинах, рулевое управление реечного типа. Привод — задний. Масса — 595 кг с пилотом. Тормоза — дисковые вентилируемые. КПП — Hewland FG 400 5-ступеней. Естественно, МКПП.

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

За моделью закрепилось прозвище «Паровоз», из-за сдвоенных колес.
И хотя первый блин вышел комом — Депайе сошел с трассы, но P34 выиграла уже в четвертой своей гонке — Гран При Швеции 1976 года! Более того, команда при этом одержала исторический дубль — Шектер выиграл Гран При, Депайе стал вторым. Это был триумф.

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Казалось, над перспективной конструкцией безоблачное небо и счастливая звезда, но это был последний подобный успех «паровоза». С десяток подиумов, 3е и 4е места в чемпионате 1976-го года и еще пара подиумов год спустя (с Ронни Петерсоном вместо Шектера) — вот венец творчества Гарднера. Как бы то ни было, результаты на первых порах превзошли ожидания, и команды Williams, March и даже Ferrari начали в спешке разрабатывать свои решения о шести колесах. Можно вспомнить Williams FW08B или March 2-4-0, Ferrari 321T6.

Источник

Техническое ретро: 6-колесная машина Williams, которой не дали совершить революцию в Формуле 1

В октябре 1981 года, спустя несколько дней после победы на Гран При Лас-Вегаса, гонщик Williams Алан Джонс вернулся в Европу, чтобы протестировать нечто действительно необычное. В Донингтоне ему предстояло сесть за руль шестиколесной машины Ф1.

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Было бы несправедливо утверждать, что техника с шестью колесами является для Ф1 чем-то совершенно уникальным и немыслимым. Подобные конструкции не только были опробованы конструкторами, но даже выходили на старт и выигрывали Гран При. Всем, кто хоть немного знаком с гоночной историей, конечно же известна модель Tyrrell P34, у которой спереди было четыре маленьких колеса.

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

The front wheels of the Tyrrell P34

Photo by: Franco Nugnes

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Patrick Depailler, Tyrrell P34-Ford Cosworth

Photo by: LAT Images

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

The front two wheels of the Tyrrell P34 Ford in the paddock

Photo by: LAT Images

История о том, как звезда Minardi восстановил знаменитый шестиколесный Tyrrell

«Мы не смогли заполучить себе турбодвигатель, поэтому решили построить шестиколесную машину, – рассказывает Motorsport.com Фрэнк Дерни, который был в то время правой рукой технического директора Патрика Хеда. – Преимущество турбированного мотора над нашими DFV составляло 180 лошадиных сил. Мы при всем желании не могли построить машину, которая могла бы компенсировать такое отставание за счет прижимной силы.

Если мы снижали лобовое сопротивление, чтобы не отставать на прямых, то прижима в поворотах становилось совсем мало».

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

During 70 laps, they all tried to push Gilles Villeneuve at fault and pass him; they never could and Gilles went on to win his 6th and last Grand Prix

Photo by: International Press Agency

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

René Arnoux, Renault RE30 leads Alan Jones, Williams FW07C-Ford Cosworth, Nelson Piquet Brabham, BT49C-Ford Cosworth, Jacques Laffite, Ligier JS17-Matra

Photo by: LAT Images

Однако конструкторы Ф1 в любой исторический период отличаются тем, что не останавливаются в поисках решения.

«Мы изучали все компоненты машины, и однажды взглянули на большие задние колеса, – продолжает Дерни. – Они генерировали невероятное лобовое сопротивление. Тогда-то и родилась идея построить шасси с четырьмя уменьшенными колесами позади. Так как они будут располагаться друг за другом, сопротивление станет меньше.

Мы провели кое-какие измерения и оказалось, что шестиколесная конфигурация обеспечивает существенное улучшение. Насколько я помню, оно было эквивалентно прибавке мощности в 160 л.с. Тогда Патрик [Хед] засел за работу, спроектировал коробку передач и заднюю подвеску, а я занимался вопросами аэродинамики».

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

6-колесный Williams FW08D

Иллюстрация: Камиль Де Бастиани

Хотя Williams и выиграла оба титула в 1980 году, технический штаб команды был весьма скромных размеров. Теперь его – да и всей команды – надежды были связаны с двумя молодыми конструкторами, которые должны были решить незаурядную задачу.

Дерни вспоминает: «Только у нас с Патриком был реальный опыт конструирования гоночных машин. Еще у нас был совсем молодой инженер по имени Нил Отли (сейчас – главный конструктор McLaren. – Прим.ред.), но он еще продолжал учиться. В аэродинамической трубе мы работали фактически вдвоем – я и тот парень, который делал модели для продувки. Ах да, еще был ассистент, которого звали Россом Брауном.

В итоге мы спроектировали коробку передач и опробовали ее на машине. Патрик очень опасался, что из-за четырех ведущих колес мы получим настолько сильную недостаточную поворачиваемость на малой скорости, что это перечеркнет все преимущества. Потому нужно было провести реальные тесты на трассе».

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Keke Rosberg, 6-wheel Williams FW08B

Photo by: LAT Images

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Williams FW08B (6 wheel) and FW08C (4 wheel)

Photo by: Dickie Stanford

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Keke Rosberg, 6-wheel Williams FW08B

Photo by: LAT Images

Дерни, будучи ответственным за аэродинамику, постарался максимально использовать понтоны для реализации принципа граунд-эффекта.

«Я работал с шасси в аэродинамической трубе и в итоге пришел к финальной версии, – говорит он. – Оказалось, что ей вовсе не требуется заднее крыло. Под днищем удалось сформировать столь длинные трубки Вентури, что прижимной силы оказалось достаточно и без крыла.

Снижение лобового сопротивления оказалось феноменальным. Самые грубые прикидки показывали, что такая машина позволит полным газом преодолевать поворот Signes на трассе «Поль Рикар» со скоростью свыше 320 км/ч».

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Alan Jones, 6-wheel Williams FW07D

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Williams FW08B (6 wheel) and FW08C (4 wheel)

Photo by: Dickie Stanford

В итоге было построено тестовое шасси. Одну из машин FW07C, использовавшихся в сезоне-81, оснастили новой задней частью, соединив задний фланец DFV с новой коробкой, парой дифференциалов и четырьмя колесами.

Джонс, прилетевший из Лас-Вегаса после победы (которая, как оказалось, стала для него последней в карьере), приехал на тесты в Донингтон. Тем временем на базе активно шла работа над новым шасси FW08B, которое собирались использовать в следующем чемпионате.

«Алан Джонс, Джонатан Палмер, Кеке Росберг и Жак Лаффит опробовали обе версии шестиколесных машин, – продолжает Дерни. – Больше всего ездил Лаффит, особенно на трассе «Круа-э-Тернуа», маленьком извилистом кольце на севере Франции.

Сильнее всего мы опасались недостаточной поворачиваемости на выходе из медленных поворотов. Но когда Жак впервые вернулся в боксы и начал делиться впечатлениями об управляемости, то признался, что в какой-то момент просто забыл, что у машины шесть колес. Он буквально влюбился в нее».

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Фрэнк Уильямс, Фрэнк Дерни и Патрик Хед

Продолжение истории получилось совсем не таким, как можно было ожидать. Вести о необычной машине дошли до FIA, и там решили оперативно скорректировать правила, запретив выходить на старт Гран При автомобилям с числом колес более четырех. Кроме того, в федерации сочли машину Williams изначально незаконной, так как у нее было четыре ведущих колеса, а это к тому времени уже было вне закона.

«Узнав о запрете, Патрик был в ярости, – вспоминает Дерни. – Но в действительности можно предположить, что [в случае допуска FW08B на старт] все бы начали стремительно строить такие же машины. Поэтому для Ф1 в каком-то смысле было даже хорошо, что ее запретили».

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Martin Brundle drives a six-wheeled FW08B

Photo by: Joe Portlock / LAT Images

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

A six-wheeled Williams FW08 is prepped, as Karun Chandhok, Keke Rosberg and Nico Rosberg watch on

Photo by: Sam Bloxham / LAT Images

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Felipe Massa, demonstrates a six-wheeled Williams FW08

Photo by: Zak Mauger / LAT Images

В Williams сохранили удивительный шестиколесный автомобиль. Недавно его восстановили, и сейчас активно используют в различных мероприятиях. За руль FW08B уже садились Фелипе Масса, Мартин Брандл и Дженсон Баттон.

«Машина по-прежнему в рабочих кондициях, что просто удивительно, – говорит Дерни. – Мы построили всего одну коробку передач и один полный комплект подвески. Запасных частей практически не было.

Мы как раз планировали заняться их производством, когда пришел запрет FIA. Он сразу поставил крест на всем этом проекте».

Техническое ретро: история о турбине, которая не помогла Lotus

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Фрэнк Дерни с Фелипе Массой на празднике в честь 40-летия Williams, 2017 год

Источник

Шестиколесный болид Формулы-1. Вы такое видели?

За 70 лет своего существования Формула-1 прошла внушительный путь технической эволюции от переднемоторных болидов на спицованных колесах до шедевров аэродинамики с передовыми разработками в области электроники. Производители не раз удивляли своими «прорывными» новинками, но то, что представили миру Кен Тирелл и Дерек Гарднер в 1976 году, стало настоящей революцией.

Идея Дерека Гарднера

Трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт возвращался с командой Tyrrell с Гран-При Южной Африки 1975 года. На тот момент он уже закончил карьеру, но продолжал консультировать команду, с которой завоевал два титула. В салон первого класса зашел главный конструктор Tyrrell Дерек Гарднер и показал Джеки проект нового автомобиля. Увиденное заставило поперхнуться Стюарта своим напитком, которым он неспешно наслаждался во время полета.

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Джеки Стюарт и Дерек Гарднер

Что же такого радикального предложил Гарднер?

В середине 70-х практически каждая команда на стартовой решетке (за исключением Ferrari) использовала стандартный двигатель Cosworth DFV, типовую коробку передач Hewland и одинаковые шины Goodyear. В таких условиях было крайне сложно найти решение, которое обеспечило бы существенное преимущество над конкурентами. Стараясь мыслить нешаблонно, Гарднер вернулся к идее, которая впервые появилась у него в 1968 году, когда он работал над полноприводным газотурбинным Lotus для участия в Инди 500: он решил создать шестиколесный автомобиль.

Зачем нужны два лишних колеса?

Суть технического решения Гарднера заключалась в следующем: маленькие колеса должны уменьшить лобовое сопротивление по сравнению с обычными большими колесами, а вторая пара передних колес должна увеличить пятно контакта и обеспечить необходимые тормозные качества.

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Претворение в жизнь

Кен Тиррелл поначалу скептически отнесся к новому проекту, но Гарднеру не составило труда в конечном счете убедить своего босса подписаться на разработку шестиколесной конструкции. Куда более сложной задачей стало убедить шинников из Goodyear наладить производство нестандартных шин диаметром 10 дюймов, которые являлись неотъемлемой частью нового решения. Когда Гарднеру и это удалось, летом 1975 года началась непосредственная разработка автомобиля, получившего название Tyrrell P34.

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Кен Тиррелл и Дерек Гарднер

Проект держался в строгом секрете. По словам пилота Tyrrell Джоди Шектера даже гонщики не знали, над чем работает их команда. В ходе разработки Гарднер сталкивался со множеством уникальных проблем, вызванных необычным расположением колес. Главное беспокойство вызывала передняя тормозная система и подвеска, а также система рулевого управления. Спроектированные узлы отличались крайне сложным исполнением. Так, каждая пара передних колес имела отдельную пружинную подвеску, но при этом общий стабилизатор поперечной устойчивости. Механикам с большим трудом приходилось настраивать такую подвеску синхронно со столь же сложным рулевым приводом. Кроме того, маленькие передние шины быстро изнашивались, и, чтобы гонщики имели возможность постоянно следить за состоянием протектора, Гарднер предусмотрел большие окна в боковинах обтекателя, окружавшего кокпит.

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Участие в чемпионате

Дебют нового автомобиля состоялся в 1976 году на Гран-При Испании под управлением Патрика Депайе. Джоди Шектеру пока оставили традиционное четырехколесное шасси. Результат, показанный Депайе в квалификации, привел в изумление даже самых заядлых скептиков: Патрик занял 3 место, уступив только будущему чемпиону сезона Джеймсу Ханту на McLaren и легендарному Нике Лауде на Ferrari. Для сравнения: Шектер на обычном шасси в квалификации занял только 14 место.

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Патрик Депайе за рулем Tyrrell P34

Однако, на следующий день в гонке дела складывались не столь успешно. С самого начала Депайе испытывал проблемы с тормозами, которые в итоге привели к аварии и сходу на 25 круге. Тем не менее, Гарднер и Тиррелл были воодушевлены: новая машина показала хорошую скорость. Работа над развитием автомобиля была продолжена.

Через две недели в Бельгии уже оба гонщика команды стартуют на новых автомобилях. Для Депайе гонка вновь заканчивается сходом, а вот Шектер финиширует на четвертом месте. Еще через две недели в Монако Шектер и Депайе уступают первое место Ники Лауде, но второе и третье места за ними. Есть двойной подиум во всего лишь третьей гонке нового шасси!

Но дальше – больше. На следующем этапе в Швеции оба гонщика команды финишируют на первом и втором местах, причем Лауда, доехавший третьим, отстал от Шектера на 33 секунды! Сказка о невзрачной Золушке стала былью!

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Слева направо: Патрик Депайе, Джоди Шектер, Ники Лауда

Как оказалось, Гран-При Швеции 1976 года стал кульминацией для Tyrrell P34: повторить победный дубль команде больше не удалось.

Неплохие результаты, продемонстрированные новой машиной в 1976 году, казалось бы, должны были простимулировать дальнейшее развитие проекта. Однако, в следующем сезоне дела сразу пошли хуже. Основной проблемой стали шины. Компания Goodyear потеряла интерес к совершенствованию 10-дюймовых шин и все усилия направила на доработку 13-дюймовой резины, как основного типоразмера шин для команд чемпионата. В результате Tyrell Р34 становился все более и более разбалансированным: характеристики задних колес улучшались, а передние оставались прежними. Чтобы как-то исправить этот дисбаланс, Гарднер решил увеличить колею передних колес. Это повлекло за собой необходимость перекраивать шасси. Передние колеса больше не были полностью «спрятаны» в корпус, что сводило на нет аэродинамическое преимущество, ради которого и задумывалось шестиколесное шасси.

По итогам 1977 года команда заняла 5 место в кубке конструкторов. Патрик Депайе и Ронни Петерсон, заменивший Шектера, на двоих смогли завоевать 4 подиума и набрать всего 27 очков с процентом схода 55%.

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

В ноябре 1977 года Кен Тиррелл представил новый автомобиль своей команды на следующий сезон, и это был болид с традиционным четырехколесным шасси. «Мы вынуждены завершить наш шестиколесный проект», заявил Кен. «Но я уверен, что уже созданные автомобили будут востребованы среди коллекционеров». Тиррелл оставил себе шасси, на котором Шектер одержал единственную для P34 победу, а остальные продал.

Под впечатлением этой неудачи Дерек Гарднер покинул Формулу-1, после чего ещё много лет проектировал различные системы сцепления, катера и электронные велосипеды в различных гражданских компаниях. Скончался неординарный конструктор в 2011 году в возрасте 79 лет, на 10 лет пережив своего бывшего босса и партнера Кена Тиррелла.

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

А что конкуренты?

Несмотря на то, что Tyrrell P34 является самым известным шестиколесным автомобилем Формулы-1, он не был единственным в своем роде. Команды March, Williams и Ferrari также разрабатывали экспериментальные шестиколесные шасси, однако, все они имели четыре колеса сзади, а не спереди как у P34. Williams FW07D и FW08B, а также March 2-4-0 имели сдвоенные задние колеса, расположенные одно за другим. У Ferrari 312T6 четыре задних колеса располагались на одной оси. Несмотря на обширную тестовую программу, ни одна из этих моделей не вышла на старт реального Гран-При.

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть фото Машина формула 1 с 6 колесами. Смотреть картинку Машина формула 1 с 6 колесами. Картинка про Машина формула 1 с 6 колесами. Фото Машина формула 1 с 6 колесами

В начале 1980-х Международная автомобильная федерация (FIA) запретила участвовать в гонках автомобилям с числом колес, не равным четырём. Благодаря этому запрету Tyrrell навсегда останется единственной командой, участвовавшей и побеждавшей в Гран-При на более чем четырех колесах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *