Машина с решетками на капоте
Предмет гордости: пять фигур на капоте, без которых никак нельзя
В 1990-х, когда из-за распавшихся кордонов вдруг хлынули первые иномарки, автомобильные воры (сиречь, «конокрады») принялись совершенствовать свои приемы угона, да и перечень интересов дворовой шпаны пополнился собирательством диковинных значков. Откручивать пластмассовые логотипы с радиаторных решеток иностранных машин, а то и вовсе срывать их с капотов, было минутным делом, и очень скоро бляшкам VW, Opel, Ford и Renault уже никто не удивлялся. Зато фирменный знак Mercedes-Benz высоко ценился в любой компании: он был красив, да к тому же отлит из металла и хромирован – ребята носили его на цепочке, как почетный трофей, ведь бдительные хозяева редких тогда «Меринов» легко могли отвертеть за него голову. В буквальном смысле.
Н о даже совершенные формы этой трехлучевой звезды меркнут с теми фигурами, что устанавливались на капоты авто в середине прошлого века. Нам, постсоветским детям 1990-х, и здесь достались огрызки западной культуры. Наверное, это к лучшему – ведь обладание шикарно детализированной фигуркой на носу Cadillac или Buick могло запросто обречь на смертоубийство. Может быть, не одно. Зато теперь можно обозреть чопорную эпоху автомобильного арт-деко без какого-либо вреда для здоровья. Ну разве что у автора этих строк начнется приступ обильного слюноотделения…
Святой Христофор, небеса и заливная пробка
На самом деле, привычка украшать личный транспорт различными изваяниями исходит не из прихоти, а чувства более глубокого – страха. На кого, к примеру, надеялись отважные моряки-первооткрыватели, уходя «за край земли»? Друг на друга, ясное дело. А еще на бога, заместителем которого в морских путешествиях считался Святой Христофор. Его-то профиль и высекали плотники на носах первых кораблей дальнего плавания – в великой надежде, что «божество» укажет морякам путь домой. Даже когда океаны стали более-менее изучены и расчерчены маршрутами, мореплаватели все так же оставались самой суеверной публикой в мире. Утверждать на носу нового судна резную фигуру стало традицией. Во времена Ост-Индской кампании деревянные святые сменились на изваяния обнаженных девиц или гордых животных, а пираты могли прихвастнуть изображением жутких чудовищ.
Самолет мсье Гинемера и первые проспекты седанета Hispano-Suiza, выпущенные в его честь
На заре ХХ века, когда загадки этого мира стали таять, как воск с горящей свечи, деревянные шхуны и галеоны исчезли, как класс. На их место пришли цельнометаллические корабли. Этим фигуры на носу оказались без надобности – у них были свои знаки отличия. Однако пофанфаронить эффектным рисунком не брезговали летчики Первой мировой, они же аэронавты нового времени. Малюя на холщовых бортах своих бипланов звезды, пиковые тузы и прочее, они могли издалека объявить о своем появлении врагу. Необстрелянных курсантов это заставляло ретироваться, преумножая славу знаменитых асов. Оная, кстати, сыграла дурную службу капитану французской эскадрильи Жоржу Гинемеру, который хоть и имел на своем счету 53 сбитых самолета, а на мушку какому-то необстрелянному пройдохе попался, и был таков…
Являясь истовым эльзасцем, Гинемер даже в небе носил символ своей родины – расправившего крылья аиста. Вскоре этот рисунок, по примеру своего капитана, переняла вся эскадрилья, отчего их стали называть «Аисты». А швейцарский промышленник Марк Биркигт, основатель фирмы Hispano-Suiza, производил моторы для их самолетов SPAD. Эти алюминиевые V-образные 12-цилиндровые агрегаты мощностью до 235 л. с. стояли на большей части истребителей Антанты (около 50 тысяч), и после подписания мирного договора их излишки просто некуда было девать. Тогда герр Биркигт решил приспособить их для новых автомобилей марки Hispano-Suiza, что в свое время восхищали самого короля Испании Альфонсо XIII. Для возрождения бренда это было как нельзя кстати – его фаэтоны успешно конкурировали с Rolls-Royce, похвастаться чем мог не каждый производитель. Вот только Марк внес в их облик особый стилистический штрих, заказав у скульптора никелированную статуэтку летящего аиста, что венчала собой пробку на баке радиатора – в память о храбром капитане Гинемере, с которым ему удалось подружиться. Такими авто Hispano-Suiza выпускались до самого конца (1935 г.).
Если пример Hispano-Suiza 1919-го года – не точка отсчета в применении фигурок на носу машины автопромышленниками, то уж точно одно из самых знаковых событий в этом вопросе. Да и потом, знает ли автомобильный мир более трогательную эпитафию, чем парящий над радиатором аист?
Лебединая песня
Хотел того Марк Биркигт, или нет, но фирма Hispano-Suiza, открыв филиал во Франции, стала своеобразным законодателем автомобильной моды. Многие равнялись на «французские Роллс-Ройсы», исключительные по дизайну, исполнению, ходовым качествам, и, конечно, цене. Более того, оснащать автомобиль «голой» крышкой радиатора считалось моветоном, и производители принялись креативить, кто во что горазд. С практической стороны это было даже удобно: кипящий мотор гораздо легче было охладить, вращая рельефную фигурку, что венчала собой длинный нос кузова-торпедо, чем плоскую крышку. В обиходе даже название для них появилось особое – «маскоты» (фр. «mascotte»), означавшее оберег, который приносил удачу.
10 современных автомобилей с самыми большими решетками радиатора
Некоторые детали внешнего вида машин обусловлены их техническими особенностями. Иногда необходимые элементы по непонятным причинам искусственно делают ещё больше.
BMW X7
Зарубежные и отечественные автоблогеры уже в открытую высмеивают огромные «ноздри» новых BMW. В частности, речь идет о кузове с маркировкой G07.
Примечательно, что дополнительного охлаждения радиатору декоративный элемент не приносит. Палитра предлагаемых двигателей премиального кроссовера не содержит новых агрегатов, что в очередной раз ставит под вопрос спорное дизайнерское решение.
Audi A8
Разработчики флагманского седана, который в народе называют «Авоська», очевидно, подглядели «изюминку» у другой немецкой компании. Решетка радиатора серии с каждым разом становится все больше.
Справедливости ради стоит отметить интересную боковую полосу штамповки кузова, которую Audi называют «линией торнадо». Она частично отвлекает внимание от непомерного «гриля».
VW Touareg
Концерн, входящий в состав VAG-группы, также решил поддержать модное течение касательно габаритов решетки. Начиная с первого поколения внедорожника Volkswagen продолжает наращивать размеры этой детали экстерьера.
Удивительно, но даже раллийная версия Touareg имеет более скромную лицевую часть, нежели серийные модификации.
Lexus LC
Идею с Западной Европы быстро подхватили коллеги из Японии. Им настолько понравилась задумка большой решетки, что они даже немного перестарались.
Справедливости ради стоит заметить, что в случае с LC конструктивная особенность частично носит практическую пользу — огромная сетка облегчает доступ воздуха к системе охлаждения битурбированного двигателя с компоновкой V8 и объёмом 4 литра.
Lexus LM
Минивэн по сравнению со спорткаром еще больше поражает дизайнерскими решениями. Построенный на базе Toyota Alphard микроавтобус однозначно выделяется на фоне потока других машин.
Вместе с тем внимания заслуживают задние фонари, которые буквально «обнимают» стекла и дополнительная пара клыков на переднем бампере. Японцы знают, как удивить потребителей.
Cadillac Escalade
Типичный представитель американской роскоши тоже полюбил большие решетки радиаторов. Совсем скоро производитель покажет новую генерацию полноразмерного внедорожника. К сожалению, достоверных фото пока не представлено, но инсайдеры уже выделяют неординарную лицевую часть автомобиля.
GMC Yukon XL
Визуальный эффект и без того внушительного «гриля» усиливается за счет необычной структуры элемента декора.
Примечательно, что модель Yukon выпускается на территории Соединенных Штатов с 1935 года. Текущая генерация может похвастаться 6,2-литровым двигателем EcoTec3, который трудится в паре с шестиступенчатой автоматической коробкой передач.
Bentley Flying Spur
Решетка радиатора представительского Flying Spur не заканчивается там, где привыкли это видеть автолюбители. Технический элемент продолжает распространяться даже на область переднего бампера.
