Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект

Лекция к разделу «Основы безопасности дорожного движения». Тема: «Приемы управления автомобилем в городских условиях»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Основы безопасности дорожного движения

Приемы управления автомобилем в городских условиях

Техника управления автомобилем является единой для обеспечения безопасного движения в любых условиях, независимо от того, где находится автомобиль – в плотном ли потоке на городских улицах на загородной трассе или в условиях проселочных дорог. Однако, для каждых характерных условий окружающей обстановки есть определенные приемы и навыки, знание которых поможет будущему водителю научиться ориентироваться в конкретных дорожных ситуациях.

Характерными условиями городского движения являются частый остановки и трогания с места, движение в условиях плотного потока, частые повороты и перестроения, значительное количество внешней информации, наличие наземного общественного транспорта и, что самое существенное, значительное число пешеходов.

Перед выездом на магистраль после остановки у тротуара нам убедиться, что дорога впереди и сзади автомобиля свободна и можно безопасно влиться в ближайший ряд движения (рис. 1). При интенсивном движении необходимо дождаться разрыва в потоке транспортных средств и выехать на свободное место. Легковой автомобиль обладает достаточной динамичностью и маневренностью, чтобы быстро влиться без помех в движущийся поток, поэтому проявлять нетерпение нерационально, так как обычно ждать долго не приходится. Долг водителя, движущегося в плотном потоке, – по возможности пропустить выезжающего. Тем не менее, необходимо помнить, что ответственность за дорожное происшествие, возникшее в момент, когда автомобиль трогается с места, всегда ложится на водителя автомобиля, въезжающего в поток движения.

Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть картинку Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Картинка про Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект

Рис. 1. Прием трогания с места остановки

Движение в городе характеризуется достаточно плотным потоком движущихся автомобилей как в пределах полосы на близком расстоянии друг от друга, так и в боковом направлении соседних рядов движущихся автомобилей. Наблюдая за впереди идущим автомобилем, надо стремиться по возможности просматривать сквозь его стекла пространство перед водителем–лидером и внимательно наблюдать за его стоп-сигналами. Практика показывает, что любой водитель быстрее реагирует на красный свет стоп-сигнала, чем при наблюдении за корпусом тормозящего впереди автомобиля. Поэтому движение за крупногабаритными и грузовыми автомобилями в плотном городском потоке неприятно и нежелательно.

При движении в одном ряду главная заповедь водителя легкового автомобиля – соблюдать безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля и (что не менее важно) через зеркало заднего вида контролировать дистанцию идущего сзади автомобиля. Следует помнить, что аварии в попутном направлении являются наиболее неожиданными. Для легковых автомобилей, так же, как и для пассажиров в этих автомобилях, аварии представляют серьезную опасность как при ударе спереди, так и при ударе сзади. Поэтому опасайтесь водителей, которые буквально висят на «хвосте» вашего автомобиля, и, если увеличением скорости не удается восстановить требуемую дистанцию, лучше пропустить этого горе–водителя или избавиться от него, сменив полосу Движения.

Необходимо помнить, что при движении в потоке рядом с крупногабаритными автомобилями и автобусами зона обзорности весьма ограничена и при выезде из-за него (рис. 2, а), водитель легкового автомобиля может столкнуться с неожиданным препятствием (пешеходом). Подобная ситуация весьма опасна на перекрестке, когда все автомобили стоят в ожидании зеленого сигнала светофора, а водитель легкового автомобиля пытается сходу проскочить перекресток на только что зажегшийся зеленый сигнал. В этом случае пешеходы, заканчивающие переход, представляют существенную опасность (рис. 2, б). При движении в больших городах, где магистрали оборудованы системой светофоров, работающих по принципу «бегущая волна», большое значение имеет режим движения.

Если водитель движется в полном соответствии с требованиями Правил дорожного движения для данной магистрали и знает режим работы светофоров, он практически без остановки проедет требуемую часть пути, сэкономив благодаря оптимальному режиму движения время, топливо (которое обильно расходуется при режимах разгон – торможение), при этом будет меньше износ автомобиля и, в первую очередь, его тормозов, а также меньше нервное напряжение водителя. Высшим мастерством водителя является способность проехать заданный маршрут с минимально возможным количеством торможений и остановок, и, даже если светофор не работает в режиме «бегущая волна» или если неизвестно об этом, все равно, увидев издалека красный сигнал светофора, необходимо заранее снизить скорость автомобиля и плавно подъехать к перекрестку. Слишком резкие торможения и последующий разгон никакого выигрыша в скорости передвижения не дают и говорят лишь о неопытности водителя.

Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть картинку Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Картинка про Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект

Рис. 2. Ситуация при внезапном появлении пешехода

При подъезде к перекрестку на прерывистый зеленый сигнал светофора следует оценить возможность успешного проезда перекрестка до включения желтого сигнала из расчета, что зеленый сигнал горит при этом 4. 6 с. Это означает, что, если расстояние до перекрестка более 70. 100 м, целесообразно начать торможение, чтобы своевременно и плавно остановиться перед желтым сигналом светофора.

Особую сложность для водителя при движении в городских условиях представляет проезд пересечений и примыканий улиц. Известия что при проезде перекрестков, где происходит треть всех происшествий, у водителей, как правило, растет общая напряженность, пульс учащается, повышается кровяное давление.

Для безаварийной и неутомительной езды на автомобиле необходимо особенно тщательно отработать повороты на пересечениях и примыканиях дорог, закрепить навыки безопасных маневров в этих случаях и довести их до автоматизма.

Подъезжая к перекрестку (рис. 3), надо определить вид передвижения, выбрать нужный маневр, оценить условия обзора, необходимость смены полосы движения, а также наличие светофоров, знак приоритета, другой дорожной информации.

Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть картинку Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Картинка про Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект

Рис. 3. Маневр на четырехстороннем перекрестке

При проезде нерегулируемого перекрестка следует занять нужную полосу движения и снизить скорость, затем посмотреть вправо, влево, опять вправо и, если есть опасность, остановиться. Убедившись, что выполнение маневра безопасно, можно начинать маневр. При этом водитель должен предусмотреть возможные неблагоприятные действия других участков движения и быть готовым к внезапным действиям с их стороны, включая даже такие, которые не предусмотрены Правилами дорожного движения.

Перед поворотом автомобили обычно останавливаются, чтобы пропустить транспорт и пешеходов, имеющих приоритет в данной ситуации, или уточнить ситуацию на пересечении. Для остановки перед правым (рис. 24, а) или левым (рис. 24, б) поворотом надо правильно выбрать место, чтобы не создать помех другим участникам движения и в то же время иметь достаточный обзор пересекаемой дороги.

Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть картинку Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Картинка про Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект

Рис. 4. Остановка автомобиля перед правым (а) и левым (б) поворотами

Важным залогом безопасного выполнения поворота на пересечении является правильно выбранная траектория прохождения поворота, которая определяется углом а положения автомобиля (рис. 5). При этом удаление, автомобиля от тротуара должно быть возможно минимальным. Чем меньше угол а (рис. 5, а), тем легче и безопаснее поворот. При увеличении угла (рис. 5, б) возникает опасность выезда на встречную полосу.

Выполняя правый поворот, начинающие водители иногда допускает грубое нарушение – наезд на бордюр. Для исключения этого необходимо начинать поворачивать руль примерно в тот момент, когда половина корпуса автомобиля поравняется с краем препятствия тротуара, оставляя справа зазор 0,5. 1,0 м (рис.6).

Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть картинку Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Картинка про Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект

Рис. 5. Удобство и безопасность выполнения поворота зависят от угла а: чем меньше угол, тем легче и безопаснее поворот

Категорически запрещается осуществлять поворот из второго ряда движения (если это не предусмотрено дорожными знаками) так как это создает угрозу всем участникам движения, а автомобиль, движущийся оказывается в неожиданном положении. Если предусмотрен поворот в несколько рядов необходимо внимательно наблюдать за поведением боковых автомобилей, чтобы не оказаться в «капкане», особенно если рядом большие грузовые, автомобили, для которых требуется большой радиус поворота.

Надо отметить, что пешеходы на перекрестке представляют серьезную опасность, их действия зачастую бывают неожиданными. Учитывая, что в большинстве случаев на пересекаемой улице пешеходы имеют преимущественное право движения, переходя улицу на зеленый сигнал светофора, пропускать их надо обязательно.

Более сложным является левый поворот, особенно если он связан с выездом на главную дорогу, когда нужно пропустить автомобили в двух направлениях движения. При выполнении этого маневра необходимо заблаговременно, как предусмотрено Правилами, сделать перестроение в левый ряд. Приближаясь к пересечению, необходимо оценить условия обзорности перекрестка и при отсутствии запрещающих знаков решить, в какой ряд движения лучше выстроится на новой дороге; перед въездом на перекресток надо установить безопасную скорость и осмотреть дорогу слева на максимально большое расстояние, а затем справа. Если слева и справа нет помех, то, не останавливаясь (или остановиться и пропустить транспорт и пешеходов), плавно поворачивая руль влево, выехать до середины пересекаемой дороги, а затем еще раз посмотреть направо, затем, плавно увеличивая скорость, занять нужный ряд на новой дороге. При этом маневре водитель решает, с какой стороны оставить центр перекрестка – слева или справа.

Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть картинку Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Картинка про Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект

Рис. 6. Схема выполнения правого поворота

Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть картинку Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Картинка про Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект

Рис. 7. Опасность поворота из второго ряда

Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть картинку Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Картинка про Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект

Рис. 8. Неожиданный выход пешехода из-за автобуса спереди (а) и сзади (б)

Наиболее распространенным в городе является четырехсторонний перекресток. Такой перекресток имеет большее число конфликтных точек. Поэтому проезд такого пересечения требует от водителя собранности, внимательности, четкости управления автомобилем, хорошего знания Правил дорожного движения.

На нерегулируемом равнозначном четырехстороннем перекрестке необходимо строго и неукоснительно соблюдать правило «помехи справа» и пропускать пешеходов, переходящих дорогу, на которую вы поворачиваете. Некоторые водители считают, что, если на перекрестке есть светофор, остерегаться нечего, и, если включен зеленый сигнал, можно двигаться, не снижая скорости. Но, к сожалению, это не всегда так. Во-первых, светофор обеспечивает формальную безопасность только в границах перекрестка и, как говорят, «не имеет ответственности» за безопасность на подходах к пересечению. Кроме того, красный свет не на всех водителей оказывает одинаковое останавливающее воздействие. Известно, что есть немногочисленная, но очень опасная категория водителей, на которых красный свет действует возбуждающе. Они испытывают непреодолимое желание проскочить на желтый свет, а нередко и на красный. Это обстоятельство необходимо учитывать. Выполненный грамотно проезд перекрестка является показателем квалификации и зрелости водителя. Здесь наглядно выявляется, насколько он правильно ориентируется, четко определяет траекторию и скорость движения других автомобилей, умеет выбрать безопасный момент для проезда перекрестка в той или иной ситуации.

Следует особо остановиться на вождении в едином потоке с определенными видами городских транспортных средств, которые оказывают влияние на специфику вождения и тактику движения. Для городского автобуса характерны частые остановки для посадки и высадки пассажиров, иногда через 300. 400 м. Это должен учитывать водитель, едущий с ним в потоке, и выбрать соответственно оптимальное месте оказаться сзади или слева от автобуса, так крайним в потоке, и выбрать соответственно дороге. Лучше располагаться сзади или слева от автобуса, так при следовании справа вы будете мешать ему останавливаться.

На дороге при следе этом обгон совершать безопаснее всего, когда он тронулся с остановки и набрал скорость. Из-за больших габаритов автобуса часто ухудшается обзор, особенно это опасно на остановке, где возможен неожиданный выход пешеходов (рис. 8). Водитель, объезжающий стоящий на остановке автобус, должен снизить скорость, увеличить интервал до него и повысить внимание. При этом надо предусмотреть худший вариант, например, неожиданный выбег пешехода из-за автобуса, чтобы быть готовым к экстренной остановке. Опытный водитель, видя автобус, стоящий на остановке, как правило, стремится на расстоянии не менее 15. 20 м просмотреть под автобусом ноги пешеходов, обходящих автобус спереди. При этом следует помнить, что в населенных пунктах водители должны уступать дорогу общественному транспорту, начинающему движение от обозначенной остановки.

Особенно надо быть внимательным при езде в потоке с сочлененным автобусом, у которого при резких маневрах возможен вынос прицепа. Поэтому, если автобус подал сигнал маневрирования (рис. 9), необходимо срочно принять меры предосторожности: если вы находитесь у прицепной части сбоку автобуса, то лучше пропустить его вперед или продвинуться к передней секции автобуса.

Для троллейбуса характерны, кроме торможения у остановок, неожиданные остановки (притормаживания) в местах соединения Контактного провода и снижение скорости на повороте. Поэтому, Двигаясь за троллейбусом, нужно быть постоянно готовым к внезапному торможению.

Возможности маневрирования троллейбуса ограничены наличием контактного провода, однако он способен свободно и резко отклоняться на несколько метров в обе стороны от контактного провода, и может быстро (даже по сравнению с легковым автомобилем) Разгоняться с места. Поэтому водитель, принимая решение об объезде или обгоне троллейбуса, должен учитывать эти особенности.

Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть картинку Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Картинка про Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект

Рис. 9. Зоны возможного выноса прицепа сочлененного автобуса (синее поле)

Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть картинку Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Картинка про Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект

Рис. 10. Ситуация, при которой водитель легкового автомобиля, не ожидая отклонения троллейбуса, оказался в «капкане»

На рис. 10 показана характерная ошибка водителя, объезжающего троллейбус по левой полосе при многорядном движении. Водитель не видит, что троллейбус из-за неудачно стоящего впереди него автомобиля (рис. 10, а) вынужден сильно отклониться влево (рис. 10, б), и легковой автомобиль окажется в «капкане». На неширокой дороге целесообразно для безопасности заблаговременно снизить скорость, чтобы троллейбус полностью покинул остановку, и лишь после этого совершить обгон.

При езде в потоке с трамваем необходимо учитывать, что для него характерны частые остановки. Если трамвайное полотно расположено на одном уровне с дорогой, то надо останавливаться вместе с трамваем, чтобы пропустить пассажиров для посадки и высадки. Чтобы избежать этих остановок, большинство водителей стараются ехать впереди трамвая.

При езде в городе водителю часто приходится поворачивать, пересекая трамвайное полотно. Выполняя этот маневр, следует убедиться в отсутствии в непосредственной близости трамвая и в случае необходимости обязательно пропустить его. В месте прокладки трамвайного полотна дорога обычно покрыта брусчаткой. Опытные водители знают, что на мокрой и грязной брусчатке проскальзывают колеса и возможны заносы. Поэтому такой участок следует проезжать без изменения подачи топлива и торможения. Кроме того, ни в коем случае проскочить его нельзя пытаться перед трамваем, поскольку тормозной путь трамвая значителен.

На сегодняшний день паркование является острейшей проблемой современных городов. От водителей требуется вежливость и предупредительность в выборе стоянки. В стесненных условиях городских улиц ставить автомобиль на стоянку необходимо на специально отведенные площадки или вдоль улиц, если на них нет знаков и разметки, запрещающих остановку или стоянку.

Автомобиль можно ставить вдоль тротуара или под углом к нему. Действия водителя при постановке автомобиля вдоль тротуара показаны на рис. 11. Подъезжая к месту предполагаемой остановки (1), следует посмотреть в зеркало заднего вида и при отсутствии помех включить указатель поворота. Выполняя перестроение (2), надо постепенно уменьшить скорость движения, тщательно осмотреть место предполагаемой остановки и, плавно поворачивая вправо (5), подъехать к бордюру, не касаясь его боковинами шин. Выровняв автомобиль параллельно бордюру (4) и окончательно затормозив, следует отключить сигнал поворота и остановить двигатель.

Вплотную к тротуару останавливаться не следует, так как отъезд затруднен тем, что правое колесо при повороте рулевого колеса влево упрется в бордюрный камень.

Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть картинку Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Картинка про Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект

Рис. 11. Схема остановки автомобиля в зонах маневра 1. 4 по ходу движения

Постановку автомобиля вдоль тротуара между двумя стоящими автомобилями лучше осуществить задним ходом (рис. 12, а). Свободное пространство в любом случае должно быть не менее полуторной длины автомобиля.

Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть картинку Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Картинка про Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект

Рис. 12. Заезд на стоянку вдоль тротуара параллельно краю проезжей части (а) и под углом к нему (б)

При заезде на стоянку вдоль тротуара задним ходом необходимо очень плавно и медленно выполнять маневр, следя за тем, чтобы не задеть соседние автомобили. Для этого надо:

проехать примерно на две длины кузова дальше выбранного места для стоянки;

остановить автомобиль, оставив боковой зазор около 0,5 м со стоящим справа автомобилем;

осмотреть путь движения: при отсутствии помех включить передачу заднего хода и, контролируя обстановку (лучше обернувшись назад), плавно тронуться, поворачивая рулевое колесо вправо;

не следует забывать включить указатель поворота направо; как только средняя стойка кузова поравняется с задним бампером справа стоящего автомобиля, рулевое колесо следует повернуть вправо, продолжая движение (все внимание теперь концентрируется на том, чтобы не задеть стоящий справа автомобиль и не заехать на бордюр);

когда передний бампер вашего автомобиля окажется за задним бампером объезжаемого, рулевое колесо следует резко повернуть влево до выравнивания автомобиля вдоль тротуара, при этом особое внимание следует обратить на автомобиль, стоящий сзади.

Автомобиль можно остановить, если впереди и сзади стоящих автомобилей будут равные расстояния. Постановку автомобиля на ограниченной площадке надо выполнять так, чтобы обеспечить своим соседям свободу маневра при выезде со стоянки и не занимать места более, чем необходимо, оставляя зазор между передним и задним автомобилями не менее 1 м. Постановку автомобиля на стоянку можно выполнять и под углом к тротуару (рис. 12, б).

После остановки, прежде чем открыть левые двери, следует убедиться, что сзади в непосредственной близости от вашего автомобиля нет транспорта и ничто не мешает свободному выходу из автомобиля.

Источник

Лекция к разделу «Основы безопасности дорожного движения». Тема: «Приемы управления автомобилем в загородных условиях»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Основы безопасности дорожного движения

Приемы управления автомобилем в загородных условиях

Вождение современного легкового автомобиля в загородных условиях при достаточной комфортности кажется простым и не требующим особых усилий. Однако необходимо всегда помнить, что движение на загородных дорогах характеризуется, как правило, повышенными скоростями, частыми обгонами, внезапной сменой дорожной обстановки. А внезапная смена обстановки может привести к увеличению времени на ответную реакцию и в итоге к дорожно–транспортным происшествиям (ДТП).

Современные легковые автомобили, оснащенные мощными двигателями, развивают скорость до 140. 180 км/ч. Однако для обеспечения безопасности движения максимальная скорость легкового автомобиля на загородных дорогах ограничена Правилами дорожного движения до 90 км/ч, кроме специальных магистралей, дорожные условия которых позволяют двигаться с более высокими скоростями, о чем оповещает соответствующий дорожный знак.

Значительные мощностные возможности двигателей необходимо использовать для динамичной маневренности автомобилей, например, при обгонах. Кроме того, скорость движения автомобиля на загородных дорогах под управлением водителей со стажем до двух лет ограничена до 70 км/ч.

Выбор скорости движения зависит от ширины, качества и состояния дорожного покрытия (влажное, загрязнение, обледененное), от видимости и степени обзора местности. Самое же главное при выборе скорости – учет собственной разумной уверенности в том, что в случае необходимости вы сумеете вовремя остановиться.

Практика управления легковыми автомобилями на благоустроенных загородных дорогах показывает, что наиболее оптимальной является скорость 80. 90 км/ч, которая позволяет без особого утомления и напряжения преодолевать достаточно большие расстояния. Особое внимание необходимо уделять проезду населенных пунктов, находящихся вдоль трассы движения, строго придерживаться предупреждающих знаков и контролировать скорость по спидометру, так как длительное движение по шоссе притупляет бдительность и ощущение скорости.

При длительных поездках на загородных дорогах рекомендуется поддерживать постоянную скорость, так как движение, попеременное на повышенных, а затем более низких скоростях, вызывает повышенное утомление и совершенно бесполезный расход топлива. Использование наката – движения после разгона с выключенной передачей – на легковых автомобилях целесообразно только на длительных некрутых спусках и без выключения двигателя. Использование наката при движении по горизонтальному участку, как правило, практической экономии топлива не дает.

Никогда не следует двигаться на загородной дороге на близком расстоянии за впереди идущим автомобилем, так как это быстро приводит к утомлению, мешает обзору перспективы дороги, может служить причиной всяких неожиданностей, а также нервирует водителя переднего автомобиля. В этом случае надо или держать достаточно большую дистанцию, практически в равную скорости автомобиля, или, догнав автомобиль, при первом удобном случае совершить обгон – наиболее частый маневр, совершаемый водителями легкового автомобиля на загородной дороге.

Под обгоном понимается опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу. Обгон похож на маневр перестроения, но более сложен, требует от водителя точного расчета и высокого мастерства, умения правильно оценить ситуацию и прогнозировать ее развитие.

Намереваясь обгонять впереди идущий автомобиль или группу автомобилей, надо прежде всего четко знать, целесообразен ли обгон. Затем надо установить, что:

на участке предполагаемого обгона нет помех для безопасного и быстрого его выполнения;

на полосе обгона отсутствуют встречные транспортные средства или они находятся на достаточном, не представляющем опасности, расстоянии;

на проезжей части и на обочине нет стоящих транспортных средств, представляющих опасность на узких дорогах;

нет неровностей, выбоин, наледи на дорожном покрытии, которые могут помешать устойчивому движению обгоняющего автомобиля или вызвать изменение траектории движения обгоняемого.

Обязательно следует оценить ширину дороги и убедиться в возможности выдерживать боковой интервал не менее 1. 1,5 м, что особенно важно при обгоне крупногабаритного транспортного средства, а также автопоезда, прицеп которого может вилять из стороны в сторону с амплитудой 1 м и более. Крупногабаритный автомобиль, двигающийся с высокой скоростью, при резком порыве ветра может из–за свой большой парусности значительно отклониться в сторону. Поэтому на узкой дороге такой автомобиль можно обгонять только в том случае, если он по возможности принял вправо.

Для правильного прогнозирования ситуации в процессе обгона необходимо иметь хороший обзор, так как движущееся впереди транспортное средство создает «слепую» зону, которую надо максимально сократить.

Начинать наблюдать за обстановкой следует издалека – за 100. 200 м – и убедиться, что в зоне намеченного обгона нет помех и препятствий. Наблюдение издалека уменьшает «слепую» зону (см. рис. 1).

Водитель крупногабаритного обгоняемого транспортного средства не всегда может обнаружить позади себя автомобиль, намеревающийся произвести обгон. В любом случае следует стараться занимать на дороге такие позиции, чтобы, не создавая помех другим, иметь возможность просмотреть дорогу как можно дальше впереди и слева.

Для того чтобы получить полное представление о ситуации и составить верный прогноз ее развития, необходимо определить намерения других участников движения. При обгоне редко присутствуют только два участника – обгоняемый и обгоняющий. Как правда, число их значительно больше: встречный транспорт, автомобили, двигающиеся впереди и сзади в попутном направлении, пешеходы переходящие дорогу, и возможный выход животных. Если водитель обгоняющего автомобиля не заметит их или заметит, но не будет знать об их намерениях и пойдет на обгон, то на него ляжет основная ответственность за дальнейшее развитие событий. Поэтому, не зная намерений других участников движения, следует исходить из вероятности худшего развития событий и, следовательно, воздержаться от обгона.

В наиболее характерных ситуациях обгона надо учитывать, что водитель обгоняемого автомобиля может, резко снизив скорость, выполнить левый поворот, не включив указатель поворота (рис. 1, а), или неожиданно сам пойти на обгон, не посмотрев в зеркало заднего вида (рис. 1, б). При групповом обгоне водитель впереди идущего автомобиля может неожиданно сместиться в правый ряд перед близко находящимся встречным автомобилем (рис. 1, в), поставив водителя, следующего за ним автомобиля в критическую ситуацию. Наконец, надо учитывать, что водитель движущегося впереди автомобиля может неожиданно принять левее, объезжая препятствие на проезжей части (рис. 1, г).

Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть картинку Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Картинка про Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект

Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть картинку Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Картинка про Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект

Рис. 1. Примеры критических ситуаций при обгоне

Безопасные для обгона расстояния до встречного автомобиля должны обеспечивать хороший обзор дороги. Но поскольку такие расстояния довольно значительны (не менее 500. 700 м), то участок обгона должен быть по возможности прямым – без поворотов, подъемов, уклонов, ограничивающих видимость (рис. 34). Кроме того, даже при хорошей видимости обгон на большой скорости автомобиля, который совершает поворот, является рискованным, так как боковая инерционная сила может превзойти силы сцепления колес с дорогой и автомобиль снесет с дороги.

Обгон и поворот – сами по себе непростые маневры, и не следует их дополнительно усложнять. При благоприятных условиях можно делать обгон на выходе из поворота.

Основные правила обгона следующие. Решившись на обгон, действовать надо быстро, решительно, точно. Убедившись в его безопасности, необходимо включить левый указатель поворота и увеличить скорость. Режим работы двигателя при этом надо держать таким, чтобы у него всегда оставался определенный запас мощности, позволяющий увеличить скорость. Для этого частота вращения коленчатого вала должна быть выше средней. Имея достаточный запас мощности и приблизившись к обгоняемому автомобилю на 25. 30 м, можно начать обгон.

На дорогах с несколькими полосами для движения в данном направлении водитель, совершая опережение впереди идущих автомобилей, выезжает в соседний ряд слева. При этом он нередко опережает несколько машин, движущихся с разной дистанцией одна за другой. Опередив один автомобиль, водитель может не возвращаться в правый ряд, если он продолжает опережение. Но, если, двигаясь по левой полосе, он создает помеху тем, кто едет следом с более высокой скоростью, он обязан, уйдя вправо, освободить им место для опережения и только после этого при необходимости продолжить маневр. Все маневры выезда из ряда и возвращения в ряд надо выполнять плавно, без помех другим участникам движения.

Без обгона движение на дорогах практически невозможно. Но, безусловно, обгон должен быть грамотный в смысле водительского мастерства, и поэтому он прежде всего должен быть необходим.

Следует помнить, что в обгоне участвуют минимум два водителя. И если обгоняют ваш автомобиль, следует принять все меры для его безопасного выполнения: по возможности принять вправо, в случае надвигающейся спереди опасности постараться предупредить обгоняющего и никогда не чинить препятствия другим для обгона.

На загородных шоссе и автострадах часто встречаются повороты различной крутизны, грамотное и безопасное прохождение которых зависит от мастерства водителя, знания им физических явлений, возникающих при криволинейном движении автомобиля. При оценке ситуации, предшествующей повороту, водитель должен проанализировать следующие составляющие: соответствие скорости, радиуса поворота, характера и состояния дорожного покрытия, видимости. Проанализировав их, водитель принимает решение об оптимальном варианте прохождения поворота.

Планируя выполнение поворота, никогда не следует смещать автомобиль слишком далеко влево, а тем более выезжать на середину проезжей части, помня, что это смещение влево может застать врасплох другого водителя. На проезжей части, разграниченной разделительными полосами, обязательно надо оставаться на своей полосе.

Перед поворотом и в процессе его необходимо: снизить скорость, а в некоторых случаях перейти на низшую передачу; увеличить по возможности радиус поворота, чтобы уменьшить действие боковой инерционной силы; прежде чем действовать рулевым колесом, еще раз осмотреться, используя зеркало заднего вида; поворачивать рулевое колесо плавно, чтобы использовать упругость подвески для восприятия боковой инерционной силы. Слишком резкий поворот рулевого колеса на высокой скорости может привести к тому, что автомобиль продолжит прямолинейное движение со скольжением передних колес или он будет поворачивать с опозданием. По мере прохождения кривой поворота нужно также плавно возвращать рулевое колесо в исходное положение, а подачу топлива при необходимости увеличивать только после завершения поворота или на выходе из него.

На рис. 2–6 представлены оптимальные схемы прохождения правых и левых поворотов различной крутизны, а также S-образного поворота с минимальной потерей скорости.

При выполнении левого плавного поворота (рис. 2) до вхождения в кривую поворота водитель направляет автомобиль к правой части полосы движения, несколько снижая скорость. На участке 2, просматривая зону поворота, водитель может несколько увеличить подачу топлива и, плавно поворачивая рулевое колесо, на участке 3 вводить автомобиль в кривую поворота. Постепенно поворачивая на участке 4 рулевое колесо вправо и направляя автомобиль к правой 1 части полосы движения, можно значительно увеличить скорость. На участке 5 автомобиль выходит из поворота и переходит в прямолинейное движение.

Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть картинку Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Картинка про Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект

Рис. 2. Левый поворот

Правый плавный поворот (рис. 3) выполняется по схеме, аналогичной схеме на рис. 2, с той лишь разницей, что в начале поворота автомобиль смещается к левой части полосы движения. Когда нет разделительной полосы, нужно особенно внимательно следить за возможностью появления встречного автомобиля данной крутизну и переходит на более низшую передачу. На участке 2 водитель умеренно для поддержания скорости увеличивает подачу топлива и начинает вход в поворот. На участке 3 продолжает плавно поворачивать рулевое колесо, вписываясь в поворот таким образом, чтобы на участке 4 максимально приблизиться к правой полосе движения. На этом участке у водителя появляется достаточная обзорность оставшегося участка поворота, и он может, увеличивая скорость, завершить выход из поворота на участке 5.

Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть картинку Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Картинка про Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект

Рис. 3. Правый плавный поворот

Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть картинку Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Картинка про Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект

Рис. 4. Крутой правый поворот

Левый крутой поворот (рис. 5) выполняется аналогично правому с той лишь разницей, что в начале поворота автомобиль максимально смещается вправо на участках 1 и 2 и плавно вписывается в поворот со смещением к левой части полосы движения на участке 4.

Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть картинку Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Картинка про Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект

Рис. 5. Крутой левый поворот

На рис. 6показано прохождение автомобилем S–образного поворота. До вхождения в поворот водитель направляет автомобиль так, чтобы начать поворот по левой части полосы движения, и несколько снижает скорость. На участке 2, поддерживая постоянную скорость и просматривая дальнейшее развитие поворота, водитель плавно поворачивает рулевое колесо вправо, приближаясь к правой части полосы движения; на участке 3 плавно поворачивает рулевое колесо влево для прямолинейного движения на участке 4, максимально приближаясь к левой части полосы. Плавно поворачивая рулевое колесо влево на участке 5, автомобиль описывает по левой части полосы движения завершающую фазу поворота на участке 6 с выходом на участке 7 из поворота на прямолинейное движение.

Определяющим условием безопасного выполнения поворотов является правильный выбор скорости. Даже незначительное ее превышение приводит к тому, что автомобиль либо не вписывается в поворот и его выносит с полосы движения или разворачивает, ставя поперек дороги с риском опрокидывания.

Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть картинку Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Картинка про Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект

Рис. 6. S–образный поворот (1. 7 – участки маневра)

Особое внимание следует уделять встречному разъезду автомобилей на повороте. Из-за бокового крена и воздействия центробежных сил у водителей может несколько нарушаться координация движений и ощущение габаритов автомобиля и окружающей обстановки. Кроме того, на значительной скорости не всегда удается выдержать выбранную траекторию движения поворота и следует предусматривать дополнительный запас расстояния для разъезда со встречным автомобилем.

При выполнении поворотов на шоссе с недостаточно хорошим покрытием необходима дополнительная осторожность, поскольку неровности или часто встречающиеся наплывы на асфальте, создающие так называемую рифленку, приводят к тому, что автомобиль теряет заданную траекторию. Возникает «переставка», когда под действием центробежных сил задняя ось автомобиля в момент отрыва колес от полотна дороги смещается в наружную сторону поворота. Автомобиль при этом получает дополнительный разворот, резко сокращая радиус поворота. Если при этом вовремя не снизить скорость, то подобное явление может привести к полной потере управления автомобилем.

Водителю легкового автомобиля часто приходится ездить по дорогам без усовершенствованного покрытия или по ремонтируемым основным дорогам, представляющим собой грунтовые участки. Вождение по сухой проселочной дороге не вызывает особых затруднений, движение же по грязной грунтовой дороге требует от водителя определенных навыков и мастерства. На загрязненном участке дороги рекомендуется двигаться по колее, так как плотность грунта в ней больше и, следовательно, опасность буксования меньше. Однако, прежде чем преодолевать такой участок, водитель легкового автомобиля должен иметь в виду, что колея, как правило, накатывается грузовыми автомобилями и по глубине и ширине не обеспечивает проезд легкового автомобиля. Поэтому при малейшей неуверенности необходимо выйти из автомобиля, тщательно осмотреть дорогу и решить, есть ли возможность проехать по возвышенной части, оставляя наезженную колею между колесами. При скользкой дороге особо опасным фактором, требующим повышенного внимания, является возможность соскальзывания колес автомобиля в наезженную и разбитую колею. Особо опасные участки скользких дорог надо преодолевать на низшей передаче с постоянной частотой вращения коленчатого вала двигателя.

При остановке на загородной дороге, если это не противоречит правилам движения, необходимо максимально принять вправо и осторожно съехать на обочину на малой скорости. При этом выбирать место для остановки нужно не только исходя из собственных интересов, но и с учетом того, что ваш автомобиль на достаточном расстоянии должен быть виден другими водителями. В случае вынужденной остановки в неудобном месте – на горе (рис. 7, а) или повороте (рис. 7, б) – необходимо принять меры, включив аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Смотреть картинку Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Картинка про Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект. Фото Методы развития навыков безопасного управления автомобилем конспект

Рис. 7. Характерные места опасной стоянки автомобиля

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *