Машина которая управляется мыслями
Mercedes-Benz Vision AVTR показал управление силой мысли
Впервые показанный на выставке CES в Лас-Вегасе концепт представил не только футуристичный дизайн, но и передовую органическую батарею на основе графена (110 кВт•ч), дающую запас хода более 700 км. В движение аппарат приводят четыре электромотора с суммарной мощностью 350 кВт (476 л.с.).
Прошлогодний концепт Mercedes-Benz Vision AVTR в нынешнем году представлен на автосалоне IAA Mobility в Мюнхене. И этот визит не вполне обычный. Дизайн шоу-кара не поменялся, но он всё же доработан: машина получила нейрокомпьютерный интерфейс (Brain-computer interfaces, BCI). Он позволяет мысленно переключать радиостанции, регулировать освещение и климат в салоне, выбирать маршрут к парковкам с точками зарядки.
После того как человек укрепит на голове считывающее устройство, на передней панели появляются световые точки. Водитель (или пассажир) смотрит на них, а система выполняет калибровку в течение минуты. Затем устанавливается прямая связь между машиной и человеком. Можно подавать различные команды бортовой электронике без прямого физического контакта или управления голосом. Система считывает электроэнцефалограмму и определяет активность тех или иных нейронов мозга, вычисляя, на чём сосредоточено внимание пользователя.
Напомним, название концепта AVTR образовано от слов Advanced Vehicle Transformation («Продвинутая трансформация транспортного средства»). И ещё в прошлом году концепт следил за дыханием и эмоциями пассажиров. Теперь возможности шоу-кара расширились. Как считает Mercedes, эта опытная технология показывает направление развития, при котором взаимодействие человека и машины станет ещё более гармоничным. Заметим, что нейроинтерфейсами BCI применительно к автомобильной отрасли занимаются и другие производители. Можно вспомнить аналогичные эксперименты у компаний Haval, Hyundai и Nissan, в которых было реализовано мысленное управление не то что мультимедийной системой или освещением, но самим автомобилем, рулём и (или) акселератором и тормозом.
Mercedes представил машину, управлять которой можно будет силой мысли
Mercedes совместно с компанией Disney представил суперкар. Дизайн машины из будущего выполнен в стиле фильма «Аватар». Автомобилем можно управлять силой мысли.
Для этого будет использоваться специальная технология интерфейсов – прямой канал связи между человеческим мозгом и процессором. У машины нет привычного рулевого колеса: водителю достаточно положить руку на биоджойстик, авто распознает пульс и заведется. Подробнее – в эфире телеканала Москва 24.
Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».
Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Информация о курсах валют предоставлена Центральным банком Российской Федерации. Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».
«Я управлял автомобилем силой мысли»
Автор фото, Thinkstick
В Германии создан автомобиль, которым можно управлять лишь силой мысли. Корреспондент BBC Future поговорила с водителем и его командой о том, какими дьявольски изощренными навыками нужно обладать, чтобы вести машину, приводимую в действие человеческим разумом.
Хенрик Матцке – в кресле водителя автомобиля, который вот-вот совершит весьма не свойственный для обычных автомобилей маневр. Машина приближается к перекрестку. Хенрик мгновенно концентрируется, чтобы заставить машину повернуть. Рулевое колесо начинает вращаться, машина поворачивает направо и едет дальше, набирая скорость.
Матцке сидит, положив руки на колени, а машиной управляет только с помощью мысли.
Автомобиль – серийный VW Passat универсал. От обычной машины его отличает дополнительное оборудование: видеокамеры, лазерные сенсоры, радары и антенна GPS. Приборы передают на бортовой компьютер трехмерную картинку того, что окружает машину.
Водитель – член команды специалистов из Свободного университета в Берлине, которые реализуют проект, названный ими Brain Driver, «Водитель, управляющий машиной с помощью мысли». Участники надеются, что им удастся исследовать механизмы, посредством которых сигналы мозга будут распознаваться и интерпретироваться автомобилями и «умными домами».
Исходный посыл проекта Brain Driver состоял в том, чтобы построить систему, позволяющую человеку с ограниченными физическими возможностями прокладывать свой курс в окружающем мире. Помимо автомобилей, команда разработчиков намерена использовать эту технологию в инвалидных колясках. Brain Driver, по замыслу авторов, позволит пользователям управлять машинами и колясками, мысленно подавая команды «направо», «налево» и «вперед».
Воплощение мечты оказалось трудным делом. Адальберто Лларена, специалист по робототехнике в проекте Brain Driver, говорит, что команда столкнулась с двумя основными проблемами, связанными с «железом» и людьми. Что касается «железа», они пытались сконструировать коммерчески окупаемое устройство, способное слышать «шепот мозга» и преобразовывать его в сигналы, приводящие в движение машину. По части человеческого фактора, им предстояло разработать нечто, что легко освоят обычные люди в реальной жизни.
