Машина холодильник для перевозки продуктов как называется
Авторефрижератор: устройство, принцип работы и сферы применения
Ещё в середине 1800-х годов люди и компании отчаянно пытались найти наиболее эффективный способ перевозки скоропортящихся товаров. На протяжении многих лет поезда были единственным вариантом транспортировки таких грузов.
Первый в истории грузовик-рефрижератор появился в 1938 году, когда американец Фредерик Маккинли Джонс изобрёл портативное устройство воздушного охлаждения для использования на грузовых автомобилях. В 1940 году он получил патент, нашёл делового партнера, а уже в 1949 построил компанию с многомиллионным оборотом. Изобретение Джонсом портативного холодильного агрегата имело большое значение во время Второй мировой войны. Это позволяло доставлять различные скоропортящиеся товары в военные госпитали и на фронт.
И всё же современный рефрижератор — что это, какие они бывают и для чего используются. Давайте исследуем мир авторефрижераторов, узнаем как они работают и почему они так важны.
Что такое авторефрижераторы?
Рефрижераторы — это грузовики или прицепы (полуприцепы) с уникальной конструкцией, предназначенные для перевозки скоропортящихся товаров, таких как фрукты, овощи, морепродукты, мясо и т. д.
По факту, рефы внешне похожи на стандартные грузовые автомобили, но устройство авторефрижератора имеет несколько важных отличий:
Где используются
Может показаться неожиданным, но «скоропортящиеся товары» — это очень широкое понятие, включающее в себя не только свежие фрукты, овощи, мясо, замороженные и молочные продукты. Сегодняшние холодильные системы для грузовиков и прицепов также поддерживают идеальные температуры, влажность других ценных грузов, чтобы они благополучно прибыли в конечный пункт назначения.
Под влиянием нормативных требований и экономических соображений холодовая цепь расширилась. Теперь среди прочего, что перевозят в рефрижераторах, климат-контроля требуют:
Хотя грузовики-рефрижераторы часто используются для поддержания более низких температур, они также могут нагревать воздух внутри кузова. Зимой грузоотправители используют рефы для защиты термочувствительных продуктов от замерзания.
Классификация рефрижераторов
Специальное оборудование, используемое для перевозки скоропортящихся грузов, должно соответствовать надлежащим стандартам изоляции и охлаждения, определёнными европейскими правилами, сформулированными в соглашении ATP. В соглашении указывается следующее:
По этим нормам принято выделять следующие типы рефрижераторов, разделяющиеся по классам в зависимости от поддерживаемого температурного режима:
Многие виды рефрижераторов, полуприцепов или прицепов, предназначенных для перевозки скоропортящихся продуктов, имеют типовое одобрение в соответствии с необходимыми стандартами и сертификаты:
Такая маркировка соответствует рефам, относящихся к классам с усиленной изоляцией кузова C, B, A, а также к нормоизолированным грузовикам-рефрижераторам класса А. Срок действия сертификата — 6 лет. По истечении шести лет сертификацию можно продлить ещё на 3 года, пройдя эксплуатационный тест на утверждённой испытательной станции ATP.
Виды транспортных средств с регулируемой температурой
Транспортировку скоропортящихся грузов регулируют не только европейские соглашения, но санитарные правила, которые требуют чистоты закрытого кузова, соблюдения температурного режима, определяя тем самым, какие бывают рефрижераторы:
Конструкция рефрижераторной установки
Авторефрижераторы на самом деле предназначены не столько для охлаждения продукта, сколько для поддержания его определённой температуры. Основные элементы конструкции:
Процесс охлаждения на самом деле заключается не в добавлении холодного воздуха, а в отводе образовавшегося тепла.
Рефы вышеописанного типа «тепло-холод» могут использоваться круглый год, ведь они могут как понижать температуру внутри кузова, так и поддерживать её на заданном уровне. В таком оборудовании используется датчик давления, который устанавливается с цепью управления компрессором. А вот в установке «холод» датчик подключен к блоку управления, что позволяет сохранять низкую температуру в кузове даже при погрузо-разгрузочных работах.
Самая распространённая отделка кузова рефрижератора — монолитные сэндвич-панели толщиной 4-8 см, поскольку обладают очень низким коэффициентом теплопроводимости, устойчивы к воздействию плесени и гниению.
А вот каркасный термокузов считается менее эффективным и неэкономичным вариантом рефа, потому что внутри такой термобудки сложно поддерживать низкую температуру, а неизбежно образующийся конденсат приводит к коррозии металлических деталей.
Большая часть авторефрижераторов — это фургоны, которые могут быть установлены на любой грузовой автомобиль, включая Газель. Установка холодильного оборудования позволит транспортировать скоропортящиеся продукты, повысит универсальность машины, позволит расширить ассортиментную линейку перевозимых грузов.
Автохолодильники, или Как сохранить продукты на выезде. Личный опыт и тесты на себе
Я специально не пишу названия моделей, так как рассматриваю только типы холодильников. Но я снял показания по охлаждению продуктов всеми холодильниками и в таблице ниже можно увидеть результаты.
Также можно найти по словам «изотермический контейнер». Представляет из себя хорошо теплоизолированный ящик объемом от 10 до 50 литров с отверстием для слива воды. Самый простой способ использования: закинуть продукты, проложить их аккумуляторами холода (или бутылками с замороженной водой). Также можно использовать сухой лед. Сбоку есть пробка для слива воды или конденсата. Может хранить холод до 32 часов в тени, если не открывать крышку. В принципе, для выезда на день-два с кучей льда подойдет. Но больше этого времени не прослужит, потому что холод закончится.
Плюсы: Разные объемы, легко моется, лёгкий, недорогой, ломаться нечему, сохраняет холод до 32 часов
Минусы: Не морозит, а только изолирует от внешней среды
Штука популярная и даже продается во многих автомагазинах и супермаркетах. Основой является тот же термобокс, только в верхней крышке смонтирован охлаждающий элемент Пельтье, обдуваемый вентиляторами с двух сторон. Он не может морозить, а только обеспечивает разницу температуры с внешней средой в 13-15 градусов. То есть, если на улице, в тени, где будет стоять кондиционер, будет 30-35 градусов, то внутри будет 18-20 градусов. Поэтому, чтобы сохранить продукты, хорошо бы добавить аккумуляторы холода, которые прежде стоит заморозить в морозилке дома. Некоторые модели умеют работать наоборот, то есть не охлаждать внутренний объем, а разогревать. Модель, которую я тестировал, умеет только охлаждать в двух режимах: ECO и HP (High Power).
Плюсы: Работает от сети 220В и 12В в авто, имеет два режима охлаждения
Минусы: Обеспечивает дельту температур с внешней средой в 13-15 градусов
Гибридный электро-газовый холодильник
Плюсы: Действительно охлаждает, бесшумный, работает от электричества и газа
Минусы: большой вес, относительно высокая стоимость
Чтобы максимально объективно оценить работу трех разных типов холодильников, была смоделирована следующая ситуация: в качестве продуктов выступали 6 одинаковых бутылок минеральной воды по 1.5 литра. Они обладают достаточной теплоемкостью, при этом можно будет отследить динамику охлаждения. В термобокс были уложены 5 аккумуляторов холода, а термоэлектрический и гибридный холодильники были подключены к сети 220В. Термоэлектрический холодильник работал в режиме максимальной производительности, то есть HP. Температура контролировалась пирометром с точностью измерения в 0.1 градуса. Измерения проводились трижды: при закладке, через 5 часов, через 10 часов. При этом была смоделирована ситуация, когда движение автомобиля длилось 7 часов, а после двигатель выключен и холодильники обесточены. То есть электрохолодильники отработали 7 часов и 3 часа просто хранили холод. Внешняя температура составляла стабильные 22.5 градуса.
Теперь кратко изложу опыт эксплуатации, впечатления и выводы. Термобокс хорош при выезде на сутки-полтора, когда надо сохранить охлажденные продукты и изначально наморозили льда или аккумуляторы холода. Это просто, дешево и легко. Из результатов видно, что уже спустя 5 часов, аккумуляторы холода отдали весь мороз и начинается постепенный нагрев продуктов. То есть надо брать много льда и открывать холодильник как можно реже.
Вывод 1: Термобокс для коротких выездов, но дёшево и сердито
Вывод 2: Термоэлектрический холодильник подойдет для доставки продуктов до места стоянки.
Вывод 3: Лучший холодильник для автономных выездов и обитания на даче без электроэнергии неограниченное время.
Автомобили для перевозки продуктов питания
Правила и требования, которые используются и предъявляются к автомобильному транспорту и специализированным транспортным средствам, используемым для перевозки пищевых продуктов, регламентированы санэпидемнормативами (СП2.36.1066-01) и ФЗ №29, действующими на территории Российской Федерации.
Согласно регламенту данных документов, автомобили для перевозки продуктов питания должны быть особо предназначенными и оборудованными ТС. Кроме того, упомянутые документы запрещают перевозку подобных грузов вместе с непродовольственными аналогами, а для перемещения некоторых продуктов питания, вроде мяса, хлеба, рыбы, «молочки», колбасы, необходимо использовать спецтранспорт с особой маркировкой.
