Машина манифольдов для грп
Установка манифольдов
Перевозка тяжёлого нефтепромыслового оборудования, обвязка флота ГРП и вспомогательные грузоподъемные операции. Компактное исполнение тяжелой работы.
Целевое применение: транспортировка трубопроводных магистралей, запорной арматуры и других элементов линий манифольда к участкам разработки месторождений. Выпускается на самоходном шасси, поэтому самостоятельно и оперативно добирается к устью скважин.
Грузовая платформа соответствует требованиям для перевозки негабаритных грузов, поэтому не требуется получение специальных разрешений при движении установок по городским магистралям и федеральным трассам.
Мы предлагаем несколько конфигураций манифольдных установок с различными схемами присоединения насосных линий.
Конструкция обеспечивает подключение до 16 насосных станций, соединённых буровыми рукавами, компенсаторами и запорной арматурой.
Техника адаптирована для работы в регионах с различными климатическими условиями, включая арктический и субтропический климат.
Технические характеристики
Передвижная манифольдная станция
Установка манифольдов для подключения до 16 насосных агрегатов.
Применение:
Машина манифольдов ММ105М с блоком манифольдов БМ105
Габаритные размеры, не более, мм | 10100x2500x3900 |
Полная масса, не более, кг | 25000 |
Скорость движения, не более, км/ч | 80 |
Рабочее давление манифольда высокого давления max, МПа | 105 |
Рабочее давление манифольда низкого давления max, МПа | 1 |
Условный проход труб и угловых шарниров, мм | 76 |
Условный проход резинотканевых рукавов, мм | 100 |
Машина манифольдов предназначена для размещения, транспортирования и монтажа оборудования, обеспечивающего обвязку смесительных установок и насоснвх агрегатов с устьем скважины для воздействия на призабойную зону, при осуществлении гидроразрыва нефтяных и газовых пластов в составе специального комплекса оборудования ГРП.
В состав блока манифольдов, предназначенного для соединения насосных установок со смесительной установкой и с устьем скважины, входят элементы манифольдов выского давления (трубы, угловые шарниы, краны (задвижки), обратные клапаны, тройники, крестовины и др.), коллектор низкого давления, рукава низкого давления, оснащенные быстроразъемными соединениями (БРС).
Оборудование закреплено на съемных ложементах, оснащенных индивидуальными узлами крепления, и может быть домонтировано с машины собственным краном-манипулятором.
Свяжитесь с нами
Отдел розничных продаж техники
г. Москва, ул. Расплетина, д.5
Отдел продаж коммерческой техники с пробегом
Московская область, г.Подольск, Домодедовское ш., д.7
Минпромторг РФ поддерживает идею создания отечественного флота гидроразрыва пласта
Минпромторг РФ поддерживает создание отечественного флота гидроразрыва пласта (ГРП).
Минпромторг РФ поддерживает создание отечественного флота гидроразрыва пласта (ГРП).
Вопросы внедрения российских установок для проведения ГРП рассматривались на совещании, прошедшем 27 июля 2017 г на базе машиностроительного завода Бецема в г Красногорске Московской области.
Совещание провел зампред комитета СовФеда РФ по экономической политике С. Шатиров.
В совещании приняли участие замминистра энергетики РФ К. Молодцов, замминистра промышленности и торговли РФ В. Осьмаков, директор Департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения М. Иванов и его заместитель Е. Муратов.
Представители министерств и ведомств осмотрели производственную площадку Бецема, специализирующейся на выпуске автотранспорта специального назначения.
Основной темой самого совещания стали вопросы импортозамещения в области нефтегазового машиностроения и преодоления технологической зависимости от зарубежных производителей.
Приоритетным направлением этой работы является развитие российских технологий ГРП, в тч создание отечественного комплекса специального оборудования для интенсификации добычи нефти и газа методами ГРП.
Для любознательных напомним, что используя ГРП, можно нарастить текущую добычу на зрелых месторождениях. Применение ГРП на новых месторождениях позволяет на несколько % увеличить коэффициент извлечения нефти (КИН).
