Машина с гусеницами и колесами

Гусеницы для легкового автомобиля вместо колёс: преимущества, недостатки и 5 нюансов установки

Совсем недавно водители машин смогли познакомиться с новым изобретением. Гусеницы для автомобиля дают возможность превратить любую машину во внедорожник. На такой машине можно свободно преодолевать размытые дороги, ездить по болотам и сугробам. Это приспособление легко монтируется. На всю установку придётся затратить максимум 40 минут. Для монтажа не требуется приглашать специалиста. Эта операция доступна любому автомобилисту.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесамиМашина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Что лучше: колёса или гусеницы

О гусеницах на машину впервые заговорили в 50-х годах XIX века. Это приспособление было разработано Ф. А. Блиновым. Американская компания Holt начала выпускать такие системы для тракторов в 1912 году. Гусеницы на колёса разрабатывались специально для автомобилей, которым постоянно приходилось преодолевать бездорожье.

К сожалению, такая новинка имела ряд характерных недостатков. Прежде всего это касается веса конструкции. Гусянка на авто делается из металла. Её масса достигает 25 % веса всей машины. Конечно, существуют разборные системы. Они намного легче, но их стоимость очень высока. Эта конструкция несовершенна, она быстро ломается. Ремонтировать такие модели очень сложно.

Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего эксперта, в которой рассказывается о том, как изготовить браслеты противоскольжения своими руками.Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесамиМашина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесамиСамыми дешёвыми считаются гусеницы для легкового автомобиля. Они сделаны из резины и стали. К сожалению, устройство плохо сцепляется с дорогой и имеет маленький срок эксплуатации. Машина на гусеничном ходу издаёт много шума и расходует большое количество топлива. Именно поэтому гусеничные колёса на машину уступают колёсному приводу. Однако они выигрывают в повышении проходимости автомобиля.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесамиМашина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Устройства для повышения проходимости

Практически на каждый автомобиль можно установить такое приспособление.

Кроме того, оно легко монтируется и на другие виды транспорта:

Американский изобретатель Б. Соден придумал, как установить автогусеницы на инвалидные коляски. Компания Mattracks сумела создать систему, которой оснастили робота «T-1 Battle Unit», показанного в третьем Терминаторе. Конечно, это всего лишь реквизит для создания пиара.

Фирма Mattracks изготавливает 20 каучуковых моделей, которые устанавливаются на внедорожники. В результате такого обновления автомобиль способен преодолеть любое препятствие. Он превращается в настоящий вездеход.

На просторах интернета можно увидеть большое количество переделанных автомобилей, у которых вместо колёс установлены гусеницы. Все эти конструкции сделаны своими руками.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесамиМашина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Причём все они имеют характерные отличия.

Нюансы установки системы

Монтаж гусеничных автомобильных систем достаточно прост. Он очень похож на установку колёс. Существует несколько факторов, которые нужно обязательно учитывать.

Как правильно выбрать и установить гусеницы для Нивы? Читайте об этом в подробном материале нашего специалиста.

Надо сказать, что мощность мотора в этом случае может быть любой. Гусеничный диск намного меньше диаметра обычного колёса. Поэтому начинает увеличиваться крутящий момент. В результате падает скорость передвижения. Производитель таких систем рекомендует не двигаться со скоростью, превышающей 65 км/ч.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесамиМашина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Преимущества и недостатки конструкции

Безусловно, гусеницы для легкового автомобиля обладают рядом преимуществ. Даже невооружённым глазом можно заметить увеличение клиренса, а также высокую проходимость. Машина легко преодолевает глубокие сугробы, двигается по болотам и размытым дорогам. В самом начале предполагалось использование гусениц для спасательных работ. Они давали возможность легко добраться до тех мест, куда большие внедорожники подъехать не могут. Вывод однозначен. Гусеницы имеют неоспоримые преимущества в определённых условиях перед обычными колёсами.

При большом количестве положительных качеств гусеницы имеют и ряд недостатков. Прежде всего это касается движения по асфальтовой дороге. На таком транспорте специалисты советуют не развивать скорость более 40 км/ч. Если двигаться с большей скоростью, гусеница начнёт быстро стираться, придётся её менять, так как она не подлежит ремонту.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесамиМашина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Ещё одним отрицательным фактором является невозможность справиться с препятствием, которое свободно преодолевают обычные колёса. Например, упавшее дерево или небольшой выступ (10 15 см) гусеничный автомобиль переехать не сможет.

Источник

Электрогибриды, вращающиеся рамы и огромные колёса: самые необычные авто Второй мировой

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Открывая эту статью, вы с трудом представляете себе самые невероятные самоходные сооружения разных стран, о которых вообще никто не слышал. Одни в качестве движителей одновременно использовали колёса и гусеницы, а громоздкие тягачи на огромных барабанах со шпорами переламывались пополам. Другие любовались бензоэлектрическими экзотами, а американцы решали, как большие армейские грузовики скорее превратить в маленькие.

Колёса и гусеницы неразделимы

Во второй половине 1930-х передовиками в области лёгкой военной автотехники высокой проходимости считались колёсно-гусеничные вездеходы-тягачи, способные вести разведку и кратковременные боевые действия на пересечённой или горной местности, передвигаясь на двух убиравшихся в корпус гусеницах или становясь на четыре собственных выдвижных колёса.

Подобием будущих колёсно-гусеничных машин считается чехословацкий тягач V377 на базе грузовика Tatra-25 с двумя короткими гусеничными движителями и задними ведущими колёсами, смонтированными по обеим сторонам гусениц. Но вскоре первенство перешло к соседней стране.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Опытный грузовой тягач V377 с 120-сильным мотором и продольными балансирами с обеих сторон каждой гусеницы. 1930 год

Продукция фирмы Austro-Daimler (1935-1938/1940 гг.)

Первая классическая колёсно-гусеничная машина ADMK снабжалась задним 20-сильным мотором воздушного охлаждения и рулевой колонкой центрального расположения. Перемещение на местности обеспечивал укороченный гусеничный движитель на рессорной подвеске с передней ведущей звёздочкой, установленный под полом корпуса автомобилей всех версий и допускавший подтормаживание.

В процессе подготовки движения по шоссе заднюю часть машины вручную приподнимали, чтобы с каждой стороны автомобиля навесить съёмные приводные обрезиненные колёса-катки со специальными замыкающими муфтами.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Военный вездеход «Аустро-Даймлер ADMK» с опущёнными на грунт ведущими гусеницами и снятыми задними каткам. 1935 год

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Тележка ADMK с приподнятым гусеничным движителем и приспущенными катками для доставки противотанковой пушки. 1937 год

Некоторые исполнения были приспособлены под монтаж пулемётов и доставки 47-мм пушек. Их скорость на колёсах достигала 45 км/ч, на гусеницах – 15 км/ч. Всего построили 334 машины.

В Вермахте эта установка получила индекс WARK и на первом этапе использовалась в полугусеничном исполнении как тягач для буксировки орудий калибра до 105 мм. С 1940-го на ней монтировали четырёхдверные кузова в виде ванны для водителя и четырёх членов боевого расчёта, а также двух человек на сиденьях между передних колёс.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Доработанный по требованиям Вермахта вариант WARK с центральным рулевым колесом и семью местами для военнослужащих. 1940 год​

Продукция корпорации Saurer (1936-1942 гг.)

Самыми практичными вездеходами такого рода считались машины серии RR (Rader-Raupen) с двумя наружными ведущими гусеницами и четырьмя подъёмными колёсами производства филиала швейцарской компании Saurer. Первый опытный образец RR6 с бортовым кузовом на продольных рычагах-балансирах был представлен в ноябре 1936 года.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Опытная машина Saurer RR6 с разнесёнными гусеничными лентами и кузовом с тремя рядами поперечных сидений. 1936 год

Впоследствии «Заурер» выпускал 1,5-тонный вариант RR7 с 70-сильным дизелем, механизмом поворота передних колёс и тормозным гидроприводом. Гусеничные движители состояли из узких мелкозвёздчатых лент, переднего зубчатого приводного барабана и шарнирно закреплённых на общей раме индивидуальных винтовых пружин подвески.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Боевая машина Saurer RR7/2 с распашными дверями в задней стенке бронекорпуса и передними управляемыми колёсами. 1939 год​

Бронированные колёсно-гусеничные машины RR7/2 стали одними из немногих австрийских военных вездеходов, которые командование Вермахта оценило по достоинству и приняло на вооружение под индексом Sd.Kfz.254. Машин серии RR7 собрали 160 единиц, отдельные образцы поставляли в Чехию, Югославию и СССР.

Единственной австрийской колёсно-гусеничной машиной, полностью созданной после присоединения к Германии, являлся упрощённый и практичный автомобиль Saurer M/K для воздушно-десантных войск с расчётом на пять-семь членов экипажа. Первый вариант появился в мае 1939 года, ещё две машины построили в июле 41-го.

На них монтировали двигатель воздушного охлаждения в 45 л.с., удлинённые движители с передней ведущей звёздочкой и задними приводными барабанами с муфтами крепления съёмных колёс. Здесь заметно облегчился процесс замены хода, который производили путем поджатия под днище гусеничных лент вместе с опорными барабанами.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Машина «Штайр M/K» для Вермахта с передней подвеской на поперечных рессорах, подпольных гусеницах и колёсах разного калибра. 1940 год

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Второй вариант M/K с оригинальным пятиместным кузовом с брезентовым верхом и опускающимся запасным колесом. 1941 год

По результатам испытаний наиболее предпочтительным оказался обычный гусеничный тягач. Эти неутешительные выводы привели к прекращению дальнейших работ по сложным, тяжёлым и дорогими военным диковинкам.

Первые шарнирно-сочлененные вездеходы

Bernard TT-4 (1937-1940 гг.)

Смелый по конструкции разведывательный автомобиль TT-4 (4х4) французской фирмы «Бернар». Это была оригинальная 55-сильная машина с шарнирно-сочленённой рамой и центральным местом водителя, выполненная по идее венгерского конструктора Николаса Штраусслера, который в свою очередь воспользовался лицензией итальянской фирмы Pavesi.

