Машина похожая на катафалк
Aurus «Лафет». Он же катафалк. Он же…
Круг замкнулся. 10 сентября 2021 мы довольно неожиданно увидели двенадцатую модификацию семейства «Кортеж» — пока она проходит под полуофициальным названием Aurus «Лафет». Появление фотографий и видео на youtube мгновенно «взорвало интернет» смешками и злым сарказмом. Конечно, глумиться над смертью человека, независимо от его принадлежности к власти и силовым структурам, довольно некрасиво…
Но нас больше всего в этой истории интересует, как водится, не реакция публики, а именно техника автомобиля. И, что покажется немного странным, эстетика. Автомобиль-то вышел довольно симпатичным!
На самом деле, конечно, машину подготовили не за два дня, прошедшие от гибели министра до похорон. По сайтам новость о готовом катафалке Aurus прошла еще в конце мая. Но так как не было фотографий — она прошла почти незамеченной. Заключалась она собственно в том, что траурный универсал Senat разработки НАМИ получил сертификат ОТТС.
Сейчас, с фотографиями, уже можно судить не только о внешности, но и о технике. По изображениям довольно быстро установили, что трехдверный катафалк сделали на базе уже известного «полукороткого» лимузина. Его колесная база — 3800 мм, общая длина должна быть 6130 мм.
Русский народ «любит» власть не меньше, чем она его. С появлением фото в интернете моментально полетели сотни постов черного юмора в стиле «кто следующий» и так далее. В будущее, как известно, не заглянешь. А вот в прошлом покопаться можно…
Насколько я понял, в истории СССР для государственных похорон легковые катафалки практически не использовались. Первый глава государства (уже РФ), который поехал в последний путь на такой машине (это был вполне обычный Cadillac Deville или DTS) — Борис Ельцин.
Смотрелся такой транспорт крайне специфически. И своим видим, похоже, только усилил популярность злорадной фразы «гонки на лафетах». Означала она череду похорон генсеков Леонида Брежнева, Юрия Андропова и Константина Черненко в 1982-1985 годах.
Aurus «Лафет». Он же катафалк. Он же…
Круг замкнулся. 10 сентября 2021 мы довольно неожиданно увидели двенадцатую модификацию семейства «Кортеж» — пока она проходит под полуофициальным названием Aurus «Лафет». Появление фотографий и видео на youtube мгновенно «взорвало интернет» смешками и злым сарказмом. Конечно, глумиться над смертью человека, независимо от его принадлежности к власти и силовым структурам, довольно некрасиво…
Но нас больше всего в этой истории интересует, как водится, не реакция публики, а именно техника автомобиля. И, что покажется немного странным, эстетика. Автомобиль-то вышел довольно симпатичным!
На самом деле, конечно, машину подготовили не за два дня, прошедшие от гибели министра до похорон. По сайтам новость о готовом катафалке Aurus прошла еще в конце мая. Но так как не было фотографий — она прошла почти незамеченной. Заключалась она собственно в том, что траурный универсал Senat разработки НАМИ получил сертификат ОТТС.
Сейчас, с фотографиями, уже можно судить не только о внешности, но и о технике. По изображениям довольно быстро установили, что трехдверный катафалк сделали на базе уже известного «полукороткого» лимузина. Его колесная база — 3800 мм, общая длина должна быть 6130 мм.
Русский народ «любит» власть не меньше, чем она его. С появлением фото в интернете моментально полетели сотни постов черного юмора в стиле «кто следующий» и так далее. В будущее, как известно, не заглянешь. А вот в прошлом покопаться можно…
Насколько я понял, в истории СССР для государственных похорон легковые катафалки практически не использовались. Первый глава государства (уже РФ), который поехал в последний путь на такой машине (это был вполне обычный Cadillac Deville или DTS) — Борис Ельцин.
Смотрелся такой транспорт крайне специфически. И своим видим, похоже, только усилил популярность злорадной фразы «гонки на лафетах». Означала она череду похорон генсеков Леонида Брежнева, Юрия Андропова и Константина Черненко в 1982-1985 годах.
Люксовый Aurus Senat превратили в катафалк
В России на базе одного из прототипов люксового седана Aurus Senat создали катафалк. Об этом сообщает паблик «Русский автомобиль» в социальной сети «ВКонтакте». По их данным, разработкой похоронной машины занималось само ФГУП НАМИ (разработчик и производитель российских премиальных автомобилей).
Новинка носит название Aurus «Лафет». Размеры трехдверки повторяют обычный Senat. Длина машины составляет 5630 миллиметров. Фотографий катафалка пока опубликовано не было. В паблике предположили, что автомобиль представляет собой универсал.
Технические характеристики Aurus «Лафет» пока держатся в секрете. Стандартный Senat оснащен гибридной силовой установкой на основе 4,4-литрового бензинового наддувного двигателя V8. Двигатель работает совместно с компактным электрическим агрегатом и 9-ступенчатой автоматической коробкой передач. Суммарная отдача агрегатов составляет 600 лошадиных сил.
Не так давно английская компания Coleman Milne представила бесшумный катафалк на базе электрокара Tesla Model S. Также в проекте приняла участие немецкая фирма BINZ International. Дизайн машины повторяет стандартную версию Tesla Model S. Однако колесная база автомобиля удлинена, а линия крыши стала выше. Запас хода у электрического катафалка составляет 350 километров.
В свою очередь, британский кооператив похоронных бюро Midcounties Funeralcare подготовил специально модернизированный электрокар Nissan Leaf, призванный служить в качества катафалка. Двери с пассажирской стороны заменили большой открывающейся стеклянной панелью для удобства загрузки гроба.
В свою очередь, студенты одного из российский вузов построили беспилотный катафалк, который построен на базе Lada Kalina. Автомобиль может развивать скорость до 5 км в час. Машина создана в единственном экземпляре.
Memento mori: пять удивительных катафалков
Во второй половине XIX века было совершено много важных открытий и изобретений: спектральный анализ, периодический закон химических элементов, рентгеновское излучение, электромагнитное излучение…. Но одно из них изменило мир и всю человеческую деятельность больше прочих. Ведь когда был изобретен двигатель внутреннего сгорания, возникла абсолютно новая индустрия, породившая такое видовое разнообразие техники, которое сделало бы честь самому Чарльзу Дарвину, вздумай тот стать адептом технократии. Применение автомобиля насаждалось во всех возможных сферах экономики, включая малые мануфактуры и частный бизнес. Даже бюро ритуальных услуг исключением в этом не стали.
Н есмотря на тот факт, что похоронный бизнес – самое ортодоксальное предприятие на планете, пользующееся гужевым транспортом со времен изобретения колеса, даже оный вынужден был оснастить свои катафалки моторами. Поначалу клиенты, да и владельцы кладбищ, были против такой метаморфозы. Мол, автомобиль – транспорт, оскорбляющий погребальную церемонию: слишком громко рычит, очень быстро едет, и к тому же дьявольски смердит. Но люди со временем пообвыклись, позволив катафалку начать новый и, пожалуй, самый стремительный виток своей эволюции. Так что, дорогой читатель, давай поскорее запакуем все проблемы уходящего года в деревянный ящик и отвезем на ближайшее кладбище в одном из этих диковинных экипажей, чтобы навсегда похоронить. А нашим гидом в этой поездке и авторитетным помощником будет Хозяин склепа – обаятельный мертвец-ведущий сериала «Байки из склепа», популярного в 90-х.
Дворец-карета
Еще с древних времен так сложилось, что в последний путь человека провожали сообразно его достатку при жизни. К примеру, похоронный экипаж умершего правителя выглядел, как миниатюрный дворец, впечатлявший богатой отделкой вроде искусной резьбы, позолоты и траурных плюмажей, в то время как бедняка везли к кладбищу на простой телеге. Даже само слово «катафалк» произошло из классового неравенства: изначально так именовали особый постамент для установки гроба. А так как первые траурные эскорты представляли собой лишь пешком вышагивающие процессии – слуги усопшего несли этот постамент на руках вместе с гробом, то данное слово закрепилось за любым похоронным транспортом.
Не сказать, что положение вещей изменилось, когда катафалки начали моторизовать. Облик первых таких автомобилей не слишком отличался от конной повозки, кузова для которых делали все те же мастера, обслуживавшие ранее господские каретные дворы. Множество малых предприятий в Европе и США сделали неплохую кассу, предоставляя похоронным бюро экипажи с полностью либо частично деревянным корпусом. Платформы этих машин обычно были достаточных размеров, чтобы вместить гроб с телом усопшего и несколько человек сопровождения. Так, в Америке 1910-х насчитывалось несколько дюжин компаний, производивших до 200 подобных катафалков ежегодно.
