Машина которая роет окопы
Самые удивительные машины инженерных войск
Танковый мостоукладчик M60 AVLB
Это, наверное, самая знаменитая машина подобного рода: меньше чем за 8 минут он может навести мост длиной 18 метров, по которому могут пройти 60-тонные машины. Броню он унаследовал от боевого танка М60А1, поэтому может идти бок о бок с боевыми машинами, позволяя им преодолевать противотанковые рвы и небольшие реки.
Самоходный паром EFA
Эта французская машина — раскладной паром на колесном шасси. Сцепив несколько штук, можно получить полноценный понтонный мост, через который пройдет тяжелая техника.
Рыть окопы гораздо эффективнее не лопатой, а колесом вот такой российской (советской) траншейной машины ТМК. В распоряжении у пехоты, как правило, маленькие лопаты (те, что в быту называют саперными), которыми копается медленно и трудно. То, что мотострелковое отделение выкопает за 2−3 дня, ТМК сделает за 20 минут.
Боевая инженерная машина «Троян» (AVRE)
Боевая инженерная машина британский Королевских инженеров «Троян» построена на шасси танка Challrnger 2, но вместо башни у нее — рука экскаватора, которая может копать, таскать и поднимать. Впереди у него минный плуг: когда AVRE идет впереди колонны, мины детонируют при контакте, и идущая следом техника и люди могут не бояться взрывов. Кроме того, плуг может расчищать лесные завалы и другие труднопроходимые участки. При необходимости на нее можно поставить установку разминирования Python.
ИМР М1 Гризли (M1 Grizzly)
Американская ИМР М1 Гризли разъезжает на шасси от танка М1. Наверху у неетелескопическая стрела, а впереди бульдозерный отвал и минный трал. Несмотря на превосходные технические характеристики (прототипы преодолевали брод глубиной 1,22 м, ров шириной 2,28 м и могли подняться под углом 30°), так никогда и не была принята на вооружение.
Пахари войны. Прицепные плужные траншеекопатели Советского Союза
Пахари войны. Прицепные плужные траншеекопатели Советского Союза
Умение окапываться важнейшее для бойца. На оценку «отлично» боец должен отрыть саперной лопатой одиночный окоп для стрельбы лежа за 18 минут. Оценка «удовлетворительно» допускает затраты времени до получаса и более. Одиночный окоп полного профиля требует час с лишним. На траншею времени необходимо еще больше. Вместе с тем, успех проведения военных операций в значительной мере обеспечивается своевременным, даже минимальным, фортификационным оборудованием позиций, в том числе устройством окопов, траншей и ходов сообщения. Так, траншея глубиной 0,5-0,6 метра позволяет вести стрельбу с колена и существенно повышает устойчивость пехоты в обороне. При отсутствии средств механизации и ручном выполнении земляных работ командованию воинских частей приходилось привлекать большое количество личного состава войск. В годы Великой Отечественной войны на устройство силами стрелковой дивизии РККА сети траншей с ходами сообщения общей протяженностью 160-170 км требовалось 16-18 суток.
Одновременно с этим даже простейшие средства механизации позволяют существенно сократить сроки инженерного оборудования местности. Одним из крайне простых и одновременно эффективных средств механизации на протяжении многих лет являлись плужные траншеекопатели. Профиль окопа или траншеи вырезался в земле лемехом плуга, отваливающие поверхности которого поднимали и отбрасывали вырезанный грунт.
Традиционным назначением плужных траншеекопателей в народном хозяйстве являлись мелиоративные работы – сооружение оросительных и осушительных канав. В этой связи в открытой печати они, как правило, именовались канаво- или каналокопателями.
В силу специфики форма канала, оросительного или осушительного, должна была отличаться от армейской траншеи, поэтому в канавокопателях для народного хозяйства предусмотрели более пологие склоны. Однако производство специальных траншеекопателей только для военных целей было до известной степени расточительно, поэтому еще в довоенный период предусматривалось использование народнохозяйственных конструкций на строительстве оборонительных сооружений.
Конструкция плужного траншеекопателя оказалась удивительно простой и рациональной. Основные модели, получившие тогда распространение, оставались в эксплуатации еще около полувека. Достаточно упомянуть народохозяйственные Д-267 и КМ-1400 Мозырского завода мелиоративных машин.
Плужные траншеекопатели были двух основных типов – навесные и прицепные.
Прицепной плуг буксировался трактором. Помимо лемеха и отвала, он включал тяговую и подъемную рамы, подъемный механизм, сцепное устройство, а также колесный или гусеничный ход.
В довоенный период были испытаны и приняты на вооружение инженерных войск прицепные плужные траншеекопатели на тракторной тяге КВ-1 и КВ-3, которые начали поставляться в войска на укомплектование дивизионных и корпусных саперных батальонов. В послевоенный период появились новые модели плужных траншеекопателей. Прошли испытания военные модели ПЛТ-60, ПЛТ-100, ПЛТ-110, различавшиеся габаритами лемеха и отвалов. Цифра в названии означала округленную глубину отрываемой траншеи в сантиметрах.
Плужный траншеекопатель ПЛТ-60 был создан в 1949 году и задумывался для работы в сцепе с трактором С-80. ПЛТ-60 предназначался для отрыва траншей и ходов сообщения. Отрытые траншеи можно было углубить до полного профиля или использовать для ведения огня с колена при спешном оборудовании местности.
Диапазон рабочих передач С-80 обеспечивал полное использование силы тяги трактора и отрыв траншей заданной глубины с шириной по дну в грунтах различного состава и влажности при скорости от 1,5 до 2,5 км/ч. По итогам испытаний в 1953 году приказом министера обороны № 0037 ПЛТ-60 приняли на вооружение инженерных войск. ПЛТ-100 позволял рыть траншеи с шириной по дну 0,3 и по верху 0,9 метра. Скорость отрывки траншей ПЛТ-100 была сопоставима с ПЛТ-60. В дальнейшем, с участием ОКБ-1 Киевского совнархоза разработали траншеекопатель ПЛТ-110. Изначально он предназначался для использования со специальным тягачом особой мощности ТОМ, но серийно такой тягач не строился, поэтому допускалась буксировка трактором С-80 или С-100, а на трудных для разработки грунтах с применением двойной тяги.
В отличие от прицепного плуга, тяговая рама навесного плуга крепилась к раме трактора, выполнявшей функцию подъемной рамы. Соответственно, собственного хода такой плуг не имел. Недостатком навесного плуга были значительные перегрузки трактора весом оборудования, поэтому он получил ограниченное распространение.
Можно отметить созданный в первые послевоенные годы навесной траншеекопатель Рощановского (с гидравлическим механизмом заглубления), разработанный для инженерных войск. В народном хозяйстве после войны использовался навесной плуг КОР-500. Позднее, в 1970-1980-е годы распространение получили каналокопатели Д-716 и МК-12 завода Андижанирмаш, иногда встречающиеся и поныне. Штатно Д-716 навешивался на трактор Т-100. Д-716 мог за час прокопать канал протяженностью до 2,74 км. МК-12 отличался несколько меньшими размерами и мог использоваться как с трактором Т-100, так и Т-4 Алтайского завода. За час МК-12 мог прокопать канал протяженностью до 2,9 км.
Практически все отечественные плужные траншеекопатели с учетом использования с трактором завода проектировались в Челябинске. В довоенные годы применялись тракторы С-60 или С-65. В послевоенные годы это были С-80, Т-100 и т.п. В качестве исключения можно указать прицепной плуг КПУ-2000А для рытья каналов глубиной 0,33-0,34 метра, штатно использовавшийся с трактором ДТ-54.
Как военные, так и народнохозяйственные плужные траншеекопатели регулярно испытывались в Научно-исследовательском инженерном институте имени Д. М. Карбышева. Основной объем испытаний траншеекопателей проходил в районе подмосковного Нахабино.
С появлением на вооружении Советской Армии высокопроизводительных колесных и гусеничных землеройных машин значение старых плужных траншеекопателей существенно снизилось. Сейчас они представляют скорее исторический интерес, поскольку их место заняли современные инженерные машины.