Rolls-Royce Phantom
Жемчужина британского автомобилестроения также решила уйти от традиций в пользу модернового внешнего вида. В последнем поколении флагманского седана заметным изменениям подверглось лишь головное освещение, а также декоративная решетка.
Aurus Senat
Тенденция исполинских «грилей» добралась и до отечественного консервативного автопрома. Скорее всего, за основу модели российские инженеры взяли культовый Phantom от RR. Но с решеткой радиатора специалисты явно перестарались.
Интересно, какая деталь экстерьера станет следующим трендом в мире автомобильного дизайна.
Популярно про автодизайн
Дизайн автомобилей тесно связан с вопросами компоновки, расположения узлов и агрегатов, особенностей кузова и конструкции.
Можно разбирать каждый аспект, историю, особенности современного стиля…
Но речь сейчас не о том.
Моей целью является очерчивание границ того, что принято называть «дизайн», а также понятий «плохой» и «хороший дизайн».
Сразу оговорюсь: я не говорю о красоте. Тут свои понятия у каждого. Но есть некоторые нюансы, которые не зависят от субъективного восприятия.
Общие обводы
Это, скажем так, абрис автомобиля в целом. Для 50-х были характерны округлые линии, для 60-х – прямоугольные, для 70-х были характерны горизонтальные линии, со слегка зализанной для обтекаемости верхней частью, 80-е отличились пирамидальной формой, 90-е – закруглением деталей кузова, 2000-е – «геометрическим дизайном», зализанными округлыми формами, вроде растёкшейся капли…
Это если в общем, не вдаваясь в нюансы и детали.
Обводы корпуса составляются из линии капота, линии лобового, крыши и заднего скоса автомобиля. Общие обводы дополняются линией дверей и стёкол, выштамповками на корпусе, а также общей геометрией фар, расположением ручек и т.п.
Конструктивные решения
Необходимые элементы автомобиля, такие как решётка радиатора, колёсные арки, боковые зеркала, воздухозаборники или вентилляционные отверстия, конкретный тип дверных ручек, расположение светотехники и т.п.
Кроме того, сюда же можно отнести всякие оригинальности вроде типа кузова, компоновки автомобиля и прочих особенностей конструкции, влияющих на внешний вид.
Имеет смысл обращать на конструктивные особенности, только если они какие-то неординарные, то есть речь идёт не о переднемоторной компоновке, несущем кузове для корпусов седан, хэтчбэк (лифтбек сюда же), купе, универсал, а также кроссоверов, или раме для джипов и пикапов. Соответственно, всякие излюбоны вроде средне- и заднемоторной компоновки, а также корпуса кабриолет, родстер, тарга и прочее – само по себе уже является оригинальным конструктивным решением, а значит, ведёт к необычности дизайна.
Маркетинговые ходы вроде называния седана четырёхдверным купе (БМВ, «Фольксваген», привет!) а хэтчбэка седаном («Шкода», здравствуй!) или фастбэком («Ауди», хай!) к дизайну отношения не имеют.
Элементы дизайна
Элементы дизайна – это всякие мелкие детали, которых, условно говоря, могло бы и не быть. Скажем, форма отражателей фар может быть просто круглой, но почти все автопроизводители обыгрывают данный элемент в каком-то стиле. Строго говоря, отсутствие стиля – это тоже стиль, отсутствие дизайна – тоже дизайнерское решение.
Сюда относится то, как обыграна светотехника, решётка радиатора, «жабры» воздухозаборников и вентиляции, выштамповки на корпусе (те, что не относятся к обводам и не повторяют общий абрис автомобиля), то, как обыгран значок марки и прочее в том же духе.
Обычно именно этот момент и является признаком качества дизайна, да и вообще его наличия. Когда говорят, что у японских автомобилей до 10-х годов не было дизайна – речь как раз об отсутствии мелких деталей, характерных для европейских автомобилей.
Материалы/цвет
Речь здесь пойдёт не столько о самом факте использования разных материалов, сколько об их цветовом решении: хром или некрашеный пластик, глянцевый лак или матовая обработка. Конечно, речь в первую очередь о стоковом исполнении, заводских решениях по оформлению автомобиля. Сюда идут всяческие накладки, покраска каких-то деталей в цвет кузова или, наоборот, оставление их без покраски и т.п.
Сюда же идёт разноцветная покраска, если она является стандартом для какого-то исполнения конкретной модели (скажем, двуцветный капот у «Роллс-Ройса»).
Ну, думаю, про правило трёх цветов все знают и без меня. Тем не менее, поясню, чтобы не было непоняток: в дизайне (одежды, помещений, автомобилей), нормальным является использование 2-3 основных цветов (используемые в пределах мелких элементов, например, значков или рисунка ткани, цвета не в счёт). Более – это уже пестрота, адекватная для арлекинов, цыган и прочих участников карнавала, но никак не для повседневной жизни и нормального, взвешенного внешнего вида.
Поддержка
Основное понятие, определяющее качество дизайна автомобиля – поддержка. Каждое дизайнерское решение должно иметь поддержку, то есть перекликаться с каким-то другим решением, причём эта поддержка должна присутствовать как в рамках конкретно взятой проекции автомобиля (лобовой, задней, боковой), так и относительно других проекций. То есть, по идее, не должно быть так, чтобы морда была сделана из рубленых линий с обилием хрома, а багажник при этом округлый и без хромированных деталей.
Сложность
Собственно, это и есть мерило наличия дизайна, если говорить упрощённо. Чем сложнее дизайн, тем больше в него вложено сил и средств. Впрочем, это не значит, что простой дизайн априори менее привлекателен, чем сложный. Лично мне, например, очень нравится фирменный дизайн «Порше», при этом эта марка имеет один из самых простых автомобильных дизайнов (округлые формы, никакой мелкой детализации, выштамповок на корпусе, вычурных элементов и т.п.).
Простыми формами являются четырёхугольники (квадраты, прямоугольники) и окружности. Чем больше изгибов, углов и прочего в каждом элементе или в дизайне в общем — тем дизайн сложнее.
Понятие простоты и сложности может быть применимо как к дизайну автомобиля в целом, так и к отдельным его элементам. Скажем, дизайн «Рено» «Дастер» – простой, дизайн фонарей был простым (прямоугольники, окружности, ничего сложного):
После рестайлинга дизайн фонарей был усложнён (ломаная габаритка, псевдосимметрично делящая фонарь, разной формы поворотник, стоп и задний ход):
Агрессивность
Этот нюанс дизайна автомобиля не относится к объективным характеристикам качества (кому-то нравится агрессия, кому-то – нет), но имеет отношение к стилю в целом, и потому, думаю, имеет смысл сказать пару слов о нём.
Агрессивный дизайн – это резкий, рубленый, с протяжёнными элементами дизайна, острыми углами, узкой светотехникой и ярко выраженной решёткой радиатора. Наиболее часто агрессивность автомобильного дизайна определяется по фарам, и здесь есть небольшой нюанс: верхняя часть фар должна быть менее протяжённой, чем нижняя. Проще говоря, если взять круглые фары и срезать верхнюю часть прямой линией, это сразу добавляет немного агрессии.
С другой стороны, если срез идёт сверху, но плоская часть направлена в стороны, а не к центральной оси автомобиля, это придаёт фарам печальный вид, что точно не может ассоциироваться с агрессией.
Если же срез снизу, то дизайн приобретает легкомысленный вид, совершенно не ассоциирующийся с агрессией.
Обычно для акцентирования агрессии используется смещение основной части фонаря к центру. То есть внешняя часть фонаря обычно ýже, чем внутренняя.
Впрочем, основой агрессивного стиля всё же является более ровный срез верхней части фонаря.
Стиль
Не думаю, что для кого-то будет новостью или откровением, требующим доказательства утверждение, что дизайн автомобиля должен быть гармоничным. Отдельные элементы дизайна должны иметь поддержку и быть в чём-то похожими друг на друга, общие обводы корпуса согласовываться с линиями выштамповок на корпусе и расположением деталей, конструктивные решения должны быть каким-то образом «обыграны», чтобы укладываться в общую картину.
Это всё составляет стиль.
Стильный автомобиль – это такой, который имеет значительное количество элементов дизайна, связанных в некую единую концепцию.
«Стильный» – не значит «красивый», и уж тем более, он не обязан нравиться всем. Скажем, «Fiat Multipla» – вполне стильный, но тем не менее чудовищно страшный автомобиль.
Впрочем, я не о «Фиате» хотел бы поговорить.
Написать весь вышеуказанный текст меня подвигли два момента.
1) Парадоксальное убеждение, что «Шевроле» «Авео» имеет плохой дизайн, а вот «Круз», особенно седан – это дааа! О нём я ниже и поговорю, потому что «Круз» является прекраснейшим примером убогого дизайна.
2) Куда менее спорное и парадоксальное заявление, что в японском автопроме нет дизайна, а вот в европейском (например, немецкие машины) – да-а-а! Парадокс, который явился последней каплей, склонившей меня к написанию данной статьи, явилось то, что я услышал это безапелляционное заявление от Евгения Кулешова, который сам имеет «Фольксваген» «Пассат ЦЦ». О чём ниже.
Итак, для начала для сравнения мною были выбран «Круз» и нейтральный (не европейский, не японский) «Хёндэ» и30.
Для начала и эталона рассмотрим корейку.
Общие обводы – плавные, округлые, с заметным сужением передней части. Машина словно приглажена назад и вверх.
В профиль это заметно по форме фар (верхняя часть заметно вытянута назад, тогда как передняя — округлая, заметно более широкая), стёкол (передняя дверь несколько завалена назад, у задних дверей сделан дополнительный треугольник, поднимающий нижнюю часть линии стёкол вверх), «козырьком» над задним стеклом, а также выштамповкой по низу дверей, переходящей в заднюю колёсную арку.
Кстати, обратите внимание на две выштамповки, идущие вдоль всего корпуса: нижнюю, повыше нижнего среза дверей и в продолжение по верхней стороне дверей, между ручками и стеклом.
Спереди общие обводы также приподнятые: все линии идут от центра к краям вверх (линия выштамповок на бампере, форма ПТФ, расширение решётки радиатора снизу вверх, крашенные линии решётки радиатора, расширяющиеся от центра к краям и направленные наверх, форма фар, сужающихся к центру и книзу, выштамповка на капоте, переходящая на бампер, оставляющая совсем узкую линию у решётки радиатора, расширяющуюся к стойкам лобового, т.е. кверху и к бокам).
Сзади ситуация аналогичная, за исключением фар: рисунок бампера опять же поднят от центра к краям, ниша для номерного знака расширяется кверху, форма багажника — расширяется кверху.
Помните, говорил запомнить две линии выштамповок по боку машины? Обратите внимание: на задней части машины также сделано две выштамповки, идущие по центру автомобиля и по нижней стороне багажника.
Ещё прошу обратить внимание на такой момент: хотя в машине используются достаточно острые углы (в основном, в фарах), они все закруглены.
В общем, стиль машины однородный, целостный, каждый элемент имеет поддержку, используется 3 основных цвета.
Теперь опишем «Круз».
В профиль общие обводы автомобиля – округлые, неагрессивные, линия стёкол – так вообще полукруг, отсылающий нас к таким милашкам, как «Фольксваген» «Жук» и «Ниссан» «Микра». Фары имеют явно выраженный острый угол в верхней части, снизу линия прямая, остальные — вогнутые. Задние фонари имеют заметно закруглённый угол, переходящий в плавную выштамповку выше дверных ручек. Форма корпуса, не считая линии салона — расширяется к задней части, тогда как салон — ровный полукруг, без заметного акцента к задней части.
Если смотреть переднюю часть автомобиля, она явно сделана с намёком на агрессию: рубленные формы фар, вытянутые кверху и в стороны, «горбинка» на капоте и по центру бампера, явный акцент на уровне номерного знакая (сужение всех элементов к этой точке, особенно видно на воздуховодах и форме решётки радиатора). Линия капота имеет разрыв, акцентирующий внимание на центральной линии между фарами, равной толщины, на которой расположен золотистый шильдик. Радиаторная решётка обведена тонкой хромовой линией. Форма лобового и вообще салона во фронтальной проекции — явная трапеция.
Сзади первое, что лично мне бросается в глаза — скопипащенные у «Хонды» «Сивик» фонари.
Но будем непредвзяты, опишем дизайн поэтапно и без каких-либо аналогий.
Фонари имеют явную неагрессивную форму с прямыми или выгнутыми линиями и закруглёнными тупыми углами. Массивный прямоугольный с закруглёнными краями бампер, характеризующийся параллельными линиями, словно подводит багажник выступом, приподнимающимся к краям. Над номерным знаком – широкая хромированная планка, выше которой – золотистый шильдик.
Итого получается, что машина состоит из трёх концепций, не имеющих друг с другом никакой связи.
Профиль представляет нам простую, неагрессивную машинку, безо всякого намёка на агрессию и сложный стиль.
Лобовая проекция имеет ярко выраженную «американскую» направленность: характерное для «Шеви» разделение решётки радиатора, массивный значок марки, тонкие хромовые окантовки, горбинка капота, причём эти элементы не имеют поддержки на других проекциях.
Задняя часть автомобиля и вовсе напоминает копипасту «Хонды», при этом имеет прямоугольные массивные, слегка закруглённые общие обводы, широкую хромированную планку (не имеющую никакой поддержки), золотой шильдик среднего размера.
Проще говоря, «Хёндэ» ай30 может кому-то нравиться или не нравиться, но имеет цельный, законченный, взвешенный дизайн с поддержкой каждого элемента, продуманным использованием линий, форм, цветов и материалов.
«Шевроле» «Круз» является примером отсутствия дизайна, или же некачественного дизайна, так как его дизайн не является цельным, многие дизайнерские решения не имеют поддержки, отдельные проекции машины выполнены в разном стиле, и потому общего стиля автомобиль просто не имеет. Опять же, он может нравиться (если у Вас нет вкуса, конечно), и может не нравиться — сейчас не о том речь.
Теперь вспомним про японцев и немцев.
И тут возникает интересный нюанс. Если мы говорим о «Фольксвагене», то у него очень бедный и скучный дизайн, отдельные решения применяются на многих машинах, причём даже под другими марками («Ауди», «Шкода»), отдельные автомобили внешне трудноотличимы друг от друга.
Впрочем, нельзя их упрекнуть в плохом дизайне — просто такая корпоративная политика, что у них Das Auto, а не художественный шедевр из галереи современного искусства. С другой стороны, есть шикарные с точки зрения разнообразия «Мерседесы» и очень стильные БМВ.
И в Японии фигня такая же: если говорить о «Ниссане» и «Тоёте», то да, дизайн там и правда весьма условный. «Теана» и «Камри» – это вообще концепция «прощай, молодость». Но ведь есть ещё крайне агрессивная в плане дизайна «Хонда» и тем более её премиальная версия «Акура», есть оригинальные «Мицубиси», да есть просто вычурный «Лексус», наконец, который — та же «Тоёта» по сути, но не по форме. И тут оказывается, что в Европе столь смелых и разнообразных по дизайну машин практически нет в среднем сегменте («Ламборгини» не в счёт).
В общем, к чему это я. Утверждение об отсутствии у японского автопрома в целом дизайна было верно для 80-90-х годов, но сейчас, с развитием «Акуры» и «Лексуса» говорить об этом не приходится. То, что «Тоёта» всё равно продаёт убогие мыльницы компенсируется попытками хоть как-то сделать их поинтересней: новая «Камри» хотя бы пыталась, у новой «Короллы» действительно заметный дизайн, новый «Ленд Крузер», наконец, отказался от фонарей в стиле «деревенская дискотека 80-х».
Верно и обратное: законодатель мод в автодизайне 90-х годов, «Фольксваген», сейчас остаётся законодателем, но пошёл по пути упрощения, и потому стиль, яркость, сложность и оригинальность практически полностью ушли из европейских авто.
Новый «Ситроэн» Ц4 – это тот же «Фольксваген» «Джетта», который, в свою очередь, суть упрощение «Ауди» А4.
Мне видится, что эти нюансы нужно понимать.
PS: разумеется, данное мыслеизлияние является просто размышлением на тему, я не лез в тонкости профессионального дизайна, терминологически был неточен в некоторых вопросах, но моей целью не являлся академический курс дизайна, это, можно сказать, пятиминутный ликбез для всех желающих, с конкретным примером.