Моргунов на мотоцикле в шлеме
Мотошлем из Латвии. #моргуновка #мотошлемы СССР
Немного истории, в которую пришлось погрузиться. Это интересно.
Внедрение шлемов в жизнь мотоциклистов — это заслуга Хью Кэрнса, английского хирурга, который в своем многолетнем труде изучил около 2300 инцидентов с гибелью мотоциклистов. Результаты его исследований в 40-х годах легли в основу разработки мотошлема. В начале 50-х годов ХХ века сформулировали свод требований к защите головы (равно шлему), а затем конструкцию шлема с жесткой внешней оболочкой поглощающей энергию удара запатентовал профессор Университета Южной Калифорнии Чарльз Ломбард. Эта разработка изначально предназначалась пилотам ВВС, потом активно защищаться стали и водители гоночных автомобилей тех времен, при этом патент охватил и мотошлемы.
Позже стала возникать обязанность использовать шлемы мотоциклистами на государственном уровне, первой в этом деле оказалась Австралия. А в СССР Постановленим Совета Министров РСФСР № 1092 от 29 ноября 1967 года «О повышении безопасности движения в городах, других населенных пунктах и на автомобильных дорогах» в т.ч. предусматривалося запрещет езды на мотоциклах и мотороллерах без защитных шлемов., т.е. тоже возникала обязанность использовать защиту в виде шлема у советских граждан.
Задумывался приобрести соответствующий эпохе своего мотоцикла (м-72) шлем. Уверен, что у всех сразу возникает образ знаменитой «моргуновки». Оказывается, что это мотоциклетный шлем, описание защиты гонщика есть в книге 1963 «Спутник мотоциклиста».
Такую даже не искал, т.к. лот не частный, а если и встречается, то цены на него, как у спекулятнтов в выходной день.) Вообще не искал, просто мониторил сайты, все было как обычно — хлам, дорого, дорого+хлам. И вот настал день, когда среди кучи барахла на одном из фото мелькнул он.
Подкупала и настораживала цена — слишком маленькая для той сохранности и комплектости, что просматривалась. Все оказалось хорошо. Продавец был честным, а шлем настоящим. И я ничего не знал о шлемах и их истории в принципе. Но внутри шлемака оказалась бирка:
Отсюда и потянулось расследование о Валмиерском заводе стекловолокна, мотошлемах из Латвии и Эстониии, вообще мотошлемах СССР, которое потянет на целую энциклопедию. Поэтому ограничусь своим пациентом.
Мой шлем — латвийского производства и состоит из 4-х основных частей (колпак, козырек, подшлемник и его съемная частью, плюс ремешки). Колпак из стекловолокна ярко желтого цвета, подшлемник прикреплен к колпаку суровой нитью и прикрыт декоративным кольцом в данном случае черного цвета.
Подшлемник скроен из х/б ткани, а снаружи подшлемник из черная натуральная кожа, изнутри х/б подкладка, тканью в цвет. Ремешки у шлема тоже из кожи. Сзади есть кожаный хлястик (неразъемный) для удержания резинки мотоочков.
Подшлемник полного профиля — закрывает затылок, уши и щеки водителя, в жаркую погоду съемная часть отделяется молнией и остаются кожаные ремешки, которые образуют удерживающий треугольник.
Шлем и его вариации выпускались в интервале 1969-1979 год, согласно ободку рассчитываю на ранние варианты выпуска. Но даже в таком случае он не совсем подходит для М-72 1955 года. Если у Вас есть информация о мотоциклетных шлемах СССР — поделитесь, пжлст, внизу ссылкой.
Анатомия мотошлема – что надеть на голову?
Для любого мотоциклиста шлем – это не просто средство защиты, но еще и предмет гардероба, фетиш, средство самовыражения и коммуникации с миром. Он давно перестал быть просто «скорлупой», защищающей голову от возможных ударов. Поговорим о том, что же такое шлем сегодня.
Современный мотошлем – штука настолько же сложная и высокотехнологичная, как и сегодняшний мотоцикл. Материалы, из которых их «пекут», порой приходят из аэрокосмической и военной областей, ведь скорости растут, а требования к обеспечению безопасности не становятся мягче. Шлемы можно разделять по огромному количеству характеристик и признаков: по типу, материалу изготовления, области применения и так далее, однако главным критерием выбора всегда должно быть наличие на нем маркировки о прохождении сертификации. В принципе, если у уважаемого читателя нет желания разбираться во всех хитростях «одежды для головы мотоциклиста», достаточно прочесть следующий раздел и на этом остановиться.
Предъявите документы!
Каждый мотошлем может носить это гордое звание лишь в том случае, если он прошел сертификацию в одной из уполномоченных организаций. В противном случае это не более чем декоративный горшок, в котором можно выращивать герань, например, ибо никакой гарантии того, что он способен хоть как-то обезопасить своего носителя, нет. На данный момент чаще всего на шлемах можно (и нужно) найти маркировку сертификации по стандартам Европейской экономической комиссии ООН, которая обозначается буквой Е с какой-либо цифрой в круге или надписью ECE 22.05. Другой вариант – сертификация Министерства транспорта США, обозначаемая символом DOT.
Существуют свои обязательные сертификаты и в Великобритании, Австралии, Японии и даже в России есть ГОСТ, однако на практике их встретить довольно сложно. Есть и такое явление, как добровольные тестирования шлемов, на основании которых производители получают своего рода «баллы» и «звезды», как на краш-тестах NCAP, однако все это вторично. На любом фирменном шлеме всегда будет сертификат DOT, ECE или они оба.
Стоит отметить, что стандарты имеют несколько разные требования. Так, например, одна и та же модель шлема одного и того же производителя, но выполненная для рынка Европы и Америки, может иметь серьезные различия по конструкции. Американский стандарт чуть мягче (это касается не столько безопасности, сколько второстепенных нюансов), и зачастую на рынке можно встретить предложения о продаже шлемов «из Штатов» значительно дешевле, чем в наших салонах. Это обусловлено не жадностью продавцов, а именно различиями в конструкции. Например, несколько лет назад, купив американский Shoei XR1000, мы обнаружили, что он неразборный. То есть из него невозможно извлечь все элементы внутренней отделки, что заметно осложняет стирку. Хотя тут, конечно, все зависит от производителя. Так, японская компания Arai всегда создает свои шлемы максимально безопасными и не делает разницы для рынков разных стран.
Итак, главное правило при выборе шлема – найти на нем маркировку Е в кружочке или DOT. Первая, как правило, прячется на лейбле, пришитом к подбородочному ремешку, вторая – на наклейке на затылке.
Из чего же, из чего же…
Вторым важнейшим критерием при выборе шлема должен стать материал изготовления «скорлупы» – внешней оболочки шлема. Вариантов может быть всего три: клееный композитный, литой и из «глины и соплей». К сожалению, я вынужден снова возвращаться к теме «ноунейма». В магазинах, торгующих дешевым китайским мотоширпотребом, в обязательном порядке представлены столь же поганые «горшки» по цене от полутора тысяч рублей. Их зачастую покупают своим отпрыскам родители в комплекте с китайским мопедом или квадроциклом с лозунгом «Ну а чо, дешево же!».
Естественно, никаких сертификатов у таких «шапок» нет, и скорее всего, защитить они смогут разве что от мух, летящих в лицо. Зачастую визоры таких изделий приходят в полную негодность уже через пару недель катания, так как выполнены из чрезвычайно мягкого плексигласа, и в дальнейшем юные мотоциклисты катаются вовсе без визоров, собирая камни, песок и мух на свои белоснежные зубы и в глазки. Словом, покупать и тем более носить такие поделки категорически не рекомендуется. А вот о двух других типах поговорим подробнее.
Самыми безопасными, технологичными и легкими считаются шлемы, изготовленные по технологии склеивания. Скорлупу такого шлема выклеивают из множества слоев различных материалов: минеральных тканей, кевлара, карбона и т. п. Именно карбон-кевларовые шлемы считаются самыми лучшими – в таких ездят звезды MotoGP, WSBK и вообще все быстрые парни. Разумеется, за класс надо платить, и шлемы с применением карбона и кевлара будут стоить на порядок дороже аналогичной модели, но склеенной из стеклоткани. Кстати, не бывает полностью карбоновых шлемов: углепластик хоть и обладает отличной твердостью и малым весом, но исключительно ломок. Поэтому его всегда дополняют кевларовыми слоями, обеспечивающими упругость всей конструкции. Карбон же лишь позволяет чуть снизить массу шлема и придать ему «премиальный» облик. Цены на композитные шлемы начинаются от 10 000 российских рублей. За карбон придется выложить не меньше 30 000.
На фото: шлем буквально вылепливают из карбона, кевлара и композитных смол. Справа – шлем Arai RX-7 RC, пожалуй, самый дорогой на рынке. Карбон, ручная работа, автограф мастера и почти двести тысяч рублей
Литые шлемы – это эконом-сегмент. Литой шлем может быть даже легче клееного, однако его сопротивляемость ударам и особенно истиранию может оказаться заметно ниже, чем у композитного собрата. Без сомнения, если на таком бюджетном шлеме будут стоять маркировки сертификатов соответствия, он будет обеспечивать должный уровень безопасности, но потягаться с композитами, которые, как правило, значительно превосходят требования сертификационных испытаний, не сможет. Так что брать этот шлем для ежедневной езды по деревне вполне можно, но вот выезжать в таком «горшке» на гоночную трассу я бы не советовал.
Зачастую именно городские шлемы «три четверти» выполняются по технологии литья. Однако встречаются и интегралы начального уровня
Три четверти – это целый шлем, а не ¾
Следующий этап – выбор модели шлема. В последнее время классификация модельного ряда заметно расширилась. Инженеры придумывают все новые и новые комбинации старых моделей, комбинируют их, создают гибриды, вспоминают прошлое и экспериментируют. Мотоциклисты все эти новшества воспринимают с энтузиазмом, так что процесс идет бодро. Попробуем ознакомиться с наиболее популярными типами мотошлемов.
Интеграл или фулл-фейс – гоночный или туристический шлем, закрывающий все лицо. В таком комфортнее всего в ненастную погоду, он лучше всего бережет от мух, сквозняков и дождя. Разумеется, именно интеграл – вариант, обеспечивающий максимальную безопасность. Поэтому в таких шлемах гоняют на треке спортсмены и их предпочитает большинство мотоциклистов. Есть у интегралов и минусы – большой вес, не самые лучшие обзорность и вентиляция, что негативно сказывается не столько на микроклимате внутри шлема (у дорогих моделей с этим все в полном порядке), сколько с невозможностью обеспечить достаточный приток кислорода при активном вождении. По этой причине (в частности) в интегралах не ездят по бездорожью – просто нечем дышать.
Интеграл – самый безопасный и комфортный тип шлема
Флип-ап или модуляр – это, по сути, тот же интеграл, но здесь «челюсть» – подбородочная дуга шлема – выполнена не заодно со скорлупой, а на шарнире. Плюсы такой конструкции очевидны: не нужно каждый раз снимать шлем, чтобы попить, покурить или поговорить с заправщиком на АЗС – достаточно поднять «челюсть». В городе, где приходится много общаться и останавливаться, эта функция бывает востребована.
Модуляр не нужно снимать, чтобы поговорить или выпить воды – достаточно открыть «челюсть»
Минусы также вполне очевидны: больший, чем у интеграла вес, меньшая жесткость конструкции, меньшая надежность в эксплуатации, повышенный уровень шума из-за щелей. Однако зачастую в городе или, наоборот, в дальней дороге, удобства модуляра перевешивают недостатки, и у этого типа шлемов очень много поклонников. Кстати, сейчас многие фирмы выпускают гибридные модуляры, у которых «челюсть» можно или вообще отстегнуть и получить шлем типа ¾, или закинуть ее на затылок. Вариантов масса.
Shark EvoLine – один из ярких примеров современного дизайна. Подбородочную дугу можно убрать на затылок, получив открытый шлем. Никаких инструментов не требуется
Три четверти – это классический дизайн, знакомый нам еще по дедушкиному гаражу: шлем, закрывающий череп примерно по границе роста волос. Наиболее простая конструкция из всех. Вариантов шлемов «три четверти», пожалуй, больше всего на свете. Производство не требует особо сложных технологий, большинство мотоциклистов в мире предпочитает этот вариант за простоту, дешевизну и легкость. Под большинством я понимаю не суровых байкеров на «харлеях» и затянутых в кожу спортсменов, а физическое большинство – китайцев, индусов и прочих жителей Юго-Восточной Азии, передвигающихся на 50-150-кубовых агрегатах. Да и просвещенная Европа тоже не гнушается таких «шапок». Летом персонаж в Риме или Милане в интеграле, да на каком-нибудь столь ими любимом 150-кубовом скутере будет выглядеть, мягко говоря, комично.
Современное прочтение шлема ¾
Старая добрая классика
Последний писк моды – три четверти с визором типа пузырь
Разумеется, подавляющая масса таких шлемов изготовлена по литьевой технологии, но есть и композитные модели. В продаже можно найти бесчисленное множество раскрасок, дизайнов и стилей, от современных мотивов до действительно олдскульных, вроде тех, что были в моде лет 50 назад. Словом, раздолье для модников.
Цены на «три четверти» начинаются от полутора-двух тысяч российских рублей.
Половинка и даже меньше…
Не сказать что подобные «шапки» занимают сколько-то значительное место в рейтинге. Скорее, это дань традиции и эрзац-шлемы для тех, кто уперто их игнорирует, но не хочет оказаться за гранью закона. Спасательный эффект от таких «скорлупок» стремится к нулю, так что остается эффект чисто художественный и законный – чтобы гаишники не придирались. Но если в штате Аризона использование шлема обязательно, и такой «как-бы-шлем» – это повод для дорожной полиции проверить хотя бы сертификат шлема, то в России, хоть ГОСТ на шлемы и присутствует, ПДД никак не объясняет, что такое «мотошлем». Поэтому у нас чисто теоретически можно ездить в чем угодно – хоть в хоккейной каске, хоть в солдатской. Главное, чтобы был застегнут на подбородке соответствующим ремешком. Но я вам ничего не говорил.
Шлем «мечта Моргунова» до сих пор в почете у байкеров
Еще одна «половинка» – уши не спасет, зато жуть как брутально!
Ценник на такие шапки тоже стремится к нулю. Американский «горшок» обойдется в две-три тысячи российских рублей.
Оффроуд
Отдельно в рейтинге стоят кроссовые шлемы. Конечно, используют их и в эндуро, и просто в оффроуде, и даже на квадроциклах, но традиционно их называют кроссовыми. По степени защиты эти шлемы мало уступают интегралам, но поскольку выполняют совсем иные функции, имеют совсем другую форму и содержание.
Так, кроссовый шлем не рассчитан на контакт с асфальтом, зато учтены возможные контакты с твердым мотоциклом, камнями и прочими препятствиями. Кроссовые шлемы имеют отвратительную по асфальтовым меркам аэродинамику, потому что на оффроуде редко кто разгоняется быстрее 80-100 км/ч. Так что ездить в таком по дорогам будет не очень комфортно, особенно если ехать далеко и пытаться делать это быстро.
А вот с поступлением воздуха для вентиляции и дыхания тут все в порядке. Развиты отверстия в передней части и в самой скорлупе, так что с количеством кислорода для дыхания таких проблем, как в интеграле, не будет. Вытянутая форма «морды» шлема обусловлена необходимостью «отсекать» летящие навстречу палки, комья грязи и прочие предметы. Да и козырек сделан вовсе не для защиты от солнца, а с той же целью – закрывать глаза от земли и грязи, летящих из-под колес впередиидущих соперников.
Естественно, кроссовый шлем используется только с соответствующей маской. Резюмируем плюсы и минусы: много воздуха, малая масса, хорошо защищает от земли, грязи и палок. В дождь вы поймете, что вода твердая и больно дерется, все лицо будет в грязи, как ни крути, а на скорости свыше 100 км/ч вам будет отрывать голову парусящим козырьком.
Кроссовые «шапки» бывают как клееными, так и литыми. Цены примерно соответствуют интегралам, но нужно учитывать то, что маска в комплект никогда не входит.
