Машина огонь двигатель ураган
Пожарные автомобили на базе МАЗ 7310
Пожарный МАЗ 7310 белорусского производства имеет долгую историю. Он создавался на базе 537-й серии, выпущенной еще в 1959 году. Серийный выпуск универсальных тягачей было налажено, в первую очередь, для военных целей. Позже, в 1979 году, полноприводное четырехосное шасси стало прототипом для пожарного автомобиля.
История создания
Следующей после 537-й серии стала военная модификация МАЗ-543. В ней от предыдущей версии остались только рама и оси, добавились улучшенные узлы, была повышена скорость и динамические показатели. Благодаря им автомобиль был назван «Ураганом», что отражало его мощь и вездеходность. Первые сошедшие с конвейера модели были направлены в Волгоград, где использовались в испытаниях пусковых ракетных установок.
В 1974 году увидел свет прототип грузового автомобиля МАЗ-7310. Здесь появилась бортовая платформа, но допоборудование и возможность эксплуатировать в составе автопоезда были удалены. Конвейерное производство было запущено только через 2 года – в 1976 году.
Тягачи МАЗ 7310 использовались в основном для буксировки прицепов и транспортировки грузов. Цельнометаллическая грузовая платформа с высокими бортами позволяла перевозить крупногабарит – высота бортов достигала 2 м. Также здесь появились новые усовершенствованные 14-слойные шины, усиленная задняя подвеска.
За два года до запуска автомобиля в серийное производство он прошел испытания в 21 НИИИ. Военный МАЗ 7310 времен СССР в армии использовался в ограниченных количествах, основное применение нашёл в грузоперевозках.
Тягач МАЗ 7310 со средствами пожаротушения на борту используется для борьбы с огнем на аэродромах. Комплектуется цистерной для хранения воды общим объемом 12 т и емкостью с пенообразователем. «Пожарки» на базе детища Минского автозавода активно используются в странах постсоветского пространства и сегодня.
Характеристики базовой версии
Полноприводный грузовой автомобиль модификации МАЗ 7310 оснащен бортовой платформой и относится к классу тяжелых колесных тягачей. Технические характеристики МАЗ 7310 (базовая версия):
В качестве двигателя для этой модели тягача использовались мощные дизельные агрегаты серии Д-12-525А на базе мотора В-2, который активно применялся в составе танковой техники. Здесь реализовано струйное распыление топлива и водяное охлаждение. Колёсная формула «8 на 8» в комплектации с таким двигателем обеспечивает высокую тягу даже таким тяжелым автомобилям, позволяет перемещать тяжелые грузы на большие расстояния.
Рабочий объем двигателя составляет 38,8 л, номинальная мощность – 525 лошадиных сил. Заявленный ресурс работы мотора – 55 тысяч км. Расход топлива – один из тех моментов, которые не позволяют активно использовать эти автомобили в гражданских целях – до 125 л/ч. В базовой версии присутствуют два топливных бака объемом по 420 л, возможно увеличение ёмкости до 1220 л.
Коробка передач определяет, сколько скоростей в МАЗ 7310. Здесь она трехступенчатая, с управлением вручную, механическая.
Модификации для пожаротушения
Аэродромные авто для тушения пожаров на базе образца 7310 отличаются добротностью и производительностью, поэтому используются и сейчас.
Созданный на основе шасси МАЗ-543 автомобиль для пожаротушения создан в КБ-8 г. Прилуки. Его отличительной особенностью можно считать мощный насос, производительность которого составляет 60 л/с. В серийное производство поступил ещё в 1973 году на заводе пожарной техники в городе Прилуки.
Характеристики МАЗ 7310 модификации АА-60:
Автомобиль адаптирован для работы при любой температуре. Основной двигатель, насосы и цистерны в холодное время года обогреваются системой электрического подогрева, которая питается от генератора. Если он выходит из строя, возможен подогрев от бензиновой системы.
Управление лафетным стволом можно осуществлять вручную или из кабины водителя. Также здесь есть переносные установки в количестве 2 штук, которые применяются для тушения огня в салоне или кабине самолёта, а также в закрытых помещениях.
Модификации АА-60
Основная версия пожарного автомобиля АА-60 была несколько раз усовершенствована и получила три модификации:
В 1986 году МАЗ-7310 заменил последователь МАЗ-7313 – 21-тонный грузовик, а также его модифицированная версия МАЗ-73131 с нагрузкой почти 23 т. Все они базировались на том же МАЗ-543.
