Машины на красной площади ссср
На каких машинах принимали парад Победы в разные годы
Главное мероприятие, с которым ассоциируется День Победы в России — это, конечно же, парад на Красной площади. Кто-то его любит за начальную «пехотную» часть, кто-то за огромную колонну техники
А я сегодня хотел бы обратить внимание немножко под другим углом и посмотреть на самые «гражданские» машины парада, насколько это только возможно. А именно на кабриолеты, на которых ездят те, кто этот парад принимают. Давайте посмотрим в какие годы на каких машинах это делали
Начнём не с 1945-го и даже не с 1946-го, а с 1953-го года. Именно тогда живых коней заменили кони железные — автомобили ЗиС-110Б
В 1961 году честь принимать парад перешла к кабриолетам ЗиЛ-111В. Прослужили они в этой почётной роли до 1971 года
В 1972 году другой «парадный» ЗиЛ модели 111Д парад так и не принял. зато машины этой модели встречали космонавтов с 1964 по 1970 годы. Согласитесь, не менее почётная и достойная роль
Ну а парадным в 1972 году стал ЗиЛ-117В, проработавший в Москве до 1980 года. А потом с 1981 до 2009 эти машины работали в Северной столице
А в Москве с 1981 до 2009 года работали ЗиЛ-41044 (они же ЗиЛ-115В по заводскому индексу)
Как видите, парадные кабриолеты становились всё более «квадратными», а в 2010 году сменили цвет на чёрный в лице модели ЗиЛ-41041 (заводской индекс ГАЗ-СП45, т.к. специалисты Горьковского завода также принимали участие в разработке)
Но вот приходит 2019 год и постепенному «оквадрачиванию» машин приходит конец, равно как и конец эпохе ЗиЛов как парадных кабриолетов
Теперь принимает парад новинка — Aurus. Всё также чёрный, но намного более гладкий в плане форм
Так уж получилось, что сегодня, 9 мая 2020 года, «наземного» парада не будет, по всем понятным причинам. В сети огромное количество фотографий машин-участников парада и найти прошлогодние труда не составит
На те машины, которые мы сегодня вам показали, обращают обычно меньше внимания. Правильно это или нет — вопрос дискуссионный, но как бы то ни было, это тоже часть нашей истории, так почему бы не вспомнить её?
С праздником всех. Вечная память тем, кто не вернулся домой ради того, чтобы мы все жили под мирным небом. И, конечно, желаю всем здоровья — сейчас это важно как никогда
В честь Победы: 75 лет развития автобронетехники СССР и России в парадах на Красной площади
С примесью войны
Подобрать новые армейские машины для первого послевоенного парада оказалось нелегко. Ближе всех к ним стояла трёхтонка ЗИС-5 военного образца для перевозки пехоты, в годы войны не покидавшая московский конвейер, а также советские конструкции «Катюш», пригревшихся на американских шасси Studebaker.
На Красной площади советские солдаты на грузовиках ЗИС-5 с 85-сильным двигателем и гидроприводом всех тормозов. 1947 год
На Параде Победы советские 12-зарядные системы залпового огня БМ-31-12 образца 1944 года на автомобилях Studebaker US6-U3. 1945 год
Роскошь для парадных ЗИСов – не грех
Первые серебристые 140-сильные парадные автомобили ЗИС-110Б для высших военных чинов, появившиеся на Красной площади 1 мая 1953 года, считались олицетворением военного превосходства Вооруженных сил СССР и победы в Великой Отечественной войне. Их развитием в 1960-е были кабриолеты ЗИЛ-111В, переделанные из лимузинов ЗИЛ-111, а в 70-е на шасси ЗИЛ-114 был создан укороченный вариант ЗИЛ-117В.
Министр обороны Г. К. Жуков (слева) и маршал К. С. Москаленко на автомобилях ЗИС-110Б во время осмотра войск. 7 ноября 1955 года
Без обычных грузовиков парадов не бывает
В первые мирные годы в Вооруженных силах СССР служили новые грузовые автомобили ГАЗ-51, ЗИС-150 и полноприводный ЗИС-151, которые перевозили мотопехоту и солдат десантных войск, а тяжёлые орудия буксировали балластные тягачи ЯАЗ-210Г, очень похожие на американский Diamond T-981.
Грузовики ЗИС-150 для перевозки десантников, 7 ноября 1950 года
Военные грузовики ЗИС-151 с 16 солдатами в кузовах. 1952 год
Жизнь легендарных «Катюш» продолжается
В послевоенные годы в Советскую армию поступили несколько новых систем залпового огня на базе ЗИС-151. Среди них была компактная модель БМ-14 с гладкоствольными направляющими и самая мощная установка БМ-24 для разрушения тяжёлых укреплений. В 1959-м к ним прибавилась мощная система БМД-25 комплекса «Коршун» на односкатном грузовике ЯАЗ-214.
«Катюша» БМ-14 с трубчатыми направляющими, 7 ноября 1954 года
Машина залпового огня БМ-24 калибра 240 мм на шасси ЗИС-151
Пусковая 250-мм ракетная установка БМД-25 тактического комплекса «Коршун» с шестью ракетами на шасси ЯАЗ-214. 1959 год
Ракетные системы ЗИЛа и Брянского завода
Летом 1964-го реальным результатом долгих и мучительных разборок в СКБ ЗИЛа было создание двухмоторного четырёхосного спецшасси ЗИЛ-135ЛМ для тактической ракетной системы «Луна-М». Затем на Брянском автозаводе эта система выпускалась до 1994 года. Длиннобазное шасси ЗИЛ-135К с пластиковой кабиной послужило основой пусковой установки крылатых ракет, не имевших тогда зарубежных аналогов.
Возвращение с парада комплекса «Луна-М» на шасси ЗИЛ-135ЛМ с двумя моторами по 180 сил, 7 ноября 1971 года (фото автора)
Пусковые установки крылатых ракет 2П30 на шасси ЗИЛ-135К со стеклопластиковыми кабинами, 7 ноября 1961 года
Средние и тяжелые минские ракетные тягачи
В середине 50-х был создан унифицированный с лесовозом МАЗ-501 четырёхтонный седельный тягач МАЗ-502В, работавший с одноосным полуприцепом с приспособлениями для транспортировки ракет на стартовую позицию и перегрузки их на рельсовые заряжающие установки.
Тягачи МАЗ-502В с полуприцепными транспортно-заряжающими машинами ПР-41А для зенитно-ракетного комплекса «Даль», 1961 год
Самыми известными и совершенными в те времена стали тяжёлые седельные и балластные тягачи семейства МАЗ-535/537 (8´8) в многочисленных версиях, от буксировки артиллерийских систем до несения крупных ракетных комплексов. Их главной задачей являлась работа со специальными низкопрофильными транспортными тележками для вывоза на стартовую позицию межконтинентальных ракет, способных нести ядерные заряды.
На параде 9 мая 1965 года тягач МАЗ-535А буксирует двухосную тележку с «глобальной» или орбитальной ракетой ГР-1 массой 120 тонн
Тягач МАЗ-537Г четвертого поколения с полуприцепом ЧМЗАП-9990 в колонне технического обеспечения на параде 2008 года (фото автора)
Ракетные «Осы» и «Точки»
На рубеже 60-70-х Брянский автозавод выпускал уникальные трёхосные плавающие боевые машины с несущими герметизированными корпусами, которых к тому времени за границей не существовало. Первая заднемоторная машина служила пусковой установкой зенитно-ракетного комплекса «Оса», вторая со средним расположением силового агрегата являлась тактической ракетной системой «Точка».
Плавающие зенитные установки 9А33Б «Оса» на шасси БАЗ-5937 с 300-сильным дизелем и антенным комплексом. 1970-е годы
На параде 2010 года в Санкт-Петербурге плавающее шасси БАЗ-5921 с пусковой установкой комплекса «Точка-У» и поднятой ракетой
Ракетные системы семейства МАЗ-543
Боевые установки для запуска жидкостных ракет оперативно-тактического комплекса 9К72 на шасси МАЗ-543, 7 ноября 1965 года
Самоходные установки «Темп-С» на базе МАЗ-543А для запуска твердотопливных ракет с дальностью стрельбы до 900 км, 7 ноября 1967 года
В 1976-м на вооружение поступил МАЗ-543М с одной кабиной, на котором базировались системы залпового огня «Смерч-М», зенитные пусковые установки С-300, береговые комплексы «Рубеж» и многое другое. Некоторые из них до сих пор остаются на вооружении и участвуют в парадах.
Система залпового огня «Смерч-М» с 12 гладкими направляющими калибра 300 мм на шасси МАЗ-543М. Парад 2011 года (фото автора)
На параде 2008 года зенитная установка С-300ПМУ-2 «Фаворит» на шасси МАЗ-543М, признанная самой эффективной в мире (фото автора)
Воинственное разоружение
Последний парад на Красной площади с участием военной техники завершился хмурым утром 7 ноября 1990 года вскоре после банальной речи главы государства. Впервые на нём появилось самое передовое и перспективное вооружение – пусковые установки зенитной системы С-300 и машины ракетного комплекса «Тополь». Но на них тогда никто внимания не обратил.
В первый и последний раз на Красную площадь въезжает секретная гордость страны – комплекс «Тополь» на семиосном шасси МАЗ-7917
Новые времена, новые парады
Девятого мая 2008 года, после 18-летнего перерыва, парад на Красной площади открывали два светло-серых кабриолета ЗИЛ-41044, собранных путём урезания лимузина ЗИЛ-4104. К параду 2010-го умельцы из Нижнего Новгорода представили машины ЗИЛ-41041 АМГ, собранные из списанных американских джипов и ЗИЛовских кузовов. Наконец, в 2019-м на Красную площадь впервые выехали два монументальных кабриолета Aurus российского изготовления.
Укороченный 275-сильный парадный кабриолет ЗИЛ-41044 с поднятым тентом эксплуатировался в 1981-2009 годах – около 30 лет
Министр обороны объезжает войска на черном кабриолете ЗИЛ-41041 АМГ. 2016 год
Министр обороны принимает парад на Aurus-412314 с двигателем V8 мощностью 598 сил. 2019 год
В армии обычным грузовикам пришёл конец
После долгого перерыва российские парады превратились в грандиозные торжества, на которые приходили десятки тысяч любопытных и выезжали сотни наиболее совершенных колёсных машин отечественного производства и оригинальных конструкций с уникальным вооружением. Представляем некоторые из них.
Транспортёр военной полиции КамАЗ-63968 «Тайфун-К» с 450-сильным дизелем и отсеком на 16 человек десанта. 2018 год
Капотная машина Урал-63095 «Тайфун-У» с двигателем в 450 сил, открытым корпусом и гидропневматической подвеской. 2019 год
Принятый на вооружение и проверенный в боях ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1» на грузовом шасси КамАЗ-6560. 2013 год
На параде 2011 года ракетная система С-400 «Триумф» с 500-сильным тягачом БАЗ-6402 и полуприцепом, признанная лучшей в мире
Межконтинентальный «Тополь-М»
Легендарный 16-колесный комплекс «Тополь-М» на 800-сильном шасси МЗКТ-79221, оснащённый моноблочной баллистической ракетой, заступил на боевое дежурство в 2006 году и через два года стал участвовать в парадах на Красной площади.
Пусковая установка комплекса «Тополь-М» для несения боевого дежурства в движении и запуска межконтинентальных ракет. Парад 2010 года
Могучий «Ярс»
В 2010 году в ходе очередной реорганизации Вооруженных сил России было принято решение о замене вооружения «Тополей» на новую ракетную систему «Ярс» с разделяющимися боеголовками. В остальном обе машины были почти одинаковыми, а с 2015-го «Ярс» стал постоянным участником парадов на Красной площади.
Самой крупной и впечатляющей колёсной машиной на московских парадах стала пусковая установка комплекса «Ярс». 2018 год
Новая автотехника на параде в Москве 24 июня 2020 года (фото автора)
На юбилейном 75-м военном параде по Красной площади впервые прошли ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-СМ», многоцелевые зенитно-ракетные установки С-350 «Витязь», береговые противокорабельные системы «Бал», огнемётные колёсные машины, автоматизированные миноискатели и разбрасыватели мин.
Комплекс С-350 «Витязь» с управляемыми ракетами средней дальности рассчитан на борьбу с воздушными целями противника на расстоянии до 600 километров или их перехват на высотах до 30 км. Он оснащён подъёмными стальными фермами, размещёнными друг над другом, и предназначен для замены установки С-300ПС.
Пусковая установка 50П6А комплекса «Витязь» с 12 ракетами индивидуального наведения на 470-сильном шасси БАЗ-69092-012
Ракетная система «Бал» служит для охраны прибрежной зоны, военно-морских баз и прибрежных объектов. В её состав входят три унифицированные машины на шасси МЗКТ-7930: командный пункт со средствами связи, установка с восемью контейнерами для запуска ракет и транспортная машина для их перевозки и оперативной перегрузки.
Пусковая машина «Бал» с дозвуковыми противокорабельными ракетами Х-35 с дальностью поражения до 110 км
Впервые на параде была представлена одна из самых эффективных боевых машин на автомобильном ходу – тяжёлая мобильная огнемётная система ТОС-2 «Тосочка», наследница гусеничного варианта «Солнцепёк», выполненная с учётом более жёстких тактико-технических требований.
Огнемёт «Тосочка» на трёхосном грузовике Урал» повышенной проходимости
Второй неожиданностью был уникальный КамАЗ инженерной системы дистанционного минирования ИСДМ со спутниковым наведением и автоматизированной метеостанцией. На нём установлены два пусковых блока по 25 противопехотных мин в каждом, автоматически производящие залпы по расчётным точкам прицеливания
Машина системы ИСДМ с разбрасывателем высокоэффективных мин с дальностью поражения до 15 километров
На заглавной фотографии – существенно модернизированный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-СМ» с повышенными боевыми качествами и различными блоками высокоскоростных ракет на 600-сильным шасси КамАЗ К-53958 с бронированной кабиной.
От лошадей до Aurus: на чем принимали парады Победы
Впервые парадный кабриолет выехал на Красную площадь в 1940 году. В последнем предвоенном параде колонну бронетехники возглавлял фаэтон ЗИС-102, который представлял собой лишенную крыши модификацию лимузина ЗИС-101. Однако командующий парадом и принимающий его были на лошадях. Именно тогда впервые прозвучало предложение пересадить военачальников с живых коней на железных. Но Сталин был категоричен: «Не будем менять хорошую традицию Советской армии».
Поэтому самый первый Парад Победы 1945 года маршал Жуков принимал верхом на скакуне светло-серой масти по кличке Кумир, который был арабско-кабардинских кровей.
На парадах Победы машины заменили лошадей в 1953 году, после смерти Сталина. Главным автомобилем тогда стал 4-дверный фаэтон ЗИС-110Б. Этот автомобиль разрабатывался еще во время войны — разумеется, о его использовании в качестве парадной машины тогда никто не задумывался. Создание автомобиля велось по требованию Сталина, и своим дизайном советский фаэтон обязан именно автомобильным вкусам отца народов. Во внешности кабриолета без труда угадываются черты Packard Super Eight 180 и роскошного Buick Limited тех лет.
В основе конструкции ЗИС-110Б лежала мощная лонжеронная рама, из-за чего вес машины превышал 2,5 тонны. В движение фаэтон приводила 6,0-литровая «восьмерка» мощностью 140 лошадиных сил. Среди прочих технических особенностей стоит отметить тормоза с гидравлическим приводом, которые впервые устанавливались на советский легковой автомобиль. Кроме того, в салоне ЗИС-110Б была специальная рукоятка, за которую для удержания равновесия во время движения держался командующий парадом.
В 1960-е годы на главную площадь столицы приехал кабриолет ЗИЛ-111В. Дизайн новинки напоминал американские модели тех лет, а под капотом машины устанавливалась V-образная «восьмерка», работающая в паре с двухступенчатой автоматической трансмиссией. 20-сильный двигатель мог разогнать кабриолет до первой «сотни» примерно за 23 секунды. Специально для парадов кабриолет оснащался поручнем и микрофонной установкой, а место переднего сиденья заняла площадка для командующего. Помимо военных мероприятий, ЗИЛ-111В использовался для встречи правительственных делегаций и важных персон. Например, на таком кабриолете торжественно встречали в Москве первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.
Новое поколение правительственных кабриолетов с индексом ЗИЛ-117В появилось на Красной площади в начале 1970-х годов. Двухдверный автомобиль был спроектирован на базе представительского седана ЗИЛ-117 и оснащался 300-сильным двигателем. Парадный ЗИЛ-117В, в отличие от машин для встреч иностранных делегаций, окрашивался в светло-серый цвет. Вместо кресла переднего пассажира устанавливалась внушительная двухмикрофонная стойка, а центральный поручень помогал командующему держать равновесие. ЗИЛ-117В можно назвать настоящим рекордсменом по участию в парадах. В Москве кабриолет принимал участие в торжественных мероприятиях до 1980 года, а по Дворцовой площади Санкт-Петербурга этот автомобиль ездил до 2008 года.
В 1981 году министру обороны Дмитрию Устинову был представлен ЗИЛ-115В. Всего на заводе Лихачева было построено три кабриолета для участия в парадах. Автомобиль со складывающимся за 20 с тентом оснащался атмосферным мотором объемом 7,6 л, а его максимальная мощность составляла 353 лошадиные силы.
Обилие хрома в экстерьере — безусловная дань автомобильной моде тех лет. В багажнике у машины располагалась радиостанция, через которую неслось знаменитое «Здравствуйте, товарищи!». Чистоту звука и отсутствие помех обеспечивал комплекс спецсвязи «Репетитор». Кстати, по набору полезных опций ЗИЛ-115В вполне может конкурировать и с современными автомобилями: машина оборудована кондиционером, подогревом пола и сидений, а также автоматическими омывателями и очистителями фар. ЗИЛ-115В принимал участие в военных парадах на Красной площади вплоть до 2009 года.
В 2006 году на брусчатке Красной площади появились принципиально новые машины. Ими стали кабриолеты под названием ЗИЛ-41041 АМГ. На самом деле машины с традиционной внешностью парадных ЗИЛов базировались на шасси американских пикапов GMC Sierra. У этой модели кабриолет позаимствовал и шестилитровый двигатель V8 мощностью 353 л. с., и шестиступенчатый «автомат». Кстати, несмотря на эмблему автомобильного Завода имени Лихачева на капоте, разработкой машины занималась компания «Атлант-Дельта» из Нижнего Новгорода. Впервые кузов парадной машины был окрашен в черный цвет, а не в светло-серый. По одной из легенд, этот цвет был выбран из-за того, что лучше сочетался с гражданским костюмом тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова.
В 2019 году ЗИЛы советской эпохи заменили кабриолетами новой отечественной марки Aurus. Эти машины были разработаны в рамках проекта «Кортеж», который предусматривает целое семейство представительских автомобилей, включающих в себя седан Senat S600, лимузин Senat L700 и микроавтобус Arsenal. Кроме того, в начале следующего года ожидается и дебют внедорожника Aurus Komendant.
Парадный кабриолет Aurus оснащен гибридным двигателем, в состав которого входит 4,4-литровый V8 c турбонаддувом и электромашина. Суммарная мощность силовой установки составляет 598 сил. В паре с мотором работает новый девятиступенчатый автомат российской фирмы КАТЕ, а в настройках мехатроники автомобиля есть специальный парадный режим движения.
При этом в Aurus не исключают, что в последующем роскошные кабриолеты марки могут поступить в свободную продажу.
Все парадные кабриолеты СССР и России. От ЗИС-102 до Aurus Senat
«Не будем менять хорошую традицию Советской армии».
После смерти Сталина на параде в мае 1953 года коней, на которых традиционно выезжали командующий, сменил фаэтон ЗиС-110Б. Эта была машина серо-голубого цвета, разработка которой велась по указанию Сталина еще во времена ВОВ. Интересно, что несмотря на то, что внешне ЗиС-110Б напоминал Packard Super Eight 180 и роскошный Buick Limited тех лет, открытая версия была полностью разработкой советских конструкторов.
Столичный автозавод имени Сталина выпускал ЗиС-110Б с 1947 по 1957 гг. и изготовил в общей сложности 270 экземпляров. До сегодняшнего дня у частных коллекционеров и в музейных экспозициях сохранились порядка 75 таких автомобилей.
Стилистическим прообразом этой машины стала американская «двухдверка» Packard Caribbean, однако в отличие от последнего советский кабриолет стал семиместным и четырехдверным, получил брезентовый верх и четыре боковых подъемных окна, управляемые электроприводом.
Под капотом здесь находился бензиновый V8, работающий в связке с 2-ступенчатым «автоматом». 200-сильный двигатель мог разогнать кабриолет до первой «сотни» за 23 секунды. К слову, помимо парадов ЗиЛ-111В специализировался на участии в почетных кортежах по встрече космонавтов и VIP-гостей, в том числе 14 апреля 1961 года Юрия Гагарина. Все десять ЗИЛ-111В сохранились до настоящего времени.
Следующим парадным автомобилем стал в 1972 году ЗиЛ-117В. Представитель нового поколения базировался на основе седана ЗИЛ-117 и оснащался 7-литровым бензиновым V8 от ЗИЛ-114 с алюминиевым блоком цилиндров мощностью 300 л.с. и «автоматом» с селектором управления на рулевой колонке. Салон изначально был трехместным.
Вместо правого переднего сиденья была организована площадка для командующего парадом или, соответственно, для принимающего парад. Оба держались за штатный поручень и отдавали команды через микрофоны, закрепленные на массивной стойке. Впоследствии часть кабриолетов комплектовали стандартными 5 местными салонами.
Тираж уникального ЗИЛ-115В составил всего три экземпляра, которые собирали вручную. Этими машинами дозволялось управлять офицерам в звании не ниже подполковника. Начиная с 1981 года по 2009 год автомобиль участвовал в парадах на Красной площади. Кабриолет базировался на узлах и агрегатах ЗИЛ-117В и ЗИЛ-4104, имел элементы экстерьера от ЗИЛ-4104 и оснащался складывающимся за 20 с. мягким тентом.
Этот кабриолет, выехавший на Красную площадь в 2006 году, вопреки аббревиатуре в названии не имеет отношения к придворному ателье марки Mercedes-Benz. ЗИЛ-41041 АМГ базируется на шасси пикапа GMC Sierra 2500 образца 2006 года. Но на капоте тем не менее красуется эмблема автомобильного Завода имени Лихачева.
Дело в том, что основной объем работ про выпуску модели выполнили в Москве, но завершали проект все же в Нижнем Новгороде, на ГАЗе, на базе мастерских ООО «Атлант-Дельта». К работе над машиной привлекли в том числе и бывшего главного конструктора ЗИЛа Александра Горчакова.
Внешность нового парадного кабриолета была решена в стиле ЗИЛ-41041. И, кстати, это первый парадный лимузин, окрашенный в черный цвет. На этом настоял тогдашний министра обороны Анатолий Сердюков.
Под капотом обосновался 6-литровый бензиновый V8 мощностью 367 л.с., работающий с 6-ступенчатым «автоматом». Агрегатная связка была позаимствована у того же GMC Sierra. Впервые эти кабриолеты выехали на Красную площадь 9 мая 2010 года на военный парад в честь 65 летия Победы в Великой Отечественной войне. Всего с ноября 2009 го по январь 2010 го было собрано три экземпляра нового кабриолета, а в 2019 году их сменили автомобили Aurus.
Как и прежние парадные кабриолеты, открытый Senat лишен переднего пассажирского сиденья. Использована мягкая крыша и регулируемый поручень в центре салона для езды стоя. Под капотом разместился бензиновый V8 объемом 4,4 л с турбонаддувом, работающий в связке с электромотором. Отдача установки составила 598 л.с. В качестве трансмиссии использовали 9-ступенчатый автомат российской фирмы КАТЕ. А еще у ездовой электроники здесь впервые имеется специальный парадный режим.
При его активации скорость ограничивается 20 км/ч, мотор работает максимально плавно, а настройки подвески максимально смягчаются. Именно такие машины приняли участие в параде Победы на Красной площади 24 июня 2020 года.