Автор фото, BBC World Service
Brain Driver состоит из надеваемой на голову гарнитуры c 16 датчиками, которые отслеживают электрические импульсы, подаваемые мозгом. Клинические приборы обычно оснащены 32 датчиками, но Лларена и его команда пытаются создать устройство, которое было бы как можно более компактным, дешевым и необременительным для пользователя.
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Прочитав все сигналы, исходящие из черепной коробки человека, система должна преобразовать их в инструкции для автомобиля или инвалидной коляски. По замыслу, водитель сосредоточенно думает о том, чтобы повернуть направо, а затем, когда нужно, столь же ясно думает о повороте налево. В это время электроды улавливают и передают команды на совершение определенного действия.
Но мысли вовсе не обязательно должны быть столь же простыми, как слова «налево» или «направо». Это может быть и нечто абстрактное, вроде места или формы.
Позднее команда разработчиков поняла, что на самом деле Матцке активировал двигательную область коры головного мозга, то есть запускал процесс посылки сигналов достаточно сильных, чтобы их можно было уловить.
Автор фото, BBC World Service
Существуют, впрочем, определенные ограничения. Пока все команды бинарны или двоичны, то есть, по сути, заранее заданы и конкретны. Нельзя скомандовать «чуть левее» или «чуть правее». Нельзя пока и регулировать скорость при движении вперед. Водитель, управляющий машиной с помощью мысли, должен быть постоянно сосредоточен, но при этом не напряжен.
Трудности такого рода уже доставили немало разочарований обладателям роботизированных протезов рук, управляемых силой мысли. Чтобы научиться пользоваться ими, нужны месяцы изнурительных тренировок.
Автор фото, BBC World Service
Многие люди, лишившиеся конечностей, находят этот процесс слишком утомительным. Некоторые из них отказываются от использования роботизированных протезов. Они говорят, что ими слишком тяжело пользоваться.
Лларена хочет избежать этого в случае с автомобилем, управляемым командами мозга, поэтому разработчики стремятся упростить систему. Она должна меньше зависеть от команд мозга типа «повернуть налево – повернуть направо». Мозг должен лишь выбрать место назначения, а остальное машина или коляска сделают сами.
Иными словами, вместо того, чтобы заставить коляску объезжать каждый угол в квартире, пользователь посылает мысленный сигнал «кухня!», и коляска сама привезет его туда.
Лларена и его команда – не единственные, кто пытается разрабатывать автомобили и коляски для людей, не имеющих возможности физически управлять ими. Несколько лет назад компания Toyota работала над проектом инвалидной коляски, управляемой командами мозга. Еще одна команда инженеров сумела снова усадить за руль бывшего автогонщика с парализованными руками и ногами. Вместо того чтобы посылать машине сигналы мозга, он управлял ею наклонами головы и скрежетом зубов.
Пока никто еще не готов выпустить на дорогу автомобиль, управляемый мыслью, или предоставить свою квартиру под эксперименты с инвалидной коляской, действующей по такому же принципу. Прежде чем это произойдет, должна быть создана более простая система управления и разработаны более устойчивые и надежные алгоритмы, которые вмешивались бы в процесс управления, если водитель вдруг отвлечется или замешкается. Пока ученые не решат эту проблему, вам не суждено увидеть, как на дороге вас обгоняет автомобиль, управляемый силой мысли.
В настоящее время Хенрик Матцке – один из очень малого числа людей, отправляющихся в путь на машине, управляемой разумом.
Об авторе. Роуз Ивлет в своих статьях исследует, как люди распутывают головоломки, предлагаемые им наукой и технологиями. Она печатается в таких изданиях как Nautilus magazine, NOVA и Scientific American.
Как работает первый российский автомобиль, управляемый силой мысли
Попытки создать автомобиль на мысленном управлении в мире уже случались. Еще в 2011 году немецкие инженеры из лаборатории AutoNOMOS продемонстрировали программу, которая превращала обычный Volkswagen Passat в автономное транспортное средство, подчиняющееся командам мозга. Однако дальше пары экспериментов дело не сдвинулось.
Год назад похожий эксперимент провела компания Hyundai. Правда, система управления автомобилем была упрощена донельзя — позитивные мысли активировали педаль газа, а негативные и отвлеченные — тормоз. Никаких иных маневров экспериментом предусмотрено не было, а разработка носила по-видимому исключительно рекламный характер, ведь дальнейших попыток развития и внедрения ментального управления Hyundai не предпринимала.
Теперь за дело взялись россияне — специалисты лаборатории интеллектуальных биомехатронных технологий Нижегородского государственного университета имени Лобачевского и производитель электромобилей Zetta. На выставке Вузпромэкспо в Москве они представили концепт первого российского нейромобиля. Да, пока это лишь тестовый макет, но создатели уже получили грант на дальнейшую реализацию проекта — теперь у них есть 250 млн рублей и 3 года на то, чтобы создать полностью готовый к эксплуатации предсерийный прототип нейромобиля.
Как это выглядит
Снаружи нейромобиль неказистый, квадратный и очень маленький (1,3 метра в ширину и меньше 3 метров в длину). Он напоминает коммерческие фургончики, называемые в народе «каблучками». Такая форма выбрана разработчиками не случайно — в первую очередь нейромобиль предназначен для тех людей, которые по объективным причинам не могут управлять обычным автомобилем, то есть для инвалидов. Именно поэтому основная дверь нейромобиля — задняя. Одно нажатие кнопки — дверь поднимается вверх, задняя часть автомобиля опускается, выезжает пандус, и водитель может спокойно заехать внутрь.
Внутри автомобиль так же аскетичен — в нем нет множества ненужных инвалиду элементов. По понятным причинам не предусмотрено даже сидений. На всякий случай сзади имеется выдвижное кресло, если в качестве пассажира будет ехать здоровый человек.
Как это работает
— Ментальные команды автомобилю передает специальная программа, которую перед началом эксплуатации водитель должен настроить под себя. На голову надевается специальная шапочка с множеством датчиков, анализирующих активность головного мозга. Далее программа предложит водителю подумать, например, о повороте направо, затем о повороте налево. Компьютер визуализирует активность мозга в виде графиков и в последующем будет сравнивать мысли водителя с имеющимися в его арсенале командами, — рассказывает Никита Григорьев, студент Нижегородского государственного университета имени Лобачевского и один из разработчиков проекта.
Сейчас водителю приходится не только каждый раз натягивать на голову «шапочку» с датчиками, но и с помощью шприца периодически смачивать электроды специальным гелем, который улучшает качество сигнала. В течение ближайших двух лет разработчикам предстоит придумать, как избавить водителей от такой необходимости и как сделать датчики максимально незаметными и не мешающими комфорту водителя.
Пока набор команд, которые может запомнить нейромобиль, весьма ограничен — не более пяти. Подчиняется командам транспортное средство пока не идеально, но в ближайшие два года систему усовершенствуют — намерения водителя будут определяться не только по активности мозга, но и по дополнительным сигналам, например, по движению глаз.
Сколько это будет стоить
Нейромобиль планируется сделать полностью электрическим, да еще и обеспечить его внушительным запасом хода — от 200 до 600 км без подзарядки. При этом его стоимость, по предварительным расчетам компании Zetta, будет сопоставима с самыми бюджетными седанами — от 550 до 900 тысяч рублей.
Для сравнения, у одного из самых популярных электромобилей мира Nissan Leaf запас хода на одной зарядке составляет всего 175 км, при этом купить его в России можно не менее чем за 1,5 млн рублей.
Каким образом Zetta намерена сделать электромобиль, да еще и с ментальным управлением втрое дешевле, чем у конкурентов, пока непонятно. Но флаг им в руки!
Mercedes-Benz Vision AVTR показал управление силой мысли
Прошлогодний концепт Mercedes-Benz Vision AVTR в нынешнем году представлен на автосалоне IAA Mobility в Мюнхене. И этот визит не вполне обычный. Дизайн шоу-кара не поменялся, но он всё же доработан: машина получила нейрокомпьютерный интерфейс (Brain-computer interfaces, BCI). Он позволяет мысленно переключать радиостанции, регулировать освещение и климат в салоне, выбирать маршрут к парковкам с точками зарядки.
После того как человек укрепит на голове считывающее устройство, на передней панели появляются световые точки. Водитель (или пассажир) смотрит на них, а система выполняет калибровку в течение минуты. Затем устанавливается прямая связь между машиной и человеком. Можно подавать различные команды бортовой электронике без прямого физического контакта или управления голосом. Система считывает электроэнцефалограмму и определяет активность тех или иных нейронов мозга, вычисляя, на чём сосредоточено внимание пользователя.
Напомним, название концепта AVTR образовано от слов Advanced Vehicle Transformation («Продвинутая трансформация транспортного средства»). И ещё в прошлом году концепт следил за дыханием и эмоциями пассажиров. Теперь возможности шоу-кара расширились. Как считает Mercedes, эта опытная технология показывает направление развития, при котором взаимодействие человека и машины станет ещё более гармоничным. Заметим, что нейроинтерфейсами BCI применительно к автомобильной отрасли занимаются и другие производители. Можно вспомнить аналогичные эксперименты у компаний Haval, Hyundai и Nissan, в которых было реализовано мысленное управление не то что мультимедийной системой или освещением, но самим автомобилем, рулём и (или) акселератором и тормозом.
Леонид Попов, 10 сентября в 11:31. Фото: Mercedes-Benz