Эта модификация пожарного автомобиля также разработана в городе Прилуки в 1981 году на базе шасси МАЗ-73101. Это – усовершенствованная версия АА-60, основные отличия которой:
Кузов вмещает 3 цистерны – для порошка объёмом 2200 л, для пенообразователя 900л, и для воды 9500 л.
Кроме тушения объектов на аэродроме автомобиль может использоваться для тушения эстакад с нефтепродуктами, резервуаров общей высотой до 6 м.
Эксплуатация спецтехники МАЗ 7310, которая несет на своем борту средства пожаротушения, ведется сегодня на аэродромах по прямому назначению во многих странах постсоветского пространства. Такие автомобили не только адаптированы под суровые климатические условия северных регионов, но и соответствуют всем нуждам расчётов при борьбе с пламенем в самолётах и сооружениях на аэродромах.
Реактивная система залпового огня 9К57 «Ураган»
РСЗО (реактивная система залпового огня) «Ураган» предназначается для поражения живой силы, бронированной и легкобронированной техники танковых и мотопехотных подразделений противника на марше и в местах сосредоточения, разрушения командных пунктов, объектов военной инфраструктуры и узлов связи, дистанционной установки противопехотных и противотанковых минных полей в зонах боевых действий на удалении 10 – 35 тыс. м.
Учитывая принятие на вооружение Полевой реактивной системы М-21в 1963 году, Тульский ГНИИ Точного Машиностроения в 1963-1964 годах в инициативном порядке провел поисковые работы с целью исследования возможности создания более дальнобойной и мощной системы по количеству ВВ в залпе, с помощью которой можно было бы решать в оперативном порядке боевые задачи на дальностях от 10 до 40 тыс. м.
На основании приказа Миноборонпрома (МОП), от 28 декабря 1966 г., в 1967 году начали научно исследовательская работа «Создание ракетного высокоточного комплекса залпового огня «Ураган» (НВ-121-66). Работу окончили в декабре 1967 г. с подтверждением возможности получения задаваемых характеристик, проведением теоретических проработок, стендовых испытаний двигателей, механизмов отделения, задержки раскрытия стабилизатора, аэродинамических продувок и огня модельными снарядами. Систему рекомендовали на проведение ОКР (опытно-конструкторской работы).
Результаты проведенных работ одобрила подсекция №1 секции 1 НТС Министерства Оборонной промышлености и тему рекомендовали для проведения опытно-конструкторских работ после устранения выявленных недостатков.
На основании приказа Министерства машиностроения и Министерства общего машиностроения №18/94 в 1968 г. был разработан аванпроект ракетного комплекса залпового огня «Ураган». В сентябре того же года работу рекомендовали на проведение опытно-конструкторских работ (из документа ТУЛГОСНИИТОЧМАШ (Тула) начала 1970-х гг.).
Из письма Ганичева А.Н. (ТУЛГОСНИИТОЧМАШ) Елагину (ГРАУ) в в/ч 64176 стало известно, что Министерством машиностроения и Министерством обороной промышленности были утверждены следующие исполнители по реактивной системы залпового огня «Град-3»:
Работы по созданию РСЗО “Ураган” проводились на основании Постановления СМ СССР №71-26 от 21.01.1970 (приказ Министерства машиностроения №33 от 28.01.1970).
С целью проверки мероприятий, которые связаны с работами по увеличению дальности ведения огня, на январь-февраль 1971 г. были запланированы стрельбы в количестве 30 шт. снарядами РСЗО «Ураган» из баллистической установки, размещенной на лафете МЛ-20. Должны были быть поставлены снаряды, имеющие три вида оперения:
— ножевого типа, толщина пера 7 миллиметров, раскрытие перьев к продольной оси снаряда под углом 90°;
— по схеме снарядов «Град»;
— комбинированного (сочетающего оперение снаряда ножевого типа и «Град»).
Во время продувок в Центральном аэрогидродинамическом институте вариантов снарядов имеющих три вида оперения получили положительные результаты. При этом запас устойчивости составлял около 12 процентов.
В 1972 г. Тульским государственным НИИ точного машиностроения выполнялись работы по теме НВ2-154-72 «Одноканальная система угловой стабилизации к снарядам «Град» и «Ураган» (1 квартал 1972 г. – начало работ, 2 квартал 1973 г. – окончание).
В 1972 г. изыскание одноканальной системы угловой стабилизации вели по двум направлениям:
— основанной на датчике угловой скорости с применением газодинамических исполнительных органов;
— основанной на контактном датчике углов с применением пороховых импульсных исполнительных органов.
Согласно отчету Тульского государственного НИИ точного машиностроения о работе в 1972 г., в этом году провели теоретические расчеты, моделирование на аналоговых электронных машинах, экспериментальные лабораторные исследования одноканальной системы угловой стабилизации, а также ее элементов для реактивных неуправляемых снарядов типа «Ураган» и «Град». Определили основные требования к системе и элементам системы.
В состав системы стабилизации входили электроннопреобразовательный блок, датчик угловых перемещений, исполнительные органы газодинамического типа или импульсного типа.
Было определено, что использование одноканальной системы стабилизации в снарядах «Ураган» и «Град» улучшает в 1,5-2 раза их характеристики по кучности ведения огня.
На элементы системы угловой стабилизации разработали чертежи, изготовили макетные образцы и опробовали в лабораторных условиях. К моменту составления или предоставления отчета велось производство партии блоков одноканальной системы угловой стабилизации для летных испытаний.
В соответствии с целевой задачей, выполнили теоретические и экспериментальные работы, продемонстрировавшие возможность увеличения дальности ведения огня снарядами систем «Ураган» и «Град» за счет использования высокоимпульсного топлива и прочных материалов для изготовления корпуса.
В 1972 г. рекомендовалось провести опытно-конструкторскую работу по разработке системы «Ураган» (вероятно, имеется ввиду разработка снарядов или снаряда) с дальностью стрельбы увеличенной до 40 тыс. м.
В 1972 г. завершили заводскую отработку, и систему представили на полигонно-войсковые испытания в составе:
— неуправляемые реактивные снаряды с кассетной осколочного действия (масса 80-85 кг) и фугасной (масса 100-105 кг) боевыми частями;
— БМ 9П140 установленная на шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМ;
— транспортно-заряжающая машина 9Т452 установленная на шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМ;
— арсенальное оборудование.
Боевая машина имеет 18 направляющих; время залпа – 9 секунд, возимый на транспортно-заряжающей машине боекомплект снарядов – 1 комплект.
Боевая машина была разработана под руководством главного конструктора Калачникова Юрия Николаевича.
Система постоянно модернизируется – например, сегодня существует ряд модификаций реактивных снарядов, а также боевых частей к данным снарядам.
В настоящее время РСЗО 9К57 «Ураган» состоит на вооружении в российской, казахской, белоруской, украинско, йеменской армиях, а также, вероятно, в сирийской армии.
Реактивную систему залпового огня «Ураган» широко использовали в Афганистане в боевых действиях. В начале 1980-х годов ее развернули и применили сирийские военные на начальном этапе войны с Израилем. Систему применяли федеральные войска в Чеченской Республике. Согласно открытым данным последний раз систему применяли российские войска в 2008 году во время грузино-южно-осетинского конфликта.
На Украине провели работы по установке артиллерийской части на доработанное под ее монтаж шасси КрАЗ-6322. Время проведения работ не установлено.
В состав реактивной системы залпового огня «Ураган » входят:
Боевая машина 9П140;
Транспортно-заряжающая машина 9Т452;
Реактивные снаряды
КАУО (комплекс автоматизированного управления огнем) 1В126 «Капустник-Б»;
Учебно- тренировочные средства;
Автомобиль топографической съемки 1Т12-2М;
Радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44;
Комплект арсенального спецоборудования и инструмента 9Ф381
Оборудование транспортно-заряжающей машины состоит из рамы, крана, лотка с досылателем, грузовых тележек, грузозахватного приспособления, площадки оператора, приспособления для стыковки, штанги, редуктора поворота крана, электрооборудования, механизма выверки, ЗИП. Лоток с досылателем – складная балка, по которой движется толкатель с ракетой. Механизм выверки выравнивает ось ракеты, которая находится в лотке, и ось направляющей трубы. Левая и правая тележки предназначаются для размещения ракет. Транспортно-заряжающая машина имеет три электропривода, которые осуществляют: подъем/опускание ракет, поворот крана, досылание ракет в направляющие.
Особенностью четырехосного колесного шасси ЗИЛ-135ЛМП являлось расположение силовой установки за четырехместной кабиной экипажа. Данная силовая установка состояла из двух восьмицилиндровых V-образных карбюраторных двигателей ЗИЛ-375. При 3200 оборотах в минуту каждый двигатель развивает мощность до 180 л.с. Трансмиссия имеет бортовую схему: колеса каждого борта вращаются самостоятельным двигателем через отдельную коробку передач, бортовые редукторы и раздаточные коробки. Колеса первой и четвертой оси — управляемые, с независимой торсионной подвеской имеющей амортизаторы. Колеса средних осей сближены, не имеют упругой подвески и к раме крепятся жестко. Машина оборудуется централизованной системой регулирования давления в шинах. Машина имеет очень высокую проходимость и скоростные характеристики. При движении с полной нагрузкой по шоссе максимальная скорость составляет 65 километров в час, без предварительной подготовки может преодолевать броды глубиной до 1,2 метров. По топливу запас хода составляет 500 км.
Боекомплект реактивной системы залпового огня «Ураган» состоит из следующих реактивных снарядов:
— 9М27Ф имеющий осколочно-фугасную головную часть;
— 9М27К имеющий кассетную головную часть с осколочными боевыми элементами;
— 9М27С имеющий зажигательную головную часть;
— 9М59, 9М27К2, 9М27К3 имеющие кассетную головную часть с противотанковыми минами;
— 9М51 имеющие головную частью объемно-детонирующего действия (во время войны в Афганистане показал высокую эффективность).
Реактивная система залпового огня «Ураган» может транспортироваться водным, железнодорожным или воздушным транспортом.
РСЗО “Ураган”: описание и характеристики
Разработкой комплекса занималось тульское ГНПП «Сплав», в котором ранее была создана еще одна знаменитая реактивная система – «Град». Работами по созданию РСЗО 9К57 «Ураган» руководил генеральный конструктор Ганичев.
РСЗО «Ураган» стоит на вооружении нескольких десятков стран мира, он принимал участие во множестве конфликтов и не раз доказывал свою высокую эффективность.
История создания
В середине 60-х годов советские военные получили на вооружение превосходную РСЗО «Град», аналогов которой на тот момент не имела ни одна из армий мира. Однако военным нужен был еще один комплекс РСЗО с несколько другими характеристиками: с большей дальностью стрельбы и более мощным боеприпасом. Начиная с 1963 года, конструкторы ГНПП «Сплав» в инициативном порядке работали над созданием подобного РСЗО. В 1967 году был готов эскизный проект системы, проведены стендовые испытания различных узлов и стрельба опытными реактивными снарядами.
В 1972 году начались полигонные испытания «Урагана» и доработка реактивной системы. На этом этапе конструкторы сумели получить характеристики, которые требовали от них военные. Дальность стрельбы новой РСЗО достигла 35 км, была значительно повышена ее кучность (она в 1,5 выше, чем у «Града») и эффективность поражения противника. Залп одной пусковой установки накрывал площадь в 42 гектара.
Конструкторы «Сплава» первые в мире сумели создать кассетную головную часть реактивного боеприпаса для РСЗО. С тех пор было разработано несколько видов кассетных боеприпасов для «Урагана», кроме боеприпасов с осколочными боевыми элементами, ракета может снаряжаться противотанковыми и противопехотными минами.
В 1975 году «Ураган» приняли на вооружение, ее производство продолжалось до 1991 года.
Боевым крещением «Урагана» стал Афганистан, советские войска широко применяли эту РСЗО на протяжении всего конфликта. Участвовал «Ураган» и в боевых действиях на территории Африки, сирийская армия использовала его против израильских войск в начале 80-х годов, а российские федеральные войска – в обеих чеченских кампаниях. РСЗО 9К57 «Ураган» активно применялся обеими сторонами конфликта на востоке Украины.
Описание
РСЗО «Ураган» имеет в своем составе следующие компоненты:
Наводка в вертикальной плоскости возможна в диапазоне от +6° до +55°. Угол горизонтального наведения составляет от – 30° до +30° от продольной оси автомобиля. В задней части автомобиля установлены домкраты, которые повышают устойчивость при стрельбе.
«Ураган» оборудован панорамным прицелом и орудийной панорамой, есть рация и прибор ночного видения.
Трубчатые направляющие имеют П-образный паз, с помощью которого реактивному снаряду придается вращательное движение.
Стрельбу можно вести как залпом, так и одиночными выстрелами. Возможен вариант так называемого рваного залпа, во время которого первые восемь ракет выпускаются с интервалом в 0,5 секунды, а остальные восемь – 2 секунды. Время обычного залпа – 8,8 секунды, а «рваного» — 20. Стрельбу можно вести из кабины или дистанционно. Дальность стрельбы достигает 35 км, если огонь ведется на меньшие дистанции, то на головную часть ракеты устанавливаются специальные тормозные кольца.
Автомобиль ЗИЛ-135ЛМ оснащен двумя восьмицилиндровыми двигателями, с мощностью 180 л. с. каждый. Силовая установка находится позади кабины. Колеса задней и передней оси управляемы, машина оснащена системой подкачки шин.
Аналогичное шасси используется и для транспортно-заряжающей машины. Она может нести до 16 реактивных снарядов. Заряжание может проводиться без специальной подготовки, на любых площадках, его время – 15 минут. Транспортно-заряжающая машина оборудована краном, лотком с досылателем, грузовыми тележками, приспособлениями для стыковки, электрооборудованием и механизмом выверки.
Ракета РСЗО «Ураган» 9М27К имеет кассетную боевую часть, в ней находятся тридцать осколочных элементов. Они расположены пятью секциями по шесть штук вокруг оси снаряда. Каждый подобный элемент оснащается собственными стабилизаторами и содержит 350 готовых поражающих элементов с высокой пробивной способностью.
Технические характеристики РСЗО 9К57 «Ураган»
Ниже указаны тактико-технические характеристики системы залпового огня «Ураган».
Технические характеристики боеприпасов
Характеристики реактивных снарядов | |||||
Индекс | Тип ГЧ | Масса, кг | Масса ГЧ, кг | Длина | Дальность стрельбы, км |
9М27Ф | осколочно-фугасная | 280 | 99 | 4833 | 10-35,8 |
9М27К | кассетная, осколочная | 271 | 89,5 | 5178 | 7,5-35 |
9М27К2 | противотанкового минирования | 271 | 89,5 | 5178 | июл.34 |
9М27К3 | противопехотного минирования | 271 | 89,5 | 5178 | июл.34 |
9М51 | объемно-детонирующая | 256 | 143,5 | 5147 | май.13 |
9М59 | противотанкового минирования | 270 | 90 | 5178 | окт.35 |
Видео об РСЗО
Советский «Ураган» — МАЗ-543 (7310)
История Советской армии полна ярких моментов. Одним из таких по праву является легендарный военный тягач, производства Минского автозавода МАЗ-543. Постоянное развитие, подстёгиваемое оборонными заказами государства, привело эту серию шасси к статусу легенды. Автомобили настолько хорошо зарекомендовали себя, что до сих пор находятся в частях вооруженных сил РФ.
История создания
Для победы в гонке вооружений с США, Минский автомобильный завод получил указание разработать и пустить в серийное производство универсальный тягач. Успех ознаменовался сходом с конвейера шасси 537-й серии. В 59 году конструкторское бюро МАЗ разработало полноприводное четырёхосное шасси для военной техники. После серии опытов было принято решение отказаться от гусеничного привода и поставить новоиспечённую модель на колёсную базу.
Военная модификация 537-го шасси получила простое и лаконичное наименование МАЗ-543. От предшественника в неизменном виде остались только оси и рама. Новый серийный автомобиль обзавёлся улучшенными узлами, а за свою скорость и динамические характеристики получил название «Ураган». В таком виде первые образцы были переправлены в Волгоград, на завод «Баррикады», для испытания на них ракетных пусковых установок.
В 74 году с завода вышел прототип грузового тягача МАЗ-7310, оснащённый бортовой платформой. Конвейерный выпуск налажен в 76 году. Основным ее отличием от 543-й модели стало отсутствие дополнительного оборудования и возможность эксплуатации совместно с двухосным МАЗ-8385, в составе автопоезда.
Отличие от МАЗ-537
При производстве первых образцов было решено использовать наработки и проектные решения, разработанные для улучшения характеристик предыдущего поколения грузовиков МАЗ-537. Принято решение оставить неизменными конструкцию рамы и оси автомобиля. А также использовать барабанную тормозную систему и рулевую колонку с предшественника.
Остальные критически важные узлы получили значительные улучшения. Так, обновлённая модель автомобиля обзавелась новой кабиной. Увеличена длина рамы и установлен новый 12-цилиндровый двигатель Д12А-525А. Решено было использовать торсионную подвеску и организовать механизм регулирования давления в шинах.
Особенности конструкции
В основе конструкции лежит стальная рама, изготовленная из штампованных элементов. Соединение узлов происходит с помощью заклёпок и точечной сварки. Боковые части выполнены из Z-образных элементов и лонжеронов, изготовленных из листовой стали. В передней и задней части корпуса установлены буксировочные зацепы с пружинными демпферами.
Модель получила 12-и цилиндровый, V-образный двигатель Д12А-525А мощностью 525 лошадиных сил. Особенностью ДВС по праву можно назвать использование двух входных выпускных клапанов в каждом цилиндре. Вездеходы «Ураган» комплектовались аналогичным двигателем.
Оснащён двумя баками для дизельного топлива, суммарным объёмом в 520 литров. Для подачи горючего используется плунжерный насос. Специальное предохранительное устройство отключает подачу топлива при низком давлении масла. Рубашки охлаждения на выпускных коллекторах помогают ускорить прогрев двигателя. Автономный электрический обогреватель помогает запуску двигателя при сильных заморозках.
С двигателем соединён гидравлический трансформатор, который способен работать в качестве гидравлической муфты. Механизм блокировки колёс выполнен с использованием электропривода. Крутящий момент передаётся на планетарную, трёхступенчатую коробку передач, оснащённую дополнительной передачей заднего хода.
Момент вращения между осями распределяет раздаточная коробка, умеющая работать с прямой и пониженной скоростью. За переключение передач отвечает пневмопривод. Редуктор способен блокировать межосевой дифференциал. Главная пара на ведущих мостах коническая, оснащена планетарной колёсной передачей. Проходные редукторы оснащены дополнительной парой шестерён для привода межосевого дифференциала. Соединение всех редукторов идёт через карданные передачи.
Передняя подвеска строится на применении индивидуальных торсионов и рычагов и гидравлической подвески двустороннего действия. Продольное расположение упругих валов, по два на каждом переднем колесе. Задние колёса оснащены балансирной подвеской, без использования рессор. В качестве тормозной системы применяется связка из пневматического и гидравлического оборудования, барабанного типа.
Кабина – первое за что цепляется взгляд при виде МАЗ-543. Четырёхместная, двойная, ветровые стёкла наклонены в обратную сторону. Выполнена из полиэфирной смолы. Посередине размещена крышка моторного отсека. Слева и справа от него находятся две половины кабины, в каждой по два посадочных места. Причиной такого нестандартного расположения кабины послужила выдающаяся длина ракетного комплекса «Темп-С». После разделения кабины надвое, на образовавшемся посередине ложе размещалась передняя часть боеголовки. Несмотря на близко расположенный мощный двигатель, шум в салоне, благодаря повышенной звукоизоляции, не превышает 85 децибел.
Технические характеристики
Первой ласточкой обновлённой модели МАЗ-543 венчалось одноимённое шасси, имеющее грузоподъёмность 19,1 тонны. Шесть экземпляров обновлённой линейки автомобилей сошли с линии производства в 62 году. Конвейер произвёл 1631 экземпляр автомобилей.
Представленные ТТХ верны для бортовой вариации тягача МАЗ-7310 «Ураган».
Несмотря на свою мощь и положительные качества, главным недостатком грузовика всегда являлся большой расход горючего.
Модификации модели
Изначально предполагалось использовать обновлённые автомобили МАЗ для размещения систем залпового огня и ракетных пусковых комплексов. Первопроходцем стал РПК «Темп». Позднее шасси стали использовать в качестве машины обеспечения боевого дежурства, а также для монтажа на них ракетных установок 9П117 и иных устройств военного характера, например:
Малая партия машин на оригинальном шасси МАЗ-543 была выслана в помощь армии ГДР. Там на шасси установили цельный металлический кузов и приняли на вооружение в качестве машин для транспортировки. Автомобиль занимался перемещением оборудования и специалистов. В дополнении, некоторые автомобили получили возможность перевозить тяжёлые прицепы. Другие нашли своё применение в виде подвижного ремонтно-эвакуационного экипажа и передвижных мастерских.
