Международный техосмотр на грузовой автомобиль
Техосмотр грузового транспорта
Последние несколько лет самыми освещаемыми авариями средствами массовой информации были случаи с участием фур и грузовиков. Больше половины ДТП произошло из-за неисправности тормозов и других дефектов большегрузов. Потому наличие диагностической карты у водителей таких машин находится под постоянным вниманием как страховщиков, так и сотрудников ГИБДД.
Требования, предъявляемые к ТО для грузовиков, где проходить и сколько это стоит – можно узнать из статьи.
Технический осмотр грузового автомобиля
ТО большегрузов мало чем отличается от осмотра легковых транспортных средств. Основная разница заключается в сроках и в оснащении сервисного центра. Рас-смотрим подробнее.
Периодичность
Закон РФ 170-ФЗ (изменения от 1.05.19 г.) в 15 статье четко определяет требования по срокам ТО всех видов грузовых автомобилей.
Категории таких машин:
Для автотранспорта N1, прицепов, полуприцепов надо проходить диагностику на техническом осмотре:
Каждый год проходят ТО автомобили N2 и N3.
Важно. Машины специального назначения, в которых допускается пере-возка людей (от восьми и больше человек), габаритных или опасных грузов, прицепы к ним получают диакарту дважды в год.
Необходимые документы
На основании 170 закона (1.07.11 г.) п. 2 ст. 17 собственник грузового ТС должен иметь пакет бумаг, включающий удостоверение личности заявителя, СТС и ПТС. В некоторых случаях – доверенность на управление грузовиком и представление его на ТО, оформленную без нотариального заверения.
Что проверяют
Техосмотр грузовых автомобилей немного отличается от ТО легковых авто. Узнаем параметры контроля.
Базовая проверка
В процессе визуального обследования машины оцениваются:
Кроме того, когда проводится техосмотр грузовиков, также контролируется наличие солнцезащитных козырьков, работоспособность ремней безопас-ности и присутствие зеркал.
Системы и механизмы
Для большегрузного автомобиля отказ в работе любого узла чреват людскими и финансовыми потерями.
Поэтому на техническом осмотре особенно тщательно проверяются:
Международный техосмотр
Сейчас все международные перевозки делятся по видам транспорта следующим образом:
Около половины всего объема груза, перемещаемого через границы РФ, на 2021 год приходится на автомобильные перевозки.
Для всех выезжающих за пределы РФ необходим международный сертификат техосмотра (МСТО).
Чтобы получить его, надо пода́ть заявку в РАС, приложив копии документов:
Предварительно следует оплатить госпошлину за выдачу документа и приложить к пакету бумаг квитанцию. Международный техосмотр грузового автомобиля необходим для большегрузов, выезжающих за рубеж.
Нужен ли ТО на прицеп
Это определяется его характеристиками и формой собственности.
Обязательное прохождение техосмотра для прицепов, принадлежащих физическим лицам, отменено в 2012 г.
Однако такой подход действителен только для несамоходных средств, масса которых не превышает 3,5 т. Когда прицеп весит больше, техосмотр проводится в обычном порядке.
В случае принадлежности ТС компании он проходит осмотр в общем режиме, независимо от грузоподъемности. Это следует из необходимости оформления ОСАГО на ТС, принадлежащие юридическому лицу. А получить страховку, не имея диагностическую карту, практически невозможно.
Когда прицепу менее 3-х лет, талон ТО не нужен. Если от 3-х до 7-ми лет, техосмотр надо проводить через два года. Несамоходные ТС с возрастом более 7-ми лет требуют ежегодной проверки.
Где проходить техосмотр грузовика
Пройти техосмотр грузового транспорта можно только на аккредитованных станциях обслуживания. Такие СТО располагают средствами диагностики большегрузов и возможностью передачи данных в ЕАИСТО.
Станция должна быть оборудована:
Для испытания тормозов легковых авто используются стенды с осевой нагрузкой до 3,5 т, для диагностики большегрузов – свыше 18 т. Аналогично устройству для испытания тормозной системы стенды для оценки подвески и люфта устанавливаются для тяжелых автомобилей на 30 кН. Тогда как для легковых авто достаточно 11 кН.
Найти станцию технического обслуживания, аккредитованную для техосмотра грузовиков, можно на портале РСА.
Стоимость ТО
Цена диагностики зависит от места прохождения и от параметров автомобиля.
Отличия в пределах по разным СТО незначительные:
Ответственность за отсутствие техосмотра
Езда без действующей диагностической карты влечет за собой наказание:
Пройти техосмотр фуры так же несложно, как и для легкового автомобиля. Что для этого необходимо, как найти оператора – мы рассказали в статье. Конечно, талон ТО всегда можно купить, но такой поступок не имеет смысла.
Если содержать свой грузовик в порядке, вовремя получать диагностическую карту и не нарушать правила вождения, то можно избежать не только санкций сотрудников ДПС, но и аварийных ситуаций на дорогах.
Как пройти техосмотр в 2021 году
Этот материал обновлен 16.06.2021
1 марта 2021 года в России вступили в силу новые правила проведения технического осмотра транспортных средств. Изменения регламента коснутся как обычных водителей, так и операторов технического осмотра автомобилей. А еще дополнительные права получат сотрудники ГИБДД: они смогут аннулировать диагностические карты. Изменится и административная ответственность для операторов техосмотра, которые оформляют диагностические карты не глядя на автомобиль.
Не все операторы техосмотра оказались готовы работать по новым правилам, поэтому правительство собиралось отложить их введение. Но в итоге сделали по-другому : если диагностическая карта заканчивается в период с 1 февраля по 30 сентября, ее действие продлевается на полгода, но не меньше чем до 1 октября 2021 года. А сами правила начали действовать, как и задумывалось изначально, с 1 марта 2021 года.
Вроде бы всё учли: диагностические карты, выданные до 1 марта 2021 года, действуют и дальше, делать ничего не нужно. Но есть нюанс: автомобили 2017 года выпуска еще не получали диагностическую карту, но им она уже нужна для оформления страховки. Поэтому юридически владельцам таких автомобилей нужно проходить техосмотр по новым правилам уже сейчас: ведь эти правила действуют, а диагностической карты нет — продлять нечего.
Что делать тем, у кого диагностическая карта кончилась до 1 февраля, тоже непонятно. По закону они должны проходить техосмотр по новым правилам.
Мы позвонили в несколько СТО — там говорят, что в этом случае проходить техосмотр пока можно по старым правилам. Но юридического подтверждения этому нет: правила вступили в силу, а отсрочка положена тем, у кого уже есть диагностическая карта.
При этом в РСА заверили, что все станции техосмотра из перечня, который опубликован у них на сайте, соответствуют новым требованиям. Если обратиться на такую станцию, теоретически можно уже получить диагностическую карту по новым правилам.
Поэтому расскажу, как все это будет работать — а может, для кого-то уже работает. Если у кого-то получилось пройти техосмотр по новым правилам — расскажите в комментариях.
Как победить выгорание
Как было раньше
Через сколько лет проходить первый техосмотр нового автомобиля. Прохождение техосмотра — обязательное условие для покупки полиса ОСАГО на автомобиль или мотоцикл старше 4 лет. При отсутствии действующей диагностической карты страховые компании имеют право отказать в получении полиса. Первые четыре года проходить техосмотр и получать диагностическую карту необязательно.
Срок действия диагностической карты для ОСАГО в 2021 году не изменился. Для автомобилей старше 4 лет периодичность техосмотра — раз в два года. Есть категории транспорта, которым он нужен чаще. Например, раз в год техосмотр должны проходить легковые такси, автобусы, грузовые автомобили, оборудованные для перевозки более 8 пассажиров, грузовики с максимальной массой более 3,5 тонны, машины с устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортные средства, предназначенные для обучения вождению.
Но в последние годы прохождение техосмотра в большинстве случаев превратилось в формальность: пунктов осмотра, на которые реально можно было загнать машину, чтобы оценить ее техническое состояние, было немного. Гораздо чаще диагностическую карту оформляли вместе с полисом ОСАГО — при этом агент даже не выходил из офиса для осмотра автомобиля.
А наиболее продвинутые операторы техосмотра и их представители организовывали продажу диагностических карт через интернет. При этом покупатель получал номер ДК на электронную почту сразу после оплаты с карты — и мог отправляться в страховую за полисом.
С одной стороны, водителям такая схема была удобна: никуда не нужно ехать, затраты на прохождение техосмотра минимальные, все оформляется за пять минут. Но с другой — неисправная машина опасна для окружающих. А если она попадет в ДТП, например из-за езды с неисправным рулевым управлением или отвалившегося колеса, возмещать ущерб придется страховой компании. Добросовестные водители и пешеходы тоже рискуют. Даже если страховая компания компенсирует ущерб, ремонт машины и лечение — не самое приятное занятие.
Что изменилось с 1 марта
Можно ли получить диагностическую карту онлайн. Основное нововведение: водителю все-таки придется приехать на машине в пункт техосмотра. Чтобы оператор ТО не злоупотреблял полномочиями и не оформлял диагностические карты тем, кто даже со стоянки не выехал, проводится фотофиксация начала и завершения процедуры. Кроме хорошо читаемого изображения госномера файлы фотографий должны содержать информацию о времени съемки и геопозицию. Срок их хранения — не менее пяти лет. Получается, пройти техосмотр заочно и дистанционно теперь не получится.
Еще до начала техосмотра оператор обязан сверить вин-номер автомобиля и номера кузова, рамы, кабины, если они есть, с теми, что указаны в документах. Если номера не совпадут или их вообще не окажется, хотя должны быть, — оператор обязан внести в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра информацию об отказе в проведении ТО с указанием того, какие именно номера не совпали. Эта информация станет доступна и страховым компаниям, и сотрудникам ГИБДД. Результатом может стать прекращение регистрации автомобиля. А если выяснится, что кузов, рама или кабина краденые, владелец машины рискует стать фигурантом уголовного дела.
Если все номера совпали, водитель может оплатить услугу, а машину допускают к техосмотру. Сам факт оплаты еще не означает, что оператор должен закрыть глаза на все недостатки. Если выявят неисправности, препятствующие эксплуатации, о них сделают отметки в диагностической карте, но деньги при этом не вернут.
Если владелец откажется платить, в техосмотре ему откажут, но информацию об этом в любом случае обязаны внести в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра.
Повторный техосмотр. Если выявили неисправности и отправили их устранять, повторный осмотр тоже будет платным. Если водитель успеет устранить все за 20 календарных дней и приедет к тому же оператору ТО, смотреть будут только на неисправности, указанные в предыдущей диагностической карте. В этом случае водитель может надеяться на скидку. Но если захочет обратиться к другому оператору или на другой пункт ТО — осмотр будут проводить в полном объеме.
Электронные диагностические карты. А вот бумажные диагностические карты постепенно уходят в прошлое. Бумажный вариант карты, заверенный подписью и печатью, водитель получит только по своему запросу. Но вот показывать такую бумагу, скорее всего, будет некому: страховые компании и ГИБДД уже давно подключены к единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Диагностическая карта находится в ней в электронном виде, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью оператора. Если информации о действующей диагностической карте в этой системе нет, на покупку полиса ОСАГО можно не надеяться.
Полный перечень изменений в правилах техосмотра
За что могут аннулировать карту
Еще одно нововведение: диагностическую карту теперь можно аннулировать. Сделать это могут сотрудники ГИБДД. Это нововведение вызвало довольно бурное обсуждение — я встречал даже мнение, что это приведет к произволу на дорогах: якобы инспекторы ГИБДД получат право за перегоревшую лампочку в фаре прямо на дороге аннулировать диагностическую карту и тут же направлять машину на повторный техосмотр.
Но бояться такого не стоит. За перегоревшую лампочку или лысую резину могут только оштрафовать. А аннулировать диагностическую карту сотрудники ГИБДД могут в следующих случаях:
В любом случае решения рядового сотрудника ГИБДД в такой ситуации будет недостаточно. Потребуется еще и решение его руководителя.
Можно ли ездить без техосмотра, если есть страховка. Водителей, получивших диагностическую карту без заезда на пункт техосмотра, тоже ничего хорошего не ждет: ГИБДД обязана в трехдневный срок проинформировать владельца машины об аннулировании диагностической карты. Заодно в известность поставят страховую компанию, оформившую полис ОСАГО, а также Российский союз автостраховщиков.
Действует ли ОСАГО, если закончилась диагностическая карта. Договор ОСАГО при этом не расторгается, но водителю лучше пройти техосмотр по правилам. Если этого не сделать, владелец машины рискует потерять деньги. Если он попадет в ДТП по собственной вине, страховая компания возместит ущерб потерпевшим, но потом в регрессном порядке может потребовать возмещения ущерба от владельца машины.
Что осталось по-старому
Новые правила почти не коснулись технической части диагностики. Как и раньше, проверят, как работают тормоза, исправно ли рулевое управление и световые приборы, стеклоомыватели и стеклоочистители. Оценят степень износа шин и состояние колесных дисков. Лобовые стекла все так же не должны быть закрыты темной тонировочной пленкой, звуковой сигнал должен работать, а ремни безопасности не должны иметь разрывов.
Автомобиль должен соответствовать требованиям безопасности, которые действовали на момент его выпуска. На практике это означает, что нельзя требовать установить на раритетную «полуторку» ремни безопасности, которые сам производитель на нее никогда не устанавливал.
Полный перечень того, что будут проверять, приведен в приложении 1 к правилам технического осмотра. Вот обязательные требования, которые нужно выполнить:
Этот перечень — исчерпывающий. Придумать какие-либо свои условия, не предусмотренные в этом перечне, ни оператор техосмотра, ни сотрудники ГИБДД не могут.
Что будет с ОСАГО без диагностической карты
Не все операторы технического осмотра готовы работать по новым правилам, и неизвестно, смогут ли они выполнять все требования с 1 октября 2021 года.
Если операторы техосмотра смогут выполнять все требования, предусмотренные поправками в закон, проблем не будет и диагностическая карта останется обязательным условием для приобретения полиса. Если операторы не справятся, могут возникнуть очереди на пункты техосмотра и проблемы с приобретением полисов.
Пока точные прогнозы давать очень сложно.
Что с этим делать
Специально делать с этим ничего не нужно. Ранее полученные диагностические карты продолжают действовать — даже если автомобиль на пункт ТО фактически не заезжал. Массовая их отмена не планируется.
А вот от покупки диагностической карты в интернете или без фактического техосмотра лучше отказаться: в случае ДТП, возможно, придется раскошелиться.
Для большинства водителей правила начнут действовать после 1 октября 2021 года. Осталось лишь непонятное обстоятельство с теми водителями, кому уже сейчас пора получать первую диагностическую карту. Судя по реакции СТО, к техосмотру по новым правилам они пока не готовы.
Часто задаваемые вопросы
Каковы основные причины отказа в выдаче ЕКМТ-сертификата пригодности к эксплуатации?
Наиболее распространенными причинами являются следующие технические дефекты и несоответствие представленных документов:
В выдаче сертификата пригодности к эксплуатации отказано. Что делать?
В случае неудовлетворительного результата проверки (несоответствие установленным требованиям) клиенту ТС выдается справка с указанием мотивированного отказа в выдаче сертификата. ТС, после устранения причин отказа, может быть представлено на однократное повторное освидетельствование бесплатно, в течение 30 календарных дней, считая с момента (даты) оформления справки. Повторной проверке подлежат только параметры, несоответствие которых установленным нормам явилось причиной отказа.
Заменяют ли Международный сертификат технического осмотра (МСТО) и диагностическая карта ЕКМТ-сертификат пригодности к эксплуатации?
Нет, это самостоятельные документы, которые выдаются по результатам ежегодного национального технического осмотра.
Транспортное средство зарегистрировано вне Российской Федерации, Казахстана, Киргизии или Армении. Где получить сертификат пригодности к эксплуатации?
Сертификат необходимо получить по месту регистрации ТС.
Утрачен ЕКМТ-сертификат соответствия техническим требованиям и требованиям по безопасности для моторного ТС. Что делать?
Необходимо восстановить (получить новый) сертификат соответствия в представительстве завода-изготовителя. Если номер сертификата изменился, необходимо переоформить и сертификат пригодности к эксплуатации, выданный ООО «ТРАНСДЕКРА». Повторное освидетельствование проходить не надо. Срок действия сертификата пригодности не меняется.
Утрачен сертификат пригодности к эксплуатации. Что делать?
Необходимо получить дубликат сертификата в ООО «ТРАНСДЕКРА». Повторное освидетельствование проходить не надо. Срок действия сертификата пригодности не меняется.
Транспортное средство перерегистрировано, изменился государственный регистрационный знак. Действителен ли ранее выданный ООО «ТРАНСДЕКРА» сертификат пригодности к эксплуатации?
Нет, необходимо переоформить сертификат пригодности к эксплуатации в ООО «ТРАНСДЕКРА». Повторное освидетельствование проходить не надо. Срок действия сертификата пригодности не меняется.
Отсутствует подтверждение установленного значения ограничения скорости 90 км/час.
Подтверждением может служить справка, выданная представительством завода-изготовителя или специализированной сервисной организацией.
Международный сертификат технического осмотра (МСТО) транспортного средства
Одним из видов сертификации в процессе эксплуатации является выдача владельцам транспортных средств, осуществляющим международные перевозки грузов и пассажиров, ⭐ международных сертификатов технического осмотра (МСТО). Этот вид сертификации предусмотрен «Соглашением о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров», принятым 13.11.1997 г. в Вене и подписанным 23 странами.
Принятие данного соглашения обусловлено желанием добиться большего единообразия в правилах, регулирующих дорожное движение в Европе, и обеспечить более высокий уровень безопасности и охраны окружающей среды.
В настоящее время странами, присоединившимися к данному соглашению, являются: Российская Федерация, Эстония, Нидерланды, Румыния, Венгрия (дата начала применения настоящего соглашения на своей территории — 27.01.2001г.), Финляндия (19.06.2001 г.), Республика Беларусь (01.07.2004 г.).
В соответствии с условиями соглашения автомобильные перевозчики, осуществляющие перевозки в страны или проезжающие по территории стран из числа присоединившихся к соглашению, обязаны иметь на борту транспортных средств действующий МСТО.
Согласно Предписанию № 1, являющемуся неотъемлемой частью соглашения, данной сертификации подлежат транспортные средства категорий М2 (с разрешенной массой более 3500 кг), М3, О3 и О4 через год после первой регистрации и затем ежегодно.
Приложением к Предписанию № 1 регламентируется перечень минимальных требований к транспортным средствам, подлежащим проверке при инструментальном контроле. Данный перечень приведен в таблице.
Поскольку большинство параметров, подлежащих проверке для выдачи МСТО, проверяют также при государственном техническом осмотре, основанием для выдачи указанного сертификата в Республике Беларусь служит диагностическая карта признанного исправным транспортного средства, а также документы, подтверждающие соответствие его экологических характеристик техническим требованиям и ограничениям, предусмотренным Правилами ЕЭК ООН, действующими на дату изготовления (первой регистрации), а также Предписанию № 1.
Таблица. Перечень несоответствия транспортных средств, которые могут служить причиной отказа в выдаче МСТО
Позиция контроля | Основные причины для отказа в выдаче МСТО | |
Регистрационные знаки | Отсутствуют или ненадежно закреплены Отсутствуют или неразборчива надпись | |
Идентификационный номер транспортного средства (VIN) | Отсутствует или невозможно найти Является неполным или неразборчивым | |
Система выпуска и обработки отработавших газов | Пропускает газы, подвержена чрезмерной коррозии Повреждена | |
Содержание СО в отработавших газах в режиме холостого хода транспортного средства с искровым зажиганием без системы нейтрализации | Превышает предельное значение, установленное предприятием-изготовителем Если такое значение не определено, то: превышает значения, установленные национальными предписаниями, либо превышает 4,5 % по объему или 3,5 % по объему | |
Содержание СО в отработавших газах в режиме холостого хода транспортного средства, оснащенного системой нейтрализации | Превышает предельное значение, установленное предприятием-изготовителем Если такое значение не определено, то: превышает значения, установленные национальными предписаниями, либо при повышенных оборотах холостого хода А находится вне диапазона 1 ± 0,03 или технических требований предприятия-изготовителя | |
Дымность отработавших газов транспортного средства с воспламенением от сжатия при измерении в режиме свободного ускорения | Превышает предельное значение, установленное предприятием-изготовителем Если такое значение не определено, то: | Отсутствует (частично или полностью) либо серьезно повреждена |
Топливный бак и топливопроводы | Течь | |
Двигатель и трансмиссия | То же | |
Гидропривод тормозной системы | То же | |
Гидроусилитель рулевого управления | То же | |
Дополнительные гидравлические приспособления | То же | |
Аккумуляторная батарея | То же | |
Кондиционер и система охлаждения | То же |
Первичное оформление МСТО производится органом по сертификации. Позиции в бланке МСТО заполняются на национальном языке буквами латинского алфавита. Продление МСТО транспортных средств производится в Республике Беларусь на диагностических станциях по месту проведения их государственного технического осмотра.
Срок действия МСТО (при условии соблюдения периодичности технических осмотров) устанавливается в пределах не более 12 месяцев. Общий срок действия одного документа определяется возможным количеством отметок о подтверждении технического состояния. По истечении срока действия последней из возможных отметок перевозчик вправе обратиться в орган по сертификации за получением нового документа.
Как проходит техосмотр в других странах и нужен ли он в России
Содержание
Обязателен техосмотр только в 37 из 50 штатов. Там его делают один или два раза в год. Процедура обычно сводится к проверке токсичности выхлопа, иногда смотрят на состояние световых приборов и ремней безопасности, рулевого управления и шин с тормозами.
В общем, проверяются только те вещи, которые непосредственно влияют на безопасность движения и жизнь и здоровье водителя и пассажиров.
Германия
У педантичных немцев все немного иначе. Техосмотром заведует сторонняя организация, а не автосервис, который может быть кровно заинтересован «найти» в машине проблему и героически ее «исправить».
В отличие от России и США замеры при осмотре не инструментальные: эксперт устраивает машине тест-драйв, на котором смотрит, как работают тормоза и рулевое, как светят фары. Приборами замеряется только токсичность выхлопа.
Китай
Автопарк №1 на планете по размерам – под чутким контролем правящей партии. И процесс похож на наш российский: сервис, подъемник (или яма) – проверка работоспособности всех основных узлов и систем автомобиля. Кроме того, полиция смотрит на неоплаченные штрафы.
Ежегодную проверку проходит только коммерческий транспорт (автобусы, грузовики). Частники же заезжают на техосмотр раз в два года (если машине меньше шести лет) или каждый год (если машине больше шести лет).
Великобритания
Техосмотр обязателен для всех машин старше трех лет, его проведение курирует Министерство транспорта. Пройти его можно абсолютно в любом автосервисе, который выдает по итогу сертификат установленного образца.
Смотрят то же, что и везде: токсичность выбросов отработанных газов, подвеску, рулевое, светотехнику.
Япония
Машины старше пяти лет исследуются по повышенному тарифу, поэтому от них предпочитают заблаговременного избавляться, сливая во Владивосток счастливым будущим российским владельцам.
Техосмотр в России
Техосмотр в России проходили в вечно забитых пунктах где-то на окраине города. После многочасовых толканий в очередях мастера смотрели, как светят фары, не люфтят ли элементы подвески и рулевого управления и что там с токсичностью выхлопа. После всех страданий тебе выдавали талончик на лобовое стекло, за отсутствие которого сначала ГАИ, потом ГИБДД могли и наказать.
По полной программе никто в здравом уме прохождение техосмотра в России не делал, бумажные талончики продавались фактически свободно и по цене, лишь немногим выше легальной процедуры.
Так нужен ли техосмотр в России?
В том виде, в котором он существовал последние три десятилетия, нет, так как не имел никакого отношения к безопасности движения.
Нужен ли он в нормальном виде – как в Англии или Японии? Для постгарантийных машин – да. Первые два-три года, пока машина под присмотром у официального дилера, какие-то критические вещи не останутся без внимания.
А вот дальше, когда машина попадает в царство русского «авось», технический пригляд за ней необходим. Ведь аварии по вине техсостояния ТС хоть и не в списке лидеров, но счет их идет на сотни. А это – жизнь и здоровье непосредственно, такое на самотек пускать неправильно.
Автор: Владимир Андрианов
*** Статья авторская. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Как вы считаете, нужен ли в России техосмотр? И что правильнее: проходить техосмотр по всей строгости японских или британских требований или купить талончик у знакомого гаишника?