Модели мотоцикла ява по годам выпуска

60 лет «Старушке»: история легендарного мотоцикла Jawa

Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть картинку Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Картинка про Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска

Кто из нас не помнит красивые вишневые мотоциклы из Чехословакии? Вспоминаем, чем была знаменита модель»Ява», почему ее любили больше советских «Ижей», где тусовались ее владельцы в СССР и почему чешская марка потеряла мировое лидерство.

В послевоенные годы восстанавливающейся экономике Европы нужен был простой, дешевый транспорт — так появились первые малолитражные автомобили. Все хорошо знают Citroen 2СV и VW Kaffer (он же «Жук»), покорившие сердца европейцев. В Стране Советов автопром еще не полностью сформировался, и производство дешевых малолитражек было налажено на заводе МЗМА (позже — АЗЛК). Но что европейцу доступно, то советскому человеку дорого. Поэтому-то в нашей стране пользовались популярностью мотоциклы.

Мотопромышленность в СССР была более-менее развита и до войны. С 1928 года выпускались достаточно интересные модели марки «Иж» в Удмуртии, в том числе весьма передовые по тем временам крупные модели «Иж»-1 и «Иж»-2 с большими V-образными «двойками» объемом 1 200 кубических сантиметров.

Но все планы по серийному производству мотоциклов так и остались планами — началась война. Ну а после войны советское руководство решило не изобретать велоси… то есть мотоцикл, а воспользоваться трофеями.

Немецкие чертежи и оборудование с завода фирмы DKW получили как «ИжМаш», так и Минский мотовелозавод. Ижевцы освоили выпуск техники посолиднее — «Иж»-350 с двухтактным мотором в 350 «кубов». Велосипедному заводу из Минска достался легкий мотоцикл с мотором 125 «кубов». Позднее к выпуску мотоциклов по чертежам DKW приобщился Завод имени Дегтярева, создавший марку «Восход».

Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть картинку Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Картинка про Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска

Мотоцикл «Иж»-350 1946-1951 г.в.

В советской провинции предпочитали примитивную технику, которую не то что бы было просто ремонтировать… но которую в идеале можно было вообще не обслуживать, пока что-нибудь не отвалится. В селах «на убой» укатывались «Ижи», «Восходы» и «Мински».

Рождение легенды

Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть картинку Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Картинка про Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска

Первый мотоцикл, выпускавшийся на заводе «Ява»

Тяжелый немецкий мотоцикл с полулитровым мотором был дорогим, а потому не пользовался популярностью. Поэтому в 1932 году завод Jawa явил миру свою собственную разработку — легкий мотоцикл с 175-кубовым мотором, в 1934-35 годах наладил производство моделей с моторами 250 и 350 «кубов». В предвоенной истории марки было много интересных моментов, но полную победу Jawa одержала над своими покупателями в 1946 году.

Первый мирный год после войны. Страны отходят от потрясений. В Париже проходит выставка авто- и мототехники. Большинство фирм представляет свои предвоенные разработки, иногда наспех доработанные. А вокруг стенда Jawa не стихает ажиотаж. Чехи представили абсолютно новый мотоцикл!

Во время оккупации Чехии завод Jawa занимался ремонтом и обслуживанием немецких мотоциклов. И, конечно же, никаких своих разработок на заводе вести было нельзя. Но инженеры и механики завода в тайне от немецкого руководства разработали, испытали, подготовили документацию к серийному выпуску и даже изготовили чуть меньше тысячи сборочных комплектов для производства мотоцикла, имеющего мало общего с типичным двухколесным транспортом 40-х годов.

Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть картинку Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Картинка про Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска

Двухтактный двигатель 250 с возвратно-переменной продувкой, четырехступенчатая коробка передач с автоматическим выключением сцепления, передняя телескопическая вилка и задняя свечная подвеска, одинарная рама из стальных труб квадратного сечения… По тем временам — настоящий прорыв.

Дизайном мотоцикл тоже выделялся на фоне других. Развитая облицовка фары, плавно перетекающая в перья вилки, бензобак каплевидной формы с хромированными боковинами… Довершали облик хромированные глушители в стиле «рыбий хвост». А главное — какая аккуратность! Вся проводка убрана заподлицо, и даже карбюратор прикрыт алюминиевым кожухом.

Конечно же, столь современный, красивый и к тому же недорогой мотоцикл сразу нашел своего покупателя. В 1948 году в дополнение к модели 250 выпустили двухцилиндровую модель 350. С этих двух моделей Jawa Perak 250 и 350 начлась современная история марки.

Легенда едет в Союз!

В 1953-54 годах на смену еще не успевшему устареть «Пераку» приходит улучшенная модель. Сохранив моторы 250 и 350 без серьезных доработок и серьезно доработав ходовую часть, Jawa обеспечила себе славу и популярность еще на несколько десятилетий.

Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть картинку Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Картинка про Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска

Новая модель имела схожую по конструкции раму из прямоугольных труб и более современную ходовую. Передняя подвеска модернизировалась без существенных изменений, а вот задняя была полностью обновлена. Место свечной подвески заняла маятниковая, с парой телескопических амортизаторов, которой мотоцикл и обязан названием «Кивачка». В Советском Союзе вначале прижилось название «Чекушка» из-за объема в четверть литра, а с приходом новых моделей вошло в обиход название «Старушка».

Стилистика мотоцикла тоже претерпела значительные изменения. Взамен минимализма 40-х пришел стиль, сравнимый с современными круизерами. Развитый кожух фары, почти перетекающий в уже ставший фирменным каплевидный бак, обтекаемые формы силового блока, преходящие в характерный, чисто декоративный кожух подседельного пространства. Двухместное сиденье в форме гитары и глубокие по моде тех лет крылья. И снова глушители «рыбий хвост».

Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть картинку Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Картинка про Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска

Но перед советской публикой будущая «Старушка» предстала уже в другом виде: с сигарообразными глушителями. В СССР «Ява» продавалась только в одном цвете, но на самом деле по всему миру встречались разнообразные варианты заводской окраски: несколько двухцветных схем и одноцветные — белые, черные, алые и известные у нас вишневые.

Крайне надежный, неприхотливый, простой в обслуживании, но при этом по-европейски удобный. И не такой «дубовый», как советские «Ижи»! «Яву» было за что любить. Выпускавшийся тогда же «Иж»-56, хотя и относился к тому же классу, но весил на 20 килограммов больше, ехал на 15 км/ч медленнее и по ходовым качествам сильно уступал чешскому конкуренту. Поэтому, несмотря на цену в 600 рублей, против 500 у «Ижа», Jawa стала крайне популярной в городах.

Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть картинку Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Картинка про Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска

«Ява» 350 «Калифорниан»

Тусовки любителей Jawa в СССР

Туда приходили, как бы сейчас сказали, просто потусоваться. Посмотреть на аккуратные коробочки с не менее аккуратными, без дефектов литья и окалины, с ровными краями запчастями было выше сил большинства явоводов.

Также для особо любознательных в магазинах висели плакаты с картинками вожделенных «Яв», не поставлявшихся в эту страну. Например Jawa 250/350 Automatic с автоматическим центробежным сцеплением (рычаг сцепления отсутствовал как класс).

Еще можно было увидеть картинку Jawa с припиской Oilmaster — со сложной в настройке и обслуживании и поэтому не поставлявшейся в СССР системой смешения масла с бензином. Да-да! В Европе и Америке было полно мотоциклов, для которых не надо было мучительно смешивать бензин с маслом самому. Были плакаты и с Jawa Californian для американского рынка с абсолютно другим обликом. Отчасти эти картинки и давали толчок к тюнингу и кастомайзингу мотоциклов.

Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть картинку Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Картинка про Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска

«Ява» 350 «Калифорниан». Хорошо заметны трубки от системы ойлмастер

Классификация владельцев

Около магазина люди собирались стайками по интересам. Они все были принципиально разные для одной большой компании.

Самыми спокойными были «неклубные» люди. Они просто тихо-мирно подъезжали к магазину, здоровались со знакомыми и ехали дальше своей дорогой. Мотоциклы их описывать бесполезно, потому что это был «полный сток». Максимум могли быть привинчены зеркала и поворотники.

Барыги, то есть нелегальные торговцы запчастями, общались исключительно между собой — кому надо, сами подойдут и спросят. Одеты в потертые коричневые кожаные курки, достать которые простому смертному в те времена было невозможно. Мотоцикл в обязательном порядке оснащался «южным багажником» — конструкцией для перевозки трех внушительных кофров (обычных чемоданов). Иногда их «Явы» к тому же имели и коляску. Из запчастей у них было все, что нужно. В том числе и то, что нельзя было достать в широкой продаже, — на то они и барыги.

Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть картинку Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Картинка про Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска

В провинции тоже находились любители «Явы», но нечасто

Мажоры (пижоны, дэнди) ездили компаниями по 2-3 мотоцикла, всегда самой последней модели. Когда появилась Jawa 634, сразу пересели на нее. Стиль одежды вызывал почти что отвращение у весьма однотипно одетых прохожих. В прикид дэнди входили: темные очки по последней моде, свежайшая кожаная куртка и такие же ботинки. Дополняла этот облик яркая, чаще желтая, рубашка. Общаться с ними, естественно, мало кто желал, и поэтому надолго они у магазина не задерживались и ехали «мажорить» дальше.

Спортсмены ездили по одному и редко. Но друг друга, конечно, знали. Общего облика самих спортсменов не выявить, одевались кто во что горазд. Но мотоциклы каждый раз привлекали внимание почтенной публики. Первое, что сообщало о приближении спортсмена, — звук грамотно обрезанных глушителей. Далее появлялся и сам мотоцикл.

Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть картинку Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Картинка про Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска

Серийная «Ява» 250 спорт для шестидневных гонок

Обычно — «двухгоршковая» «Старушка» с цилиндрами и головками от 634-й модели (когда это стало возможно). Стоковая фара заменена на что-нибудь менее массивное. Вместо спидометра — тахометр от «Жигулей». Опиленные, иногда поднятые глушители и полное отсутствие лишних деталей. Ради экономии веса мотоцикл лишался центральной подставки, части облицовок. Оба крыла опиливались, а переднее приподнималось повыше.

Туристы, высшая каста владельцев Jawa, для молодежи были куда авторитетнее, чем весь ЦК вместе взятый. Эти загорелые люди в возрасте побывали во всех уголках страны. О них ходили разнообразные легенды, имевшие немало общего с истиной. Они могли перебрать мотор в поле за пару часов и имели привычку чинить мотоцикл, не имея под рукой никаких запчастей.

Есть пара случаев, которые были рассказаны лично мне одним из путешественников…

После незначительного ДТП у «Явы» погнулась вилка, так что ехать стало невозможно. Но поскольку ехать было нужно, она была прямо на обочине разобрана и приведена в чувство при помощи подручных инструментов.

Также был момент, когда внезапно разболтался ступичный подшипник. Конечно же, новые ступицы не входили в список обязательных запчастей в дорогу, поэтому в зазор между подшипником и ступицей были вставлены куски обычного бритвенного лезвия, и мотоцикл успешно вернулся домой.

Сами мотоциклы туристов заслуживают отдельного разговора. Большинство предпочитало 350-й мотор, но мой знакомый, например, предпочитал «младшую» 250-ю модель. В обязательном порядке мотоцикл, вне зависимости от года выпуска, оснащался глубокими крыльями. Дуги безопасности на мотоцикле были в порядке вещей. Кстати, кроме своих прямых обязанностей, дуги были еще и резервуарами для масла или любой другой жидкости — для этого они оснащались парой пробок. Частенько дуги ставились не только спереди, но и сзади.

Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть картинку Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Картинка про Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска

Фирменная коляска была под стать мотоциклу

Багажник — естественный атрибут туризма. Иногда — с кофрами, сделанными на заказ. Центральная подставка, не держащая утяжеленный мотоцикл на грунте, заменялась боковой подставкой и большой плоской пластиной, удерживавшей его даже на рыхлом песке.

Общаться туристы предпочитали между собой. Расставляли мотоциклы по периметру своей территории, в центр клали «Глобус Советского Союза» и начинали строить планы своих «прогулок». К слову сказать, поездка из Ленинграда в Крым через Украину со счастливым возвращением через Керчь считалось почти увеселительной прогулкой. И уж точно не являлась подвигом.

Туристы и спортсмены в среде владельцев «Яв» были вовсе не случайными людьми. Они, как никто другой, оценили надежность удобство и универсальность «Явы». На одних и тех же мотоциклах одни ездили тысячи километров, загруженные сотней килограммов пожитков и необходимых запчастей, а другие свечкой спрыгивали с бордюров и могли перемещаться на заднем колесе, пока не надоест.

Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть картинку Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Картинка про Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска

Speedway Jawa 500 cm³

Спортивные победы

С 50-х годов «Ява» была постоянным участником почти всех мотосоревнований во всех классах, и во многих из них чешские мотоциклы были первыми. Начав спортивную карьеру с шестидневных гонок (Эндуро), Jawa быстро освоила мотокросс, ледовый спидвей и гаревую дорожку, а иногда представляла заводскую команду и на кольце.

Впрочем, на кольце на доработанных «Явах» часто гонялись любители. До 80-х годов Чехословакия выставляла конкурентоспособную команду, и если бы все спортивные технические новинки применялись в серийных мотоциклах, возможно, сейчас бы «Ява» была популярнее.

Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть картинку Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Картинка про Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска

Jawa 350 cm³ V4 1969 г.

Новое поколение

После Второй мировой войны Чехословакия стала социалистической страной, со всеми издержками дружбы с СССР. В 1973 году, через 20 лет после начала производства, безнадежно устаревшая и пользующаяся спросом только в странах соцблока «Чекушка» была заменена новой моделью. Но новой весьма условно: старый двухцилиндровый двигатель 350 в видоизмененном блоке и старые барабанные тормоза, новые — рама и подвеска.

Ходовая часть у модели 634 была на мировом уровне, но двигатель сильно подкачал. В Европе все уже хотели тихий и недымный четырехтактный мотор. Поэтому основным рынком сбыта оставался СССР, где на фоне своих мотоциклов, производящихся все еще на трофейном оборудовании, новая модель была просто высшим шиком.

Еще через 10 лет выходит в свет модель 638, отличающаяся от предыдущей обликом и повышением напряжения в бортовой сети с 6 до 12 вольт, новой коробкой передач и передней вилкой разработанной на CZ. Она в Европе не просто не пользовалась популярностью, она там откровенно не продавалась. Некогда передовой, а теперь отсталый завод держался на плаву только за счет рынков коммунистических стран.

Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть картинку Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Картинка про Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска

Что теперь?

В 1991 году, после развала СССР, чешское предприятие осталось с безнадежно устаревшей моделью 40-летней давности. Были, правда, множественные патенты на технологии, придуманные некогда чехами и использующиеся другими производителями. Например, автоматический выключатель сцепления, несколько вариантов клапана впуска двухтактного мотора и декомпрессор с приводом от ручки газа.

Эти платежи не позволили заводу Jawa разориться, но мировым производителем за 20 с лишним лет независимости Чехии он, увы, не стал. Инженеры осваивали выпуск новых моделей, хоть как-то способных на конкуренцию в бюджетном классе мотоциклов.

Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть картинку Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Картинка про Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска

«Ява» 350, производящаяся в наши дни

Большинство современных «Яв» построено на своем шасси и оснащено моторами иностранного производства, школа конструкторов ходовой части осталась на должном уровне. Сейчас в общей сложности выпускается около десятка недорогих моделей. Среди которых есть и безнадежно старая, но родная чехам модель с родным двухтактным мотором и нестандартной нынче кубатурой 350 кубических сантиметров.

Источник

Мотоциклы Jawa: краткая история и гид по моделям

Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть картинку Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Картинка про Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска

Странная закономерность. Стоит где-нибудь остано­виться и слезть c мотоцикла — на заправке, у магазина или ещё где-нибудь — как рядом тут же обяза­тельно нарисуется персонаж, который поинтересу­ется, «сколько жрёт и сколько прёт», а потом непременно пустится в воспоми­нания, как он сам когда-то в детстве ездил на мотоцикле «Ява». И есть только один способ остановить назойли­вого рассказ­чика — спросить, какая именно «Ява» у него была. Потому что этот вопрос ставит в тупик практически всех. Поэтому давайте вспомним, какие «Явы» у нас были и какие, возможно, ещё будут.

Где-то между Москвой и Санкт-Петер­бургом, на привокзаль­ной площади ничем не примеча­тельной станции Окуловка, стоит довольно странный памятник. Скульптор изобразил Виктора Цоя, сидящего верхом на мотоцикле. Стран­ностей действи­тельно хватает. Во-первых, причём тут Цой, который если и бывал в этих краях, то только проездом. Возможно, выходил покурить из поезда Москва — Питер и вернулся обратно в вагон. Во-вторых, причём тут мотоцикл? Судя по свидетель­ствам современников, Виктор на мотоцикле не ездил — мечтал научиться, но так и не успел.

Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть картинку Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Картинка про Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска

Впрочем, так ли важно, что автор памятника — москов­ский скульптор Алексей Благовестнов — отступил от исторической правды? Не столь важно и то, что художник весьма приблизи­тельно представлял себе устройство мотоцикла. Если присмотреться внимательно, то заметно, что отдельные части мотоцикла он изображал с натуры — прямо-таки с макетной точностью, а другие лепил по памяти — в общих чертах, как запомнил. Однако марка и модель мотоцикла определяются однозначно — это, конечно же, «Ява»! Если быть точным, то Jawa 250 образца 1962 года (модель 559). Та самая Jawa, которая когда-то стала одним из самых массовых и самых желанных мотоциклов в СССР. Утверждают, что к началу годов чуть ли не каждый третий мото­циклист в нашей стране ездил на «Яве».

Мог ли такой мотоцикл быть у Виктора Цоя? Честно говоря, вряд ли. Скорее всего, научившись ездить (говорят, это было нужно для съёмок в очередном фильме), он бы приобрёл себе более новую модель. Но скульптор был не так уж и не прав, объединив в одной композиции два символа эпохи. К тому же в детстве Виктор наверняка мечтал именно о такой «Яве». А кто, собственно говоря, в те годы о ней не мечтал?

Немного личного

Окна нашего дома на пересечении улиц Авиа­моторная и Энергети­ческая выходили аккурат на задний двор магазина «Спорт­товары». И в какие-то особенные дни у магазина начинал скапли­ваться народ. Люди приходили ещё затемно и терпеливо ждали открытия. Местные знали: завезли «Явы»! Мы с друзьями с завистью смотрели с балкона на потенциальных счастлив­чиков и ждали момента, когда же наконец хмурые спорт­товаров­ские грузчики выкатят на задний двор ящик с первым мотоциклом. Их тогда продавали в полуразо­бранном виде, со снятым передним колесом и упакованными в деревянные обрешётки.

Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть картинку Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Картинка про Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска

Рядом всегда крутились личности, предлагающие «за недорого» поставить мотоцикл на колёса и завести. Но опытные покупатели приходили в магазин со своим инструментом: фомка, ломик или топорик — чтобы разобрать обрешётку, набор самых необходимых ключей — чтобы подсобрать мотоцикл, насос — чтобы подкачать шины, бутылочка с бензином — чтобы плеснуть в сухой бак. Впрочем, инструмент можно было и не приносить — на помощь новояв­ленному обладателю двух­колёсного чуда с готов­ностью бросались мальчишки из окрестных домов.

Вот и я, прихватив из дедовского ящика какие-нибудь клещи или плоскогубцы, тоже бежал вниз по лестнице, чтобы занять своё место в толпе зрителей, которые только и ждали момента, когда их попросят о помощи. Помогать бросались напере­гонки. И вовсе не «за недорого», а просто за возмож­ность постоять рядом с новеньким мотоциклом, потрогать его, почув­ствовать, как он пахнет, и ощутить свою мимо­лётную причаст­ность к чужому счастью.

В те годы в самом названии «Ява» было что-то романти­ческое — не наше, заграничное. В голове всплывали образы островов Ява, Суматра, Бали, Борнео — мы хорошо учились на уроках географии! Но, на самом деле, никакого отношения к островам в Индийском океане название мотоцикла не имело. Когда-то оно было образо­вано путем слияния фамилии Франтишека Янечека и названия немецких мотоциклов «Вандерер» (Janeček и Wanderer), которые он взялся выпускать по лицензии.

История

Всё началось в 1929 году, и случилось именно так, как и было принято в те годы. Где-то в промежутке между выпуском вело­сипедов, швейных машинок и пулемётов наш Франтишек задумался о произ­водстве моторизо­ванных транспортных средств и со временем всерьёз «заболел» мото­циклами. Получалось у него неплохо. Мотоциклы Jawa быстро снискали популяр­ность у европейской публики и даже успели отметиться на много­численных спортивных подиумах. Но тут в Европу пришла большая война.

Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть картинку Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Картинка про Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска

Сам Янечек не пережил оккупации нацистами его родной Чехии, а завод Jawa был национа­лизи­рован и пере­профили­рован на ремонт и обслужи­вание военной техники. И тут начинается самая романти­ческая часть истории знаменитой марки. Оказы­вается, вечерами и ночами после основной работы сотруд­ники предприятия продол­жали разработку новой перспективной модели! Втайне ото всех, по-партизански.

К концу Второй мировой мотоцикл был готов и наделал немало шума на первом после­военном Парижском автосалоне, где его представили публике. Это была модель Jawa 250 c одно­цилиндровым ­ным 249-кубовым мотором. Первое, что привлекало внимание, это очень эффектный и необычный для того времени дизайн, ставший визитной карточкой компании на долгие годы вперёд.

Следующую модель, вышедшую на рынок двумя годами позже, построили на той же ходовой части, но оснастили уже двух­цилиндровым 12-сильным мотором объёмом 350 «кубиков». Покупатели очень высоко оценили работу подвески и мягкость хода обоих мотоциклов, за что дали моделям этого поколения неформаль­ное прозвище Perak (пружинящий). Чуть позже это имя стало официальным.

Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть картинку Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Картинка про Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска

Perak — в свободном переводе с чешского это детская игрушка: пружинка или высоко прыга­ющий резиновый мячик. А ещё это супергерой — персонаж городских легенд периода оккупации Чехии фашистами и таин­ственный народный мститель. В те времена местные жители рассказы­вали легенды про человека с прикреп­лёнными к ногам пружинами. Благодаря им он выпрыги­вал буквально из ниоткуда, расправ­лялся с оккупантами и вновь скры­вался во мраке. Говорили, он был способен пере­скочить через грузовой авто­мобиль и даже небольшой дом.

Легенды легендами, но прозвище оказалось метким и даже патриотичным. Оно подчёрки­вало уникальные ходовые качества мотоцикла и пере­кликалось с историей его создания. Именно поэтому вскоре оно стало официальным названием модели.

А дальше начинается кошмар для всех «знатоков» и любителей этой марки. Более 30 лет в произ­вод­ственной программе чешского пред­приятия были всего две модели — младшая Jawa 250 и старшая Jawa 350, но их заводские индексы менялись с невероятной скоростью. Поэтому мы остановимся только на самых важных и самых знаковых вехах в истории.

Первая серьёзная модернизация модельного ряда произошла в 1953 году. Обе модели вместо задней свечной подвески получили маятниковую, а вместе с ней и первые индексы. Младшая Jawa 250 стала называться моделью 353, а старшая, соответ­ственно, моделью 354. Эти мотоциклы и стали непосред­ственными предшествен­никами и про­образами той «Явы», которую все мы знаем с детства.

Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть картинку Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Картинка про Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска

Любимица Советского Союза

Официально поставки мотоциклов Jawa в СССР начались в 1962 году. Это были модели 559 (Jawa 250) и 354/06 (Jawa 350). Индекс 354/06 вскоре сменили на 360. От своих предше­ствен­ников эти мотоциклы отличались, прежде всего, характерным кожухом фары головного света, прикры­вавшим ещё и большую часть руля. Именно такой мото­цикл стал частью памятника Виктору Цою в Окуловке. И именно он по праву считается самой красивой «Явой» в истории компании. Её у нас любили, и когда в продаже появилась новая модель с индексом 634.

«Ява-634, помимо узнава­емого дизайна, имела ещё одно преиму­щество перед всей без исключения продукцией отече­ственного мотопрома. Импортные мотоциклы не ломались! То есть ломались, конечно, — всё когда-нибудь ломается — но это происходило настолько редко, что народная молва пред­почитала вообще не замечать такие случаи.

Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть картинку Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Картинка про Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска

Главные особенности1946Jawa 250Первая послевоенная модель1948Jawa 350Двухцилиндровая версия Jawa Perak1953Jawa 250353На моделях этого поколения задняя свечная подвеска сменилась маятникомJawa 3503541962Jawa 250559Эти модели начали поставлять в СССР, их отличительная особенность — кожух фары, закрывающий почти весь рульJawa 350354/06 – 3601970Jawa 250623Jawa Bizon — эксперимент со стилем: чехи решили отказаться от традиционного дизайна, но рынок модели не принялJawa 3506231973Jawa 350634Переходная модель и последняя Jawa фирменного вишнёвого цвета. Модели 250 в этом поколении уже не было1984Jawa 350638.5 – 638.0Совершенно новая Jawa c алюминиевым двигателем и 12-вольтовой сетью2003Jawa 650ClassicМодель тяжёлого мотоцикла с 650-кубовым двигателем от компании Rotax

Как раз на счастливых покупателей «Явы» 350 (модель 634) я когда-то с замира­нием смотрел из окна и, подойдя поближе, любовался отраже­ниями в её тёмно-вишнёвых боках и солнечными зайчиками, разбегав­шимися от хромиро­ванных накладок бензобака. И именно эта модель стала последней «Явой», которую окраши­вали в характерный вишнёвый цвет. Как ни странно, но во всём мире «Явы» были практически всех цветов радуги, а в Советский Союз они поставлялись только такие.

Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть картинку Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Картинка про Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска

Jawa 634 оснащалась 344-кубовым мотором мощностью 19 л.с. Сегодня это звучит смешно, а по тем временам мощности хватало с запасом! Для сравнения, ковровские «Восходы» тех лет (которые, кстати, всегда без всякой очереди стояли в тех же «Спорт­товарах») выдавали всего 10 л.с., одно­цилиндровый ИЖ «Планета 2» — 18 л.с., и только двух­цилинд­ровый ИЖ «Юпитер 3» — 25 л.с. Но «Ява» всё равно была быстрее! Обогнать её на дороге мог только ИЖ «Планета Спорт» с запредель­ными по тем временам 32 л.с.

Последней технической новинкой «Ява» порадовала жителей бывшего СССР в 1984 году. Это была модель 638, а предыдущую модель стоит считать переходной от «старушек» к совсем новому поколению чешских мотоциклов. Тогда они получили более угловатый бензобак с массивной прямо­угольной накладкой JAWA по бокам, совер­шенно новый ­ный двигатель, цилиндры которого были сделаны из алюминия с запрессо­ванными чугунными гильзами, и — самое главное — впервые в истории марки они оснащались 12-вольтовой бортовой сетью! И если предыдущие модели казались нам стильными загранич­ными штучками, то выглядела как космолёт, занесённый в наши края бог знает какими меж­галактическими течениями.

Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть картинку Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Картинка про Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска

Тем не менее, на «межгалактической» Jawa 350 наша взаимная любовь с чешской компанией «Ява» закон­чилась. В 1991 году Союза не стало и пред­приятие лишилось своего главного покупателя, забирав­шего в лучшие годы более 90% всех произ­водимых мотоциклов. Друг на друга наложились сразу множество негативных факторов: в не стало и самой Чехо­словакии. Завод долгое время бился в агонии, что, впрочем, не помешало ему в 2003 году предпринять попытку запрыгнуть на подножку уходящего поезда мирового мотопрома. Чехи сделали тяжёлый мотоцикл Jawa 650 Classic c 650-кубовым мотором от австрийской фирмы Rotax. Решив пойти ва-банк, ему даже придали некоторые характерные черты тех самых культовых мотоциклов из Но и это не помогло необычной модели снискать популяр­ность. В принципе, на этом можно было бы и поставить точку в истории легендарной компании, но. на сцене появились индийские гости.

Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Смотреть картинку Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Картинка про Модели мотоцикла ява по годам выпуска. Фото Модели мотоцикла ява по годам выпуска

Ария индийского гостя

На самом деле дружба «Явы» с Индией началась давно. Ещё в 1961 году компания Ideal Jawa India LTD запустила лицензионное произ­водство 250-кубовой «Явы» на местном рынке. лицензия на право исполь­зования марки Jawa у индусов кончилась и они решили не прод­левать её, а просто пере­назвать выпуска­емые мотоциклы. Легенда гласит, что чешский специалист, контроли­ровавший индийское произ­водство, лично провожал чуть ли не каждый съезжав­ший с конвейера мотоцикл и давал ему напутствие: «Ездий!» Индусам очень понравилось слово на незнакомом языке — именно так они и назвали новую марку мотоциклов — Yezdi. Без каких-либо существенных изменений старые «Явы» выпускались вплоть до 1996 года, когда из-за ужесто­чившейся конкуренции с японцами и китайцами производство пришлось свернуть.

О «Яве» в Индии вспомнили ровно через десять лет: в 2016 году индийская компания Classic Legends, входящая в состав концерна Mahindra Group, вновь выкупила у чехов права на использо­вание марки Jawa в Индии и ещё в нескольких азиатских странах. А двумя годами позже публике пред­ставили сразу три моди­фикации абсолютно новой модели Jawa.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *