Машина со сменными кузовами
Автомобили со сменными кузовами: российский рынок
Несмотря на то, что за сотню без малого лет было запатентовано около трех десятков различных систем сменных кузовов, жизнеспособными оказались только две. Они достаточно просты в изготовлении и эксплуатации, их стоимость не равна цене второго грузовика, а процесс погрузки-разгрузки не требует от водителя акробатических навыков и дополнительного технического образования.
Мультилифт
Первая система известна у нас как мультилифт, а у немцев называется Abrollkipper (скатывающий самосвал). В СССР такие машины появились накануне Олимпиады в 1980 г. КАМАЗы с погрузчиками финской компании Multilift долгое время были единственными представителями семейства «сменнокузовных» в советской стране, и все автомобили этого типа с тех пор у нас зовут мультилифтами. Имя собственное стало именем нарицательным, как «ксерокс» для копировального аппарата или «тонар» для передвижной торговой точки. Сама компания Multilift в 1977 г. вошла в состав концерна Partek и в наши дни представлена на российском рынке серией погрузчиков HIAB Multilift.
Сегодня на рынке можно встретить мультилифты двух типов: тросовые и крюковые (цепные и рамные давно стали историей). И те и другие могут разгружаться как классические самосвалы: подвижная рама погрузочного устройства поднимается двумя гидроцилиндрам, и все, что есть в кузове, высыпается назад. А вот на автомобиль и с автомобиля кузов у них переставляется по-разному.
У тросовых мультилифтов кузов на раму погрузочного устройства затягивается лебедкой и двумя тросами. Тросовый погрузчик легче и дешевле крюкового, но в процессе эксплуатации создает ряд дополнительных проблем. Для установки-съема кузова водитель обязательно должен покинуть кабину и вручную зацепить или отцепить тросы. В процессе установки кузова трос может захлестнуть или оборваться и травмировать водителя. И наконец, автомобиль с тросовым мультилифтом менее устойчив на дороге – кузов фиксируется на раме в одной плоскости подрамника днища и на больших скоростях может ощутимо раскачивать машину. В то же время только на тросовом мультилифте возможна самосвальная разгрузка с подъемом кузова на полтора-два метра выше опорной плоскости автомобиля. Такую опцию для перегрузочных мусоровозов предлагает питерский «Механический завод «СпецТранс». За последнее время тросовые мультилифты сильно сдали свои позиции, уступив место крюковым. В общем объеме производства на их долю приходится от 10 до 15%.
Самым распространенным сегодня типом мультилифта является крюковой. Все приводы у него гидравлические, а для погрузки кузова на машину водителю нет необходимости выходить из кабины. Захват кузова осуществляется Г-образной балкой с крюком на конце за скобу, укрепленную в верхней части передней стенки кузова. В транспортном положении крюк работает как дополнительная точка крепления кузова. Такая схема фиксации кузова в двух плоскостях более надежна, благодаря чему транспортная скорость крюковых мультилифтов выше, чем тросовых: 60 км/ч против 40. Еще одно преимущество крюковых мультилифтов – возможность погрузки кузова, стоящего под небольшим углом к продольной оси машины. За счет снижения времени на маневрирование для точной установки автомобиля, управления всеми операциями из кабины и отсутствия операций по закреплению тросов общее время погрузки кузова у крюкового мультилифта по сравнению с тросовым в два–два с половиной раза меньше, а сам процесс надвигания занимает одну минуту вместо трех.
Портальные погрузчики
Вторую категорию автомобилей со сменными кузовами составляют погрузчики портального типа. В Германии их называют Absetzkipper, или «переставляющий самосвал». Хотя самосвалами в нашем понимании они не являются, гидравлики для опрокидывания кузова у них нет. Кузов у портального погрузчика приподнимается над платформой грузовика и переставляется на землю. Если ширина кузова у мультилифта ограничена только допустимым транспортным габаритом, у «портальника» он намного уˆже за счет находящихся по бокам стрел. Как следствие и сфера применения таких машин весьма ограничена. В основном они работают с открытыми бункерами для сбора крупного бытового и строительного мусора, поэтому в России их часто называют бункеровозами или бункерными мусоровозами.
Стрелы портала бункеровоза могут быть как одинарными, так и двухсекционными. В этом случае бункеровоз может снять с себя кузов на поверхность, расположенную метра на полтора-два выше опорной плоскости грузовика. Или самостоятельно загрузить два-три пустых бункера друг в друга, как матрешку, развезти их по нескольким дворам или точкам стройплощадки и после по мере заполнения таскать по одному к месту выгрузки. Мультилифт, какой бы конструкции он ни был, так не умеет. На одной машине может ехать только один кузов. Вторая секция стрелы может быть либо телескопируемой, либо откидной, с гидравлическим приводом в обоих случаях.
Прицепы
Как и любой грузовик, автомобиль с системой быстрой смены кузовов может работать с прицепом. В Европе встречаются прицепы и полуприцепы, оборудованные собственной системой смены кузовов (в основном крюковым мультилифтом), но в России такая техника пока экзотика.
У нас пока и обычные прицепы к мультилифтам распространены не очень широко, но год от года их количество пусть медленно, но растет. Обычными в прямом смысле такие прицепы, конечно, не являются. Это низкорамные двух- или трехосные конструкции, надрамник которых оборудован роликами и направляющими для установки для перевозки мультилифтового либо портального кузова. Грузовик с мультилифтом сначала надвигает один кузов на свой подъемник, затем переставляет его на прицеп, загружает на себя второй кузов, присоединяет прицеп – и вперед, к месту разгрузки. Там процесс повторяется в обратном порядке. В основном такие автопоезда используют для перевозки мусора со сборных пунктов крупных городов на полигоны захоронения ТБО либо металлолома к перерабатывающим заводам.
Мультилифты-ломовозы очень часто дополнительно оборудуют крано-манипуляторной установкой для облегчения погрузки крупных и тяжелых обломков. Обычные мультилифты-мусоровозы вместо крана-манипулятора могут иметь боковой кантователь для небольших мусорных контейнеров, но такие конструкции тоже можно причислить к разряду экзотики. Вместо них намного эффективней работают обычные мусоровозы с боковой или задней загрузкой.
Кузова
Предлагаемые сегодня на рынке кузова для мультилифтов, как правило, оснащены и фиксаторами для тросов, и скобой для крюка для возможности работы с подъемниками обоих типов. Если говорить о популярности типов кузовов, то первое место занимают различные бункеры для сбора крупногабаритного мусора или металлолома. В основном это открытые сверху короба с распашными дверками в заднем борту, однако встречаются и полностью закрытые конструкции с люками в крыше. Их используют для сбора бытовых отходов вместо обычных маленьких контейнеров там, где дворовая территория позволяет маневрировать мультилифту. Еще одна разновидность кузова-мусоровоза – бункер с компактором. Мусор загружается в люк компактора, уплотняется и сдвигается в заднюю часть кузова.
На втором месте по популярности у заказчиков находятся платформы для перевозки строительной и дорожной техники. Комбинированные дорожные машины (пескоразбрасыватели, цистерны для воды и жидких реагентов) в мультилифтовом исполнении есть, но особого распространения не получили. Коммунальные службы предпочитают им сменные кузова с выдвижными стойками-домкратами, которые при необходимости устанавливаются в кузове обычного самосвала. А под заказ компании, занимающиеся выпуском мультилифтовых кузовов, могут сделать практически все: от цистерны до ремонтной мастерской.
Компании-производители
Потребности российского рынка в бункеровозах полностью удовлетворяются отечественными предприятиями, самые известные из которых «Ряжский АРЗ», а также «Мценский КОММАШ» и «Арзамасский завод КОММАШ». Не исключено, что в ближайшее время появится еще один производитель машин этого типа. Осенью 2018 г. «Галичский автокрановый завод» показал предсерийный образец бункеровоза с телескопируемыми стрелами собственной конструкции.
На российском рынке мультилифтов отечественные и зарубежные модели представлены примерно в равных долях. Но здесь следует сделать оговорку, что даже если механическая часть делается в России, гидравлика все равно ставится импортная. Впрочем, такая же ситуация наблюдается у производителей самосвалов и кранов – словом, везде, где необходим надежный гидравлический привод. Из зарубежных компаний, представляющих в России комплектные крюковые мультилифты, можно отметить таких «гуру» грузоподъемной техники, как Hyva, HIAB и Meiller. С 2011 г. свою продукцию в России активно продвигает польская фирма Kromann – единственный зарубежный производитель, предлагающий наряду с крюковыми тросовые погрузчики. Из российских компаний мультилифты обоих типов предлагают «Ряжский АРЗ», питерский «СпецТранс» и «Мценский КОММАШ». Только крюковые мультилифты в России выпускают «Арзамасский КОММАШ» и московский МЗОК («МОСКОММАШ»). С 2009 г. компания «ТехноЮнион» выпускает крюковые мультилифты Gartek, разработанные как российская альтернатива европейским моделям.
Несмотря на ряд недостатков, автомобили со сменными кузовами уверенно конкурируют с классическими грузовиками. В условиях кризиса возможность работы одного шасси с несколькими кузовами выглядит особенно привлекательно, поэтому рынку мультилифтов в ближайшее время сильные потрясения не грозят.
МСК-5NP машина со сменными кузовами на шасси ISUZU
Стандарт Евро-5 / Двигатель ISUZU 4HK1 (4HK1E4NC) / 6-ступенчатая механическая коробка передач / Гидравлические тормоза с ABS, ASR и EBD / Грузоподъемность – 5000 кг / Гидромеханическое управление / Ручное управление распределителем / Передний и задний замок на кузове / Подъем контейнера за 1,5 минуты
Заявка
Машина-мусоровоз со сменными кузовами МСК-5NP на шасси ISUZU рассчитана на механизированную погрузку кузова, перевозку и самостоятельное. Может использоваться в городе и на межрегиональных трассах. Совместима с контейнерами любого размера. Стабилизационная рамка для повышения устойчивости, адаптированность к перепадам температур.
Машина-мусоровоз со сменными кузовами МСК-5NP на шасси ISUZU рассчитана на механизированную погрузку кузова, перевозку и самостоятельное снятие. Груз из кузова выгружается по принципу самосвала. Такой автомобиль чаще всего используют для перевозки контейнеров с бытовым мусором и снегом.
Грузоподъемность – не менее 5 тонн. На подъем кузова требуется 1,5 минуты, на снятие – 1 минута. Спецтехника имеет гидромеханическое управление, два телескопических гидроцилиндра. Тросовая система, на основе которой работает мусоровоз МСК-5NP Isuzu, позволяет совмещать базовое шасси с контейнерами любого размера, в том числе, более компактными, чем стандартные. Конструкция оснащена стабилизационной рамкой, за счет которой происходит компенсация изгибов установки от поперечной раскачки.
Среди преимуществ этого вида спецтехники – максимальная эффективность перевозок при невысокой стоимости автомобиля, длительная работа при высоких нагрузках, допустимость перегруза, высокая пригодность к ремонту.
МСК-5NP машина со сменными кузовами на шасси ISUZU
Радиус разворота, мм
максимальный радиус(от центра) по переднему левому колесу
максимальный радиус по левому краю бампера(габаритный)
С 7 по 10 января в Лас-Вегасе пройдет Международная выставка электроники CES 2020, на которой состоится презентация революционного транспортного средства MetroSnap.
Напомним, что еще два года назад на выставке CES 2018 швейцарская компания Rinspeed впервые представила свой концепт-кар Snap: электрический, автономный автомобиль, в котором шасси (Skateboard) и различные кузова (Pods) могут быстро меняться.
В прошлом году концепция получила дальнейшее развитие в виде microSNAP. А теперь наступает следующий этап, который был дополнительно оптимизирован для почти серийного применения. А решения Eberspaecher были применены для обеспечения комфорта и безопасности.
Решения по управлению температурой в Pax-Pod и Cargo-Pod
Компания Eberspaecher представляет два типа автомобилей MetroSnap с решениями для управления температурным режимом. Шестиместный Pax-Pod предназначен для быстрого и лёгкого пассажирского транспорта. Сочетание компактной разделенной системы кондиционирования воздуха и электрических воздухонагревателей последнего поколения от Eberspaecher обеспечивают оптимальный микроклимат.
Cargo-Pod делает возможной автономную перевозку грузов – например, как средство доставки супермаркетов или мобильный киоск общественного питания. Охлаждающие и обогреваемые контейнеры Eberspaecher обеспечивают необходимую температуру для грузов на борту. Для гарантии того, что тяговая батарея не обременена и достигается больший электрический диапазон, Pod оснащены системой хранения энергии Eberspaecher Energy Storage System для автономного энергоснабжения систем отопления и охлаждения.
Подключенность для работы в автопарке и обеспечения безопасности при автономном управлении
Преимущество для эксплуатации нескольких Cargo или Pax-Pods: через приложение Eberspaecher операторы автопарка могут просматривать важную информацию о системах, контролировать температуру или использовать GPS-отслеживание как для определения местоположения транспортного средства, так и контроля уровня зарядки системы Energy Storage System.
Высокопроизводительные переключатели из семейства ADSS (Autonomous Drive Safety Switches) обеспечивают безопасность, необходимую для автономного трафика. Они рассчитаны на высокие требования к автономному вождению до уровня 5, где транспортное средство берет на себя все функции управления и гарантирует бесперебойную работу всех систем, имеющих отношение к безопасности.
Машина со сменными кузовами: сделан еще один шаг
Rinspeed уже давно работает над концепцией машины со сменными кузовами. И в 2020 году будет сделан новый шаг в этом направлении. Причем, есть ощущение, что этот автомобиль уже близок к серийному производству.
Смысл MetroSnap на первый взгляд очень прост — вместо «единого и неделимого» автомобиля создается новое транспортное средство, которое состоит из нескольких частей. Появится «тележка» с колесами, аккумулятором и двигателем под названием Skateboard, на которую будет «надеваться» кузов. Благодаря этому появится возможность легко адаптировать автомобиль под различные нужды. Утром благодаря MetroSnap можно продавать кофе, а днем развозить посылки.
В Rinspeed полагают, что кузова могут быть самыми разными: пассажирскими, грузовыми, передвижной магазин и так далее. А чтобы подобные машины были экономически целесообразными, в Rinspeed создали (и получили патент) на новую схему замены кузова (смотрите видео).
Мировая премьера MetroSnap состоится 7 января 2020 года на выставке CES в Лас-Вегасе.