Машина у которой на капоте статуэтка
Паккард.История легенды
Автомобиль Паккард не только символизировал успех и роскошь, он олицетворяли мечту. В отличие от других серийных автомобилей начала и середины 20-го века автомобили Паккард выпускали не просто как автомобиль, а как уникальное творение для эксклюзивного клиента. В своё время этот автомобиль ценился в мире не ниже Роллс Ройса, а в Соединённых Штатах Америки и в Советском Союзе он ассоциировался ещё и с властью.
Видимо поэтому машины Паккард у президентов Соединённых Штатов пользовались огромной популярностью. Уоррен Хардинг на свою инаугурацию прибыл в автомобиле Паккард модели Twin— Six. Франклин Рузвельт так же почтил своим вниманием эту марку, на которой он предпочитал ездить во время своего президентского срока.
Технически грамотные инженеры всегда мечтали ездить быстрее, чем на лошадиных повозках. Такая мечта посетила и талантливого инженера Джеймса Уорда Паккарда, занимавшегося в конце 19-го века разработкой и созданием электроприборов. Он узнал, что в соседнем городе Кливленде некий Александр Уинтон, решил закрыть магазин запчастей б/у, и приступить к выпуску автомобилей. До этого он довольно успешно развивался, как конструктор велосипедов.
По одной из версий, после посещения фирмы «Уинтон», постройка автомобиля стала для мистера Паккарда делом чести. И уже через короткое время в 1899 году из ворот его мастерской вышла первая не большая их партия. С виду это были уже обычные в нашем понимании модели с передним расположением мотора, с наклонённой рулевой колонкой и с пневматическими шинами. Всё это являлось свидетельством того, что мистер Паккард предвидел самые передовые тенденции в автомобилестроении.
Но перед Паккардом встала дилемма, какие автомобили принесут больший успех – дешевые и популярные, или дорогие и эксклюзивные. Компания Паккард взяла курс на производство роскошных экипажей, выпуская, однако и не дорогие машины. Но уже в 1915 году фирма создала первый в мире серийный 12-ти цилиндровый Twin-Six. Говорят, что эта конструкция произвела эффект даже на молодого Энцо Феррари.
Несмотря на всё возраставшую популярность, Паккард оставляет автомобильный бизнес и продолжает заниматься электрооборудование, а его компания уже во главе Генри Джоя взяла курс на выпуск дорогих автомобилей, которые, в конце концов, уверенно заняли свои позиции на рынке.
Ретро автомобиль Паккард в основном оснащался заказными кузовами. Одной весьма характерной моделью кузова, использовавшихся на Паккардах, была модель «Виктория». Это название произошло от любимого экипажа Английской королевы Виктории. Из Англии же на автомобили фирмы Паккард перекочевали всеми любимые в те времена маскоты, родоначальником которых можно считать истинного британца — автомобиль Роллс Ройс.
Символ фирмы Паккард в виде лебедя появился в середине 20-х годов. Для того, чтобы различать серии автомобиля, статуэтку лебедя несколько изменяли, меняя наклон шеи, величину крыльев и т.д. В начале 30-х годов, чтобы отметить малую серию, на капоте стали устанавливать уже не лебедя, а статуэтку летящего Гермеса, однако затем снова вернулись к лебедю и уже придерживались этого маскота.
Развивая производство шикарных авто, в 20-е годы компания Паккард чувствовала себя превосходно. Вдобавок фирма занималась выпуском грузовиков, отличавшихся высокой надежностью, доказанной в годы Первой Мировой Войны.
Как правило, в название модели ретро автомобиля Паккард был намёк на количество цилиндров в его двигателе. Например, символ «eight» в названии означал наличие восьмицилиндрового мотора. Кстати автомобили с такими моторами были самыми популярными.
На тот момент автомобили Паккард приобрели огромную популярность не только в Америке, но и во многих странах Европы. В середине 20-х годов фирма создаёт ряд интереснейших машин, которые потрясают всю Америку. Например, автомобиль Packard Twin— Six, занял почётное первое место по популярности, обогнав Линкольн и Кадиллак.
Фирма Паккард, как и многие другие фирмы, пробовала свои силы и в спорте, выставляя автомобили на престижные гонки на кубок Вандербильда. Для создание гоночного автомобиля был приглашен французский инженер Шарль Смит. На всех соревнования, где принимали участия гоночные автомобили фирмы Паккард, призовые места, как правило, всегда доставались именно этим машинам.
В 30-е годы 20-го века фирма Паккард уже прочно закрепилась на рынке эксклюзивных автомобилей. К тому времени клиентами компании становились персоны самого высокого ранга. Это были и арабские шейхи, и кремлёвские руководители и официальные лица президентской администрации Соединённых Штатов.
Даже Иосиф Виссарионович Сталин предпочитал всем остальным моделям именно Паккард, правда, его автомобиль был изготовлен по спецзаказу, и это была бронированная машина, собранная с применением последних достижений американского автопрома.
Когда встал вопрос о выпуске Советского автомобиля представительского класса ЗИС-110, руководство страны дало указание конструкторам не особенно мудрствовать, а просто скопировать предвоенный Паккард 180, слегка изменив его внешний дизайн. Однако некоторые специалисты утверждают, что ЗИС-110 это абсолютно отечественная разработка, и любое сходство с Паккардом всего лишь случайность.
Во времена Великой Депресси всем авто производителям пришлось очень туго. Дорогие машины совсем перестали покупать, и компания переключилась на выпуск бюджетной модели Паккард 120, на которой были установлены гидравлические тормоза и не зависимая передняя подвеска. Именно эта модель помогла фирме пережить трудные времена, тогда как десятки других компаний разорились и ушли в небытие.
На первый взгляд история фирмы Паккард кажется красивой сказкой. Но это далеко не так. В период тяжелейшего финансового кризиса эта марка сумела удержаться на плаву, потеснив Кадиллак, который тоже был на грани краха, за счёт грамотной стратегии распределения ресурсов. И как только страна вышла из экономического кризиса, Паккард легко перестроился на выпуск премиальных автомобилей.
Однако в послевоенные годы Паккард выбрал неверный путь своего развития, хоть он и казался вполне логичным. Выпуская не дорогие машины для массового сегмента, в том числе и для такси, не большая компания не смогла конкурировать с «Большой тройкой».
В это же время рынок дорогих автомобилей был утерян, и вместо того, чтобы влиться в большой концерн, тонущая фирма объединилась с ещё одной проблемной компанией Студебеккер. Ожидаемого улучшения дел это слияние не принесло, и фирма Паккард в 1959 году полностью прекратила своё существование.
Причиной этому послужило и то, что они чересчур резко сосредоточились на выпуске эксклюзивных моделей, потратив все силы и средства на создание своих шедевров. Крах компании приблизило и строительство нового моторного завода, куда были вложены огромные средства. К тому же Паккард рассчитывал на сделку с «Америкэн Моторс», но она сорвалась.
По иронии судьбы, когда фирма была уже обречена, именно в это время автомобили Паккард блистали своим неповторимым дизайном и были максимально оснащены в техническом плане.
Сейчас наиболее ценные экземпляры Паккарда – это престижные модели 30-ых годов. Отреставрированные машины за рубежом могут стоить от 200 тысяч долларов и выше, а средняя цена топ моделей в России составляет порядка 100 тысяч евро. Согласитесь, не большая цена для чьей-то мечты и для легенды мирового автопрома.
10 самых узнаваемых автомобильных маскотов — фигурок-талисманов на капотах машин
В ХХ веке было достаточно трудно найти автомобиль без традиционного украшения на капоте. Подобные фигурки воплощали ценности бренда и символизировали его стремления — дизайн талисманов играл важную роль для идентификации компании. Впрочем, со временем автопроизводители отказались от таких травмоопасных в аварийных случаях аксессуаров. Статуэтки стали культовым символом роскоши, но не более того.
«Дух Экстаза» у Rolls-Royce
У автомобилей Rolls-Royce не было украшений, пока политик Барон Джон Монтегю (Baron John Montagu) не поручил Чарльзу Робинсону Сайксу (Charles Robinson Sykes) создать персональный талисман для своего Rolls-Royce Silver Ghost 1909 года. У Монтегю был тайный страстный роман с британской актрисой по имени Элеонора Веласко Торнтон (Eleanor Velasco Thornton), поэтому именно она стала прототипом легендарной эмблемы. Дизайнер увековечил её образ с развевающейся за спиной мантией, когда она приложила пальцы к губам. Именно поэтому фигурка получила название «Шёпот». Первоначально было изготовлено всего несколько экземпляров.
Со временем автомобильные маскоты вошли в моду, и компания Rolls-Royce обратилась к Сайксу с просьбой создать нечто изящное, что передаст дух бренда. Дизайнер снова использовал британскую актрису в качестве своей музы и создал модифицированную версию «Шёпота», которую сейчас все знают как «Дух экстаза». Сам Сайкс описывал статуэтку так:
«Изящная богиня, которая выбрала путешествие по дороге своим высшим удовольствием и сошла на носу автомобиля Rolls-Royce, чтобы насладиться свежестью воздуха и звуком колёс».
Официально дизайн был зарегистрирован 6 февраля 1911 года. Именно с этого момента началась история самого известного, знакового и желанного символа роскоши в мире.
Крылатая литера «B» у Bentley
Крылья Bentley признаны во всём мире как знак исключительного мастерства и впечатляющих характеристик. Эта миниатюрная скульптура на капоте имеет увлекательную вековую историю. В середине 1920-х владельцы компании одобрили талисман Flying B — вертикальной латунной литеры «B» с горизонтально расположенными крыльями. К 1930-м автомобили бренда стали ещё более изящными, а потому компания поручила художнику Чарльзу Сайксу усовершенствовать дизайн. Так, в альтернативном варианте крылатая литера «B» была наклонена назад, что подчёркивало спортивный характер Bentley. Последние изменения фигурки произошли в 2019-м — в год столетия компании. Новый талисман символизирует сову, скользящую по спокойному озеру в поисках добычи. Уравновешенная и спокойная фигурка демонстрирует огромную силу и манёвренность в движении — так же, как и новый Flying Spur.
Прыгающий ягуар у Jaguar
Если и есть значок автомобильного бренда, который на 100% идеально отражает философию компании, то это — прыгающий ягуар. Это хищное животное семейства кошачьих — одна из самых узнаваемых и любимых эмблем на дороге. Статуэтка олицетворяет изящество, силу и скорость. Первый логотип компании, SS для Swallow Sidecar Company, был отброшен на обочину после Второй мировой войны по очевидным политическим причинам. Однако в 1945 компания нашла новый способ продемонстрировать свои возможности, представив миру новую эмблему — уверенного и грациозного ягуара. В дизайне присутствуют серебряный и чёрный цвета, которые придают логотипу изысканности и утончённости. Многие годы эта гладкая серебряная скульптура украшала британские автомобили премиум-класса. При этом стоит отметить, что за этот период ягуар в прыжке оставался практически неизменным.
Баран у Dodge
Немногие автомобильные эмблемы настолько же узнаваемы и почитаемы, как логотип барана. История гласит, что в конце 1920-х американский скульптор Авард Фэрбенкс (Avard Fairbanks) разработал крышку радиатора гидроцилиндра с этим животным. Когда Уолтер Крайслер (Walter Chrysler), основатель корпорации «Крайслер», скептически отнёсся к этой идее, Фэрбенкс спросил:
«О чём в первую очередь думает человек, встретив барана в дикой природе?».
Крайслер ответил: «Dodge!», что значит «прятаться». Считается, что именно так началась история эмблемы. Со временем талисман в виде барана стал появляться на модернизированных пикапах Dodge, а потому они получили название Dodge RAM. Талисман использовался почти на каждой модели в период с 1993 по 2010 год. Жаль, но в 2010-м компания убрала барана с эмблемы — теперь логотипом бренда служит надпись Dodge с двумя оранжевыми полосами.
Plymouth у Chrysler
Название бренда Plymouth символизирует выносливость и силу, непоколебимую честность, предприимчивость и решимость группы пилигримов, которые были первыми американскими колонистами. Это подразделение в составе Chrysler долгие годы занималось изготовлением легковых автомобилей. Поскольку бренд поддерживал американский патриотизм, то это отразилось и на эмблеме. И действительно — какой логотип лучше отражает решимость плимутских паломников, чем их парусное судно Mayflower?!
Корабль, плывущий в Новый Свет, олицетворял философию бренда, которая была направлена на покорение новых вершин и горизонтов. Некоторые изображения даже включали герб, который, как полагают, был местной печатью паломников. Такие варианты логотипа украшали модели бренда с 1949-го по 1958-й. Иногда компания использовала специальный орнамент на капоте в форме ракетного корабля, который позже стал логотипом Oldsmobile. В 1990-х Chrysler пыталась возродить Plymouth и эмблему Mayflower. Однако новый дизайн больше походил на безмятежную парусную лодку, пассивно плывущую по воде, чем очень разочаровал потребителей. Именно поэтому возрождение бренда провалилось.
Минималистичный маскот Duesenberg
1920-е были пиком ар-деко. Модель J Duesenberg, дебютировавшая в 1928 году, стала воплощением этого дизайна. На крышке радиатора была установлена двухмерная птица в полёте, символизирующая уверенное стремление компании к новым высотам. Размер статуэтки не был помпезным — наоборот, её можно было считать талисманом минимализма. При этом стоит отметить, что эта фигура была довольно-таки смертоносной — её острая форма могла серьёзно травмировать невнимательных пешеходов. А потому неудивительно, что птичка до наших дней не «долетела».
Jet Bird у Chevrolet
1950-е были славным периодом для авиации. В это время разгорелась космическая гонка, и начала интенсивно развиваться авиационная техника. Автопроизводители, конечно, стремились соответствовать веяниям моды, а потому некоторые модели получили уникальные стилизованные фигурки на свой капот. Компания Chevrolet продемонстрировала высокий уровень авиационного совершенства, оснастив Chevy Bel Air украшением в виде авиалайнера. Фигурка была вдохновлена популярным стилем ар-деко той эпохи — голова орлана, символа США, в ней использовались в качестве носа. Такое украшение не просуществовало и десятилетие, однако его дизайн до сих пор считается одним из самых изысканных и узнаваемых.
«Танцующий слон» у Bugatti
Bugatti известна как производитель гиперкаров мирового класса. Компания неоднократно устанавливала рекорд самого быстрого серийного автомобиля и удерживала его на протяжении многих лет. У основателя Bugatti, Этторе Бугатти (Ettore Bugatti), был брат Рембрандт Бугатти (Rembrandt Bugatti), известный как высококвалифицированный скульптор дикой природы. Он бесстрашно заходил в вольеры с животными в парижском зоопарке Антверпена, чтобы подобраться как можно ближе к ним и максимально точно передать их черты в своём творчестве.
Этторе восхищался талантом брата, а потому выбрал скульптуру «Танцующий слон» в качестве культового украшения для капота Bugatti. Впервые фигурка появилась на автомобиле Type 41, после чего использовалась во всех последующих моделях. К сожалению, все члены семьи Bugatti скончались, так и не оставив наследника для управления компанией, из-за чего она закрылась. В 1998 году Volkswagen Group приобрёл права на бренд, однако фигурку танцующего слона концерн так и не возродил.
«Богиня скорости» у Packard
Packard производила роскошные автомобили в период с 1899-го по 1958-й. Компания использовала изысканные украшения на капот, чтобы добавить в свой модельный ряд нотку уникальности. Элитные авто были украшены либо статуэткой пеликана, либо «Богиней скорости». Именно последняя фигурка была самой известной. На этом талисмане изображена хромированная женщина, стоящая на колене, со стеклянным крылом и вытянутыми руками, в которых она держит колесо автомобиля. В Америке эту фигурку в шутку называют «Охотник за пончиками», однако это не отменяет тот факт, что она очень красивая. Скульптура выполнена в стиле ар-деко. У женщины растрёпаны волосы и одежда, что производит впечатление скорости и элегантности. Талисман был разработан дизайнером Джоном Д. Уилсоном (John D. Wilson) из штата Мичиган в 1938 году.
Олень у Волги
Фигурка оленя — один из самых узнаваемых элементов ГАЗ-21. Животное буквально сошло на капот с герба Нижнего Новгорода, ведь именно в этом городе находилось производство Волги. Однако красовался талисман на автомобилях только до 1958-го — затем производитель начал использовать обтекаемый накладной знак. Считалось, что фигурка оленя может сильно травмировать пешеходов, вонзив в их тело острые рога. Сотрудники ГАИ даже принудительно снимали статуэтки с капотов. Помогали им в этом злоумышленники, которые и до запрета часто крали оленей с автомобилей. Сегодня практически невозможно отыскать подлинную фигурку оленя. Впрочем, никто не мешает приобрести хорошую копию с китайскими корнями.
Предмет гордости: пять фигур на капоте, без которых никак нельзя
В 1990-х, когда из-за распавшихся кордонов вдруг хлынули первые иномарки, автомобильные воры (сиречь, «конокрады») принялись совершенствовать свои приемы угона, да и перечень интересов дворовой шпаны пополнился собирательством диковинных значков. Откручивать пластмассовые логотипы с радиаторных решеток иностранных машин, а то и вовсе срывать их с капотов, было минутным делом, и очень скоро бляшкам VW, Opel, Ford и Renault уже никто не удивлялся. Зато фирменный знак Mercedes-Benz высоко ценился в любой компании: он был красив, да к тому же отлит из металла и хромирован – ребята носили его на цепочке, как почетный трофей, ведь бдительные хозяева редких тогда «Меринов» легко могли отвертеть за него голову. В буквальном смысле.
Н о даже совершенные формы этой трехлучевой звезды меркнут с теми фигурами, что устанавливались на капоты авто в середине прошлого века. Нам, постсоветским детям 1990-х, и здесь достались огрызки западной культуры. Наверное, это к лучшему – ведь обладание шикарно детализированной фигуркой на носу Cadillac или Buick могло запросто обречь на смертоубийство. Может быть, не одно. Зато теперь можно обозреть чопорную эпоху автомобильного арт-деко без какого-либо вреда для здоровья. Ну разве что у автора этих строк начнется приступ обильного слюноотделения…
Святой Христофор, небеса и заливная пробка
На самом деле, привычка украшать личный транспорт различными изваяниями исходит не из прихоти, а чувства более глубокого – страха. На кого, к примеру, надеялись отважные моряки-первооткрыватели, уходя «за край земли»? Друг на друга, ясное дело. А еще на бога, заместителем которого в морских путешествиях считался Святой Христофор. Его-то профиль и высекали плотники на носах первых кораблей дальнего плавания – в великой надежде, что «божество» укажет морякам путь домой. Даже когда океаны стали более-менее изучены и расчерчены маршрутами, мореплаватели все так же оставались самой суеверной публикой в мире. Утверждать на носу нового судна резную фигуру стало традицией. Во времена Ост-Индской кампании деревянные святые сменились на изваяния обнаженных девиц или гордых животных, а пираты могли прихвастнуть изображением жутких чудовищ.
Самолет мсье Гинемера и первые проспекты седанета Hispano-Suiza, выпущенные в его честь
На заре ХХ века, когда загадки этого мира стали таять, как воск с горящей свечи, деревянные шхуны и галеоны исчезли, как класс. На их место пришли цельнометаллические корабли. Этим фигуры на носу оказались без надобности – у них были свои знаки отличия. Однако пофанфаронить эффектным рисунком не брезговали летчики Первой мировой, они же аэронавты нового времени. Малюя на холщовых бортах своих бипланов звезды, пиковые тузы и прочее, они могли издалека объявить о своем появлении врагу. Необстрелянных курсантов это заставляло ретироваться, преумножая славу знаменитых асов. Оная, кстати, сыграла дурную службу капитану французской эскадрильи Жоржу Гинемеру, который хоть и имел на своем счету 53 сбитых самолета, а на мушку какому-то необстрелянному пройдохе попался, и был таков…
Являясь истовым эльзасцем, Гинемер даже в небе носил символ своей родины – расправившего крылья аиста. Вскоре этот рисунок, по примеру своего капитана, переняла вся эскадрилья, отчего их стали называть «Аисты». А швейцарский промышленник Марк Биркигт, основатель фирмы Hispano-Suiza, производил моторы для их самолетов SPAD. Эти алюминиевые V-образные 12-цилиндровые агрегаты мощностью до 235 л. с. стояли на большей части истребителей Антанты (около 50 тысяч), и после подписания мирного договора их излишки просто некуда было девать. Тогда герр Биркигт решил приспособить их для новых автомобилей марки Hispano-Suiza, что в свое время восхищали самого короля Испании Альфонсо XIII. Для возрождения бренда это было как нельзя кстати – его фаэтоны успешно конкурировали с Rolls-Royce, похвастаться чем мог не каждый производитель. Вот только Марк внес в их облик особый стилистический штрих, заказав у скульптора никелированную статуэтку летящего аиста, что венчала собой пробку на баке радиатора – в память о храбром капитане Гинемере, с которым ему удалось подружиться. Такими авто Hispano-Suiza выпускались до самого конца (1935 г.).
Если пример Hispano-Suiza 1919-го года – не точка отсчета в применении фигурок на носу машины автопромышленниками, то уж точно одно из самых знаковых событий в этом вопросе. Да и потом, знает ли автомобильный мир более трогательную эпитафию, чем парящий над радиатором аист?
Лебединая песня
Хотел того Марк Биркигт, или нет, но фирма Hispano-Suiza, открыв филиал во Франции, стала своеобразным законодателем автомобильной моды. Многие равнялись на «французские Роллс-Ройсы», исключительные по дизайну, исполнению, ходовым качествам, и, конечно, цене. Более того, оснащать автомобиль «голой» крышкой радиатора считалось моветоном, и производители принялись креативить, кто во что горазд. С практической стороны это было даже удобно: кипящий мотор гораздо легче было охладить, вращая рельефную фигурку, что венчала собой длинный нос кузова-торпедо, чем плоскую крышку. В обиходе даже название для них появилось особое – «маскоты» (фр. «mascotte»), означавшее оберег, который приносил удачу.