Гибрид грязи и асфальта
Последние веяния моды – гибридные шлемы для эндуристов-путешественников, которые появились на фоне растущей популярности собственно эндуро для путешествий. Подобный шлем сейчас есть в линейке практически каждого производителя из первой двадцатки. Гибридность заключается в том, что к якобы кроссовому шлему с «мордой» и козырьком добавлен вполне асфальтовый визор как на интеграле, плюс зачастую имеется солнечная выдвижная шторка. На асфальте в таком можно ехать в относительном шумовом и «сквозняковом» комфорте, благодаря визору, а на оффроуде, подняв (или вообще демонтировав) визор и надев маску, катать как в кроссовом шлеме. На мой скромный взгляд, конструкция проигрывает интегралам на асфальте и «кроссачам» – вне его, как и любая, претендующая на универсальность. Не более чем модный тренд.
МотоТаня (Озолина) – Биография, Фото, Без шлема, Разбилась
Мото Таня кто это такая?
Настоящее имя – Татьяна Озолина
Псевдоним – МотоТаня
Дата рождения – Неизвестно
Родной город – Омская область, сейчас живет в Москве
Деятельность – блогер
Семейное положение – в отношениях
Рост – 172
Социальные сети
Мото Таня (Таня Озолина) – известный мотоблогер из Москвы, которая выкладывает в соцсети видео своих поездок и танцев.
Биография
Таня Озолина (она же Мото-Таня) родилась Омской области. Имеет два образования: одно – средне-специальное, второе – высшее, которые она получила в родном городе, она – дипломированный хореограф и экономист. Работала на руководящей должности в аутсорсинговой компании, на данный момент является руководителем отдела планирования и управления в декапратенте розничных сетей/службы crm
Прославилась став мото-блогером. В 2014 году девушка купила себе первый мотоцикл. Права категории В у нее уже были, она отучилась на категорию А.
Мотоцикл выбирался тщательно и на него пришлось копить деньги, это был Kawasaki огненно-красного цвета. Родителям о своем новом увлечении Таня не говорила, вообще она с 15 лет была совершенно самостоятельной. Родители узнали о приобретении мотоцикла почти через год и приняли это достаточно спокойно, мотоцикл был привычным средством передвижения ее отца и деда.
Инстаграм Тик Ток
У Тани есть профили в инстаграм и тик токе. В своих профилях Мото-Таня выкладывает материалы о своих передвижениях по городу и танцах во всех возможных местах, а также о путешествиях.
Татьяна любит путешествовать. Она была в Грузии, Турции, Украине и городах России. Профиль Тани наполнен публикациями с различных красивых мест. На большей части фото Тани лицо закрыто шлемом, как сама она пошутила, что только спит без шлема.
Аккаунт Тани выглядит нестандартно и привлекает внимание, поэтому число подписчиков растет.
На Мото-таню подписаны более 400 тысяч человек из разных стран. Каждое новое фото или видео встречаются бурными комментариями.
Также видео Тани можно найти на Ютубе по хештегу # мотоТаня. Видео зрелищные позитивные, сопровождаются хорошей музыкой, например, песней Виктора Цоя “Кукушка”.
Её Мотоцикл
Мотоцикл привлек Таню после того, как в течение 2-х лет она каталась в роли пассажира.
Первым ее мотоциклом был Kawasaki ZX6R 2007 года. Сейчас такой же, но 2012 года. Сначала Таня планировала заняться стантрайдингом, но передумала. Хотя считает себя немного бесшабашной.
Личная жизнь
Таня была замужем, но вскоре развелась. Информации о том, кем был муж, нет. Вот уже 2 года сердце Татьяны занято любимым человеком, кто это – она не раскрывает. У нее есть сын, которому 9 лет.
Интересные факты
В ноябре 2019 года Таня посетила на мотоцикле Турцию, где восхитила и произвела фурор у мужчин этой страны.
МотоТаня разбилась
В 2019 году в интернете появилась информация о гибели Мото-Тани, о том, что она на большой скорости врезалась в ограждение и упала. Эта информация была лживой и возмутила Таню.
МотоТаня Озолина фото без шлема
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.2 / 5. Количество оценок: 342