Машины для езды с прицепом
Езда с прицепом: какие нужны права, что можно и нельзя и за что можно получить штраф
Весна и лето – сезон активного использования прицепов: кто-то возит стройматериалы, кто-то лодку, кто-то мотоцикл или квадроцикл, и это только начало списка вариантов. Но правила езды с прицепом на легковом автомобиле досконально помнят далеко не все. Нужно ли получать категорию BE для транспортировки любого прицепа? Какие по массе и габаритам прицепы разрешено тянуть на легковушке? Каждый ли прицеп нужно регистрировать? За что можно схлопотать штраф? Давайте ответим на эти и другие вопросы.
Для начала определимся с тем, что не каждый прицеп требует наличия у водителя категории BE. Классификация категорий транспортных средств содержится в части 1 статьи 25 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно ей, категория B подразумевает возможность управления автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов.
Иными словами, категория BE не нужна для транспортировки прицепа при следующих условиях:
Категория BE необходима при превышении параметров, описанных в предыдущем разделе. Таким образом, категория BE нужна для управления автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов.
То есть, категория BE нужна, если:
Обратите внимание: категория BE не нужна, если суммарная масса автомобиля и прицепа превышает 3,5 тонны, но прицеп весит меньше 750 кг – например, если прицеп массой 700 кг прицеплен к Hummer H2 массой в 3 тонны. Для того, чтобы потребовалась категория BE, нужно сочетание обоих условий: и массы прицепа больше 750 кг, и общей массы больше 3,5 тонн.
Чтобы получить категорию BE, нужно пройти стандартную процедуру обучения: получить медсправку, посетить теоретические и практические занятия, а затем сдать экзамены в автошколе и ГИБДД. Однако в отличие от категории B, у BE есть дополнительные ограничения по возрасту и стажу. Тот же Федеральный закон № 196-ФЗ указывает, что получить категорию BE могут только водители не моложе 19 лет и имеющие право управления транспортными средствами категории «В» не менее 12 месяцев.
На всякий случай уточним, что при управлении автомобилем с прицепом водитель обязан иметь при себе документы на прицеп и предоставлять их для проверки сотрудникам ГИБДД. Эта обязанность зафиксирована в пункте 2.1.1 ПДД.
Физические лица, владеющие прицепами к легковым автомобилям, не должны страховать их по ОСАГО. На это указывает пункт «д» части 3 статьи 4 Федерального закона об ОСАГО №40-ФЗ: согласно ему, обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.
Внимательные автовладельцы знают, что в полисе ОСАГО есть пункт «транспортное средство используется с прицепом», где можно поставить галочку. Однако владельцев прицепов к легковым автомобилям эта отметка тоже не касается. Дело в том, что пункт 7 статьи 4 Закона об ОСАГО фиксирует, что обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.
Из этого пункта нужно сделать два вывода. Во-первых, страховка на прицеп к легковому автомобилю, как мы уже знаем, не нужна. А во-вторых, отметка в полисе ОСАГО о том, что транспортное средство используется с прицепом, относится к грузовым автомобилям, и в полисе на легковой автомобиль, который используется с прицепом, эту галочку ставить не нужно.
Часть 4 статьи 32 Федерального закона № 170 о техосмотре исключает необходимость проходить техосмотр частным владельцам прицепов. Согласно ей, прицепы к транспортным средствам, принадлежащие физическим лицам и имеющие разрешенную максимальную массу до трех тонн пятисот килограмм, не подлежат техническому осмотру с 1 января 2012 года.
Максимальные габариты прицепа регламентированы требованиями к размерам транспортных средств в Техрегламенте Таможенного союза. Длину прицепа регламент напрямую не ограничивает, но максимальная длина автопоезда в составе тягача и прицепа (полуприцепа) – 20 метров. Прочие же габариты указаны непосредственно для прицепов: максимальная ширина транспортного средства категорий прицепа (категории О) не должна превышать 2,55 метра, а максимальная высота прицепа не должна превышать 4 метра.
Кроме того, стоит помнить, что прицеп, как и автомобиль, должен иметь работающие световые приборы. Пункт 19.1 ПДД указывает, что в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах должны быть включены габаритные огни.
В городе дополнительных ограничений по скорости движения для легковых автомобилей с прицепом нет – то есть, можно двигаться со скоростью 60 км/ч, если нет иных ограничений. А вот по загородным дорогам придется ездить медленнее. Пункт 10.3 ПДД указывает, что вне населенных пунктов разрешается движение легковым автомобилям при буксировке прицепа на автомагистралях – не более 90 км/ч, на остальных дорогах – не более 70 км/ч.
В одном из прошлых материалов мы упоминали знак 3.7 «Движение с прицепом запрещено», который запрещает в том числе буксировку механических транспортных средств. Но вот ехать на легковом автомобиле с прицепом под знак 3.7 можно. Дело в том, что по Правилам под этот знак «запрещается движение грузовых автомобилей и тракторов с прицепами любого типа, а также буксировка механических транспортных средств», а легковые автомобили под запрет не попадают.
Во-первых, в прицепе запрещено перевозить людей. На это указывает пункт 22.8 ПДД: согласно ему, запрещается перевозить людей вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче.
Во-вторых, в прицепе нельзя возить грузы, с которыми будут нарушены правила перевозки грузов. Подробно эти правила изложены в разделе 23 ПДД. Требований к грузу довольно много, так что перед перевозкой лучше перечитать раздел 23 полностью, ну а мы кратко перечислим требования.
Итак, правилами запрещены:
Кроме того, ПДД указывают, что груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками.
Если массовые характеристики предусматривают наличие категории BE у водителя легковушки с прицепом, но у водителя ее нет, то это классифицируется как езда без прав. Наказание последует по части 1 статьи 12.7: «управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере от 5000 до 15 000 рублей». Кроме того, согласно статье 27.13 КоАП в этой ситуации применяется задержание транспортного средства с помещением его на штрафстоянку.
Нарушение правил регистрации прицепа карается по той же статье 12.1, что и в случае с автомобилем. Часть 1 этой статьи указывает, что управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 800 рублей. А часть 1.1 предусматривает ужесточение наказания за рецидив: «повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 до 3 месяцев».
Наказание за нарушения правил перевозки грузов самое мягкое. Оно предусмотрено частью 1 статьи 12.21, согласно которой «нарушение правил перевозки грузов влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей».
Поездки с прицепом
Периодически многие сталкиваются с необходимостью отвезти крупные вещи на дачу или транспортировать квадроцикл, снегоход, лодку. Без прицепа в такой ситуации не обойтись. Сегодня поговорим, что нужно знать, управляя автопоездом.
Какие нужны права, чтобы управлять машиной с прицепом?
Для использования абсолютного большинства легковых прицепов никаких новых категорий открывать не нужно, достаточно категории «В». Если же у вас какой-то очень большой прицеп, который вместе с автомобилем весит больше 3,5 тонны, придется открыть дополнительно категорию «Е» в правах.
С каким автомобилем можно использовать прицеп?
С любым. Главное, чтобы полная масса прицепа не превышала массу снаряженного автомобиля. Например, максимальная разрешенная масса «Оки» — 975 кг, поэтому к ней нельзя цеплять полуторатонный прицеп.
Что нужно, чтобы ездить с прицепом?
Нужен фаркоп с выведенной проводкой для световых приборов (габаритов, стоп-сигналов и поворотников на прицепе).
Как правильно загружать прицеп?
Нужно размещать груз так, чтобы центр тяжести был над осью прицепа (если ось одна) и между осями (если оси две). Груз надо закрепить, чтобы в процессе движения он не смещался.
Если разместить груз перед осью, то он будет нагружать заднюю часть автомобиля и приподнимать передние. Если разместить груз в конце прицепа, он будет приподнимать заднюю часть за сцепное устройство. И то, и другое — плохо, автомобиль может потерять управление.
Можно ли перевозить в прицепе негабаритные грузы?
Согласно ПДД, из прицепа, как и из автомобиля, груз может выступать не более чем на 2 метра сзади, ширина груза не должна превышать 2,55 метра, а высота прицепа с грузом от проезжей части до его верхней части должна быть не более 4 метров. При этом груз, который выступает более чем на метр спереди или сзади автомобиля или прицепа (или на 0,4 метра сбоку), должен быть обозначен знаком «Крупногабаритный груз» (квадрат с диагональными полосами красного и белого цвета), а в темное время суток или в условиях недостаточной видимости помимо этого спереди он должен быть обозначен фонарем или светоотражателем белого цвета, а сзади — фонарем или светоотражателем красного цвета.
Что нельзя перевозить в прицепе?
Людей (даже если это прицеп-дача), взрывоопасные и легковоспламеняющиеся вещества, груз, который будет создавать шум, пылить, загрязнять дорогу и окружающую среду. Кроме того, груз не должен закрывать световые приборы, светоотражатели и регистрационные знаки.
Как прицеп влияет на ресурс автомобиля?
Прицеп влияет на автомобиль точно так же, как езда с перегрузом. Двигатель надрывается, трансмиссия убивается. Особо быстро убиваются малолитражки с турбированными двигателя и вариаторы, роботы и роботы с двойным сцеплением.
Нужна ли зимняя резина для прицепа?
В России закон это никак не регулирует. То есть можно и не переобуваться на зиму на свой страх и риск.
Как увеличивается расход топлива с прицепом?
Всё зависит от автомобиля. Для огромного пикапа увеличение расхода будет примерно на 10%, для малолитражки расход может увеличиться вдвое.
Нужно ли регистрировать прицеп в ГИБДД?
Обязательно. На регистрацию прицепа отводится пять дней со дня его приобретения. В ГИБДД вам выдадут номер на прицеп и свидетельство.
Нужно ли прицепу проходить техосмотр?
Да. В первые пять лет — раз в два года, потом каждый год, как и автомобиль.
Нужно ли страховать прицеп?
Да, обязательно. ОСАГО на год обойдется примерно в 1000 рублей. Прицеп можно застраховать и по КАСКО.
Нужно ли платить транспортный налог за прицеп?
Нет, так как прицеп не относится к самоходным транспортным средствам.
Лучшие автомобили для езды с прицепом и трейлером, список 2016 года
При подготовке и создании этой подборки а также при написании этой статьи, мы прекрасно понимали и давали себе отчет, что данная тема для российских реалий не вполне распространенная. Автотуризм у нас в стране развит не очень хорошо (в СССР было с этим делом как ни странно, гораздо лучше), да и сами трейлеры стоящие подчас как не совсем дешевый поддержанный автомобиль тоже раскупаются очень и очень вяло. Однако же они в стране есть и есть также и автотуристы. Для них, для автотуристов, ну и для всех у кого есть прицепы (особенно рассчитанные на перевозку тяжелых грузов) мы и подготовили наше описание самых лучших и приспособленных машин для перевозки этих самых трейлеров моделей 2016 года, а именно со всеми основными ценовыми сегментами и с наиболее распространенными марками и моделями.
Смотреть также: Как подготовить автотрейлер к путешествию
Так какие же модели и марки автомобилей по мнению тех же английских экспертов в 2016 году лучше всего приобрести для перевозки не только самих трейлеров, но и для перевозки прицепов, тяжелогружёных прицепных устройств, фургонов для перевозки лошадей, ну и для других прицепных устройств.
Одно известное электронное английское автоиздание провело масштабный эксперимент, в котором приняли участие 43 модели автомобилей прошедших жесткий тест на профпригодность со стороны безопасности езды с прицепами и трейлерами, а также приспособленности моделей к данному виду деятельности. Основные требования к автомобилям, как безопасность, комфорт, удобство и экономичность при использовании их с трейлерами, были поставлены во главу угла.
Соперники были расставлены по шести ценовым категориям, плюс к этому в двух классах был открыт спецрейтинг 4×4, в который вошли автомобили весом до или более 1800 кг. Победителю набравшему безоговорочно наибольшее количество очков из всех шести категорий присваивается звание «Tow car of the Year», то есть автомобиль, лучше всего подходящий для езды с прицепами. Плюс сюда же, судьями раздавалась особая номинация «Innovation», но об этом друзья расскажем подробнее чуть позже.
Трехдневный тест проходил на полигоне Миллбрук в Бетфоршире. В тестировании участвовали трейлеры различных размеров и разной массы, с которыми все 43 участника и должны были показать свое умение. В каждую из машин был добавлен еще и балласт, имитирующий семью из четырех человек, а фургоны были загружены на 85% от снаряженной массы машины.
Затем проходил тест на ускорение и тестирование на торможение.
Испытательный круг «Альпийский холм» в маршруте позволил судьям оценить управляемость, в то время как 14 и 17-ти % подъемы проверили тяговитость этих автомобилей и их маневренность в сложных условиях резкого перепада высот. В горных тестах проверялся старт на подъем в горку, работа «ручника» и всех электронных систем автомобиля.
Отдельным пунктом проходило испытание на предрасположенность при движении в сцепке с трейлером.
Инновационная технология VW Trailer Assist
В импровизированных соревнованиях-тестированиях на автомобилях державших экзамен, появилась одна очень важная и интересная технология (функция), которая настолько поразила всех испытателей, что в следующие годы она станет обязательным атрибутом всех машин, которые по своим габаритам и замыслу подразумевают под собой езду с трейлерами, VW Trailer Assist System. Эта функция заставит прыгать от счастья любого «караванщика».
Этот невероятно умный «КИТ» поможет вам идеально прицепиться к трейлеру и завершить реверсивные маневры благодаря автоматике контролирующей рулевое управление машины. В двух словах скажем так, инженеры «Volkswagen» создали этот Trailer Assist при помощи координации работы существующей системы Park Assist и камеры заднего вида.
Трудно было придумать что-то более простое для дальнейшего использования. Допустим, останавливаете автомобиль с прицепленным прицепом, далее нажимаете на кнопку Trailer Assist чтобы активировать систему. Он (этот «КИТ») распознает, что автомобиль сцеплен с трейлером и с помощью специального алгоритма с исходными данными высчитывает необходимые углы для безопасного маневрирования (они показываются на экране, т.е. текущая и возможная траектории). Углы прицепа используются при подсчете поворота рулевого колеса.
Джойстик переключения настройки зеркал в момент включения системы становится на время элементом управления, с помощью которого водитель может изменять направление движения машины при езде задним ходом с прицепом. Всю остальную сложную работу машина выполняет сама, и делает это в автоматическом режиме. Водителю остается лишь контролировать педали и избирать желаемое направление движения.
При первой попытке поуправлять немного сложно понять, что и как надо делать, а именно как работает система, но очень скоро кто пользовался данной системой понимают, что жить без нее в дальнейшем при таких маневрах они бы не смогли.
Настройку можно отключить нажатием кнопки Trailer Assist одним повторным нажатием или вмешаться в сам процесс управления в ручном режиме. Также неоспоримым плюсом является функция подтормаживания Trailer Assist, которая в автоматическом режиме если автомобиль начнет превышать безопасную скорость будет тормозить.
2016 Land Rover Discovery- победитель
Это момент истины для Land Rover. Семь автомобилей этой марки взяли каждый свою заслуженную категорию, став таким образом победителями, но только один может быть лучшим и практичнее всех в целом в 2016 году. То есть стать лучшим Автомобилем года для использования с трейлерами. Судьям было не так-то просто выбрать победителя, но в конце концов они выбрали, им стала модель Land Rover Discovery сумевшая наглядно показать всем свою подготовку. Титул был по-праву взят.
На таком автомобиле в высшей степени ездить комфортно, он обладает интерьером, который является роскошным и несет множество «отпечатков» люксового автомобиля. Это по большому счету надо признать, не стало каким-то необычным откровением для английского внедорожника.
Из видимых и явных минусов этого Land Rover является следующее- он дорог, относительно не надежен, а еще дорог в обслуживании.
Тем не менее, если вам нужен на все руки масер, способный к буксировке тяжелых прицепов и трейлеров, то этот Land Rover Discovery станет для вас неплохим вариантом.
Победитель: Renault Captur 1.5 dCi 110 Dynamique Nav
Соперники:
• Citroen C4 Cactus BlueHDi 110 Flair.
• Fiat Panda Cross 1.3 MultiJet.
• Renault Captur 1.5 dCi 110 Dynamique Nav.
• Suzuki Vitara 1.6 AllGrip SZ5.
• Toyota Auris 1.6 Touring Sports Business Edition.
• Vauxhall Mokka 1.6 CDTi 136PS.
Renault Captur, основные данные | |
Цена | £17.695/£ 18.017 |
Двигатель | 1,5-литровый четырехцилиндровый дизель |
Мощность/крутящий момент | |
Экономичность | 3 л/100 км |
Выбросы СО2 | 98г/км |
Снаряженная масса | 1190 кг |
Разгон с трейлером с 48-97 км/ч | 14,6 секунд |
Разгон с трейлером с 64-97 км/ч | 11,6 секунд |
Торможение (97-48 / 64-16 км/ч) | 55.8 / 28.9 м |
Победитель: Volkswagen Jetta 2.0 TDI 150 DSG SE
Соперники:
• Citroen C4 Picasso BlueHDi 150 Auto Exclusive.
• Mitsubishi ASX 4×4 2.2d Auto ZC-H.
• Peugeot 3008 1.2L PureTech 130 S&S Allure.
• SEAT Leon ST 2.0 TDI 184PS FR.
• SsangYong Korando Sports EX Auto.
• Vauxhall Insignia Sports Tourer 2.0 CDTi 170PS.
• Volkswagen Jetta 2.0 TDI 150 DSG SE.
VW Jetta, основные данные | |
Цена | £23.930/£24.740 |
Двигатель | 2.0-литровый дизель, 4 цилиндра |
Мощность/крутящий момент | |
Экономичность | 3,75 л/100 км |
Выбросы СО2 | 120 г/км |
Снаряженная масса | 1448 кг |
Разгон с трейлером с 48-97 км/ч | 11,3 секунд |
Разгон с трейлером с 64-97 км/ч | 8,3 секунд |
Торможение (97-48 / 64-16 км/ч) | 54,6 / 30,1 м |
Победитель: Skoda Octavia Scout 2.0 TDI 150PS 4×4
Соперники:
• Fiat 500X 2.0 MultiJet 140PS.
• Ford Mondeo Titanium Estate AWD.
• Jeep Renegade 2.0 MultiJet 140PS 4WD.
• Mazda 6 2.2D 175PS Tourer Sport Nav.
• Mazda CX-5 2.2d 175PS AWD Sport Nav.
• Mitsubishi L200 2.4d Barbarian.
• Nissan Qashqai dCi 130 Tekna 4wd.
• Peugeot 508 2.0 BlueHDi 150 S&S GT Line.
• SEAT Leon X-Perience 2.0 TDI 150 SE Tech.
• Skoda Octavia Scout 2.0 TDI 150PS 4×4.
• SsangYong Rexton W ELX.
• Subaru Forester 2.0d XE.
• Toyota Avensis 2.0 Touring Sports Business Edition.
• Volkswagen Golf SV 2.0 TDI 150PS DSG.
Skoda Octavia Scout, основные данные | |
Цена | £25.405/£26.055 |
Двигатель | 2.0-литровый дизель, 4 цилиндра |
Мощность/крутящий момент | |
Экономичность | 3,9 л/100 км |
Выбросы СО2 | 125/км |
Снаряженная масса | 1451 кг |
Разгон с трейлером с 48-97 км/ч | 13,2 секунд |
Разгон с трейлером с 64-97 км/ч | 10,5 секунд |
Торможение (97-48 / 64-16 км/ч) | 46.0 м / 29.8 м |
Победитель: VW Passat Estate 2.0 TDI 190PS DSG GT
Соперники:
• Honda CR-V 1.6 i-DTEC SR.
• Land Rover Defender 110.
• Nissan X-Trail dCi 130 n-tec 4wd.
• SEAT Alhambra 2.0 TDI 177PS SE Lux.
• Volkswagen Passat Estate 2.0 BiTDI 4MOTION 240PS GT.
• Volkswagen Passat Estate 2.0 TDI 190PS DSG GT.
VW Passat Estate, основные данные | |
Цена | £31.045/£32.385 |
Двигатель | 2.0-литровый дизель, 4 цилиндра |
Мощность/крутящий момент | |
Экономичность | 3,8 л/100 км |
Выбросы СО2 | 120 г/км |
Снаряженная масса | 1581 кг |
Разгон с трейлером с 48-97 км/ч | 10,4 секунд |
Разгон с трейлером с 64-97 км/ч | 8,0 секунд |
Торможение (97-48 / 64-16 км/ч) | 51.3 м / 28.9 м |
Победитель: VW Touareg 3.0 V6 TDI 262PS 4MOTION R-Line
Соперники:
• Land Rover Discovery Sport.
VW Touareg, основные данные | |
Цена | £48.405/£49.170 |
Двигатель | 3.0-литровый дизель, V6 |
Мощность/крутящий момент | |
Экономичность | 5,5 л/100 км |
Выбросы СО2 | 174 г/км |
Снаряженная масса | 2185 кг |
Разгон с трейлером с 48-97 км/ч | 9,1 секунд |
Разгон с трейлером с 64-97 км/ч | 7,0 секунд |
Торможение (97-48 / 64-16 км/ч) | 43.0 м / 22.4 м |
Победитель в номинации: более £50.000 тыс. фунтов, автомобиль Land Rover Discovery (стоимость данной версии в РФ- 4.229.000 рублей)
Победитель: Land Rover Discovery 3.0 V6 HSE Luxury