источник: A. Михайлов «Пахари войны» «Моделист-конструктор» 2018-03, стр.26-28
Необычная техника инженерных войск (28 фото)
В фильмах про войну мы привыкли видеть пехоту, танки, артиллерию и самолеты, в то время как инженерные войска здесь встречаются крайне редко. Однако не стоит недооценивать значение военных инженеров и их техники, ведь именно благодаря им танки и другие бронемашины преодолевают различные препятствия и вовремя оказываются на полях сражений, а пехота получает фортификационные сооружения. С необычной техникой инженерных войск вас познакомит данный пост.
Машина Луи Буаро для прорыва проволочных заграждений. Испытана в 1914 году. Внутри восьмиметровой рамы находилась пирамидальная конструкция с мотором и местами для двух членов экипажа. Конструкция медленно катилась вперёд, а рама давила заграждения. Машина в серию не пошла из-за медлительности и больших размеров.
Машина Бретон-Прето для преодоления проволочных заграждений, 1915 год. Построена на базе трактора. Проволока зажималась между специальными зубьями и резалась цепью, похожей на современную бензопилу. Машина заслужила одобрение военных, но в серию не пошла из-за успешного испытания гусеничного шасси.
Система преодоления препятствий «Стражиц». Разработана в 1934 году в СССР на базе лёгкого танка Т-26. Машина была оснащена металлическими треугольными конструкциями, призванными улучшить проходимость через рвы, окопы и стенки. Оригинальность конструкции, к сожалению, не обеспечивала эффективности, поэтому на вооружение «Стражиц» не приняли.
Cultivator No. 6, британская машина для рытья траншей. Создана в начале 40-х годов под личным контролем У. Черчилля. Это чудовище 23 метров длиной и массой 130 тонн могло рыть траншею глубиной полтора и шириной два метра со скоростью от 0,7 до 1 км/ч в зависимости от типа грунта. Причём не только прямую, но и изогнутую.
Cultivator No. 6, вид сзади. Люди возле машины позволяют наглядно представить её размеры. До серийного производства этот колосс так и не дошёл. Ни одного экземпляра до наших дней также не сохранилось.
Японская лесоповальная машина «Хо-К». Использовалась для прокладки дорог в лесу или джунглях. В качестве базы для неё использовался танк «Чи-Хе». Две такие машины несли службу в Маньчжурии.
В паре с «Хо-К» работал специальный трелёвочный трактор «Бассо Ки». Он занимался расчисткой дороги, проложенной лесоповальной машиной. В Маньчжурии их также было два экземпляра.
Немецкий тяжёлый аэродромный тягач-эвакуатор Adler Sd.Kfz.325. Два прототипа были построены в 1943 году. Машина могла не только буксировать самолёты. Большие полые передние колёса-барабаны отлично подходили для утрамбовки поверхности аэродромов.
«Соокоо Сагёо Ки». Специализированная японская инженерная машина для преодоления советских укреплений на границе с Маньчжурией. Была построена с использованием узлов танков Тип 89 «И-Го» и Тип 94. Задачи: рытьё окопов, ликвидация минных полей, колючей проволоки, обеззараживание, постановка дымовых и химических завес, использование в качестве подвижного огнемёта, крана и мостоукладчика.
Большое количество инженерной техники англичане строили на базе танка Churchill. К примеру, инженерный танк Churchill AVRE с 290-мм мортирой для разрушения дотов. В передней части машины на фото закреплена фашина для преодоления рвов.
Любопытное фото с полигона. Churchill AVRE проложил мост на препятствие, взобрался по нему и сбросил вниз фашину. Судя по всему, сейчас танк должен «спрыгнуть» на неё.
«Черчилль»-мостоукладчик готов проложить 9-метровый танковый мост грузоподъёмностью до 60 тонн.
Не менее любопытная модификация — Churchill Armor Ramp Carrier. Предназначался для закрытия препятствия самим собой. Несколько машин при необходимости могли ставиться друг на друга и буквально заваливать преграду танками.
Пример использования Churchill ARC в Италии. Как видите, здесь понадобилось поставить два танка друг на друга. По ним идёт обычный линейный «Черчилль».
Ещё один вариант применения ARC. На этот раз — для преодоления высокой вертикальной стенки.