Процесс перехода ритуального бизнеса на «бензиновые» колеса был очень болезненным, но все-таки желающие выделиться нашлись и там. С тех пор, как производством похоронных экипажей занялись автомобильные гиганты, их количество неуклонно росло. Помимо заводских катафалков от Cadillac, Dodge, Packard, Pirce-Arrow, Studebaker в Америке и Rolls-Royce, Daimler, Mercedes, Horch, Brennabor, часть коммерческих шасси поставлялась независимыми ателье.
А уж краснодеревщики оных творили с кузовами поистине мрачные чудеса. В одном только Мадриде до наших дней сохранилось более двух десятков уникальных машин, и они все также стремятся перещеголять друг друга количеством и фантастическим исполнением своей траурной символики, как это было в 1915 году. И несмотря на то, что автомобильная мода влияла на производство катафалков непосредственно, моторизованные дворцы еще долгое время выпускались по спецзаказу. Так, в 1935-м по заказу китайской императорской семьи на базе шасси от грузовика Ford-AA был построен катафалк в виде буддийского храма.
Хозяину склепа всегда был близок траурный пафос в оформлении похорон. Однако умер он задолго до того, как катафалк избавился от лошади – существа в общем-то мирного, даже исполненного печали, поэтому знал, что автомобили сильно пасовали перед животной упряжью. Последний путь, совершенный на экипаже с мотором, мог стать дважды последним. На скорости 15 миль/ч, да с жесткой подвеской, тот прыгал по ухабам, не имея и толики почтения к усопшему. При этом машина часто застревала в воротах кладбища, а то и сносила несколько заградительных столбов за раз. Один такой катафалк, въезжая на погост местечка Стоунвилледж, штат Огайо, в 1909 году задел ступицей переднего колеса опору ворот и повредил ее конструкцию. От смонтированной над воротами надписи RIP (Rest In Peace – англ. «Покойся с миром») отвалилась металлическая буква «P» и ударила приходского священника, который сопровождал процессию, аккурат по темени! Это зрелище привело Хозяина склепа в такой восторг, что тот смеялся и скрипел зубами несколько часов кряду, распугав всех кладбищенских ворон.
Викторианская классика
К 30-м годам прошлого века страсти вокруг моторизованного ритуального транспорта поутихли. Большинство кладбищ реконструировали подъездные пути сообразно новым стандартам, а годовой оборот похоронных экипажей возрос до двух тысяч. На смену устаревшим фаэтонам с кузовами из дерева пришел обновленный траурный автомобиль – лимузин. Построенная на абсолютно новом шасси, эта машина была длинной и узкой и могла пробраться даже на самые старые погосты, вообще не предназначенные для какого-либо транспорта. Кроме того, производители установили в ее корме распашные двери, а на полу разместили ролики для удобной погрузки гроба. В мгновение ока лимузин стал иконой практичности и стиля среди похоронных бюро. Поэтому каждый бренд старался придать своей продукции узнаваемую индивидуальность.
Быстро и эффективно.Катафалк в России.
В Советской России особо никто не задумывался над созданием автомобилей для провода в иной свет.Автомобили которые использовались, были обычными грузовиками полуторками.В них ставились скамейки по двум бортам и прибивались ленточки чёрного цвета.После проводов, грузовики использовались по прямому назначению-возили различные грузы.
Затем уже вышло специальное постановление, запрещающее перевозку людей на грузовых автомобилях.В следствии чего стали использовать пассажирские автобусы ПАЗ 651, ПАЗ 652 и ПАЗ 3205.Автобус имел сзади открывающийся люк.А внешне автомобиль ничем не отличался от обычного служебного или рейсового автобуса.Особенно в провинции имелась частая практика такие автобусы использовать в межсельских перевозках в двойных целях:
-перевозка пассажиров
-использование как ритуального транспорта.
То есть после рейса очередного, в каком нибудь АТП могли отправить автобус для перевозки покойника.
ПАЗ 652 для ритуальных услуг даже участвовал в киноленте ***Псы***, на котором главные герои фильма отправились на отстрел диких собак в мёртвый город.
В Перестройку советско-финская компания Тамро изготовила небольшую партию катафалков на базе автомобиля РАФ 2203 Латвия.Автомобиль имел кузов фургон, красные спецсигналы и надпись об усопших.РАФик использовался наравне с обычными санитарными микроавтобусами Рижского автозавода для перевозки покойников.
По признанию медиков, эксплуатирующих эти машины, они оказались очень неудачными. По специфике работы автомобилю часто приходится заезжать в лесопосадки и на пустыри, а с тяжелым фургоном РАФ-2926 терял способность самостоятельно передвигаться вне асфальтовых дорог. Из-за больших размеров фургон сильно выступал за габариты кабины, что не способствовало его экономичной эксплуатации. Были и другие нарекания на этот автомобиль. В результате эти машины очень быстро сняли с эксплуатации. Последние машины данного типа перестали встречаться в Москве в 2000-2001 году.
В СССР как известно для высшей номеклатуры производили свои специальные автомобили.Наиболее известные автомобили, которые использовались как катафалки для высшего руководства являлись ЗИС 110, ГАЗ 13С Чайка и ГАЗ 14 Чайка, а также ЗИЛ 114 и ЗИЛ 41042.
Автомобили на базе ГАЗ 13 и ГАЗ 14 для санитарно-ритуальных услуг высшего партийного руководства производились в ручную на Рижской Автомобильной Фабрике.
В конце 1970-х, по заказу 4-го Главного управления Минздрава, ЗИЛ приступил к проектированию медицинского универсала на базе тогдашних лимузинов. Эта модификация должна была заменить медицинский вариант микроавтобуса ЗИЛ-118 и медицинские универсалы на базе «Чайки». Микроавтобусы посчитали слишком заметными, а «Чайки» просто технически не справлялись с нагрузкой по постоянному сопровождению кортежей первых лиц страны.
Два первых медицинских универсала были созданы на базе ЗИЛ-114 (один остался в заводской медсанчасти), следующие восемь автомобилей были созданы уже на базе ЗИЛ-4104. Медицинский универсал ЗИЛ-41042 (ЗИЛ-115А) рассчитан на бригаду врачей из трех человек, он имеет увеличенную длину кузова и надстройку над «пассажирской» частью салона, место водителя отделено от медицинского отсека перегородкой со шторками. На водительском месте заметна панель управления спецсигналами немецкой фирмы AEG-Telefunken, которая расположена между передними сиденьями. Задняя левая дверь универсала ЗИЛ-41042 — не настоящая, за ней расположено запасное колесо.Известно, что сохранилось 6 таких автомобилей, часть из них теперь находится в частных руках (машины используются как катафалки в сфере ритуальных услуг).
Когда в 1990-х перестали поставляться латвийские микроавтобусы РАФ, в связи с закрытием автозавода.То возникла необходимость в автомобилях для ритуальных услуг, которые были дешёвыми и практичными.Как раз в 1994 году на российский рынок вышла модель Горьковского Автозавода- Газель.Но в Нижнем Новгороде в то время не наладили выпуск фургонов и микроавтобусов на базе Газели.В связи с этим появилось множество фирм предлагающих свои услуги для переделки полуторки в любой специализированный автомобиль.
Самыми первыми кто решил наладить выпуск катафалков оказалась финская фирма Janvan Rovaniemi совместно с НПО Экран.В дальнейшем НПО Экран наладил собственное производство катафалков по проще и по дешевле.
Сегодня катафалки, как и большинство санитарных машин отечественного производства, используют шасси Газелей. НПО Экран производит эти машины на базе фургона ГАЗ-2705. Точное название машины (как написано в регистрационном свидетельстве, выданном Росздравнадзором) машины называются «Автомобиль для перевозки покойников на базе ГАЗ-2705 АПП-4-01-«Э». В НАМИ им присвоены обозначения: Автомобиль для перевозки покойников: 2816-0000010 на базе автомобилей ГАЗ-2705 и 2816-0000010-01 на базе автомобилей ГАЗ-27057 (это полноприводный вариант).
Причина перехода на фургоны ГАЗ-2705 в общем-то очевидна — заводской кузов более высокого качества изготовления и окраски — гниет не так быстро, как самодельный «кубик». Кроме того, машина с виду похожа на обычную санитарку и не пугает людей.
В машине предусмотрены 2 отсека — санитарный (с четырьмя носилками) и хозяйственный (для персонала бригады, дезинфицирующих растворов и прочего инвентаря).
Сейчас в России существует множество фирм занимающихся переделкой автомобилей для ритуальных услуг, но основным и самым распространенным остаётся Газель.