Машины и механизмы путевого хозяйства
Машины и механизмы путевого хозяйства
В книге описаны назначение, устройство, принципы действии и правила эксплуатации основных машин и механизированного инструмента, применяемых в путевом хозяйстве железных дорог (грузоподъемных, для ремонта земляного полотна, балластировки, подъемки, укладки и выправки пути; дли борьбы со снежными заносами, транспортные средства, путеизмерители и дефектоскопы); приведены основные расчеты, а также сведения по технике безопасности.
Главным направлением развития путевых машин является разработка системы машин, обеспечивающей комплексную механизацию путевых работ. Для этого должны быть созданы недостающие в ней машины и механизмы и повышена эффективность, надежность и производительность всех машин, входящих в систему.
При текущем содержании пути важнейшей задачей является машинизация текущего содержания, т. е. переход от механизации работ с использованием машин и механизмов к выполнению работ только высокопроизводительными машинами.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Общие сведения о путевых машинах
1.1. Основные виды путевых работ
1.2. Комплекты путевых машин, их классификация и требования, предъявляемые к ним
1.3. Приводы машин и механизмов для путевого хозяйства
1.3.1. Назначение и классификация приводов
1.3.2. Основы гидропривода
1.3.3. Силовое гидравлическое оборудование
1.3.4. Системы и аппаратура управления
2. Грузоподъемные машины
2.1. Классификация и основные характеристики машин
2.2. Элементы машин и механизмов
2.2.1. Стальные канаты
2.2.2. Блоки, полиспасты, барабаны
2.2.3. Грузозахватные устройства
2.2.4. Тормозные устройства
2.2.5. Лебедки
2.3. Стреловые и козловые краны
2.3.1. Назначение, классификация и устройство стреловых кранов
2.3.2. Стреловые краны на железнодорожном ходу
2.3.3. Многомоторные стреловые краны на железнодорожном ходу
2.3.4. Механизмы стреловых многомоторных кранов
2.3.5. Одномоторные стреловые краны на железнодорожном ходу
2.3.6. Расчет устойчивости стреловых кранов
2.3.7. Приборы и устройства для безопасной работы кранов
2.4. Козловые краны
2.5. Машины непрерывного транспорта
2.5.1. Назначение и область применения
2.5.2. Ленточные конвейеры
2.5.3. Пластинчатые н скребковые конвейеры
2.5.4. Ковшовые элеваторы
2.6. Основы эксплуатации и обслуживания грузоподъемных машин
2.7. Основные требования по технике безопасности при обслуживании грузоподъемных машин
3. Механизированный путевой инструмент
3.1. Электрифицированный путевой инструмент и инструмент с приводом от двигателей внутреннего сгорания
3.1.1. Рельсорезные стайки
3.1.2. Рельсосверлильные станки
3.1.3. Рельсошлифовальные станки
3.1.4. Шуруповерт ШВ-2М
3.1.5. Электрогаечные ключи
3.1.6. Костылезабивщик ЭПК-3
3.1.7. Костылевыдергиватель КВД-1
3.1.8. Шпалоподбойка ЭШП-9М
3.2. Гидравлический путевой инструмент
3.2.1. Гидравлические домкраты
3.2.2. Гидравлические рнхтовочные приборы
3.2.3. Гидравлические разгоночные приборы
3.3. Подключение электроинструментов к источникам питания
3.4. Основы эксплуатации и обслуживания путевого механизированного электроинструмента
3.4.1. Подготовка к работе и обслуживание электроинструментов
3.4.2. Подготовка к работе и обслуживание гидравлических приборов
3.4.3. Основные требования по технике безопасности при работе с путевым механизированным инструментом
4. Машины для ремонта земляного полотна
4.1. Путевые струги
4.1.1. Назначение и устройство путевых стругов
4.1.2. Тяговый расчет путевых стругов
4.2. Путевая землеуборочная машина
4.2.1. Назначение и устройство землеуборочной машины
4.2.2. Рабочие органы машины
4.3. Машины для устройства дренажей
4.3.1. Машина для сооружения продольных дренажей
4.3.2. Машина для сооружения поперечных дренажей (МСПД)
4.4. Основы эксплуатации н обслуживания машин для ремонта земляного полотна
5. Машины для балластировки и подъемки пути
5.1. Хопперы-дозаторы
5.1.1. Назначение и общее устройство
5.1.2. Основные устройства хопперов-дозаторов ЦНИИ-ДВЗ
5.1.3. Основы обслуживания хопперов-дозаторов
5.2. Электробалластеры
5.2.1. Электробалластер ЭЛБ-1
5.2.2. Электробалластер ЭЛБ-3М
5.2.3. Основы эксплуатации и обслуживания электробалластеров
5.2.4. Определение мощностей электродвигателей механизмов подъема и сдвига путевой решетки электробалластера ЭЛБ-1
6. Машины для сборки, разборки, укладки рельсо-шпальной решетки и сварки рельсов в пути
6.1. Машины для сборки рельсо-шпальной решетки
6.1.1. Полуавтоматическая поточная линия ЗЛХ-800
6.1.2. Полуавтоматическая поточная звеносборочная линия ППЗЛ-650 (ППЗЛ-500)
6.1.3. Технологическая стендовая линия (ТЛС)
6.1.4. Прочие типы звеносборочных линий
6.2. Механизация разборки рельсо-шпальной решетки
6.3. Машины для укладки рельсо-шпальной решетки
6.3.1. Моторная платформа дизельная (МПД)
6.3.2. Укладочные краны УК-25/9-18
6.3.3. Подвижной состав для перевозки пакетов
6.4. Механизация укладки и ремонта бесстыкового пути
6.4.1. Механизация укладки рельсовых плетей бесстыкового пути
6.4.2. Машина ШПМ-02/МГ
6.4.3. Путевая рельсосварочная самоходная машина (ПРСМ-3)
6.4.4. Машина для смены стрелочных переводов
6.5. Основы эксплуатации и обслуживания машин для сборки, разборки и укладки рельсо-шпальной решетки и сварки рельсов в пути
6.5.1. Подготовка к работе и обслуживание
6.5.2. Смазка машин
6.5.3. Основные требования по технике безопасности при обслуживании машин для сборки, разборки, укладки рельсо-шпальной решетки и сварки рельсов в пути
7. Машины для очистки балласта
7.1. Щебнеочистнтельная машина ЩОМ-4
7.1.1. Назначение и общее устройство машины
7.1.2. Определение мощности привода сетчатой ленты
7.2. Щебнеочистительная машина ЩОМ-Д
7.3. Щебнеочистительная машина ЩОМ-Д0
7.4. Щебнеочистительная машина ЩОМ-ЗУ
7.5. Балластоочистительиая машина ВМС
7.6. Основы эксплуатации и обслуживания машин для очистки балласта
7.7. Основные требования по технике безопасности при обслуживании щебне-очистителышх машин
8. Машины для выправки, рихтовки пути и отделки балластной призмы
8.1. Выправочно-подбивочно-рихтовочная машина ВПР-1200
8.1.1. Экипажная часть
8.1.2. Рабочие органы
8.1.3. Контрольно-измерительная система
8.1.4. Пневматическая рабочая система
8.1.5. Гидравлическая система
8.2. Выправочно-подбивочно-рихтовочная машина для стрелок и пути ВПРС-500
8.3. Рихтовочная машина Р-2000
8.4. Путерихтовочные машины непрерывного действия (несамоходные)
8.4.1. Путернхтовочное устройство на электробалластере ЭЛБ-1
8.4.2. Путернхтовочная машина системы Балашенко
8.4.3. Основы эксплуатации и обслуживания рихтовочных машин
8.5. Выправочно-подбнвочно-отделочиая машина ВПО-3000
8.5.1. Назначение и принцип действия
8.5.2. Дозатор
8.5.3. Рельсовые щетки
8.5.4. Механизм подъема, сдвига и перекоса пути
8.5.5. Основные вибрационные уплотнительные плиты
8.5.6. Планировщики откосов
8.5.7. Вибрационные уплотнители откосов
8.5.8. Механизм для обметания излишков балласта с пути
8.5.9. Устройства для контроля положения пути
8.6. Выправочно-подбивочно-отделочная машина ВПО-3000М
8.7. Основы эксплуатации и обслуживания машин для выправки ь рихтовки пути
8.7.1. Основы эксплуатации и обслуживания машин ВПР-1200, ВПРС-500, Р-2000
8.7.2. Техническое обслуживание машин ВПР-1200, ВПРС-500 и Р-2000
8.7.3. Основы эксплуатации и обслуживания машины ВПО-3000
8.7.4. Возможные неисправности машины и их устранение
8.8. Общие требования по технике безопасности при обслуживании машин для выправки, подбивки пути, уплотнения и отделки балластной призмы
9. Гидравлическая передача
9.1. Общие сведения
9.2. Унифицированная гидропередача
10. Транспортные средства
10.1. Грузовые автодрезины
10.1.1. Грузовая автодрезина АГМУ
10.1.2 Грузовая автодрезина ДГКУ (ДГК.У-5)
10.2. Автодрезина пассажирская АС-1А
10.3. Тяговый расчет грузовой автодрезнны АГМУ
10.4. Путеремонтная летучка ПРЛ-3
10.5. Основы эксплуатации и обслуживания транспортных средств
10.5.1. Подготовка к работе и обслуживание транспортных средств
10.5.2. Основные требования по технике безопасности при использовании транспортных средств
11. Путеизмерители и средства дефектоскопии
11.1. Устройства для измерения пути
11.2. Средства дефектоскопии
12. Машины для земляных работ
12.1 Бульдозеры
12.1.1 Назначение, классификация и устройство
12.1.2. Системы управления бульдозерным оборудованием
12.2.2. Устройство экскаваторов с жесткой подвеской рабочего оборудования
12.2.3. Устройство канатных экскаваторов
12.2.4. Основные механизмы канатных экскаваторов
12.2.5. Системы управления экскаваторами
12.2.6. Производительность бульдозеров и экскаваторов
12.3. Основы эксплуатации и технического обслуживания землеройных машин
13. Машины для очистки путей от снега
13.1. Плужные снегоочистители
13.1.1. Назначение и классификация
13 1.2. Плужный снегоочиститель СДП-М
13.2. Роторные снегоочистители
13.2.1. Назначение и классификация
13.2.2. Трехроторный электросиегоочиститель ЭСО-3
13.2.3. Фрезерно-роториый снегоочиститель
13.3. Снегоуборщики
13.3.1. Назначение и классификация снегоуборщиков
13.3.2. Поезд снегоуборочный системы ПТКБ ЦП МПС
13.3.3. Самоходные снегоуборщики
13.4. Основы эксплуатации машин для очистки путей от снега
13.5. Основные требования по технике безопасности при обслуживании машин для очистки путей от снега
Приложения
1. Стальные канаты типа ЛК-О
2. Стальные канаты двойной свивки типа ЛК-Р
3. Канаты двойной свивки типа ТК
4. Электродвигатели трехфазные асинхронные крановые
5. Тормоза колодочные
6. Цилиндрические редукторы. Двухступенчатые редукторы
7. Тяговые пластинчатые цепи
Путевые машины
Путевые машины, классификация путевых машин. Для комплексной механизации и автоматизация путевых работ созданы однооперационные и многооперационные путевые машины.
Путевые работы являются сложными, трудоемкими (мало привлекательными) и многооперационными. На ремонтных работах требуется выполнить до 80 технологических операций, а при текущем его содержании их насчитывается до 120.
В путевом комплексе уже насчитывается 40 типов путевых машин и 55 типов путевого механизированного инструмента. Для изучения применяемых методов и эффективных способов выполнения путевых работ, тенденций развития путевых машин и их анализа, используются приемы классификации.
Классифицировать, означает разделение множества объектов по общим для них признакам (или различиям) на классы (группы). Основные признаки, по которым классифицируют путевые машины: назначение, способ выполнения работ, тип привода, вид ходового оборудования, наличие энергетической базы, способ передвижения, системы управления, вид и состав выполняемых работ, конструктивные отличия, универсальность и др.
Классификация путевых машин
По назначению путевые машины и механизмы делятся на группы для:
а также транспортные, тягово-энергетические и погрузочно-разгрузочные средства для путевых работ (составы для засорителей, саморазгружающиеся вагоны, автомотрисы, дрезины, мотовозы);
путевой механизированный инструмент.
По способу выполнения работ машины различают: циклического (путеукладчики, выправочно-подбивочно-рихтовочные и др.), непрерывно-циклического (Duomatic 09-32, ПМА-1) и непрерывного действия (струги, щебнеочистительные, снегоуборочные машины и др.). Машины тяжелого типа несъемные с пути; путеизмерительные тележки, путевой инструмент и др. относятся к легким и могут быть сняты с пути.
Для привода в действие рабочих органов и передвижения самоходных путевых машин используются механические, гидравлические, пневматические, комбинированные передачи. По виду ходового оборудования машины бывают: на железнодорожном ходу, гусеничном и комбинированном пневможелезнодорожном ходу.
Гусеничный и комбинированный ход применяется на путевых машинах транспортного строительства. Путевые машины в путевом хозяйстве имеют железнодорожный ход.
В зависимости от наличия энергетической установки путевые машины делятся на автономные и неавтономные. Первые оснащены собственной энергетической базой (дизельный агрегат), к которой подключают все двигатели.
Многие путевые машины автономные (путеукладчики, дрезины, автомотрисы, выправочно-подбивочно-рихтовочные и т.п.). Неавтономные машины подключаются к локомотивам (путевые струги, плуговые снегоочистители, роторные снегоочистители и т.п.).
При создании путевых машин к ним предъявляются как общие, так и специфические требования: Общие требования: к показателям назначения (производительность и др.), унификация узлов и деталей, повышение надежности, снижение стоимости, метало- и энергоемкости, универсальность машин, легкость управления, ремонтопригодность (простота изготовления деталей, возможность демонтажа и ремонта узлов и агрегатов), обеспечение безопасности при обслуживании машин и их работе, создание благоприятных условий для работы машинистов, автоматизация управления и т.п.
Специфические требования обусловлены тем, что путевые машины имеют железнодорожный ход и относятся к специальному подвижному составу (СПС). Они должны вписываться в габарит подвижного состава по ГОСТ 9238-83; не превышать допустимых нагрузок 230 кН на ось; обладать плавностью хода; оснащаться ходовым, сцепным и тормозным оборудованием, совместимым с подобным оборудованием на подвижном составе; обеспечивать быстрый перевод рабочих органов из транспортного положения в рабочее и обратно, вписываться в кривые и обеспечивать требуемую устойчивость, иными словами, отвечать требованиям, предъявляемым к подвижному составу.
Путевые машины на железнодорожном транспорте (книга)
Рекомендовано департаментом кадров и учебных заведений МПС России в качестве учебного пособия для студентов вузов, техникумов, колледжей и учащихся образовательных учреждений железнодорожного транспорта, осуществляющих начальную профессиональную подготовку.
Содержание
Введение
Дальнейшее развитие железнодорожного транспорта нашей страны требует повышения эффективности производства и непрерывного его обновления на основе ускорения научно-технического прогресса. На железных дорогах увеличивается мощность пути, совершенствуется технология и организация путевых работ. Своевременный и качественный ремонт пути, снижение затрат времени, труда и расходов, повышение производительности труда осуществляются на основе максимальной механизации всех работ. Механизация в путевом хозяйстве развивается с учётом грузонапряжённости и интенсивности использования железных дорог — создаются машины, способные выполнять работы с минимальными перерывами движения поездов.
Большая роль в развитии путевого машиностроения принадлежит российским учёным и конструкторам. На магистралях нашей страны используется большой парк путевых машин и механизмов. При их создании большое внимание уделяется: повышению скорости и усилий на рабочие органы, созданию машин непрерывного действия, повышающих производительность и снижающих стоимость работ; внедрению гидропривода, позволяющего упростить кинематику, плавно регулировать скорость движения, снижать массу машин.
Важное значение имеют автоматизация работы, применение ЭВМ, обеспечивающих оптимальные режимы работы и загрузку двигателя, контроль качества выполняемых работ; разработка рабочих органов при оптимизации их параметров и режимов работы; создание машин с широким набором оборудования для выполнения различных операций, их эффективного использования по времени и сокращению их числа; увеличение надёжности и долговечности механизмов путём применения более прочных и износостойких материалов; унификация агрегатов, узлов и деталей с различными типами путевых машин.
Большое внимание уделяется совершенствованию машин с точки зрения ремонтопригодности, монтажа из легкосменяемых узлов и агрегатов, а также облегчения технического обслуживания; созданию оборудования для работы в условиях холодного климата; улучшению условий работы персонала — снижение вибрации и шума, обеспечение безопасности работ.
Классификация путевых машин, их комплекты и требования предъявляемые к ним
Классификация путевых машин,
их комплекты и требования предъявляемые к ним
К признакам, по которым классифицируют машины, относят: назначение, способ выполнения работ, тип приводов, вид ходового оборудования, наличие энергетической базы, способ передвижения. По назначению путевые машины и механизмы делятся на группы, которые включают в себя машины для: ремонта земляного полотна (путевые струги, дренажные и уборочные машины), балластировки пути (балластеры, путе подъёмники, тракторные дозировщики); хоппер-дозаторы; очистки балластного слоя (щебнеочистительные машины); укладки пути (рельсоукладчики, путеукладчики); сварки рельсов; машины звеносборочных баз (звеносборочные и звено-разборочные линии); уплотнения балласта и выправки пути (шпалоподбивочные, выправочно-отделочные, рихтовочные и путерихтовочные машины); контрольно-измерительные (путеизмерительные и дефектоскопные вагоны, автомотрисы, и тележки); очистки и уборки снега (плуговые и роторные снегоочистители, снегоуборочные машины), а также транспортные и погрузочно-разгрузочные средства для путевых работ (саморазгружающиеся вагоны, дрезины, мотовозы). По способу выполнения работ различают машины тяжёлого типа или несъёмные (струги, балластировочные машины, путеукладочные, щебнеочистительные, снегоуборочные и др.) и лёгкие типа или съёмные (передвижные электростанции, шпалоподбойки, рельсорезные и рельсосверлильные станки, другой электрический и гидравлический инструмент и т. д.) Машины тяжёлого типа занимают перегон, их нельзя снять с пути для пропуска поездов, а лёгкого типа снимаются с пути для пропуска поезда.
Для приведения в действие рабочих органов, а также для передвижения самоходных путевых машин используются следующие типы приводов: гидравлический, электрический, от двигателя внутреннего сгорания с механической передачей. По виду ходового оборудования машины бывают на железнодорожном ходу (струги, путеукладчики, электро-балластеры, выправочпо-подбивочные т. п.) и гусеничном (тракторные путеукладчики, дозировщики и т. п.). Большую часть машин выпускают на железнодорожном ходу. Они согласно правил технической эксплуатации железных дорог являются специальным подвижным составом. На транспортном строительстве внедряются машины на комбинированном ходу, на пневможелезнодорожном — пневмоколесные машины с роликами, установленными на специальных подвесках. Для движения по автомобильным дорогам ролики поднимают, а по железным дорогам опускают и машина опирается на них.
В зависимости от наличия энергетической установки путевые машины делятся на автономные и неавтономные. Первые оснащены собственной энергетической базой, к которой подключают все двигатели. Многие путевые машины автономные (путеукладчики, дрезины, вып-равочно-подбивочно-рихтовочная ВПР-1200, ВПР-02 и т. п.). Неавтономные машины подключаются к локомотивам (путевые струги, плуговые снегоочистители роторные, снегоочистители и т. п.)
Перечень основных путевых машин
и механизмов и их сокращенные названия
Учитывая, что основной способ сношений на железнодорожном транспорте — телеграфно-телефонный, то все сообщения должны быть краткими. Поэтому широко используются сокращенные названия путевых машин.
Перечень основных путевых машин и механизмов и их сокращенные названия
Учитывая, что основной способ сношений на железнодорожном транспорте — телеграфно-телефонный, то все сообщения должны быть краткими. Поэтому широко используются сокращенные названия путевых машин.
Машины и механизмы путевого хозяйства
В создание путевого машиностроения внесли существенный вклад отечественные инженеры и изобретатели. В числе первых путевых машин, созданных еще на заре развития железнодорожного транспорта, плуг на конной тяге для механизированной очистки пути от снега. В 1879 г. инж. С. С. Гендель сконструировал и применил снегоочиститель-таран. В это же время машинист Беренс изготовил модель роторного снегоочистителя. В 1887 г. ннж. И. Н. Ливчак создал вагон-путеизмеритель, а в 1910 г. инж. А. Н. Шумилов— первую снегоуборочную машину с погрузкой снега на состав. В 1913 г. инж. Н. Е. Долгов разработал путеизмерительную тележку и более совершенный вагон-путеизмеритель.
Особое внимание механизации путевых работ стало уделяться в годы Советской власти. В 30-е годы только что созданные путевые машинные станции стали получать высокопроизводительные путевые машины — путевые струги и балластеры с пневмоуправлением, звеньевые путеукладчики. Тогда же машинист Гавриченко разработал снегоуборочную машину. На новую ступень поднялось путевое хозяйство после Великой Отечественной войны. Уже в 1947 г. путевое хозяйство СССР получило электробалластеры ЭЛБ-1, земле-уборочные машины системы Балашенко, автодрезины АГМу. Значительных успехов достигла механизация путевых работ в 50-е годы, когда были созданы путеукладочные краны УК-25/9 и УК 25/21, щебнеочистительная машина ЩОМ-Д, балластные хопперы-дозаторы БХД, шпалоподбивочные машины ШПМ-02, снегоуборочные машины СМ-2, электро- и гидроинструмент, средства рельсовой дефектоскопии. В 60-е годы началось внедрение таких высокопроизводительных машин, как выправочно-подбивочно-отдел очная ВПО-3000, балластоочистительная БМС, дрезина грузовая крановая ДГКУ, путеукладочный кран УК-25/9-18, путевая рельсосварочная машинаПРСМ-3, звеносбороч-ные и звеноразборочные машины. В годы десятой пятилетки началось оснащение путевого хозяйства выправочно-подбивочно-рихтовочными машинами ВПР-1200 н ВПРС-500 (для стрелок), рихтовочной Р-2000 и щебнеочистительной ЩОМ-4. Разработаны новые высокоэффективные путевые машины, в частности автоматические путевые моторные гайковерты (ПМГ) для отвинчивания и завинчивания гаек путевых болтов, машина для смены стрелочных переводов, универсальная балласто-распределнтельная машина (УБРМ-1), балластоуплот-нительная машина (БУМ) и др.
Большой вклад в развитие путевых машин внесли коллективы Проектно-технологическо-конструкторского бюро Главного управления пути МПС (ПТКБ ЦП МПС), Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ), Калужского, Кировского, Тихорецкого и других заводов, транспортных вузов, Проектно-конструкторского бюро тяжелых путевых машин Министерства тяжелого и транспортного машиностроения (ЦКБ Путьмаш), проектно-коиструкторскогобюро Главстроймеха-инзации Министерства транспортного строительства (ПКБ Главстроймехани-зации Минтрансстроя) и Всесоюзного научно-исследовательского института транспортного строительства.
Главным направлением развития путевых машин в одиннадцатой пятилетке н последующие годы является разработка системы машин, обеспечивающей комплексную механизацию путевых работ. Для этого должны быть созданы недостающие в ней машины и механизмы и повышена эффективность, надежность и производительность всех машин, входящих в систему.
При текущем содержании пути важнейшей задачей является машинизация текущего содержания, т. е. переход от механизации работ с использованием машин н механизмов к выполнению работ только высокопроизводительными машинами