Совершенно умопомрачительный проект на базе «Черчилля» — мостоукладчик. Прокладывал дорогу по мягким или вязким грунтам, используя полотно толстой материи, укреплённое изнутри стальной арматурой. При кажущейся ненадёжности такое покрытие гарантировало, что колонна техники не сядет на брюхо на дороге, разбитой гусеницами.
Забронированный бульдозер Caterpillar D7
Впрочем, обыкновенные «гражданские» бульдозеры применялись так же активно. На снимке — расчистка заваленных городских улиц на Филиппинах.
Некоторая техника тонула при высадке на мелководье. Для её подъёма применялись так называемые донные тягачи. Этот был построен на базе «Черчилля».
Другой вариант донного тягача, на этот раз на базе среднего американского танка Sherman.
Эта ремонтно-эвакуационная машина на базе «Черчилля» не только уводила с поля боя повреждённую технику. В неподвижном муляже башни могли укрываться выжившие танкисты.
Минные поля всегда были опаснейшим препятствием для любого рода войск. Инженеры из корпуса морской пехоты США создали «Шерман-краб». Для этого к танку приделали цепной трал, который быстро вращался и бил цепями по земле. Из-за этого срабатывали взрыватели мин.
Послевоенное время, Израиль. Для пролома дорожных баррикад некоторое количество кустарных броневиков («сэндвич-траков») было оснащено импровизированным тараном. Для борьбы с этой машиной, прозванной «Бустер», противники израильтян стали минировать баррикады.
Советский танковый тягач БТС-2. Во время испытаний назывался «Объект 9», строился на базе Т-54. Мог развивать усилие до 75 тонн, вытаскивая не только средние, но и тяжёлые танки. Принят на вооружение в 1955 году.
Израильский «Шерман-Эйяль». Мобильный наблюдательный пост. На месте демонтированной башни находилась 27-метровая вышка. Использовался для ведения наблюдения в пустыне вплоть до войны 1973 года.
Советская установка УЗАС-2, разработанная в конце 1980-х годов. Предназначалась для забивания свай. Представляла собой модифицированное артиллерийское орудие. Была способна вбить сваю в любой грунт на глубину от 0,5 до 4 метров, причём практически без шума, сотрясения и повреждения сваи.
Траншейная машина ТМК
Со временем в армиях мира возникла потребность в оснащении войск различными траншейными экскаваторами, которые существенно упрощали и ускоряли подготовку оборонительных рубежей. Первоначально оснащение войск экскаваторами осуществлялось на основе отбора и проведения испытаний народнохозяйственных образцов, но потом (гораздо позднее) — путем разработки специальных войсковых моделей. Аналогичная ситуация была характерна для всех без исключения классов землеройной войсковой техники, как, впрочем, и других видов инженерных армейских машин. Первые траншейные экскаваторы появились в СССР в 30-е годы прошлого века.
За время своего существования они прошли серьезный путь развития. В 1978 году на вооружение была принята новая траншейная машина — ТМК. Траншейная машина ТМК предназначена для рытья траншей в немерзлых и мерзлых грунтах при оборудовании оборонительных позиций войск. Данная машина сегодня относится к технике двойного назначения и по набору своих технических характеристик максимально соответствует армейским требованиям и требованиям народного хозяйства.
ТМК представляет собой колесный тягач на базе МАЗ-538, на котором было установлено оборудование для рытья траншей и специальное бульдозерное оборудование. Данная траншейна машина позволяет выполнять рытье траншей в грунтах до IV категории включительно (жирная глина со щебнем, тяжелая глина, сланцевая глина, плотностью до 1900-2000 кг/м3). Машина в состоянии отрывать траншеи полного профиля глубиной 1,5 метра в талых грунтах со скоростью 700 метров в час, в мерзлых грунтах со скоростью 210 метров в час.
Машина оснащается роторным рабочим органом бесковшного типа. В состав рабочего оборудования ТМК входят — гидравлический механизм подъема и опускания рабочего органа, механическая трансмиссия. На раме рабочего органа расположены откосники пассивного типа, которые обеспечивают образование у траншей наклонных стенок. Поднятый со дна траншеи грунт при помощи метателей разбрасывается по обеим сторонам от траншеи.
Помимо этого, на ТМК установлено вспомогательное бульдозерное оборудование, обладающее шириной отвала 3 метра, что позволяет машине производить планировку местности, засыпку рвов, ям, а также рытье котлованов и выполнять похожие работы. Базовый колесный тягач МАЗ-538, обладающий полным приводом, оснащается двигателем Д-12А-375А, развивающим мощность в 375 л.с. Первоначально производство осуществлялось на Дмитровском экскаваторном заводе.
В настоящее время на вооружении российской армии находится траншейная машина К-703МВ-ТМК-3. Данная траншейная машина, как и ее предшественники, состоит из базового шасси, роторного траншейного рабочего органа и бульдозера. В настоящее время производством этой инженерной машины занимается Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения из Санкт-Петербурга. От шасси МАЗа было решено отказаться, данная модель в качестве базового шасси использует известный и узнаваемый колесный трактор К-703МВ, который максимальным образом унифицирован с промышленным трактором К-703М. Современная траншейная машина ТМК-3 — это высокопроизводительное, очень мобильное землеройное устройство, которое легко находит себе применение не только в российской армии, но и на гражданской службе.
Значение землеройной инженерной техники
В настоящее время землеройная техника есть в большинстве инженерно-саперных подразделений и во всех инженерно-саперных подразделениях общевойсковых частей. Главным образом эта техника используется для решения позиционных задач, которые тесно связаны с постройкой фортификаций. Основная их задача — помочь общевойсковым подразделениям «зарыться в землю». Часто для пехотинца зарыться поглубже в землю — это единственная возможность уцелеть в бою. Еще во время Второй мировой войны американский генерал Бредли любил повторять своим солдатам: «Копай, или закопают тебя самого».
При этом сами по себе «армейские» земляные работы от прочих отличаются не так сильно. Но разница все же есть. Все дело в том, что помимо экономичности и производительности в военной инженерной технике ценятся и другие качества. При внешнем сходстве гражданская и военная инженерная техника часто обладают различными ТТХ. При этом их рабочие органы принципиальными различиями обычно не обладают. Более того на протяжении многих десятилетий потребности в специальных армейских землеройных средствах не было.
При этом значение землеройной техники не стоит недооценивать. Окоп мотострелкового отделения обладает длиной примерно 100 метров и требует для отрытия малыми пехотными лопатками (более известны как малые саперные) трудозатрат на уровне 200-300 человеко-часов. Большими лопатами, которых у пехоты просто нет, на это ушло бы 100-150 человеко-часов. То есть мотострелковое отделение будет отрывать свой окоп в течении 2-3 дней (минимум). Естественно, противник не всегда дает пехоте столько времени на обустройство позиций. В то же время такая машина, как ТМК, справится с этой работой за 15-20 минут. Пехотинцам останется заняться лишь дооборудованием позиций: обустроить стрелковые ячейки и вырыть перекрытые щели. С этой задачей они справятся за полдня. В то же время опорный пункт мотострелкового взвода обладает протяженностью основных окопов и ходов сообщений примерно в 900 метров. Это уже 2,5-4 часа работы для ТМК или почти неделя напряженной работы всего личного состава мотострелкового взвода.
При этом окоп очень важен. Согласно оперативно-тактическим нормативам, он обеспечивает устойчивость обороны 1:3 или 1:4, то есть мотострелковое отделение, зарывшись в землю, в состоянии отбивать атаку аналогичного взвода. Если принять во внимание имеющийся опыт обеих чеченских кампаний, то можно сделать вывод о том, что обученная и стойкая пехота при наличии грамотного командования в состоянии держать у своих окопов противника неделями. Неслучайно во всех войнах после успешного прорыва обороны военачальники требовали от своих частей настойчивого и круглосуточного преследования отступающих подразделений противника даже на пределе своих возможностей. Главное — не дать врагу остановиться. Позволить вражеским пехотным частям остановиться и хотя бы немного зарыться в землю значило замедлить или вовсе остановить наступление. Поэтому значение таких с виду неуклюжих и «небоевых» машин, как ТМК, очень велико.