Перевозка мороженого на рефрижераторе
Правила перевозки продуктов питания
Правила обеспечения безопасности при автоперевозках
Товарное соседство при автоперевозке продуктов питания
Особенности сборных рефрижераторных перевозок
Особенности перевозки на рефрижераторах
Важнейшим аспектом перевозки рассматриваемых грузов является выполнение регламента, который устанавливает производитель товара. К тому же, запрещается использовать грузовые отсеки транспорта или же отдельные контейнеры для загрузки и перемещения грузов иного типа, которые не относятся к продуктам питания.
Транспортные средства для перевозки пищевых продуктов всегда дезинфицируются, а процедура дезинфекции грузовых отсеков автотранспорта осуществляется перед каждой загрузкой. Запрещается перевозка рассматриваемых грузов машинами, которые ранее были задействованы в перемещении керосина, бензина, дизтоплива, ядов, химикатов и сильно пахнущих товаров.
Пищевые продукты в автотранспорте или же контейнере позиционируются и защищаются таким образом, чтобы максимально снизить вероятность их повреждения или загрязнения в пути. Помимо того, перевозка жидких или сыпучих продуктов питания, которые не снабжены потребительской или первичной тарой, необходимо выполнять в спецтранспорте с опломбированным кузовом.
Если же транспортировке подлежат пищевые продукты разного типа, тогда нужно озаботиться изоляцией этих грузов друг от друга. Это актуально для контейнерных и обычных грузоперевозок.
Автомобили, задействованные в транспортировке пищевой продукции, нужно снабжать санитарным паспортом. Данный документ выдается профильными госорганами. Он должен иметь опрятный вид и действующие сроки.
Помимо того, что кузов спецтранспорта проходит систематическую дезинфекцию, он характеризуется наличием гигиенического покрытия, которое отлично моется и обрабатывается чистящими составами. Мойка осуществляется ежедневно, а глубокая дезинфекция – не реже раза в месяц. В обоих случаях разрешено использование веществ и составов, которые допущены учреждениями и органами государственной санитарно-эпидемической службы.
Обработка транспорта, предназначенного для перевозки пищевых продуктов, обязательна, а о проведении каждого подобного мероприятия делается пометка в журнале осмотра конкретного автотранспорта.
Вода, которая используется в процессе мытья кузова, контейнера или цистерны для перевозки пищевых продуктов, должна отвечать стандартам, применимым к питьевой воде. К тому же, санобработка автотранспорта может осуществляться только совместно с дезинфицирующими спецсредствами, разрешенными в пищевой промышленности. Сама же санобработка автотранспортного средства выполняется в оборудованных помещениях-блоках или же на спецплощадках в автомобильных хозяйствах. Мероприятия по дезинфекции проводят трижды в месяц, выполняя процедуры при необходимости.
Контейнеры и грузовые отделения автотранспорта, задействованные в транспортировке продуктов питания, изготавливают из материалов, контакт в которыми допускается действующими нормами, разработанными для рассматриваемых грузов.
В процессе разгрузки и погрузки продукции компания-перевозчик гарантирует целостность тары. В случае резкого изменения погодных условий, вследствие которых возможно изменение физико-химического состояния пищевой продукции, необходимо прекратить перевалку груза, а также озаботиться созданием оптимальной среды для его хранения.
Автоцистерны для продуктов питания
Подобное оснащение применяется для транспортировки жидких товаров продовольственной группы, к которой, помимо прочего, относятся алкогольные и молочные напитки, сиропы и соки, растительные масла и т. д. Перевозить подобные грузы можно либо в таре, либо в цистерне.
Автоцистерны, которые используются в подобных ситуациях, должны полностью отвечать нормативным требованиям. К тому же, это оборудование должно иметь допуск к транспортировке конкретных продовольственных товаров.
Рассматриваемые автоцистерны имеют свою специфику, которая заключается в следующих аспектах.
При производстве подобных автоцистерн используются особые антикоррозионные сплавы и металлы, в том числе, на основе алюминия.
Перевозка некоторых жидких грузов продовольственного назначения требует соблюдения установленного режима температур. Обеспечить такие условия позволяют спецконтейнеры, оснащенные климатическим или холодильным оборудованием, посредством которого создаются оптимальные условия транспортировки и хранения.
Санитарный паспорт
В документе указаны не только сроки его действия, но и сведения о проведении каждой санобработки кузова или цистерны.
Спецтехнику для транспортировки товаров различного типа, вида и назначения можно арендовать в компании АдельТранс.
Автохолодильники, или Как сохранить продукты на выезде. Личный опыт и тесты на себе
Люблю я дикий отдых и люблю путешествия. Недавний мой обзор средств от комаров вызвал интерес, поэтому решил я сделать обзор автохолодильников. Ведь это штука интересная для каждого автовладельца: заехал в магазин по пути на дачу\в деревню\на берег реки с палатками и взял продуктов на выходные. Вот только даже ночью летом температура бывает под 20 градусов и выше. Мясо для шашлыка в таких условиях не проживет и дня. Поэтому я взял три типа холодильников и проверил их на себе. Ну а кому лень читать — в конце статьи будет видео.
Немного теории
Я специально не пишу названия моделей, так как рассматриваю только типы холодильников. Но я снял показания по охлаждению продуктов всеми холодильниками и в таблице ниже можно увидеть результаты.
Термобокс
Также можно найти по словам «изотермический контейнер». Представляет из себя хорошо теплоизолированный ящик объемом от 10 до 50 литров с отверстием для слива воды. Самый простой способ использования: закинуть продукты, проложить их аккумуляторами холода (или бутылками с замороженной водой). Также можно использовать сухой лед. Сбоку есть пробка для слива воды или конденсата. Может хранить холод до 32 часов в тени, если не открывать крышку. В принципе, для выезда на день-два с кучей льда подойдет. Но больше этого времени не прослужит, потому что холод закончится.
Плюсы: Разные объемы, легко моется, лёгкий, недорогой, ломаться нечему, сохраняет холод до 32 часов
Минусы: Не морозит, а только изолирует от внешней среды
Термоэлектрический холодильник
Штука популярная и даже продается во многих автомагазинах и супермаркетах. Основой является тот же термобокс, только в верхней крышке смонтирован охлаждающий элемент Пельтье, обдуваемый вентиляторами с двух сторон. Он не может морозить, а только обеспечивает разницу температуры с внешней средой в 13-15 градусов. То есть, если на улице, в тени, где будет стоять кондиционер, будет 30-35 градусов, то внутри будет 18-20 градусов. Поэтому, чтобы сохранить продукты, хорошо бы добавить аккумуляторы холода, которые прежде стоит заморозить в морозилке дома. Некоторые модели умеют работать наоборот, то есть не охлаждать внутренний объем, а разогревать. Модель, которую я тестировал, умеет только охлаждать в двух режимах: ECO и HP (High Power).
Плюсы: Работает от сети 220В и 12В в авто, имеет два режима охлаждения
Минусы: Обеспечивает дельту температур с внешней средой в 13-15 градусов
Гибридный электро-газовый холодильник
Самая интересная модель этого теста, хотя бы потому, что умеет питаться от прикуривателя автомобиля, от сети 220Вольт и от газового баллона. Холодильник, работающий от газа называют абсорбционным. Отдельную статью о принципе работы писать не вижу смысла, так как легко ищется в сети по фразе «абсорбционный холодильник». В моем случае, холодильник был автомобильным, с верхним расположением дверцы. Он работает от обычного газового баллона с пропан-бутаном, который можно заправить на любой газовой автозаправке. Расход газа — менее литра в сутки. Производителем заявлено, что 5-литрового баллона хватит на 7-9 дней работы. Он абсолютно бесшумный и может наморозить даже лёд. Должен обеспечивать дельту с внешней средой в 22-25 градусов.
Плюсы: Действительно охлаждает, бесшумный, работает от электричества и газа
Минусы: большой вес, относительно высокая стоимость
Методика тестирования
Чтобы максимально объективно оценить работу трех разных типов холодильников, была смоделирована следующая ситуация: в качестве продуктов выступали 6 одинаковых бутылок минеральной воды по 1.5 литра. Они обладают достаточной теплоемкостью, при этом можно будет отследить динамику охлаждения. В термобокс были уложены 5 аккумуляторов холода, а термоэлектрический и гибридный холодильники были подключены к сети 220В. Термоэлектрический холодильник работал в режиме максимальной производительности, то есть HP. Температура контролировалась пирометром с точностью измерения в 0.1 градуса. Измерения проводились трижды: при закладке, через 5 часов, через 10 часов. При этом была смоделирована ситуация, когда движение автомобиля длилось 7 часов, а после двигатель выключен и холодильники обесточены. То есть электрохолодильники отработали 7 часов и 3 часа просто хранили холод. Внешняя температура составляла стабильные 22.5 градуса.
Характеристики холодильников
Характеристики | Контейнер изотермический Coleman 48QT POLY-LITE COOLER BLUE | Холодильник автомобильный Fiesta 30L | Холодильник автомобильный электрогазовый Camping World Absorption gas refrigerat 42L |
---|---|---|---|
Объем, л | 45 | 30 | 42 |
Материал корпуса | пластик | пластик | пластик/металл |
Тип холодильника | Изотермический контейнер | Автохолодильник на элементе Пельтье | Гибридный электрогазовый холодильник |
Тип питания | — | 12В/220В | 12В/220В/газ |
Охлаждение | Поддержание температуры до 32 часов | на 13-15 градусов от температуры окружающей среды | на 22-25 градусов от окружающей среды |
Потребляемая мощность | — | от 12В: 65 Вт от 220В: ECO 8.5Вт / HP 70Вт | 70 Вт |
Дополнительно | вмещает 9х1,5 л бутылок | два источника питания | 3 источника питания; индикатор горизонтальной установки; датчик источника питания; пьезоподжиг. Расход газа-10-12г/час (5-ти литровый газовый баллон-7-9 суток непрерывной работы!) |
Размеры( ДхШхВ), см | 64х37х34 | 38х26х52 | 50х43х44,5 |
Вес, кг | 3,56 | 4,4 | 18 |
Цена, р. | 4690 | 6720 | 23990 |
Результаты теста
Название | Изначальная температура, градусы | Спустя 5 часов, градусы | Спустя 7 часов работы и 3 без работы, градусы |
---|---|---|---|
Контейнер изотермический Coleman 48QT POLY-LITE COOLER BLUE | 21,8 | 12,6 | 14,9 |
Холодильник автомобильный Fiesta 30L | 22,5 | 15 | 19,5 |
Холодильник автомобильный электрогазовый Camping World Absorption gas refrigerat 42L | 22,5 | 11 | 14,8 |
Выводы
Теперь кратко изложу опыт эксплуатации, впечатления и выводы. Термобокс хорош при выезде на сутки-полтора, когда надо сохранить охлажденные продукты и изначально наморозили льда или аккумуляторы холода. Это просто, дешево и легко. Из результатов видно, что уже спустя 5 часов, аккумуляторы холода отдали весь мороз и начинается постепенный нагрев продуктов. То есть надо брать много льда и открывать холодильник как можно реже.
Вывод 1: Термобокс для коротких выездов, но дёшево и сердито
По поводу термоэлектрического холодильника могу сказать следующее: он неплохо охлаждает за счет вентилятора, но заявленных 15 градусов дельты я не увидел спустя 5 часов. То есть он может немного охладить продукты, но оставлять в нем замаринованный шашлык на пару суток летом я бы не стал. Отлично подойдет дачникам: пока едешь из магазина на дачу или в палаточный лагерь, можно сохранить свежесть продуктов. Не работает без внешнего питания и превращается в термобокс, с той лишь разницей, что стоит несколько дороже. Удобная ручка и форм-фактор ведра — действительно удобно носить и меньше места занимает в багажнике. В конце теста, температура бутылок оказалась выше всех, а это говорит о плохой теплоизоляции и необходимости быть постоянно подключенным к сети. Если же оставить холодильник, подключенным к авто на ночь, то он способен «высосать» весь аккумулятор часов за 6-8, в зависимости от емкости аккумулятора. Хорошо его использовать с компактной солнечной электростанцией — на выезде был положительный опыт, но не у каждого такая электростанция есть.
Вывод 2: Термоэлектрический холодильник подойдет для доставки продуктов до места стоянки.
Ну и звезда теста — это гибридный электро-газовый холодильник. Он абсолютно бесшумный, работает в машине, дома и на природе — вдали от электричества. Работает долго и качественно. В комплекте даже есть маленькая формочка для льда и она не бесполезна: за день можно наморозить лёд на вечерний коктейль. Холодильник большой и вместительный, у него есть регулировки охлаждения. На фото видно, что есть отдельно индикаторы питания для 12 и 220В, а при горении газа стрелка уходит в зеленое поле. Левая рукоятка отвечает за регулировку заморозки при работе от электричества, а правая — за поджиг газа и регулировку охлаждения газом.
Что касается его работы, то он позволяет достичь самой низкой температуры во время активной фазы. Холодильник замораживает продукты все время и не высаживает аккумулятор авто, если подключить его к баллону с газом. То есть это идеальный вариант для стоянок и лагерей длительностью более суток. Крайне желательно расположить холодильник строго горизонтально — для этого даже есть маленький уровень в верхней части. Так эффективность холодильника будет максимальной.
Вывод 3: Лучший холодильник для автономных выездов и обитания на даче без электроэнергии неограниченное время.