МАЗ-543А
Начало выпуска образцов нового шасси МАЗ-543А произошло в 63 году. Первоначально её планировалось использовать конкретно в связке с комплексом «Темп-С». Полноценный выпуск автомобиля начался только в 68-м году.
Появилась необходимость увеличить полезное пространство рамы. Для этого конструкторы передвинули кабину вперёд, что помогло выиграть дополнительное пространство.
Серийный выпуск МАЗ-543А закончился только к началу второй половины «нулевых». За всё время производства с конвейера сошло порядка 2600 экземпляров машин, которое комплектовалось следующим оборудованием:
Модификация шасси комплектовалась не только этими системами. Из-за своей универсальности и «гибкости» на неё устанавливали различные типы необходимого военного оборудования.
МАЗ-543М
Прототип будущей легендарной версии шасси МАЗ покинул конвейерную ленту в 76 году. Опытный экземпляр, получивший маркировку МАЗ-543М находился на испытаниях, длившихся около 24 месяцев. Несмотря на свою практически полную идентичность внутренних агрегатов и узлов предшествующим моделям эта модификация автомобиля стала самой популярной. Всё благодаря увеличенной до 22,2 тонны грузоподъёмности и повышенным полезным габаритам рамы.
За время своего существования модель 543М оснащалась:
Со сборочных линий сошло более 4500 штук автомобилей. Развал Советского Союза сильно ударил по производству этой модификации. Но даже в те неспокойные времена был продолжен выпуск автомобилей по мелкосерийным государственным заказам.
Впоследствии лицензия передана Wanshan, фирме, расположенной в Китае, которая продолжает серийный выпуск шасси по сей день.
Другие версии
На заре семидесятых годов появилась обновлённая версия пускового комплекса 9П117М. Увеличенные габариты не позволили установить его на существующие версии автомобилей МАЗ-543. Перед инженерами встал вопрос о разработке увеличенной базы, что привело к созданию двух образцов, получивших наименование МАЗ-543Б.
Требования к увеличению полезных габаритов базы привели к появлению на свет новой модификации, названной МАЗ-543В и ставшей, впоследствии, основой для создания легендарного шасси 543М. Эта модификация лишилась одной из своих отличительных визуальных особенностей. Было решено убрать кабину с правой стороны. Этот шаг позволил увеличить полезные габариты автомобиля и дал возможность установки обновлённых пусковых зенитно-ракетных комплексов.
Для обучения водителей, перевозки прицепного оборудования и для утоления хозяйственных потребностей создана специальная модель под названием МАЗ-543П.
Серия включала в себя некоторое количество мелкосерийных вариаций, которые по тем или иным причинам не попали в серию. Таким образом была забракована разработка МАЗ 543Д. От остальных эту модификацию отличал обновлённый двигатель, способный использовать в качестве горючего бензин и дизтопливо. Но в связи с необоснованно сложным технологическим процессом, разработке суждено было остаться на чертежах.
Для более эксплуатации автомобиля в гористых, песчаных и степных землях была спроектирована модификация МАЗ-543Т, получившая прозвище «Тропик».
Борьба с возгораниями на аэродромах привела к созданию на базе бортового шасси МАЗ-7310 спецтехники, несущей на борту средства пожаротушения. Автомобиль комплектовался цистерной с водой, объёмом 12 тонн и бочкой с пенообразователем. Пожарные автомобили разработаны с учётом всех нужд при борьбе с пламенем на аэродромах. Эксплуатация в аэропортах стран СНГ по своему прямому назначению продолжается по сей день. Единственным минусом при использовании этого агрегата является повышенный расход горючего, который превышает отметку в сто литров на 100 километров.
Заключение
Минский автомобильный завод произвёл машину на все времена. Агрегат, не имеющий аналогов в мире по достоинству занял почётное место в рядах сначала Советской, а позднее и Российской армии и смежных структурах.
Несмотря на свои преимущества, развитие оборонной отрасли продолжается. Обновлённые модификации под названием МЗКТ-7930 уже вышла в серийное производство для замены устаревших МАЗов, производства СССР.
МЗКТ-7930
Заслуженные ветераны не собираются уступать ей место, но, при необходимости, могут быть заменены в любой момент. Полноправный уход на «пенсию» ознаменуется переходом техники в музейные образцы, рядом с другими легендами тяжёлого машиностроения.