Автомобиль состоял из двух трёхместных секций, соединённых жёсткой продольной трубой с центральным шарниром, вокруг которой он качался в вертикальной плоскости. Первые же испытания доказали беспомощность слишком тяжёлого вездехода на местности. Позднее та же участь постигла бронемашину.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Многоцелевой двухсекционный шестиместный армейский автомобиль Bernard TT-4 с двумя «поломавшимися» секциями. 1938 год

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Пробная бронемашина ТТ-4 с центральной установкой двигателя, всеми ведущими колёсами и шарнирно закреплённой задней секцией. 1940 год

Pavesi (1923/1931-1942 гг.)

В завершении Первой мировой войны итальянский инженер-самоучка Уго Павези в своей мастерской взялся за создание невиданных по тем временам двухсекционных тракторов-вездеходов Р4 (4х4), выпускавшихся затем в течение почти 20 лет. Первые 25-сильные тягачи появились в 1923-м, но наладить их сборку не удалось. В 1931 году выпуск этих машин передали фирме SPA (СПА), которая приступила к изготовлению автомобилей серии Р4.30 с двигателями в 28-48 сил. На вооружение они поступали как лёгкие артиллерийские тягачи для буксировки орудий калибра 75-150 мм.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Автомобиль-тягач «Павези Р4.30» с 48-сильным мотором и одинарными литыми колёсами с откидными грунтозацепами. 1934 год

Секции этих машин соединялись друг с другом шарниром, позволявшим изменять взаимное положение в обеих плоскостях. Оригинальными решениями были неразрезные ведущие мосты, жёсткий продольный приводной вал, игравший роль толкающей рамы, поворотное устройство с приводом от обычного руля, индивидуальные приводы колёс большого диаметра с литыми шинами и откидными шпорами-грунтозацепами.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Облегчённый армейский двухсекционный автомобиль TL31 с экипажем из шести человек и одинарными шинами в горной местности

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Восстановленный армейский 55-сильный тягач Pavesi P4.31 (L140) с двойными дорожными колёсами и ручной лебёдкой. 1930 год

Основанием обеих секций являлись рамы из П-образных профилей высотой до 200 мм. На передней помещались силовой агрегат и открытая двухместная кабина с брезентовым верхом, задняя служила для перевозки солдат и грузов. Индивидуальную подвеску обеспечивали вертикальные пружины, встроенные в ступицы диаметром до полутора метров.

Ещё в 1924 году был разработан более мощный тягач Р4.100 с новыми двигателями в 45-57 л.с. и блокировкой межколёсных дифференциалов. Он имел рессорную подвеску, вмонтированную в центральный шарнир лебёдки, металлические колёса диаметром 1,6 метра с литыми шинами (в 30-е годы – с пневматическими). Автомобиль развивал скорость 22 км/ч и буксировал прицепные составы массой до 75 тонн.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Самый мощный артиллерийский тягач Р4.100 с 55-сильным двигателем для буксировки тяжёлых артиллерийских орудий. 1937 год

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Тягач Pavesi P4.100 с экипажем из восьми человек, включая двух сцепщиков, на военном параде на центральной площади Хельсинки

И хотя на практике столь сложные машины оказались слишком тяжёлыми, медлительными и неповоротливыми, их достаточно широко использовали в горных частях вооруженных сил Италии. Они поступали в армии Германии, Венгрии и Финляндии, лицензию на них приобрели Великобритания и Швеция, а венгерская машиностроительная компания Манфреда Вейсса изготовила 106 тягачей марки Weiss-Pavesi c 40-сильным мотором.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Тяжёлый тягач Weiss-Pavesi Р4.100-28М с металлическими колёсами на пересечённой местности буксирует гаубицу калибра 150 мм.

Удивительные уникумы

Garner G3 (1938-1939 гг.)

Известность небольшой британской фирме Garner принесли лёгкие грузовики G3 (4х4) с расширенным моторным отсеком, в котором бок о бок стояли два силовых агрегата Ford V8 мощностью по 85 л.с. В зависимости от дорожных условий трансмиссию можно было отрегулировать на передачу крутящего момента на все четыре колеса, на любую сторону машины или только на одну ось.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Двухмоторный односкатный 170-сильный тягач «Гарнер G3», передававший мощность на собственные коробки передач и мосты. 1938 год.

Tilling-Stevens TS20 (1939-1942 гг.)

В первый год войны компания «Тиллинг-Стивенс» приступила к выпуску трёхтонных грузовиков TS20 (4х2) с гибридной бензоэлектрической трансмиссией, которая предназначалась для обслуживания 90-мм прожекторных станций.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Войсковой грузовик «Тиллинг-Стивенс TS20» со специальным электрогенератором для зенитного прожектора (фото автора)

Полукапотные 70-сильные автомобили применялись для привода электрогенератора в 24 киловатта и тягового электромотора той же мощности, совмещённые с трёх- и четырёхступенчатыми коробками передач с двухступенчатыми редукторами. В зависимости от назначения самоходный прожектор выпускался в четырёх исполнениях с разными вариантами кузовов и трансмиссий.

Ŝkoda RSO (1942-1944 гг.)

В конце 1942-го на заводе «Шкода» в городе Млада Болеслав собрали первые образцы «Восточного колёсного тягача» (Radschlepper Ost, RSO) 4х4, разработанного в КБ Фердинанда Порше как проект Porsche-175. Он был рассчитан на перевозку 12 солдат с вооружением и эксплуатацию в условиях русского мороза, глубокого снега и бездорожья.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Необычный многоцелевой тягач Ŝkoda RSO первого образца со стальными 1,5-метровыми колёсами и высокими грунтозацепами. 1942 год

Машины RSO оборудовали немецким четырехцилиндровым 90-сильным бензиновым мотором воздушного охлаждения, пятиступенчатой коробкой передач, блокировкой межосевых дифференциалов и двумя парами карданных валов для привода конических редукторов каждого колеса. Для запуска автомобиля в сильный мороз служил 12-сильный агрегат, собранный из половины двигателя от легковушки Volkswagen.

В 1943-1944 годах в Чехии было построено 196 тягачей, отправленных на Восточный и Западный фронты.

США: неузнаваемые и бесполезные (1942-1944 гг.)

Во время Второй мировой войны к секретным машинам в Америке относились единичные автомобили нетрадиционных конструкций, которые в ходе боевых действий признавались бесполезными. Здесь расскажем о некоторых низкопрофильных полноприводных грузовиках с пониженным расположением основных частей и полезной нагрузкой от 750 кг до трёх тонн.

В 1942 году восемь американских изготовителей военной автотехники взялись за проектирование так называемых грузовиков с низким силуэтом (Low Silhouette Project), то есть компактных машин, менее заметных при разведке в прифронтовой зоне. В наиболее простых вариантах переделок со стандартных машин снимали кабины, откидные лобовые стёкла, рулевые колонки, бортовые кузова, а также колёса и шины меньших размеров.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Самый ходовой низкопрофильный 1,5-тонный автомобиль Ford GTBА на агрегатах заднеприводного военного грузовика G8T с 90-сильным мотором и металлическим кузовом, выпущенный в количестве 2218 машин.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Полностью открытый грузовик Chevrolet G7129 на базе семейства G7100 с двигателем в 89 сил, пониженной установкой моторного отсека, откидным лобовым окном со стеклоочистителями и решётчатым верхом кузова.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Компактная многоцелевая самоходная платформа Studebaker LC в облике вагона с подпольным 109-сильным отсеком и центральным низкобортным передним постом управления с откидной рамой лобового стекла.

Более сложный вариант переделок выражался в применении новых силовых агрегатов и узлов трансмиссий, расширении или суживании кузовов и кабин, пониженном размещении рабочего места водителя, компактном расположении сидений и двигателей в кабине, а также запасных колёс в деревометаллических и стальных кузовах с несколькими продольными и съёмными скамьями для транспортировки военнослужащих.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Компания International Harvester представляла трёхтонный тягач DF M-6-4 с отдельным левым открытым местом водителя и установленным рядом с ним 111-сильным мотором, а также семиместным кузовом с двумя «запасками».

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Компактная трёхтонка GMC DAK с 91-сильным двигателем для доставки 12 солдат, оборудованная суженой кабиной с прочным тентом для крепления на двери с правой стороны автомобиля одного-двух запасных колёс.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Уникальный бескапотный полубронированный грузовик REO LS-60F с передним открытым мотором в 106 сил, цельнометаллическим кузовом с верхними защитными крышками и запасными колёсами в боковых нишах.

В 1942-1943 годах крупные автомобильные компании предоставили свои разработки на конкурсные испытания, продолжавшиеся до середины 1944-го. В результате самые кардинальные переделки военных не удовлетворили. В 1944-м, когда острая потребность в массовых поставках военной автотехники пошла на спад, «низкопрофильный проект» был закрыт и после войны не возобновлялся.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Опытный трёхосный грузовик International DF M-5-6 с полезной нагрузкой три тонны, открытой кабиной с габаритной высотой до кромки рулевого колеса 1,8 метра и приспособлением для съёмной пулемётной турели.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Армейский 2,5-тонный грузовик GMC DAKW с суженой кабиной и укреплёнными на ней двумя запасными колёсами, служивший для перевозки 16 солдат, был оборудован силовыми агрегатами от двухосной модели DAK.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Самым затратным среди четырёх опытных низкопрофильных 2,5-тонных автомобилей Studebaker был наиболее лёгкий, низкий и практичный 109-сильный грузовик LD-162 на шасси с удлиненной до 4,1 метра базой.

На заглавной фотографии – английский военный грузовик Tilling-Stevens TS20 с гибридной бензоэлектрической трансмиссией для обслуживания мобильных прожекторных станций.

Источник

Колёса, гусеницы и два мотора: забытые советские экспериментальные тягачи АТ

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Любой блогер знает, что 73 лошадиные силы для автомобиля – это маловато. Скажем, «Ниве» всё время ставят в упрёк её маломощность, хотя она выдаёт аж 83 силы. А что если вам нужно приводить в движение не маленький внедорожник с несущим кузовом, а полугусеничный артиллерийский тягач, у которого на буксире 8-тонное орудие? А так как идёт война, то на решение задачи отводится 3 месяца, так что же, о разработке принципиально нового двигателя можно сразу забыть? Конструкторы ЗИС в подобной ситуации придумали весьма остроумное решение: они разработали конструкцию с… двумя моторами.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Артиллерийские тягачи стали важным средством моторизации Красной Армии

Гусеничные спутники артиллерии

При подготовке к большой войне руководители РККА понимали, что армии нужна сильная артиллерия: число орудий и минометов всех типов и калибров с 1934 по 1941 год возросло с 15 059 до 110 444 единиц. Это больше, чем располагал Вермахт на момент нападения на СССР.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Гусеничный тягач С-2 «Сталинец-2»

Заметно хуже дело обстояло со средствами транспортировки орудийных систем. До начала 1930-х годов в этом качестве использовалась конная тяга. В корне положение изменило постановление Реввоенсовета СССР «О переходе артиллерии РККА на механизированную тягу», принятое в мае 1932 года.

В течение последующих лет освоили выпуск и приняли на вооружение Красной Армии серию гусеничных тягачей различного класса тяги. Так, «Комсомолец» мог буксировать прицепные системы массой 2 тонны, СТЗ-5 – 4,5 тонны, «Коминтерн» – 12 тонн, С-2 «Сталинец-2» – 10 тонн, «Ворошиловец» – 18 тонн. Вместе с ними арсеналы РККА пополняли и сельскохозяйственные тракторы, выполнявшие роль арттягачей. Тяговые возможности таких моделей СТЗ-3 (СХТЗ-НАТИ), ЧТЗ С-65, «Коммунар» и ЧТЗ С-60 лежали в границах от 2,6 до 5,5 тонны. Правда, эти машины по своей надежности и быстроходности серьезно уступали специальным гусеничным машинам армейского назначения.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Тягач «Коминтерн» мог двигаться практически по любому бездорожью

В июне 1941 года в РККА числилось 44,9 тыс. тракторов и тягачей, среди которых специальные армейские машины («Комсомолец», «Коминтерн», «Ворошиловец») составляли несколько более 10 тысяч – 20,5%, из них в артиллерии находились 26%, а транспортные машины («Коммунар», СТЗ-5, С-2 «Сталинец-2») занимали не более 15% от общего количества. Остальные 64,5% приходились на сельскохозтракторы – ЧТЗ С-60, ЧТЗ С-65 и СТЗ-З.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Самый мощный гусеничный тягач довоенного производства «Ворошиловец»

Наибольшую тревогу вызывал сегмент армейских арттягачей, где даже при массовом использовании гражданских тракторов армия вместо необходимых 31,5 тыс. располагала только 27 тысячами. Причем большинство из них – это сельхозтракторы и маломощные «Комсомольцы». Вот почему потребность артиллерии в спецтягачах перед началом войны находилась на уровне 20%. В наибольшем дефиците оказались СТЗ-5, «Коминтерны», С-2 «Сталинец-2» и «Ворошиловцы».

Возникает закономерный вопрос: почему в армии к 1941 году сформировался дефицит мощных тягчей? Ответ прост: приоритет был отдан танковым частям, а артиллерийские оснащались необходимой техникой во вторую очередь.

Вот что по этому поводу писал нарком обороны С. К. Тимошенко председателю Комитета Обороны при Совнаркоме СССР К. Е. Ворошилову в декабре 1940 года: «Основными причинами крайне тяжелого положения со средствами механической тяги в артиллерийских частях являются: а) отсутствие специальных заводов по производству артиллерийских тракторов, а переделка тракторов сельскохозяйственного типа в артиллерийские на существующих тракторных заводах не дает положительных результатов; б) отсутствие специальных конструкторских бюро по разработке артиллерийских тракторов, вследствие чего конструирование и научно-исследовательская работа по созданию артиллерийских тракторов возникает стихийно и никем не руководится; в) несоответствие поступающих на снабжение артиллерийских частей тракторов сельскохозяйственного типа как в количественном, так и в качественном отношении».

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Тракторы С-65 «Сталинец», которые использовались в качестве арттягачей

Недокомплект буксировочного парка в армии, нередко расхождение реальных возможностей тягачей с характеристиками буксируемых орудий, наконец, быстрое продвижение Вермахта вглубь страны привели к тому, что при летнем отступлении РККА потеряла около двух тысяч орудий калибром 122, 152 и 203 мм. Большую часть оставшихся машин в экстренном порядке отправили в тыл, чтобы сохранить от уничтожения и не усугубить существующий дефицит. Они почти не применялись в боевых действиях вплоть до контрнаступательной операции под Москвой.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

На начальном периоде войны Красная Армия потеряла большое число арттягачей

Наследник «Коминтерна»

Положение на фронтах менялось, РККА от отступления переходила в контратаку. К летней военной компании 1942 года для транспортировки артиллерийских систем особой мощности, находившихся в распоряжении Резерва Верховного Главного Командования, понадобились мощные тягачи с высокими тяговыми качествами – иначе наступление проводить было просто невозможно.

Однако оставшихся к тому времени довоенных машин типа «Коминтерн», С-2 «Сталинец-2» и «Ворошиловец», выпуск которых прекратили, явно не хватало. Все эти тракторы были гражданскими. С определенной долей условности они создавались как машины двойного назначения, однако в военных условиях их узлы и агрегаты работали при экстремальных нагрузках, поломки были частыми, а с запчастями возникали постоянные проблемы.

В первую очередь нужен был сравнительно компактный тягач, способный буксировать до 9 тонн. Исполнителей нашли быстро. Ими стали ЗИС и Научно-исследовательский тракторный институт (НАТИ), которые прежде в тандеме занимались созданием армейских полугусеничных тягачей ЗИС-42 и ЗИС-42М. На все про все (разработку и серийное производство) отводили невероятно короткий срок – три месяца. Выполнить это архисложное задание представлялось возможным только при использовании изделий действующего производства. А раз так, то двигатель, трансмиссию и переднюю ось решили подобрать из номенклатуры ЗИС, а ходовую часть унифицировать с легким танком Т-70Б.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Для нового полугусеничного тягача одним из агрегатных доноров стала «трехтонка» ЗИС-5В

Свой резон имелся и при выборе полугусеничной схемы тягача, получившего обозначение АТ-8 (индекс дан исходя из массы буксируемых систем). Машина такого типа устойчива на дороге, не раскачивается и позволяет монтировать специальные надстройки, в конструкции удается полностью использовать автомобильные детали и агрегаты трансмиссии, капотная компоновка с расположением двигателя над передней осью обеспечивает большие габариты кузова и делает тягач более универсальным. Помимо всего, управляемые колеса на поворотах не разрушают дорожное полотно.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Многие элементы ходовой части для АТ-8 решили заимствовать от легкого танка Т-70Б

Главная проблема заключалась в отсутствии серийного мотора для АТ-8 расчетной мощностью не менее 150-160 л.с. По этой причине инженерам НАТИ при проектировании своего варианта тягача не удалось использовать разработанный в институте еще перед войной рядный 6-цилиндровый верхнеклапанный двигатель МБ-27 (10,3 л) мощностью 155 л.с. и работающую в паре с ним механическую трехступенчатую коробку передач. Эти агрегаты так и остались опытными, хотя неплохо зарекомендовали себя на экспериментальном городском автобусе НАТИ-А.

Моторный голод вынудил специалистов НАТИ при разработке второй версии сделать упор на спарку двигателей ЗИС-5 (ЗИС-16), кинематически связанных между собой с помощью последовательно расположенных суммирующего редуктора, главного фрикциона и коробки передач. К сожалению, упомянутые агрегаты трансмиссии тоже серийно не выпускались, что и решило судьбу проекта.

Придерживаясь двухмоторной компоновки, инженеры Конструкторско-экспериментального отдела ЗИСа пошли по иному пути. Коллектив, возглавляемый Борисом Фиттерманом, опирался на проверенную и отработанную промышленностью агрегатную базу, прежде всего на двигатель. Выбор пал на рядную «шестерку» ЗИС-16 (5,55 л), мощность которой довели 90-92 л.с., а крутящий момент − до 30 кгс·м. Двигатель форсировали благодаря тому, что чугунные поршни заменили аналогами из алюминиевого сплава, применили головку блока с новой камерой сгорания, повышающей степень сжатия с 4,6 до 5,7, увеличили высоту подъема клапанов до 10 мм, применив для этого новые толкатели и распредвал измененной конструкции с более широкими фазами газораспределения, свечи зажигания расположили над выпускными клапанами. Двигатель оснащался генератором на 12 В (у ЗИС-5 – 6 В), а его сборка осуществлялась с индивидуальным подбором деталей и с шабровкой коренных и шатунных подшипников. При этом мотор комплектовался штатными сцеплением и механической четырехступенчатой коробкой передач от ЗИС-5.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

При создании АТ-8 пригодился опыт работы над двухмоторным грузовиком ЯГ-НАТИ-2М​

Здесь как нельзя кстати пригодился опыт проектирования опытного двухмоторного грузовика ЯГ-НАТИ-2М (6х4), в работе над которым принимал и Б. Фиттерман. Машину, построенную в 1933 году, снабдили двумя двигателями АМО-3 и двумя трансмиссиями, каждая из которых передавала усилие на свой ведущий мост с помощью коробки передач Brown Lipe 35 и демультипликатора конструкции НАТИ. Для управления обеими КП служил общий рычаг.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Параллельное расположение двигателей на ЯГ-НАТИ-2М под единым капотом

Аналогичную схему без жесткой механической связи между гусеницами применили и на АТ-8. Двигатели на несущей раме, сваренной из двух продольных швеллеров, поперечин и усилителей, расположили на расстоянии 660 мм друг от друга. Крутящий момент на ведущий мост, выполненный в виде литого картера с установленными внутри двумя главными передачами ЗИС-5, передавали коробки передач и карданные валы. При этом синхронное управление обеими КП обеспечивал единственный рычаг. Непосредственный привод гусениц осуществляли полуоси, увенчанные ведущими колесами от танка Т-70Б.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Двухмоторный полугусеничный тягач АТ-8

За синхронизацию paботы двигателей отвечал специальный pычажный дифференциальный механизм, воздействовавший на дроссельные заслонки двигателей. Стабильность движения по прямой обеспечивали управляемые колеса. На повороте соответствующий (внутренний) мотор снижал мощность и обороты, а наружный пропорционально увеличивал эти параметры, причем процесс происходил автоматически при помощи хитроумного вакуумного устройства, связанного с рулевым механизмом. Управление сцеплениями, коробками передач и акселераторами продублировали. Уверенному движению АТ-8 на грунтах с низкой несущей способностью (снег, болото, раскисший проселок) способствовала трансмиссия бездифференциального типа с жесткой кинематической связью между всеми ее элементами.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Машина уверенно себя чувствовала на пересеченной местности

Для облегчения поворота воздействие на ленточные трансмиссионные тормоза (с ножным и ручным управлением), смонтированные на хвостовиках главных передач, осуществлялось раздельно на правый и левый борт.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Без прицепа тягач брал подъем крутизной 34°

Переднюю ось оборудовали зависимой подвеской на полуэллиптических рессорах и шинами увеличенного размера с развитыми грунтозацепами. Помимо ведущих колес цевочного зацепления со съемными зубчатыми венцами от танка Т-70Б тягачу достались ленивцы, оснащенные механизмом натяжения гусениц, и унифицированные с ними четыре односкатных опорных катка (на каждый борт) диаметром 550 мм с резиновыми бандажами. Верхняя ветвь мелкозвенчатой гусеницы шириной 300 мм опиралась на три малых поддерживающих катка по каждому борту. Подвеска – индивидуальная торсионная без амортизаторов. Такая конструкция обеспечивала машине неплохую плавность хода на бездорожье.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Движение по косогору

Неповторимый колорит машине придавали двухместная деревянная кабина от ЗИС-5В увеличенной ширины, массивный капот с откидными боковыми створками, закрывавший оба мотора, упрощенное оперенье и передний бампер, изготовленный из швеллера. Сразу за кабиной находились бензобаки, а следом – деревянная бортовая платформа площадью 4,5 м 2 с откидным задним бортом, в которой могли разместиться 2,5 тонны груза или 15 человек. Снаряженная масса тягача без груза и топлива составила 7 тонн, ширина – 2550 мм, длина – около 6,5 м, минимальный дорожный просвет (под балкой управляемой оси) – 380 мм. Нагрузка на переднюю ось (без груза/с грузом) – 1,9 /2 тонны, на гусеничные тележки соответственно – 4,8/ 7,5 тонны.

Чтобы понимать разницу, имеет смысл сравнить ТТХ АТ-8 с близким по характеристикам довоенным тягачом «Сталинец-2». Масса последнего в снаряженном состоянии без груза – 11,94 тонны, грузоподъемность платформы – 1,5 тонны (8 мест в кузове для сидения), масса буксируемого прицепа – 10 тонн. Можно сравнивать АТ-8 и с «Коминтерном». У того масса буксируемого прицепа составляла 12 тонн, снаряженная масса – 10,64 тонны.

В общем, главное, чем отличался АТ-8 от своих предшественников, – это существенно меньшая масса и притом большая грузоподъёмность.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Спроектировали и построили опытный образец АТ-8 в течение октября-декабря 1942 года. Испытания машины состоялись весной-летом 1943 года. Уже с самого начала тягач продемонстрировал впечатляющие результаты, что говорило о правильности заложенных в его конструкцию решений.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

АТ-8 буксирует пушку-гаубицу МЛ-20 калибром 152 мм

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

С МЛ-20 тягач мог двигаться по раскисшему грунту

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Транспортировка 203-мм гаубицы Б-4 с демонтированным стволом

Обнаружились и недоработки. Среди них недостаточное тяговое усилие на грунтах с малым коэффициентом сцепления, довольно низкая прочность несущей рамы и полуосей, на экстремальных режимах работы имелись случаи выхода из строя коробок передач.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Тяговые возможности АТ-8 позволили создать новую более совершенную машину

Вместе с тем испытания выявили большой запас мощности, что дало основания продолжить paбoты над усовершенствованным вариантом тягача, рассчитанным на работу с прицепными системами массой 1З-14 тонн.

Старший брат

Получив обратную связь (и, по большому счёту, отказ в том, чтобы взять машину на вооружение), заводчане активно взялись за разработку нового тягача с индексом АТ-14, завершив проектные работы в конце лета 1943 года. Индекс снова назначили исходя из массы буксируемой системы. Уже осенью изготовили две машины. На каждой из них увеличили прочность рамы и полуосей, поломки коробок передач исключили, снабдив трансмиссию демультипликаторами от полноприводного грузовика Studebaker US6, которые заодно расширили и силовой диапазон трансмиссии. Для упрощения управления ленточные трансмиссионные тормоза стали одновременно действовать на оба борта. Теперь они не нуждались в раздельном управлении для облегчения поворота. Благодаря увеличению разности скоростей вращения коленвалов двигателей минимальный радиус поворота (по внутренней стороне гусеницы) снизили до 6,3 м.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Главным отличием тягача АТ-14 стал удлиненный гусеничный движитель

Для улучшения ходовых качеств каждый гусеничный движитель получил пятый опорный каток, а траки – резиновые башмаки. Это привело к увеличению площади опорной поверхности. Благодаря тому что переднюю часть гусеничного обвода сместили ближе к управляемой оси, габаритная длина тягача не увеличилась. Три бензобака общей вместимостью 315 л с раздельной подачей топлива в двигатели перекочевали в переднюю часть кузова, который передвинули вплотную к задней стенке кабины. Крепление тягово-сцепного устройства с задней поперечины рамы перенесли на упругий элемент в виде рессоры, которая во время буксировки прицепов снизила динамические нагрузки особенно при трогании и торможении. Для запасного колеса нашли место на борту грузовой платформы. Грузы и людей от непогоды в кузове могли защитить съемные дуги и тент. Другие составляющие конструкции практически не изменились. После модернизации снаряженная масса машины возросла до 8 тонн.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

На новом тягаче появилось запасное колесо, которое смонтировали на борту кузова

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Компоновка АТ-14 и его габаритные размеры

Осенью 1944 года в Подмосковье завершили государственные испытания АТ-14, которые показали соответствие тягача тактико-техническим требованиям РККА. Машина, как и рассчитывали, могла не только надежно работать с артсистемами массой до 14 тонн, но и при необходимости – до 19-20 тонн. Эти факторы, несмотря на некоторую массивность тягача, не очень высокую надежность ряда элементов и отсутствие лебедки, стали для военспецов решающими. Как итог, Главное управление тыла Красной Армии выразило серьезную заинтересованность в АТ-14 как в транспортере тяжелых артсистем.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

АТ-14 отличался относительной простотой конструкции

Обнадеженные таким исходом дела, на ЗИСе приступили к изготовлению партии из восьми тягачей. Но радость оказалась преждевременной. Ещё в 1943 году по ленд-лизу стали поступать быстроходные гусеничные тракторы HD-7-W и HD-10-W американской фирмы Allis-Chalmers (поставлено свыше 2,5 тыс. единиц). Первая модель могла буксировать артсистемы массой до 8 тонн, вторая – до 14 тонн. Это тоже были сельскохозяйственные машины, но ключевым отличием их от ЗИСовских АТ было наличие двухтактных дизельных дигателей от GM – 3-цилиндрового 3,5-литрового на «семерке» и 4-цилиндрового 4,7-литрового на «десятке». Ещё одним важным плюсом было наличие лебедки с тяговым усилием до 21 тонны – у АТ-8 и АТ-14 её не было.

Для применения в военных условиях оба эти тягача имели дополнительную защиту, но не от пуль и осколков, а от столкновения с препятствиями. Американские тракторы показали себя сравнительно неплохо, хотя среди минусов можно отметить открытую кабину и требовательность к качеству топлива. Средние скорости этих машин составляли от 5 до 10 км/ч, то есть были примерно в 2 раза выше, чем у тракторов «Сталинец». Вместе с тем максимальная скорость буксировки 122 мм пушки образца 1931/37 годов и 152 мм гаубицы-пушки образца 1937 года у АТ-14 достигала 25 км/ч.

Принятию на вооружение ЗИСовских тягачей помешали не только ленд-лизовские поставки. С 1943 года на ЯАЗе начали выпускать гусеничный тягач Я-12, способный транспортировать 8-тонные прицепы. Ярославская машина тоже была дизельной, с тем же самым мотором, что у Allis-Chalmers HD-7-W. Помимо этих трёх машин поставляли ещё с десяток различных моделей американских тягачей от Caterpillar, International и тех же Allis-Chalmers, но все они не получили такого широкого распространенния в артиллерийских частях РККА.

Учитывая этот удачный в целом опыт и тот факт, что война близилась к завершению, вкладываться в производство двухмоторного тягача от ЗИС не стали. До боевого применения АТ-8 и АТ-14 дело так и не дошло.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Американский трактор Allis-Chalmers HD-10-W, который вместе с HD-7-W сыграл в судьбе ЗИСовского тягача роковую роль

На этом, казалось бы, тема двухмоторных машин с бортовым бездифференциальным типом трансмиссии исчерпана. Ан нет. По такой же схеме в 1950-1960 годах на ЗИЛе в СКБ В. А. Грачева создали несколько перспективных автомобилей высокой проходимости, некоторые из которых довольно долго выпускали на Брянском автозаводе. Так что вроде бы тупиковая идея получила свое творческое развитие.

Машина с гусеницами и колесами. Смотреть фото Машина с гусеницами и колесами. Смотреть картинку Машина с гусеницами и колесами. Картинка про Машина с гусеницами и колесами. Фото Машина с гусеницами и колесами

Двухдвигательный ЗИЛ (БАЗ)-135ЛМ с бортовой бездифференциальной трансмиссией до сих пор находится на вооружении российской армии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *