Машина с лебедем на капоте
Предмет гордости: пять фигур на капоте, без которых никак нельзя
В 1990-х, когда из-за распавшихся кордонов вдруг хлынули первые иномарки, автомобильные воры (сиречь, «конокрады») принялись совершенствовать свои приемы угона, да и перечень интересов дворовой шпаны пополнился собирательством диковинных значков. Откручивать пластмассовые логотипы с радиаторных решеток иностранных машин, а то и вовсе срывать их с капотов, было минутным делом, и очень скоро бляшкам VW, Opel, Ford и Renault уже никто не удивлялся. Зато фирменный знак Mercedes-Benz высоко ценился в любой компании: он был красив, да к тому же отлит из металла и хромирован – ребята носили его на цепочке, как почетный трофей, ведь бдительные хозяева редких тогда «Меринов» легко могли отвертеть за него голову. В буквальном смысле.
Н о даже совершенные формы этой трехлучевой звезды меркнут с теми фигурами, что устанавливались на капоты авто в середине прошлого века. Нам, постсоветским детям 1990-х, и здесь достались огрызки западной культуры. Наверное, это к лучшему – ведь обладание шикарно детализированной фигуркой на носу Cadillac или Buick могло запросто обречь на смертоубийство. Может быть, не одно. Зато теперь можно обозреть чопорную эпоху автомобильного арт-деко без какого-либо вреда для здоровья. Ну разве что у автора этих строк начнется приступ обильного слюноотделения…
Святой Христофор, небеса и заливная пробка
На самом деле, привычка украшать личный транспорт различными изваяниями исходит не из прихоти, а чувства более глубокого – страха. На кого, к примеру, надеялись отважные моряки-первооткрыватели, уходя «за край земли»? Друг на друга, ясное дело. А еще на бога, заместителем которого в морских путешествиях считался Святой Христофор. Его-то профиль и высекали плотники на носах первых кораблей дальнего плавания – в великой надежде, что «божество» укажет морякам путь домой. Даже когда океаны стали более-менее изучены и расчерчены маршрутами, мореплаватели все так же оставались самой суеверной публикой в мире. Утверждать на носу нового судна резную фигуру стало традицией. Во времена Ост-Индской кампании деревянные святые сменились на изваяния обнаженных девиц или гордых животных, а пираты могли прихвастнуть изображением жутких чудовищ.
Самолет мсье Гинемера и первые проспекты седанета Hispano-Suiza, выпущенные в его честь
На заре ХХ века, когда загадки этого мира стали таять, как воск с горящей свечи, деревянные шхуны и галеоны исчезли, как класс. На их место пришли цельнометаллические корабли. Этим фигуры на носу оказались без надобности – у них были свои знаки отличия. Однако пофанфаронить эффектным рисунком не брезговали летчики Первой мировой, они же аэронавты нового времени. Малюя на холщовых бортах своих бипланов звезды, пиковые тузы и прочее, они могли издалека объявить о своем появлении врагу. Необстрелянных курсантов это заставляло ретироваться, преумножая славу знаменитых асов. Оная, кстати, сыграла дурную службу капитану французской эскадрильи Жоржу Гинемеру, который хоть и имел на своем счету 53 сбитых самолета, а на мушку какому-то необстрелянному пройдохе попался, и был таков…
Являясь истовым эльзасцем, Гинемер даже в небе носил символ своей родины – расправившего крылья аиста. Вскоре этот рисунок, по примеру своего капитана, переняла вся эскадрилья, отчего их стали называть «Аисты». А швейцарский промышленник Марк Биркигт, основатель фирмы Hispano-Suiza, производил моторы для их самолетов SPAD. Эти алюминиевые V-образные 12-цилиндровые агрегаты мощностью до 235 л. с. стояли на большей части истребителей Антанты (около 50 тысяч), и после подписания мирного договора их излишки просто некуда было девать. Тогда герр Биркигт решил приспособить их для новых автомобилей марки Hispano-Suiza, что в свое время восхищали самого короля Испании Альфонсо XIII. Для возрождения бренда это было как нельзя кстати – его фаэтоны успешно конкурировали с Rolls-Royce, похвастаться чем мог не каждый производитель. Вот только Марк внес в их облик особый стилистический штрих, заказав у скульптора никелированную статуэтку летящего аиста, что венчала собой пробку на баке радиатора – в память о храбром капитане Гинемере, с которым ему удалось подружиться. Такими авто Hispano-Suiza выпускались до самого конца (1935 г.).
Если пример Hispano-Suiza 1919-го года – не точка отсчета в применении фигурок на носу машины автопромышленниками, то уж точно одно из самых знаковых событий в этом вопросе. Да и потом, знает ли автомобильный мир более трогательную эпитафию, чем парящий над радиатором аист?
Лебединая песня
Хотел того Марк Биркигт, или нет, но фирма Hispano-Suiza, открыв филиал во Франции, стала своеобразным законодателем автомобильной моды. Многие равнялись на «французские Роллс-Ройсы», исключительные по дизайну, исполнению, ходовым качествам, и, конечно, цене. Более того, оснащать автомобиль «голой» крышкой радиатора считалось моветоном, и производители принялись креативить, кто во что горазд. С практической стороны это было даже удобно: кипящий мотор гораздо легче было охладить, вращая рельефную фигурку, что венчала собой длинный нос кузова-торпедо, чем плоскую крышку. В обиходе даже название для них появилось особое – «маскоты» (фр. «mascotte»), означавшее оберег, который приносил удачу.
Паккард.История легенды
Автомобиль Паккард не только символизировал успех и роскошь, он олицетворяли мечту. В отличие от других серийных автомобилей начала и середины 20-го века автомобили Паккард выпускали не просто как автомобиль, а как уникальное творение для эксклюзивного клиента. В своё время этот автомобиль ценился в мире не ниже Роллс Ройса, а в Соединённых Штатах Америки и в Советском Союзе он ассоциировался ещё и с властью.
Видимо поэтому машины Паккард у президентов Соединённых Штатов пользовались огромной популярностью. Уоррен Хардинг на свою инаугурацию прибыл в автомобиле Паккард модели Twin— Six. Франклин Рузвельт так же почтил своим вниманием эту марку, на которой он предпочитал ездить во время своего президентского срока.
Технически грамотные инженеры всегда мечтали ездить быстрее, чем на лошадиных повозках. Такая мечта посетила и талантливого инженера Джеймса Уорда Паккарда, занимавшегося в конце 19-го века разработкой и созданием электроприборов. Он узнал, что в соседнем городе Кливленде некий Александр Уинтон, решил закрыть магазин запчастей б/у, и приступить к выпуску автомобилей. До этого он довольно успешно развивался, как конструктор велосипедов.
По одной из версий, после посещения фирмы «Уинтон», постройка автомобиля стала для мистера Паккарда делом чести. И уже через короткое время в 1899 году из ворот его мастерской вышла первая не большая их партия. С виду это были уже обычные в нашем понимании модели с передним расположением мотора, с наклонённой рулевой колонкой и с пневматическими шинами. Всё это являлось свидетельством того, что мистер Паккард предвидел самые передовые тенденции в автомобилестроении.
Но перед Паккардом встала дилемма, какие автомобили принесут больший успех – дешевые и популярные, или дорогие и эксклюзивные. Компания Паккард взяла курс на производство роскошных экипажей, выпуская, однако и не дорогие машины. Но уже в 1915 году фирма создала первый в мире серийный 12-ти цилиндровый Twin-Six. Говорят, что эта конструкция произвела эффект даже на молодого Энцо Феррари.
Несмотря на всё возраставшую популярность, Паккард оставляет автомобильный бизнес и продолжает заниматься электрооборудование, а его компания уже во главе Генри Джоя взяла курс на выпуск дорогих автомобилей, которые, в конце концов, уверенно заняли свои позиции на рынке.
Ретро автомобиль Паккард в основном оснащался заказными кузовами. Одной весьма характерной моделью кузова, использовавшихся на Паккардах, была модель «Виктория». Это название произошло от любимого экипажа Английской королевы Виктории. Из Англии же на автомобили фирмы Паккард перекочевали всеми любимые в те времена маскоты, родоначальником которых можно считать истинного британца — автомобиль Роллс Ройс.
Символ фирмы Паккард в виде лебедя появился в середине 20-х годов. Для того, чтобы различать серии автомобиля, статуэтку лебедя несколько изменяли, меняя наклон шеи, величину крыльев и т.д. В начале 30-х годов, чтобы отметить малую серию, на капоте стали устанавливать уже не лебедя, а статуэтку летящего Гермеса, однако затем снова вернулись к лебедю и уже придерживались этого маскота.
Развивая производство шикарных авто, в 20-е годы компания Паккард чувствовала себя превосходно. Вдобавок фирма занималась выпуском грузовиков, отличавшихся высокой надежностью, доказанной в годы Первой Мировой Войны.
Как правило, в название модели ретро автомобиля Паккард был намёк на количество цилиндров в его двигателе. Например, символ «eight» в названии означал наличие восьмицилиндрового мотора. Кстати автомобили с такими моторами были самыми популярными.
На тот момент автомобили Паккард приобрели огромную популярность не только в Америке, но и во многих странах Европы. В середине 20-х годов фирма создаёт ряд интереснейших машин, которые потрясают всю Америку. Например, автомобиль Packard Twin— Six, занял почётное первое место по популярности, обогнав Линкольн и Кадиллак.
Фирма Паккард, как и многие другие фирмы, пробовала свои силы и в спорте, выставляя автомобили на престижные гонки на кубок Вандербильда. Для создание гоночного автомобиля был приглашен французский инженер Шарль Смит. На всех соревнования, где принимали участия гоночные автомобили фирмы Паккард, призовые места, как правило, всегда доставались именно этим машинам.
В 30-е годы 20-го века фирма Паккард уже прочно закрепилась на рынке эксклюзивных автомобилей. К тому времени клиентами компании становились персоны самого высокого ранга. Это были и арабские шейхи, и кремлёвские руководители и официальные лица президентской администрации Соединённых Штатов.
Даже Иосиф Виссарионович Сталин предпочитал всем остальным моделям именно Паккард, правда, его автомобиль был изготовлен по спецзаказу, и это была бронированная машина, собранная с применением последних достижений американского автопрома.
Когда встал вопрос о выпуске Советского автомобиля представительского класса ЗИС-110, руководство страны дало указание конструкторам не особенно мудрствовать, а просто скопировать предвоенный Паккард 180, слегка изменив его внешний дизайн. Однако некоторые специалисты утверждают, что ЗИС-110 это абсолютно отечественная разработка, и любое сходство с Паккардом всего лишь случайность.
Во времена Великой Депресси всем авто производителям пришлось очень туго. Дорогие машины совсем перестали покупать, и компания переключилась на выпуск бюджетной модели Паккард 120, на которой были установлены гидравлические тормоза и не зависимая передняя подвеска. Именно эта модель помогла фирме пережить трудные времена, тогда как десятки других компаний разорились и ушли в небытие.
На первый взгляд история фирмы Паккард кажется красивой сказкой. Но это далеко не так. В период тяжелейшего финансового кризиса эта марка сумела удержаться на плаву, потеснив Кадиллак, который тоже был на грани краха, за счёт грамотной стратегии распределения ресурсов. И как только страна вышла из экономического кризиса, Паккард легко перестроился на выпуск премиальных автомобилей.
Однако в послевоенные годы Паккард выбрал неверный путь своего развития, хоть он и казался вполне логичным. Выпуская не дорогие машины для массового сегмента, в том числе и для такси, не большая компания не смогла конкурировать с «Большой тройкой».
В это же время рынок дорогих автомобилей был утерян, и вместо того, чтобы влиться в большой концерн, тонущая фирма объединилась с ещё одной проблемной компанией Студебеккер. Ожидаемого улучшения дел это слияние не принесло, и фирма Паккард в 1959 году полностью прекратила своё существование.
Причиной этому послужило и то, что они чересчур резко сосредоточились на выпуске эксклюзивных моделей, потратив все силы и средства на создание своих шедевров. Крах компании приблизило и строительство нового моторного завода, куда были вложены огромные средства. К тому же Паккард рассчитывал на сделку с «Америкэн Моторс», но она сорвалась.
По иронии судьбы, когда фирма была уже обречена, именно в это время автомобили Паккард блистали своим неповторимым дизайном и были максимально оснащены в техническом плане.
Сейчас наиболее ценные экземпляры Паккарда – это престижные модели 30-ых годов. Отреставрированные машины за рубежом могут стоить от 200 тысяч долларов и выше, а средняя цена топ моделей в России составляет порядка 100 тысяч евро. Согласитесь, не большая цена для чьей-то мечты и для легенды мирового автопрома.
Призраки мирового автопрома. Packard Automobile – любимая машина Сталина
Среди всех многочисленных американских автостроительных компаний, исчезнувших в середине 20-го века, Паккард, пожалуй, самая известная. И популярной её у нас в стране сделал первый генеральный секретарь КПСС Иосиф Сталин. Он очень любил машины этой марки и ездил на них, пока не пересел на отечественные ЗиС-115.
Поэтому, думается, многим будет интересна история этой компании и главное, почему же она всё-таки обанкротилась.
Packard 12 Иосифа Сталина
Содержание:
Основание и первые годы компании
Packard являлся одним из старейших автопроизводителем Соединённых штатов, который начал выпускать автомобили ещё в 19 веке. Первая машина под маркой Паккард была выпущена 6 ноября 1899 года.
Основателем компании стал дипломированный инженер Джеймс Уорд Пэкард.
Самое интересное, что изначально компания имела название Ohio Automobile Company и только в 1902 году получила имя основателя фирмы – Packard Motor Car Company.
Изначально Паккард выбрал для себя нишу престижных автомобилей, в которой он находился вплоть до прекращения своей деятельности.
Первые машины марки продавались в США по цене выше 2000 долларов. Тогда как основная масса компаний продавала свою продукцию по цене до 1000 долларов.
Packard Model F 1903 года
Участие в Первой Мировой Войне
Когда в Европе грянула Великая Война, Паккард, как и многие американские компании, не остался в стороне. Компания выпускала шасси для бронемашин и авиадвигатели. При этом именно Packard прославился созданием знаменитого 12-цилиндрового мотора Liberty L-12, который использовался не только на самолетах, но и на бронетехнике.
Ещё этот силовой агрегат знаменит тем, что лицензия на него была куплена молодой Советской республикой, под маркой М-5 выпускался вплоть до 1933 года. После чего он дал жизнь целой серии авиамоторов, стоявших на Советских самолётах во Вторую Мировую.
Авиамотор Либерти Л-12
Золотая эпоха компании
Как и для подавляющего большинства американских автомобильных фирм, наиболее удачным временем для компании стали 20-е годы. Продажи постоянно шли вверх и компания била один рекорд по прибыли за другим.
Именно в это время Паккард успешно экспортировался за пределы США, и машины пользовались повышенным спросом среди представителей мировой элиты, в том числе и элиты СССР.
Packard Twin Six 1916 года, вероятно подобная машина была у Сталина во время Гражданской войны
Именно в это время Сталин сел на свой второй Паккард – Packard Twin Six. Первой у Сталина была машина этой же модели, но впервые он её попробовал ещё в годы Гражданской войны и, судя по всему, навсегда влюбился в эту американскую марку.
Packard Twin Six выпуска начала 20-х
Модель Packard Twin Six
На этой модели нужно остановиться отдельно. Эта модель вошла в историю тем, что стала первой легковой машиной, оснащённой силовыми агрегатами V12.
Выпускаться она началась ещё в годы Первой Мировой и продолжала производиться на протяжении всех 20-х и начала 30-х годов. В это время машина стала очень популярным объектом для «тюнинга» в многочисленных кузовных ателье, которые процветали в это время.
Packard Twin Six 1932 года с кузовом фаэтон, выполненным компанией Dietrich
30-е годы
Великая депрессия очень тяжело ударила по компании. Однако накопленный за тучные годы жирок был очень разумно использован, что позволило не только остаться компании на плаву, но и упрочить свои позиции. Массовое банкротство мелких производителей автомобилей люкс-класса позволило компании выти на первое место в США по продажам в этом сегменте рынка.
Во многом успех компании был обусловлен не только передовой технической начинкой машин Паккард, но и неординарным и очень красивым внешним видом. Этого удалось добиться благодаря мощному дизайнерскому отделению компании, которое возглавлял выдающийся дизайнер, наш соотечественник Алексей Сахновский (он был родом из Киева и уехал в США от ужасов Гражданской войны).
Именно в эти годы были созданы такие выдающиеся модели компании, как
Packard Eight 1938 года выпуска
Packard Phantom 1934 года выпуска
Модель Twelve (12) достойна того, чтобы на ней остановиться поподробней.
Прежде всего, эта модель пришла на смену легендарной Twin Six и оснащалась 12-цилиндровым V-образным двигателем. Ещё эта модель примечательна тем, что она стала последним Паккардом Сталина.
Его ему в 1935 году подарил президент США Франклин Рузвельт. Кроме того что эта машина была хорошо бронированной, она оснащалась семиместным кузовом.
Именно такой Packard Twelwe был у отца народов
В это же время руководство компании приняло важное решение. Понимая, что продажа люксовых авто не дают нужной прибыли из-за мизерности продаж, было принято решение начать производство более доступных автомобилей.
Модели компании были разделены на «младшие» и «старшие». Старшие были описаны выше, а к «младшим» относились следующие модели:
Несмотря на то, что это решение в краткосрочном периоде времени заметно улучшило финансовое состояние компании, во многом именно оно в будущем сыграло для компании роковую роль. Дело в том, что появление «народных» автомобилей под маркой Паккард девальвировало имидж компании, заметно снизив её престижность.
Вторая Мировая война
В принципе, ко Второй Мировой компания подошла довольно уверенно. А в годы войны ещё больше улучшила своё финансовое состояние. Как и в прошлую войну, Паккард производил моторы для самолётов и торпедных катеров. Конечно, это очень хорошо сказалось на состоянии компании, но как во время Великой депрессии Паккард этим воспользоваться не смог.
Крах компании
Сразу после войны Packard начал производить так называемые «младшие» модели, чем окончательно угробил имидж компании автопроизводителя №1. Тогда главным автомобилем компании стал Паккард 22 серии.
Packard Series 22
Несмотря на техническое совершенство машины, в среднем ценовом сегменте Паккарду пришлось конкурировать с очень крупными производителями, выпускавшими машины многотысячными тиражами, где это достоинство не было решающим. В этом сегменте нужно было наращивать объём производства и менять модели не реже чем раз в 3-4 года. Так как Паккард не имел предприятия, способного на выпуск больших тиражей машин, компания не получала прибыли, которая бы давала возможность к частой смене моделей, и стала безнадёжно отставать от большой американской тройки.
Таким образом, к началу 50-х компания подошла, находясь на грани банкротства и требовались действия по её спасению. Спасать компанию взялся её 51-летний президент Джеймс Нэнс. Его план был следующим: нужно было создать компанию, по мощности не уступающую большой американской тройке. Этого он хотел добиться путём слияния четырёх мелких независимых производителей – Studebaker, Packard, Nash-Kelvinator, Hudson и создать четвёртый большой автомобильный концерн в США.
Как говорится, гладко было на бумаге, но забыли про овраги, а они были глубочайшие. В 1953 году в США грянул первый послевоенный кризис в автомобильной отрасли, и продажи компании скатились на самый низкий уровень со времён Великой Депрессии, а продавали-то совсем не дорогие машины, так что для Паккарда это была практически катастрофа. Одновременно с этим, согласно плану Нэнса, был куплен Студебеккер. На эту сделку были потрачены последние свободные средства компании.
Однако сделка, которая должна была по замыслу улучшить положение компании, её и добила. Актив оказался, что называется, «червивым». Руководство Студебеккера подделало бухгалтерию фирмы, и когда компания перешла под контроль Паккарда, руководство столкнулось с огромными долгами, гасить которые было уже нечем. Packard стремительно скатывался к банкротству.
Последняя попытка реанимации компании была проведена в 1956 году. Тогда появилась новая генерация модели Packard Clipper. Эта машина имела передовую технику и современный внешний вид, и казалось, она способна дать компании глоток свежего воздуха. Но при этом машина имела серьёзные проблемы с надёжностью, что поставило крест на её рыночных перспективах. Это стало последним гвоздём в гроб компании.
Packard Clipper 1956 года выпуска
В 1958 году Паккард прекратил выпуск обычных автомобилей.
Кредиторы забрали у компании всё, кроме имени, однако и это дало возможность просуществовать до 1966 года. До этого времени компания наладила выпуск компактных бюджетных автомобилей, которые не выпускала большая тройка. Однако когда американские гиганты обратили внимание на этот сектор рынка, песенка Паккарда была окончательно спета.
Машина с лебедем на капоте
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Елена Прозорова
March 2017
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Известный всем автомобильный завод «Москвич» в разные годы своей истории имел несколько наименований: КИМ, АЗЛК, ЗМА, МЗМА. В период с1945 года по 1968 год завод носил название Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА). Эмблема завода в виде аббревиатуры на фоне кремлевской стены и Спасской башни сменила предыдущую в 1947 году и перекочевала на капоты автомобилей того времени. Это был наиболее успешный период деятельности завода, когда модельный ряд обновлялся каждые несколько лет.
Накапотная фигура итальянского автомобиля Isotta-Fraschini 8А, устанавливаемая на модели, выпускаемой в конце двадцатых годах прошлого века.
Накапотная фигурка на автомобиле Бьюик. Или не Бьюик? Я сейчас понимаю, что совершила ошибку, фотографируя фигурки отдельно от самих машин. Теперь сложно установить принадлежность той или иной статуэтки конкретной модели. Тем более, что, как оказалось, зачастую они у разных марок очень похожи. Особенно девушки в разных вариациях.
Lincoln Motor Company была основана в 1917 году в Детройте Генри Лиландом, который ранее основал Cadillac, для производства авиационных двигателей. Компания была названа в честь Авраама Линкольна, 16 президента США, за которого Лиланд голосовал на первых для себя выборах. Модель 1936 года Lincoln Zephyr имеет накапотную фигурку в виде самолетика. Может быть, дань истокам?
Вот эту фигурку я так и не смогла идентифицировать по принадлежности, к сожалению.
Интересно, что первые автомобили, которые выпускались под маркой братьев Додж, украшал своеобразный логотип: размещенная в центре земного шара звезда Давида. Братья были евреями, а потому уважительно относились к традициям своего народа. По поводу появления самой известной эмблемы Dodge, логотипа в виде головы барана (или архара), существуют две версии. Согласно первой, эмблема бараньей головы была взята с фамильного герба братьев Додж. Согласно второй, логотип повторяет форму выхлопной трубы автомобиля Dodge, похожую на витые рога барана.
Компания «Bentley Motors», созданная Уолтером Оуэн Бентли, открылась в Криклвуде на севере Лондона в 1919 году. Накапотный значок представляет собой логотип марки: окрыленная буква B. Интересный факт: накапотная буква «В» с изящными крыльями выступает над поверхностью передней части автомобилей Bentley достаточно высоко, что увеличивает ее травмоопасность. Именно поэтому инженеры завода придумали специальный механизм, в обязанности которого входит втягивание шильдика с эмблемой в нишу при дорожно-транспортных происшествиях и попытке оторвать его от авто. На сегодняшний день наличие такого механизма в случае установки накапотного символа, способного травмировать кого-либо при аварии, является обязательным. Именно из-за неполадок в данном механизме, который был подвержен коррозии, автомобили Bentley трех моделей – Arnage, Azure и Brooklands, выпущенные в течение 2007, 2008 и 2009 годов, – были отозваны для бесплатной починки.