Представители Бецема поведали о своих наработках в области создания отечественного флота ГРП.
Для любознательных напомним, что кроме спецтехники и дорожной техники, завод освоил выпуск:
— мобильного склада цемента для хранения и пневморазгрузки разных марок цемента в местах проведения РИР (ремонтно-изоляционных работ) при бурении нефтяных и газовых скважин,
Речь шла и о других насосных, гидратационных и смесительных установках из отечественных комплектующих, российском технологическом оборудовании, программном обеспечении и двигателях.
Предприятию было обещана содействие в реализации этого сложного проекта, которое выразится в налаживании взаимодействия машиностроителей с потенциальными заказчиками в нефтегазовой секторе.
Состав комплекса ГРП (флот):
— насосные дизельные агрегаты (до 6) или газотурбинные (до 4);
— смеситель (блендер) для приготовления рабочих гелевых смесей для ГРП;
— автоматизированная станция управления;
— танки для геля и проппанта (наполнителя).
В настоящее время в России насчитывается около 80 флотов ГРП.
Парк этого оборудования нуждается в обновлении и значительном сокращении доли импортных решений при создании новых образцов.
По словам В. Осьмакова, для реализации этих высокозатратных проектов российские машиностроители могут воспользоваться действующими программами поддержки, в числе которых субсидирование пилотных партий промышленной продукции и льготные займы Фонда развития промышленности (ФРП) под 1% годовых по спецпрограмме «Комплектующие».
Гидравлический разрыв пласта (ГРП)
Основная технологическая составляющая метода Фрекинга – один из способов интенсификации работы нефтяных и газовых скважин
ИА Neftegaz.RU. Гидравлический разрыв пласта (ГРП, основная технологическая составляющая метода Фрекинга, Hydraulic fracturing или fracking) – один из способов интенсификации работы нефтяных и газовых скважин и увеличения приемистости нагнетательных скважин.
Технология ГРП
Технология ГРП заключается в создании высокопроводимой трещины в целевом пласте под действием подаваемой в него под давлением жидкости для обеспечения притока добываемого флюида (природный газ, вода, конденсат, нефть или их смесь) к забою скважины.
В однородных по толщине пластах обычно создается 1 трещина значительной длины.
На многопластовых или большой толщины залежах, представленных низкопроницаемыми геологическими формациями, осуществляется, как правило, поинтервальный ГРП.
Рабочая жидкость, применяемая для ГРП, нагнетается в пласт через колонну труб.
Если давление разрыва превышает допустимое рабочее давление для эксплуатационной колонны и устьевой запорной арматуры, то технологи рекомендуют вместо запорной арматуры установить специальную головку, а на нижнем конце НКТ установить пакер, выше которого межтрубное пространство заполнить жидкостью с большей плотностью.
В качестве рабочей жидкости ГРП обычно применяют растворы с использованием высокомолекулярных полимеров (для снижения потерь давления) на водной основе, в том числе:
В качестве расклинивающего материала используются проппанты, кварцевый песок и другие материалы фракции 0,5-1,5 мм.
Эффективность ГРП повышается при одновременной гидропескоструйной или прострелочной перфорации скважины, однако при поинтервальных ГРП при этом необходимо изолировать обработанный участок пласта с помощью пакера и т. д.
Экологическая опасность технологии ГРП
Технология гидравлического разрыва пласта в российских условиях
Не будем обещать, что в ближайшие 15 минут вы точно будете специалистом по гидроразрыву пластов, зато точно узнаете как 33 человека и 22 машины на песчаном пустыре среди болот закачают на 3 км под землю 3 бассейна Сибиряк воды и 9 железнодорожных (Ж/Д) вагонов песка или проппанта всего лишь за 5 часов.
Здесь самое главное слово «Зачем», ведь там под землей и так этого добра достаточно.
Этот песок в белых мешках и есть проппант, сейчас его поднимают кранами на 10-метровую высоту, чтобы потом так вколотить его на 3 км под землю, чтобы он там и остался навсегда.
В общем, это такие похороны проппанта, которые дают скважине новую жизнь.
Сейчас легкой нефти практически нет, все месторождения, которые сейчас разрабатываются, либо на стадии завершающейся, либо это новые месторождения, где нефть очень трудно извлечь и без новых технологий там делать нечего.
В наших геологических условиях, когда больше 70% нефти находится в трудно извлекаемых пластах, ГРП – это единственный способ с которым мы можем экономически рентабельно развиваться, разрабатывать и бурить новые скважины.
И когда для ГРП используют 300 и более т проппанта, то это уже не просто разрыв, а супер ГРП или супер Фрекинг.
Здесь все будет как обычно, но немного не так.
Именно в эту скважину будет закачано 450 т проппанта, те есть это не самый простой супер фрэкинг, и почти 1500 м 3 воды, а все это еще сюда и привезти нужно, а здесь весной это такая беда, что без трактора никуда, да и с ним недалеко.
А привезти нужно 22,5 тягача с проппантом и 75 бочек с водой, потом эту воду надо будет перекачать в емкости и подогреть.
У неоднократных чемпионов Дакара на 1 рейс, а это всего лишь 40 км, уходит по 3-3,5 часа, и то если повезет, если сам ГРП будет длиться всего лишь 5 часов, то процедура подготовки – не менее 3 суток по таким дорогам, причем именно суток, не определяясь на дни и ночи.
То есть, увидев это впервые, проникаешься и эмоциями через край, когда же это только сухие цифры на планерке – ни тени эмоции ни в лице, ни в интонации.
Когда на кустовую площадку заедет весь флот ГРП, то проппант и воду всё еще будут возить, но это будет супер фрахт, не 1, а 2 флота, 22 таких грузовика и 33 человека бригады ГРП.
И это не подстраховка, за время 5 часовой операции под землей, здесь на земле работы хватит на всех, и вспотеть успеют все.
Причем чем больше механизмов, тем больше вероятность получить проблемы – здесь 22 агрегата, связанные только шлангами и проводами, которые должны отработать как одно целое, плюс человеческий фактор и огромная цена ошибки.
Если что-то я недоподам, то может остановиться вся работа, то есть гель, жидкая химия, понизитель трения стабилизатора.
Стоят компьютеры, надо соблюдать пропорции определённые, сколько литров на м 3 подавать.
Флот ГРП – это мобильный комплекс 10-20 крупноразмерных установок на грузовых шасси для проведения ГРП.
Состав комплекса ГРП (флот):
Жидкости опасные-нужны очки, каска, противогаз.
Все начнется с мини ГРП, это такая разминка перед боем.
Чтобы почувствовать, как поведет себя пласт.
Без этой пробы на деле, вся информация геологоразведки – это просто прогноз.
В пласт закачают гель под давлением, гель это вода+гуар (растительный полимер).
Гуар добавляют почти во все йогурты и желе, именно такое желе должно разорвать пласт.
Ну а давление – это не основной источник гидроразрыва, но и источник информации.
Именно по нему выстраиваются все эти замысловатые графики и делаются расчеты, и именно этот показал, что предварительный расчет был верным на 95%.
Радмир Гайнетдинов (начальник геологической службы): «Наша геологическая служба получает данные от заказчика, по ней мы делаем модель и расчёт по добыче.
Мини ГРП позволяет нам при помощи записи давления подойти ближе к реалии самой трещины.
По первоначальным данным наша трещина должна была составлять почти 200 метров в длину, 129 в высоту, после внесения всех калибровок длина увеличивается на 23 м, высота остаётся прежней.
И когда свои расчеты с учетом данных мини ГРП закончит специалист, на летучке по безопасности их озвучит мастер.
Это единственная часть операции, где всех участников можно увидеть вместе – это 33 человека, которых во время самого процесса найти на кустовой площадке на площадке можно будет только по рации.
По работе, подушка 550 м 3 будет с расходом 5,5, первая песочная стадия 5,5, остальные все стадии 5,2.
Начальная концентрация проппанта 100, конечная 1300.
Нам нужно для работы 1341 м 3 воды.
Когда все разойдутся, начнется самое интересное и после этой команды из штаба «Все,за дело» на площадке станет жутко от рева и уровень децибелов здесь не понизится на ближайшие 5 часов.
Гидротационной установке надо перекачать из емкости 1341 м 3 воды, но это без малого и есть 3 бассейна Сибиряк и уже у себя, в таком бассейне превратить ее в гель, смешать с индийским гуаром.
Ну а химтрал – это где жидкости опасные, и следует помнить и про ТБ, и про пропорции, добавить в этот раствор стабилизатор глин.
Если вода без этого стабилизатора попадет на глину в пласте, то глина разбухнет и забьет всю суглинку.
А с нее как с гуся вода, и во время операции она должна оставаться сухой, несмотря на то, что так много воды утечет.
Но еще понизитель трения, это что-то вроде смазки и это уже для проппанта, чтобы он, этот песок не стёр до дыр стенки колонны скважины.
Дальше насосы все это закачают со свистом, точнее с ревом самолета на взлете и между ними, в самом эпицентре напряжения нужно отстоять старшему оператору.
Ну а то давление, которое создают насосы и средний расход гелия – это 5,3 м 3 /мин, будут удерживать пласт разорванным, пока полученная трещина не нафаршируется проппантом, а его уже блендер будет постепенно добавлять в гель, сначала 100 кг/м 3 проппанта, до 1300 кг/м 3 в конце, и это будет чистый проппант, в котором и гель то будет трудно найти.
Судя по этим кривым, гидроразрыв пласта произошел на 1 й минуте, здесь давление резко подскочило до 550 атмосфер, потом резко же упало, потом стабилизировалось, то есть в этот короткий промежуток времени и произошел разрыв пласта, и разорвало его ни что иное, как этот гель.
В гидроразрыве будут использоваться 3 разных вида проппанта, самый мелкий – его закачают 112,5 тонн, чуть покрупнее – 225 т, и такого же, только с резиновой оболочкой – тоже 112,5, это 450 тонн или 9 железнодорожных вагонов.
Брейкер, этот белый порошок, возвращает гель в его обычное состояние, разлагает его на обычную воду, полимер и проппант.
Вода и полимер откачаются из скважины, а этот проппант так и останется расклеивать трещину.
Ну а гидроразрыв так и называется из-за того, что это ни что иное, как разрушение камня водой.
В соответствии с графиком повышается и напряжение у всех присутствующих на станции контроля и оно не спадет до самой остановки насосов.
Потому что никто не может засунуть глаза в скважину на 3 км глубине, и это давление-единственный источник информации.
Такое ощущение, что если оно резко поднимется или резко упадет, то все схватятся за сердце и полезут за валокордином, это будет аварийная ситуация или по здешнему стоп, она может произойти на каждой секунде, а этих секунд надо пережить 18000».
Радион Галлиев (главный специалист отдела супервайзинга): «Это наверное на каждом ГРП есть, потому что когда идет падение дебита, с 400 до 500 поднимается за какой-то короткий промежуток времени – вот это самая напряженная ситуация.
Конечно, это на каждом ГРМ, вне зависимости от того 400 тонн качаем или 120.
Оно всегда одинаковое.
Если бы у нас не было ГРП, то коэффициент продуктивности у нас составлял бы, где-то 0,3, а при таком большом ГРП как 400 т, именно если эту скважину взять, продуктивность у нас выросла до 1,9, то есть можно сказать, что приток вырос порядка 8 раз».
Алексей Затирахин (старший мастер по повышению): «Весь процесс построен именно на взаимодействии людей, то есть бригада – это семья.
То, как человек сработает на своем месте, из этого складывается успешная работа.
Вообще ГРП напоминает кулачный бой, это мягкий против твердого и вообще непонятно, как этот мягкий гель может сломать твердый камень, но в Юганскнефтегазе провели более 10 тыс. ГРП, и всегда этот гель выходил победителем.
Ну а теперь то, что мы имеем в итоге – там под землей нефть находится в твёрдой структуре, ее очень сложно проходить к устью скважины через этот спресованный песчаник, словно через фильтр, и для того, чтобы это стимулировать, и делают ГРП, те мы в нем делаем трещину и набиваем ее проппантом».
Алексей Никитин (начальник управления повышения): «ГРП можно сравнить с приемом антибиотика в медицине, это новый инструмент, который в умелых руках дает потрясающий эффект, однако в неумелых руках применение этого метода не даст эффекта, а наоборот может навредить.
Для многих это не просто метод интенсификации и увеличения притока нефти и нефтеотдачи, но и средство разработки месторождений.
В 1 ю очередь-это очень мощный инструмент.
Что касается многих мнений по поводу пользы и вреда ГРП, то споры до сих пор не утихают.
Именно на старых месторождениях, таких как Усть-Балыкское и Мамонтова, мы, используя ГРП, смогли увеличить текущую добычу, предотвратить падение, которое уже было нами запланировано, и во многом реанимировать старый фонд.
В проектах работ на разработку месторождений есть один очень важный фактор – коэффициент извлечения нефти, который редко бывает больше 35, как правило, от 30 до 40% или в долях единицы – 0,3 и 0,4.
По применению ГРП и вовлечению в разработку ранее не гринированных участков пластов позволяет нам на том же фонде скважин на несколько единиц (%) поднять этот коэффициент извлечения нефти (КИН).
Если бы мы не применяли этот метод, то нам бы приходилось забуривать много вторых стволов, бурить новые скважины, чтобы поднять эту пропущенную нефть.
Если говорить о самом процессе ГРП, то для многих он, как черный ящик, но это не так, мы уже знаем какие параметры на входе и что мы получим на выходе, для нас это не черный ящик.
Мы достаточно четко себе представляем, как развивается трещина, каким образом туда заходит проппант и какие процессы там происходят.
Если мы понимаем эти процессы, то мы можем их улучшить, соответственно увеличивается эффективность метода ГРП.
Здесь важен не только процесс ГРП, но и взаимодействие всех служб, подготовка скважины ГРП, сам ГРП, освоение скважины, спуск насоса, последующий вывод насоса на режим, вывод скважины на режим, все это одно большое мероприятие, провал на каком-то этапе даст негативное восприятие всего процесса.
Также применяется многостадийный гидроразрыв пласта (МГРП), который является одним из самых передовых технологий в нефтяной отрасли, наиболее эффективная для горизонтальных скважин».
Минпромторг РФ предлагает ввести бальную систему для определения степени локализации флота ГРП
Согласно предложению Минпромторга, для того, чтобы оборудование для ГРП было признано российским, производителю необходимо будет набрать 8490 баллов по ряду критериев
Напомним, что ГРП является ключевой технологией интенсификации добычи нефти на традиционных коллекторах и на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами (ТрИЗ).
Суть метода заключается в том, что в пласт под высоким давлением закачивается смесь жидкости и специального расклинивающего агента (пропанта), что приводит к формированию в породе высоко проводящих трещин, по которым обеспечивается приток нефти к скважине.
Флот ГРП представляет собой мобильный комплекс, включающий 10-20 крупноразмерных установок на грузовых шасси для проведения ГРП.
В состав комплекса ГРП входят насосные дизельные (до 6) или газотурбинные (до 4) агрегаты, смеситель (блендер) для приготовления рабочих гелевых смесей для ГРП, машина манифольдов, автоматизированная станция управления и танки для геля и проппанта (наполнителя).
Для признания оборудования для ГРП российским Минпромторг РФ предлагает установить балльную систему по аналогии с системами, действующими в автомобильной промышленности и сельскохозяйственном машиностроении.
Переход на балльную систему, позволит учитывать капиталоемкость, добавленную стоимость, перспективность и критичность технологий производства соответствующей продукции.
Введение бальной системы для оценки степени локализации флота ГРП потребует внесения изменения в приложение к постановлению правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719.
В предыдущей версии постановления критерии не позволяли точно оценить, можно ли считать флот ГРП произведенным в России.