Могут ли дпс забрать машину без хозяина
Изъятие вашего автомобиля. Кто может изъять и в каких случаях это исключено?
Введение
Предлагаю вашему вниманию мою новую статью о том, в каких случаях у вас могут на законных основаниях отобрать или изъять личный автомобиль, какие правовые основы разрешают это делать, кто имеет право отобрать, и в каких случаях автомобиль забрать не смогут (описание некоторых случаев).
Кто может изъять автомобили?
Такое право есть у сотрудников правоохранительных органов, органов службы безопасности (в целях пресечения нарушений особого государственного уровня), медицинских сотрудников (в целях перевозки пострадавшего в больницу).
Так, сотрудники правоохранительных органов могут использовать автомобили граждан в исключительных случаях. Сам состав этих исключительных случаев четко не указан.
Нормативно-правовая база по данному вопросу
Само определение изъятие означает какое-либо действие, которое направлено на то, что автомобиль, имеющий законного владельца, могут отобрать на законных основаниях.
Изъятие автомобиля может быть в чрезвычайных ситуациях, при производстве уголовных дел –для производства экспертизы и в качестве вещественного доказательства, за неправильную парковку, за долги.
1. Есть такое понятие, указанное в ст. 242 ГК РФ, называется оно «реквизиция».
В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде.
Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.
Реквизиция практически не применяется на практике. Поэтому не будем на этом акцентировать внимание, рассмотрим иные случаи.
2. Изъятие автомобиля за «неправильную парковку», или изъятие на специализированную стоянку.
Данный вопрос регулирует ст. 27.13 КРФоАП.
Статья была придумана в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида. Отмечу, что обязательно должен быть составлен протокол. Если водителя нет – в присутствии двоих понятых. Полный текст статьи ниже по ссылке:
Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида, о прекращении указанного задержания или о возврате транспортного средства принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, а в отношении транспортного средства Вооруженных сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, также должностными лицами военной автомобильной инспекции. Указанными должностными лицами составляется протокол о задержании транспортного средства, после чего они присутствуют на месте задержания транспортного средства до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.
3. Изъятие автомобиля за долги.
Судебные приставы имеют полное право не только арестовать ваше авто, но и конфисковать его для дальнейшей реализации.
1. Авто является залогом. Пример: заемщик брал кредит для приобретения автомобиля, но потом перестал осуществлять платежи для выплаты кредитного обязательства.
2. Должник имеет задолженности, которые не имеют отношения к авто, поэтому машину могут забрать в случаях существенной суммы долга и отсутствия денежных средств для погашения. Это могут быть крупные потребительские кредиты, огромное количество штрафов от ГИБДД и пр.
В каких случаях автомобиль не заберут?
Судебный пристав не сможет забрать автомобиль при следующих условиях:
1. Машина представляет собой единственный источник дохода у должника.
2.Транспортное средство применяется для передвижения инвалидов.
3. Автомобиль не принадлежит должнику, а является собственностью иного лица, должник им лишь пользуется.
И еще один интересный случай из практики ниже.
Полный текст дела по ссылке выше.
Конституционный суд РФ дал новое толкование положениям закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя, указав на недопустимость «автоматического» изъятия и реализации в пользу государства автомобилей, на которых перевозится нелегальный алкоголь. Поводом для оценки положений закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» стала жалоба менеджера по продажам из Санкт-Петербурга. В марте 2018 года ООО «**р», сотрудником которого он является, было признано виновным по ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ (оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки).
Юрлицу назначили наказание в виде штрафа в 200 000 руб. с конфискацией изъятой алкогольной продукции. Судья также постановил реализовать в порядке, установленном законодательством РФ, изъятый автомобиль «Валдай», принадлежащий лично менеджеру. Судья, сославшись на подпункт 6 п. 1 и п. 4 ст. 25 закона о госрегулировании, постановил, что автомобиль, использовавшийся для перевозки незаконного алкоголя, подлежит реализации и не может быть возвращен собственнику.
При этом в августе производство по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ, возбужденное в отношении менеджера на основании тех же фактических обстоятельств, что и дело в отношении ООО «***», было прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения.
Менеджер обратился в КС с жалобой на то, что пп. 6 п. 1 и п. 4 ст. 25 закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя не соответствуют Конституции РФ, так как допускают реализацию в пользу государства орудия совершения правонарушения – автомобиля, принадлежащего на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному виновным в его совершении.
КС указал, что ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ во взаимосвязи с другими нормами КоАП РФ и положениями закона об обороте алкогольной продукции не предполагает возможности назначения за оборот нелегальной алкогольной продукции наказания в виде конфискации транспортных средств, используемых для перевозки такого алкоголя. При этом на данный состав правонарушения в полной мере распространяется правило о недопустимости конфискации орудия совершения или предмета правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к ответственности.
КС в итоге, рассмотрев жалобу указал, что в действующей системе правового регулирования лишение собственника принадлежащего ему транспортного средства, которое использовалось для перевозки нелегального алкоголя, приводило бы к несоразмерному ограничению его конституционных прав.
Что делать, если забрали автомобиль?
Вы приехали за покупками в торговый центр на машине, а когда вернулись не обнаружили автомобиль на своём месте? Такая ситуация случается практически с каждым водителем. Машину могли эвакуировать на штрафную стоянку.
Как забрать автомобиль со штрафстоянки?
Причин для эвакуации машины на штрафстоянку можно назвать много, но, все же, самой распространенной является следующая причина – нарушение правил парковки. Неправильно припаркованную машину может забрать на стоянку дежурный эвакуатор в течение 5-15 минут. Первые сутки за нахождение машины на штрафстоянке деньги не взимаются, после суток – 40 рублей в час, а с четвертых суток – 60 рублей в час.
Для того чтобы на штрафстоянке вам отдали ваш автомобиль, нужно забрать протокол о задержании ТС, получить письменное разрешение на изъятие своего авто со стоянки. При себе нужно иметь документы на авто, права и удостоверение личности.
Могут ли приставы забрать автомобиль?
Как только решение суда о взимании имущества с должника по кредиту вынесено, у него есть 5 суток для принудительного погашения долга. Если по истечении этого времени долг не погашен, судебные приставы могут забрать в счёт списание долга часть имущества, в том числе и автомобиль. Однако если автомобиль является средством получения дохода, например, для таксиста, то его по закону не имеют права взыскивать. Ровно так же, как и единственное жильё, если человеку негде жить. На самом деле, вопрос о том, могут ли приставы забрать автомобиль, весьма неоднозначен, а в России – тем более.
Может ли банк забрать автомобиль?
Заёмщик, оформивший кредит и отказавшийся его выплачивать, рискует лишиться своей машины. Причём, это может произойти при первом же торможении на дороге инспектором ГАИ. Задержание авто в таком случае будет на вполне законных основаниях. Задержав авто, его тут же переправят на штрафстоянку. Стоит отметить, что меры по задержанию автомобиля – это, скорее, запугивание заёмщика с целью подтолкнуть его к выплате задолженности по кредиту. Банки редко заинтересованы в арестованном автомобиле и его продаже, поскольку продажа машины не покрывает издержки в полной мере.
Машина на штрафстоянке
Приставы забрали автомобиль
Если приставы забрали ваш автомобиль, вы можете в течение 10 дней с момента изъятия подать жалобу на имя старшего судебного пристава. Также вы вправе обжаловать изъятие авто в судебном порядке. Но сразу хотим заметить, оплата штрафстоянки взыскивается с владельца эвакуированного автомобиля. Если вы работаете таксистом и авто – единственное средство заработка. Его по закону не имеют права забирать.
Эвакуатор забрал автомобиль
Если эвакуатор забирает ваш автомобиль прямо на ваших глазах, то вы обязаны разговаривать непосредственно с инспектором, который заполнял протокол. Автомобиль еще не погружен? Тогда дело за малым – заплатите штраф прямо на месте и заберите машину. Если инспектор отказывается опускать машину на асфальт и снимать ее с крепления, звоните в полицию – эти действия неправомерны. Пишите жалобу на имена водителя погрузчика и инспектора, оформлявшего протокол. Если авто уже опечатали и погрузили – тут сложнее, вам потребуется разрешение на ее вскрытие. Такое разрешение может выдать только инспектор ГИБДД.
Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП
Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.
Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.
Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.
Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.
Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.
Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.
На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.
Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.
Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.
Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.
То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.
Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.
Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.
В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.
Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.
В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.
Под колесами самокатов гибнет все больше людей
Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.
Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.
По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.
Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.
Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.
В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.
Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.
Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.
Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?
Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.
Сотрудник ГИБДД задержал мою машину
У вас была статья про запрет снимать номера с машин. Там шла речь о задержании машины. Есть ссылка на статью закона, но я ничего не поняла. Там много ссылок на какие-то другие статьи, но я не могу в них сама разобраться.
Можете объяснить, за какие нарушения могут задержать мою машину и как это происходит? Что делать, если я нарушила ПДД и мою машину хотят задержать?
Светлана, сотрудник ГИБДД хоть и не может снять номера, но задержать автомобиль ему ничего не мешает. Правда, только если для этого есть причины.
За что могут задержать машину
Вот распространенные причины для задержания машины:
Еще машину могут задержать за неисправности, даже если это не административное нарушение. Но это не задержание как таковое, а запрет эксплуатации: просто на машине нельзя ездить, но на штрафстоянку ее не отвезут.
Как задерживают машины
Процедура задержания машины строго регламентирована. Инспектор составит протокол о нарушении, потом — протокол о задержании транспортного средства. Если водителя нет рядом, найдут понятых, проведут видеосъемку, но машину все равно задержат. Если водитель не подпишет протокол — тоже не проблема.
Если решили задержать машину, ехать дальше по своим делам не дадут. Машину отвезут на штрафстоянку или заблокируют специальными устройствами. Если сразу забрать ее не получится, ее отгонят в такое место, где она не будет мешать движению.
Если нарушение смогут устранить до того, как машину отгонят на штрафстоянку, можно ехать дальше.
Штрафстоянка платная и стоит дорого. Чтобы забрать машину, нужно оплатить все расходы на эвакуатор и хранение. Причем даже если нарушитель не собственник машины, собственнику ее все равно не отдадут без оплаты всех расходов. Потом он может потребовать возмещения расходов с водителя, но чтобы забрать машину, придется заплатить. Это касается предпринимателей, которые нанимают водителей. Всегда есть риск незапланированных расходов.
Если машину задержат незаконно
Тогда расходы на штрафстоянку — за счет бюджета.
Бывает, что дело о нарушении прекращают, потому что водитель еще не может отвечать за нарушения: например, это подросток. Тогда водителя не оштрафуют, но счет выставят родителям.
Еще вместо задержания инспектор может передать управление другому человеку — у которого есть права и который вписан в полис ОСАГО. Например, если муж выпил и сел за руль, а у жены есть права и она в полисе — тогда ее попросят сесть за руль. Штрафа избежать не получится, но так как причину устранят, то повода задерживать машину не будет.
Что делать, если грозит задержание машины
Если вас остановили за нарушение и стало понятно, что грозит задержание машины, план такой:
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Законна ли эвакуация автомобиля без ведома хозяина?
Сегодня из нашего двора эвакуировали на штрафстоянку наш неисправный автомобиль, который стоял в разрешенном месте, никому не мешал, дорогу и подъезд не перегораживал, угроз не создавал, номера имел, документы в порядке. Машина не эксплуатировалась с 2009 года, но в связи с материальными проблемами в семье не было денег на ремонт. Недавно договорились с потенциальным покупателем о продаже, надеясь хоть немного поправить дела. И вот сюрприз! Позвонили в полицию, а там сообщили, что машина эвакуирована по распоряжению Комитета по благоустройству города и помещена на штрафстоянку, куда мы должны подъехать завтра и там нам все объяснят. По сути у нас украли машину, ведь выкупить нам её не на что, а продать мы её не сможем даже на запчасти. Что делать?
Ответы на вопрос:
Принудительной эвакуацией автомобилей занимаются муниципальные специализированные службы. И хотя само действие производится ими совершенно бесплатно, неприятных последствий этого мероприятия для владельца транспортного средства будет немало. Во-первых, ему придется потратить некоторое время на поиски и возврат своего авто, а во-вторых, заплатить штраф за парковку в неположенном месте и оплатить пребывание автомобиля на штрафной стоянке в случае его нахождения там более суток. С 1 июля 2012 года в эти правила внесены значительные изменения, по которым штрафы станут намного выше, а транспортировку и хранение авто на штрафстоянке придется оплачивать самим автовладельцам (с почасовой оплатой стоянки).
Но вернемся все-таки к причинам, по которым автомобили попадают в зону внимания сотрудников муниципальной службы эвакуации, наводящих порядки на улицах и парковках населенных пунктов, и на вполне законном основании оказываются на штрафстоянках. Любое автотранспортное средство может быть принудительно эвакуировано на штрафстоянку в следующих случаях:
авто припарковано водителем в неположенном месте (рядом есть запрещающий стоянку знак);
припарковано в положенном месте (на платной стоянке), но срок оплаченного пребывания закончился;
находится без водителя на желтой разметке (место для остановки общественного транспорта);
перекрывает подъездные пути спецтранспорту (скорой, пожарной машине и т.п.);
управляется водителем в нетрезвом виде либо без водительских прав и/или документов на машину;