Мобильные средства пожаротушения пожарные и аварийно спасательные автомобили
Мобильные средства пожаротушения: виды и классификация
В системе противопожарной безопасности средствам пожаротушения отводится крайне важное и центральное место. Ведь зачастую именно от их функционирования и технической оснащенности зависит эффективность и скорость ликвидации возгорания. Особенно это важно для природных пожаров, которые охватывают большие площади и наносят непоправимый вред экологии и местности.
Большое распространение получили мобильные средства пожаротушения. Это любые транспортные или передвижные устройства, которые используются огнеборцами для борьбы с возгораниями различной степени сложности.
Презентация доступна по кнопке СКАЧАТЬ после статьи
Что относится к мобильным средствам пожаротушения
Классификация мобильных средств пожаротушения
Наземные подвижные средства пожаротушения
Пожарный автомобиль аэродромный
Автомобили личного состава пожарной службы разделяются на основные виды и специального назначения. По виду их легко узнать. Кузов имеет яркий красный цвет, сбоку указана информация о типе автомобиля, а также указан номер пожарной части.
Они используются для оперативной доставки огнеборцев, специального пожарного оборудования и огнетушащих средств к месту пожара. Кроме того в комплект автомобиля могут входить индивидуальные средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, фильтрующие самоспасатели), средства для самоспасения, инструмент (ломы, крюки, штыковые лопаты).
К основным видам относятся: автоцистерны и насосы, автомобили с пенными, водопенными и порошковыми видами пожаротушения, а также транспорт с рукавными насосами.
Автоподъемники, аэродромные машины, автолестницы, автонасосные станции, автомобили аварийно-спасательного назначения относят к пожарным автомобилям специального назначения. Кроме того, в эту классификацию мобильных средств пожаротушения входят машины по дымоудалению, технические автолаборатории, автомобили для проведения ремонта и диагностики оборудования.
В труднодоступных местах, например горной местности часто используется пожарный трактор. Он имеет хорошую проходимость. Незаменим при работе в лесных угодьях. Его используют для создания канав вокруг возгорания, что способствует уменьшению скорости распространения огня. Как правило, под пожарный трактор переоснащают уже существующие модели гусеничной техники. Их оборудуют специальными баками и насосами, а также устанавливают цистерны с тушащим веществом.
Еще одним видом наземного мобильного пожарного средства является поезд. Его корпус окрашен в красный и белый цвета. Используются для доставки пожарного оборудования для возгораний, возникших на железнодорожных путях или близ лежащей территории (станции).
Мобильный воздушный пожарный транспорт
К такому транспорту принадлежат – вертолет и пожарные самолеты-амфибии. Часто пожарные расчета используют для ликвидации пожара с воздуха именно вертолет. Он имеет подвесной ковш, с помощью которого вода может зачерпываться в любом водоеме. Тушение происходит методом бомбардировки очага возгорания сбросом воды.
На борту вертолетов-амфибий вместо ковша есть водные цистерны, и тушение происходит автономно от источника воды. Такой вид пожарного воздушного транспорта крайне ценен для работы в труднодоступных точках (горная местность, высотные здания) или на обширных территориях. В один заход способны осуществить сброс несколько тонн тушащего вещества.
Наиболее многоцелевой и быстрой моделью пожарного вертолета считается Кa-32А11ВС. Он способен максимально быстро прибыть на место пожара, доставив около 5 тонн воды. Пожарная авиация также служит для осуществления контроля с воздуха и поиска очагов возгораний в пожароопасный период.
На больших площадях используют и самолеты-амфибии. Однако применение этого вида транспорта стоит больших финансовых затрат, и к нему прибегают крайне редко. Гидросамолеты помимо бомбардировки используют также метод прицельного распыления воды. Самолет Ил-76ТД наиболее часто применяемая противопожарная модель. Он используется не только на территории России, но и за рубежом. На практика он крайне эффективен на лесных пожарах, особенно, если горят торфяные болота.
Интересные статьи по теме:
Пожарные судна
Корабли, катера также входят в классификацию мобильных средств пожаротушения. Их целью является ликвидация очагов возгораний на различных водных объектах: суднах различной категории, гидротехнических сооружениях, постройках вблизи береговой линии.
Они отличаются от другого водного транспорта повышенной маневренностью и остойчивостью, а также возможностью быстро набирать необходимую скорость. В их конструкцию включены специальные насосы, расположенные чуть ниже ватерлинии. Они осуществляют закачку воды. Кроме того, все пожарные корабли в обязательном порядке имеют системы орошения, пенообразователи, насосы. Возможно установка водометов.
Помимо борьбы с огнем, такие судна осуществляют буксировку горящего транспорта в безопасное место, участвуют в спасении пострадавших людей, и проводят откачку воды с поврежденного корабля.
В ситуации возгорания нефтепродуктов на водной поверхности возникает необходимость в привлечении к тушению особого типа корабля. Наиболее распространенными являются судна типа «Вьюн». Именно они имеют на борту специальные тушащие средства и оборудования для ликвидации нефтяных пожаров.
Не во всех случаях необходимо привлечение кораблей. Иногда более эффективным оказывается использование пожарного катера. Самой первой моделью маломерного пожарного судна был катер «UMC-1000».
Мотопомпы пожарные
Мотопомпы представляют собой переносные или передвижные специальные устройства, с помощью которых осуществляется подача воды из водоемов. Кроме того, эффективно их применение для откачки воды из затопленных объектов (подвалы зданий, котлованы).
Они бывают переносного и передвижного типа. В первом случае мотопомпа прикрепляется на раму, за которую ее можно переносить вручную или устанавливать на автомобиль. В целях безопасности каркас обладает теплоизоляционным свойством.
Основу составляет насос и двигатель. Современные устройства оснащены также фильтрами. В комплект с помпой входят еще пожарные стволы и рукава, переходники. Наиболее эффективными моделями с мощным напором воды считаются мотопомпы «Гейзер» и «Водолей». Они относят к прицепным типам.
Самым большим преимуществом такого мобильного средства пожаротушения является его автономность. Эффективность работы мотопомпы не зависит от наличия электричества или проведения централизованного водопровода. Источником воды служит любой водоем.
В закрытых помещениях обычно используют мотопомпы на электротяге. Для долгой и оптимальной эксплуатации необходимо регулярно проводить очистку фильтров и техническую проверку работы двигателя.
Классификация мобильных средств пожаротушения довольно обширна. В ситуации пожара крайне важны временные затраты, поэтому осуществления оптимальной работы по ликвидации возгорании невозможно без применения подвижных устройств.
Автомобили пожарно-спасательные (АПС, ПСА)
Автомобиль пожарно-спасательный (АПС, ПСА) – это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором, расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара (аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ.
Общие сведения
Пожарно-спасательные автомобили – категория мобильных средств пожаротушения (а именно – пожарных автомобилей) появившаяся в результате передачи пожарной охране РФ функций по проведению аварийно-спасательных работ, после слияния пожарных и спасательных формирований в рамках системы МЧС. Появилась необходимость объединить возможности основных пожарных автомобилей и аварийно-спасательной техники. Как следствие, такие автомобили впитали в себя черты и той и другой техники.
ПСА обеспечивают расширение технических и функциональных возможностей пожарного автомобиля за счет совмещения функций пожаротушения и аварийно-спасательных работ путем усовершенствования узлов самого автомобиля и оснащения его аварийно-спасательным комплексом. Автомобили пожарно-спасательные создаются на базовом шасси грузовых (реже легковых) автомобилей с кабиной, содержащей секцию для боевого расчета. В кабине размещаются обогреватель, ящики для пожарного оборудования и инструмента. ПСА оборудуются стандартными цистерной для воды и пенобаком. Кузов содержит левые и правые кузовные отсеки, на его крыше установлено пожарное оборудование и инструмент, а под ним, с двух его сторон, образованы дополнительные отсеки с откидными вниз дверцами, которые выполняют функцию дополнительных подножек.
В задней части кузова предусмотрен отсек для насосной установки. Сзади, с двух сторон кузова, установлены лестницы для облегчения подъема персонала на крышу. В кузовных отсеках, как правило, устанавливаются выдвижные поддоны. Автомобили, кроме пожарного оборудования, оснащаются аварийно-спасательным комплексом, включающим спасательное оборудование, аварийно-спасательный инструмент, электросиловое оборудование, средства индивидуальной защиты, средства связи, приборы для проведения химической и радиационной разведки, санитарное оборудование, прочее оборудование. Все перечисленное оборудование размещено в кузовных отсеках, выдвижных ящиках, а также в дополнительных отсеках.
Схема ПСА 2,0-40/2(43206)
Основные конструктивные особенности
Недостатком конструкции является, несмотря на то, что он может быть использован как для тушения пожаров, так и для спасения людей в экстремальных аварийных ситуациях, сложность его конструкции. Кроме того, отсутствие необходимого для ликвидации любой аварийной ситуации оснащения снижает функциональные возможности комплекса.
Техническими задачами, решаемыми при создании ПСА, являются расширение технических и функциональных возможностей автомобиля за счет совмещения функций пожаротушения и аварийно-спасательных работ путем усовершенствования узлов самого автомобиля и оснащения его аварийно-спасательным комплексом.
Поставленные задачи достигаются тем, что в автомобиле, содержащем базовое шасси с кабиной и секцией для боевого расчета, в которой установлено сиденье, на раме шасси установлен надрамник, на котором установлены цистерна и кузов, содержащий левый и правый кузовные отсеки и заднюю дверь.
Установленное на крыше кузова пожарно-техническое оборудование, емкость пенообразователя, пожарный насос, установленный в заднем отсеке кузова, согласно изобретению под сиденьем секции для боевого расчета установлен обогреватель, а за спинкой сиденья образованы ящики для размещения средств индивидуальной защиты, под одной из дверей секции установлен выдвижной ящик, выступающий относительно поверхности двери, опора которого закреплена на раме шасси.
Цистерна установлена, по меньшей мере, на двух дугообразных поперечинах надрамника и связана посредством стяжных хомутов с горизонтальными участками надрамника, примыкающими к дугообразной части его поперечин, под кузовом за задними колесами образованы дополнительные отсеки с откидывающимися вниз дверцами, с одной из сторон за передними колесами автомобиля установлен выдвижной ящик, опора которого закреплена на раме шасси
Емкость пенообразователя установлена внутри емкости цистерны и содержит фланец, закрепленный на верхней поверхности цистерны, кроме того, автомобиль оснащен аварийно-спасательным комплексом, включающим спасательное оборудование, аварийно-спасательный инструмент, электросиловое оборудование, средства индивидуальной защиты, средства связи, приборы для проведения химической и радиационной разведки, санитарное оборудование, прочее оборудование.
Кузовные двери снабжены телескопическими опорами. В кузовных отсеках, как правило, установлены выдвижные поддоны для оборудования.
Оснащение
ПСА оснащаются насосными установками, по аналогу пожарных автоцистерн. Так же они оснащаются емкостями для огнетушащих веществ – цистерной для воды и емкостью для пенообразователя.
ПСА-Ч (IVECO AMT)-57ВР
Спасательное оборудование включает, по меньшей мере, веревку пожарную спасательную, лестницу трехколенную, лестницу-палку, натяжное спасательное полотно, самоспасатель изолирующий, канатно-спусковое спасательное устройство, покрывало огнетушащее, лодку резиновую надувную, круг и жилет спасательные.
Аварийно-спасательный инструмент включает, по меньшей мере, кувалду, ножовку, ломы, крюки, топор, лопату, комплект ручного гидравлического инструмента: насосную станцию, резак-разжим, расширитель, домкрат, лебедку ручную, электропилу дисковую, электропилу цепную.
Электросиловое оборудование включает, по меньшей мере, генератор электрический переносной, катушку электрическую с силовым кабелем, прожектор выдвижной мачты, прожектор переносной, фонарь электрический.
Средства индивидуальной защиты включают, по меньшей мере, аппарат дыхательный со сжатым воздухом, респиратор, костюм теплоотражательный, диэлектрический комплект, в который входят, по меньшей мере, перчатки и ножницы для резки проводов.
Средства связи включают, по меньшей мере, радиостанцию УКВ, сигнальную акустическую установку, электромегафон.
Приборы для проведения химической и радиационной разведки включают, по меньшей мере, дозиметр, измеритель мощности дозы, газоанализатор-сигнализатор, прибор химической разведки войсковой.
Санитарное оборудование содержит, по меньшей мере, санитарный чемодан с аптечкой первой помощи, по меньшей мере для 50 человек, аптечку медицинскую для оснащения транспортных средств, носилки санитарные мягкие, одеяло шерстяное.
Автомобиль содержит прочее оборудование, которое включает, по меньшей мере, буксирный трос, знак аварийной остановки, огнетушитель, канистру для топлива, колодки противооткатные, конус оградительный, ленту барьерную оградительную, лампу паяльную.
Оснащение автомобиля, кроме пожарного оборудования, аварийно-спасательным комплексом, включающим спасательное оборудование, аварийно-спасательный инструмент, электросиловое оборудование, средства индивидуальной защиты, средства связи, приборы для проведения химической и радиационной разведки, санитарное оборудование, прочее оборудование, позволяет использовать его не только при тушении пожаров, но и для ликвидации чрезвычайных ситуаций на различных объектах промышленного и гражданского строительства, а также транспортных средствах.
Разнообразие моделей
В силу широты целей применения ПСА, их модельный ряд (по сравнению с другими классами пожарных автомобилей) очень широк, и подчас изобилует довольно «экзотическими» моделями.
Так, например, в связи с необходимостью проведения аварийно-спасательных работ связанных с пожарами в тоннелях, появился ПСА челночного типа ПСА-Ч(IVECO AMT 6339)-57ВР.
Для работы в условиях крайне низких температур, был создан ПСА-С-6,0-40/100(AMT-6339)40ВР.
Кроме того существуют ПСА для работы в условиях бездорожья и т.д.
Охрана труда
При работе на пожарных аварийно-спасательных автомобилях запрещается :
К работе с краном-манипулятором допускаются лица, прошедшие курс обучения и имеющие допуск на право управления краном-манипулятором и строповки грузов.
При работе используются стропы, прошедшие проверку.
В случае подтекания масла из гидросистемы работа прекращается и устраняется неисправность.
Перед включением электросиловой установки производится заземление пожарного аварийно-спасательного автомобиля.
Электрооборудование подвергается осмотру ежедневно при смене караула. Защита выходов напряжения генератора проверяется на срабатывание устройства защитного отключения, измерение сопротивления изоляции узлов электросиловой установки, токоприемников и элементов кабельных линий и распределительных коробок.
Если при включении выключателя «220 В 50 Гц» на электрощите происходит постоянное срабатывание защиты генератора, то пожарный аварийно- спасательный автомобиль подлежит отправке на стационарную проверку.
При эксплуатации генератора электросиловой установки ведется журнал, в котором регулярно записываются показания измерительных приборов, время работы и остановки, отклонения от нормы в его работе и работе двигателя, а также фиксируются осмотры и текущий ремонт.
Во время работы с выносной электростанцией необходимо соблюдать следующие требования:
Перед началом выполнения работ со стационарной и выносной лебедкой от мотопривода или гидропривода водитель убеждается в отсутствии людей в опасной в случае обрыва троса лебедки зоне. Наматывание троса на барабан лебедки производится при отсутствии людей в опасной зоне.
Во время проведения работ принимаются меры по предотвращению попадания рук или других частей тела в движущиеся (вращающиеся) части лебедки или под перемещаемый груз.
Запрещается эксплуатация лебедки при неисправном состоянии троса, превышении допустимых нагрузок, недостаточной видимости зоны проведения работ, неправильно навитом тросе на барабан.
При работе дисковой пилой с электроприводом соблюдаются следующие меры безопасности:
При работе дисковой пилой с электроприводом запрещается :
При использовании гидравлического аварийно-спасательного оборудования и инструмента проверяется состояние шлангов и соединительных штуцеров. Осматриваются режущие кромки инструмента, которые в случае неисправности – заменяются, затем протираются маслом.
Запрещается работать с гидравлическим аварийно-спасательным оборудованием при:
При работе с дымососом необходимо соблюдать следующие требования:
ТТХ пожарно-спасательных автомобилей
Модель | Емкость для воды, л | Емкость для пенообразователя, л | Марка насоса | Боевой расчет, чел | Макс скорость, км/ч | Масса полная, кг | Шасси | Мощность генератора, кВт |
АПС-2,0-40/2(43206) | 2000 | 120 | НЦПК-40/100-4/400 | 6 | 80 | 11400 | Урал-43206-41 | – |
ПСА-2,5-40/100-4/400 (43206)036-1 ПВ | 2500 | 150 | НЦПК-40/100-4/400 | 7 | – | – | УРАЛ-43206 | – |
ПСА-3(43206) | 3000 | 180 | НЦПК-40/100-4/400 | 7 | 90 | 12300 | Урал-43206 | – |
ППСА 3(3409)-01НН | – | – | – | 3 | – | – | ГАЗ-3409 | 2 |
ПСА-С-6,0-40/100(AMT-6339)40ВР | 6000 | 600 | НПЦ-40/100 | 6 | – | 24920 | IVEKO AMT-6339 | 20 |
АПС(Л)-1,25-0,8(5337) | 1250 | 100 | – | 6 | 85 | 14500 | МАЗ-5337 | – |
ПСА-Ч(IVECO AMT 6339)-57ВР | 3000 | 200 | НЦПК-40/100-4/400 | 5 | – | – | IVECO-АМТ | – |
Источники: