Медицинская машина формула 1
Представлен сейфти-кар Формулы-1 — впервые за 25 лет это не Mercedes-Benz
Сейфти-кар Aston Martin Vantage будет использоваться в «Королевских гонках» параллельно с Mercedes-AMG GT R, но боссы Формулы-1 пока не сообщили, на каких этапах будут использоваться британские купе, а на каких — немецкие. Обкатку новых машин Aston Martin проведут в Бахрейне 12-14 марта в ходе серии тестов.
Фото: Автомобиль безопасности Aston Martin Vantage
Автомобиль безопасности Aston Martin Vantage отличается от обычных «дорожных» двухдверок: «мерседесовский» 4,0-литровый V8 форсирован с 510 до 534 лошадиных сил, а «полка» крутящего момента расширена, хотя пиковое значение то же — 685 Нм. Также перенастроен 8-скоростной «автомат», рулевое управление перекалибровано, а подвеска сделана жёстче.
В итоге несмотря на наличие спецоборудования и светодиодной «балки» на крыше сейфти-кар разгоняется с места до 100 километров в час за 3,5 секунды — на 0,1 секунды быстрее «гражданской» версии Vantage.
Фото: Медицинский автомобиль Aston Martin DBX
Медицинский автомобиль Aston Martin DBX отличается от обычных кроссоверов встроенным каркасом безопасности, дополнительными огнетушителями, дефибриллятором, комплектом защиты от ожогов и другими врачебными принадлежностями. Техника у DBX стандартная: под капотом 550-сильный (700 Нм) V8 разработки Mercedes-AMG, трансмиссия — 9-скоростной «автомат».
И автомобиль безопасности, и медицинский автомобиль Aston Martin будут покрашены в фирменный британский гоночный зелёный цвет. Аналогичная ливрея используется на одноимённых болидах Формулы-1. Интересно, что и сейфти-кар, и медицинский автомобиль Mercedes-AMG изменили каноническому серебристому цвету — в новом сезоне GT R и C 63 S Estate будут ярко-красными.
Служба спасения Формулы 1
Спасение жизней в Формуле 1 требует усилий множества людей. Корреспондент родственного AUTOSPORT издания F1 Racing познакомился с новым главным координатором медицинской службы Ф1 доктором Яном Робертсом – и оснащением медицинской машины спасения AMG Mercedes
Неординарная фигура Сида Уоткинса [ушедшего из жизни в сентябре прошлого года] оставила заметный след в Формуле 1 – как, наверное, и должно быть. В наше просвещенное время трудно себе представить повторение ситуации, когда-то случившейся с Джеки Стюартом: добрых полвека назад шотландец как-то зашел в медицинский центр одной из трасс, и его взору предстало грязное помещение, усыпанное окурками от сигарет.
Перед каждым этапом мы [делегация FIA во главе с Жаном-Шарлем Пьеттом] инспектируем медицинскую службу трассы. Мы проверяем, чтобы центр первой помощи был оборудован должным образом, и чтобы все специалисты обладали необходимой квалификацией. При этом они могут не обладать обширными знаниями в автоспорте, поскольку не у каждой страны есть достаточный опыт проведения соревнований – но обязаны иметь должную квалификацию в своих областях медицины».
Ян Робертс
Со стороны Mercedes выглядит снаряженным для туристического похода, но Робертс точно и молниеносно определяет, где и что находится в багажнике, чтобы воспользоваться этим при первой же необходимости.
После трагической гибели Айртона Сенны на Гран При Сан-Марино в 1994 году в FIA всерьез занялись повышением безопасности машин: как путем некоторого снижения скорости, так и увеличения количества всевозможных краш-тестов. Разумеется, инженеры команд не сидели все это время, сложа руки, и автомобили вновь поехали быстрее. Несмотря ни на что, нынешние машины, оснащенные «уменьшенными» 2,4-литровыми моторами, не особенно уступают по времени прохождения круга технике прошлого поколения с 3-литровым 10-цилиндровым «монстрам» образца 2004 года. И хотя Формула 1 сегодня стала намного безопаснее, а риск получения серьезных травм сведен к минимуму, он все еще присутствует.
Разумеется, очень важно, чтобы на гонках присутствовали медики, но мы должны выразить благодарность за снижение количества травм и многим другим людям, в числе которых инженеры, разработчики машин, дизайнеры трасс и люди, причастные к написанию правил. Наша очередь приходит тогда, когда по какой-то причина «дают осечку» все выстроенные им преграды».
Спокойный, но говорящий с большим энтузиазмом Робертс, конечно, сильно отличается от своего колоритного предшественника. Акцент явно выдает его происхождение из центральной Англии (он был консультантом по анестезии и интенсивной терапии в больнице Джорджа Элиота в Нанитоне близ Бирмингема), к тому же, Ян обладает исключительно британским чувством юмора, хотя можно было ожидать, что человек с таким опытом работы в травматической медицине может оказаться очень угрюмым и мрачным.
Его нельзя назвать несерьезным, просто он один из тех, кто в любой критической ситуации сохраняет спокойствие, а не предается эмоциям. А именно так и нужно относиться к жизни, когда стартуешь за пелотоном Формулы 1 в кипящем мареве от выхлопных газов и горячей резины.
Медицинской машине порой тоже приходится мчаться на пределе Фото: LAT
Несмотря на старт с места и непрогретую резину, машинам Ф1 все равно требуется не более двух минут, чтобы пройти первый круг дистанции.
Чтобы быстро как можно быстрее оказаться на месте событий, если кому-то нужна помощь – или, в противном случае, промчать круг и нырнуть на пит-лейн еще до того, как их настигнет лидер заезда, – пилот медицинской машины должен пилотировать ее на максимуме, хоть по телевизору все выглядит так, как будто он едет очень медленно. Алан ван дер Мерве и Ян Робертс так же, как и призовые пилоты, проводят собственную тренировку в каждый из дней Гран При, а слаженность их командных действий имеет огромное значение.
По окончании первого круга медицинская машина паркуется в самом конце пит-лейна, готовая снова выехать, если это понадобится (один из телевизионных экранов в машине показывает гонку, но только когда она стоит на месте). Вы можете спросить, а зачем вообще она проезжает этот первый круг? Это что, неотъемлемая часть шоу? В конце концов, авария может случиться в любой момент гонки. Есть также и приверженцы теории заговора, утверждающие, что своим присутствием на трассе медицинская машина обязана деньгам, которые, якобы, платят Mercedes-Benz и Allianz. Робертс решительно отвергает подобные домыслы.
Багажник медицинской машины заполнен оборудованием Фото: LAT
Тут же обнаружилась красная сумка с надписью «Неотложная помощь», со странным написанием названия в виде кардиограммы.
Как-то в Сильверстоуне [не во время Гран При] один из гонщиков попал в ужасную аварию. От его машины практически ничего не осталось. А зрители снимали это на телефоны. Это просто. ужасно».
Каждый врач обладает определенным набором знаний и навыков, которые можно применить в автоспорте. Как я уже сказал, спасение жизней требует командных усилий».
Медицинская машина
Mercedes-AMG GT R – автомобиль безопасности Формулы 1
На днях состоялась презентация Aston Martin Vantage и Aston Martin DBX в роли автомобиля безопасности и медицинского автомобиля Формулы 1. Сегодня опубликованы фотографии Mercedes-AMG GT R и Mercedes-AMG C 63 S Estate, которые тоже будут использоваться в качестве автомобиля безопасности и медицинского автомобиля.
По сравнению с прошлым сезоном изменилась только раскраска Mercedes – теперь автомобили немецкого концерна ярко-красные. На первом Гран При сезона в Бахрейне автомобилем безопасности будет Aston Martin, на втором в Имоле – Mercedes. На следующих этапах чередование продолжится.
Бернд Майландер останется водителем автомобиля безопасности, а Алан ван дер Мерве – медицинского.
Стефано Доменикали, президент и исполнительный директор Формулы 1: «Мы очень рады объявить о новом сотрудничестве с Aston Martin и Mercedes-AMG, которые станут официальными автомобилями безопасности и медицинскими автомобилями. Это два легендарных бренда, и мы гордимся их присутствием в нашем спорте.
Автомобиль безопасности и медицинский автомобиль невероятно важная часть Формулы 1, готовые всегда обеспечивать безопасность гонщиков. В прошлом сезоне мы стали свидетелями героической скорости и самоотверженности, проявленными во время спасения Романа Грожана в драматичном инциденте. Aston Martin и Mercedes-AMG прекрасно оборудованы, чтобы в любой момент обеспечить безопасность гонщиков».
Уик-энд с медицинской бригадой F1
Формула 1 имеет негласный статус самого безопасного чемпионата в мировом автоспорте, добиться этого позволили несколько факторов, одни из которых нацелены на предотвращение аварии, другие должны минимизировать ее последствия.
Зимой, когда команды готовили машины к новому сезону, в FIA работали над совершенствованием системы медицинского обслуживания. Отвечал за программу профессор Жерар Сальо, представитель президента института FIA: «Когда Макс Мосли позвонил, его задание было коротким: нужно улучшить систему, которая и без того была эффективной, и разработать план дальнейших действий». Мы пригласили на работу новых сотрудников, включая нового медицинского делегата FIA Жана-Шарля Пита, многие процессы были пересмотрены, чтобы гарантировать их соответствием современным стандартам безопасности. Сегодня Пит следит за происходящим из центра управления гонкой, вместе с главой медицинской службы страны, принимающей Гран При.
В сотне метров от боксов построен современный медицинский центр – предмет зависти местных врачей, но он предназначен для неотложной помощи. Перед Гран При представители медицинской службы FIA проверяют больницу, которая должна принять пациента в случае серьезных повреждений. Врачи знакомятся друг с другом – при возникновении нештатной ситуации, нужно знать имена специалистов и возможности конкретного учреждения.
На следующий день, в той же палате, один из механиков Honda с подозрением на острый аппендицит. Медсестра с портативным прибором для УЗИ делает исследование, на другом конце комнаты, доктор изучает цифровую рентгенограмму на гигантском экране: «Один из наших получил травму. Ничего страшного, но если бы ситуация была серьезной, я могу мгновенно переслать файл в любую больницу мира».
Медицинский центр обслуживает не только гонщиков Формулы 1, GP2 и гонок поддержки, в него обращаются все, кто находится в боксах. Здесь находятся электронные карты гонщиков и сотрудников команд – старые травмы, группа крови, возможная аллергия к лекарствам, здесь дежурят хирурги, анестезиологи и другие специалисты, готовые выполнить экстренное вмешательство в небольшой операционной, если пациента невозможно транспортировать в госпиталь. За работой центра наблюдает представитель Гран При Сингапура, снимающий происходящее на цифровую камеру – Бахрейн многие считают образцом по обеспечению безопасности, в Сингапуре перенимают опыт. За окном, на специальной площадке, замер вертолет. Пилот должен быть готов к взлету в течении пары минут, к счастью, необходимости нет, и он полирует стекло кабины.
На старте медицинская машина стоит позади пелотона и начинает движение вместе с ними, чтобы в случае аварии мгновенно оказаться на месте происшествия. «Первый круг – это всегда особое волнение, мы должны быть начеку, но не вмешиваться в ход гонки. Вы не можете представить, как быстро машина, стартовавшая с пит-лейн, догоняет пелотон. Когда-то я невольно блокировал Михаэля Шумахера, и немцу пришлось ждать, чтобы обогнать медицинскую машину. Могу сказать, что он не был доволен и после финиша пришел за объяснениями».
Алан ван дер Мерве о работе водителя медицинской машины
В 2006-м Алан ван дер Мерве установил мировой рекорд скорости машин Формулы 1, разогнавшись за рулём Honda до 400 км/ч на соляном озере в Юте. В сезоне 2009 года южноафриканский гонщик всегда стартовал последним – он сидел за рулём медицинской машины FIA и должен был выжать максимум из 550-сильного AMG Mercedes C63 Station Wagon, чтобы не слишком отстать от гонщиков Формулы 1.
Медицинская машина сопровождает старт – если кто-то из гонщиков получит травму на первом круге, помощь должна подоспеть мгновенно. На месте пассажира в машине Алана медицинский делегат FIA Гари Хартстейн с комплектом необходимых лекарств и оборудования…
Вопрос: Некоторые помнят вас, как чемпиона британской F3 2003 года. Как получилось, что вы сели за руль медицинской машины?
Алан ван дер Мерве: Я выступал в гонках спорткаров, когда получил запрос от менеджера FIA Дэвида Лоу. Он работал в команде Carlin Motorsport, когда я выиграл титул, у него был мой телефон.
Если вы помните, прежде на некоторых Гран При за руль медицинской машины садились Себастьен Буэми и Алекс Вурц, но федерации нужен был постоянный пилот, и я согласился. С самого начала было понятно, что речь идёт не только об управлении машиной, в каждом Гран При мы делаем всё, чтобы обеспечить максимальную безопасность для гонщиков.
Вопрос: Лучший день – тот, когда у вас нет работы?
Алан ван дер Мерве: Мы несколько дней стоим на выезде с пит-лейн, наблюдаем за ходом сессий Формулы 1 и гонок поддержки. Мы по пять часов сидим в машине, не имея права даже расстегнуть комбинезон – я предпочёл бы гоняться, и не переживать связанные с авариями неприятные моменты, как с Тимо Глоком в Японии – тогда сразу было понятно, что всё серьёзно, но такова моя работа!