Машины на столбах алтай
Застава Михалыча: зачем прапорщик повесил машины на столбах в горах Алтая
© Евгений Золотухин / Ridus.ru
Валентин Михайлович Семенов — бывший военный, прапорщик. После выхода на пенсию он открыл среди алтайских горных лугов турбазу в прекрасном месте, которое заприметил еще в годы службы.
Михалыч не просто владелец высокогорного хостела — он настоящий человек-оркестр, человек-перформанс, а турбаза «Застава» определенно самое колоритное рукотворное место во всем Алтае. Кого-то оно может по-своему шокировать, кого-то восхитить, но мимо точно проехать невозможно.
Вот и корреспондент «Ридуса» не устоял.
— Привет! Пошли чай пить! — привечает любого гостя Михалыч.
Этой же фразой он встречает и уже живущих у него гостей в любое время дня и ночи. Проснулся ты в пять утра, вышел из своего домика — и материализовавшийся откуда-то Михалыч сразу же тебя замечает и зовет на чай.
Те, кто знает про Михалыча, едут к нему уже специально. Кто не знает и проезжает по Улаганскому району в сторону Телецкого озера и Чулышманской долины впервые, останавливаются и знакомятся.
Не остановиться и проехать мимо просто невозможно. Свою турбазу бывший прапорщик построил в очень живописном месте в двадцати километрах от села Акташ. Со всех сторон горы, озера и невероятной красоты алтайские пустоты. И вот среди всей этой красоты на не самой хорошей алтайской дороге внезапно появляются огромные деревянные столбы и камни, на которые взгромождены старые советские автомобили.
Неожиданно? Еще как! Не успеваешь остановиться, чтобы запечатлеть сие чудо, как рядом откуда-то внезапно появляется еще и Михалыч со своим коронным: «Привет! Пошли чай пить!»
И отказать невозможно, ведь любому интересно узнать, откуда, зачем и почему на столбах среди гор висят «москвичи» и «волги». Здесь можно увидеть настоящие раритеты: единственную «Волгу» на весь Улаганский район, машину секретаря партии, председателя колхоза, немецкое авто от ветерана, которое он забрал у немцев по контрибуции, а впоследствии подарил Михалычу. И это далеко не всё.
У каждого «экспоната» своя история. Михалыч рассказывает обо всем и, кажется, получает от этого удовольствие даже больше, чем его гости-слушатели. В завершение каждого своего рассказа Валентин обязательно добавит: «Люблю людям лапшу на уши вешать».
Москвич тут один был, остановился сфотографироваться с машинами, на два часа сперва остался, полторы недели в итоге у меня жил, — вспоминает своих гостей Михалыч.
А зачем затащил автомобили на столбы, объясняет просто: захотел.
Вообще, по словам Михалыча, он собирает все, что ему нравится, поэтому в каждом домике его базы настоящий музей. Музей армии, музей советского быта, музей всего подряд. Михалыч — коллекционер, которому нужно все. Но об этом чуть позже.
Про свою жизнь Валентин рассказывает немного и достаточно сухо: «Родился в Башкирии, получил восемь классов образования, учился в ГПТУ на экскаваторщика. В 19 лет ушел в армию, пять лет прослужил в Германии, потом отправили пограничником в Акташ, так и оказался на Алтае. Служил тут вплоть до расформирования военной части. В 45 лет ушел на пенсию и начал строиться».
Может показаться, что Валентину на пенсии просто скучно и у него никого нет.
Про «скучно» все верно. Но у Михалыча есть жена, две дочери и двое внуков. Свою жену он встретил во время службы в Акташе, там она живет и сейчас, приезжая на лето помогать мужу с бытом на базе. Одна дочь живет в Горно-Алтайске, вторая служит у границы с Монголией. В общем, прапорщику-пенсионеру есть куда себя деть, если что, но ему достаточно пару раз в неделю спускаться до ближайшего села. А жить лучше здесь, в горах — 20 километров до ближайших людей в одну сторону, 36 километров в другую.
Раньше здесь была стоянка браконьеров, здесь они бросали машины и ставили сети. Валентин приехал на это место, еще когда служил, повесил на дереве герб и решил: «Здесь буду строиться». Потом вышел на пенсию и сказал жене: «А давай баню построим в красивом месте!»
Жену Михалыч обманул, одной банькой не ограничился: построил домик для гостей, потом еще, потом еще и еще. Сейчас домиков больше десятка, и каждый год Валентин строит что-то новое. Все своими силами и силами местных из ближайших поселков. С деревенских мужиков денег Михалыч не берет.
— Пилорама у меня есть, — говорит собеседник «Ридуса». — Если местные приезжают, я ж их не выгоняю, отдыхают бесплатно всегда, ночуют у меня. Дрова поколоть помогут, со стройкой помогают, так все и делаем вместе.
Михалыч дружит со всеми. Если приезжают алтайцы, он поет им алтайские песни, хотя, говорит, с разницей в пару часов могут заехать в гости представители разных кланов, ненавидящих друг друга. Но Валентину на их разногласия наплевать, он споет и сыграет на аккордеоне одним, накормит ухой других, и все счастливы.
Многие алтайцы здесь даже не ночуют, а просто приезжают из своих деревень как в цирк. Потому что у Михалыча всегда будет музыка, песни и перформансы. Других таких мест в округе не сыскать.
Если остаться ночевать на «Заставе», то утро Михалыч начнет с построения, гимна на аккордеоне и торжественного поднятия флагов. Далее обязательная программа с дойкой коз, которых предварительно надо поймать. Особенно все это шоу от бывшего военного нравится детям, которые, побывав здесь однажды, уже сами требуют от родителей поездки в гости к Михалычу следующим летом.
В подтверждение своих слов о юных туристах Михалыч демонстрирует «Детскую комнату милиции». Так он назвал один из гостевых домов, в котором десятки детских рисунков с изображением хозяина «Заставы». Валентин помнит историю каждого рисунка. Вот это нарисовал Пашка, когда ему было три года, а в этом году приезжал уже десятилетним пацаном, и все в таком духе.
План поездки на Алтай.
Уже совсем скоро будет дан старт новому путешествию. В этот раз выбор пал на Алтай. Впервые будем осваивать этот регион. Да и вообще дальше Тюмени, в том направлении нигде больше не бывали. Самое время навёрстывать упущенное!
Как и в прошлом году — Краснодарский край и Крым-2020, в путешествие отправляемся с друзьями на двух машинах — Джип Чероки и Тойота Альфард.
Предварительный маршрут до Республики Алтай получился такой: Пермь — Екатеринбург — Тюмень — Омск — Новосибирск — Барнаул — Бийск — село Сростки — Горно-Алтайск.
Расстояние — 2 400 км., обычно такую дистанцию преодолеваем не особо напрягаясь за три дня.
Правда отдых для нас понятие несколько искажённое. Под этим термином зачастую прячутся ежедневные вылазки на машине с целью посмотреть что-нибудь интересное. Вот и в этот раз «отдых» запланирован насыщенный. Условно, маршрут по Алтайской республике мы поделили на три части — Телецкое озеро, Чемальский тракт и Чуйский тракт.
Итак, первая часть — Телецкое озеро. Расстояние от Горно-Алтайска 160 км. Здесь прежде всего интересует само озеро. Хотелось бы взять напрокат катер для прогулки по достопримечательностям водоема. Как вариант, если не получится с катером, всегда можно воспользоваться услугами теплохода «Пионер Алтая» — он ежедневно совершает ознакомительные экскурсии по озеру продолжительностью 5,5 часов.
Основные точки интереса на Телецком озере — водопады Эстюба, Корбу и Чедор, а также мыс Айран. Если всё-таки получится зафрахтовать катер, попытаемся увидеть ёще что-нибудь интересное. Возможно даже удастся искупаться. Всезнающий интернет говорит, что в начале августа средняя температура воды в озере около 20 градусов. Да, это холодно, но для галочки думаю сделаем один заход!) К примеру, в аналогичном по своей температуре озере Севан в Армении мы в своё время не побоялись искупаться — озеро Севан, Армения.
На озере планируем остановиться примерно на 2-3 дня. Жилье скорее всего будем снимать в селе Артыбаш. Если не получится с арендой домика или коттеджа у нас всегда наготове палатки, можем и в них пару-тройку ночей спокойно провести.
Вторая часть отдыха будет посвящена знакомству с Чемальским трактом. Здесь сама дорога вызывает очень большой интерес — будет очень любопытно проехать по этим горным перевалам и сравнить свои нынешние ощущения с восторгом от Грузинских гор — Дорога Тбилиси-Батуми через Боржоми или мы не ищем лёгких путей и Дорога Уреки-Ереван через Бакуриани или нынче здесь-завтра там. Посмотрим где круче!)
Также подготовлен большой список достопримечательностей, расположенных вдоль тракта. Итак, загибаем пальцы:
• Манжерокские пороги и одноимённый всесезонный курорт
• Урочище Че-Чкыш и одноимённый водопад
• Ороктойский перевал и одноимённый мост (за совет отдельное спасибо builder174 )
Как видно интересных мест хватает с избытком, весь вопрос сможем ли мы на двух машинах везде проехать. За своего Ящера я абсолютно спокоен — он должен пролезть везде, а вот за Альфарда есть небольшое волнение — осилит ли он этот маршрут? В крайнем случае, если всё же Тойоте будет не по зубам дорога, оставим его с частью экипажа где-нибудь в интересной локации и отправимся покорять Чемал в одну машину — на Джипе.
На путешествие по Чемальскому тракту также отводим 2-3 дня. Если очень понравится возможно останемся на подольше. Вопрос с проживанием открыт — пока нет намёток, где будем ночевать. В любом случае есть машины и палатки, но хотелось бы хоть иногда принимать душ и ночевать с комфортом в кровати. Посмотрим как сложится, не будем сейчас загадывать.
Третья часть отдых — Чуйский тракт. Помимо тракта здесь также есть большое количество достопримечательностей, которые хотелось бы увидеть:
• Место слияния рек Чуи и Катуни
• Памятник Кольке Снегирёву
Дальше опять дилема. Я так понимаю, когда мы доберёмся до села Акташ, надо будет решать сможет ли Альфард доехать до Перевала Кату-Ярык или его опять придётся оставлять где-нибудь на постой и двигаться дальше только на Джипе. Видимо, будем решать на месте по факту. Однако на Кату-Ярык поедем в обязательном порядке и вот по какой причине — во-первых, очень хочется прокатиться до Акташского ретранслятора, ну и во-вторых, сам перевал представляет большой интерес. Всё-таки горные дороги — это то, что мы любим больше всего в поездках!
Время отведённое на знакомство с достопримечательностями Чуйского тракта — 4 дня. Думаю, управимся. В противном случае придётся продлять отпуск, всё-таки такая насыщенная программа запланирована всего на 2 недели отпуска или если в днях — на 17 дней.
Однако, если всё пойдёт по плану, на обратную дорогу также останется 3 дня. Как вариант, размышляю над альтернативным участком маршрута от Омска до Екатеринбурга через Курган (взамен Тюмени). Единственное, что смущает это качество дорожного полотна. За Чероки не страшно, а вот напарник может не сдюжить. Ребята, кто местный подскажите — как дороги в Курганской области?
Да и вообще, в целом, прошу совета у опытных путешественников в части оптимизации своего маршрута и построения основных точек интереса — как Вам мои намётки и список достопримечательностей? Всё ли я охвачу или может что-то останется за кадром? Прошу совета и рекомендаций.
А я тем временем готовлю Ящера к этой поездке. Совсем недавно прошёл большое и дорогое ТО с заменой всех технических жидкостей и устранением небольших недочётов — ТО-10 — 120 000 км., доп.работы — замена передних тормозов, задних сайлентблоков передних рычагов, сальника хвостовика и масла РКПП, так что теперь мой Чероки полностью готов к поездке.
Кстати, к поездке будет полностью готовы наклейки с регионами, городами и странами, в которых я побывал на машине. Осталось дело за малым — поместить всё это великолепие на бокс и будет красота!
Поскольку в эту поездку буду открывать совершенно новые, ранее неизведанные регионы и города, заранее попросил напечатать наклейки Омской, Новосибирской областей, а также Алтайского края и Республики Алтай. Новые наклейки будут занимать своё почётное место на боксе сразу же после пересечения границ регионов. Думаю будет супер!
На этом заканчиваю. Если у кого-то будут советы или дополнительная информация по корректировке маршрута — готов прислушаться к Вашим рекомендациям и советам.
Еще больше меня в Instagram — vanomerzlikin
Авто-путешествие по Горному Алтаю
Начинается автотур с Чуйского тракта. Проезжаете Через г.Бийск, там, где заканчивается железная дорога (бийчане говорят, что она начинается) и далее в Республику Алтай, через село Майма ( крупное село, которое практически сливается с городом Горно-Алтайск). Далее советую делать остановку в Чемальском районе.
В селе Чемал, в первый день маршрута предлагается экскурсия на Чемальскую ГЭС. Там красиво, а ГЭС построена ещё в тридцатых годах для снабжения электричеством курорта Чемал, который действует и до сих пор. Почему курорта? Потому что в тридцатые годы Чемал был признан горно-климатическим курортом. С помощью лечебного климата там до сих пор лечат бронхо-лёгочных больных и туберкулёз. Там вы пройдете к слиянию рек Чемалки и Катуни и «по козьей тропе» и подвесному мостику над Катунью до острова Патмос. Остров находится посередине реки Катунь, и на нем стоит симпатичный храм и монастырь. Для всех желающих открыт и православный музей там же. Очень нахоженное туристическое место. Может быть есть смысл, при желании, съездить еще в несколько мест: к горным духам (не доезжая села Еланда в ущелье Чеч-кыш), на Куюсинский водопад (за селом Куюс ) и ещё там есть гора Верблюд, гора Луковка. Но я не советовал бы терять на все это время. Все эти экскурсии блекнут по сравнению с тем, что можно увидеть дальше, двигаясь по маршруту «Золотое кольцо Алтая».
Чемальский район очень застроен и цивилизован. Здесь сосредоточено много туристических баз. Берега Катуни застроены. Но по природным возможностям это только малая часть большой и разнообразной горной страны. Чем дальше в горы, тем более безлюдные, поражающие своей красотой места.
С каждым годом все больше машин идет по Чуйскому тракту к вечным снегам к серебрящимся на солнце горным вершинам.
Путешествуя в дальних районах Алтая можно убедиться, что картины великого русского художника Рериха писались именно в этих горах. Картины кажутся слишком яркими, когда смотришь в картинной галерее, а здесь они бледнеют по сравнению с природой, которую никакие краски не передают! Особенно за селом Акташ, в сторону Монголии.
Из Чемала вы двигаетесь по Чуйскому тракту через мост в Усть-Семе до села Акташ.
В селе Акташ автопутешественники разделяются на 2 потока:
В стоимость маршрута входит:
2. Транспортные расходы (внутри маршрута)
4. Питание на маршруте (в кафе на базах)
5. Экскурсионная программа внутри маршрута
7. Прогулка на катере по Телецкому озеру
1. Автобусная доставка из Новосибирска или Барнаула.
Так, путешествуя на своей машине, можно пройти по маршруту «Золотое кольцо Алтая» и увидеть наиболее привлекательную часть горного Алтая. Но пользуясь только картами и путеводителями ( путеводитель по «Золотому кольцу Алтая» вы найдёте на сайте авторов маршрута компания «Сибирь Алтай» г. Новосибирск, ул. Октябрьская, 42 офис 120. Телефоны+7- 383-217-80-20, +79139419250, сайт sibaltay.ru ), но без опытного проводника вы пропустите много интересных мест, которые не видны с дороги. И одно из самых интересных и красивых озёр мира вы толком не увидите, потому что будете двигаться на барже вместе с машиной по озеру без заходов в интересные места. Ваше путешествие хоть и будет захватывающе интересным, но будет содержать трудности от незнания мест, и своевременной помощи.
Безопаснее и дешевле купить путевку на специально организованный туристический маршрут с сопровождением опытного и информированного гида, который и покажет и расскажет вам то, что вы сами пропустите. Он же организует экскурсии с вашим участием в различных, наиболее интересных регионах Алтая вокруг туристических баз, где вы будете останавливаться на 1-2 дня.
В любом случае есть смысл побывать на Горном Алтае. А кто уже был, есть смысл побывать в лучших регионах Горного Алтая и путешествовать по маршруту «Золотое кольцо Алтая».
Путешествие по Алтаю на машине
Горный Алтай славится уникальными природными достопримечательностями. Ежегодно он принимает более 1,5 миллионов туристов, в том числе автопутешественников, которых с каждым годом становится все больше. На машине за короткий срок можно объехать массу удивительных уголков Алтая, познакомиться с самыми интересными местами и основными достопримечательностями, на несколько дней с головой окунувшись в мир девственной природы.
Для насыщенной поездки достаточно выделить неделю-полторы, но если есть желание подолгу останавливаться дикарем в окружении очаровательной алтайской природы, то стоит подумать хотя бы о месячном отпуске. В любом случае впечатления останутся надолго, даже если путешествие продлится всего пару дней!
Основная курортно-туристическая зона с огромным количеством кемпингов, турбаз и «мест под палатку» находится на севере Республики, вдоль правого берега Катуни — от Соузги до Чемала. На реке стоит задержаться на 2–3 дня, почувствовать энергетику здешних мест, поездить, погулять по окрестностям и начать погружение в удивительное путешествие по природным достопримечательностям Алтая.
Что посмотреть рядом. На противоположном от Соузги берегу Катуни находится скала-останец Чёртов палец с возвышающимся над вершиной «коготком». Узким каменистым перешейком он связан с горой, где расположена смотровая площадка с потрясающими панорамными видами. В сухую погоду до нее можно доехать по грунтовой дороге на машине.
В поселке Манжерок есть минеральный источник с бьющей из-под земли «живой» водой, а в 4 км восточнее — Манжерокское озеро, до которого намного быстрее будет добраться на автомобиле.
Буквально через 7 км по Чуйскому тракту от Манджерока будет поворот на мост ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», проехав по которому и повернув налево, можно попасть в Тавдинские пещеры. В разные эпохи здесь жили люди и, возможно, где-то спрятано золото Колчака.
Если возвратиться на Чуйский тракт и свернуть направо в сторону Усть-Семы, то буквально через 300 метров автопутешественников встретит минеральный источник Аржан-Суу (он же — Золотой ключик). Его воду алтайцы издавна считают целебной. По древнему обычаю здесь к деревьям привязывают священные ленточки «дьялома». Они должны иметь определенный размер (20 на 5 см), быть чистыми и светлыми, как и мысли того, кто их подвешивает.
У села Усть-Семы стоит отдалиться от Чуйского тракта в сторону села Чемал, повернув на Чемальский тракт. Приблизительно через 12 км туристов ожидает живописный речной остров Патмос с необыкновенно красивой деревянной церковью и высеченным в скале образом Богоматери с младенцем. Добраться до него можно по высокому подвесному мосту. Южнее поселка Чемал расположен еще один популярный объект Горного Алтая — Чемальская гидроэлектростанция с искусственным водоемом. Сегодня она превращена в музей под открытым небом и место экстремальных развлечений. Над бурлящим потоком желающие могут совершить прыжок вниз на эластичном канате, причем по выбору — окунуться в освежающую водичку или встретиться лишь с ее брызгами.
Где находится. Село Соузга расположено на 460 км Чуйского тракта, Манжерок — на 470 км, Аржан-Суу — на 478 км, Усть-Сема — на 511 км. От последнего села к районному центру Чемал ведет Чемальский тракт — до поселка нужно проехать 40 км.
Достопримечательности по Чуйскому тракту
Автомобильная магистраль берет свое начало в Новосибирске. На 364 км она пересекает Бийск, на 453 км входит в первое на пути горно-алтайское село Майма, после чего прорезает республиканскую территорию вплоть до перевала Дурбэт-даба у монгольской границы, заканчиваясь на 962,6 км. Участок Чуйского тракта протяженностью 510 км является основной трассой Горного Алтая, к которой примыкают второстепенные дороги худшего качества, ведущие автопутешественников к новым открытиям потрясающих природных мест. Тракт полностью покрыт асфальтобетоном, вдоль него установлены АЗС, кафе-столовые, гостевые дома, туристические базы, кемпинги и палаточные городки. Чуйский тракт проходит по равнинной, предгорной и горной местности, пересекает Семинский перевал, Курайскую и Чуйскую котловины.
При каждой возможности, особенно перед въездом на второстепенные дороги, рекомендуется заправлять бензином полный бак, запасаться питьевой водой и съестными продуктами. Вдали от Чуйского тракта АЗС и магазины встречаются намного реже — лишь в крупных селах. Пользуйтесь навигатором, чтобы узнать о ближайших заправках, точках общепита и других нужных локациях. С местами для ночевок нужно определяться заранее, так как устраивать остановки в формате «где придется» — небезопасно. В дождливую погоду лучше выбирать туристические базы и гостиницы, а в сухую — палаточные лагеря и кемпинги.
Семинский перевал
Где находится. Подъем на Семинский перевал начинается на 574 км Чуйского тракта, самая высокая точка расположена на 583 км, а спуск заканчивается в долине реки Урсул — на 594 км автомобильной магистрали.
Здесь я был. Алтай. Три дороги на Усть-Кан. 7/30
Три дороги на Усть-Кан
Неправда, скажете вы. И будете правы. Три — это для абсолютно всех автомобилей и мною пройденные.
1. Семинский перевал, Нефтебаза, Ябоганский перевал, Усть-Кан;
2. Черга, перевал Верх-Кукуя, перевал Чакырский, Усть-Кан;
3. Бийск, Солонешное, Усть-Кан.
Во всех есть варианты заезда — выезда.
Знаю еще про два пути туда. Это Алейск, Сентелек, Каргон, Усть-Кан. Для «тяжелого» внедорожника. И Чуй-Оозы, Инегень, Тюнгур, Усть-Кокса, Усть-Кан. Эта дорога для мотоцикла, квадроцикла или верхом.
Подозреваю еще про два-три пути туда, но это пока без особых подтверждений.
Первая дорога от Чуйского тракта является официальной межрайонной трассой с автобусным сообщением. Съезд с тракта в местечке с романтичным названием «Нефтебаза». Именно по этой дороге в августе 2013 года я предпринял попытку освоения данного района. Оказалось, не все так просто.
За поселком Ело заканчивается асфальт. Наверное, земля какая-то специфичная. Не буду же я огульно обвинять дорожников. Но там была совершенно невообразимая гребенка. Как потом я выяснил, грунтовки там ровно 26 километров.
Я повернул назад на двенадцатом километре. В состоянии некоего цейтнота дорогу эту не преодолел, но в планы записал. Летом следующего года, возвращаясь из Уймонской долины, куда я попал по пути номер два, заложил побольше времени и осилил нехороший участок. Но россыпей мелких кочек, пытающихся выбить зубы, я не обнаружил. Наверное потому, что ехал в другую сторону. Или дорожники поработали.
Могу отметить, что дорога довольно живописна. Есть куда посмотреть по сторонам.
У этого пути есть еще одна странность. Семинский хребет дорога пересекает дважды — на Семинском и Ябоганском перевалах.
Ябоганский перевал достаточно современен. Кроме него, только на дороге к даче Путина я видел на спусках ловушки торможения. Здесь их по две с каждой стороны. По сравнению с Семинским перевалом, на Ябоганском, по-моему, немного красивее, интереснее. Только не надо использовать формулу: поднимемся наверх, остановимся, перекурим, сходим в туалет. С последним там не очень. Летом кустиков для всех точно не хватит. Это по состоянию на 2016 год.
Ближе к Усть-Кану, за поселком Ябоган, попадаем на равнину.
и окажемся в итоге у реки Песчаная. Примерно отсюда начинаются сплавы по Песчаной. Но сплавы вниз, а мы вверх по течению. Сначала по Песчаной, потом по реке Шиверта.
Вплоть до Чакырского перевала,
за которым и попадем на дорогу номер один. Здесь даже два пути сразу
Про саму дорогу. Путь вдоль Песчаной короче дороги через Ябоган на 60 километров. Почти вся дорога имеет грунтовое покрытие. Дорога сухая, твердая, но не жесткая. Много песка, а каменных выходов почти нет. Ехать со скоростью сто километров в час, наверное, не получится.
Если вы приехали сюда наслаждаться красотами Алтая, то они вам будут. Местные из Усть-Коксы, например, до Горно-Алтайска ездят именно по этой дороге. Мне очень понравилось именно передвижение по ней. Даже летом, а первый раз я проехал по ней именно летом, минимум машин. Это был июнь 2014 года. За три недели до этого паводок на Алтае снес, как писали, более 400 мостов. Я поехал по новой для меня дороге и не пожалел. Все размытия были практически устранены. Не было одного моста через Песчаную. Там соорудили какую-то странную временную конструкцию из бревен в виде буквы «Х», через них сделали настил и насыпали землю. Грузовики ходили. И я рискнул. А рядом мост строили.
Пара населенных пунктов на дороге и пара чуть в стороне.
Никакого навязчивого сервиса. И ненавязчивого тоже. Я отдыхаю здесь головой. Летом на Чулышмане, до которого еще полтыщи километров, народу в несколько раз больше.
Когда я еду в Усть-Кан или Усть-Коксу с дальних гор, то выбираю первый путь. В остальных случаях первый путь не котируется. По второму пути есть варианты: если едем от Олеси (про нее запланирована заметка) или к ней в поселок Кадын (Турбаза Катунь) на базу СенильгА, то едем через Чергу. Если нужно в Бийск или Алтайское, то через Комар.
Дорога через Комар немного похуже, особенно в распутицу.
Но это самая короткая дорога. Передний привод я там ни разу не включал. Обходилось. Так что все относительно.
У этой дороги есть еще вариативные резервы. От Ильинки до Каянчи восемь километров дороги, не помеченной на карте как проезжая. Но космоснимки утверждают обратное. И еще, мой друг, который родом из тех краев, на Жигулях обещал проехать до Белокурихи-2. Обещал вчера, 12 апреля 2018 года. Собирается ехать летом, по сухому.
Третья дорога как-то незаслуженно малопопулярна. Да, она пожестче. Камни имеются. Проезд насквозь по улицам через два больших села. Особенно Топольное, которое растянулось на десяток километров. Ехали в апреле. Грязи или иных неудобств не заметил. Хотя был один ручей, который за зиму наморозил несколько метров льда поперек дороги. И он не весь растаял. Но проезд там был подровнен и посыпан песочком. Есть на этой дороге и Келейский перевал высотой 1313м.
Здесь все три дороги
Но сколько не пытались вспомнить, не могли его вспомнить. Не заметили его, не отложился в памяти. И в фотоаппарате ничего не нашел.
Зачем туда ехать? Кого-то привлечет Денисова (Дионисова) пещера. Кому-то будет интересен каскад водопадов на реке Шинок всего в двадцати километрах в сторону. Видел несколько вполне приличных гостевых домика и турбазы. И множество красивых видов. На Алтае каждая горка, каждая долина и каждый ручеек отличаются от соседей.
Это как бы конец трассы. С другой стороны в 2015 году видели нулевой столбик. Но там была какая-то туфта — не там стоял.
Только на двух колесах можно. Двадцать два километра автомобилю не проехать, а кругом 400км. Про эту дорогу я подробнее расскажу в блоге «Инегень».
Про дорогу Сентелек — Каргон все аналогично, только наоборот. Очень широко, очень грязно, местами глубоко (несколько бродов). На хорошо подготовленном внедорожнике люди ездят. Очень красивые там места. И, соответственно, очень тихие. Сделают дорогу — пропадет очарование.