Машины инженерного вооружения учебник
Машины инженерного вооружения. Книга первая. Основы теории, устройства и применения машин инженерного вооружения
В книге отсутствуют страницы 451, 516
В первой книге учебника изложены основы теории, устройства и применения подъемно-транспортных, дорожных, землеройных, путепрокладочных машин и машин для устройства и преодоления минно-взрывных заграждений.
Применительно к этим группам инженерной техники дается общая характеристика, рассматриваются принципы действия и схемы применения, вопросы стандартизации и методы определения качества и эффективности.
Книга предназначена для слушателей академии, курсантов высших военно-инженерных командных училищ, а также может быть использована офицерами инженерных войск и военно-строительных частей при самостоятельном изучении общих вопросов теории, устройства и применения машин инженерного вооружения.
Оглавление
Предисловие
Введение
Глава I. Общая характеристика машин инженерного вооружения
§ 1. Классификация и общие требования к машинам различных классификационных групп
§ 2. Основные параметры
§ 3. Общие элементы машин
§ 4. Компоновка
§ 5. Базовые машины
Литература
Глава II. Уравнения движения машин
§ 1. Силы, действующие на машину
§ 2. Уравнения прямолинейного движения
§ 3. Уравнения поворота
§ 4. Основы тягового расчета на рабочих режимах
Литература
Глава III. Подъемно-транспортные машины
§ 1. Назначение, классификация и основные параметры
§ 2. Самоходные краны
§ 3. Погрузчики
§ 4. Применение подъемно-транспортных машин
Литература
Глава IV. Машины для подготовки и содержания войсковых путей
§ 1. Назначение, классификация и основные параметры
§ 2. Взаимодействие рабочих органов с грунтом
§ 3. Бульдозеры и оборудование для самоокапывания
§ 4. Инженерные машины разграждения и путепрокладчики
§ 5. Автогрейдеры и снегоочистители
§ 6. Применение машин для подготовки и содержания войсковых путей
Литература
Глава V. Землеройные машины для оборудования позиций войск и пунктов управления
§ 1. Назначение, классификация и основные параметры
§ 2. Траншейные экскаваторы
§ 3. Котлованные машины
§ 4. Универсальные машины
§ 5. Машины и оборудование для разработки мерзлых грунтов
§ 6. Бурильные машины
§ 7. Применение землеройных машин
Литература
Глава VI. Машины для заготовки материалов и элементов инженерных конструкций
§ 1. Лесозаготовительные и лесопильные машины
§ 2. Машины для железобетонных работ
§ 3. Компрессорные станции и пневмоинструмент
Литература
Глава VII. Машины для устройства и преодоления минно-взрывных заграждений
§ 1. Назначение, классификация и общая характеристика
§ 2. Минные заградители
§ 3. Вертолетное оборудование для установки мин
§ 4. Минные тралы
§ 5. Применение машин для устройства и преодоления минно-взрывных заграждений
Глава VIII. Основы стандартизации и контроля качества машин
§ 1. Стандартизация военной техники
§ 2. Унификация и агрегатирование машин
§ 3. Качество машин и методы его контроля
Литература
Глава IX. Эффективность и испытания машин
§ 1. Критерии эффективности
§ 2. Методы определения критериев эффективности машин
§ 3. Пути повышения эффективности машин
§ 4. Испытания машин
Литература
Приложение
УЧЕБНИКИ
1. Пожарная и аварийно-спасательная техника : учебник : в 2 ч. Ч. 1 / М.Д. Безбородько, С.Г. Цариченко, В.В. Роенко и др. ; под ред. М.Д. Безбородько. – М. : Академия ГПС МЧС России, 2012. – 353 с.
2. Безбородько, М.Д. Пожарная техника: Учебник /М.Д. Безбородько, М.В. Алешков, В.В. Роенко, А.В. Рожков и др. ; под ред. М.Д. Безбородько. –
М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. – 437 с.
3. Основные направления развития технической службы в системе Государственной противопожарной службы: Учеб. пособие / Безбородько М. Д., Алешков М. В., Роенко В. В. и др.; Под общ. ред. канд. техн. наук, доц. М. В. Алешкова. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2010. – 187 с.
5. Лавриненко, Д.Ф. Основы применения аварийно-спасательного инструмента и оборудования. / Д.Ф. Лавриненко, П.П. Петренко, М.Ф. Баринов, Д.В. Мясников. Учебное пособие. – Химки: АГЗ МЧС России, 2014. – 126 с.
6. Раков, В.А. Специальные транспортные средства. Аварийно-спасательные, пожарные и специальные машины : учебное пособие / В.А. Раков ; М-во образования и науки РФ, Вологод. гос. ун-т. – Вологда : ВоГУ, 2014. – 158 с.
7. Кулаковский, Б.Л. Пожарные аварийно-спасательные и специальные машины: Учебное пособие / Б.Л. Кулаковский, В.И. Маханько, А.В. Кузнецов. – Минск: Технопринт, 2002 – 382 с.
8. Устройство автомобиля: Учебник для учащихся автотранспортных техникумов / Е.В. Михайловский, К.Б. Серебряков, Е.Я. Тур. – 6-е изд., стереотип. – М.: Машиностроение, 1987. – 352 с.
9. Бородин, Н.Г. Машины инженерного вооружения. Часть 4. Базовые изделия. Н.Г. Бородин, В.Н. Манкевич, А.А. Путков, А.П. Трофимов и др. / Под ред. Н.Г. Бородина. – М.: Военное издательство, 1987. – 432 с.
10. Технические средства проведения и обеспечения аварийно-спасательных работ: справочное пособие. – М.: НПЦ «Средства спасения», 2009. – 256 с.
11. Преснов, А.И. Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. – СПб.: С.-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2007. – 507 с.
12. Стрелков А. Г. Конструкция быстроходных гусеничных машин: Учебное пособие / А. Г. Стрелков. – М.: МГТУ «МАМИ», 2005. – 616 с.
13. Тенденции развития пожарно-спасательной отрасли. Фотокнига / Ред.-сост. A.C. Смирнова. – М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017. – 360 с.
14. Яковенко Ю.Ф. и др. Эксплуатация пожарной техники: Справочник. – М.: Стройиздат, 1991. – 415 с.
СКАЧАТЬ
15. Ольшанский, А.В. Машины инженерного вооружения. Часть 1. Общая характеристика. Машины для преодоления разрушений и механизации земляных работ. А.В. Ольшанский, Н.Ф. Федотов, Н.Г. Бородин, В.П. Трянин и др. / Под ред. А.В. Ольшанского. – М.: Военное издательство, 1986. – 424 с.
17. Наставление по технической службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Проект приказа МЧС России /[Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.mchs.gov.ru/law/Proekti_mchs/Nezavisimaja_antikorrupcionnaja_jekspert/Proekti_normativnih_pravovih_aktov_MCHS/item/221721.
18. Временные нормативы трудоёмкости технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей ФГБУ ПТЦ (отрядами, частями технической службы) ФПС по субъектам Российской Федерации. Утв. А.П. Чуприяном. – М.: МЧС России, 2012.
22. Проектирование предприятий автомобильного транспорта : учебник для студентов специальности «Техническая эксплуатация автомобилей» учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / М.М. Болбас и др.; под ред. М.М. Болбаса. – Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2004. – 528 с.
ИНСТИТУТ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛ-4320-1 О, УРАЛ-4320-31
И их модификации
Руководство по эксплуатации
4320-3902035 РЭ
Рекомендуется Федеральным государственным казенным образовательным учреждением высшего профессионального образования – Военным учебно-научным центром Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» в качестве учебного пособия для слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки «Транспортные средства специального назначения» по специальности «Военные гусеничные и колесные машины»
П69 Практикум по дисциплине «Ремонт бронетанковой техники»: учеб. пособие / И. Ю. Лепешинский [и др.]. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. — 104 с. ISBN 978-5-8149—1265-7
Рекомендовано государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования – Военным учебно-научным центром Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» в качестве учебного пособия для слушателей высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы»
В учебном пособии рассмотрен широкий круг практических вопросов по текущему ремонту танка Т-72. Материал изложен в виде операционных карт, что помогает легко усвоить теоретический материал, визуально определить порядок и правильность выполнения работ по фотографиям с комментариями к каждой операции. Приведены основные положения руководств, инструкций и справочников, а также сведения, необходимые слушателям при подготовке и выполнении практических работ по текущему ремонту танка Т-72.
Разработано в соответствии с квалификационными требованиями и программой подготовки офицеров при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования по направлению подготовки «Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы». Может быть использовано для подготовки курсантов военно-учебных заведений и учебных военных центров, слушателей военных кафедр, а также офицеров танковых войск в системе командирской подготовки.
Универсальный боец инженерных войск. Часть третья
Во второй части мы рассмотрели основные модификации ИМР-2. Но усовершенствование машины и ее оборудования не прекращались. Они продолжаются по сей день.
В середине 1980-х гг. на ИМР испытывали экспериментальный образец тралящего устройства. Это было связано с тем, что ножевой трал машины (как и трал КМТ-6 для танков) не обеспечивал надежного траления мин, заглубленных более 30 см, — она составляла 20%. В ходе работ было разработано тралящее устройство в виде рамы, которая навешивалась на универсальный бульдозер. В результате общий вес всех компонентов трала был уменьшен, но надежность траления мин при заглублении до 50 см удалось повысить всего на 10%.
Также в последние десятилетия проводилось много робот по модернизации и усовершенствованию рабочих органов ИМР. Для примера приведем патент на интересную модернизацию (или изменение) захвата-манипулятора ИМР-2М:
Инженерная машина разграждения (Патент RU 2072088):
F41H13 — Средства наступления или обороны, не отнесенные к другим группам. Авторы патента: Кондратович А.А., Афанасьев В. Е., Примак Л.В., Черепанов В.Д., Купцов В.И.
Изобретение относится к средствам преодоления заграждений и препятствий, в частности лесных и каменных завалов. Инженерная машина разграждения содержит базовое шасси 1, на котором смонтированы универсальный бульдозерный рабочий орган 2 и поворотная платформа 3 с телескопической стрелой 4. Новым в машине является то, что телескопическая стрела снабжена захватом 5 с гидроцилиндрами управления 6, выполненным в виде двух шарнирно соединенных между собой челюстей, одна — в виде бульдозерного отвала 7 с закрепленными на нем шипами 8, другая — в виде рамы 9 с жестко закрепленными на ней зубьями 10.
Изобретение относится к средствам преодоления заграждений и препятствий, в частности, лесных и каменных завалов.
Известна инженерная машина разграждения ИМР-2М, содержащая гусеничное шасси, на котором смонтированы универсальный бульдозерный рабочий орган и поворотная платформа с телескопической стрелой, на которой установлен рабочий орган в виде захвата-манипулятора. Недостатком этой машины является низкая производительность при проделывании проходов в лесных и каменных завалах.
Задачей предлагаемого технического решения является повышение производительности машины при проделывании проходов в лесных и каменных завалах.
Проведенный сопоставительный анализ предлагаемого технического решения с прототипом показывает возможность повышения производительности машины при устройстве проходов в каменных и лесных завалах в 2-3 раза.
Сущность предлагаемого технического решения поясняется чертежами.
На фиг.1 изображена инженерная машина разграждения (ИМР), вид сбоку; на фиг. 2 захват в раскрытом положении, вид сбоку; на фиг.3 захват в закрытом положении, вид сбоку; на фиг.4 захват в раскрытом положении, вид спереди; на фиг.5 захват в закрытом положении, вид спереди.
ИМР работает следующим образом. При проделывании проходов в завалах, где преобладает мелкая фракция, а также при устройстве въезда на крутой грунтовый откос, челюсти захвата 5 сомкнуты (фиг. 3 и 5).
Опуская телескопическую стрелу 4, внедряют захват 5 в завал (откос), затем втягивая телескопическую стрелу и поворачивая захват в вертикальной плоскости, зажимают элементы завала между захватом и опущенным на грунт отвалом бульдозерного рабочего органа 2, после чего движением базовой машины перемешивают элементы завала в нужном направлении (грунт из откоса между захватом и отвалом бульдозерного рабочего органа не зажимается, а перемещается в направлении машины, за счет чего образуется въезд).
При проделывании проходов в завалах, где преобладает крупная фракция (бревна, железобетонные плит и т.п.), захват 5 раскрыт (фиг.2 и 4). Опуская телескопическую стрелу 4 и поворачивая захват 5 в вертикальной и горизонтальной плоскостях для придания ему необходимой ориентации, внедряют его зубьями 10 в завал, одновременно смыкая челюсти 7, 9 и зажимая элементы завала между ними. Затем, управляя телескопической стрелой 4 и поворотной платформой 3, перемещают элементы завала и нужном направлении.
При необходимости указанные циклы повторяют.
За счет применения предлагаемого технического решения появляется возможность повышения в 2-3 раза производительности машины при проделывании проходов в завалах, остальные функциональные возможности машины при этом сохраняются.
Возможно при разборе завала такой захват и более выгоден. Но при нем теряется универсальность машины. Ведь иногда надо выкопать траншею или канаву, убрать сыпучий материал в сторону от пути, а не перемещать его и т. п. Новым захватом этого на сделаешь
В армиях других стран мира (не считая республик бывшего СССР — там ИМР) также есть инженерные машины подобные ИМР-2. Именуются они по-разному: саперный танк, бронированная (боевая) инженерная машина, инженерная машина разграждения. Состав оборудования у них также может отличаться от того, что на ИМР-2, но спектр выполняемых задач практически тот же. Ниже — несколько представителей этого семейства.
Великобритания:
Саперный танк «CHIEFTAIN» AVRE. «Чифтен» предназначен для обеспечения высокой мобильности танковых боевых групп путем расчистки для них путей движения в условиях массового применения противником заграждений, в том числе минных. Вместо башни смонтирована грузовая опрокидывающаяся платформа для размещения рабочего оборудования. Танк оснащен колейным ножевым минным тралом EMP с гидравлической системой управления, бульдозерным оборудованием UDK1, навешиваемое вместо трала за 10 мин, до трех пакетов фашин из пластмассовых труб для преодоления противотанковых рвов, одним-двумя комплектами удлиненных зарядов разминирования на прицепах L8, гибким дорожным покрытием класса 60, лебедкой с усилием 10 т, крановым оборудованием. Всего было заказано 46 саперных танков.
В стандартном исполнении «Троян» оснащен установленным в носовой части бульдозерным отвалом с гидравлическим приводом. Отвал может использоваться как для разрушения препятствий, так и быстрой подготовки огневых позиций. При необходимости проделывания прохода в минно-взрывных заграждениях предусмотрена его оперативная замена в полевых условиях ножевым минным тралом или минным тралом плужного типа. Проделывание проходов в минном поле возможно и взрывным способом. Для этого «Троян» может буксировать на прицепе установку разминирования «Питон». При необходимости на этой машине может быть установлен электромагнитный минный трал для уничтожения мин, оснащенных неконтактными взрывателями. Задняя платформа предназначена для перевозки различного инженерного оборудования, например фашин. На правом борту БИМ «Троян» смонтирована стрела экскаватора с гидравлическим управлением. На сегодняшний день лишь эта инженерная машина в максимальной степени приспособлена к использованию в современных конфликтах.
С 2010 г. на вооружение английских инженерных войск стали поступать боевые инженерные машины разграждения Terrier от британской компании BAE Systems. «Терьер» может выполнять широкий спектр работ, в том числе — прокладку колонных путей, обеспечивать продвижение войск через зоны разрушений, рыть траншеи, противотанковые рвы, создавать инженерные заграждения, заниматься погрузкой и укладкой фашин. Combat engineering vehicle Terrier оснащается системой электродистанционного управления, которая позволяет управлять машиной на расстоянии до одного километра. Машина способна транспортировать 5 тонн материалов, вооружена 7,62-мм пулеметом, а также пусковыми установками дымовых гранат для создания дымовой завесы, оснащена системой РХБ защиты, инфракрасными камерами. Полная масса Terrier составляет 32 тонны, она имеет цельносварной бронированный корпус и может дополнительно оснащаться навесной броней. Экипаж состоит из 2 человек.
Германия:
Немецкий саперный танк «Pionierpanzer 2» предназначен для оказания помощи тяжелым боевым машинам при форсировании ими водных преград, а также для выполнения земляных и грузоподъемных работ в передовых районах. Является дальнейшим развитием саперного танка «Pionierpanzer 1», выполнен на базе танка «Leopard 1». Машина оснащена телескопической экскаваторной стрелой, бульдозерным оборудованием, комплектом оборудования для электрической резки и сварки, работающим от встроенного электрогенератора, лебедкой-кабестаном с механизмом натяжения троса. Вооружение включает 7,62-мм пулемет. Система дистанционного управления экскаваторным оборудованием позволяет более точно выполнять земляные, грузоподъемные и другие работы. Коробчатая стрела треугольного сечения размещается на правом борту в передней части корпуса и в походном положении укладывается на крышу. Бульдозерное оборудование может оснащаться закрылками, увеличивающими ширину резания до 3,75 м. На задней стороне отвала шарнирно укреплены зубья рыхлителя. На саперный танк может быть установлено оборудование для подводного вождения, обеспечивающее преодоление водных преград глубиной до 4 м.
Франция:
Саперный танк АМХ-30 EBG создан на шасси танкового мостоукладчика АМХ-30, но с новым двигателем, подвеской и трансмиссией модификации АМХ-30В2. Он оснащен бульдозерным оборудованием производительностью 120 м3 в час. Имеется также скреперное оборудование. При его использовании машина медленно движется задним ходом вдоль дороги, выравнивая ее. Машина оснащена четырьмя трубчатыми направляющими для дистанционного минирования местности, а также пусковой установкой удлиненного заряда разминирования. Основное вооружение — 142-мм пушка, для стрельбы из которой применяются 17-кг снаряды.
Инженерная машина разграждения ИМР M1 Grizzly. Инженерная машина разграждения «Гризли» (по другому «Бричер») разрабатывалась с 1992 г. и предназначена для проделывания проходов в минных заграждениях, растаскивания завалов, оборудования переходов через противотанковые рвы и подходов к местам переправы через водные преграды и суходолы, отрывки котлованов под укрытияпо (правому борту, смонтирована телескопическая стрела) и устройства окопов для боевых машин. Выполнена на базе танка M1 Abrams. Машина оснащена экскаваторным оборудованием, минным двухотвальным ножевым тралом с аппаратурой автоматического регулирования глубины траления. На 10-м телескопической коробчатой стреле треугольного сечения можно крепить ковш емкостью 1,5 куб. м, грузовой крюк или захват. Вооружение включает 7,62-мм пулемет и 40-мм гранатомет.
Однако неудовлетворительные результаты испытаний и высокая стоимость опытных образцов послужили причиной приостановки финансирования программы «Ассалт Бричер». Тем не менее, в 2007 г. 33 такие машины были закуплены для морской пехоты США. Основным инженерным оборудованием БИМ «Бричер» является плуговой минный трал, навешенный на носовую часть машины. С помощью этого оборудования машина может проделывать сплошной проход шириной 4,5 м в минном поле из противотанковых и противопехотных мин, оснащенных контактными взрывателями, со скоростью около 5 км/ч. На машине предусматривается размещение двух удлиненных зарядов разминирования «Миклик». Экипаж БИМ два человека. Мест для размещения саперов, дополнительного оснащения и оборудования не предусмотрено. Кроме того, эта машина оснащена несколькими видеокамерами и системой дистанционного управления по радиоканалу.
Вместо заключения
Военная техника и вооружение
Полная энциклопедия танков мира. 1915-2000 гг.
Настоящая книга является справочным изданием, посвященным проблемам становления и развития мирового танкостроения. Впервые в одной книге собран.
Горст Август Георгиевич
Книга содержит краткие сведения о теории взрывчатых веществ, о взрывчатых веществах (бризантных и инициирующих), средствах воспламенения и инициирования, порохах и пиротехнике в объеме.
«Энциклопедия кораблей», вышедшая в издательстве «Полигон», представляет собой русский перевод широко известной «The Encyclopedia of Ships» под редакцией Криса Маршалла.
В ней описаны 1256 самых.
Внуков Владимир Павлович
«Занимательная» физика вообще должна читаться легко, а значит, пишется трудно, «занимательная» же военная физика дело совсем необычное, а потому особенно трудное. Автор рискует думать, что книжка все.
Иллюстрированное издание посвящено одному из крупнейших танковых сражений Второй мировой войны, которое развернулось в июне 1941г. на Юго-Западном фронте. Это сражение мало освещено в.
Полный иллюстрированный справочник пистолетов и револьверов. Настоящая книга двух известных английских специалистов и исследователей представляет собой одно из наиболее полных существующих в мире.
Впервые Мир увидит книгу Олега Гольцмана «Без права на славу». В ней описаны все 33 Чина Ордена Тамплиеров и методика подготовки.
Федосеев Семен Леонидович
Андреев Игорь Алексеевич
В издании представлена самая полная информация о бронетанковой технике, состоявшей на вооружении Германии во время Второй мировой войны. Подробно изложена история, назначение, особенности.
Варенышев Борис Васильевич
Брошюра предназначается для солдат, сержантов и курсантов училищ всех родов войск Советской Армии, студентов гражданских вузов, а также членов ДОСААФ в качестве вспомогательного учебного.
Шунков Виктор Николаевич
Книга представляет собой информационный обзор, посвященный одному из компонентов гигантской военно-политической машины фашистской Германии — войскам СС. Подробно описана организация частей и.
Широкорад Александр Борисович
В данной энциклопедии впервые представлены все отечественные артиллерийские орудия и системы состоявшие на вооружении русской армии и флота в XVII-XX веках, а также большинство созданных в единичных.
Настоящая книга является непосредственным продолжением первой книги коллективного труда «Материальная часть стрелкового оружия», издающегося под редакцией академика генерал-лейтенанта артиллерии.
Йоргенсен Кристер, Догерти Мартин Дж., Джестайс Филлис, Дикки Йен, Девриз Келли, Павкович Майкл